Московский экономический журнал 8/2022

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 332.122

doi: 10.55186/2413046X_2022_7_8_461

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ ПУТЕМ СОЗДАНИЯ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ

ANALYSIS OF THE RESULTS OF TAX REGULATION OF THE MAGADAN REGION BY CREATING A SPECIAL ECONOMIC ZONE

Егорова Дарья Алексеевна, доцент, к.э.н., Департамент корпоративных финансов и корпоративного управления, Финансовый университет при Правительства Российской Федерации, Россия, Москва

Иванов Александр Юрьевич, Финансовый университет при Правительства Российской Федерации, Россия, Москва  dgin.98@mail.ru

Egorova Daria Alekseevna, Associate Professor, Candidate of Economics, Department of Corporate Finance and Corporate Governance, Financial University under the Government of the Russian Federation, Russia, Moscow

Ivanov Aleksandr Iurevich, Financial University under the Government of the Russian Federation, Russia, Moscow

Аннотация. В данной статье оценивается эффективность введение территориальных налоговых льгот как инструмента стимулирования экономики Магаданской области. В рамках работы будет представлены общие положения по налоговым льготам, основные показатели Магаданской области, а также будет проведен отраслевой анализ динамики выручки и прибыли организаций. В заключении будет представлена оценка результатов налогового регулирования Магаданской области и даны рекомендации по ее улучшению.

Abstract. This article evaluates the effectiveness of the introduction of territorial tax incentives as a tool to stimulate the economy of the Magadan region. As part of the work, general provisions on tax incentives, the main indicators of the Magadan Region will be presented, as well as an industry analysis of the dynamics of revenue and profits of organizations. In conclusion, an assessment of the results of the tax regulation of the Magadan region will be presented and recommendations for its improvement will be given.

Ключевые слова: налоговое регулирование, налоговые льготы, особая экономическая зона, Магаданская область

Key words: tax regulation, tax incentives, special economic zone, Magadan region

Введение

Современная экономическая конъюнктура характеризуется высоким уровнем развития экономической системы, которая включает в себя такие виды экономических субъектов, как: государство, организации и домохозяйства. Причем, стоит обратить внимание, что еще Джон Кейнс обратил внимание на несостоятельность рыночной экономики и выявил необходимость в дополнительном регулировании экономической системы со стороны государства. Государственные и муниципальные органы власти играют значительную роль в формировании страновых результатов за счет использования различных методов монетарной и фискальной политики. Одной из сторон налогово-бюджетной политики государства является налоговое регулирование, которое имеет три основных инструмента влияния на экономику: налоговые ставки, налоговая база и налоговые льготы.

Одним из примеров регулирования экономики за счет предоставления налоговых льгот – это создание особых экономических зон. При их создании государство предоставляет экономическое преимущество ряду компаний по территориальному признаку с целью увеличения темпов экономического роста по одному конкретному региону. На территории Российской Федерации существует несколько крупных особых экономических зон, одна из которых находиться на территории Магаданской области. Данная экономическая зона существует уже продолжительное время начиная с середины 1999 года [2].

При введении территориальных налоговых льгот фискальная функция налогов утрачивается, что не позволяет государственным органам генерировать достаточное количество финансовых ресурсов. Дефицит бюджета снижает способность государства к перераспределению денежных средств, что снижает способность государства регулировать экономику, формируя возможность неблагоприятного и стихийного развития экономии на территории. Данная ситуация формирует необходимость оценки результатов налогового регулирования экономики посредством введения территориальных налоговых льгот, в том числе особых экономических зон.

Материалы и методы

Экономика региона включает в себя большое количество показателей, которые отражаю те или иные аспекты развития конкретной территории. При анализе влияния территориального налогового регулирования целесообразно обозначить его основные направления для понимания какие конкретно метрики необходимо использовать для формулирования конечной оценки.

Регулирование экономики Магаданской области происходило в первую очередь за счет введение налоговых льгот и снижения уровня налоговых ставок. В рамках рассматриваемого преобразования были затронуты следующие налоги: налог на прибыль организаций и налог на добычу полезных ископаемых.

