Московский экономический журнал 11/2023

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК [371.212:316.624.3]:159.9.072

doi: 10.55186/2413046X_2023_8_11_580

ПРОФИЛАКТИКА ВАНДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ: УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ

PREVENTION OF VANDAL BEHAVIOR OF STUDENTS: MANAGERIAL ASPECT

Жданова Наталья Евгеньевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии образования и профессионального развития, Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург, Россия, zne1976@gmail.com

Zhdanova Natalya Evgenievna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Psychology of Education and Professional Development, Russian State Vocational Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia, zne1976@gmail.com

Аннотация. Исследование взаимосвязи мотивов и проявлений вандального поведения обучающихся подросткового возраста в условиях образовательной среды. В связи с этим возрастает роль и значение разработки программы профилактики вандального поведения обучающихся подросткового возраста в условиях образовательной среды с уклоном на управленческий аспект. В статье рассматриваются результаты исследования мотивов готовности обучающихся к вандальному поведению и склонностью к отклоняющемуся поведению. Для проведения сравнительного анализа обучающиеся были поделены по полу. Полученные в результате корреляционного анализа взаимосвязи подтвердили предположение о том, что существуют значимые в проявлениях вандального поведения обучающихся в зависимости от пола. Подтвердилась взаимосвязь между готовностью обучающихся к вандальному поведению и отклоняющимся поведением. В связи с вышеизложенным, автором настоящей статьи, была предпринята попытка научного анализа и критического осмысления проблемы вандального поведения обучающихся, а также необходимости разработки и реализации программы профилактики вандального поведения обучающихся в условиях образовательной среды с уклоном на управленческий аспект.

Abstract. The study of the relationship between the motives and manifestations of vandal behavior of adolescent students in an educational environment. In this regard, the role and importance of developing a program for the prevention of vandal behavior of adolescent students in an educational environment with a focus on the managerial aspect is increasing. The article discusses the results of a study of the motives of students’ readiness for vandal behavior and a tendency to deviant behavior. To conduct a comparative analysis, the students were divided by gender. The correlations obtained as a result of the correlation analysis confirmed the assumption that there are significant manifestations of vandal behavior of students depending on gender. The relationship between the readiness of students to vandal behavior and deviant behavior was confirmed. In connection with the above, the author of this article attempted a scientific analysis and critical understanding of the problem of vandal behavior of students, as well as the need to develop and implement a program for the prevention of vandal behavior of students in an educational environment with a focus on the managerial aspect.

Ключевые слова: вандализм, вандальное поведение, мотивы вандального поведения, отклоняющееся поведение, профилактика вандального поведения, обучающиеся школы

Keywords: vandalism, vandal behavior, motives of vandal behavior, deviant behavior, prevention of vandal behavior, school students

Вандализм представляет собой форму девиантного поведения, которая направлена на причинение вреда другим посредством нарушения социально-одобряемых норм. Это протест против социальных и культурных устоев, моделей поведения, норм, правил, ценностей других, совершаемый с целью самоутверждения подростка. При решении этой проблемы возникает необходимость проведения эффективной профилактической работы с обучающимися, однако, как показывает практика, в настоящее время наблюдается явный недостаток исследований, выявляющих особенности вандального поведения подростков, которые позволили бы разработать и внедрить эффективные формы коррекции и профилактики вандализма.

Актуальность исследования обусловлена широким распространением вандального поведения среди обучающихся, которое включает действия, наносящие разрушительный урон как достопримечательностям и памятникам культуры, так и общественным объектам и частной собственности.

В статье И.Н. Белоглазова и В.С. Третьяковой определены основные направления профилактики вандализма подростков в пространстве общеобразовательной школы [1].

В статье И.Б. Умняшовой представлен обзор нормативных документов, регламентирующих деятельность педагогических работников школы по профилактике различных видов девиантного поведения детей и подростков [7].

