Московский экономический журнал 6/2021

image_pdfimage_print

УДК 338

DOI 10.24412/2413-046Х-2021-10355 

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЗА СЧЕТ РЫНКА МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ 

ENSURING FOOD SECURITY THROUGH THE DAIRY MARKET

Галанина Елена Германовна, кандидат экономических наук, доцент, Самарский государственный университет путей сообщения, Нижегородский филиал, г. Нижний Новгород

Яшкова Наталья Вячеславовна, кандидат экономических наук, доцент, Самарский государственный университет путей сообщения, Нижегородский филиал, г. Нижний Новгород

Егоров Евгений Евгеньевич, кандидат экономических наук, доцент, Заведующий кафедрой инновационных технологий менеджмента, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород

Булганина Светлана Викторовна, кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород

Ильичева Елена Константиновна, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород 

 Galanina E.G., galanina.64@mail.ru

 Yashkova N.V., nv-jaschkova@yandex.ru

Egorov E.E., eeegorov@mail.ru

Bulganina S.V., bulgsv@mail.ru

Ilyicheva E.K., lenailichova2308@gmail.com 

Аннотация. В статье описаны результаты маркетингового исследования рынка молочной продукции с целью обеспечения продовольственной безопасности нижегородского региона.  Проводится исследования факторов выбора молочной продукции потребителями. Акцентировано внимание на покупку глазированных сырков. Рассмотрен потрет потребителя молочной продукции. Авторами раскрываются ключевые факторы формирования спроса на глазированные сырки,  отмечена регулярность потребления продукции и предпочтения нижегородцев по ценовому диапазону покупки, выявлены предпочтения по вкусу и начинке.  Проведена оценка важности критериев выбора молочной  продукции  покупателями. Сделаны выводы о перспективах развития рынка молочной продукции. 

Summary. The article describes the results of a marketing research of the dairy market in order to ensure food security in the Nizhny Novgorod region. The research of factors of choice of dairy products by consumers is carried out Attention is focused on the purchase of glazed curds. A portrait of a consumer of dairy products is considered. The authors reveal the key factors in the formation of demand for glazed curd cakes, note the regularity of product consumption and the preferences of Nizhny Novgorod residents by the price range of purchase, and reveal preferences for taste and filling. The assessment of the importance of the criteria for choosing dairy products by buyers. Conclusions are made about the prospects for the development of the dairy market. 

Ключевые слова: критерии выбора молочной продукции, продовольственная безопасность, опрос, маркетинговое исследование, спрос, глазированные сырки.

Keywords: selection criteria for dairy products, food safety, survey, marketing research, demand, glazed curds. 

  1. Введение.

Продовольственная безопасность,  являясь составной частью экономической безопасности страны, может рассматриваться в следующих направлениях – социальной, как обеспечение потребности населения  в продовольствии в соответствии с установленными нормативами по качественному и количественному составу, в частности может изучаться спрос на молочную продукцию и ее виды, проводится оценка доступности в необходимых объемах молочной продукции для региональных потребителей и анализироваться сырьевой фактор обеспеченности молочной перерабатывающей промышленности на предприятиях страны [2, 4].

Большое влияние на формирование стратегии обеспечения продовольственной безопасности региона является  изучение спроса и критерии выбора покупателями нижегородского региона молочной продукции, в частности глазированных творожных сырках. Данный сегмент рынка активно развивается в последнее время, однако не стал альтернативной заменой творога или других кисломолочных продуктов и десертов [1, 3].

В настоящее время ассортимент глазированных сырков довольно широкий на региональном рынке, представлен различными производителями, отличатся разным вкусом (ванильные, шоколадные, фруктовые с наполнителями в виде джемов, сгущенного молока, печенья и шоколадной крошки покрытые глазурью из шоколада в составе которого от 15% до 70% какао масла),  при этом данный сегмент рынка постоянно развивается и предлагаются потребителями новинки продукции по составу и проценту жирности, используемым наполнителям в разном ценовом диапазоне.

  1. Материалы и методы исследования.

С целью изучения изучаться спрос на молочную продукцию в нижегородском регионе и анализа критериев выбора глазированных сырков  в апреле 2021 года было проведено маркетинговое исследование.

Гипотеза исследования: Основными критериями выбора глазированных сырков являются вкус, состав продукции и цена.

Метод – опрос Google-forms, который состоял из ряда вопросов о критериях выбора молочной продукции потребителями. Выборка 32 респондента, жители Нижнего Новгорода. На основе ответов были получены следующие результаты,  диаграммы и графики. Анализируя демографический состав опрошенных, выявлено, что меньше приняло участие в исследовании мужчин – 21,9%, а больше женщин – 78,1%, которые  чаше покупают молочную продукцию. Возраст респондентов 16-20 лет – 87,5%, 12,5 % – 21-30 лет, опрошена преимущественно молодежь (рисунок 1, 2).

  1. Результаты исследования.

В  ходе опроса выявлено,  что большинство людей  (87,5%) положительно относятся к молочным продуктам, 9,4% –  нейтрально,  а 3,1% — отрицательно. Определяя какие молочные продукты чаще покупают нижегородцы, 59,4% респондентов ответили, что – молоко, 21,9% при покупке молочного продукта предпочтение отдают кефиру, глазированы сырки выбрали – 31,3% респондентов, 40,6% людей  чаще покупают творог, а 46,9% покупателей отдают свое предпочтение йогурту (рисунок 3).

