Московский экономический журнал 3/2022

image_pdfimage_print

Научная статья

Original article

УДК 338.012

doi: 10.55186/2413046X_2022_7_3_149

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ УНИТАРНЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ 

EVALUATION OF THE EFFECTIVENESS OF THE MANAGEMENT SYSTEM OF STATE UNITARY ENTERPRISES

Ялунина Екатерина Николаевна, доктор экономических наук, профессор кафедры Конкурентного права и антимонопольного регулирования ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет» (Екатеринбург)

Yalunina Ekaterina Nikolaevna, Doctor of Economic Sciences, Professor, Professor of the Competition Law and Antitrust Regulation Department Ural State University of Economics (Yekaterinburg)

Аннотация. Стратегия развития Российской Федерации предполагает осуществлять оценку эффективности системы управления коммерческими и некоммерческими организациями, в частности государственными унитарными предприятиями. На основе анализа системы управления разрабатывается комплекс мер, направленный на повышение ее эффективности через достижение прогнозных социально-экономических показателей. В условиях трансформации экономики в виде существующих санкций, оптимизации расходов, сокращения численности граждан, глобализации, необходимо вырабатывать инструменты, позволяющие рационально использовать имеющие ресурсы государственных унитарных предприятий. Вопросами повышения эффективности системы управления государственными унитарными предприятиями занимается ряд ученых, практиков, экспертов, что подтверждает актуальность заявленной тематики. За время функционирования Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002 №161-ФЗ к деятельности данных предприятий со стороны научного сообщества было недостаточно изучена эффективность системы управления, что обусловило рассмотреть тенденции, проблемы данных хозяйствующих субъектов в данной статье, провести исследование. Данной проблематике уделили внимание такие ученые-экономисты как В.К. Андреева, Т.Д. Алимов, В.С. Белых, А.А. Богданов, Н.А. Витке, Е.Ю. Грачева, В.К. Мамотува, Д.В. Петрова, Е.А. Суханова, В.В. Толстошеева, Ю.С. Цимермана и др. В работах данных авторов рассматривались организационно-экономические отношения в системе управления государственными унитарными предприятиями, в частности факторы влияния на их деятельность. Анализ научных трудов позволил выявить тенденции развития государственных унитарных предприятий, а также проблемы, которые препятствуют достижению результативных показателей.

Abstract. The development strategy of the Russian Federation involves assessing the effectiveness of the management system of commercial and non-profit organizations, in particular state unitary enterprises. Based on the analysis of the management system, a set of measures is being developed aimed at improving its effectiveness through the achievement of forecast socio-economic indicators. In the conditions of economic transformation in the form of existing sanctions, cost optimization, reduction of the number of citizens, globalization, it is necessary to develop tools that allow rational use of the resources of state unitary enterprises. A number of scientists, practitioners, and experts are engaged in improving the efficiency of the management system of state unitary enterprises, which confirms the relevance of the stated topic. During the functioning of the Federal Law «On State and Municipal Unitary Enterprises» dated 14.11.2002 No. 161-FZ on the activities of these enterprises, the effectiveness of the management system was insufficiently studied by the scientific community, which led to the consideration of trends, problems of these economic entities in this article, to conduct a study. Such scientists-economists as V.K. Andreeva, T.D. Alimov, V.S. Belykh, A.A. Bogdanov, N.A. Vitke, E.Y. Gracheva, V.K. Mamotuva, D.V. Petrova, E.A. Sukhanova, V.V. Tolstosheeva, Y.S. Zimerman, etc. paid attention to this problem. In the works of these authors, organizational and economic relations in the management system of state unitary enterprises were considered, in particular, factors influencing their activities. The analysis of scientific works allowed to identify trends in the development of state unitary enterprises, as well as problems that hinder the achievement of effective indicators.

