Московский экономический журнал 12/2023

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 378

doi: 10.55186/2413046X_2023_8_12_636

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

DIGITIZATION OF HIGHER EDUCATION AS A FACTOR IN HUMAN CAPITAL DEVELOPMENT

Эбзеева Фатима Рамазановна, аспирант, Северо-Кавказская государственная академия, febzeeva1995@mail.ru

Узденова Фатима Магомедовна, к.э.н., доцент, заведующая кафедры «Бухгалтерский учет», Северо-Кавказская государственная академия, fatima_uzdenova@mail.ru

Ebzeeva Fatima Ramazanovna, postgraduate student, North Caucasian State Academy, febzeeva1995@mail.ru

Uzdenova Fatima Magomedovna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor,  Head of the Department of Accounting, North Caucasus State Academy, fatima_uzdenova@mail.ru)

Аннотация. В потоке всемирной цифровизации актуальным становится подготовка человеческого капитала к дальнейшему цифровому развитию. Одним из главных шагов в достижении этой цели является цифровизация высшего образования и модернизация всего учебного процесса. Система образования должна пройти множество изменений на пути к цифровой эре образовательных компетенций. Высшее образование — это серьезный уровень образования, который определяет будущую конкурентоспособность человеческого капитала.

Abstract. In the flow of the worldwide digitalization, the human capital preparation for further digital development becomes actual. One of the main steps in achieving this goal is the digitalization of the higher education and the modernization of the entire educational process. The education system must undergo many changes on the way to the digital era of educational competencies. Higher education is a serious level of education that determines the future competitiveness of the human capital.

Ключевые слова: кадровый потенциал, человеческие ресурсы, мультипрофессиональность, трансфессия, цифровизация, цифровые компетенции

Keywords: human potential, human resources, multiprofessionality, trasfession, digitalization, digital competencies

Цифровизация это прорыв в области технологий, образования, занятости, предоставления услуг и продажи товаров. Нововведения, естественно коснулись, в первую очередь, необходимости устранения и решения новых задач. [1]

Быстрый темп роста цифровизации всех сфер жизни показал значение уровня знаний и навыков населения, как в качестве обычных потребителей цифровых услуг, так и для их предоставления. Это повысило требования к высшему образованию, как к источнику формирования компетентных специалистов. Изменения происходят как в самих способах подачи знаний, так и в обучении новым конкурентным знаниям цифрового времени.

Вектор развития образования задан государством и направлен на рост человеческого капитала и цифровой грамотности населения. Многие ВУЗЫ страны начали активно внедрять цифровые технологии в свою образовательную деятельность, начиная от масштабных корректировок сайта заведения, заканчивая новыми направлениями подготовки студентов, ориентированными на цифровизацию.

Цифровизация образования также имеет двоякое значение. С одной стороны, у обучающихся появился доступ к огромному количеству знаний, дистанционно можно учиться на нескольких специальностях одновременно, при этом не переступая порог учебного заведения. С другой стороны, преподавателям и учителям пришлось учиться новым технологиям, подстраивать учебные планы под сложившуюся ситуацию.[2]

Одной из главных целей модернизации образования является развитие персонализированного обучения студентов и их активное взаимодействие для целей инклюзивности образовательного процесса.

Образование в 21 веке стало в полной мере соответствовать знаменитому высказыванию И.В. Ленина “Учиться, учиться и учиться”. Обучение и совершенствование своих знаний — залог компетентности и конкурентоспособности любого работника, в данном случае педагог и студент.

Для модернизации такой важной составляющей, как образование, государство разрабатывает национальные проекты, в которых планово расписывает цели, задачи и разные детали изменений.

