Московский экономический журнал 4/2022

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 796.022.7:33

doi: 10.55186/2413046X_2022_7_4_257

МОДЕЛЬ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СПОРТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

MODEL OF ECONOMIC AND LEGAL REGULATION OF SPORTS RELATIONS IN THE RUSSIAN FEDERATION

Работа выполнена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (научный проект № 20-011-00053 А «Правовое регулирование спортивных отношений в Российской Федерации»)

The study was carried out with the financial support of The Russian Foundation for Basic Research (scientific project 20-011-00053 А “Legal regulation of sports relations in the Russian Federation”)

Шавандина Ольга Александровна, к.э.н., доцент, ведущий документовед научного отдела юридического института, ФГБОУ ВО Алтайский государственный университет, E-mail: shao07@rambler.ru

Коваленко Екатерина Юрьевна, к.ю.н., доцент, доцент кафедры гражданского права юридического института ФГБОУ ВО Алтайский государственный университет, E-mail: ekov_@mail.ru

Shavandina Olga Alexandrovna, PhD in economics, leading documentologist of law institute scientific department, Altai State University, E-mail: shao07@rambler.ru

Kovalenko Ekaterina Yurievna, PhD in law, associate professor of law institute civil law department, Altai State University, E-mail: E-mail: ekov_@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена проблемам правового регулирования и экономического обеспечения, в том числе финансирования, спортивной отрасли. Основная цель – формирование общей модели экономико-правового регулирования спортивных отношений в Российской Федерации.

За рубежом существуют различные подходы государственного воздействия на спортивные отношения, начиная от избыточного вмешательства государства в деятельность спортивных организаций и заканчивая существенной автономностью спорта, когда власть спортивных корпораций вытесняет государственное регулирование (кроме контрольных функций). В результате сравнительного анализа отечественной и зарубежной научной литературы была обоснована необходимость государственно-частного партнерства в области правового регулирования сферы физической культуры и спорта, которое предполагает оптимальное соотношение государственного и негосударственного воздействия на спортивные отношения и учитывает публичные и частные интересы участников данных отношений. Для удовлетворения материальных потребностей спортивной отрасли необходимо обеспечить высокий уровень ее (спортивной отрасли) финансирования. Этого можно достичь при консолидации бюджетов всех уровней и бизнес сообщества, что подтверждает необходимость распространения государственно-частного партнерства на область экономического обеспечения, включая финансирование. Используя знаковое моделирование, авторами предложена общая модель экономико-правового регулирования спортивных отношений в Российской Федерации.

Таким образом, представленная модель позволит оптимально сбалансировать взаимодействие государственного (публичного) и негосударственного (частного) регулирования, бюджетов (всех уровней) и представителей бизнеса для обеспечения эффективного функционирования спортивной отрасли Российской Федерации.

Abstract. The article is devoted to the problems of legal regulation and economic support, including financing, of the sports industry. The main goal is to form a general model of economic and legal regulation of sports relations in the Russian Federation.

There are various approaches of state influence on sports relations abroad, ranging from excessive state interference in the activities of sports organizations and ending with significant autonomy of sports, when the power of sports corporations displaces state regulation (except for control functions). As a result of a comparative analysis of domestic and foreign scientific literature, the necessity of public-private partnership in the field of legal regulation of the sphere of physical culture and sports was substantiated, which assumes an optimal ratio of state and non-state influence on sports relations and takes into account the public and private interests of participants in these relations. To meet the material needs of the sports industry, it is necessary to ensure a high level of its (sports industry) financing. This can be achieved with the consolidation of budgets at all levels and the business community, which confirms the need to extend public-private partnership to the field of economic support, including financing. Using sign modeling, the authors propose a general model of economic and legal regulation of sports relations in the Russian Federation.

Thus, the presented model will optimally balance the interaction of state (public) and non-state (private) regulation, budgets (at all levels) and business representatives to ensure the effective functioning of the sports industry of the Russian Federation.