О проблеме социально опасного поведения обучающихся в образовательных организациях современной России посвящена статья В.Г. Пиркиной. Основываясь на теоретическом анализе различных подходов к пониманию термина «социально опасное поведение» автор отмечает, что это поведение рассматривает как отклоняющееся от социальных норм и ведущее к социальной дезадаптации [4].

Подтверждение непрерывного изучения отклоняющегося поведения обучающихся в образовательной среде описано в исследовательской работе С.В. Хусаиновой, Н.М. Угаровой. Авторами обозначена необходимость в выявлении критериев и индикаторов для изучения группы риска [8].

В статье А.А. Сафина, А.С. Потапова и А.Ш. Бикташева представлена актуализация педагогической деятельности по преодолению отклоняющегося поведения подростков в школе средствами гражданско-патриотического воспитания [5].

Целевые ориентиры профилактики отклоняющегося поведения обучающихся в подростковом возрасте описаны в работе Е.А. Тарарухиной [6].

О необходимости организации профилактической работы с девиантными подростками обсуждается в статьях Э.В. Желнина [3] и коллектива ученых [2].

Исходя из описанного выше определяется актуальность изучения мотивов вандального и отклоняющегося поведения обучающихся в условиях образовательной организации.

Цель проведенного исследования включала: 1) проведение корреляционного анализа на выявление взаимосвязей между вандальным и отклоняющимся поведением; 2) проведение сравнительного анализа на выявление значимых различий в мотивах и проявлениях вандального поведения обучающихся в зависимости от пола.

В исследовании применялись следующие методики: «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (автор А.Н. Орел); «Мотивы вандального поведения» (О.В. Кружкова, И.В. Воробьева, С.А. Острикова); «Карта наблюдения за проявлением вандального поведения у подростков» (С.А. Острикова, О.В. Кружкова, И.В. Воробьева).

Исследование было проведено на выборке обучающихся школы. Общее количество участников исследования составило 120 испытуемых 8-11 классов. Среди них 76 юноши и 44 девушки.

Результаты сравнительного анализа показывают, что между группой девушек и группой юношей имеются статистически значимые различия в показателях готовности к вандальному поведению.

По показателю «Склонность к агрессии» обнаружено, что у юношей выше склонность при возникновении проблем применять насилие, проявлять агрессивные формы поведения даже с использованием физической агрессии, чем у девушек.

По показателю «Агрессивное поведение» обнаружено, что у юношей выше склонность к проявлению агрессии и негатива по отношению к окружающим.

По показателю «Делинквентное поведение» обнаружено, что у юношей выше склонность к нарушению норм и правил, принятых в обществе, чем у девушек.

По показателю «Стяжательный вандализм» выявлено, что у юношей выше склонность совершать вандальные действия ради собственной выгоды, чем у девушек.

По показателю «Агрессивный вандализм» выявлено, что у юношей выше склонность совершать вандальные действия в ответ на обиду или оскорбление, чем у девушек.

По показателю «Тактический вандализм» выявлено, что у юношей выше склонность совершать вандальные действия с целью запугивания, идеологической борьбы, чем у девушек.

По показателю «Эстетический вандализм» выявлено, у девушек выше склонность совершать вандальные действия ради эстетического преобразования объекта, чем у юношей.

По показателю «Экзистенциональный вандалим» выявлено, что у юношей выше склонность совершать вандальные действия ради самоутверждения, чем у девушек.

По показателю «Связанный с неудобством окружающей среды вандализм» выявлено, что у девушек выше склонность совершать вандальные действия из-за желания изменить окружающую среду для своего комфорта, чем у юношей.

По показателю «Вызванный скукой вандализм» выявлено, у юношей выше склонность совершать вандальные действия из-за потребности в новых впечатлениях, чем у девушек.

