Московский экономический журнал 3/2023

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК: 346.26

doi: 10.55186/2413046X_2023_8_3_111

АКТУАЛЬНЫЕ МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

ATERIAL MEASURES OF STATE SUPPORT FOR SMALL BUSINESS

Соколова Екатерина Николаевна, к.э.н., доцент, зав. кафедрой экономики, АНО ВО «Российский новый университет», г. Москва, E-mail: zavkafsokolova@mail.ru

Кожемяко Светлана Вячеславовна, к.э.н., доцент кафедры экономики, АНО ВО «Российский новый университет», г. Москва, E-mail: koghemyko.75@ mail.ru

Логачева Ольга Викторовна, к.э.н., доцент кафедры экономики, АНО ВО «Российский новый университет», г. Москва, ORCID: 0000 0002-0740-1339, E-mail: ro22ashka@mail.ru

Sokolova Ekaterina Nikolaevna, Candidate of Economics, Associate Professor, Head of the Department of Economics, Russian New Universitу, Moscow, E-mail: zavkafsokolova@mail.ru

Kozhemyako Svetlana Vyacheslavovna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics, Russian New Universitу, Moscow, E-mail: koghemyko.75@ mail.ru

Logacheva Olga Viktorovna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics, Russian New Universitу, E-mail: ro22ashka@mail.ru

Аннотация. Поддержка предпринимательства является важнейшей задачей государства для обеспечения социально-экономического развития и решения комплекса проблем общества, возникших в условиях современной экономики России. В связи с этим в статье исследованы теоретические аспекты государственной поддержки малого предпринимательства в России. Проведен анализ направлений и форм поддержки малого предпринимательства на региональном и муниципальном уровне. Определены основные пути совершенствования направлений и форм поддержки малого предпринимательства в России. Успешное развитие малого предпринимательства в значительной степени зависит от обеспечения субъектов малого предпринимательства финансовыми ресурсами как краткосрочного, так и долгосрочного характера.

Abstract. Support of entrepreneurship is the most important task of the state to ensure socio-economic development and to solve the set of problems of society that have arisen in the modern economy of Russia. In this connection the economic aspects of the state support of small business in Russia are investigated in the article. The analysis of directions and forms of small business support has been carried out. The main ways of improving the directions and forms of small business support in Russia are determined. The successful development of small business largely depends on the provision of subjects of small business with financial resources, both short-term and long-term character.

Ключевые слова: малое предпринимательство, бизнес предприятий, задолженность по кредитам, процентные ставки, государственная поддержка

Keywords: small business, business enterprises, loan debt, interest rates, government support 

Введение. Малое предпринимательство, представляя собой самую массовую форму предпринимательской деятельности, способно решить такие острые общественные проблемы, как: вовлечение в активную экономическую деятельность значительного числа людей и как следствие снижение уровня безработных; расширение конкурентной среды и ослабление монополизации; формирование значительного слоя мелких собственников и обеспечение условий для создания среднего класса как залога экономической и социальной стабильности в обществе. Поэтому абсолютное большинство развитых государств поощряет их деятельность и оказывает большую поддержку малому бизнесу особенно, в создании новых, разнообразных по специализации и направлениям малых предприятий. Для экономики в целом деятельность малых компаний является важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого предпринимательства специалисты судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Экономическая состоятельность государства во многом зависит от проведения его внутренней политики, вернее от эффективности этой политики. Как бы ни обстояла ситуация во внешних экономических и политических отношениях между государствами, ориентирование на внутренний рынок способно реабилитировать состояние любого характера. Важным показателем, который определяет развитость экономики государства, является формирование механизмов рыночной экономики, в том числе финансово-кредитного механизма, который должен гарантировать государственную поддержку малого предпринимательства. По уровню развития малого предпринимательства специалисты судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Малое предпринимательство играет всё более важную в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы.

Методология проведения исследования. Цель подготовки научной статьи: разработка системы рекомендаций, направленных на реализацию мероприятий по поддержке малого предпринимательства на региональном и муниципальном уровне и механизмов ее реализации.