Ключевые слова: спортивные отношения, правовое регулирование, экономическое обеспечение, экономико-правовое регулирование, моделирование, спортивная отрасль, Российская Федерация

Keywords: sports relations, legal regulation, economic support, economic and legal regulation, modeling, sports industry, Russian Federation

Введение

В настоящее время управление спортивной отраслью в Российской Федерации опирается на правовое регулирование и экономическое обеспечение, которое невозможно без соответствующего уровня финансирования. Правовое регулирование спортивных отношений – это многоуровневая система источников государственного и негосударственного воздействия на поведение участников данных отношений. Государственный уровень включает комплекс нормативных правовых актов, являющихся формальными источниками регулирования спортивных отношений [1, 2, 3, 4, 5, 6]. Негосударственный уровень объединяет унифицированные правила, иные рекомендательные акты, а также локальные корпоративные и договорные нормы, созданные самими участниками спортивных отношений с учетом специфики сложившихся между ними отношений [1, 6, 7, 8, 9]. Различные модели правового регулирования отношений в спортивном секторе, существующие в России и мире, определяются соотношением государственного (публичного) и негосударственного (частного) воздействия на сферу физической культуры и спорта [10, 11, 12, 13, 14].

Основой экономического обеспечения является удовлетворение материальных потребностей спортивной индустрии, которое включает создание и поддержание инфраструктуры, обеспечивающей доступность занятия спортом всех желающих (от любителей до профессионалов). Спортивный сектор, являясь материально затратным, требует эффективного финансирования, уровень которого может быть достигнут только при консолидации бюджетов всех уровней и бизнес сообщества [15, 16, 17, 18].

Правовое регулирование спортивной отрасли, ее экономическое обеспечение и финансирование имеют тесные связи, которые можно представить в формализованном виде, т.е. используя знаковое моделирование. Этот метод позволяет изобразить модель экономико-правового регулирования спортивных отношений в Российской Федерации в виде схемы (или объемной конструкции) [19]. Исследование зависимости между экономико-правовыми параметрами дает возможность обосновать их оптимальное соотношение, которое обеспечит баланс публичных и частных интересов участников сферы физической культуры и спорта [3, 17, 20]. Комплексному решению указанных задач способствуют научные разработки российских и зарубежных ученых.

Методы и материалы

В современной науке экономико-математическое моделирование применяется достаточно часто и во всех отраслях. Спортивный сектор не является исключением. Организационно-правовые и экономические отношения в индустрии спорта могут быть описаны формально-математическими соотношениями и символами. Таким образом, модель устанавливает общие связи и зависимости между экономико-правовыми параметрами и величинами. В современной научной литературе приводится большое количество признаков, позволяющих классифицировать модели: по степени обобщения, по характеру функциональных зависимостей, по форме представления, по степени структуризации, по учету времени, как фактора, определяющего явления и процессы, по степени охвата и пр. Стоит отметить, что формально-логическое представление любого общественного процесса, включает некоторые ограничения. Это обусловлено тем, что описание, например, спортивных отношений с позиции права и экономики будет содержать неограниченное количество параметров и факторов, связать которые функционально не всегда представляется возможным. Ученые вынуждены формировать целевую функцию, отвечающую задачам моделирования, и систему ограничений, позволяющих абстрагировать определенные стороны анализируемых процессов.

Для представления в формализованном виде экономико-правового регулирования спортивных отношений в Российской Федерации удобно использовать знаковое моделирование, которое позволяет изобразить модель в виде объемной конструкции или схемы, включающей наборы символов [19].