Таким образом, в результате сравнительного анализа выявлено, что у девушек более склонны совершать вандальные действия с целью эстетического преобразования объекта и из-за желания изменить окружающую среду для своего комфорта, чем у юношей. У юношей выше склонность при возникновении проблем применять насилие, выше склонность к проявлению агрессии и негатива, выше склонность к нарушению норм и правил, принятых в обществе, выше склонность совершать вандальные действия ради собственной выгоды, как ответная реакция на обиду или чье-то оскорбление, с целью запугивания или идеологической борьбы, ради самоутверждения, ради удовлетворения потребности в новых впечатлениях, чем у девушек.

При проведении корреляционного анализа было обнаружено, что в группе девушек наблюдается высокозначимая положительная корреляционная связь между показателями «социальная желательность» и «социально обусловленное поведение». Чем выше стремление девушек представлять себя в наилучшем свете, тем выше склонность и стремление проявлять поведенческие реакции и действовать так, чтобы быть одобренным обществом и окружающими людьми.

Выявлена высокозначимая положительная корреляционная связь между показателями «склонность к преодолению норм и правил» и показателем «делинквентное поведение» и показателем «агрессивный вандализм» и показателем «протестующий вандализм». Чем выше у девушек склонность к преодолению норм и правил, тем выше склонность совершать вандальные действия в ответ на обиду или оскорбление, тем выше склонность к совершению вандальных действий, как несогласие с культурными и социальными нормами общества.

Выявлена высокозначимая положительная связь между склонностью к аддиктивному поведению и делинквентным поведением и протестующим вандализмом и стяжательным вандализмом. Чем выше у девушек предрасположенность к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния, тем выше склонность к совершению вандальных действий, как несогласие с культурными и социальными нормами,

тем выше склонность совершать вандальные действия ради собственной выгоды.

Выявлена высокозначимая положительная связь между склонностью к самоповреждению и суицидальным поведением и агрессивным повеением  и стяжательным вандализмом, и агрессивным вандализмом, и любопытствующим вандализмом, и показателем протестующего вандализма, и вандализмом, вызванным скукой. Чем выше у девушек склонность к риску и потребность в острых ощущениях, тем выше склонность рисковать, намеренно подвергать свою жизнь опасности, тем выше склонность проявлять агрессию, действовать при возникновении проблем с помощью насилия, тем выше склонность совершать вандальные действия ради собственной выгоды, тем выше склонность совершать вандальные действия в ответ на обиду или оскорбление, тем выше склонность к вандальному поведению ради реакции окружающих, тем выше склонность к совершению вандальных действий, как несогласие с культурными и социальными нормами, тем выше склонность совершать вандальные действия из-за потребности в новых впечатлениях.

Обнаружена высокозначимая положительная связь между показателями «склонность к агрессии» и «суицидальное поведение» и показателем «агрессивное поведение» и показателем «стяжательный вандализм», и агрессивным вандализмом, и вандализмом, вызванным скукой. Чем чаще девушки склонны решать проблемы посредством насилия, тем чаще они рискуют, намеренно подвергают свою жизнь опасности, тем чаще к проявляют агрессию, тем чаще совершают вандальные действия ради собственной выгоды, тем выше склонность совершать вандальные действия в ответ на обиду или оскорбление, тем выше склонность совершать вандальные действия из-за потребности в новых впечатлениях.

Обнаружена высокозначимая положительная связь между показателем «волевой контроль» и «суицидальное поведение» и стяжательным вандализмом, и вандализмом, вызванным скукой. Связь является инвертированной, поэтому описывать мы будем её как обратную. Чем выше у девушек сформированность волевого самоконтроля, тем ниже склонность рисковать, намеренно подвергать свою жизнь опасности, тем ниже склонность совершать вандальные действия ради собственной выгоды, тем ниже склонность совершать вандальные действия из-за потребности в новых впечатлениях.

Наблюдается высокозначимая положительная связь между суицидальным поведением и вандализмом, вызванным скукой и стяжательным вандализмом, и показателем «агрессивный вандализм». Чем выше у девушек склонность рисковать, намеренно подвергать свою жизнь опасности, тем выше склонность совершать вандальные действия ради собственной выгоды, тем выше склонность совершать вандальные действия из-за потребности в новых впечатлениях, тем выше склонность совершать вандальные действия как ответная реакция на обиду или чье-то оскорбление.

