Московский экономический журнал 7/2023

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 351

doi: 10.55186/2413046X_2023_8_7_342

ФОРМИРОВАНИЕ СТРУКТУРЫ МОНИТОРИНГА ВЫПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО ЗАКАЗА

FORMATION OF THE STRUCTURE FOR MONITORING THE IMPLEMENTATION OF THE STATE CONSTRUCTION ORDER

Цветков Юрий Александрович, аспирант кафедры экономики строительства и ЖКХ, ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, E-mail: yuriytsvetkow@yandex.ru

Tsvetkov Yuriy Alexandrovich, postgraduate student (applicant) of the Department of Economics of Construction and Housing Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, E-mail: yuriytsvetkow@yandex.ru

Аннотация. В статье исследован вопрос организации мониторинга при проведении государственных закупок строительных работ для обеспечения общественных нужд. Мониторинг рассматривается, как одна из важнейших составляющих всего жизненного цикла закупочного процесса, на основе результатов которой становится возможным совершенствовать экономическую политику в области контрактной системы в сфере госзакупок. Выделены специфические особенности закупки объектов по виду экономической деятельности «строительство», в том числе при проведении мониторинга. Предложена структура сбора и анализа информации при реализации закупок по данному виду экономической деятельности, а также информационное и методическое наполнение функции мониторинга.

Abstract. The article examines the issue of the organization of monitoring during public procurement of construction works to meet public needs. Monitoring is considered as one of the most important components of the entire life cycle of the procurement process, based on the results of which it becomes possible to improve economic policy in the field of the contract system in the field of public procurement. The specific features of the purchase of objects by the type of economic activity «construction», including during monitoring, are highlighted. The structure of the collection and analysis of information in the implementation of procurement for this type of economic activity, as well as information and methodological content of the monitoring function is proposed.

Ключевые слова: контрактная система, государственные закупки, строительство, государственный строительный заказ, мониторинг, подрядные работы, договор подряда, строительный подряд

Keywords: contract system, public procurement, construction, state construction order, monitoring, contract work, contract agreement, construction contract 

Современный механизм государственных закупок осуществляется на основе Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 №44-ФЗ. Данный Федеральный закон продемонстрировал свою вполне успешную применимость на протяжении десятилетия, однако на постоянной основе подвергается различным изменениям и корректировкам. Так, например, в 2022 году было введено целых два пакета оптимизационных поправок в закон [1,2].

В отличие от нормативно-правовых актов, регулирующих государственный заказ ранее, в 44-ФЗ определены не только процедуры организации торгов (определения исполнителя государственных контрактов), но также весь цикл закупочного процесса, в том числе планирование, организация, выполнение контракта, аудит, мониторинг и контроль. Значительная часть исследований государственных закупок посвящена этапу организации и проведения торгов, рассматриваются и вносятся предложения по развитию способов определения поставщиков [3], уделяется внимание совершенствованию неценовых критериев оценки претендентов [4], предлагаются меры по предквалификации участников торгов [5]. Другие этапы закупочного процесса рассматриваются исследователями реже.

Данная статья будет посвящена такому этапу, как мониторинг государственных закупок при осуществлении государственного строительного заказа. Актуальность исследования закупок строительных работ заключается в том, что вид экономической деятельности «строительство» имеет важнейшее социально-экономическое значение для всей системы народного хозяйства страны, на него приходится до 8% всего ВВП России [6]. Однако, при закупке работ по возведению объектов для обеспечения государственных и муниципальных нужд возникает ряд сложностей ввиду технологических аспектов строительства, трудоемкости, материалоемкости, длительности производственных процессов, большого числа субъектов взаимодействия и т.д. [7,8]. К сожалению, зачастую возникают случаи невыполнения работ по государственным контрактам, по данным Счетной палаты в нашей стране находится до 74,6 тысяч недостроенных объектов, финансируемых за счет бюджетных средств [9].

По мнению автора функция мониторинга контрактной системы является одной наиболее важных во всем жизненном цикле закупок, поскольку подробный и своевременный сбор информации об итогах функционирования данной системы с последующей обработкой может стать убедительной основой для разработки и принятия обоснованных решений по дальнейшему совершенствованию механизма государственного заказа.

