Московский экономический журнал 3/2023

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 332.1

doi: 10.55186/2413046X_2023_8_3_110

РОЛЬ СУДОСТРОЕНИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ УСКОРЕННОГО РАЗВИТИЯ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

THE ROLE OF SHIPBUILDING IN PROVIDING THE ACCELERATED DEVELOPMENT OF THE FAR EAST UNDER MODERN CONDITIONS

Утяшова Ольга Викторовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры истории и экономической теории, Академия ГПС МЧС России, г. Москва, e-mail: 7127917@rambler.ru

Забелин Александр Александрович, старший преподаватель кафедры истории и экономической теории, Академия ГПС МЧС России, г. Москва,     e-mail: zabelinn@mail.ru

Utyashova Olga Viktorovna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of History and Economic Theory, Academy of the State Fire Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia, Moscow,    e-mail: 7127917@rambler.ru

Zabelin Aleksandr Aleksandrovich, Senior Lecturer, Department of History and Economic Theory, Academy of the State Fire Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia, Moscow, e-mail: zabelinn@mail.ru

Аннотация. В статье рассмотрены проблемы необходимости развития отечественного судостроения и судоремонта в условиях ужесточения экономических санкций и переориентации транспортировки энергоносителей с Запада на Восток. В этих условиях развитие судостроения и судоремонта может дать толчок развитию Дальневосточного федерального округа, созданию там новых высокотехнологичных рабочих мест.

Abstract. The article discusses the problems of the need for the development of domestic shipbuilding and ship repair in the context of tightening economic sanctions and reorientation of energy transportation from West to East. In these conditions, the development of shipbuilding and ship repair can give an impetus to the development of the Far Eastern Federal District, the creation of new high-tech jobs there

Ключевые слова: судостроение, судоремонт, топливно-энергетический комплекс, экономические санкции, территория опережающего развития

Keywords: shipbuilding, ship repair, fuel and energy complex, economic sanctions, priority development area.territory of advanced development

Судостроение является важной отраслью народного хозяйства, одной из суботраслей военно-промышленного комплекса, которая имеет стратегическое значение для страны. Судостроение влияет на обороноспособность страны, транспортную, энергетическую и продовольственную безопасность. Геостратегическое положение Российской Федерации, размеры ее территории, почти 40 тыс. км береговой черты, 100 тыс. км внутренних водных путей, 25% углеводородных шельфовых запасов обуславливает необходимость развития этой отрасли национальной экономики. Судостроение – это одна из инновационных отраслей тяжелой промышленности с большим мультипликативным эффектом. Известно, что один специалист, который работает в судостроении, обеспечивает работой 4-5 человек, работающих в смежных отраслях. Уровень развития судостроительной и судоремонтных отраслей является показателем научно-технического и промышленного потенциала страны. Страны, в которых развита эта отрасль, имеют достижения в области металлургии, электроники, машиностроения.

Во времена СССР отечественное судостроение являлось одним из самых мощных в мире, обеспечивая треть мирового военного кораблестроения, а в области гражданского судостроения страна входила в десятку самых развитых стран мира [1]. После распада Советского Союза крупные современные судостроительные и судоремонтные предприятия, заводы, специализирующиеся на комплектующем судовом оборудовании, остались на Украине.

В середине 1990-х гг. при переходе от плановой экономики к рыночной в Российской Федерации резко снизился гособоронзаказ как на строительство военного флота, так и на гражданское судостроение. Это стало причиной кризиса во всей судостроительной и судоремонтной отрасли страны.

Так, с 1995 по 2008 г. строительство кораблей для Военно-Морского Флота (ВМФ) сократилось почти в 20 раз, а объемы производства в сегменте гражданского судостроения – более чем в 5 раз. В связи с этим произошел отток квалифицированных кадров из судостроительной отрасли, что привело к сокращению численности работающих в отрасли в 4 раза, а уровень загрузки производственных мощностей предприятий судостроения снизился до 20 %[2]. Отсутствие государственного финансирования привело практически к остановке строительства кораблей и судов на верфях страны, что в свою очередь ударило по предприятиям смежников, которые выпускали судовое комплектующее оборудование.  Такое положение дел в отрасли, а также то, что стоимость строительства отечественных судов на 40-45% выше, чем на зарубежных верфях таких мировых лидеров в этой отрасли, как Китай, Южная Корея, Япония привело к тому, что отечественные судовладельцы более 90 % новых судов за 2000-2010 гг. заказали и построили на зарубежных верфях [3].