Методический аппарат исследования включает в себя методы системно-структурного, функционального, факторного и сравнительного анализа с построением аналитических моделей на основе синтеза современных научных методов познания экономико-социальных явлений. Методологическим инструментарием выступают графический, статистический и экономико-математические методы обработки информации.

Методика исследования основана на изучении федерального законодательства, нормативных актов по вопросам деятельности малого предпринимательства, статистических данных по сектору малого бизнеса Федеральной службы государственной статистики, публикаций информационных и экспертных агентств, аналитических материалов и первичных данных ряда малых предприятий.

Результаты исследования. Условия и порядок оказания государственной поддержки малого и среднего бизнеса устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальными правовыми актами.

Поддержка малого и среднего предпринимательства – это деятельность органов государственной власти РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, которая осуществляется в целях развития малого и среднего предпринимательства в соответствии с государственными и муниципальными программами (подпрограммами). Это юридическое определение, закрепленное в п. 5 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [1].

Совокупность органов власти и организаций, приведенных в данном определении, именуются также инфраструктурой поддержки малого и среднего предпринимательства. Несмотря на то, что помощь малому бизнесу могут оказывать и коммерческие организации (например, банки путем предоставления льготных кредитов), под поддержкой малого предпринимательства обычно все же понимают господдержку малого бизнеса. Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» основными целями государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в РФ являются:

  • развитие субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) в целях формирования конкурентной среды в экономике РФ;
  • обеспечение благоприятных условий для развития МСП;
  • обеспечение конкурентоспособности МСП;
  • оказание содействия МСП в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок РФ и рынки иностранных государств;
  • увеличение количества МСП;
  • обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;
  • увеличение доли производимых МСП товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;
  • увеличение доли уплаченных МСП налогов в налоговых доходах бюджетов всех уровней.

Помощь малому бизнесу от государства состоит в первую очередь в совершенствовании нормативно-правового регулирования деятельности МСП.

К таким мерам, согласно ст. 7 Федерального закона №209-ФЗ, в частности, относятся:

  • специальные налоговые режимы;
  • упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
  • упрощенный порядок составления статистической отчетности;
  • меры по обеспечению прав и законных интересов МСП при осуществлении государственного контроля (надзора);
  • меры по обеспечению финансовой поддержки МСП.

Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона №209-ФЗ государственная поддержка малого бизнеса в России включает в себя:

  • государственную финансовую поддержку малого бизнеса;
  • имущественную поддержку МСП;
  • информационную и консультационную поддержку СМП;
  • поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников МСП;
  • поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества;
  • поддержку МСП, занимающихся сельскохозяйственной деятельностью;
  • поддержку МСП, ведущих внешнеэкономическую деятельность.

Условия и порядок оказания государственной поддержки малого и среднего бизнеса устанавливаются нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ, муниципальными правовыми актами.

Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства – тема, которая интересует МСП больше других мер поддержки малого бизнеса в России.

С финансовой точки зрения государственная помощь малому бизнесу включает в себя предоставление субсидий малому бизнесу, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам МСП.

Среди форм финансовой поддержки малого бизнеса субсидия – одна из наиболее привлекательных. Но получение субсидирования для малого бизнеса – дело непростое. Необходимо соответствовать жестким критериям отбора. В целях реализации в 2021 г. мероприятий подпрограммы «Москва — город для бизнеса и инноваций» и в соответствии с Приказом ДНПиП г. Москвы от 20.02.2018 №П-18-12-27/8 ведется отбор претендентов на получение субсидий. К участникам отбора предъявляются дополнительные требования, к таковым, в частности, относятся: [4].

  • МСП должны быть зарегистрированы в качестве налогоплательщика на территории города Москвы;
  • продолжительность регистрации МСП в качестве организации или ИП должна составлять не менее 6 месяцев до дня подачи заявки на предоставление субсидии;
  • в течение одного календарного года, предшествующего году подачи заявки на предоставление субсидии, выплаты зарплаты работникам МСП должны были производиться в размере не ниже размера МРОТ, установленного в г. Москве;
  • на день подачи заявки на предоставление субсидии у МСП должна отсутствовать просроченная более чем на один месяц задолженность по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей.

