Московский экономический журнал 11/2023

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 334

doi: 10.55186/2413046X_2023_8_11_579

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ВУЗЕ

INNOVATIVE METHODS OF TEACHING ECONOMIC DISCIPLINES AT THE UNIVERSITY

Романовская Елена Вадимовна, к.э.н., доцент кафедры экономики предприятия, ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина, E-mail: alenarom@list.ru

Полянская Виктория Александровна, аспирант кафедры экономики предприятия, ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина, E-mail: mishinaaaaavika@mail.ru

Кутепова Любовь Ивановна, к.п.н., доцент кафедры технологий сервиса и технологического образования, ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина, E-mail: lubovkutepova@mail.ru

Кутепов Максим Михайлович, к.п.н., доцент, заведующий кафедрой физического воспитания и спорта, ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина, E-mail: kutepov_mm@mininuniver.ru

Цыбуцинина Ирина Евгеньевна, ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина, E-mail: cybucininaie@std.mininuniver.ru

Romanovskaya Elena Vadimovna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Enterprise Economics, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, E-mail: alenarom@list.ru

Polyanskaya Victoriya Alexandrovna, post-graduate student of the Department of Enterprise Economics, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, E-mail: mishinaaaaavika@mail.ru

Kutepova Lyubov Ivanovna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Service Technologies and Technological Education, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, E-mail: lubovkutepova@mail.ru

Kutepov Maxim Mikhailovich, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Physical Education and Sports, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, E-mail: kutepov_mm@mininuniver.ru

Cybucinina Irina Evgenievna, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, E-mail: cybucininaie@std.mininuniver.ru

Аннотация. На современном этапе экономическое образование играет особо важную роль и представляет особую актуальность для высшего учебного заведения. Экономические компетенции направлены, в первую очередь, на формирование у обучающегося способностей принятия экономических решений, навыков и умений особенно в условиях мировой нестабильности вызванных геополитической ситуацией в стране. Также формирование экономических аспектов направлено на развитие критического мышления обучающихся, формирования их финансовых компетенций, и адаптацию в быстроменяющейся экономической среде. На сегодняшний день ключевой проблемой в данном вопросе является низкая заинтересованность обучающихся в получении ими необходимых компетенций, в связи с чем перед преподавательским составом встает особо важная задача – пробудить у студентов мотивационный порыв к изучению экономических дисциплин с использованием инновационных методик и технологий преподавания. В этой связи, авторами выдвигается ключевая цель данного исследования, заключающаяся в рассмотрении и теоретическом обосновании инновационных форм проведения занятий по экономическим дисциплинам в высших учебных заведениях.

Abstract. At the present stage, economic education plays a particularly important role and is of particular relevance for a higher educational institution. Economic competencies are aimed, first of all, at developing the student’s ability to make economic decisions, skills and abilities, especially in conditions of global instability caused by the geopolitical situation in the country. Also, education in economic aspects is aimed at developing students’ critical thinking, developing their financial competencies, and adapting to a rapidly changing economic environment. Today, the key problem in this matter is the low interest of students in obtaining the necessary competencies, and therefore the teaching staff faces a particularly important task — to awaken in students a motivational impulse to study economic disciplines using innovative teaching methods and technologies. In this regard, the authors put forward the key goal of this study, which is to consider and theoretically substantiate innovative forms of conducting classes in economic disciplines in higher educational institutions.

Ключевые слова: экономика, высшее образование, эффективность, социальная политика

Keywords: economics, higher education, efficiency, social policy

Введение. В современном мире экономическое образование является особо важным аспектом в жизни каждого человека, и особенно оно важно для молодого поколения поскольку от присвоенного ими, в высшем учебном заведении, спектра различных компетенций зависит уровень их влияния на развитие нашей страны, и эффективности экономики в целом. В этой связи чрезвычайно высока роль педагогического состава при формировании экономической грамотности студентов, на основании чего в данной статье авторами рассмотрены современные формы проведения занятий по экономическим дисциплинам в вузе.

