Московский экономический журнал 10/2023

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 330.34, 331.101

doi: 10.55186/2413046X_2023_8_10_529

АНАЛИЗ ОПЫТА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ЛИДЕРОВ РЫНКА МВА

MBA PROGRAMS: LESSONS LEARNT FROM MARKET LEADERS

Олькова Анна Евгеньевна, к.э.н., доцент кафедры экономики и финансов, ФЭСН, Российская академия народного хозяйства и государственной службы, Email: olkova-ae@ranepa.ru

Тихонова Анна Евгеньевна, Российская академия народного хозяйства и государственной службы, Email: Anna.e.tikhonova@yandex.ru

Olkova Anna Evgenevna, Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Economics and Finance, FSN, Russian Academy of National Economy and Public Administration, Email: olkova-ae@ranepa.ru

Tikhonova Anna Evgenevna, Russian Academy of National Economy and Public Administration, Email: Anna.e.tikhonova@yandex.ru

Аннотация. Современный мир меняется быстрыми темпами, предъявляя новые требования к рабочей силе. В условиях экономических, социальных и политических потрясений рынок труда достаточно нестабилен и конкурентен. Кандидатам необходимо постоянное получение новых навыков и знаний, чтобы адаптироваться под реалии и успешно развиваться в условиях неопределенности. Одним из таких способов становится получение степени магистра делового администрирования (МВА), которая позволяет не только усвоить ценный и релевантный материал по фундаментальным и специализированным дисциплинам, но и улучшить личностные и профессиональные навыки, а также приобрести социальные связи.

Изучение тенденций развития программ МВА, зарубежного опыта актуально для выявления основных потребностей и веяний в преподавании для адаптации программ подготовки высококвалифицированных кадров. Цель данной статьи заключается в исследовании трендов в бизнес-образовании и влиянии на потребителей, получающих степень МВА, для выявления релевантных предметных областей, форматов и методик преподавания, что позволит усовершенствовать систему образования и преподносить студентам качественную и актуальную информацию наиболее удобным и действенным для усвоения образом.

Abstract. The modern world is changing at a rapid pace, imposing new requirements on the workforce. Labour market is becoming unstable and competitive under economic, social and political shocks. Job applicants need to constantly improve knowledge and skills in order to adapt to changing environment and advance under uncertainty. A possible way to do so is getting an MBA degree, not only helping take in valuable and relevant knowledge, but also build up hard and soft skills and master social networking.

Examining MBA trends and overseas MBA programs is crucial to unveil basic customer requirements and new tendencies in teaching in order to tailor existing domestic postgraduate business education programs to changing environment. The aim of the present article is to study global business education trends and their impact on MBA students and discover relevant areas of knowledge, teaching formats and instruction methods, which would help enhance existing educational system and offer students high-quality and relevant information in the most comfortable and efficient way.

Ключевые слова: ценностное предложение программ МВА, рейтинги рынка бизнес-образования, эффективность бизнес образования, методика преподавания программ МВА

Keywords: MBA value proposition, business education rankings, business education efficiency, MBA teaching methods

В зарубежной практике представлен широкий спектр курсов и направлений для продолжения обучения и освоения новых навыков и умений для тех, кто уже получил диплом о высшем образовании и хочет совершенствовать свои знания. В целом среди степеней магистров могут быть выделены несколько больших групп [1].

В первую категорию могут быть отнесены основанные на курсах, или преподаваемые, магистерские степени, например, MA (магистр искусств), MSc (магистр наук), LLM (магистр права), MFA (магистр изобразительных искусств) и другие. Обучение подразумевает изучение модулей и курсов на лекциях и семинарах. Данные программы имеют общие черты с получением диплома бакалавра, однако предполагают более глубокое погружение в предметную область и больший уровень независимого обучения [1].

Основанные на исследованиях, или научные, степени составляют следующую группу. Они отличаются тем, что студенты больше сосредоточены не на следовании расписанию занятий, а на собственной исследовательской и проектной деятельности. К основным разновидностям в данной категории можно отнести MRes (магистр исследований) и MPhil (магистр философии) [1].

Профессиональные степени магистра представляют программы, которые имеют цель – подготовить студентов к карьере в определенной отрасли. Среди основных квалификаций можно выделить МВА (магистр делового администрирования), LPC (курс юридической практики), March (магистр архитектуры), MSW (магистр социальной работы) и другие [1].