Одним из таких документов является Национальный проект “Образование”. Целями проекта являются:

  • Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение РФ в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
  • Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций. [3]

Согласно задачам проекта необходимы глобальные изменения всех составляющих образования. Срок реализации проекта до конца 2024 года, государством выделено 784 500 000 000 руб. [3]

Концепция законов об образовании заключается в следующем: образовательные организации, которые хотят заниматься электронным обучением, должны показать, что они создали полноценную электронную образовательную среду. [4]

При слаженной и бесперебойной работе проектов по цифровизации образования уже к 2025 году ожидаются большие изменения (таблица 1).

Цифровизацию образования необходимо рассматривать параллельно с цифровым понятием “человеческий капитал”. Человеческий капитал — это знания и высокая квалификация работника, который способен быть частью трудового цифрового общества на каждом этапе ее развития. Данный капитал является основным ресурсом развития цифровизации и ключом к ее будущему. Цифровые компетенции должны стать обязательным минимумом знаний в настоящем мире. Поэтому следует оценить высокую значимость цифровых изменений в образовании.

Человечество пришло к тому, что человек не имеющий минимальный набор навыков и компетенций, которые требует цифровизация, не конкурентоспособен в деловой среде, и не интересен в социальной. Тем более что социальная жизнь всё сильнее переплетается с экономической. С этим связано широкое распространение коротких образовательных программ (курсов), которые предлагают обучение почти по всем уже известным направлениям цифровизации. Однако, нельзя сравнить полное высшее образование с короткими курсами. Это значит, что курсы идут как дополнение к основному образованию (минимальному набору цифровых знаний, умений и навыков). Однако в России развитие цифровизации в высшем образовании еще впереди. Существует много проблемных факторов, которые стоят на пути развития цифровизации в высшем образовании. Один из них — это разрыв традиционного вида обучения, с предлагаемой цифровой формой, которая не совсем понятна по смыслу. Возможно следует преобразовать традиционное обучение под цифровизацию, нежели цифровые виды обучения под традиционную.

Однако, при всех недостатках в цифровых инструментах, 2020-е годы заставили сделать большой прыжок в сфере образования к дистанционным техникам обучения, закрыв возможность к традиционным подходам, о чем можно судить по данным таблицы 2. Пандемия показала, что дистанционное образование вполне удобно для получения знаний.

Из таблицы следует, что дистанционное и электронное обучение набирает большую популярность среди студентов, так как в большинстве случаев является для них более удобным. Только за три года электронное обучение выросло более чем в 2 раза, а дистанционное более чем 4 раза.

Целесообразным было бы создание общего информационного пространства для студентов и преподавателей, совмещающего дистанционное обучение (доступ), обучающие материалы и другие современные возможности техники. Также каждому учебному заведению целесообразно уделить внимание внедрению особых технологий. Например, разработать для студентов свое комфортное виртуальное пространство, в котором будут изложены образовательные материалы по разным предметам, видеокурсы, возможность проходить увлекательные тестирования по предметам, и даже учитывать такие взаимодействия студента с пространством в оценке компетенций студента. Указанные интенсивы позволят показать возможности и заинтересованность студента, и дадут возможность для образовательного развития.

Особенностью виртуального пространства студента должен стать комфорт в пользовании и отсутствие “серого” материала. Информация должна вовлекать, мотивировать, а не включать желание быстрее закончить и слиться со скучного процесса, то есть иметь творческую составляющую, для пробуждения активности обучающихся. Также, что не менее важно, в сегодняшнем быстром мире, где человек постоянно спешит, это отличная возможность учиться в любом месте и в любое время.

Спектр компетенций также становится обширнее и для самих педагогов. Знания и компетенции педагогов — это залог высоких и современных знаний для студентов и модернизации высшего образования. Современные новые подходы для обучения студентов создаются с помощью интерактивных технологий: дистанционное обучение, онлайн-занятия в режиме реального времени, с одновременным доступом для студентов для проведения онлайн-тестирований, презентации и иные цифровые решения качественно и количественно. В настоящее время уже существует множество сервисов, которые включают в себя все интерактивные инструменты, которые являются отличными от традиционных способов обучения. Педагог должен совершенствовать свои умения и навыки цифровых ресурсов, быть в числе первых знатоков, чтобы передавать дальше для совершенствования свои знания и для оказания качественных образовательных услуг. То есть знания педагога — это начальный фундамент для постройки дальнейших различных компетенций.