Изложение основного материала статьи. В современном мире ежегодно появляется масса возможных ресурсов для обеспечения эффективного и современного практического или лекционного занятия по экономике. Существующие на сегодняшний день традиционные формы организации и проведения занятий по экономическим дисциплинам определенно имеют свою практическую значимость, поскольку являются фундаментом, но особо важной задачей в современном мире является их грамотное сочетание с инновационными методами, при достижении главной педагогической цели — повышения мотивации обучающихся к предмету и экономике, как науки, в целом [1]. С этой целью целесообразным является более подробное изучение теоретических аспектов традиционных форм и методов организации учебных занятий (рис. 1).

К традиционным формам, часто встречающимся при проведении практических занятий, относят активные игровые методы [4]. Игровые методы включают в себя набор определенных способов организации учебного занятия для овладения и развития определённых компетенций по средствам включения в учебный процесс игровых ситуаций, сюжета, роли, действий с предметами.  Рассматривая учебные занятия в высших учебных заведениях, с уверенностью можно сказать, что игровые методы не теряют своей актуальности при изучении некоторых дисциплин. Психолого-возрастные особенности обучающихся в высших учебных заведениях, особенно на первых курсах, когда студенты стремятся казаться быть взрослыми, предпринимают попытки к отстаиванию своего мнения, своей точки зрения, при этом отождествляют, в некотором роде, свой «собственный» мир имеют свои особенности. Несмотря на всю кажущуюся взрослость, студенты, так или иначе имеют потребность в активных формах обучения [8]. В этом случае важно учитывать, что это не просто типовые сюжетно-ролевые игры, а более профессиональные, групповые и деловые игры. В данном случае, представленные приемы имеют особую роль, поскольку позволяют обучающимся стать частью какого-либо экономического процесса или ситуации, позволяют, в некоторых случаях, управлять различными экономическими явлениями, прочувствовать на себе сущность экономической теории. При этом ключевой особенностью данного метода выступает фактор повышения самозначимости обучающихся в группе, их самоутверждение в социуме, при этом развивая различные коммуникативные и личностные навыки [3]. Применяя активные методы обучения определенно повышается уровень мотивации обучающихся к изучению предложенных экономических дисциплин, поскольку усовершенствованный способ передачи информации в игровой форме лучше всего усваивается на практике. В этом случае достигаются сразу несколько педагогических целей, а именно: присвоение новых знаний, создание благоприятной обстановки для дальнейшего обучения, а также повышение общего интереса обучающихся к изучению экономики.

Не менее значимым, актуальным и интересным является метод обучения по средствам организации проектной деятельности. В этом случае проектную деятельность стоит понимать, как один из инструментов самостоятельной работы обучающихся, который в свою очередь заключается в проведении анализа конкретной ситуации и присваивании навыков нахождения путей решений конкретно поставленных проблем. Данный инструмент включает в себя спектр разнообразных приемов, определяемых федеральным стандартом, к числу которых относятся исследовательские методы, поисковые навыки и творческие умения. При этом важным фактором, в данном случае, выступает то, что при организации проектной деятельности обучающихся, при установлении конкретной проблемы, реализация практического задания требует от обучающегося интеграции различных навыков и умений из всех аспектов текущей жизнедеятельности, в том числе научных областей, цифровых возможностей и творческих инициатив. Традиционно, к форматам проектной деятельности относятся групповые и индивидуальные формы. Каждая из форм имеет свои отличительные особенности, свои положительные и отрицательные черты, при этом наиболее важным принципом выступает совместная деятельность обучаемого и обучаемых [6]. К наиболее сильным сторонам данного метода можно отнести то, что организация и реализация проектной деятельности предоставляет обучающимся некоторую легкость и значимость, проявляющихся в некоторой свободе действий, мысли и творческих порывов. Зачастую обучающийся может подобрать для себя наиболее интересную тему, определить комфортный формат и темп работы над проектом, а также индивидуально обозначить план реализации данного проекта.