МВА представляет собой степень в области управления бизнеса и предназначена для обучения как фундаментальным предметам, которые незаменимы при управлении бизнесом, например, маркетинг, стратегический, тактический и оперативный менеджмент и другие, так МВА также нацелена и на развитие организаторских и лидерских качеств у обучаемых [68].

Необходимо понимать отличия МВА от других предлагаемых программ. Первым и наиболее значимым критерием при поступлении на МВА выступает опыт работы. Как правило, данный вариант подходит профессионалам, которые имеют от 4 до 6 лет опыта или, как минимум, 2 года на руководящей или управленческой позиции в отличие от научных степеней или программ, основанных на курсах, где необязателен опыт [2].Такие магистерские степени, как правило, имеют большую основательность и теоретичность и предназначены для продолжения академических исследований за пределами уровня бакалавриата. МВА имеет большую ориентацию на практику и, более того, включает в себя идею обучения в эклектичных группах для того, чтобы студенты могли обмениваться идеями, взглядами и взаимно обогащать опыт друг друга [3]. Программа магистра делового администрирования направлена на получение и совершенствование всеобъемлющих управленческих компетенций с акцентом на такие деловые навыки, как отношения с сотрудниками, лидерские качества, ведение переговоров и другие [4]. Программы MSc обеспечивают глубину знаний в предмете, смещаясь в сторону деталей и технических элементов в изучаемой области [3].

Выпускники магистратуры после выпуска, как правило, специализируются на своих функциях и нацелены на позиции руководителей определенных департаментов, например, финансовый директор, директор по цифровизации или по маркетингу. Курс МВА больше подходит для тех, кто имеет виды на роли, которые охватывают больший спектр функций, например, генерального директора. Будущим и действующим руководителям бизнеса стоит обратить внимание на МВА, поскольку лидерство и управленческие навыки оказывают значительное влияние на функционирование всей организации [3].

Специализированные магистерские программы при поступлении на них также требуют, чтобы студенты получили диплом бакалавра в той же или схожей области обучения, в то время как студент, претендующий на зачисление на МВА обучение может закончить бакалавриат по специальности, отличной от бизнес-сферы [4].

Слушатели делают выбор в пользу получения степени МВА на основе внутренних потребностей и желаний, которые представляют собой совокупность различных требований. Характеристики, которые отражают преимущества, можно отразить с помощью ценностного предложения, которое фокусируется на понимании проблем и потребностей потребителей продукта или услуги и обеспечивает целенаправленный подход к планированию. Модель ценностного предложения сосредотачивается на элементах, которые клиенты ценят больше всего [5].

Круг представляет профиль студента и делится на желания, боли и потребности. Потребности описывают задачи и нужды, которые пытаются решить кандидаты и которые надо удовлетворить, боли отражают негативные факторы, которые препятствуют контакту студента и бизнес-школы. Желания, или выгоды, включают элементы, которые необходимо достичь, представляют собой движущую силу принятия решения. Квадрат представляет карту ценностей. Продукт отражает характеристики, которые предоставляются обучающему, выгоды способствуют повышению ценности для студентов программы МВА. Чтобы повысить привлекательность обучения, выделяется специальное поле, которое включает элементы, способствующие снижению болевых моментов, которые могут заставлять задуматься о рациональности получения МВА [5]. Таким образом, рисунок 1 отражает ценностное предложение программ МВА.

МВА — достаточно популярная степень во многих странах, но она не всегда была в таком виде, в каком МВА преподается в наши дни. Степень магистра делового администрирования постоянно эволюционировала и продолжает меняться и по сегодняшний день, чтобы соответствовать складывающимся реалиям и привносить актуальную и полезную информацию в образовательный процесс. МВА была введена более 100 лет назад, в начале 20 века, и её история корнями уходит в США [6].