Результаты

Исходя из анализа различных источников, регулирующих отношения в сфере физической культуры и спорта в России и зарубежных странах, можно говорить о наличии спортивного законодательства, представляющего собой сложную систему нормативных правовых актов. Правовое регулирование спортивных отношений в Российской Федерации представляет собой многоуровневую систему источников государственного и негосударственного воздействия на поведение участников данных отношений. Государственный уровень правового воздействия представлен комплексом нормативных правовых актов, являющихся формальными источниками регулирования спортивных отношений. Негосударственный уровень включает в себя обычаи, унифицированные правила, иные рекомендательные акты, а также локальные корпоративные и договорные нормы, созданные самими участниками спортивных отношений с учетом специфики сложившихся между ними отношений. Ученые делают акцент на необходимости расширения диспозитивных начал в системе правового регулирования спортивных отношений путем активного использования таких регуляторов как локальное корпоративное и договорное нормотворчество, а также иных форм негосударственного воздействия на поведение участников данных отношений. Специфика спортивных отношений, включающих в себя как частные, так и публичные отношения, предполагает сочетание императивного и диспозитивного методов правового регулирования данных отношений, а существование сформированной нормативной правовой базы предполагает наличие спортивного права как комплексной отрасли права [1, с. 48].

В России, традиционно, существует мощная государственная система управления, в том числе и в сфере физической культуры и спорта, и государство активно осуществляет свои административно-властные полномочия, оказывая целенаправленное воздействие на эту сферу общественных отношений, что обусловлено наличием определенных публичных интересов: экономических, социальных, имиджевых и других. Такой порядок регулирования характерен для интервенционистской модели, предусматривающей активное вмешательство государства в дела спорта, в деятельность спортивных организаций. Помимо данной модели в мире существует и другая модель государственного регулирования и управления – либеральная (или модель невмешательства), предусматривающая предоставление государством максимальной свободы саморегулирования и самоуправления спортивным организациям и минимизацию вмешательства в дела спорта [10, с. 10-12].

В научной литературе можно встретить различные классификации моделей правового регулирования спортивных отношений [11, 12, 13, 14].

В РФ, как и в других странах, несмотря на преобладание публичных механизмов, используемых для управления в сфере физической культуры и спорта, применяются и другие механизмы, к числу которых относятся следующие виды негосударственного (частного) самоуправления: социальное управление, корпоративное управление и договорное управление. Сегодня, наибольший интерес представляет соотношение государственного (публичного) управления и негосударственного (частного) самоуправления в спорте.

В силу самобытности и своеобразия многочисленных отношений, возникающих в сфере физической культуры и спорта, участниками этих отношений сформирована целая система негосударственного управления, направленная на адекватное и целенаправленное регулирование возникших отношений, с учетом, прежде всего, специфики вида спорта и частных интересов участников. В этой связи формирование и функционирование комплексов внеправовой нормативной регламентации (lex sportiva) является неотъемлемой частью любой спортивной деятельности.

В настоящее время считается, что в процессе организации и осуществления государственного управления следует принимать во внимание существенно возросшую роль негосударственных (и/или немуниципальных) субъектов и их все более возрастающее участие в процессах государственного и социального управления, в формировании публичной политики. В соответствии с таким подходом роль государства меняется от основного поставщика государственной политики к субъекту, который обеспечивает взаимодействие между различными интересами в обществе, значение которого может сводиться к координации и управлению подобными процессами [2, с. 3-5]. Это ведет к тому, что изменяются и наборы инструментов государственного управления.

В литературе довольно широко исследованы вопросы государственно-правового регулирования в сфере физической культуры и спорта, вопросы соотношения государственного управления и автономности спорта [3, 4, 5]. Авторы отмечают, что власть спортивных корпораций в отдельных видах спорта укрепляется, а в некоторых и вовсе вытесняет государственное регулирование, оставляя за государством только контрольные функции. Специалисты такую ситуацию оценивают по-разному – в зависимости от того, какой подход в вопросах построения взаимоотношений межу государством и сферой физической культуры и спорта они занимают. При таком подходе наблюдается переход от государственного управления к самоуправлению в спорте [6].

