Московский экономический журнал 6/2021

image_pdfimage_print

УДК 352.07

DOI 10.24412/2413-046Х-2021-10356 

НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ С НАСЕЛЕНИЕМ

Нагоев Алим Бесланович, доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры менеджмента и маркетинга, Российский государственный социальный университет, г. Москва

Налчаджи Татьяна Александровна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента и маркетинга, Кабардино-Балкарский государственный университет имени Х.М. Бербекова, г. Нальчик

Бисчекова Фатима Руслановна, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и маркетинга, Кабардино-Балкарский государственный университет имени Х.М. Бербекова, г. Нальчик 

Хандохова Залина Арсеновна, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и маркетинга, Кабардино-Балкарский государственный университет имени Х.М. Бербекова, г. Нальчик

Nagoev A.B., A_Nagoev@mail.ru

Nalchazhi T.A., Naltan@rambler.ru

Bischekova F.R., Bischa07@mail.ru

Handohova Z.A., Handohova82@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена результатам исследования процессов взаимодействия органов местного самоуправления (далее МСУ) с населением региона. Выявлены основные причины обращения в органы власти и самоуправления, дана оценка отношения населения к работе органов местного самоуправления, предложны направления совершенствования работы с обращениями граждан. Дана оценка эффективности взаимодействия населения с органами власти. По результатам проведенного мониторинга разработаны направления совершенствования взаимодействия органов местного самоуправления  с жителями.

Summary. The article is devoted to the results of the study of the processes of interaction between local governments and the population of the region. The main reasons for appealing to the authorities and local authorities have been revealed, the attitude of the population to the work of local governments has been assessed, and the directions for improving the work with the appeals of citizens are offered. The effectiveness of the interaction between the population and the authorities is assessed. As a result of the monitoring, ways to improve the interaction of local governments bodies with residents have been developed. Local government, appeal of citizens, improvement of work with appeals of citizens. 

Ключевые слова: органы местного самоуправления, обращение граждан, совершенствование работы с обращениями граждан.

Key words: local  government, appeal of citizens, improvement of work with citizens’ appeals.

Введение. В условиях развития деятельности органов местного самоуправления (МСУ) в Российской Федерации актуальной проблемой  становится организация взаимодействия органов МСУ с населением.[1] Целью подобного взаимодействия является стимулирование участия граждан в процессах самоорганизации для самостоятельного решения социальных проблем по месту их возникновения. Кроме того, усиление взаимодействия с населением направлено на информирование граждан о преобразованиях, о социальных программах, проектах, реализуемых на уровне муниципальных районов. В настоящее время в России наблюдается снижение контактов между людьми, проявляющееся в неспособности взаимодействия населения с органами МСУ и активными группами [3,6].

Важной задачей в этих условиях должно стать активизация участия   населения в социальных  процессах  за счет роста  социального взаимодействия между жителями муниципальных районов  и органами МСУ как наиболее близкому    уровню власти.

В современной   отечественной науке исследования  проблем  МСУ не предлагают  обоснованных  решений для   организации  процессов  взаимодействия органов МСУ  с местным населением, что делает направление исследования актуальным.

1.Задачи повышения эффективности взаимодействия органов власти с населением. Административная реформа имеет целью создание системы  государственного управления различными  социальными процессами и явлениями, как в  целом по стране, так и на  региональном уровне. Важная  роль в реализации этих процессов  принадлежит МСУ, как одной из форм волеизъявления жителей региона.

 Инструментом   реформирования взаимодействия населения и власти  становится  муниципальная гражданская служба, функции которой можно рассматривать как   представительство власти  на региональном  уровне[4].

В  настоящее время  функции по взаимодействию с общественностью  муниципальной службы  реализуются недостаточно эффективно. Как правило, местное население    недостаточно активно участвует   в решении   имеющихся проблем    муниципальных  образований, а также   не владеет информацией, характеризующей    деятельность   органов МСУ [5]

 Решить проблемы вовлечения населения в работу органов МСУ необходимо, развивая деятельность     служб по связям с общественностью, которым должна принадлежать ведущая роль.

Как показывает практика,  организация процессов взаимодействия   населения и власти носит      формальный характер,   проявляется  в формах и методах,  которые  не   доступны  для населения. Вместе с тем, в последние годы   происходят  изменения в  процессах  осуществления   взаимодействия жителей  и  органами муниципальной власти,  особенно это проявляется в возникновении новых способах  коммуникации, в том числе  использование Интернета.  

  Современная реальность    предполагает  повышение роли  общественных институтов  и  местного населения  в   решении   местных  проблем. Однако, недостаточно, чтобы проблемы местных сообществ решались только органами МСУ [2]

2. Состояние взаимоотношений органов власти с населением. В процессе проведенного исследования проведен мониторинг  обращений населения  в органы МСУ  на примере Эльбрусского муниципального района КБР.

Проведенный анализ обращений  граждан, организаций и общественных объединений за   2020 г. показывает, что в администрацию Эльбрусского муниципального района поступило 747 обращений граждан, организаций и общественных объединений (далее — обращений граждан). Тенденция к увеличению числа повторных  обращений в значительной степени  объясняется ростом  количества  идентичных обращений, направленных заявителем одновременно в несколько инстанций.