Технологический прогресс во время Второй промышленной революции привнес в мир бесчисленное количество изменений во многих отношениях. С конца 19-го по начало 20-го веков разрастались города, увеличивалось количество фабрик, Соединенные Штаты превратились из преимущественно аграрного общества в индустриальную экономику, которая сосредоточена в основном в мегаполисах [7]. В связи с быстрым развитием промышленности и революционным производством владельцы компаний стали смотреть в сторону более эффективных методов управления, был необходима рабочая сила, обученная финансовым и управленческим практикам. Чтобы удовлетворять потребность в кадрах и соответствовать веяниям реальности, колледжи и университеты должны были предлагать программы, которые давали студентам знания и навыки, пригодные для функционирования в бизнес-среде. В начале 20 века концепция, которая подразумевала, что управление бизнесом следует воспринимать на одном уровне с такими направлениями, как медицина или юриспруденция, изначально не была воспринята обществом. Но по мере того, как расширялись компании, стала возникать потребность в квалифицированных кадрах в сфере управления, в связи с чем стали открываться бизнес-школы [8].

Большая часть студентов стремились получить образование в сфере управления бизнесом, как только заканчивали бакалавриат, не имея никакого практического опыта, поэтому основные программы в большинстве колледжей включали такие предметы, как бухгалтерский учет, бизнес-стратегия, экономика, финансы и другие. Однако такие программы не решали насущных проблем корпораций, более того, профессионалы в сфере управления не воспринимали такие школы, как что-то нужное. Поэтому программы модернизировались, чтобы расширять спектр навыков и знаний, которым могли научиться студенты [8].

Первой школой, которая открыла программу МВА, была Высшая школа администрирования Гарвардского университета в 1908 году в штате Массачусетс (сейчас Гарвардская школа бизнеса). На данном направлении изначально было всего 15 преподавателей и 80 студентов [6]. При этом для поступления на МВА было требование о получении четырехлетнего обучения по программе бакалавриата. С тех пор и другие университеты стали придерживаться подобных условий [8].

В основе учебной программы МВА Гарвардской школы бизнеса лежали исследования Фредерика Уинслоу Тейлора, американского инженера, который с помощью дисциплины «наука управления» продвигал концепцию повышения эффективности промышленности. Обучение было также построено по принципу кейсов, что со временем приобрело большую популярность [6].

Впервые за пределами США программа МВА появилась в Школе бизнеса Ричарда Айви Университета Западного Онтарио в Канаде в 1948 году, что может быть объяснено непосредственной близостью Канады и США. А в 1949 году первые студенты были зачислены на программу МВА в Университете Претории в Южной Африке. Затем в 1955 году при Университете Карачи в Пакистане был основан Институт делового администрирования (IBA), который стал первой бизнес-школой, предоставляющей программу МВА в Азии, при первоначальной помощи Уортонской школы, а затем при участии Университета Южной Калифорнии. Программы МВА были организованы по моделям, предлагаемым в США [6].

1957 год появляется первая европейская степень МВА, созданная INSEAD в Фонтенбло во Франции. Данная программа отличалась от аналогов тем, что она была рассчитана на одногодичное обучение, именно такой формат и остается более распространенным в Европе по сравнению с США [6]. В 1960-х годах были открыты программы МВА по всей Европе: в IESE в Испании, Манчестерской бизнес-школе в Великобритании и бизнес-школе UCD Smurfit в Ирландской Республике. Кульминационным в устойчивом развитии степени МВА стал факт создания в Великобритании Ассоциации МВА (AMBA) в 1967 году, которая была основана выпускниками программы с целью повышения уровня МВА в Европе.

Для полноценного анализа рынка бизнес-образования можно обратиться к различным рейтингам существующих программ с целью выявления факторов, влияющих на привлекательность тех или иных учебных заведений. Для выявления причин целесообразно применять контент-анализ.

The Economist каждый год составляет рейтинг лучших, по мнению студентов, MBA-программ на основе данных, полученных с использованием двух опросов. Первый опрос составляет около 80% рейтинга и представляет собой количественные вопросы, например, про количество выпускников, их среднюю зарплату, вступительные баллы GMAT и другие, ответы на которые представляют бизнес-школы. Вторая часть данных собирается путем проведения качественного опроса среди студентов, которые на данный момент проходят обучение по программе МВА или только закончили (в течение года). Студенты оценивают качество работы факультета и отдела по дальнейшему трудоустройству, обустройство и оборудование учебных классов и коридоров [9]. Более того, проверяется информация о зарплате студентов для подтверждения данных, предоставляемых школами.

Рейтинг основывается на различных факторах, которым присваивают веса в зависимости от значимости, которые придают студенты. Общий балл складывается из коэффициентов, которые сгруппированы в несколько блоков.