Мировой экономический кризис, начавшийся в 2008 г., борьба за рынки сырьевых ресурсов потребовали от руководства РФ изменения отношения к развитию судостроительной и судоремонтной отраслей. В целях повышения конкурентоспособности и консолидации активов отрасли Указом Президента РФ от 21.03.2007 г. № 394 было учреждено Открытое акционерное общество «Объединенная судостроительная корпорация» (ОАО «ОСК») [4], 100 % акций которого находятся в федеральной собственности.

Распоряжением от 24 декабря 2012 г. № 2514-р была утверждена государственная программа «Развитие судостроения на 2013-2030 годы», предусматривающая реализацию подпрограмм развития судостроительной науки, развития гражданской морской и речной техники, развития производственных мощностей гражданского судостроения и материально-технической базы отрасли, государственной поддержки обеспечения реализации программы военного кораблестроения, а также развития научного и производственного потенциала судостроительной промышленности [5].
Стратегия развития судостроительной промышленности до 2035 года была утверждена распоряжением правительства РФ от 28 октября 2019 г. № 2553-р. Она направлена на  создание нового конкурентоспособного облика судостроительной промышленности Российской Федерации на основе развития научно-технического и кадрового потенциала, оптимизации производственных мощностей, их модернизации и технического перевооружения, а также совершенствования нормативно-правовой базы для удовлетворения потребностей государства и иных заказчиков в современной продукции судостроительной отрасли. [6].

С началом спецоперации в отношении Российской Федерации западными странами были введены новые санкции, касающиеся, в том числе, топливно-энергетического комплекса России. Те логистические цепочки, которые создавались десятилетиями еще Советским Союзом, а затем и Российской Федерацией, и позволяющие поставлять нефть и газ в страны Европейского союза, были разрушены. Президент страны на совещании с представителями топливно-энергетического комплекса, которое прошло 14 апреля 2022 г., заявил о необходимости перенаправления потоков нефти и газа с Запада на перспективные рынки Юга и Востока [7].

Страна не может позволить себе резко снизить добычу и продажу энергоресурсов, поскольку средства от их продажи – основной источник налоговых поступлений в бюджет Российской Федерации. Уже сегодня значительная часть нефти доставляется потребителям по морю танкерами. В условиях санкций из-за нарушения международных цепочек поставок энергоносителей резко повышается конкурентоспособность перевозок энергоносителей и других грузов по Северному морскому пути. Но для этого России требуется мощный ледокольный флот и значительное количество танкеров для транспортировки нефти и танкеров-газовозов для сжиженного газа. Из-за переориентации сырьевых потоков с Запада на Восток, именно на Дальнем Востоке необходимо, в первую очередь, расширять существующую инфраструктуру и строить новую – порты, судостроительные и судоремонтные заводы, нефтепроводы.

Распоряжением Правительства Российской Федерации 24 сентября 2020 года была утверждена Национальная программа социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года [8]. В Общих положениях этой Программы отмечают такие конкурентные положения Дальневосточного федерального округа, как развитие крупных промышленных центров в области судостроения. Так, в городе Большой Камень реализуется крупнейший проект — строительство судостроительного комплекса «Звезда» с проектной мощностью по строительству танкеров дедвейтом до 250 тыс. тонн, крупнотоннажных судов ледового класса и элементов морских платформ; работают 23 организации судостроительной промышленности. В программе развития ДФО указано, что судостроительный комплекс «Звезда» до 2035 г. выйдет на полную мощность. Он будет предлагать российским и иностранным потребителям широкую линейку специализированных крупнотоннажных судов по конкурентной цене. Также на Дальнем Востоке будут созданы новые и модернизированы действующие судостроительные мощности в целях обновления крупно-, средне- и малотоннажного рыбопромыслового флота.

Основными причинами того, что продукция судостроения в Японии, Китае, Южной Корее на 40-45% дешевле отечественной являются  существующая система налогообложения, недостаток оборотных средств на предприятиях отрасли; дорогие кредиты, удорожание импортного комплектующего оборудования из-за высоких таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость, высокие издержки верфей, связанные с неполной загрузкой производственных мощностей, недостаточная государственная поддержка научных исследований и разработок, нехватка квалифицированных рабочих кадров и др.

