Московский экономический журнал 3/2023

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 336.02

doi: 10.55186/2413046X_2023_8_3_129

РАЗРАБОТКА НАПРАВЛЕНИЙ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫМ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ

DEVELOPMENT OF DIRECTIONS OF ANTI-CRISIS MANAGEMENT IN A MODERN HIGH-TECH ENTERPRISE

Финошкин Олег Владиславович, ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет», Генеральный директор ООО «Русбилдинг», E-mail: tspekb@yandex.ru

Finoshkin Oleg Vladislavovich, Ural State University of Economics, General Director of LLC Rusbuilding, E-mail: tspekb@yandex.ru

Аннотация. Работа промышленных предприятий Российской Федерации, использующих в своей деятельности высокие технологии, в плане достижения поставленных перед ними целей управления серьёзнейшим образом затруднена влиянием негативных факторов внутреннего и внешнего свойства. Причины развития кризисных ситуаций, требующих срочного реагирования, определения и применения эффективных антикризисных действий управления во многих случаях получается установить лишь постфактум, путём применения ретроспективного анализа уже свершившихся событий. Что приводит к дополнительным экономическим потерям вследствие вынужденной замены мероприятий по плановому развитию предприятий на действия, компенсирующие последствия пережитых ими кризисных ситуаций. Перенос усилий, затрачиваемых на борьбу с последствиями кризисов на превентивное управление, предусматривающее появление этих кризисов в перспективе, является внушающим оптимизм решением для обновлённой модели антикризисного управления высокотехнологичными предприятиями промышленности РФ.

Abstract. The work of industrial enterprises of the Russian Federation, using high technologies in their activities, in terms of achieving their management goals, is seriously hampered by the influence of negative factors of internal and external properties. The reasons for the development of crisis situations that require an urgent response, determination and application of effective anti-crisis management actions in many cases can be established only after the fact, by applying a retrospective analysis of events that have already taken place. This leads to additional economic losses due to the forced replacement of measures for the planned development of enterprises by actions that compensate for the consequences of the crisis situations they have experienced. The transfer of efforts spent on combating the consequences of crises to preventive management, which provides for the emergence of these crises in the future, is an encouraging solution for an updated model of anti-crisis management of high-tech industrial enterprises in the Russian Federation.

Ключевые слова: развитие экономики, антикризисное управление, управление предприятием, высокотехнологичные предприятия, импортозамещение, инновационное развитие, инвестиции

Keywords: economic development, anti-crisis management, enterprise management, high-tech enterprises, import substitution, innovative development, investments

Сведённые в единую типизированную систему комплексные управленческие решения и воздействия, описывающие организацию управления и его осуществление, способны принести эффективную пользу даже в формализованном описании, в виде соответствующего, ориентированного на выработку управленческих решений регламента. Для создания которого необходимо выработать типизированные правила и принципы действий в объекте управления кризисных ситуаций с последующим их представлением в формализованном виде менеджменту предприятий. [4, с. 58]

Выполнение вышеописанной функции возложено на программу, учитывающую определение и применение в управлении конкретных управленческих воздействий в конкретный момент или период времени.

Обобщённая в плане вариативности структур предприятий промышленности России программа управления высокотехнологичным предприятием должна предполагать возможность эффективного применения к любой управленческой ситуации любого из уникальных предприятий. С этой целью, обусловленной рядом причин, необходимо определить её на уровне терминов и понятий, характеристик и структур. Что приведёт к следующим положительным эффектам: [1, с. 12]

  • утверждённые в качестве стандартизированных компоненты программы снимут вопрос перехода специализированных подпрограмм менеджмента в программную систему мер антикризисного управления;
  • структура программы антикризисного управления предприятием, определённая и утверждённые в качестве методического шаблона, позволит добиться однородности внедрения подпрограмм по всем задействованным в процессе подразделениям предприятия;
  • определённые и утверждённые в качестве стандартизированных единые понятия антикризисной программы управления высокотехнологичным предприятием промышленности эффективным образом повысят универсальность мер и функциональных действий программы управления высокотехнологичным предприятием промышленности РФ в условиях кризиса.