При ответе на  вопрос: «Любите ли Вы глазированные сырки?», 87,5% респондентов дали положительный ответ, а 12,5% – отрицательный (рисунок 4). Частота покупки глазированных сырков следующая (рисунок 5): 53,1% приобретают продукцию раз в месяц, 25%  – раз в две недели, 18,8% – раз в неделю, 3,1% респондентов – каждый день.

В опросе было предложено респондентам оценить от 1 до 5 важность каждого из критериев при выборе молочной продукции (по цене, марке, вкусу, наполнителю, акциям стимулирования сбыта при покупке). Анализирую критерии выбора глазированных сырков можно отметить следующее: в большей степени покупатели ориентируются на вкус (4,81 балл из 5), далее ценой (3,68 баллов из 5), важность торговой марки и состава наполнителя оценено по 3,43 баллов  и 3,40 баллов из 5 соответственно, в меньшей степени на покупку влияют акции стимулирования сбыта (3,34 баллов из 5), что видно из рисунка 6.

Определяя по какой цене нижегородцы хотят приобретать глазированные сырки, половина респондентов (46,9%) ответили, что приемлемой стоимостью является диапазон от 20 до 40 рублей; 21,9% –  рассматривают свой выбор от 16 до 20 рублей;  а15,6% хотят покупать продукцию от 10 до 15 рублей; лишь 9,4% респондентов отдают свое предпочтение сыркам дороже 41 рубля (рисунок 7).

  1. Обсуждение и выводы. Отмечено, что 59,4% респондентов предпочитают сырки с начинкой, а 40,6% любят глазированные сырки без начинки (рисунок 8).

Анализируя выбор начинок глазированных сырков определено, что больше половины потребителей (53,1%) предпочитают сырки с вареной сгущенкой , 50% респондентов отметили, что предпочитают в качестве наполнителя кокосовую стружку, а 34,4% –  печенье, 21,9% –  любят с клубничной и  18,8% –  с черничной начинкой (рисунок 9).

Нужно отметить, что лояльность к торговым маркам глазированных сырков средняя,  78,1% — важно приобрести продукцию определенного бренда, но по приемлемой цене, а 12,5% указали, что важна только цена. Чаще всего нижегородцы смотрят на акции (указали 81,3%) и далее выбирают какой из марок отдать предпочтение, лишь 12,5% людей не покупают молочную продукцию по акции, а руководствуются вкусом, наполнителем и другими параметрами выбора, а 6,3% приобретают глазированные сырки только при наличии скидок.

Гипотеза: Основными критериями выбора глазированных сырков являются вкус, состав продукции и цена в данном исследовании, подтверждена.

Проведенное маркетинговое исследование показало, что потребители глазированных сырков приобретают продукцию разных вкусов, марок по доступной цене хорошего качества. Рассматриваемая молочная продукция нравится молодежи, так и покупателем старшего возраста. Для обеспечения продовольственной безопасности нижегородского региона необходимо расширять ассортимент и повышать качество молочной продукции предприятиями молочной перерабатывающей промышленности для обеспечения спроса среди населения регионов России разных возрастных групп. 

Литература

  1. Булганина С.В., Лебедева Т.Е., Мявлина Н.Ж., Яшкова Н.В. Исследование факторов спроса потребителей на рынке кисломолочной продукции  // Московский экономический журнал. 2020. № 1. С. 39.
  2. Бывшева А.Ф., Яшкова Н.В. Зонирование производства молочной продукции и продовольственная безопасность региона  // В сборнике: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ: МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ. Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции. Саратов, 2020. С. 29-31.
  3. Яшкова Н.В., Булганина С.В., Лебедева Т.Е., Лисенкова Е.В., Зубренкова О.А. Тенденции формирования регионального рынка молока нижегородской области  // Московский экономический журнал. 2020.  9№ 3. С. 5.
  4. Яшкова Н.В., Булганина С.В., Лебедева Т.Е., Федорова Т.Е., Сидорова Н.П. Развитие регионального рынка молочных продуктов  // Московский экономический журнал. 2020. № 3. С. 57.

Referents

  1. Bulganina S.V., Lebedeva T.E., Myavlina N.Zh., Yashkova N.V. Research of consumer demand factors on the market of fermented milk products // Moscow economic journal. 2020.No. 1.P. 39.
  2. Byvsheva A.F., Yashkova N.V. Zoning of dairy production and food security of the region // In the collection: ECONOMIC SECURITY AND STATE REGULATION: SUPPORT MECHANISMS. Collection of articles based on the materials of the international scientific and practical conference. Saratov, 2020.S. 29-31.
  3. Yashkova N.V., Bulganina S.V., Lebedeva T.E., Lisenkova E.V., Zubrenkova O.A. Trends in the formation of the regional milk market in the Nizhny Novgorod region // Moscow economic journal. 2020.9 # 3.P. 5.
  4. Yashkova N.V., Bulganina S.V., Lebedeva T.E., Fedorova T.E., Sidorova N.P. Development of the regional market for dairy products // Moscow economic journal. 2020.No. 3.P. 57.