Порядок участия в отборе на получение субсидий, перечень необходимых для предоставления документов и иные аспекты субсидирования устанавливаются соответствующим нормативными актами. По вопросам получения субсидий в зависимости от их уровня необходимо обращаться в Минэкономразвития, в региональные или местные органы власти, уполномоченные на решение вопросов, связанных с субсидированием МСП.

В 2022 г. в России начался эксперимент по запуску цифровой платформы МСП. Эксперимент продлится до 1 февраля 2025 года. Платформа разработана Корпорацией МСП совместно с Минэкономразвития России с целью — предоставить доступ ко всем необходимым для бизнеса сервисам и мерам поддержки в одном месте. Одним из ключевых условий запуска Цифровой платформы МСП стало участие самих предпринимателей на всех этапах ее создания – от определения наиболее востребованных сервисов, которые нужны бизнесу в цифровом виде, до участия в их разработке и тестировании.

Пользователям Цифровой платформы МСП доступны ряд сервисов, рассмотрим их.

  1. Антикризисные меры поддержки бизнеса. Это агрегированные актуальные федеральные и региональные меры поддержки предпринимателей. Сейчас в данном разделе представлено более 350 федеральных мер и региональных мер поддержки. Раздел ежедневно актуализируется и дополняется информацией. Для пользователей разработана удобная система фильтрации по разным признакам с целью упрощения навигации по мерам поддержки.
  2. Региональные меры поддержки. В настоящее время на Цифровой платформе МСП размещено 100 мер поддержки из 14 регионов: Республики Бурятия и Татарстан, города Москва и Санкт-Петербург, Алтайский, Пермский края и Хабаровский края, Ленинградская, Новосибирская, Свердловская, Томская, Ульяновская, Калининградская и Челябинская области.
  3. Расчет рейтинга бизнеса. В личном кабинете Цифровая платформа МСП. РФ предприниматели могут пройти комплексный анализ деятельности бизнеса. Юридическому лицу доступно до 44 показателей, в том числе стоп-факторы на оказание государственной поддержки. Рейтинг индивидуального предпринимателя рассчитывается по 24 параметрам.

Наблюдаемое замедление деятельности малого из среднего бизнеса в начале 2022 г. в первую очередь вызвано санкционными ограничениями. С конца февраля 2022 г. у многих компаний нарушились цепочки поставок, усложнились схемы оплаты, в том числе и контрагентам, резко упало число клиентов, и, как следствие, выручка.

Обвального ухудшения ситуации в секторе МСП удалось избежать за счет мер поддержки, предоставленных государством. Эти меры были намного более масштабными, чем предпринятые в 2020–2021 гг., так как в период COVID-19, по статистике, поддержкой воспользовалось только 38,5% компаний, а в текущем кризисе поддержка пришлась на 70%-90% малых предприятий [2].

Начиная с марта 2022 г. малые и средние предприятия смогли получить большой спектр помощи, включающий:

  • изменение графика платежей по кредитам (кредитные каникулы и реструктуризация);
  • кредиты по льготным ставкам; поручительства по кредитам;
  • льготный лизинг и факторинг; мораторий на банкротство;
  • ограничение комиссий на прием платежей и компенсация части расходов;
  • специальные меры поддержки МСП на уровне отдельных отраслей и регионов.

Наиболее востребованным видом финансовой поддержки оказалась программа Банка России «ПСК Оборотная», по которой микро- и малый бизнес мог получить кредит на сумму до 300 млн руб. по ставке не выше 15%, а средний бизнес – средства на сумму не выше 13,5% без ограничений по цели кредитования. Также существенную поддержку МСП оказали и кредитные каникулы. До 30 сентября 2022 г. малые и средние предприятия из особенно пострадавших от санкций отраслей (сельское хозяйство, наука, культура, туризм, общепит, медицина, IT, розничная торговля и обрабатывающие производства – всего более 70 кодов ОКВЭД) были вправе попросить кредиторов об отсрочке платежей по всем кредитам и займам, оформленным до 1 марта 2022 г. Каникулы предоставлялись на срок до полугода. Большое количество предпринимателей также воспользовались возможностью реструктуризации долга.