Мониторинг контрактной системы регламентирован статьей 97 44-ФЗ. В первом пункте данной статьи указано, что мониторинг закупок представляет собой систему наблюдений в сфере закупок, осуществляемых на постоянной основе посредством сбора, обобщения, систематизации и оценки информации об осуществлении закупок, в том числе реализации планов-графиков [10]. Также методическим обеспечением мониторинга служит Постановление Правительства РФ от 27.05.2021 N 814 (ред. от 27.01.2022) «О мониторинге закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд…». Сбору и оценке информации подлежат все этапы закупочного процесса: планирование (планы-графики), информация об итогах процедур определения поставщиков, результаты аудита и контрольных мероприятий. Также производится мониторинг субъектов закупок, итоги закупок у организаций малого и среднего предпринимательства, социально-ориентированных организаций, освещаются сведения об участниках, попавших в реестр недобросовестных поставщиков и т.д. Итогом мониторинга становится публикация на сайте Министерства Финансов Российской Федерации ежеквартальных, а также сводных ежегодных отчетов.

Таким образом, профильные ведомства ведут большую работу по сбору и обработке данных о результатах функционирования контрактной системы. Однако, нами выявлены некоторые недостатки существующего порядка мониторинга. Во-первых, результаты данного этапа контрактной системы, выраженные в сводных аналитических отчетах в большинстве своем имеют справочный характер, на основе публикуемой в открытом доступе информации можно внести лишь обобщенные предложения по развитию механизма государственных закупок. Во-вторых, мониторинг ведется относительно закупки объектов по всем видам экономической деятельности в целом. Как было отмечено выше, существуют такие виды экономической деятельности (к примеру, строительство), обладающие особыми характеристиками, в том числе требующие особенных подходов к организации закупок, а также мониторингу.

В ходе работы были внесены предложения по развитию системы мониторинга контрактной системы при закупке строительных работ (рисунок 1).

Структура мониторинга результатов реализации государственного строительного заказа в рамках контрактной системы предлагается производить по двум блокам:

  1. Формирование отчетов о мониторинге результатов закупок по ОКВЭД «строительство».
  2. Мониторинг результатов выполнения каждого государственного контракта в строительстве, учитывая такие показатели, как
  • результат выполнения контракта;
  • наличие претензий в ходе выполнения контрактов и их причины;
  • НМЦК и уровень её снижения;
  • способ определения подрядчика и количество участников процедур;
  • источник финансирования закупки;
  • вид объекта строительства.

Далее следует произвести интеграцию результатов мониторинга реализации государственного строительного заказа в в Единую информационную систему в сфере государственных закупок (https://zakupki.gov.ru/), с возможностью установки интересующих пользователя фильтров, а также выгрузки необходимых данных, с целью их дальнейшего анализа, в том числе применения методов статистической обработки данных. Считаем, что подобное нововведение предоставит возможность обеспечить математически обоснованные решения по корректировке контрактной системы в сфере государственных закупок строительных работ в дальнейшем.

Метрики, по которым следует производить сбор и анализ информации о реализации государственного заказа представлены на рисунке 3.

Предполагается осуществление мониторинга в соответствии со следующими областями:

1.1.-5.1. Учет и анализ заданных ценовых диапазонов в соответствии с этапами (областями) мониторинга.

1.2 – 5.2. Учет и анализ уровня снижения НМЦК в соответствии с этапами (областями) мониторинга.

1.3 – 5.3. Учет и анализ количества участников закупочного процесса в соответствии с этапами (областями) мониторинга.

1.4 – 5.4. Учет и анализ видов объектов строительства в соответствии с этапами (областями) мониторинга.

1.5 – 5.5. Учет и анализ претензионной работы в соответствии с этапами (областями) мониторинга.

1.6 – 5.6. Учет и анализ субъектов контрактной системы в соответствии с этапами (областями) мониторинга.

Таким образом, в настоящей статье внесено предложение по развитию этапа мониторинга контрактной системы при проведении закупок строительных работ для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Сформирована структура мониторинга закупок, информационное обеспечение, а также матрица параметров мониторинга, включающая в себя важные метрики каждого этапа жизненного цикла закупок. Обозначенные в работе предложения могут стать основой для создания методических рекомендаций по осуществлению мониторинга закупок строительных работ для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Список источников

