Московский экономический журнал 3/2023

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 338.242.4

doi: 10.55186/2413046X_2023_8_3_121

ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ДИСБАЛАНСОВ  В УСЛОВИЯХ ОБОСТРЕНИЯ ГЛОБАЛЬНЫХ ВЫЗОВОВ

WAYS TO OVERCOME SOCIAL IMBALANCES IN THE CONDITIONS OF AGGRESSION OF GLOBAL CHALLENGES

Решетникова Е.Г., Институт аграрных проблем ФИЦ «Саратовский научный центр РАН», Саратов, Россия

Reshetnikova E.G., Institute of Agrarian Problems, Federal Research Center «Saratov Scientific Center of the Russian Academy of Sciences», Saratov, Russia

Аннотация. Рассмотрены теоретико-методологические аспекты обоснования путей преодоления социальных балансов в экономике замкнутого цикла, условия и факторы  процесса демпфирования дисбалансов. Анализ движения цен на продовольственные товары представлен  в региональном разрезе. Сравнение динамики вектора цен на продовольственные товары осуществлено между федеральными округами и между территориальными составляющими федеральных округов. Обоснованы предложения по регулированию цен на социально значимые продукты  в условиях продовольственной инфляции. Отмечена важность разработки новой модели социального развития, опирающейся на инклюзивные факторы экономического роста, снижение межрегиональной и внутрирегиональной дифференциации  уровня жизни.

Abstract. Theoretical and methodological aspects of the substantiation of ways to overcome social balances in a circular economy, the conditions and factors of the process of damping imbalances are considered. An analysis of the movement of prices for food products is presented in the regional context. Comparison of the dynamics of the food prices vector was carried out between the federal districts and between the territorial components of the federal districts. Substantiated proposals for the regulation of prices for socially significant products in terms of food inflation. The importance of developing a new model of social development based on inclusive factors of economic growth, a decrease in inter-regional and intra-regional differentiation of living standards was noted.

Ключевые слова: социальные дисбалансы, продовольственный рынок, цены на продовольственные товары, социально значимые продукты, торговые сети, торговая наценка, антимонопольное регулирование

Keywords: social imbalances, food market, food prices, socially significant products, retail chains, trade margin, antimonopoly regulation

Введение

В условиях новых глобальных вызовов и перехода России на экономическую модель замкнутого цикла для обеспечения устойчивого развития большое значение имеет преодоление различных социальных дисбалансов и  активное использование инклюзивных факторов экономического роста, в том числе снижения уровня социально-экономической дифференциации в региональном разрезе. Для обоснования новой модели социального развития в условиях циркулярной экономики необходим соответствующий теоретико-методологический базис. Однако, как показывает анализ  научной литературы, многие авторы видят кризисные явления современной экономической теории, обосновывают необходимость переосмысления цели экономического развития и разработки единой методологии , которая отвечала бы требованиям представителей различных течений экономической мысли. В частности, большие надежды  на создание единой методологии экономической науки возлагаются на углубленное изучение такой универсальной научной категории как экономическое время.[1]

В научной литературе экономические дисбалансы  рассматриваются как виды диспропорций в структуре, тенденциях развития, интересах, отношениях, механизмах взаимодействия, качественных характеристиках экономической системы на разных иерархических уровнях. [2] В качестве основных типов системных дисбалансов выделяют структурные, функциональные, целевые и дисбаланс между системой и внешней средой. Дисбаланс между системой и внешней средой рассматривается  как глобальный дисбаланс, отражающий действие многих факторов, которые имеют не только экономический характер. Социальные дисбалансы, представляя собой диспропорцию между денежными доходами, потребностями населения в товарах и услугах и возможностями их удовлетворения в сложившихся условиях на потребительском рынке, сигнализируют о нарушении макроэкономического равновесия хозяйственной системы и требуют оперативного государственного вмешательства.  Для  процесса демпфирования дисбалансов необходимы функциональная и структурная адаптация системы управления, выполнение закона Эшби,  в частности, создание  разнообразия управляющей подсистемы, которое должно превышать или  соответствовать изменению элементов управляемой системы (форм предпринимательства, процессов потребления, обмена, распределения, сбережения, механизмов ценообразования, торговли и т.д.). В условиях повышения значимости инклюзивных факторов устойчивого развития  важна разработка комплекса институциональных мер, направленных на повышение уровня жизни населения, обеспечение экономической доступности основных продуктов питания для всех доходных групп, стабилизацию внутреннего спроса на продовольствие.