Предоставление льготного финансирования позволило «сгладить» эффект от резкого ужесточения денежно-кредитной политики в марте 2022 г. Вплоть до мая 2022 года стоимость кредита для МСП по льготным программам была ниже, чем ключевая ставка Банка России (рисунок 1).

Как показывает статистика, представленная на сайте Федеральной налоговой службы (ФНС), денежный объем финансовой поддержки МСП за 8 месяцев 2022 г. увеличился на 28%. Наибольший рост количества обращений за поддержкой наблюдался по таким инструментам как гарантии (рост практически на 800% к сопоставимому периоду прошлого года), льготный лизинг (рост на 58% к сопоставимому периоду прошлого года) и имущественная поддержка (рост на 47% к сопоставимому периоду прошлого года). Одновременно с этим фиксировалось снижение обращений за льготными кредитами (снижение на 63% к сопоставимому количеству прошлого года) и субсидиями (снижение на 37% к сопоставимому периоду прошлого года). Это может говорить о низкой деловой активности малого и среднего бизнеса – кредиты берутся «на тушение пожаров», а не на дальнейшее развитие производства и деятельности.

Во втором квартале 2022 г. объем кредитов, предоставленных субъектам МСП, составил около 2,5 трлн руб., что на 12% меньше, чем в первом квартале 2022 г. Средний размер кредита, предоставленного заемщику – субъекту МСП, существенно не изменился по сравнению с первым кварталом 2022 г. и составил около 5,2 млн руб. Снижение количества выданных кредитов свидетельствует об ухудшении деловой активности в сегменте МСП, несмотря на массовую поддержку.

При этом самое существенное падение объемов кредитования наблюдается в отраслях, наиболее подверженных текущему экономическому кризису. Напротив, в отраслях, которые сохранили относительную устойчивость (добыча и переработка полезных ископаемых, сельское хозяйство, телекоммуникации и информационные технологии) наблюдаются положительные темпы роста кредитования субъектов МСП.

Общая задолженность по кредитам, предоставленным субъектам МСП, на конец 2 квартала увеличилась до 8,5 трлн руб. на фоне кредитных каникул и рефинансирования кредитов. Однако в связи со снижением объема выдачи кредитов в третьем и четвертом кварталах 2022 г. портфель кредитов субъектам МСП к концу 2022 г. может сократиться до 7,5 млрд руб. (рисунок 2).

Ожидается, что по мере окончаний кредитных каникул и реструктуризации, доля просроченной задолженности существенно вырастет по сравнению с официальной информацией Банка России. Дисциплина расчетов с поставщиками во 2 квартале 2022 г. в сегменте МСП ухудшилась, а доля просрочек более 60 дней возросла. Ситуация может стать хуже в 3 и 4 кварталах на фоне сокращения спроса, истощения финансовых резервов компаний и окончании сроков действия многих мер поддержки.

Бизнес предприятий МСП является высокорискованным по своей природе. Это связано с небольшими размерами компаний, что не позволяет создать необходимый эффект масштаба и устойчивость к кризисным явлениям, а также не даёт возможность обладать достаточной рыночной силой по отношению к покупателям и поставщикам. Также эти компании обладают, как правило, недостаточно зрелой системой корпоративного управления и открытостью по отношению к инвесторам [3].

В 2022 г. и в течение 2023 г. риски в сегменте МСП будут оставаться повышенными по отношению к периодам с более благоприятным экономическим циклом.

Анализ эффективности мер финансовой поддержки МСП, осуществляемой через предоставление субсидий на возмещение затрат на открытие собственного бизнеса, модернизацию производства:

  • количество работников на предприятиях, получивших грант на развитие бизнеса, увеличилось в среднем на 41%.
  • общий объем выручки на предприятиях, получивших финансовую поддержку, в 2021 г. по отношению к 2020 гг. увеличился на 130%. Объем чистой прибыли увеличился на 36%.
  • объем налоговых отчислений в среднем по получателям субсидии за 2021 г. по отношению к 2020 г. увеличился на 64%.