Организация и обеспечение ресурсами антикризисного управления внутрифирменного характера предопределяется программой управления антикризисными действиями высокотехнологичными предприятиями промышленности РФ, и находит отражение в следующих взаимодействиях:

  • со средой функционирования организационно-экономического комплекса в его полном объёме, путём однозначно читаемого разделения задания функций управления и его достигаемых и выполняемых целей, с включением в процесс взаимосвязей с внешней средой и общим механизмом менеджмента предприятия;
  • со структурой организационно-экономического механизма, отражающей взаимные связи между объектами и субъектами, а также их состав;
  • с процессом функциональной деятельности организационно-экономического механизма в части осуществления процесса управления, отражающей изменения состояния объекта.

Разработку механизма антикризисного внутрифирменного управления высокотехнологичного предприятия промышленности России целесообразно начать с разработки понятия самой программы с учётом распределения комплекса её мероприятий во времени, последовательности их реализации, привязке мер и мероприятий к хронологической последовательности и сферам компетенции персонала менеджмента. [9, с. 13]

Предусматривается разбитие общего процесса программы на последовательность отдельных временных этапов, с высокоманёвренной возможностью, по необходимости, одновременного выполнения разных частей их процессов и разнесения этих этапов во времени, на периоды и масштабы, соответствующие текущей обстановке и задачам управления.

Следует выделить в структуре программы антикризисного управления высокотехнологичным предприятием следующие, очевидным образом просматривающиеся, подпрограммы — внешнюю и внутреннюю.

В рамках настоящей статьи, в соответствии с приоритетно выбранной для освещения проблематикой, главным образом рассматривается часть, связанная с определением и реализацией на практике мероприятий внутрифирменного характера. Близкая к невозможности трудность реализации оптимизации программы антикризисного управления в двухуровневой системе объясняет и обуславливает проблемность высокой степени оптимизации внешней части антикризисной программы. В соответствие с чем внешняя среда предприятия промышленности России на этапе проектирования определяется либо заданной априори или же она последовательно создаётся с учётом уже разработанной внутрифирменной части антикризисной программы. Отметим, что отдельный смысловой анализ части антикризисной программы внутрифирменного управления высокотехнологичным предприятием промышленности России, связанной с инновационными функциями, осуществляться не будет, ввиду возможности выделения из антикризисной программы внушительного количества подпрограмм.

Комплекс показательных мер и мероприятий, входящих программу управления в условиях кризиса, в неполном презентационном перечислении: [6, с. 119]

  1. Реализация обеспечительных мероприятий и мероприятий менеджмента;
  2. Модернизация применяемых технологий, разработка технологий нового порядка, создание новых модификаций, вариантов и моделей продукции;
  3. Закупка ресурсов и материалов, требуемых для отработки технологии выпуска, путём выпуска опытных партий продукции, обеспечения выполнения опытно-конструкторских и научно-исследовательских производственных мероприятий;
  4. Осуществление предусмотренных контролем качества мероприятий по тестированию продукции, его лицензировании и сертификации;
  5. Обеспечение и проведение обучения менеджерского персонала, участвующего в управленческих мероприятиях;
  6. Отработка производственных мероприятий по обеспечению выполнения опытно-конструкторских работи выпуска опытных партий продукции;
  7. Подготовка и обеспечение функциональности производственной базы по установке и наладке оборудования и выполнения ремонтов;
  8. Обновление производственных фондов предприятия при помощи закупок соответствующего оборудования.

Стоит отдельно уделить внимание тому, что управленческая антикризисная программа нуждается в выполнении управленческих и обеспечительных мероприятий в течение всего временного периода разработки и внедрения в практическое использование. Все мероприятия антикризисной программы предприятия промышленности в период нормального функционирования являются составным элементом других подпрограмм управления высокотехнологичным предприятием промышленности РФ, и включаются в следующие организационные программы: [12, с. 105]

  • планы по закупкам ресурсов, комплектующих деталей, материалов вспомогательного свойства, специального оборудования и полуфабрикатов;
  • производственные планы;
  • планы по закупкам иных вспомогательных и обеспечительных материалов;
  • планы по реализации разработок фонда научно-технического развития и оборотных средств предприятия промышленности РФ;
  • планы обеспечения пожарной безопасности, капитальных вложений, текущего ремонта и обеспечения энергетической эффективности для поддержания качественного функционального состояния инфраструктуры предприятия промышленности РФ;
  • планы по закупкам оборудования и основных средств;
  • планы выполнения командировок, связанных с повышением квалификации персонала, кадровое обучение;
  • общие планы развития предприятия промышленности Российской Федерации: оценка чистой прибыли за календарный год, стоимость незавершённого производства подразделений;
  • планы финансирования и потребность в кредитовании предприятия промышленности России.