Зачастую проектную деятельность используют как форму аттестационного контроля по экономическим дисциплинам. Используя эту форму организации учебного занятия по экономике, педагог ставит перед собой несколько целей: повысить мотивацию к изучению экономической теории, совершенствовать навыки самостоятельного поиска и обработки необходимой информации, умение моделировать и визуализировать различные экономические процессы, явления, объекты, а также присваивать технические знания, умения и навыки, прививать коммуникативные компетенции учащихся.

В проектной деятельности обучающиеся имеют возможность проводить социально-экономические исследования, спроектировать собственный бизнес, проанализировать различные экономические рынки и выявлять спектр существующих проблем и рисков, усваивать практические навыки инвестирования, а также создавать собственные стартапы, имеющие особую актуальность в современном мире. Данная форма обучения стимулирует творческое и нестандартное мышление обучающихся, предоставляет возможность применять полученные теоретические знания на практике [5].

Представленный метод позволяет обучающимся в большей степени осознавать для чего им необходимы полученные знания, обучает структурировать свои знания. Занимаясь над проектом, студент развивает познавательные, исследовательские навыки, навыки самостоятельной работы. Так же проекты более детально позволяют обучающемуся разобраться в каком – либо экономическом вопросе или проблеме. Педагогическая технология проектной деятельности так же помогает учащимся применить полученные знания на практике, учит работать в команде, формируя аспекты экономической грамотности [2]. Данный перечень позволяет обучающемуся качественнее понимать экономическую действительность реального мира, разбираться в экономических процессах, способствуя формированию мотивационной системы при изучении экономики.

Одними из не менее значимых форм организации учебных занятий по экономике являются гостевые лекции и экскурсии, сочетающие в себе как традиционный, так инновационный аспект. Традиционной формой изложения теоретического материала, по средствам систематического, последовательного повествования по конкретной теме учебной программы является лекция. Гостевая лекция подразумевает под собой приглашение стороннего специалиста в области экономики, для более полного и подробного погружения учащихся в тему учебного занятия. Такой способ приглашения различных сторонних специалистов и представителей бизнеса на занятия дает обучающимся возможность перенять реальный опыт специалистов различных областей и определить место практических экономических знаний в конкретной ситуации. Формы таких лекций могут быть организованы как по средствам приглашения специалистов на отдельные занятия, по конкретной теме, так и выходом обучающихся в конкретную организацию, в этом случае формат перестает в экскурсионный. Ключевым положительным аспектом данной формы является то, что данный способ предоставит обучающимся возможность коммуникаций с опытными специалистами, более подробно изучить различные экономические процессы и явления, в реальном формате познакомиться с работой бизнеса в реальных условиях, практически применить экономическую теорию, полученные знания в практической деятельности [7]. Также, данный формат организации лекционных и практических занятий по экономике в высших учебных заведениях способствует полноценному погружению школьников в экономическую науку, актуализировать и применить знания на практике, получить неоценимый опыт.

Одной из популярных форм деятельности в процессе обучения является групповая работа. Групповая деятельность является актуальной абсолютно для любой возрастной группы обучающихся. При совместной деятельности в группе обучающиеся в значительной степени повышают свои коммуникативные навыки, обучаются грамотному выражению своих умозаключений, прививают навыки качественной аргументации и отстаивания конкретной точки зрения, при этом развивая уровень своего критического мышления, и поддерживая благоприятную обстановку в коллективе. С точки зрения практических применений групповая деятельность обучающихся способствует проведению разнообразных экономических исследований, способствует организации эффективного коллегиального обсуждения насущных экономических вопросов, и решению актуальных задач современного рынка. При этом, педагогическим эффектом выступает то, что обучающиеся присваивают определенные навыки в области совместного рассмотрения различных точек зрения на ту или иную экономическую ситуацию, при этом аргументируя доказательными фактами официальных источников. На современном этапе к одному из наиболее популярных инструментов групповой деятельности относят проведение экономических дебатов, предусматривающий коллективный обмен мыслями и идеями по конкретной теме или вопросу. На практике данный способ встречается не так часто, поскольку имеет ряд своих особенностей, в том числе присутствует и низкая заинтересованность педагогов в проведении данного занятия, но неоспоримым преимуществом данного метода является факт развития особо важных, на сегодняшний день, навыков публичного выступления, поскольку зачастую, обучающиеся в этой области имеют критически низкий уровень компетенций.