Таким образом, обязательным нововведением в педагогике становится применение цифровых образовательных ресурсов, благодаря которым педагоги раскрывают информацию в форме интерактивных ресурсов, и одновременно могут взаимодействовать со студентами в режиме реального времени. Эти нововведения смогут обеспечить студентам индивидуальный подход в обучении.

Сама возможность цифровизации высшего образования должна предусматривать под собой возможность онлайн обучения по преобразованным современным цифровым материалам. Особенностью такого обучения является возможность углубленных онлайн проверок знаний, для отвязки студента от временных ограничений в обучении. То есть, возможность желающим студентам окончить образовательную программу раньше, при условии достаточного усвоения образовательного материала, который можно проверить онлайн-тестированиями и экзаменами.

Если брать во внимание тот факт, что в ближайшем будущем существует угроза исчезновения некоторых профессий, то люди, занятые в этих сферах, будут нуждаться в новых знаниях и навыках, чтобы оставаться конкурентоспособными. Существует проблема получения новых знаний и навыков у людей старшего поколения, которые потеряют работу, но еще должны отработать до пенсии. Чтобы предотвратить такие ситуации в будущем, логичным решением является мультипрофессиональность и наличие нескольких профессий. Однако, сейчас уже может развиться проблема с переквалификацией взрослого поколения, и эта проблема еще ищет свое решение.

В условиях цифровизации с ростом сфер деятельности, внедряющих роботизацию и автоматизацию, становится логичным развитие и поддержка идеи мультипрофессиональности или трансфессии. Наличие нескольких профессий расширяет выбор вакансий и предохраняет от безработицы благодаря первому. Такая возможность была у населения и ранее, но на данный момент это становится более необходимым качеством для сохранения своего благополучия. Трансфессии могут даже больше подойти к сегодняшним цифровым требованиям, чем мультипрофессиональность, так как этот термин означает, что выбранная профессия является комплексной профессией, включающей в себя основы нескольких профессий одновременно.

Если смотреть на мультипрофессиональность со стороны образования, возможно необходима поддержка от государства в виде каких-то привилегий, например, снижения стоимости за второе обучение или финансирование отдельных направлений. При этом, отсутствие возможности бесплатного обучения по второму образованию является блоком для его получения.

Как известно, при получении высшего образования получение практических навыков для студентов является недостаточным. Отсутствует взаимосвязь работодателей с учебными заведениями, а получение практического опыта является в большинстве своем формальностью. За счет этого молодые выпускники с трудом находят себе работу, хотя больше способны к получению цифровых навыков. Из этого следует, что урегулирование получения качественных практических навыков еще на этапе обучения решило бы некоторые вопросы с цифровыми кадрами. Опыт СССР с распределением выпускников по вакантным местам, был бы сейчас актуальным. Ведь многие выпускники, не имея возможности развить свои практические навыки, а без этого найти работу, начинают искать их за границей.

На сегодняшний день, кроме наличия высшего образования, необходимо непрерывно дополнять и обновлять свои знания для благополучного трудоустройства. Также необходимо приобрести такие навыки, как коммуникативность, готовность решать сложные вопросы, цифровая грамотность и т.д. То есть, идеальный работник должен иметь все необходимые знания и навыки и иметь стремление и мотивацию в постоянном совершенствовании.

