Московский экономический журнал 4/2023

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 331.1

doi: 10.55186/2413046X_2023_8_4_226

ИНСТРУМЕНТЫ РАЗВИТИЯ ЭКСПОРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ РФ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

INSTRUMENTS FOR THE DEVELOPMENT OF THE EXPORT OF EDUCATIONAL SERVICES OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE CONTEXT OF THE DEVELOPMENT OF HUMAN CAPITAL

Зяблин Вячеслав Николаевич, кандидат химических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М. И. Платова», Россия, г. Новочеркасск, e-mail: zyablinvn@yandex.ru

Zyablin Vyacheslav Nikolayevich, candidate of Chemical Sciences, associate professor, Platov South-Russian State Polytechnic University (NPI), Russia, Novocherkassk, e-mail: zyablinvn@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматриваются основные целевые ориентиры федерального проекта «Экспорт образования», осуществлён сравнительный анализ плановых и фактических показателей финансирования указанного федерального проекта за период 2019-2022 гг. Авторами обоснованы институциональные, организационно-экономические, административно-правовых мероприятия, формирующих благоприятные предпосылки для частных капиталовложений в развитие экспорта образования. Результаты исследования могут использоваться органами госуправления при разработке мероприятий государственной политики в сфере образования и развития человеческого капитала.

Abstract. The article discusses the main targets of the federal project «Education Export», carried out a comparative analysis of the planned and actual indicators of financing of the specified federal project for the period 2019-2022. The authors substantiate the institutional, organizational, economic, administrative and legal measures that form favorable conditions for private investment in the development of education exports. The results of the study can be used by government bodies in the development of state policy measures in the field of education and human capital development.

Ключевые слова: экспорт образовательных услуг, образование, человеческий капитал, развитие, экономика, диверсификация, бюджет, факторы, условия

Keywords: export of educational services, education, human capital, development, economy, diversification, budget, factors, conditions

Одной из целей современного этапа развития образования в РФ, является «увеличение не менее чем в два раза количества иностранных граждан, обучающихся в образовательных организациях высшего образования и научных организациях» [9]. Также необходимо отметить тот факт, что образование является одним из важнейших компонентов человеческого капитала детерминирующего показатели социально-экономического развития страны в целом. С учётом сказанного, актуальными и своевременными являются научные исследования, направленные на стимулирование развития экспорта образовательных услуг РФ в контексте развития человеческого капитала.

В процессе написания статьи нами применялись следующие методы научного познания: эконометрические, аналитические. Это позволило обеспечить высокий уровень достоверности результатов и заключительных положений.

Проблематика экспорта российского образования анализируется в работах Гусевской Н. Ю. [1], Петрова Ю. А., Петровой Г. И. [5]. Направления использования цифровых инструментов образования в контексте диверсификации экспорта РФ интерпретированы в трудах Ревунова С. В. и др. [6]. В трудах Тарановой И. В., Оганьяна А. Г., Янченко Е. А. [7, 8] исследуются механизмы интенсификации человеческого капитала за счёт, в том числе, повышения эффективности образования. Факторы, способствующие развитию экспорта образования и социальной значимости высшего образования рассматривает Щукина Т. В. [10].

По мнению некоторых исследователей [11], при создании необходимых организационных предпосылок, сфера образования способна стать драйвером динамичного социально-экономического развития на мезо- и макроэкономическом уровнях.

В Российской Федерации реализуются меры, направленные на стимулирование экспорта образовательных услуг. В рамках приоритетного национального проекта «Образование» предусмотрена реализация федерального проекта «Экспорт образования», рассчитанного на период 2019-2024 гг. [4]. В таблице 1 представлены основные целевые ориентиры федерального проекта «Экспорт образования» [2, 4].

Представленные в таблице 1 основные целевые ориентиры реализации федерального проекта «Экспорт образования» отражают достаточно амбиционные намерения резко усилить присутствие РФ на мировом рынке образовательных услуг за счёт реализации комплекса мер по повышению качества инфраструктуры приёма обучающихся, резкого – более чем в полтора раза, – увеличения численности потребителей российских образовательных услуг. Однако реализация подобных планов возможна лишь при условии надлежащего финансового обеспечения. Рассмотрим показатели финансирования за счёт средств федерального бюджета реализации федерального проекта «Экспорт образования» за период 2019-2022 гг (рисунок 1 [2, 3]).