В отношении налога на прибыль были сделаны два основных изменения законодательства. Во-первых, на основании статьи 284 пункта 10 Налогового кодекса Российской Федерации доля налога на прибыль организаций, которая зачислялась в федеральный бюджет в размере 3% от налогооблагаемой прибыль, снижена до 0% [1]. Во-вторых, на основании статьи 284 пункта 1 Налогового кодекса Российской Федерации предоставлена возможность устанавливать пониженную ставку законом Магаданской области относительно доли, зачисляемой в региональный бюджет в размере 17% от прибыли организаций.

Если говорить о налоге на добычу полезных ископаемых, то стоит акцентировать внимание, что на основании стать 342 пункта 2.3 Налогового кодекса Российской Федерации для всех организаций-участниц Особой экономической зоны в Магаданской области, которые добывают полезные ископаемые, за исключением углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых, устанавливается понижающий коэффициент для налоговых ставок статьи 342 в размере 0,6 [1].

На основании предоставленных льгот можно предположить, что для оценки эффективности мероприятий необходимо провести динамический анализ по данному региону в разрезе трех разделов: демографический, отраслевой, крупнейшие компании.

В рамках демографического анализа необходимо проверить динамику количества физических лиц в данном регионе, так как одной из самых существенных проблем малоразвитых субъектов является существенных отток трудовых ресурсов, что осложняет ведение хозяйственной деятельности.

В рамках отраслевого анализа необходимо рассмотреть разделение компаний по отраслям, а также развитие каждой из отраслей. С помощью такой оценки можно будет назвать сильные и слабые стороны региона, а также спрогнозировать его дальнейшее развитие. Помимо прочего отраслевой анализ позволяет оценить развитость инфраструктуры региона, что напрямую влияет на привлекательность субъекта для населения страны.

Анализ крупнейших компаний позволяет оценить риски развития, а также сформировать более полное представление о регионе. В случае если большую часть доходов генерирует одна компания, то можно говорить о развитии моногорода, который ведет к монопсонии и существенным ограничениям в развитии. При этом в случае широкой диверсификации доходов можно говорить о повышении темпов роста за счет формирования конкурентного рынка в данном регионе.

Результаты и их обсуждение

Для целей первичной оценки результатов территориального налогового регулирования рассмотрим динамику среднегодовой численности населения в Магаданской области, а также ее изменения в течение периода с 2011 по 2021 год.

На основании данных таблицы можно сделать вывод, что существует ярко выраженная динамика уменьшения численности населения. Причем данная динамика в большей степени присуща жителям городов, а не сельских поселений. В большей степени причиной снижения среднегодовой численности населения является межрегиональная миграция, например, в 2021 году она составила 1000 человек из которых 383 трудоспособных, в 2020 – 944 человек из которых 443 трудоспособных, а в 2019 – 1517 человек из которых 828 трудоспособных [4].

Иными словами, можно сказать, что несмотря на налоговые преференции население Магаданской области не считает данную область привлекательной и предпочитают релокацию в другую. Стоит заметить, что тенденция к переезду есть не только у трудоспособного населения, но также и у нетрудоспособного, детей и стариков. На основании выше сказанного, можно сделать вывод, что налоговые льготы не смогли увеличить привлекательность Магаданской области для населения за последние 20 лет.

Для более полного понимания экономических результатов налогового регулирования Магаданской области необходимо проанализировать динамику инвестиций в основной капитал компаний.

Как видно из таблицы, ежегодная сумма инвестиций в Магаданской области имеет ярко выраженный тренд к росту. На протяжении последний 10 лет объем инвестиций пришел к моде, которая равняется примерно 40 миллиардам рублей в год. В рамках анализа динамики можно заметить суммы ежегодных инвестиций более 40 миллиардов в год, однако стоит заметить, что в следующем году норма инвестиций снижалась до 40 миллиардов рублей в год. Иными словами, за счет налогового регулирования инвестиционная привлекательность Магаданской области существенно возросла.