Обсуждая вопрос касаемо современных форм проведения учебных занятий при помощи инновационных методов и цифровых технологий, стоит отметить некоторые инструменты. Так, на примере, стоит рассмотреть форму электронного тестирования через сервис TestPad. Данный сервис достаточно удобный в использовании, позволяющий создать тесты с различными типами заданий, кроссворды, комплексные задания. Его главным преимуществом является то, что он имеет широкий перечень настроек, что позволяет сформировать тестовое задание наиболее удобным, для педагога, способом. Он не требует регистрации при прохождении теста учениками, необходимо только ввести фамилию и имя, номер группы. Результат каждого обучающегося отображается в личном кабинете педагога.

Применительно к формам гостевых лекций и практических экскурсий целесообразно пригласить сотрудника отделения одного из популярных банков с рассказом-лекцией по следующим темам: инвестиции, страхование, банковские услуги и др. При рассмотрении формы экскурсий как способа организации учебных занятии, является возможным организовать поход обучающихся, к примеру, в СберУниверситет. В нем студентам подробно расскажут о предпринимательстве, его рисках и о том, что необходимо для успешного ведения бизнеса и какими компетенциями необходимо обладать в практической деятельности.

Стоит также отметить, что в настоящий момент существует множество различных экономических симуляций. Данные сервисы позволяют студентам являться реальными участниками разнообразных экономических процессов и явлений, предоставляя возможность к собственному управлению. Представим некоторые из них: «SimCity» — игра, позволяющая игрокам создавать и управлять городом, включая экономические элементы в виде начисления и уплаты налогов, развития бизнеса и экономического управления; «EVE Online» – симулятор космического корабля и экономикой виртуального мира; «Marketplace Live» — онлайн-симуляция, разработанная для обучения студентов основам бизнеса и управления рыночными условиями.

Современные формы организации и проведения учебных занятий по экономическим дисциплинам в высшем учебном заведении играют особо важную роль в формировании экономических компетенций обучающихся.  На современном этапе быть экономически грамотным специалистом просто необходимо для успешного построения будущей карьеры, в связи с чем экономическому образованию, по мнению авторов, необходимо уделять особое внимание внимание. Применение в практической деятельности педагогов различных форм организации и проведения учебных занятий по экономическим дисциплинам позволяют разнообразить типовые лекционные и практические занятия, сделать их более практичными, интересными и эффективными. Перечисленные в данной статье методы обучения позволят обучающимся с большим интересом погрузиться в изучение экономики, распознать сложные экономические концепции, а также применить полученные знания на в практической деятельности.

Выводы. Экономическое образование в вузе является на сегодняшний день особо актуальным направлением необходимым для подготовки обучающихся к их будущей профессиональной деятельности, общему понимаю экономических аспектов и развитию специальных навыков и умений, необходимых, в первую очередь, для построения будущей карьеры и личностного саморазвития. На основе представленного в данной статье материала, можно сделать вывод о том, что каждая педагогическая технология имеет свои положительные и отрицательные черты, но все же дает возможность обучающим получать новые знания, навыки и умения, при этом вызывая интерес к дальнейшему изучению экономической науки, раскрывая их личностные качества, коммуникативные навыки и творческие способности, предоставляя возможность для профессионального самоопределения.