В РФ действует многоуровневая поддержка субъектов МСП, начиная с федерального и заканчивая муниципальным уровнем.

В 2022 г. последствия западных санкций для сектора МСП и бизнеса страны в целом в полной мере еще не проявились: их деятельность могла продолжаться за счет имеющихся ресурсов, а также запасов сырья и комплектующих; доходы населения также пока не показали кратного сокращения.

В связи с этим, несмотря на то что динамика числа организаций сектора МСП уже является отрицательной, численность занятых в нем показывает рост, что позволяет говорить скорее о каких-то внутренних трансформациях внутри сектора [5].

Федеральная поддержка бизнеса на данном этапе носит преимущественно оперативный характер – шагов в направлении долгосрочной планомерной политики пока не наблюдается. Административные, финансовые и налоговые льготы предоставляются только приоритетным направлениям бизнеса, однако наиболее вероятно, что в 2023 г. их число увеличится. Сектор МСП поддерживается относительно разносторонне. Региональные меры его поддержки, напротив, являются в основном финансовыми и налоговыми, но среди них отмечается нехватка консультационных и образовательных направлений. При этом именно консультационная поддержка стала основной по числу получений организациями МСП. Финансовая поддержка уже сейчас демонстрирует возникающие проблемы в росте затрат на оборотные средства, транспортные расходы.

Одновременно должно быть обеспечено взаимодействие между бизнесом и научно-образовательными и научно-исследовательскими учреждениями в направлении приоритетных для России технологий.

К реализации предлагаются следующие меры:

  • оперативное донесение до бизнеса информации о текущей ситуации в экономике, о существующих федеральных и региональных мерах его поддержки. В связи с этим Корпорации МСП следует увеличить число образовательных и консультационных мероприятий для представителей каждой конкретной отрасли;
  • расширение государственных закупок у предприятий МСП и упрощение для них процедуры участия в закупках (особенно касающихся приоритетных направлений);
  • проведение ревизии потенциально необходимых для представителей крупного бизнеса и МСП продуктов и услуг, создание низких барьеров для входа в эти сферы, популяризация их среди молодежи;
  • создание единой платформы для потенциальных производителей и заказчиков продукции (не только государственных, но и частных), на базе которой они не только могли бы находить друг друга, но и узнавать о проблемах и нишах в каждой конкретной отрасли от представителей компаний-заказчиков путем организации семинаров, круглых столов и др.;
  • дополнительное изучение особенностей ведения бизнеса азиатских компаний, планирующих вход на российский рынок, и подготовка организаций МСП к обеспечению их деятельности.

В среднесрочной перспективе необходимо создать на базе ведущих университетов и НИИ структуры, способствующие коммерциализации знаний, бизнес-инкубаторы и др.; предоставить льготы бизнесу, взаимодействующему с научно-образовательными учреждениями в направлении финансирования фундаментальных и прикладных исследований; возможно использовать механизм инновационных ваучеров.

Кроме того, следует оказать поддержку российским высокотехнологичным компаниям с внутренними научно-исследовательскими подразделениями для разработки импортозамещающих технологий и занятия освободившихся технологических ниш: предоставить налоговые льготы, отсрочки по уплате обязательных платежей, льготные целевые кредиты; способствовать созданию привлекательных условий работы в стране для зарубежных специалистов.

В заключении можно говорить о том, что в настоящее время наиболее острой проблемой для малого бизнеса в РФ являются последствия введенных против России международных экономических санкций и государственная поддержка МСП направлена в первую очередь на преодоление этих негативных последствий.

При этом у регионов и муниципалитетов значительно меньше финансовых и правовых возможностей в поддержке МСП по сравнению с федеральным центром.

Федеральная поддержка бизнеса на данном этапе носит преимущественно оперативный характер – шагов в направлении долгосрочной планомерной политики пока не наблюдается. Государству требуется формирование долгосрочных программ поддержки МСП, которые бы включали в себя на только финансовые меры, но и доступ к различным инновационным технологиям во взаимодействии с отечественной наукой.