Если сравнивать абсолютные данные за 2020 год с другими субъектами, то Магаданская область будет занимать 17 место с конца. Иными словами, уровень привлекаемых инвестиций в данный регион все еще низкий и находится на одном уровень с Республикой Мордовией, Новгородской областью и Кабардино-Балкарской Республикой.

Если говорить про отраслевой анализ, то в первую очередь необходимо обратиться к данным агрегированной выручки компаний по отраслям за последние 4 года. За счет чего можно будет сформировать понимание развития экономики субъекта.

На основании приведенных выше данных можно сделать вывод, что регион имеет положительную динамику выручки по ряду отраслей, однако существенную долю в выручки составляют именно компании, специализирующиеся на добыче полезных ископаемых, которые составляют больше половины всей экономики данного субъекта. В 2017 году в городе Магадан в горнодобывающей отрасли были заняты 69,5% от всего населения Магаданской области [7], что показывает существенность данной отрасли в экономике субъекта.

Второе место по доле выручки занимает торговля, рост выручки которой обоснован развитием сферы торговли оборудования для добычи и области оптовой торговли топливом и подобными продуктами. Иными словами, можно говорить, что в отрасли добычи на 2020 год сконцентрировано не менее 70% всего региона.

Если говорить про остальные сферы, то стоит заметить, что для них свойственен сравнительно слабый рост, который также обусловлен развитием добывающей промышленности. Прочие отрасли Магаданской области составляют всего 2% всей экономики региона, однако включают в себя десять отраслей, в том числе: гостиницы и общественное питание — 0,47%, здравоохранение – 0,17%, образование – 0,02%, культура и спорт – 0,01%, финансы и страхование – 0,01%.

Иными словами, несмотря на достаточно быстрый рост добывающей промышленности инфраструктурный отрасли не имеют достаточного роста и развития. Многие отрасли, например образование и здравоохранение пользуется в большей степени поддержкой государства, однако из-за налоговых льгот и дефицита бюджета государство не может реализовать финансовую поддержку данных отраслей. Исходя из того, что налоговые преференции предоставлены по налогу на прибыль организаций и налогу на добычу природных ископаемых, стоит оценить налоговые базы по этим двум налогам с целью определения возможных налоговых доходов бюджета в случае отмены налоговых льгот в Магаданской области.

Налоговая база по налогу на добычу полезных ископаемых формируется на основе данных по обработке месторождений. Для формирования примерного представления о росте налоговой базы за последний период предположим допущение, что объем добычи полезных ископаемых растет пропорционально выручке, это означает, что за последние 2 года рост налоговой баз по налогу на добычу полезных ископаемых составил примерно 25% ежегодно, а за период с 2017 года по 2020 год налоговая база увеличивалась в трехкратном размере. При этом стоит отметить, что налог все еще взымается, но с понижающем коэффициентом, из чего следует, что сниженная ставка по налогу на добычу полезных ископаемых компенсируется ростом налоговой базы по данному налогу.

Если говорить про налоговую базу по налогу на прибыль организаций, то целесообразно обратиться к данным по структуре и динамики прибыли в Магаданской области за последние 4 года.

Общая динамика прибыль в Магаданской области характеризуется существенным ростом, и удваивается на ежегодной основе. При этом структура прибыли региона является ассиметричной, так как примерно 97% прибыли сконцентрировано у пяти крупнейших отраслей экономики.

Наибольшую долю в прибыль Магаданской области занимает прибыль компаний отрасли добычи полезных ископаемых, которая за последние 4 года выросла практически в 23 раза.

Если говорить о динамике прибыли всех прочих сфер, то стоит сказать, что в период с 2017 года по 2020 год сумма прибыли по всем отраслям без учета, сферы добычи полезных ископаемых увеличилась чуть более чем в 2 раза. В прочие отрасли Магаданской области внесены в большей степени те сферы, которые зачастую считаются неприбыльными, такие как: образование, здравоохранение, культура и спорт и коммунальное хозяйство. Так, что при анализе динамики налоговой базы по налогу на прибыль организаций учитывать их не имеет смысла. Однако такие сферы как транспортировка и хранение, строительство и обрабатывающая промышленность имеют возможность формировать налоговую базу по налогу на прибыль. Тем не менее в рамках Магаданской области данные сферы показываются свой низкий уровень развития и необходимость в дополнительном стимулировании.