Методы проведения исследования

 В процессе анализа ценовой ситуации на продовольственном рынке  в условиях обострения глобальных вызовов использовались абстрактно — логический  и монографический методы, метод сравнения, метод группировок.

Ход исследования

Анализ статистической информации свидетельствует о наличии продовольственной инфляции на национальном продовольственном рынке, причем по наблюдениям аналитиков увеличиваются в цене не только деликатесные продукты, но и социально значимые продукты. Общий тренд ценового роста на продовольственном рынке  в 2022 году имел определенные особенности в региональном разрезе. При осуществленном сравнительном анализе темпов роста цен на потребительские товары и услуги в каждом федеральном округе рассмотрены регионы с минимальным и максимальным уровнем медианного среднедушевого денежного  дохода  в 2021 году.

Как видно из таблицы 1 в ноябре 2022 года по сравнению с предшествующим  периодом в РФ имел место рост цен на все потребительские товары и услуги. Однако темп роста цен  на продовольственные товары был ниже темпа роста на непродовольственные товары и услуги, темп роста цен на непродовольственные товары был выше темпа роста на услуги: в целом по РФ темп роста цен на продовольственные товары составил 109,6 %, на непродовольственные товары — 112,6 % и на услуги — 110,9%. Аналогичная ситуация была характерна для большинства субъектов страны, однако наблюдались и определенные исключения. Например, в Москве темп роста цен на услуги опережал темпы роста цен как на продовольственные товары, так и на непродовольственные товары, составив соответственно : 113,1; 108,6 и 114,1 %, что объясняется относительно высоким уровнем реальных доходов населения и значительной востребованностью сферы услуг в мегаполисе. В то же время в ряде субъектов страны и в целом федеральных округов наблюдалась ситуация, когда темпы роста цен на услуги отставали от темпов роста цен на продовольственные и непродовольственные товары. Как правило, речь идет о менее развитых в социально-экономическом отношении территориальных составляющих, обладающих более низкими реальными доходами в расчете на душу населения и не самым лучшим состоянием социальной инфраструктуры. Например, в Псковской области в рамках анализируемого периода темп роста цен на продовольственные товары составил 109,9 %, на непродовольственные товары -114,0 % и на услуги — 107,8 %. Аналогичная ситуация имела место в целом по Южному федеральному округу – соответственно — 110,0; 112,7 и 109,5 %, в Республике Калмыкия — 107,5; 112,8 и 105,3 %.В целом по Северо-Кавказскому федеральному округу также отмечалась данная ситуация, выразившаяся в размере показателей на уровне — 109,8 ; 112,5 и 108,8 %.Однако  в округе для менее развитых в экономическом отношении территориальных составляющих была характерна аналогичная ситуация, а для более благополучных – несколько иная. Например, в Республике Ингушетия темпы роста цен составили – 119,5; 120,7 и 105,0 %, а в Республике Дагестан имели место следующие темпы роста цен -108,1; 111,9 и 108,5 %.  В Приволжском федеральном округе в целом сохранялась общероссийская тенденция, но в регионах с минимальным и максимальным медианным среднедушевым денежным доходом она была несколько иной, когда темп роста цен на продовольственные товары обгонял темп роста цен на услуги — соответственно в Республике Мордовия — 109,5 и 107,1% и  в Республике Татарстан — 110,7 и 110,3 %.Аналогичная ситуация имела место в Уральском и Сибирском федеральных округах, когда на среднерегиональном уровне темпы роста цен на продовольственные товары были ниже темпов роста на услуги : соответственно в Уральском округе – 108,6 и 109,6 %, в Сибирском округе -110,6 и 111,5 %.В то же время внутри округа в регионах с минимальным и максимальным уровнем среднедушевого медианного дохода темпы роста цен на продовольственные товары обгоняли темпы роста на услуги: соответственно в Курганской области -110,8 и 108,1 %, в Тюменской области — 107,0 и 107,1 %.В Республике Тыва соответственно — 111,9 и 107,0 %, в Красноярском крае -111,0 и 110,7 %.Для Дальневосточного федерального округа была характерна ситуация, когда в целом по округу темпы роста цен на продовольственные товары обгоняли  темп роста цен на услуги : соответственно — 112,4 и 107,7 %,такая же ситуация имела место в Республике Бурятия – 110,3 и 107,9 %.Однако,  внутри региона в отличие от ситуации в целом по округу, темп роста цен на продовольственные товары отставал от темпов роста цен на непродовольственные товары в ряде регионов. В Чукотском автономном округе наблюдались наиболее высокие темпы роста  цен на продовольственные товары — 107,1 ,а прирост цен на услуги даже был отрицательным — 96,7 %.Следует отметить, что в регионах с относительно более высоким уровнем жизни темпы роста цен на услуги были выше темпов роста цен на товары.