За  прошедший год  202 граждан воспользовались возможностью направления электронных  обращений, что составляет  27%  от общего числа обращений, направленных  в администрацию  Эльбрусского муниципального района. Структура обращений жителей   представлена  в табл. 1.

В качестве одной из целей  проводимого мониторинга  определено  изучение отношения населения Эльбрусского муниципального района к работе местной администрации.

В ходе проведения мониторинга нами  выявлен  индекс оценки деятельности органов местного самоуправления, который   составил 42,6%  в среднем по муниципальному району. Данное значение формируется  на основе позитивных ответов респондентов в вопросах   оценки качества предоставления услуг в муниципальном образовании и эффективности работы органов местного самоуправления.

При исследовании  показателей  оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления складывались   ответы   по следующим параметрам:

1.Оценка  населением эффективности    работы главы                 муниципального образования:«высокая» — 6,3%, «средняя» — 55,3%;

2.Оценка населением  эффективности работы администрации муниципального образования:  «высокая» — 6,2%, «средняя» — 53,9%.

Индекс удовлетворенности деятельностью органов исполнительной власти Эльбрусского муниципального района  населением составил 27,3%.

  1. Направления совершенствования работы с обращениями граждан. Расширение качества и системности работы с обращениями граждан должно стать одним из стратегических приоритетов развития Эльбрусского муниципального района.

Для совершенствования работы с обращениями граждан в Эльбрусском муниципальном районе  разработаны следующие проектные предложения (рис. 1):

Исследования показали, что существуют определенные проблемы в работе с обращениями граждан, что связано с тем, что обращения принимаются в основном  в  традиционной (бумажной) форме – лично или по почте. По-нашему мнению, расширение электронного способа подачи обращений, возможность отслеживать состояние обращения позволит повысить эффективность работы с обращениями граждан.

4.Заключение. Проведённое исследование позволило сделать ряд выводов:

В последние годы  происходит  изменение  структуры  и содержания МСУ, меняется его роль  в управлении социально-экономическими процессами, что модернизирует  характер  взаимодействия населения и органов   власти. В результате  этих преобразований муниципальная служба становится  независимым   элементом в  структуре  социального управления с   характерными чертами управленческой деятельности на   уровне региона.

Участие  населения в решении вопросов местного значения  становится  основополагающим   принципом  работы  органов МСУ. Население имеет возможность  осуществлять муниципальное управление  посредством  выборов,  референдумов  и пр.    форм  взаимодействия , определенных законодательством.

Важным условием развития  МСУ  и его гарантией является правовое обеспечение. Основным  документом  правового  обеспечения процессов  взаимодействия органов МСУ  с жителями и общественными объединениями, является Конституция РФ.

В настоящее время  активно развиваются новые способы    коммуникаций, в том числе электронные,  в рамках реализации программы «Электронная Россия»   как на региональном, так и на  муниципальном уровне.

Для выявления характера взаимодействия органом местного населения проведен анализ обращений граждан, поступивших в Администрацию Эльбрусского муниципального района.  Проведенный анализ показал, за исследуемый период было принято заявлений от 278 человек. В ходе приемов, заявителям, в большинстве случаев, даны  мотивированные разъяснения по решению вопросов или сообщено о сроках их решения,  вопросы,  требующие дополнительного изучения,  направлены на дополнительную проработку с поручениями по решению вопросов.

Из 2401 обращений граждан, поступивших в 2020 г.   в, рассмотрены и даны  ответы   на 865 обращений  или    36%.  461 обращение находится на рассмотрении или    19,2% . Всего удовлетворено 1075 обращений  граждан или 44,7%.

По результатам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что в целом на территории Эльбрусского муниципального района  население доверяет руководству района. Жители в целом положительно относятся к органам местного самоуправления. Основные проблемами в регионе респондентами  названы  инфраструктура, жилищно-коммунальное хозяйство, медицина и занятость.

Обращения граждан являются одним из источников информации о социально-экономическом положении различных групп населения или их месте проживания, об их настроениях и потребностях. Своевременное и качественное разрешение проблем, содержащихся в обращениях, в значительной мере способствует удовлетворению нужд и запросов граждан, снятию напряженности в обществе, повышению авторитета органов власти и управления, укреплению их связи с населением.

Литература

  1. Борщевский Г. А. Институт государственной службы в политической системе российского общества: монография / Г. А. Борщевский. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 293 с.
  2. Дзакоев З. Л. Опыт проектного управления в муниципальном образовании / З. Л. Дзакоев, Н. Р. Хачатурян // Матрица научного познания. – 2020. – № 3. – С. 15-21.
  3. Лапин А. Е., Борисов Н. И. Обращения граждан как инструмент повышения эффективности взаимодействия населения и власти // Вестник Удмуртского университета. 2013. № 1.
  4. Лихачева, Е.А. Перспективы организации работы с обращениями граждан в органах местного самоуправления / Е.А. Лихачева, И.Н. Михайлюк // Политическое управление: научный информационно-образовательный электронный журнал [Сетевое электронное издание, ISSN 2221-7703]. 2013. № 03 (06). С.59-63.
  5. Останков Д.Б. Проблемы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления в Российской федерации // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2.
  6. Чазова И. Ю. Оценка эффективности системы государственного управления / И. Ю. Чазова // Евразийский союз ученых. – 2020. – № 1-4(70). – С. 53-59.