Анализ параметров включенности в общую программу менеджмента высокотехнологичного предприятия промышленности РФ взятого для рассмотрения образца программы антикризисного внутрифирменного управления можно представить в виде специализированной программы, изложенной в схематическом представлении. Схема, отражающая функциональную структуру программы антикризисного управления внутри предприятия, рассмотрена в отношении нескольких операторов. Структурные меры и мероприятия программы управления высокотехнологичным предприятием промышленности РФ в условиях противостояния кризисным факторам приведены в Таблице 1. [2, с. 158]

Структурный образец программы, представленный Таблицей 1, рассматривается, как релевантный, при условии её структурной идентичности с общей программой внутрифирменного управления высокотехнологичным предприятием промышленности РФ, и указывает на необходимость наличия мер и мероприятий, разнообразного характера и направлений, сведённых в единый комплекс деятельности, а также на необходимость осуществления управленческих действий и решений на разных уровнях менеджмента. [10, с. 81]

Программа антикризисного управления может быть представлена рядом, привязанных к фактическому времени их реализации, операторов. Поскольку воздействия менеджмента типологически могут быть весьма разнообразными, предполагается рассматривать присущую им вариативность как открытость множества. При подобных условиях, программу управления высокотехнологичным предприятием в условиях противостояния кризису можно представить диаграммой Ганта, на которой можно наглядно выразить развёртку операторов программы по времени (рис. 1). [5, с. 19]

Построения временных зависимостей такого типа привычны для множественно-проектных видов представления программы. В условиях не фиксированного, а непрерывно развивающегося проектного управления, интерпретация программы антикризисного управления высокотехнологичным предприятием промышленности РФ внутри фирмы, в виде осуществления на практике специализированного непрерывного во времени проекта антикризисного менеджмента, в целом вполне допустима. Анализ поднятых вопросов не получил развития, по причине отсутствия необходимых прикладных и теоретических данных в этой области из числа других источников. [3, с. 209]

В ряде случаях в представлении программы, возможно, общее число операторов может быть увеличено. По причине невозможности определить вклад каждой меры и/или мероприятия программы в его общий конечный результат однозначно и достоверно, результат реализации рассматривается с учётом этого, вне программы. Итоги общей реализации всей программы не рассматриваются в качестве непосредственного результата действия какого-либо одного конкретного мероприятия.

Требования к системе антикризисного внутрифирменного управления формулируются с учётом таких показателей качества системы, как: [8, с. 63]

  • точность решений, диапазон допустимых ошибок 5-10 процентов;
  • быстродействие системы в диапазоне от одного дня до одного месяца;
  • соответствие основам научного познания в разработке механизма антикризисного управления;
  • соответствие нормативно-правовой среде;
  • универсальность применимости к управлению предприятиям, имеющих признаки высокотехнологичных и наукоёмких;
  • требующая установления порога превышения (в размере порядка десяти миллионов рублей) ресурсоёмкость;
  • установление соответствующего уровня квалификации кадрового административно-управленческого персонала, с выполнением требований по управленческим компетенциям.

Все типы кризисных экономических ситуаций должны обеспечиваться соответствующими механизмами управления, к разработке которых имеют непосредственное отношение следующие принципы: [11, с. 78]

  • легитимности, предусматривающий соответствие и непротиворечие проектов и разработок нормативно-правовым актам законодательства РФ;
  • разработки и осуществления мероприятий, входящих в программу внутрифирменного антикризисного управления применительно к высокотехнологичному предприятию промышленности РФ;
  • моделируемости, предусматривающий возможность моделирования отдельных самостоятельных и зависимых частей управляющей системы;
  • достаточности, предусматривающий необходимое обеспечение предприятия современными программными платформами;
  • научности, предусматривающий соответствие основам научного познания подхода к проектированию механизма антикризисного управления в его частных и общих компонентах применительно к высокотехнологичному предприятию промышленности РФ;
  • проектности, предусматривающий исполнение материальных и функциональных ограничений, заложенных в исходных данных проекта;
  • заменяемости, отвечающий для предприятия промышленности РФ за замену части локальных нормативно-правовых актов;
  • аскетичности, предусматривающий ответственные, адекватные ситуации ограничения использовании затрачиваемых ресурсов;
  • иерархичности, соответствующий схеме «сверху-вниз» в обеспечении последовательности выработки и реализации мер и мероприятий.