Наблюдается высокозначимая положительная связь между агрессивным поведением и стяжательным вандализмом, и агрессивным вандализмом. Чем чаще девушки проявляют агрессию, действовуют при возникновении проблем с помощью насилия, тем выше склонность совершать вандальные действия ради собственной выгоды, тем выше склонность совершать вандальные действия как ответная реакция на обиду или чье-то оскорбление.

Наблюдается среднезначимая положительная связь между склонностью к аддиктивному поведению и агрессивным вандализмом и любопытствующим вандализмом. Чем выше у девушек предрасположенность к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния, тем выше склонность совершать вандальные действия в ответ на обиду или оскорбление, тем выше склонность к вандальному поведению ради реакции окружающих.

Обнаружена связь между склонностью к самоповреждению и делинквентным поведением и экзистенциональным вандализмом. Чем выше у девушек склонность к риску и потребность в острых ощущениях, тем выше склонность к преодолению норм и правил, тем выше у девушек склонность совершать вандальные действия ради самоутверждения.

Наблюдается среднезначимая положительная связь между склонностью к агрессии и любопытствующим вандализмом. Чем выше у девушек склонность решать проблемы посредством насилия, тем выше у девушек склонность к вандальному поведению ради реакции окружающих.

В группе девушек наблюдается среднезначимая положительная связь между показателем «склонность к делинквентному поведению» и показателем «суицидальное поведение», и показателем «агрессивный вандализм». Чем выше у девушек несформированность социального контроля, стремление к нарушению норм и правил, принятых в обществе, тем выше у девушек склонность рисковать, намеренно подвергать свою жизнь опасности, тем выше склонность совершать вандальные действия в ответ на обиду или оскорбление.

Наблюдается среднезначимая положительная связь между суицидальным поведением и любопытствующим вандализмом. Чем выше у девушек склонность рисковать, намеренно подвергать свою жизнь опасности, тем выше у девушек склонность к вандальному поведению ради реакции окружающих.

В группе девушек наблюдается среднезначимая положительная связь между показателем «делинквентное поведение» и показателем «протестующий вандализм». Чем выше у девушек склонность к нарушению норм и правил, тем выше у девушек склонность к совершению вандальных действий, как выражения несогласия с культурными и социальными нормами общества.

В результате корреляционного анализа выявлены следующие корреляционные связи в группе юношей.

Наблюдается высокозначимая положительная связь между показателем «социальная желательность» и показателем «социально обусловленное поведение». Чем выше стремление юношей представлять себя в наиболее благоприятном свете, тем выше стремление юношей действовать так, чтобы быть одобренным окружающими и обществом.

Наблюдается высокозначимая положительная связь между склонностью к преодолению норм и правил и агрессивным поведением  и делинквентным поведением и показателем «стяжательный вандализм» и показателем «агрессивный вандализм» и показателем «любопытствующий вандализм» и показателем «экзистенциональный вандализм» и показателем «протестующий вандализм» и вандализмом, вызванным скукой. Чем выше у юношей склонность к преодолению норм и правил, тем выше склонность к проявлению агрессии, тем выше склонность к нарушению норм и правил, тем выше склонность к совершению вандальных действий с целью собственной выгоды, тем выше склонность совершать вандальные действия в ответ на обиду или оскорбление, тем выше склонность к вандальному поведению ради реакции окружающих, выше склонность совершать вандалтные действия ради самоутверждения, выше склонность к совершению вандальных действий, как выражения несогласия с культурными и социальными нормами общества, тем выше склонность совершать вандальные действия из-за потребности в новых впечатлениях у юношей.