Выше среднероссийского темп роста цен на продовольственные товары наблюдался в  таких округах как Южный (110,0 %),Северо-Кавказский (109,8 %), Приволжский (109,9 %), Сибирский (110,6 %) и Дальневосточный (112,4 %).Более благополучными в этом отношении были Центральный федеральный округ, где темп роста продовольственных товаров были ниже, чем в среднем по стране (109,2 %) и Северо-Западный округ (108,6 %).Однако внутри данных округов такая относительно благополучная ситуация была характерна  для территориальных составляющих с более высоким медианным доходом на душу населения, составив в Москве и Санкт-Петербурге  — соответственно 108,3 и 107,1 %. Регионы с минимальными показателями медианного дохода в этих округах имели более высокие по сравнению с среднероссийским уровнем показатели темпов роста цен на продовольственные товары – Ивановская область (110,1 %) и Псковская область (109,9 %). Наибольший темп роста цен на продовольственные товары среди федеральных округов  был характерен для Дальневосточного федерального округа – 112,4 %, а среди регионов – для Республики Ингушетия -119,5 %. Наименьший темп роста цен на продовольственные товары из федеральных округов  был характерен для Северо-Западного федерального округа – 108,6 %, среди регионов — для Тюменской области  — 107,0 %. Кризисная ситуация сильнее проявляется в регионах с менее подготовленной институциональной базой, с более проблемной ситуацией с финансовыми, материальными и трудовыми ресурсами. Это позволяет сделать вывод о наличии негативной тенденции усиления социально-экономических различий в региональном разрезе в условиях нарастания глобальных вызовов и угроз.

Результаты и обсуждение

 Продовольственная инфляция оказывает наиболее сильное воздействие на малообеспеченные  слои населения, величину и структуру их спроса на продовольствие. В России утвержден перечень социально значимых продуктов, цены на которые могут регулироваться государством. В него входят : говядина (кроме бескостного мяса), свинина (кроме бескостного мяса), баранина (кроме бескостного мяса), куры (кроме куриных окорочков), рыба мороженая неразделанная, масло сливочное , масло подсолнечное, молоко питьевое ,яйца куриные, сахар-песок , соль поваренная пищевая , чай черный байховый, мука пшеничная, хлеб ржаной, ржано-пшеничный хлеб и булочные изделия из пшеничной муки, рис шлифованный, пшено, крупа гречневая – ядрица, вермишель, картофель, капуста белокочанная свежая, лук репчатый, морковь, яблоки [4]. Однако существуют исследования, которые предлагают сократить перечень данных товаров, убрав из него говядину и неразделанную замороженную рыбу. (Центр агропродовольственной политики РАНХиГС). [5] На наш взгляд, наоборот, следовало бы расширить данный список, представленный наиболее дешевыми продовольственными товарами из каждой товарной группы, которые покупают малообеспеченные слои населения. Следовало бы расширить данный перечень в отношении группы молочных продуктов, внеся в него кефир и творог, а также включив детское питание.

Федеральным законом «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (Закон о торговле) предусмотрено право Правительства РФ осуществлять временное регулирование цен  в определённых случаях. В первоначальной формулировке статьи 8 Закона о торговле отмечалось, что если в течение тридцати дней на территории региона или нескольких регионов страны повышение розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости составит тридцать и более процентов, то Правительство РФ  имеет право устанавливать предельно допустимые розничные цены на срок не более девяноста календарных дней. Однако ситуация в конце 2020 года, когда наблюдался значительный рост цен на продовольственные товары (сахар, подсолнечное масло, хлеб, муку) потребовала корректировки данного положения. В декабре 2020 года  рассматриваемая норма была скорректирована, Федеральным Законом от 30 декабря 2020 года № 500-ФЗ[6] были внесены дополнения в Правила установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости .[7] Определено, что предельные розничные цены на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, реализуемые на территории одного или нескольких регионов страны могут устанавливаться Правительством РФ на срок не более 90 календарных дней в случае, если в течение 60 календарных дней подряд в этих регионах повышение розничных цен на продовольственные товары составляет 10 и более процентов с исключением сезонного фактора.
Данная формулировка статьи позволяет осуществить более длительное наблюдение за динамикой цен и в большей степени отвечает интересам потребителей, производителей и торгующих организаций. Однако, это  экстренная мера и, по мнению исследователей, ограничение цен на социально значимые продукты несет в основном психологический эффект, замораживание цен может повлечь за собой дефицит товаров.