Для анализа крупнейших компаний региона будет рассмотрено десять крупнейших компаний по выручке, а также проанализирован их вклад в экономику всего региона и отдельной отрасли.

Структура крупнейших компаний на 60% состоит из компаний отрасли добычи полезных ископаемых, остальные 40% разделены между отраслями торговли, энергетики и сельского, лесного и рыбного хозяйства.

В добывающей промышленности шесть крупнейших компаний отрасли формируют более 80% выручки, что говорит о серьезной асимметрии и позволяет предполагать о наличии олигополии. Абсолютное большинство компаний добывающей промышленности сконцентрирована на добыче золота и серебра.

Крупнейшие компании в сфере торговли формируются за счет двух представителей, которые занимают более 77% отрасли торговли, а также почти 15% от общего объема выручки Магаданской области. Данные компании заняты в сферах смежных с добычей полезных ископаемых и предоставляют оптовые закупки топлива и оборудование для добычи. Тем самым можно говорить, что торговая отрасль Магаданской области в первую очередь нацелена на корпоративных потребителей, в то время как частный потребительский сектор торговли развит хуже.

Отрасль электроэнергетики и рыболовства представлены двумя крупными компаниями, которые в сумме составляют 5% от выручки региона. Что позволяет говорить об относительной отраслевой диверсификации данного региона и использовании не только преимущества региона в сфере полезных ископаемых, но и географических особенностей.

Заключение

На основании проведенного анализа можно сформулировать следующие выводы в рамках оценки эффективности функционирования Особой экономической зоны в Магаданской области.

Во-первых, добывающая отрасль существенно выросла как в аспекте выручки, так и прибыли, что позволяет говорить о формировании «локомотива» Магаданской области в первую очередь в сфере золотодобычи.

Во-вторых, развитие золотодобычи помогает развиваться другим отраслям экономики, однако только в рамках поддержки добывающей промышленности, что с одной стороны формирует дополнительные рабочие места, а с другой снижет диверсификацию экономики субъекта по отраслям, так как все побочные отрасли напрямую зависят от успешности основной.

В-третьих, уровень развития логистики, строительства и обрабатывающей промышленности все еще не достиг достаточного уровня, даже несмотря на существенный рост в сфере добывающей промышленности, что формирует необходимость дополнительного государственного регулирования в данных отраслях Магаданской области.

В-четвертых, большая часть прочих отраслей экономики Магаданской области находятся в упадке, что продиктовано двумя основными причинами: снижением влияния бюджетной политики и низкой рентабельностью других сфер.

Снижение влияние бюджетной политики региона напрямую связано с осуществление налогового регулирования путем предоставления налоговых преференций для стимулирования роста экономики.

Низкая рентабельность других сфер обусловлено их общественной направленностью. В рамках классического государственного регулирования данные отрасли поддерживаются за счет государственного бюджета или некоммерческих организаций, однако из-за недостатка свободных финансовых ресурсов на территории региона данные отрасли не получили необходимого финансирования.

В-пятых, повышение объема инвестиций в основные средства до уровня более 40 миллиардов рублей в год, что является прямым следствием повышения инвестиционной привлекательности субъекта в рамках осуществления налогового регулирования путем введения статуса Особой экономической зоны. Однако стоит сказать, что рост ежегодных инвестиций приостановился и можно предполагать, что объем инвестирования основные средства не будет превышать установленный уровень. Рост инвестиций в регионе возможен в случае дополнительного повышения инвестиционной привлекательности при развитии промышленной и социальной инфраструктуры.

В-шестых, наблюдается ежегодное снижение среднесписочной численности населения, который связан с миграцией трудоспособного населения в другие регионы Российской Федерации. В большей степени данное снижение связано с отсутствием развития необходимой социальной инфраструктуры необходимой для комфортной жизни.