Список источников

  1. Богач М. А. Использование steam-технологий в подготовке будущих педагогов: развитие критического мышления, творческого подхода и инновационных методов преподавания //ББК 60 Р17. – 2023. – С. 25.
  2. Ворохобов А. В., Плисов Е. В. Теоретические аспекты практики внедрения виртуальной образовательной среды //Вестник Мининского университета. – 2023. – Т. 11. – №. 3. – С. 5.
  3. Ильясов И. С., Аннаниязова Г. А. Инновационные методы обучения в преподавании экономических дисциплин. – 2022.
  4. Кациев М. Б. Оценка экономических выгод от повышения уровня образования в конкретных отраслях и разработка мер по стимулированию образования в этих отраслях //Управление образованием: теория и практика. – 2023. – Т. 13. – №. 4. – С. 238-246.
  5. Панцулая Е. А. Применение современных образовательных технологий на уроках оп. 01 основы экономической теории //Международный научный журнал инновационная наука. – С. 28.
  6. Перевощикова Е. Н. и др. Построение системы независимой оценки образовательных результатов будущих педагогов //Теория и практика физической культуры. – 2023. – №. 6. – С. 42-44.
  7. Першина И. Б., Кабаканова Ю. О. Современные эффективные методы преподавания в вузе //Вестник науки. – 2023. – Т. 1. – №. 9 (66). – С. 15-21.
  8. Петрушина В. В. Использование информационных технологий в преподавании экономических дисциплин //Экономика, управление и финансы в цифровом обществе. – 2022. – С. 411-415.
  9. Попкова, Е. Г. Устойчивое развитие российской науки: «институциональные ловушки» научных журналов и перспективы их преодоления / Е. Г. Попкова, В. П. Кузнецов, Э. К. Самерханова // Вестник Мининского университета. – 2023. – Т. 11, № 2(43). – DOI 10.26795/2307-1281-2023-11-2-9.

References

  1. Bogach M. A. Ispol’zovanie steam-tehnologij v podgotovke budushhih pedagogov: razvitie kriticheskogo myshlenija, tvorcheskogo podhoda i innovacionnyh metodov prepodavanija //BBK 60 R – 2023. – S. 25.
  2. Vorohobov A. V., Plisov E. V. Teoreticheskie aspekty praktiki vnedrenija virtual’noj obrazovatel’noj sredy //Vestnik Mininskogo universiteta. – 2023. – T. 11. – №. 3. – S. 5.
  3. Il’jasov I. S., Annanijazova G. A. Innovacionnye metody obuchenija v prepodavanii jekonomicheskih disciplin. – 2022.
  4. Kaciev M. B. Ocenka jekonomicheskih vygod ot povyshenija urovnja obrazovanija v konkretnyh otrasljah i razrabotka mer po stimulirovaniju obrazovanija v jetih otrasljah //Upravlenie obrazovaniem: teorija i praktika. – 2023. – T. 13. – №. 4. – S. 238-246.
  5. Panculaja E. A. Primenenie sovremennyh obrazovatel’nyh tehnologij na urokah op. 01 osnovy jekonomicheskoj teorii //Mezhdunarodnyj nauchnyj zhurnal innovacionnaja nauka. – S. 28.
  6. Perevoshhikova E. N. i dr. Postroenie sistemy nezavisimoj ocenki obrazovatel’nyh rezul’tatov budushhih pedagogov //Teorija i praktika fizicheskoj kul’tury. – 2023. – №. 6. – S. 42-44.
  7. Pershina I. B., Kabakanova Ju. O. Sovremennye jeffektivnye metody prepodavanija v vuze //Vestnik nauki. – 2023. – T. 1. – №. 9 (66). – S. 15-21.
  8. Petrushina V. V. Ispol’zovanie informacionnyh tehnologij v prepodavanii jekonomicheskih disciplin //Jekonomika, upravlenie i finansy v cifrovom obshhestve. – 2022. – S. 411-415.
  9. Popkova, E. G. Ustojchivoe razvitie rossijskoj nauki: «institucional’nye lovushki» nauchnyh zhurnalov i perspektivy ih preodolenija / E. G. Popkova, V. P. Kuznecov, Je. K. Samerhanova // Vestnik Mininskogo universiteta. – 2023. – T. 11, № 2(43). – DOI 10.26795/2307-1281-2023-11-2-9.

Для цитирования: Романовская Е.В., Полянская В.А., Кутепова Л.И., Кутепов М.М., Цыбуцинина И.Е. Инновационные методы преподавания экономических дисциплин в вузе // Московский экономический журнал. 2023. № 11. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-11-2023-46/

© Романовская Е.В., Полянская В.А., Кутепова Л.И., Кутепов М.М., Цыбуцинина И.Е., 2023. Московский экономический журнал, 2023, № 11.