Для повышения инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности судостроительной и судоремонтной отраслей в Программе предлагается создание льготных условий для осуществления судоремонтных работ на территории Дальнего Востока, в том числе установление нулевой ставки налога на добавленную стоимость на все виды судоремонта; введение в действие механизма предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на возмещение части затрат на строительство судов рыбопромыслового флота на верфях Дальневосточного федерального округа, предусмотренных договором о закреплении и предоставлении квоты добычи (вылова) крабов в инвестиционных целях; в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие судостроения и техники освоения шельфовых месторождений» — предоставление субсидий российским организациям на финансовое обеспечение части затрат, связанных со строительством крупнотоннажных судов, предоставление субсидий российским организациям на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, привлеченным для реализации проектов по созданию судостроительных комплексов.

На сегодняшний день в ДФО можно выделить около 20 предприятий судостроения и судоремонта, большинство которых сосредоточены на юге Дальнего Востока. Они входят в ОАО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта», который является дочерней структурой Объединённой судостроительной корпорации. К ним относятся Амурский судостроительный завод (г. Комсомольск-на-Амуре), Хабаровский судостроительный завод (г. Хабаровск), «Восточная верфь» (г. Владивосток), Судостроительный завод им. Октябрьской революции (г. Благовещенск). Сферой деятельности этих предприятий являются боевые корабли, подводные лодки, гражданские морские и речные суда различных классов.

К крупным судоремонтным предприятиям округа относятся Дальневосточный завод «Звезда» (г. Большой Камень), 92-й СРЗ, «Дальзавод» (г. Владивосток), 30-й СРЗ (пгт. Дунай), Северо-Восточный ремонтный центр (г. Вилючинск), 179-й СРЗ (г. Хабаровск), Дальневосточная судоремонтная корпорация (г. Советская Гавань). Эти предприятия предназначены для ремонта военных и гражданских судов различного класса.

К судовому машиностроению, производящему судовую трубопроводную арматуру, электрогидравлические системы, радиолокационные системы управления, судовые краны относятся заводы «Варяг», «Владивостокская ЭРА», «Дальприбор», «Изумруд» и «Радиоприбор» (г. Владивосток), «Аскольд» (г. Арсеньев), «Хабсудмаш» (г. Хабаровск).

С принятием в 2014 г. Федерального закона «О территория опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» от 29.12.2014 № 473-ФЗ в Дальневосточном федеральном округе с целью стимулирования развития авиационной, судостроительной, судоремонтной и других отраслей промышленности стали создаваться территории опережающего развития (ТОРы). Так, первым резидентом территории опережающего развития в г. Большой Камень Приморского края стал завод «Звезда». Еще в 2009 г. на заводе было начато строительство верфи крупнотоннажного судостроения, которая должна будет стать первой российской специализированной верфью (большинство крупнейших российских верфей являются универсальными). Ожидается, что на новой верфи можно будет строить танкеры водоизмещением до 350 тыс. т, газовозы, суда ледового класса, элементы морских платформ и другие виды морской техники [9].

В советский и постсоветский периоды наши верфи пропустили три технологические революции в судостроении. Так, в 1970-е годы случилась революция по переходу к крупноузловому строительству судов и лидером мирового судостроения стала Япония, которая захватила рынок сухогрузов и кораблей для перевозки генеральных грузов.

В постсоветский период лидерство заняли судостроители Южной Кореи, которые успешно перешли к цифровому проектированию и сборке судов большими блоками с уже готовым оснащением. Это позволило Республике Корея стать лидером на рынке нефтяных танкеров, газовозов и контейнеровозов.

Проект, который реализуется судостроительной корпорацией «Звезда» в Большом Камне – это попытка перепрыгнуть три пропущенные революции в судостроении и догнать сегодняшних лидеров – Южную Корею, Японию, Китай. Чтобы уйти от импорта стальных заготовок из Южной Кореи, в бухте Суходол, вблизи Большого Камня, ведется строительство Приморского металлургического завода мощность 1,5 млн тонн стали в год – стале- и трубопрокатное производство. «Звезда» первой из российских верфей получила международную лицензию на строительство СПГ-газовозов.

В мае 2022 г. с судоверфи «Звезды» ушли южнокорейские партнеры. В этой связи на направлении крупнотоннажного судостроения (газовозы, танкеры типа Aframax, суда снабжения) необходимо выстраивать новую кооперацию, скорее всего с партнерами из Китая или Индии.