Ключевые слова: управление, эффективность, государственное унитарное предприятие, критерии оценки, показатели

Keywords: management, efficiency, state unitary enterprise, evaluation criteria, indicators

С 2002 года деятельность государственных унитарных предприятий находилась в стадии становления, данный эволюционный этап сопровождался незавершенностью процесса приватизации. В настоящее время разрыв между экономическими возможностями унитарных государственных предприятий и их реформированием считаем завершенным, поэтому и внимание в данной статье уделено вопросам повышения эффективности системы управления хозяйствующими субъектами. По итогам исследования мнения ученых разделились на полярные позиции. Первая группа автором считает, что назрела ситуация, когда требуется преобразование государственных унитарных предприятий или их ликвидация. Данный факт обусловлен реализацией государственной программы «Управление федеральным имуществом», сущность которой заключалась к ликвидации государственных унитарных предприятий к 2018 году путем механизма приватизации. Констатируем ежегодное сокращение на 11% данных хозяйствующих субъектов. Анализ сведений ЕГРЮЛ показал, что часть федеральных унитарных предприятий исключена из реестра без указания причины (49%), 27% предприятий признаны банкротом, 24 % предприятий преобразованы в учреждения. Конкурентная среда хозяйствующих субъектов, расширение их услуг, развитие предприятий способствуют вытеснению экономических агентов с низким уровнем финансового менеджмента.

Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации отмечает, что отсутствует экономическая целесообразность деятельности унитарных предприятий, поэтому и внесли поправки в Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в виде ст.351 «Запрет на создание унитарных предприятий и осуществление их деятельности на конкурентных рынках». Если до 1 января 2025 года не будут ликвидированы унитарные предприятия, то Федеральная антимонопольная служба путем подачи иска в суд завершит эту процедуру. По итогам оценки эффективности системы управления государственных унитарных предприятий выявлены общие проблемы, которые препятствуют развитию данных хозяйствующих субъектов: отсутствует инструмент контроля деятельности унитарных предприятий; существующее нормативно-правовое поле не дает возможность для полноценной деятельности рыночных субъектов.

Вторя группа авторов имеет противоположное суждение-считают, что экономически не целесообразно ликвидировать государственные унитарные предприятия ввиду их специфики деятельности в ряде отраслей, например, радиоактивные отходы, искусство, кино и др. Учитывая, что активы принадлежат государству, то необходимо активизировать деятельность государственных унитарных предприятий с целью формирования конкурентоспособного имущественного комплекса для удовлетворения потребностей граждан в виде реализации значимых проектов. Едины во мнении, и констатируют возможность достижения высокого уровня конкурентоспособности имущественного потенциала государственных унитарных предприятий за счет совершенствования системы управления и устранения вызовов в их деятельности:

  • существующая организационно-правовая форма не позволяет закрепить имущество на условиях эффективного использования имеющихся ресурсов;
  • ряд хозяйствующих субъектов использует государственное имущество в разрез профильных направлений, указанных в Уставе в рамках ОКВЭД (нецелевое использование);
  • часть государственных унитарных предприятий нарушает процедуру закупок, что оказывает влияние на рост уровня коррупционных рисков;
  • из-за ограниченности прав распоряжения собственным имуществом, государственные унитарные предприятия не привлекательны для инвесторов.

Основными причинами, препятствующими развитию унитарных государственных предприятий, являются:

  • отсутствие единой информационной системы по сбору, анализу данных о финансово-хозяйственной деятельности рыночного субъекта;
  • ненадлежащий контроль со стороны собственника имущества, что является резервом для совершенствования системы управления государственными унитарными предприятиями;
  • отсутствие системы премирования административно-управленческого персонала, сущность которой должна заключатся в достижении прогнозных показателей эффективности деятельности экономического агента.

Целью нашего исследования заключается в систематизации подходов оценки эффективности деятельности государственных унитарных предприятий и их оценка по адаптивности к реальному сектору экономики. Парадигма управления государственным унитарным предприятием заключается в последовательности ее этапов: первичное понимание сущности управления государственными унитарными предприятиями; экономико-социальное определение данного экономического агента в условиях современной модели национальной экономики; базисная основа управления; нормативно-правовое регулирование деятельности государственных унитарных предприятий; уровень квалификации работников, привлекаемых к функционированию объекта исследования. Наша задача расширить теоретико-методологическую основу системы эффективности управления государственными унитарными предприятиями за счет систематизации существующих подходов ее оценки. Нами видится система управления государственными унитарными предприятиями, которая состоит из элементов, которые взаимодействуют между собой: цель управления, объекты и субъекты данного процесса, принципы и нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность государственных унитарных предприятий.

Для оценки эффективности деятельности государственных предприятий в 2002 году была разработана методика и принято Постановление РФ от 10.04.2002 г. № 228 «О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении ФГУП». Недостатком данной методики являлось отсутствие критериев оценки, пороговых значений показателей, которые бы давали представление о финансовой устойчивости предприятия, деловой активности, рационального использования имеющихся основных средств. Полученные данные не давали основу для выявления резервов роста экономического субъекта, разработки конкуренткой стратегии. Соответственно, исследователи предлагали иные подходы к оценке деятельности государственных унитарных предприятий.