Принцип автономности спорта позволяет упорядочить, в том числе разграничить, отношения личности, общества и государства в рассматриваемой сфере, осуществить здесь превенцию или редуцировать дисбалансы. Соответственно, ключевой особенностью взаимодействия государственного управления и самоуправления в области спорта является связанность (ограниченность) государственного управления принципом автономности (автономии) спорта, объективированным в автономном внеправовом нормативном порядке в области спорта, в базовой своей части подлежащем признанию и гарантированию государством, а в остальной части – допускаемом государством, исходя из выбранной модели управления спортом. Однозначно отрицать рациональность автономии спорта было бы неправильным, т.к. разные виды спорта имеют свою специфику, поэтому требуется определенная свобода, в том числе нормотворчества, в рамках их отдельных видов. В последние годы существенный сегмент отношений в области физической культуры и спорта занимают договорные взаимоотношения сторон, в частности, по оказанию физкультурно-спортивных услуг населению [7]; по продаже (трансферу) игроков зарубежным спортклубам [8]; отношения между различными субъектами физкультурно-спортивных отношений и др. В этой сфере видится перспективным акцент именно на частноправовых механизмах. В литературе отмечается, что дальнейшее совершенствование физкультурно-спортивной политики РФ должно заключаться в разгрузке государства от излишних функций, задерживающих процесс развития автономии спорта и переход на договорный режим управления в территориальном и корпоративном сегментах [9].

Избыточное и неадекватное вмешательство государства в деятельность спортивных организаций снижает эффективность их деятельности, разбалансирует управление спортом, повышает риски коррупции. С другой стороны, чрезмерное увеличение объема компетенции негосударственных (частных) регуляторов в области спорта могут вступить в противоречие с публичными интересами государства. Единственным оптимальным решением данной проблемы, по мнению авторов, является создание в Российской Федерации грамотной модели государственно-частного партнерства, разумно сочетающей механизмы государственного и негосударственного воздействия на спортивные отношений и адекватно учитывающей как публичные, так и частные интересы участников данных общественных отношений (рис. 1).

Существенную роль в управлении физической культурой и спортом в России играет экономическая составляющая, в том числе финансирование деятельности спортивных организаций (общественных, профессиональных, ДЮСШ и пр.), спортивных мероприятий, строительства спортивной инфраструктуры, спортивных объектов и пр. Учитывая специфику государственно-частного партнерства можно представить общую модель экономико-правового регулирования спортивных отношений в Российской Федерации (рис. 2).

Экономический базис включает все функции менеджмента спортивной отрасли, экономическое регулирование и финансовое обеспечение. Государственно-частное партнерство экономической сферы спортивного сектора предполагает объединение всех уровней (федерального, регионального и муниципального) управления (и бюджета) и бизнеса. Такое агрегирование, направленное на развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации, обеспечит пропаганду здорового образа жизни, рекламу различных видов спорта, демонстрацию возможностей человека и его спортивных достижений.

Европейские ученые и спортивные функционеры большое внимание уделяют проблемам экономического регулирования, развития спортивной отрасли и ее финансирования [15, 16, 17]. Анализируя конкуренцию коммерческих и некоммерческих спортивных организаций, они выделяют ее причины, а именно: виды спорта, финансовые аспекты и особенности профессиональных и непрофессиональных спортивных клубов [15]. Несмотря на рост коммерческого сектора, количество людей, занимающихся спортом, пропорционально не увеличивается, что обуславливает смещение спроса от некоммерческих поставщиков спортивных услуг к коммерческим [16]. Такая ситуация негативно отражается на финансовом состоянии некоммерческих организаций, так как сокращаются суммы членских взносов и добровольных пожертвований от членов спортивных (некоммерческих) клубов. Кроме этого, снижение производства общественных благ вследствие сокращения членов некоммерческой спортивной организации влечет за собой секвестирование государственных субсидий некоммерческому сектору [17].

Исследуя проблемы финансирования спортивных организаций (клубов), зарубежные ученые отмечают, что основными получателями государственных субсидий на предоставление развлекательных видов спорта в странах ЕС являются добровольные спортивные клубы. Наиболее важным уровнем финансирования являются муниципалитеты. Анализируя различные виды спорта, плотность расположения спортивных клубов и спортивных объектов в муниципалитете, авторы приходят к выводу о том, что муниципальные уровни прямых и косвенных субсидий слабо коррелируют с плотностью спортивных клубов, а в отношении спортивных объектов корреляционная зависимость усиливается. Стоит отметить, данное исследование позволит изменить потоки субсидирования муниципалитетов с целью оптимизации финансирования спортивного сектора [18].