Вопрос необоснованного роста цен  относится к компетенции Федеральной антимонопольной службы России. На официальных сайтах территориальных органов ФАС России в разделе «Главное» размещена информация о «горячих линиях» с актуальными контактами для обращений граждан по вопросам необоснованного роста цен товаров, услуг и их наличия. С ее помощью граждане могут сообщить о росте цен не только на продукты, но и на непродовольственные товары и услуги. Полученные сведения могут быть использованы для выявления необоснованного роста цен, а также принятия мер в отношении недобросовестных участников рынков.

В условиях сложной с точки зрения значительной продовольственной инфляции ситуации на продовольственном рынке была применена новая форма  сдерживания цен. На совещании в Минсельхозе РФ (с участием Минпромторга и ФАС) по стабилизации цен на продовольственные товары, в том числе был проработан вопрос о добровольном ограничении торговыми сетями торговой наценки на ряд продуктов питания в пределах от 0 до 5%. Речь шла о таких продуктах как хлеб, молочные продукты, сахар-песок и овощи борщевого набора, которые пользуются наибольшим спросом. Предполагалось, что эта максимальная торговая наценка будет действовать до начала нового сельхозяйственного сезона (до 1 июля 2022 года). Инициатива ретейлеров стала ответом на предложения государственных органов об обеспечении населения продуктами питания по доступным ценам. В рамках поручения Правительства РФ ФАС России, Минпромторг и Минсельхоз России разработали механизм ограничения торговыми сетями наценок на отдельные виды социально значимых продуктов. Механизм предполагает, что торговые сети добровольно принимают на себя обязательства о минимизации торговых наценок на четыре категории социально значимых товаров – молочную продукцию, хлебобулочные изделия, сахар и овощи «борщевого набора». Конкретные товарные позиции внутри каждой категории ретейлеры определяют самостоятельно. Это должны быть товары отечественного производства, наиболее востребованные по объемам продаж и представленные в магазинах в достаточном количестве. Гипермаркеты «Ашан» и «Атак», АО «Тандер» («Магнит») и ООО «О’Кей» первыми сообщили о готовности минимизировать наценки на ряд социально значимых товаров из  четырех групп путем добровольного снижения их уровня до 5%.Для информирования покупателей торговые сети  начали выделять продукты с ограниченными наценками на полках магазинов соответствующими специальными ценниками с пометкой «Социальный товар». По мнению ФАС России, ограничение торговых наценок на социально значимые продукты позволит повысить доступность продовольственных товаров для граждан.[8]В то же время  поставщики продовольствия выразили опасение в том, что  в силу доминирующего положения торговых сетей все финансовое бремя за это решение будет полностью переложено на плечи поставщиков. Чтобы избежать банкротств пищевых предприятий и обеспечить реальное снижение цен, по мнению аналитиков, важнейшей задачей остается ограничение  доминирующего положения торговых сетей  на продовольственном  рынке.

Ситуация является достаточно сложной по всей продовольственной цепочке. Так, в условиях санкций и изменившейся логистики торговые сети при закупке товара вынуждены делать 100-% предоплату. Торговые сети берут кредиты на предоплату минимум под 10 % годовых, которые они обязаны вернуть банку.[9] У производителя также существует множество  факторов роста себестоимости продукции, а именно подорожавшие корма, сельхозтехника, электричество, газ. Так, Союз пекарей  обратился в Правительство РФ с просьбой увеличить субсидии на дешевые сорта хлеба и хлебобулочных изделий – от батона «Студенческий» до макарон, поскольку увеличились затраты на оборудование. Необходимый размер субсидий необходимо увеличить  с 2,5 рублей до 7,5 рублей за килограмм. Рост цен на молочные продукты аналитики  объясняют ,прежде всего, повышением цен  на корма. Подорожание яиц связано с двумя причинами -ростом издержек производства и неполным замещением импортных инкубационных яиц. В национальной мясной ассоциации прогнозируют возможность увеличения себестоимости разных видов мяса на 15-20%, прежде всего, говядины. Даже беспошлинный завоз в Россию замороженной говядины в объеме 200 тысяч тонн из Бразилии не дал ожидаемого эффекта по стабилизации цены на внутреннем рынке, поскольку каждый посредник закладывал свою  наценку  из-за высокой степени неопределенности перспективы на рынке, что привело к существенному росту конечного уровня цены.