Наблюдается высокозначимая положительная связь между склонностью к самоповреждению и агрессивным поведением  и делинквентным поведением и стяжательным вандализмом, и показателем «агрессивный вандализм», и любопытствующим вандализмом, и экзистенциональным вандализмом, и показателем «протестующий вандализм», и вандализмом, вызванным скукой. Чем выше у юношей склонность к риску и потребность в острых ощущениях, тем выше склонность к проявлению агрессии по отношению окружающих, тем выше склонность к нарушению норм и правил, тем выше склонность совершать вандальные действия ради собственной выгоды, тем выше склонность совершать вандальные действия в ответ на обиду или оскорбление, тем выше склонность к вандальному поведению ради реакции окружающих, тем выше склонность совершать вандальные действия ради самоутверждения, тем выше склонность к совершению вандальных действий, как несогласие с культурными и социальными нормами, тем выше склонность совершать вандальные действия из-за потребности в новых впечатлениях.

Наблюдается высокозначимая положительная связь между показателем «склонность к агрессии» и показателем «делинквентное поведение» и стяжательным вандализмом, и показателем «агрессивный вандализм», и экзистенциональным вандализмом, и показателем «протестующий вандализм», и вандализмом, вызванным скукой. Чем выше у юношей склонность решать проблемы посредством насилия, тем выше у юношей склонность к преодолению норм и правил, тем выше склонность совершать вандальные действия ради собственной выгоды, тем выше склонность совершать вандальные действия в ответ на обиду или оскорбление, тем выше склонность совершать вандальные действия ради самоутверждения, тем выше склонность к совершению вандальных действий, как несогласие с культурными и социальными нормами, тем выше склонность совершать вандальные действия из-за потребности в новых впечатлениях.

Наблюдается высокозначимая положительная связь между волевым контролем и делинквентным поведением и протестующим вандализмом, и вандализмом, вызванным скукой. Связь является инвертированной, поэтому описывать мы будем её как обратную. Чем выше у юношей сформированность волевого самоконтроля, тем ниже склонность к нарушению норм и правил общества, тем ниже склонность совершать вандальные действия ради собственной выгоды, тем ниже склонность к совершению вандальных действий, как несогласие с культурными и социальными нормами, тем ниже склонность и стремление совершать вандальные действия из-за потребности в получении новых впечатлений.

Наблюдается высокозначимая положительная корреляционная взаимосвязь между показателем «склонность к делинквентному поведению» и показателем «суицидальное поведение» и показателем «стяжательный вандализм», и агрессивным вандализмом, и любопытствующим вандализмом, и показателем «экзистенциональный вандализм», и протестующим вандализмом, и вандализмом, вызванным скукой. Чем выше у юношей склонность к нарушению норм и правил, принятых в обществе, тем выше склонность рисковать, намеренно подвергать свою жизнь опасности, тем выше склонность совершать вандальные действия ради собственной выгоды, тем выше у юношей склонность совершать вандальные действия в ответ на обиду или оскорбление, тем выше склонность совершать вандальные действия ради самоутверждения, тем выше склонность к совершению вандальных действий, как несогласие с культурными и социальными нормами, тем выше склонность совершать вандальные действия из-за потребности в новых впечатлениях.

Наблюдается высокозначимая положительная связь между суицидальным поведением и вандализмом, вызванным скукой и стяжательным вандализмом, и агрессивным вандализмом и протестующим вандализмом. Чем выше у юношей склонность рисковать, намеренно подвергать свою жизнь опасности, тем выше склонность совершать вандальные действия ради собственной выгоды, тем выше склонность совершать вандальные действия из-за потребности в новых впечатлениях, тем выше склонность совершать вандальные действия в ответ на обиду или оскорбление, тем выше склонность к совершению вандальных действий, как несогласие с культурными и социальными нормами.

Наблюдается высокозначимая положительная связь между агрессивным поведением и стяжательным вандализмом, и экзистенциональным вандализмом  и вандализмом, вызванным скукой. Чем выше у юношей склонность проявлять агрессию, действовать при возникновении проблем с помощью насилия, тем выше склонность совершать вандальные действия ради собственной выгоды, тем выше склонность совершать вандальные ради самоутверждения, тем выше склонность совершать вандальные действия ради потребности в новых впечатлениях.