Как показывает информация, представленная на рисунке 1, запланированное на реализацию рассматриваемого федерального проекта финансирование было выполнено в полном объёме лишь в 2019 году, в следующем, 2020-м, фактическое финансовое обеспечение составило менее половины от запланированного, в 2021-2022 гг – прекратилось совсем, в связи с секвестром федерального бюджета.

По нашему мнению, подобный подход к исполнению финансовых обязательств федерального бюджета по обеспечению денежными средствами запланированных мероприятий федерального проекта «Экспорт образования» делает невозможным достижение его целевых ориентиров. При этом, резкое изменение внешнеэкономических условий (в частности, введение беспрецедентных санкций в отношении РФ со стороны ряда иностранных государств в 2022 г.) и, обусловленное ими сокращение экспортных доходов бюджетной системы, является фактором, ограничивающим возможности государства по развитию экспорта образовательных услуг. В связи со сказанным, представляется необходимым разработка институциональных, организационно-экономических, административно-правовых мероприятий, формирующих благоприятные предпосылки для частных капиталовложений в указанную сферу. В числе подобных мероприятий могут быть:

  1. Введение в правовую систему РФ практики предоставления временного права на пребывание на территории РФ в связи с получением образовательных услуг (освоение образовательной программы в образовательной организации, имеющей лицензию (вне зависимости от её организационно-правовой формы);
  2. Введение налоговой льготы в виде права на снижение налоговой базы по налогу на прибыль иностранных компаний (подразделений иностранных компаний), функционирующих в РФ, на сумму денежных средств, потраченных на потребление образовательных услуг, предоставляемых лицензированными российскими образовательными организациями;
  3. Налоговое стимулирование совместных образовательных проектов, реализуемых российскими образовательными организациями и образовательными организациями дружественных стран в форме заключения межгосударственных соглашений об отмене (или снижении уровня) налогообложения доходов, получаемых образовательными организациями при реализации подобных программ;
  4. Разработка и введение целевых показателей эффективности (KPI) для Министерства иностранных дел РФ, Россотрудничества, касающихся экспорта образовательных услуг РФ.

Практическая реализация вышеуказанных предложений способствует обновлению материально-технической базы образования, позволит ускорить диверсификацию российского экспорта посредством постепенного увеличения в его составе образовательной компоненты, укрепить конкурентоспособность РФ.

В завершение отметим следующее.

  1. На современном этапе Российская Федерация располагает значительными потенциалом развития человеческого капитала в том числе за счёт экспорта образовательных услуг. Ключевыми факторами данного потенциала являются университеты и научные организации, способные генерировать образовательный контент. В условиях развития телекоммуникационных систем и средств связи, платное предоставление подобного контента возможно для пользователей всего мира, что открывает широкие возможности для усиления позиций российского образования на мировом рынке.
  2. Формирование предпосылок развития экспорта образовательных услуг продуцирует мультипликативный социально-экономический эффект, выражающийся в развитии человеческого капитала РФ за счёт повышения компетентности производителей экспортируемых образовательных услуг (преподавателей, IT-специалистов и др.), создания новых рабочих мест, связанных с производством образовательного контента, увеличения налоговых поступлений в бюджетную систему.
  3. В условиях современных финансовых ограничений государственного бюджета, представляется необходимой либерализация механизмов экспорта образования, в том числе за счёт практической реализации обоснованных в настоящей статье институциональных, организационно-экономических, административно-правовых мероприятий.