Заключение

Преодоление существенных социальных дисбалансов накапливающихся в предшествующие годы и обострившихся в условиях обострения глобальных вызовов последних лет требует от научного сообщества разработки стратегии развития с учетом современных реалий, обоснования необходимых направлений развития агропродовольственного комплекса и социальной сферы в новых условиях экономики замкнутого цикла. Аналитиками Вольного экономического Общества  подготовлен документ «Новые пути России (к вопросу о Стратегии развития России)». [10] Этот документ  обосновывает необходимость выработки  стратегии развития по пяти основным направлениям. [11] В качестве первого направления выделена необходимость новой социальной модели развития, имеющей цель  сокращения доли  малообеспеченного населения и увеличение удельного веса среднего класса. В число предлагаемых институциональных мер входит не только широкий круг мер по поддержке малообеспеченных социальных групп, но и предлагается введение на достаточно высоком уровне общероссийского стандарта услуг общественного и бюджетного секторов и оплаты труда при значительном повышении доли затрат труда в национальном продукте; меры по снижению межрегиональной и межотраслевой дифференциации в оплате труда; корректировка денежно-кредитной политики; меры налогового регулирования материального неравенства граждан. Назревшей мерой является дальнейшее повышение прожиточного минимума и введение необлагаемого налогового минимума. Комплекс оперативных и долгосрочных мер поддержки малообеспеченных слоев населения и смягчения различных форм социально-экономической дифференциации направлен на преодоление социальных дисбалансов в национальной хозяйственной системе.

Список источников

  1. Желаева С.Э. Экономическое время в механизме самоорганизации экономической системы // Журнал экономической теории. 2015. № 1.С.69-74.
  2. Щетилова Т.В. Cистемные дисбалансы макроэкономического развития: синергетический аспект // Журнал экономической теории. 2015. № 1. С. 54-68.
  3. Доклад «Социально-экономическое положение России январь- ноябрь 2022 года»: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/compendium/document /50801 (дата обращения 17.03.2023).
  4. Перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены
    (утв.постановлениемПравительства РФ от 15 июля 2010 г. N 530) »: [Электронный ресурс].  Режим доступа:  https://base.garant.ru/12177401/#block_2000(дата обращения 17.03.2023).
  5. В.Чуприн . Еда специального назначения //МК № 234 (596)14.12-20.12.2022
  6. Федеральный закон Российской Федерации от 30 декабря 2020 года № 500-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» и статью 8 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://online.zakon.kz/m/document/?doc_id=35748212 (дата обращения 12.03.2023)
  7. Постановление Правительства РФ от 15 июля 2010 г. N 530 «Об утверждении Правил установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены, и перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение определенного количества которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения» (с изменениями и дополнениями): Режим доступа: [Электронный ресурс]: http://base.garant.ru/12177401/ (дата обращения 12.03.2023)
  8. ФАС : «Ашан», «Атак», «О’ кей» и «Магнит» ограничат свои наценки на продукты на уровне 5% Режим доступа: [Электронный ресурс] : https://www.retail.ru/news/fas-ashan-atak-o-key-i-magnit-ogranichat-svoi-natsenki-na-produkty-na-urovne-5-1-marta-2022-214361/ (дата обращения 12.03.2023)
  9. Чуприн В.Еду ждет новый ценовой рывок // МК.2022 №133(28.831)
  10. «Новые пути России (к вопросу о Стратегии развития России)»: Режим доступа: [Электронный ресурс] : https://vk.com/wall-153391377_291 (дата обращения 12.03.2023)
  11. Бодрунов С.Д. Cовременная стратегия развития требует поворота к планированию//экономическое возрождение России.2021.№ 3 (69).С.5-13.