Президент РФ 18 августа 2022 г. провел совещание по вопросам развития судостроительной промышленности. На совещании было отмечено, что на ССК «Звезда» развивается линейка мощнейших ледоколов «Лидер» для СМП от головного до серийного, а также прорабатывается запуск отечественной линейки дизельных ледоколов мощность 40 мегаватт в интересах «Норникеля» и «Роснефти». На совещании была высказана обеспокоенность по поводу транспортировки сжиженного природного газа в рамках проекта «Артик СПГ-2». Предполагается, что 80% добычи должны быть поставлены в страны АТР, а 20% — в Западную Европу. Для того, чтобы Россия могла переориентироваться на АТР и завоевывать мировой рынок СПГ, ей необходимы танкеры. Поэтому правительство предлагает сделать все возможное для того, чтобы все проекты ССК «Звезда» по строительству танкеров для транспортировки СПГ были реализованы в полном объеме.

Таким образом, в настоящее время в свете увеличения внимания Правительства Российской Федерации к проблемам судостроения на Дальнем Востоке, активизации государственной поддержки потенциал дальневосточных верфей в гражданском судостроении существенно возрастет. Это позволит не только решать проблемы переориентации потоков энергоносителей с Запада на Восток, но и развивать ДФО. Создание такого центра судостроения, как ССК «Звезда» — это новые рабочие места, рост налоговой базы, развитие сферы образования и науки, рост уровня благосостояния населения, развитие транспортной инфраструктуры. Все это позволит вкладывать ресурсы в развитие региона и остановить отток населения в европейскую часть страны.

Список источников

  1. Тактаров Г.А., Набиев Р.А., Кондрицкий М.А. Анализ состояния тенденция развития судостроительно-судорементной отрасли Российской Федерации //Вестник АГТУ. — 2013. -№ 2. -С.118-126.
  2. Судостроительная промышленность России 2007–2010 гг. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.advis.ru/sydostr.htm.
  3. Указ Президента Российской Федерации от 21.03.2007 г. № 394 «Об открытом акционерном обществе «Объединенная судостроительная корпорация».
  4. Распоряжение № 2514-р от 24 декабря 2012 г. Государственная программа «Развитие судостроения на 2013-2030 годы».
  5. Распоряжение правительства РФ от 28 октября 2019 г. № 2553-р «Об утверждении Стратегии развития судостроительной промышленности до 2035 года».
  6. Кира Латухина. Российские нефть и газ будут переориентированы на внутренний рынок и на Восток //Российская газета.- 14.04.2022.
  7. Распоряжение Правительства РФ от 24 сентября 2020 г. № 2464-р «Национальная программа социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года».
  8. Исаев А.Г. Судостроительная промышленность России и Дальнего Востока: состояние и перспективы развития // Регионалистика. -2016. Том 3. -№2. -С. 36-47.
  9. Кокорев А.С. Влияние внешнеэкономических санкций 2022 года на развитие регионов России// Культура и безопасность, -№ 2. Москва, — 2022. –С. 19-23.

References

  1. Taktarov G.A., Nabiev R.A., Kondritsky M.A. Analysis of the state of the development trend of the shipbuilding and shipbuilding industry of the Russian Federation // Bulletin of ASTU. — 2013. — No. 2. — P. 118-126.
  2. Shipbuilding industry of Russia 2007–2010 [Electronic resource]. Access mode: http://www.advis.ru/sydostr.htm.
  3. Decree of the President of the Russian Federation dated March 21, 2007 No. 394 “On the open joint stock company United Shipbuilding Corporation”.
  4. Decree No. 2514-r dated December 24, 2012 State program «Development of shipbuilding for 2013-2030».
  5. Decree of the Government of the Russian Federation of October 28, 2019 No. 2553-r “On Approval of the Strategy for the Development of the Shipbuilding Industry until 2035”.
  6. Kira Latukhina. Russian oil and gas will be reoriented to the domestic market and to the East // Rossiyskaya Gazeta.- 04/14/2022.
  7. Decree of the Government of the Russian Federation of September 24, 2020 No. 2464-r «National program for the socio-economic development of the Far East for the period up to 2024 and for the future up to 2035».
  8. Isaev A.G. Shipbuilding industry in Russia and the Far East: state and development prospects // Regionalistics. -2016. Volume 3. -№2. -WITH. 36-47.
  9. Kokorev A.S. The impact of foreign economic sanctions in 2022 on the development of Russian regions // Culture and Security, — No. 2. Moscow, — 2022. -S. 19-23.

Для цитирования: Утяшова О.В., Забелин А.А. Роль судостроения в обеспечении ускоренного развития Дальнего Востока в современных условиях // Московский экономический журнал. 2023. № 3. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-3-2023-16/

© Утяшова О.В., Забелин А.А., 2023. Московский экономический журнал, 2023, № 3.