Выводы. Приоритетными областями развития и поддержки малого и среднего бизнеса являются: инновационная деятельность; обрабатывающие производства; предоставление услуг; транспорт и связь; здание; деятельность в области ремесел и народного творчества; спортивные и развлекательные мероприятия.

Как показывают расчеты, можно ожидать, что затраты, связанные с реализацией программы поддержки и развития малого предпринимательства, будут экономически оправданы, поскольку приведут к увеличению наполняемости доходной части бюджета области.

С учетом уже накопленного в период пандемии опыта поддержки МСП в текущей ситуации необходимо:

  • обеспечить доступ к критически важным технологиям, приобретая их через третьи страны и налаживая их разработку и применение в России;
  • наладить реинжиниринг ввезенных технологий с помощью собственных НИИ и институтов развития, для чего должны быть увеличены государственные инвестиции по конкретным направлениям НИОКР и в образование в этих приоритетных сферах, которые должны быть выделены правительством.

Одновременно должно быть обеспечено взаимодействие между бизнесом и научно-образовательными и научно-исследовательскими учреждениями в направлении приоритетных для России технологий. В среднесрочной перспективе необходимо создать на базе ведущих университетов и НИИ структуры, способствующие коммерциализации знаний, бизнес-инкубаторы и др.; предоставить льготы бизнесу, взаимодействующему с научно-образовательными учреждениями в направлении финансирования фундаментальных и прикладных исследований; возможно использовать механизм инновационных ваучеров.

Список источников

  1. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ (действующая редакция, 2023) Режим доступа: [https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/]
  2. Бобкова Е.Ю. Черкасова Е.В. К вопросу о современных мерах государственной поддержки регионального малого бизнеса в условиях международных санкций / Е.Ю. Бобкова, И.А. Григорьянц, А.Л. Фурсов / Гуманитарный научный журнал. – 2022. — № 3. — С.34-39.
  3. Володкевич С.И. К вопросу о формах государственной поддержки малого предпринимательства в регионах в условиях международных санкций / С.И. Володкевич / Гуманитарный научный журнал. – 2022. — № 3. — С.26.
  4. Кирсанов В.В. Анализ механизмов поддержки субъектов малого предпринимательства в рамках контрактной системы в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд / В.В. Кирсанов / Вестник науки. – 2023. — № 1. — С.109.
  5. Панаева Е.Ю. Инструменты государственной поддержки малого и среднего бизнеса / Е.Ю. Панаева / Вестник науки. – 2023. — № 1. — С.65-70.
  6. Шувалова М. Поддержка малого и среднего бизнеса в условиях санкций. Режим доступа: [https://www.garant.ru/article/1532971/]

References

  1. Federal law «About the development of small and medium-scale business in the Russian Federation» from 24.07.2007 № 209-FZ (current edition, 2023) Mode of access: [https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/].
  2. Bobkova, E.Y. Cherkasova, E.V. To the question about the modern measures of state support of the regional small-scale business in the conditions of the international sanctions / E.Y. Bobkova, I.A. Grigoryants, A.L. Fursov / Humanitarian scientific journal. — 2022. — № 3. — С.34-39.
  3. Volodkevich, S.I. To the question about the forms of state support for small business in the regions under international sanctions / S.I. Volodkevich / Humanitarian scientific journal. — 2022. — № 3. — С.26.
  4. Kirsanov V.V. Analysis of Mechanisms of Support for Small Business Entities within the Contract System in the Sphere of Procurement for State and Municipal Needs / V.V. Kirsanov / Vestnik nauki. — 2023. — № 1. — С.109.
  5. Panayeva, E.Y. Instruments of state support for small and medium business / E.Y. Panayeva / Vestnik nauk. — 2023. — № 1. — С.65-70.
  6. Shuvalova M. Support for small and medium business in the conditions of sanctions. Mode of access: [https://www.garant.ru/article/1532971/].

Для цитирования: Соколова Е.Н., Кожемяко С.В., Логачева О.В. Актуальные меры государственной поддержки малого предпринимательства // Московский экономический журнал. 2023. № 3. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-3-2023-17/

© Соколова Е.Н., Кожемяко С.В., Логачева О.В. 2023, Московский экономический журнал, 2023, № 3.