Разработку основных компонент проектирования, к которым относятся его среда, структура и процедуры разработки, целесообразно осуществлять согласно перечисленным выше принципами. Сведение организационных и финансово-экономических вопросов менеджмента высокотехнологичным предприятием промышленности Российской Федерации в комплекс является очевидным проектным решением.

Сочетание административной среды, институциональной и договорной представляют собой комплексную среду специализированного механизма. Благодаря интеграции в себя внутреннего и внешнего подмеханизмов, общая структура создания программы антикризисного управления применительно к высокотехнологичному предприятию промышленности РФ в аспекте применения управленческих инноваций приобретает совмещённый характер. Привлечение внешних поставщиков осуществляется ориентированным на информацию об объекте управления и внешней среде внешним механизмом.

В зависимости от локализации конкретного проекта разработки во внутренней или внешней среде предприятия промышленности РФ в реализации специализированного подмеханизма внешнего характера предусмотрено два направления. [7, с. 293]

Применительно к высокотехнологичному предприятию промышленности РФ внутренний механизм антикризисного управления исполнен в виде процедурного комплекса, охватывающего утверждение, обоснование и согласования программы управления высокотехнологичным предприятием промышленности РФ. Что предусматривает выбор для управления высокотехнологичным предприятием промышленности РФ программы, обеспечивающей оптимум. Договорной механизма получения информации от внешнего поставщика выполняется в рамках общего процедурного исполнения.

В зависимости от локализации проекта разработки также два варианта реализации предполагает и процедурное исполнение подмеханизма антикризисного управления высокотехнологичным предприятием промышленности РФ внутреннего характера.

Список источников

  1. Виноградова, Е. Ю. Вопросы учета специфики предприятий высокотехнологичных отраслей при разработке информационной системы управления и планирования / Е. Ю. Виноградова, А. И. Галимова, С. Л. Андреева // Human Progress. – 2022. – Т. 8, № 1. – С. 5-14.
  2. Высокотехнологичное развитие предприятия: формирование интеграционно-балансирующего механизма управления / А. А. Алабугин, Т. А. Худякова, А. В. Шмидт, В. В. Волков // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. – 2020. – Т. 14, № 3. – С. 149-162.
  3. Горлачева, Е. Н. Методология управления когнитивными факторами производства высокотехнологичных предприятий / Е. Н. Горлачева, Е. М. Иванникова // Экономика науки. – 2019. – Т. 5, № 3. – С. 203-214.
  4. Золотова, В. А. Перспективы управления высокотехнологичными предприятиями промышленности России / В. А. Золотова // . – 2020. – № 2(76). – С. 56-60.
  5. Иванова, И. А. Управление вовлечённостью персонала как одна из задач менеджмента высокотехнологичных предприятий / И. А. Иванова, Г. А. Сажаева // Транспортное дело России. – 2020. – № 3. – С. 18-20.
  6. Ковалев, А. М. Управление высокотехнологичным производством на многоуровневом интегрированном предприятии с использованием нормативов движения производства (на примере авиационной промышленности) / А. М. Ковалев, О. А. Афанасьева // Вестник университета. – 2021. – № 7. – С. 113-123.
  7. Костюченко, С. Б. Особенности современных методологических подходов к управлению процессами внедрения высокотехнологичного оборудования на промышленном предприятии / С. Б. Костюченко // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2019. – Т. 9, № 4-1. – С. 289-296.
  8. Плотников, А. П. Математическая интерпретация принципа обратной связи в управлении высокотехнологичным предприятием / А. П. Плотников, Ф. А. Казакова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. – 2019. – № 3(38). – С. 59-65.
  9. Полосков, С. С. Совершенствование подходов к управлению инновационным потенциалом высокотехнологичных наукоемких предприятий / С. С. Полосков, А. В. Желтенков, Е. В. Скубрий // Вестник МГПУ. Серия: Экономика. – 2019. – № 4(22). – С. 8-18.
  10. Пруткой, А. С. Управление рисками международной экспансии российских высокотехнологичных малых и средних предприятий / А. С. Пруткой, А. В. Савин // Вестник университета. – 2021. – № 12. – С. 78-84.
  11. Трофимова, Н. Н. Необходимость минимизации сопротивления персонала инновационным изменениям в системе управления высокотехнологичным предприятием / Н. Н. Трофимова // Управление. – 2020. – Т. 8, № 3. – С. 73-80.
  12. Хирачигаджиева, М. М. Антикризисное управление и эффективное управление рисками предприятия в экономике России / М. М. Хирачигаджиева // . – 2019. – № 12-1(62). – С. 103-106.