Развитие рыночных отношений требовало изменения подходов к оценке эффективности деятельности объекта исследования (Приказ Министерства экономического развития РФ от 18.11.2011 №683 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке и утверждению стратегий развития федеральных государственных унитарных предприятий на срок от 3 до 5 лет». Более 35 субъектов РФ данную методику применяют для оценки деятельности хозяйствующих субъектов. Сущность данной методики заключается в оценке финансового состояния, в частности в расчете таких показателей как: уровень рентабельности активов; уровень рентабельности проданных товаров (продукции, работ, услуг), доля чистой прибыли, подлежащая перечислению в соответствующий бюджет Российской Федерации, выполнение показателей экономической эффективности деятельности предприятия, доля доходов от передачи государственного имущества в возмездное пользование в совокупном объеме доходов предприятия, доля недвижимого имущества, переданного в аренду. Каждый показатель имеет пороговое (нормативное значение), если он выполняется, то начисляются баллы. Максимальное количество баллов, которое предприятие может набрать 100, соответственно исходя из набранного количества баллов предприятие относится к группе либо эффективных, либо неэффективных. Идеология создания государственных унитарных предприятий заключалась в обеспечении социальных потребностей населения. И предложенная методика никак не соотносится с уставной деятельностью объекта исследования. Считаем, что нельзя судить об эффективности системы управления рыночным субъектом только по достигнутым финансовым показателям. Адаптивная методика оценки эффективности деятельности должна носить комплексный подход, в частности предлагаем оценивать совокупный потенциал хозяйствующего субъекта, в частности должен быть охват показателями по четырем основным направлениям. Проводить оценку эффективности использования имеющихся материальных, трудовых, финансовых и информационных ресурсов. Нами проведен анализ деятельности ГУП ЯНАО «ОЦТИ», выявлены типовые проблемы в деятельности государственных унитарных предприятий.

По данным таблицы констатируем снижение результирующих показателей с 2019 года и по настоящее время. Выручка от оказания услуг в 2021 году в сравнении с 2020 года снизилась на 15,24%, что свидетельствует о падении спроса на оказываемую услугу и снижение уровня платежеспособности населения. Административно-управленческим аппаратом принято решение по оптимизации расходов, в частности сокращение численности работников с целью сокращения расходов на фонд оплаты руда. Так как прибыль до налогообложения снижается в динамике, соответственно бюджет муниципального образования недополучает доходов от деятельности данного хозяйствующего субъекта. Данная тенденция относительно всех государственных унитарных предприятий в разных субъектах Российской Федерации, что подтверждают данные (рисунок 1) о сокращении численности организаций.

Далее нами проведен социологический опрос потребителей с целью определения социальной эффективности, в частности оценивали удовлетворенность населения полученной услугой от ГУП ЯНАО «ОЦТИ». Основным инструментом исследования стала модель «Кано», сущность которой заключается в оценке качества услуг, оказываемых объектом исследования потребителю. Выделили три группы критериев, которые характеризуют: потребительские предпочтения, качество, конкурентные преимущества. Результаты корреляционного анализа зависимости между удовлетворенностью потребителей отдельными параметрами услуг государственных унитарных предприятий и общей оценкой работы этих хозяйствующих субъектов, рассчитанной на основе коэффициента Tay-b Кендалла представлены в таблице 2.

По итогам исследования нами выявлено, что высокий уровень оказания услуг населению государственными унитарными предприятиями, несмотря на то, что результирующие показатели деятельности снижаются в динамике.  

Таким образом, пандемия (COVID-19) оказала влияние на развитие всех отраслей национальной экономики. Первично при совершенствовании системы управления государственными унитарными предприятия должно быть четкое понимание, что экономика в настоящее время находится в уязвимой фазе. Поэтому современный менеджер должен иметь такие качества как: планировать бизнес-процессы экосистемы организации; сбор и анализ информации; системно проводить оценку влияния внешних и внутренних факторов; выявлять резервы роста экономического агента; вырабатывать стратегию развития и своевременно вносить изменения с учетом вызовов. Интерес государства в сохранении унитарных государственных предприятий заключается в решении социальных проблем в обществе за счет использования имеющегося имущества. Тем не менее остались не решенные проблемы в деятельности государственных унитарных предприятий, в частности отсутствует экономическая «свобода» распоряжения имеющимися ресурсами, длительный механизм согласования с учредителями крупных коммерческих сделок, несовершенство процедуры закупок товаров, работ, услуг.