В современной России вопросам развития и управления спортивного сектора уделяется большое внимание. Подчеркивая приоритеты и направления развития индустрии спорта, а также обосновывая необходимость ее финансирования, ученые приходят к выводу о неизбежности совместного участия государства и частного бизнеса в развитии спортивной отрасли [20]. По мнению авторов, это расширит возможности спортивных организаций, так как привлечение дополнительных ресурсов (бизнес структур) позволяет организовывать и участвовать в более масштабных спортивных мероприятиях (чемпионатах, первенствах и пр.), привлекать большее количество спортивных организаций, спортсменов-профессионалов и любителей, возводить сложные спортивные объекты и эффективно их использовать.

Таким образом, государственно-частное партнерство в вопросах правового и экономического регулирования спортивных отношений в Российской Федерации оказывает позитивное воздействие на спортивную отрасль. Для повышения эффективности ее функционирования, достижения высоких спортивных результатов и обеспечения массового вовлечения в занятия спортом необходимо соблюдение баланса или оптимального соотношения государственного (публичного) и негосударственного (частного) влияния (правового, экономического и финансового) на все уровни управления спортивной индустрии.

Заключение

Моделирование – это один из наиболее активно используемых методов, применяемых в современной науке, в том числе в спортивном секторе. Построение общей модели экономико-правового регулирования спортивных отношений в Российской Федерации было разбито авторами на два этапа. Первоначальный этап включал анализ существующих в мировой практике моделей правового регулирования спортивных отношений и обоснование государственно-частного партнерства, как наиболее оптимальной модели для России. Разумное сочетание механизмов государственного и негосударственного воздействия на спортивные отношений позволит адекватно учитывать как публичные, так и частные интересы участников общественных отношений в сфере физической культуры и спорта. Это обусловлено тем, что избыточное вмешательство государства в деятельность спортивных организаций снижает ее эффективность, повышает коррупционную составляющую спортивного сектора, ограничивает функции менеджмента. Однако, чрезмерное увеличение объема компетенций негосударственных (частных) регуляторов в области спорта могут вступить в противоречие с публичными интересами государства.

Государственно-частное партнерство в регулировании спортивных отношений обусловило следующий этап формирования общей модели. Управление спортом помимо правового регулирования включает экономическое обеспечение. Так как спортивный сектор является материально затратным, то для удовлетворения материальных потребностей необходимо обеспечить эффективный уровень его (спортивного сектора) финансирования. Этого можно достичь только при консолидации бюджетов всех уровней и бизнес сообщества.

Анализируя проблемы экономического регулирования спортивной отрасли ЕС, зарубежные ученые отмечают, что наиболее важным уровнем финансирования являются муниципалитеты. Несмотря на это наблюдается рост коммерческого сектора предоставления спортивных услуг, обусловленный смещением спроса от некоммерческих поставщиков указанных услуг. Исследования корреляционных зависимостей позволит изменить потоки субсидирования спортивного сектора с целью их (потоков) оптимизации.

Для обеспечения эффективности функционирования спортивной индустрии в Российской Федерации, достижения высоких спортивных результатов и обеспечения массового вовлечения в занятия спортом необходимо соблюдение баланса или оптимального соотношения государственного (публичного) и негосударственного (частного) влияния (правового, экономического и финансового) на все уровни управления спортивной отрасли.