References

  1. Zhelaeva S.E`. E`konomicheskoe vremya v mexanizme samoorganizacii e`konomicheskoj sistemy` // Zhurnal e`konomicheskoj teorii. 2015. № 1.S.69-74.
  2. Shhetilova T.V. Cistemny`e disbalansy` makroe`konomicheskogo razvitiya: sinergeticheskij aspekt // Zhurnal e`konomicheskoj teorii. 2015. № 1. S. 54-68.
  3. Doklad «Social`no-e`konomicheskoe polozhenie Rossii yanvar`- noyabr` 2022 goda»: [E`lektronny`j resurs]. Rezhim dostupa: https://rosstat.gov.ru/compendium/document /50801 (data obrashheniya 17.03.2023).
  4. Perechen` otdel`ny`x vidov social`no znachimy`x prodovol`stvenny`x tovarov pervoj neobxodimosti, v otnoshenii kotory`x mogut ustanavlivat`sya predel`no dopustimy`e roznichny`e ceny`(utv. postanovleniem Pravitel`stva RF ot 15 iyulya 2010 g. N 530) »: [E`lektronny`j resurs].  Rezhim dostupa:  https://base.garant.ru/12177401/#block_2000(data obrashheniya 17.03.2023).
  5. V.Chuprin . Eda special`nogo naznacheniya //MK № 234 (596)14.12-20.12.2022
  6. Federal`ny`j zakon Rossijskoj Federacii ot 30 dekabrya 2020 goda № 500-FZ «O vnesenii izmenenij v Federal`ny`j zakon «Ob oficial`nom statisticheskom uchete i sisteme gosudarstvennoj statistiki v Rossijskoj Federacii» i stat`yu 8 Federal`nogo zakona «Ob osnovax gosudarstvennogo regulirovaniya torgovoj deyatel`nosti v Rossijskoj Federacii». [E`lektronny`j resurs]. Rezhim dostupa: https://online.zakon.kz/m/document/?doc_id=35748212 (data obrashheniya 12.03.2023)
  7. Postanovlenie Pravitel`stva RF ot 15 iyulya 2010 g. N 530 «Ob utverzhdenii Pravil ustanovleniya predel`no dopustimy`x roznichny`x cen na otdel`ny`e vidy` social`no znachimy`x prodovol`stvenny`x tovarov pervoj neobxodimosti, perechnya otdel`ny`x vidov social`no znachimy`x prodovol`stvenny`x tovarov pervoj neobxodimosti, v otnoshenii kotory`x mogut ustanavlivat`sya predel`no dopustimy`e roznichny`e ceny`, i perechnya otdel`ny`x vidov social`no znachimy`x prodovol`stvenny`x tovarov, za priobretenie opredelennogo kolichestva kotory`x xozyajstvuyushhemu sub«ektu, osushhestvlyayushhemu torgovuyu deyatel`nost`, ne dopuskaetsya vy`plata voznagrazhdeniya» (s izmeneniyami i dopolneniyami): Rezhim dostupa: [E`lektronny`j resurs]: http://base.garant.ru/12177401/ (data obrashheniya 12.03.2023)
  8. FAS : «Ashan», «Atak», «O’ kej» i «Magnit» ogranichat svoi nacenki na produkty` na urovne 5% Rezhim dostupa: [E`lektronny`j resurs] : https://www.retail.ru/news/fas-ashan-atak-o-key-i-magnit-ogranichat-svoi-natsenki-na-produkty-na-urovne-5-1-marta-2022-214361/ (data obrashheniya 12.03.2023)
  9. Chuprin V.Edu zhdet novy`j cenovoj ry`vok // MK.2022 №133(28.831)
  10. «Novy`e puti Rossii (k voprosu o Strategii razvitiya Rossii)»: Rezhim dostupa: [E`lektronny`j resurs] : https://vk.com/wall-153391377_291 (data obrashheniya 12.03.2023)
  11. Bodrunov S.D. Covremennaya strategiya razvitiya trebuet povorota k planirovaniyu//e`konomicheskoe vozrozhdenie Rossii.2021.№ 3 (69).S.5-13.

Для цитирования: Решетникова Е.Г. Пути преодоления социальных дисбалансов  в условиях обострения глобальных вызовов  // Московский экономический журнал. 2023. № 3. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-3-2023-27/

© Решетникова Е.Г., 2023. Московский экономический журнал, 2023, № 3.