  1. Кощеев В.А., Токунова Г.Ф., Цветков Ю.А. Как реформа контрактной системы отразилась на экономических показателях государственного строительного заказа // Московский экономический журнал. 2022. Т. 7. № 12. – DOI 10.55186/2413046X_2022_7_12_750
  2. Изутова О.В. Как изменится контрактная система, если… «.примут оптимизационный пакет поправок в закон № 44-ФЗ? // Журнал Бюджет. 2021. № 3 (219). С. 68-69.
  3. Коробейникова Л.С. Анализ результативности закупочной деятельности в рамках обоснования способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) // Финансовый вестник. 2016. № 2 (33). С. 109-117.
  4. Гарина Ю.Е. Направления развития организационно-методического обеспечения процедур использования репутационных стандартов в госзакупках // Информационно-экономические аспекты стандартизации и технического регулирования. 2019. № 6 (52). С. 61-66.
  5. Ипатова М.С. Формирование цены контракта с учетом дополнительного этапа предквалификации // Социально-экономическое управление: теория и практика. 2018. № 4 (35). С. 235-237.
  6. Россия — ВВП от строительства. URL: https://ru.tradingeconomics.com/russia/gdp-from-construction
  7. Аблязов Т.Х., Ширшиков С.П. Проблемы реализации потенциала роста строительной сферы // Московский экономический журнал. 2022. Т. 7. № 5.
  8. Аблязов Т.Х., Ширшиков С.П., Александрова Е.Б. Роль государства и частного сектора в реализации экономического потенциала строительной сферы // Московский экономический журнал. 2022. Т. 7. № 5.
  9. Счетная палата насчитала недостроенных объектов на 5 трлн рублей. URL:https://www.gazeta.ru/business/2020/11/18/13365463.shtml?ysclid=lcw25gel89642909602
  10. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 29.05.2023) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

References

  1. Koshheev V.A., Tokunova G.F., Czvetkov Yu.A. Kak reforma kontraktnoj sistemy` otrazilas` na e`konomicheskix pokazatelyax gosudarstvennogo stroitel`nogo zakaza // Moskovskij e`konomicheskij zhurnal. 2022. T. 7. № 12. – DOI 10.55186/2413046X_2022_7_12_750
  2. Izutova O.V. Kak izmenitsya kontraktnaya sistema, esli… «.primut optimizacionny`j paket popravok v zakon № 44-FZ? // Zhurnal Byudzhet. 2021. № 3 (219). S. 68-69.
  3. Korobejnikova L.S. Analiz rezul`tativnosti zakupochnoj deyatel`nosti v ramkax obosnovaniya sposobov opredeleniya postavshhikov (podryadchikov, ispolnitelej) // Finansovy`j vestnik. 2016. № 2 (33). S. 109-117.
  4. Garina Yu.E. Napravleniya razvitiya organizacionno-metodicheskogo obespecheniya procedur ispol`zovaniya reputacionny`x standartov v goszakupkax // Informacionno-e`konomicheskie aspekty` standartizacii i texnicheskogo regulirovaniya. 2019. № 6 (52). S. 61-66.
  5. Ipatova M.S. Formirovanie ceny` kontrakta s uchetom dopolnitel`nogo e`tapa predkvalifikacii // Social`no-e`konomicheskoe upravlenie: teoriya i praktika. 2018. № 4 (35). S. 235-237.
  6. Rossiya — VVP ot stroitel`stva. URL: https://ru.tradingeconomics.com/russia/gdp-from-construction
  7. Ablyazov T.X., Shirshikov S.P. Problemy` realizacii potenciala rosta stroitel`noj sfery` // Moskovskij e`konomicheskij zhurnal. 2022. T. 7. № 5.
  8. Ablyazov T.X., Shirshikov S.P., Aleksandrova E.B. Rol` gosudarstva i chastnogo sektora v realizacii e`konomicheskogo potenciala stroitel`noj sfery` // Moskovskij e`konomicheskij zhurnal. 2022. T. 7. № 5.
  9. Schetnaya palata naschitala nedostroenny`x ob«ektov na 5 trln rublej. URL:https://www.gazeta.ru/business/2020/11/18/13365463.shtml?ysclid=lcw25gel89642909602
  10. Federal`ny`j zakon ot 05.04.2013 N 44-FZ (red. ot 29.05.2023) «O kontraktnoj sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya gosudarstvenny`x i municipal`ny`x nuzhd»

Для цитирования: Цветков Ю.А. Формирование структуры мониторинга выполнения государственного строительного заказа // Московский экономический журнал. 2023. № 7. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-7-2023-30/

© Цветков Ю.А., 2023. Московский экономический журнал, 2023, № 7.