Список источников

  1. Гусевская Н. Ю. Экспорт российского образования в современных реалиях: проблемы и перспективы / Гусевская Н. Ю. // Государственная власть и местное самоуправление. 2022. №11. С. 23-27.
  2. Официальный сайт Правительства РФ http://government.ru дата обращения 19.04.2023 г.
  3. Официальный сайт Федерального казначейства России https://roskazna.gov.ru/ispolnenie-byudzhetov/federalnyj-byudzhet/1020/ дата обращения 19.04.2023 г.
  4. Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 декабря 2018 г. №16)
  5. Петров Ю. А. Глобализационные процессы в образовании (в свете приоритетного проекта «Экспорт образования») / Петров Ю. А., Петрова Г. И. // Новые информационные технологии в образовании и науке. 2019. № 2. С. 33-39.
  6. Ревунов С. В. Направления использования цифровых инструментов образования в контексте диверсификации экспорта РФ / Ревунов С. В., Оганьян А. Г., Янченко Е. А. // Экономические науки. 2022. №206. С. 125-130.
  7. Таранова И. В. Интенсификация человеческого капитала как фактор повышения инвестиционной привлекательности региона (на примере Ростовской области) / Таранова И. В., Оганьян А. Г., Янченко Е. А. // Московский экономический журнал. 2021. №10.
  8. Таранова И. В. Использование новых механизмов повышения удовлетворенности образовательными услугами университета / Таранова И. В., Татуев А. А., Ивашова В. А., Долгополова А. Ф., Груднева А. А. // Московский экономический журнал. 2019. №11. С. 77.
  9. Указ президента РФ от 7 мая 2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.»
  10. Щукина Т. В. Инновационные площадки в образовании как факторы усиления экспорта образования и социальной значимости высшего образования / Щукина Т. В. // Вопросы экономики и права. 2019. №134. С. 29-32.
  11. Lazareva E. Administration of interbudgetary relations as a tool for increasing the level of economic welfare of the macroregion (on the example of the South of Russia) / Lazareva E., Revunov R., Gorbaneva O., Murzin A. // В сборнике: Proceedings — 2020 2nd International Conference on Control Systems, Mathematical Modeling, Automation and Energy Efficiency, SUMMA 2020. 2. 2020. С. 156-160.

References

  1. Gusevskaya N. Yu. Eksport rossijskogo obrazovaniya v sovremennyh realiyah: problemy i perspektivy / Gusevskaya N. Yu. // Gosudarstvennaya vlast’ i mestnoe samoupravlenie. 2022. №11. S. 23-27.
  2. Oficial’nyj sajt Pravitel’stva RF http://government.ru data obrashcheniya 19.04.2023 g.
  3. Oficial’nyj sajt Federal’nogo kaznachejstva Rossii https://roskazna.gov.ru/ispolnenie-byudzhetov/federalnyj-byudzhet/1020/ data obrashcheniya 19.04.2023 g.
  4. Pasport nacional’nogo proekta «Obrazovanie» (utv. prezidiumom Soveta pri prezidente RF po strategicheskomu razvitiyu i nacional’nym proektam, protokol ot 24 dekabrya 2018 g. №16)
  5. Petrov YU. A. Globalizacionnye processy v obrazovanii (v svete prioritetnogo proekta «Eksport obrazovaniya») / Petrov Yu. A., Petrova G. I. // Novye informacionnye tekhnologii v obrazovanii i nauke. 2019. № 2. S. 33-39.
  6. Revunov S. V. Napravleniya ispol’zovaniya cifrovyh instrumentov obrazovaniya v kontekste diversifikacii eksporta RF / Revunov S. V., Ogan’yan A. G., YAnchenko E. A. // Ekonomicheskie nauki. 2022. №206. S. 125-130.
  7. Taranova I. V. Intensifikaciya chelovecheskogo kapitala kak faktor povysheniya investicionnoj privlekatel’nosti regiona (na primere Rostovskoj oblasti) / Taranova I. V., Ogan’yan A. G., YAnchenko E. A. // Moskovskij ekonomicheskij zhurnal. 2021. №10.
  8. Taranova I. V. Ispol’zovanie novyh mekhanizmov povysheniya udovletvorennosti obrazovatel’nymi uslugami universiteta / Taranova I. V., Tatuev A. A., Ivashova V. A., Dolgopolova A. F., Grudneva A. A. // Moskovskij ekonomicheskij zhurnal. 2019. №11. S. 77.
  9. Ukaz prezidenta RF ot 7 maya 2018 g. №204 «O nacional’nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 g.»
  10. Shchukina T. V. Innovacionnye ploshchadki v obrazovanii kak faktory usileniya eksporta obrazovaniya i social’noj znachimosti vysshego obrazovaniya / SHCHukina T. V. // Voprosy ekonomiki i prava. 2019. №134. S. 29-32.
  11. Lazareva E. Administration of interbudgetary relations as a tool for increasing the level of economic welfare of the macroregion (on the example of the South of Russia) / Lazareva E., Revunov R., Gorbaneva O., Murzin A. // В сборнике: Proceedings — 2020 2nd International Conference on Control Systems, Mathematical Modeling, Automation and Energy Efficiency, SUMMA 2020. 2. 2020. С. 156-160.

Для цитирования: Зяблин В.Н. Инструменты развития экспорта образовательных услуг РФ в контексте развития человеческого капитала // Московский экономический журнал. 2023. № 4. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-4-2023-54/

© Зяблин В.Н., 2023. Московский экономический журнал, 2023, № 4.