Также обществу необходимы гарантии, что технологии не вытеснят ручной труд, однако в некоторых сферах это будет неизбежным последствием диджитализации. Поэтому, государству необходимо решить вопрос поддержки населения, чтобы не выросла безработица. В противном случае необходимо решать вопрос финансирования безработных людей, так как если смотреть через призму механизма цифровизации, без этих мер разница между слоями населения может стать огромной. [7]

Таким образом, важность человеческого капитала тесно взаимосвязана с цифровизацией высшего образования. Решение проблемных вопросов в образовании повысит необходимые качества человеческого капитала. Необходимо создать все необходимые условия для обучения студентов — будущих работников цифрового времени. Все сферы экономики составляют один единый механизм, и ключевым фактором его слаженной работы смело можно назвать высокий уровень человеческого капитала. Образовательные учреждения берут на себя огромную ответственность в формировании современных компетенций, становясь фундаментом цифровизации экономики.

Список источников

  1. Семенова, Л. У. Цифровой прорыв: задачи экономики нового времени / Л. У. Семенова, Ф. Р. Эбзеева // Альманах Крым. – 2023. – № 36. – С. 25-29.
  2. Эбзеева, Ф. Р. Цифровизация и эффективность экономики / Ф. Р. Эбзеева, Ф. М. Узденова // Финансовая экономика. – 2021. – № 11. – С. 203-205.
  3. Официальный сайт Министерства Просвещения РФ Национальный проект «Образование» — https://edu.gov.ru/national-project/
  4. Гриневич Л.А. Вестник высшего образования в современной России: теория и практика // Вестник КемГУКИ. — 2021. — №57
  5. Эскиндаров М.А., Грузина Ю.М., Харчилава Хвича П.П., Мельничук М.В. Роль человеческого капитала в цифровой экономике на институциональном и региональном уровнях // Экономика региона. 2022. №4.
  6. Образование в цифрах:2022: краткий статистический сборник / Л.М. Гохберг, Л.Б. Кузьмичева, О.К. Озерова и др..; Нац. исслед.ин-т “Высшая школа экономики”. — М.: НИУ ВШЭ, 2022.
  7. Эбзеева, Ф. Р. Цифровизация экономики в России: противоречия и реалии / Ф. Р. Эбзеева, Ф. М. Узденова // Финансовая экономика. – 2020. – № 12. – С. 304-307.

References

  1. Semenova, L. U. Cifrovoj prory`v: zadachi e`konomiki novogo vremeni / L. U. Semenova, F. R. E`bzeeva // Al`manax Kry`m. – 2023. – № 36. – S. 25-29.
  2. E`bzeeva, F. R. Cifrovizaciya i e`ffektivnost` e`konomiki / F. R. E`bzeeva, F. M. Uzdenova // Finansovaya e`konomika. – 2021. – № 11. – S. 203-205.
  3. Oficial`ny`j sajt Ministerstva Prosveshheniya RF Nacional`ny`j proekt «Obrazovanie» — https://edu.gov.ru/national-project/
  4. Grinevich L.A. Vestnik vy`sshego obrazovaniya v sovremennoj Rossii: teoriya i praktika // Vestnik KemGUKI. — 2021. — №57
  5. E`skindarov M.A., Gruzina Yu.M., Xarchilava Xvicha P.P., Mel`nichuk M.V. Rol` chelovecheskogo kapitala v cifrovoj e`konomike na institucional`nom i regional`nom urovnyax // E`konomika regiona. 2022. №4.
  6. Obrazovanie v cifrax:2022: kratkij statisticheskij sbornik / L.M. Goxberg, L.B. Kuz`micheva, O.K. Ozerova i dr..; Nacz. issled.in-t “Vy`sshaya shkola e`konomiki”. — M.: NIU VShE`, 2022.
  7. E`bzeeva, F. R. Cifrovizaciya e`konomiki v Rossii: protivorechiya i realii / F. R. E`bzeeva, F. M. Uzdenova // Finansovaya e`konomika. – 2020. – № 12. – S. 304-307.

Для цитирования: Эбзеева Ф.Р., Узденова Ф.М. Цифровизация высшего образования как фактор развития человеческого капитала // Московский экономический журнал. 2023. № 12. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-12-2023-34/

© Эбзеева Ф.Р., Узденова Ф.М., 2023. Московский экономический журнал, 2023, № 12.