Список источников

  1. Коваленко Е. Ю., Шавандина О. А. Источники правового регулирования спортивных отношений в Российской Федерации и зарубежных странах // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2020. Т. 17, № 4. с. 41–52.
  2. Лайалл К., Папайоанну Т., Смит Дж. Пределы управления: Проблема разработки политики для новых наук о жизни. Фарнхэм: Издательство «Эшгейт Паблишинг Лимитед». 2009. 284 с.
  3. Валиев Р.Н. Эффективность государственно-правового регулирования в сфере физической культуры и спорта в современной России // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2017. Т. 2, № 4. с. 105-112.
  4. Филиппов С.С. Организационно-правовые особенности системы управления физической культурой и спортом // Научно-теоретический журнал «Ученые записки». 2014. № 6 (112). с. 201-207.
  5. Понкина А. И., Понкин И. В. О корреляции lex sportiva и спортивного права // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Юридические науки». 2012. № 3. с. 109-118.
  6. Якубов Ю. Д. Взаимодействие федеральной, региональной и международной спортивных систем в процессе осуществления физкультурно-спортивной политики // Омский научный вестник. 2015. № 1. с. 155-158.
  7. Мурзин Д. В., Ольховский Р. М. Вопросы правового регулирования общественно полезных услуг в области физической культуры и массового спорта // Российский юридический журнал. 2017. № 6. с. 172-183.
  8. Алексеев С. В. Международное спортивное право: становление и перспективы развития // Спорт: экономика, право, управление. 2008. № 3. с. 26-31.
  9. Якубов Ю. Д. Совершенствование политико-правового регулирования физкультурно-спортивной сферы в Российской федерации // Власть. 2015. № 2. с. 177-182.
  10. Шейкер А.-Н. Хорошее управление в спорте. Европейское исследование. Страсбург: издания Совета Европы, 2004 г. 112 с.
  11. Понкина А. И. Государственное управление и автономная институализация в области спорта / Комиссия по спортивному праву Ассоциации юристов России; Национальное объединение спортивных юристов РФ. М., 2013. 143 c.
  12. Понкин И. В., Понкина А. И. Классификации моделей регулирования спорта // Нравственные императивы в праве. 2014. № 4. с. 36-44.
  13. Соловьев А. А. Российский и зарубежный опыт систематизации законодательства о спорте / Комиссия по спортивному праву Ассоциации юристов России. М., 2011. 383 с.
  14. Шевченко О. А. Международное и сравнительное трудовое право в сфере профессионального спорта : монография. М., 2014. 104 с.
  15. Росси Л., Брейер К., Фейлер С. Факторы, определяющие восприятие некоммерческими спортивными клубами конкуренции со стороны коммерческих спортивных провайдеров // Обзор спортивного менеджмента. 2020. Том 23. с. 736-749. https://doi.org/10.1016/j.smr.2019.10.001
  16. Борджерс Дж., Пилегаард М., Ванрейзель Б., Й. Ширде Дж. Можем ли мы рассматривать изменения в участии в спорте как институциональные изменения? Концептуальная основа // Международное обозрение социологии спорта. 2018. Том 51 (1). с. 84-100. https://doi.org/10.1177/1012690216639598
  17. Шавандина О., Коваленко Е. Совершенствование анализа источников финансирования спортивных организаций различных организационно-правовых форм в России // Журнал физического воспитания и спорта ® (JPES). 2021. Vol. 21 (спец. выпуск 3). статья 256. с. 2001-2009. июль 2021. DOI:10.7752/jpes.2021.s3256
  18. Элмос-Эстерлунд К., Иверсен Э.Б. Имеют ли значение государственные субсидии и покрытие расходов для добровольных спортивных клубов? // Обзор спортивного менеджмента. 2020. Том 23. с. 315-329. https://doi.org/10.1016/j.smr.2019.03.007
  19. Крюков М.М. От модели сознания к имитационной игре: графическое представление // Стратегии бизнеса. 2016. № 2(22):6. https://doi.org/10.17747/2311-7184-2016-2-6
  20. Чернобровина Е.Б. Особенности финансирования физической культуры и спорта в России и за рубежом // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. 2019. № 7. с. 63-70.