Наблюдается высокозначимая положительная связь между делинквентным поведением и тактическим вандализмом, и экзистенциональным вандализмом и показателем «протестующий вандализм» и вандализмом, вызванным скукой. Чем выше у юношей склонность к нарушению норм и правил, принятых в обществе, тем выше склонность совершать вандальные действия ради достижения собственных целей, тем выше склонность совершать вандальные действия ради самоутверждения, тем выше склонность к совершению вандальных действий, как несогласие с культурными и социальными нормами, тем выше склонность совершать вандальные действия из-за потребности в новых впечатлениях.

Наблюдается среднезначимая положительная связь между показателем «склонность к преодолению норм и правил» и показателем «суицидальное поведение». Чем выше у юношей склонность к преодолению норм и правил, тем выше склонность к проявлению агрессии, тем выше склонность к нарушению норм и правил, тем выше склонность рисковать, намеренно подвергать свою жизнь опасности.

Наблюдается среднезначимая положительная связь между склонностью к аддиктивному поведению и агрессивным поведением. Чем выше у юношей предрасположенность к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния, тем выше склонность к проявлению агрессии и насилия.

Наблюдается среднезначимая положительная связь между волевым контролем и любопытствующим вандализмом и экзистенциональным вандализмом. Связь является инвертированной, поэтому описывать мы будем её как обратную. Чем выше у юношей сформированность волевого самоконтроля, тем ниже склонность к вандальному поведению ради реакции окружающих, тем ниже склонность совершать вандальные действия ради самоутверждения.

Наблюдается среднезначимая положительная связь между зависимым поведением и любопытствующим вандализмом. Чем выше у юношей предрасположенность к уходу от реальности, тем выше склонность к вандальному поведению ради реакции окружающих.

Наблюдается среднезначимая положительная связь между агрессивным поведением и любопытствующим вандализмом. Чем выше у юношей склонность к проявлению агрессии, тем выше склонность к вандальному поведению ради реакции окружающих.

Наблюдается среднезначимая положительная связь между показателем «делинквентное поведение» и показателем «любопытствующий вандализм». Чем выше у юношей склонность к нарушению норм и правил, тем выше склонность к вандальному поведению ради получения реакции окружающих.

Таким образом, вандальное поведение подростков проявляется в самых различных поступках, начиная от нарушения моральных норм и правил поведения и кончая правонарушениями (поджоги, взломы замков с целью краж и др.). Зачастую вандальное поведение связано с растормаживающим влиянием алкогольных и наркотических средств. Вандальное поведение подростков проявляется не только в негативном поведении, но и является симптомом их социального и психологического неблагополучия и требует психолого-педагогической и социально-педагогической помощи.

Обобщение результатов исследования позволило говорить                                    о необходимости разработки и реализации программы профилактики вандального поведения обучающихся в условиях образовательной среды с уклоном на управленческий аспект.

Реализация программы профилактики вандального поведения обучающихся позволит:

  • повысить психолого-педагогическую компетентность педагогов, специалистов школы по работе с обучающимися, проявляющих вандальное поведение;
  • снизить количество обучающихся, склонных к вандальному поведению и проявляющих признаки вандального поведения;
  • проводить в школе регулярную работу, направленную на профилактику и предупреждение вандального поведения обучающихся.

Результаты данной программы могут быть положены в основу учебно-методического обеспечения процесса психолого-педагогической коррекции и профилактики вандализма обучающихся.