References

  1. Vinogradova, E. Yu., Galimova, A. I., Andreeva, S. L. Issues of taking into account the specifics of high-tech enterprises in the development of an information management and planning system / Human Progress. — 2022. — V. 8, No. 1. – P. 5-14.
  2. Alabugin A. A., Khudyakova T. A., Shmidt A. V., Volkov V. V. High-tech development of an enterprise: formation of an integration-balancing management mechanism // Bulletin of the South Ural State University. Series: Economics and Management. — 2020. — T. 14, No. 3. – P. 149-162.
  3. Gorlacheva, E. N. Methodology of managing cognitive factors in the production of high-tech enterprises / E. N. Gorlacheva, E. M. Ivannikova // Economics of Science. — 2019. — V. 5, No. 3. – P. 203-214.
  4. Zolotova, V. A. Prospects for managing high-tech industrial enterprises in Russia / V. A. Zolotova // . — 2020. — No. 2 (76). – P. 56-60.
  5. Ivanova, I. A. Management of personnel involvement as one of the tasks of management of high-tech enterprises / I. A. Ivanova, G. A. Sazhaeva // Transport business of Russia. — 2020. — No. 3. – P. 18-20.
  6. Kovalev, A. M. Management of high-tech production at a multilevel integrated enterprise using production flow standards (on the example of the aviation industry) / A. M. Kovalev, O. A. Afanaseva // Bulletin of the University. — 2021. — No. 7. – P. 113-123.
  7. Kostyuchenko, S. B. Features of modern methodological approaches to managing the implementation of high-tech equipment at an industrial enterprise / S. B. Kostyuchenko // Economics: yesterday, today, tomorrow. — 2019. — V. 9, No. 4-1. – P. 289-296.
  8. Plotnikov, A. P. Mathematical interpretation of the feedback principle in the management of a high-tech enterprise / A. P. Plotnikov, F. A. Kazakova // Vector of science of Togliatti State University. Series: Economics and Management. — 2019. — No. 3 (38). – P. 59-65.
  9. Poloskov, S. S., Zheltenkov, A. V., Skubriy, E. V. Improving approaches to managing the innovation potential of high-tech science-intensive enterprises, Bulletin of the Moscow State Pedagogical University. Series: Economy. — 2019. — No. 4 (22). – P. 8-18.
  10. Prutkoy, A.S. Risk management of international expansion of Russian high-tech small and medium-sized enterprises / A.S. Prutkoy, A.V. Savin // University Bulletin. — 2021. — No. 12. – P. 78-84.
  11. Trofimova, N. N. The need to minimize personnel resistance to innovative changes in the management system of a high-tech enterprise / N. N. Trofimova // Management. — 2020. — V. 8, No. 3. – P. 73-80.
  12. Hirachigadzhieva, M. M. Anti-crisis management and effective risk management of an enterprise in the Russian economy / M. M. Hirachigadzhieva // — 2019. — No. 12-1(62). – P. 103-106.

Для цитирования: Финошкин О.В. Разработка направлений антикризисного управления современным высокотехнологичным предприятием // Московский экономический журнал. 2023. № 3. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-3-2023-35/

© Финошкин О.В., 2023. Московский экономический журнал, 2023, № 3.