Список источников

  1. Абазова З.К., Абакшина Н.А., Алибекова Б.А., Архангельская Л.Ю., Арышев В.А., Бабичева Н.Э., Баврин А.А., Бариленко В.И., Бекболсынова А.С., Бердникова Л.Ф., Блинова У.Ю., Бобошко В.И., Бобошко Н.М., Богатая И.Н., Бодяко А.В., Бутина А.А., Бычкова С.М., Вахрушева О.Б., Волосатова Л.Н., Гаджиев Н.Г. и др. Экономический анализ: опыт и перспективы развития. Москва, 2022.
  2. Анимица Е.Г., Силин Я.П. //Контуры формирования парадигмальных оснований в муниципальной экономике//Journal of New Economy. 2021. Т. 22.№1. С. 5-25.
  3. Бурлакова И.В., Карх Д.А., Ружанская Л.С.//Применение категорийного менеджмента в процессе закупок на производственных предприятиях//Управленец.2019. Т. 10.№6. С. 54-66.
  4. Леухина В.И., Власова Н.Ю. /Совершенствование стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования./В сборнике: Трансформация информационно-коммуникативной среды общества в условиях вызовов современности. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием.Комсомольск-на-Амуре,2021.С.12-14
  5. Новикова Е.В., Молокова Е.Л. //Государственная гражданская служба: тренды развития//StudNet. 2022. Т. 5.№1.
  6. Романова Ю.А., Аничкина О.А., Воробьёв Д.И., Сагина О.А., Капустина Н.В., Егоренко А.О., Чепик Д.А. Менеджмент: практико-ориентированный подход//Учебник. Москва, 2021.
  7. Фоменко Н.М., Журавлев П.В., Бусалова А.Д. Планирование и управление: опыт, тенденции, перспективы. Экономические науки.2021. №205.С.383-390.
  8. Якерсберг А.А., Куликова Е.С. Управление проектной деятельностью в органах исполнительной власти//Актуальные научные исследования в современном мире. 2021.№1-4(69). С.271-274.

References

  1. Abazova Z.K., Abakshina N.A., Alibekova B.A., Arkhangelskaya L.Yu., Aryshev V.A., Babicheva N.E., Bavrin A.A., Barilenko V.I., Bekbolsynova A.S., Berdnikova L.F., Blinova U.Yu., Boboshko V.I., Boboshko N.M., Bogataya I.N., Bodyako A.V., Butina A.A., Bychkova S.M., Vakhrusheva O.B., Volosatova L.N., Gadzhiev N.G. et al. Economic analysis: experience and development prospects. Moscow, 2022.
  2. Animitsa E.G., Silin Ya.P. //Contours of the formation of paradigmatic foundations in the municipal economy//Journal of New Economy. 2021. Vol. 22.No. 1. pp. 5-25.
  3. Burlakova I.V., Karkh D.A., Ruzhanskaya L.S.//Application of category management in the procurement process at industrial enterprises//Manager.2019. Vol. 10. No. 6. pp. 54-66.
  4. Leukhina V.I., Vlasova N.Yu. /Improvement of strategic planning of socio-economic development of the municipality./In the collection: Transformation of the information and communication environment of society in the context of modern challenges. Materials of the All-Russian scientific and practical conference with international participation.Komsomolsk-on-Amur, 2021.p.12-14
  5. Novikova E.V., Molokova E.L. //State civil service: development trends//StudNet. 2022. Vol. 5.No. 1.
  6. Romanova Yu.A., Anichkina O.A., Vorobyev D.I., Sagina O.A., Kapustina N.V., Egorenko A.O., Chepik D.A. Management: a practice-oriented approach//Textbook. Moscow, 2021.
  7. Fomenko N.M., Zhuravlev P.V., Busalova A.D. Planning and management: experience, trends, prospects. Economic sciences.2021. No.205.pp.383-390.
  8. Yakersberg A.A., Kulikova E.S. Project management in executive authorities//Current scientific research in the modern world. 2021.No.1-4(69). pp.271-274.

Для цитирования: Ялунина Е.Н. Оценка эффективности системы управления государственными унитарными предприятиями // Московский экономический журнал. 2022. № 3. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-3-2022-17/

© Ялунина Е.Н., 2022. Московский экономический журнал, 2022, № 3.