References

  1. Kovalenko E. Yu., Shavandina O. A. Sources of legal regulation of sports relations in the Russian Federation and foreign countries//Bulletin of Omsk University. «The Right» series. 2020. T. 17, No. 4. page 41-52.
  2. Lyall C., Papaioannou T., Smith J. The Limits to Governance: The Challenge of Policy-making for the New Life Sciences. Farnham: Ashgate Publishing Limited. 2009. 284 p.
  3. Valiev R.N. Efficiency of state-legal regulation in the field of physical culture and sports in modern Russia//Physical culture. Sport. Tourism. Motor recreation. 2017. T. 2, No. 4. p. 105-112.
  4. Filippov S.S. Organizational and legal features of the system of management of physical culture and sports//Scientific and theoretical journal «Scientific notes.» 2014. № 6 (112). p. 201-207.
  5. Ponkina A.I., Ponkin I.V. On the correlation of lex sportiva and sports law//Bulletin of the Peoples’ Friendship University of Russia. Legal Sciences series. 2012. № 3. p. 109-118.
  6. Yakubov Yu. D. Interaction of federal, regional and international sports systems in the process of implementing physical culture and sports policy//Omsk Scientific Bulletin. 2015. № 1. p. 155-158.
  7. Murzin D.V., Olkhovsky R.M. Issues of legal regulation of socially useful services in the field of physical culture and mass sports//Russian Law Journal. 2017. № 6. p. 172-183.
  8. Alekseev S.V. International Sports Law: Formation and Development Prospects//Sports: Economics, Law, Management. 2008. № 3. p. 26-31.
  9. Yakubov Yu. D. Improving the political and legal regulation of the physical culture and sports sphere in the Russian Federation//Power. 2015. № 2. p. 177-182.
  10. Chaker A.-N. Bonne gouvernance dans le sport. Une étude européenne. Strasbourg: Editions du Conseil de l’Europe, 2004. 112 p.
  11. Ponkina A.I. State administration and autonomous institutionalization in the field of sports/Sports Law Commission of the Russian Bar Association; National Association of Sports Lawyers of the Russian Federation. M, 2013. 143 c.
  12. Ponkin I.V., Ponkina A.I. Classifications of models for regulating sports//Moral imperatives in law. 2014. № 4. p. 36-44.
  13. Soloviev A. A. Russian and foreign experience in systematization of legislation on sports/Sports Law Commission of the Association of Lawyers of Russia. M, 2011. 383 p.
  14. Shevchenko O. A. International and comparative labor law in the field of professional sports: monograph. M, 2014. 104 p.
  15. Rossi, Breuer C., Feiler S. Determinants of non-profit sports clubs’ perceived competition from commercial sports providers // Sport Management Review. 2020. Vol. 23. p. 736-749. https://doi.org/10.1016/j.smr.2019.10.001
  16. Borgers J., Pilgaard M., Vanreusel B., J. Scheerde J. Can we consider changes in sports participation as institutional change? A conceptual framework // International Review for the Sociology of Sport. 2018. Vol. 51 (1). p. 84-100. . https://doi.org/10.1177/1012690216639598
  17. Shavandina, O., Kovalenko, E. Improving the analysis of financing sources of sports organizations of various organizational and legal forms in Russia // Journal of Physical Education and Sport ® (JPES). 2021. Vol. 21 (Suppl. issue 3), Art 256 p. 2001 – 2009. July.2021. DOI:10.7752/jpes.2021.s3256
  18. Elmose-Østerlund, Iversen E.B. Do public subsidies and facility coverage matter for voluntary sports clubs? // Sport Management Review. 2020. Vol. 23. p. 315-329. https://doi.org/10.1016/j.smr.2019.03.007
  19. Kryukov MM From the model of consciousness to the imitation game: graphic representation//Business strategies. № 2(22):6. https://doi.org/10.17747/2311-7184-2016-2-6
  20. Chernobrovina E.B. Peculiarities of financing physical culture and sports in Russia and abroad // Bulletin of the O.E. Kutafin University. № 7. pp 63-70.

Для цитирования: Шавандина О.А., Коваленко Е.Ю. Модель экономико-правового регулирования спортивных отношений в Российской Федерации // Московский экономический журнал. 2022. № 4. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-4-2022-59/

© Шавандина О.А., Коваленко Е.Ю., 2022. Московский экономический журнал, 2022, № 4.