В результате проведенной работы можно заключить, что налоговое реформирование путем формирование Особой экономической зоны в Магаданской области оказало благоприятное влияние на формирование отрасли добывающей промышленности. Вместе с этим в краткосрочном периоде снижение ставки по налоговым льготам компенсируется ростом налоговой базы за счет увеличения инвестиционной привлекательности. Однако рост инвестиционной привлекательности уже достиг своего максимального уровня из-за чего возникает возможность увеличить государственные налоговые доходы за счет снятия налоговых льгот. Увеличение суммы поступлений в бюджет позволит повысить влияние государства в данном регионе и перераспределить средства на развитие социальной инфраструктуры, что в свою очередь повысить привлекательность региона и снизит миграцию из него.

Список источников

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 14.07.2022) // Консультант Плюс URL: http://www.consultant.ru/
  2. Федеральный закон «Об Особой экономической зоне в Магаданской области» от 31.05.1999 N 104-ФЗ // Консультант Плюс URL: http://www.consultant.ru/
  3. Инвестиции в основной капитал // Официальный сайт Федеральной службы государствен-ной статистики URL: https://rosstat.gov.ru/investment_nonfinancial (дата обращения: 26.08.2022)
  4. Компании Магаданской области // Информационный ресурс СПАРК URL: https://spark-interfax.ru/statistics/region/44000000000 (дата обращения: 26.08.2022)
  5. Миграционный прирост населения по полу, возрасту и потокам передвижения Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики URL: https://rosstat.gov.ru/folder/12781 (дата обращения: 26.08.2022)
  6. Численность постоянного населения в среднем за год // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики URL: https://rosstat.gov.ru/folder/12781 (дата обращения: 26.08.2022)
  7. Чайка, Е. Е. Горнорудная промышленность Магаданской области как фактор социально-экономического развития региона / Е. Е. Чайка, У. В. Мизеровская // Инновационная экономика. – 2019. – № 3(20). – С. 81-96. – EDN ZPDWJM.

References

  1. Nalogovy`j kodeks Rossijskoj Federacii (chast` vtoraya) ot 05.08.2000 N 117-FZ (red. ot 14.07.2022) // Konsul`tant Plyus URL: http://www.consultant.ru/
  2. Federal`ny`j zakon «Ob Osoboj e`konomicheskoj zone v Magadanskoj oblasti» ot 31.05.1999 N 104-FZ // Konsul`tant Plyus URL: http://www.consultant.ru/
  3. Investicii v osnovnoj kapital // Oficial`ny`j sajt Federal`noj sluzhby` gosudarstven-noj statistiki URL: https://rosstat.gov.ru/investment_nonfinancial (data obrashheniya: 26.08.2022)
  4. Kompanii Magadanskoj oblasti // Informacionny`j resurs SPARK URL: https://spark-interfax.ru/statistics/region/44000000000 (data obrashheniya: 26.08.2022)
  5. Migracionny`j prirost naseleniya po polu, vozrastu i potokam peredvizheniya Oficial`ny`j sajt Federal`noj sluzhby` gosudarstvennoj statistiki URL: https://rosstat.gov.ru/folder/12781 (data obrashheniya: 26.08.2022)
  6. Chislennost` postoyannogo naseleniya v srednem za god // Oficial`ny`j sajt Federal`noj sluzhby` gosudarstvennoj statistiki URL: https://rosstat.gov.ru/folder/12781 (data obrashheniya: 26.08.2022)
  7. Chajka, E. E. Gornorudnaya promy`shlennost` Magadanskoj oblasti kak faktor social`no-e`konomicheskogo razvitiya regiona / E. E. Chajka, U. V. Mizerovskaya // Innovacionnaya e`konomika. – 2019. – № 3(20). – S. 81-96. – EDN ZPDWJM.

Для цитирования: Егорова Д.А., Иванов А.Ю.  Анализ результатов налогового регулирования Магаданской области путем создания особой экономической зоны // Московский экономический журнал. 2022. № 8. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-8-2022-11/

© Егорова Д.А., Иванов А.Ю.,  2022. Московский экономический журнал, 2022, № 8.