Список источников

  1. Белоглазов И. Н., Третьякова В. С. Исследование вандального поведения подростков // Теория и методика преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики. Екатеринбург, 2021. С. 16–20.
  2. Галагузова Ю. Н., Лабарешных Н. Н., Москвина Е. В. Полисубъектность в профилактике девиантного поведения подростков в образовательной организации // Педагогическое образование в России. 2021. № 4. С. 117–123.
  3. Желнин Э. В. Девиантное поведение несовершеннолетних и его профилактика в образовательных организациях // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2022. № 5. С. 97–103.
  4. Пиркина В. Г. Социально опасное поведение обучающихся как психолого-педагогическое явление // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8, № 6. URL: https://mir-nauki.com/PDF/113PSMN620.pdf.
  5. Сафин А. А., Потапов А. С., Бикташева А. Ш. Педагогическая деятельность по гражданско-патриотическому воспитанию как средству преодоления отклоняющегося поведения подростков // Педагогическое образование: новые вызовы и цели. Казань, 2021. Ч. 3. С. 124–131. URL: https://dspace.kpfu.ru/xmlui/handle/net/170824.
  6. Тарарухина Е. А. Отклоняющееся поведение обучающихся в подростковом возрасте: причины и профилактика // Образование, воспитание и педагогика: традиции, опыт, инновации. Пенза, 2021. С. 179–181.
  7. Умняшова И. Б. Нормативные основания профилактики различных видов девиантного поведения детей и подростков в системе общего образования // Психология и право. Т. 12, № 1. С. 133–146.
  8. Хусаинова С. В., Угарова Н. М. Детерминанты отклоняющегося поведения обучающихся группы риска в образовательной среде // Казанский педагогический журнал. 2020. № 3 (140). С. 255–261. https://doi.org/10.34772/KPJ.2020.140.3.036.

References

  1. Beloglazov I. N., Tret’yakova V. S. Issledovanie vandal’nogo povedeniya podrostkov // Teoriya i metodika prepodavaniya kursa «Osnovy religioznyh kul’tur i svetskoj etiki. Ekaterinburg, 2021. S. 16–20.
  2. Galaguzova YU. N., Labareshnyh N. N., Moskvina E. V. Polisub»ektnost’ v profilaktike deviantnogo povedeniya podrostkov v obrazovatel’noj organizacii // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2021. № 4. S. 117–123.
  3. ZHelnin E. V. Deviantnoe povedenie nesovershennoletnih i ego profilaktika v obrazovatel’nyh organizaciyah // Sovremennaya nauka: aktual’nye problemy teorii i praktiki. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2022. № 5. S. 97–103.
  4. Pirkina V. G. Social’no opasnoe povedenie obuchayushchihsya kak psihologo-pedagogicheskoe yavlenie // Mir nauki. Pedagogika i psihologiya. 2020. T. 8, № 6. URL: https://mir-nauki.com/PDF/113PSMN620.pdf.
  5. Safin A. A., Potapov A. S., Biktasheva A. SH. Pedagogicheskaya deyatel’nost’ po grazhdansko-patrioticheskomu vospitaniyu kak sredstvu preodoleniya otklonyayushchegosya povedeniya podrostkov // Pedagogicheskoe obrazovanie: novye vyzovy i celi. Kazan’, 2021. CH. 3. S. 124–131. URL: https://dspace.kpfu.ru/xmlui/handle/net/170824.
  6. Tararuhina E. A. Otklonyayushcheesya povedenie obuchayushchihsya v podrostkovom vozraste: prichiny i profilaktika // Obrazovanie, vospitanie i pedagogika: tradicii, opyt, innovacii. Penza, 2021. S. 179–181.
  7. Umnyashova I. B. Normativnye osnovaniya profilaktiki razlichnyh vidov deviantnogo povedeniya detej i podrostkov v sisteme obshchego obrazovaniya // Psihologiya i pravo. T. 12, № 1. S. 133–146.
  8. Husainova S. V., Ugarova N. M. Determinanty otklonyayushchegosya povedeniya obuchayushchihsya gruppy riska v obrazovatel’noj srede // Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. 2020. № 3 (140). S. 255–261. https://doi.org/10.34772/KPJ.2020.140.3.036.

Для цитирования: Жданова Н.Е. Профилактика вандального поведения обучающихся: управленческий аспект // Московский экономический журнал. 2023. № 11. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-11-2023-47/

© Жданова Н.Е., 2023. Московский экономический журнал, 2023, № 11.