Первая группа факторов отвечает за новые возможности для карьерного роста и составляет 35% от итоговой оценки рейтинга. В данный блок входят такие показатели как  разнообразие рекрутеров (показатель охвата сфер экономической деятельности), доля выпускников, которые искали работу и получили предложение в течение 3 месяцев после выпуска. Вторая крупная группа критериев отражает личное развитие и образовательный опыт. В данную категорию относятся качество преподавательского состава (соотношение преподавателей и студентов, процент штатных преподавателей со степенью PhD), качество студентов (средний балл GMAT, средний стаж работы до зачисления, средняя заработная плата до получения МВА), разнообразие студентов и преподавателей (географическое, гендерное), опыт обучения. Третья категория касается заработной платы (соотношение до и после окончания программы МВА). Четвертая заключительная группа отражает потенциал для нетворкинга (соотношение выпускников и нынешних студентов, количество стран, в которых бизнес-школы имеют представительства выпускников МВА, рейтинг эффективности выпускников).

В 2021 году The Economist опубликовал только список 90 лучших школ. Всего к участию в исследовании было приглашено 165 школ, но оставшиеся школы не предоставили необходимое количество ответов [9].

Рассмотрим подробнее наиболее объективные и весомые факторы, а именно входящие в первые 2 категории показателей, которые легли в основу рейтинга бизнес-школ, преподающих программы МВА, за 2021 год. Важно отметить, что рейтинг строится на основе смешанных данных по совокупности оценок предыдущих рейтингов и нынешнего [9].

Среди первой группы показателей, которая отражает новые возможности для карьерного роста, весьма интересным является индикатор, который показывает процент выпускников, находящихся в поиске работы и получивших предложение в течение 3 месяцев после окончания программы МВА. Данный показатель составляет 1/3 веса от оценки первой группы [9] (рисунок 2)

Бизнес-школы Индии, Китая, США и Японии возглавляют рейтинг по данному показателю, который демонстрирует, что выпускники программы МВА, которые нуждаются в новом месте работы, практически в 100% случаев находят интересующие их предложения в достаточно короткие сроки. Среди 90 учебных заведений, которые вошли в рейтинг The Economist, среднее значение данного индикатора составило приблизительно 87%, что отражает достаточно высокие шансы выпускников устроиться на работу по окончании обучения на программе МВА [9].

Во второй группе показателей среди объективных факторов оценки качества преподавательского состава хотелось бы выделить процент штатных преподавателей со степенью PhD. Первое место данного рейтинга разделили сразу 20 бизнес-школ из Гонконга, Дании, Франции, Германии, Великобритании, Индии и других стран, чьи показатели равны 100%. Среднее значение по всем школам, представленным в рейтинге, составило около 91%, что в целом отражает высокий уровень качества и профессионализма людей, которые передают знания студентам [9].

Не останавливаясь на детальном рассмотрении прочих индикаторов, в итогом рейтинге The Economist (2021) из 90 лучших школ 34 находятся в США, однако первые два места заняли Бизнес-школа IESE (Испания) и Высшая коммерческая школа Парижа HEC (Франция).

TopMBA.com представили схожий рейтинг очных программ MBA, для сбора данных использовались такие опросы, как: QS Global Employer Survey, QS Global Academic Survey и опрос, проведенного бизнес-школами самостоятельно [10]. TopMBA.com ранжировали компании, основываясь на ряде показателей: «возможность трудоустройства», «предпринимательство и результаты выпускников», «возврат затрат», «интеллектуальное лидерство» и «разнообразие классов и преподавателей». Первые места по общему рейтингу заняли Стэнфордская высшая школа бизнеса (США), Уортонская школа бизнеса при Пенсильванском университете (США), Школа менеджмент Слоуна (США), Гарвардская школа бизнеса (США), что подтверждает статус США как исторического центра МВА услуг. Примечательно, что первое место (100%) по такому критерию как “возврат затрат” разделили сразу несколько европейских школ: EDHEC (Франция), ESCP (Франция), ESMT (Берлин), Высшая коммерческая школа Парижа HEC (Франция), Мангеймская бизнес-школа (Германия), Школа менеджмента университета Боккони SDA (Италия). Процент рассчитывался, исходя из 10-летней отдачи от расходов, исследователи сопоставляли среднюю заработную плату после MBA со средней зарплатой до зачисления, принимая во внимание упущенную зарплату, а также стоимость обучения и стоимость жизни (используя Mercer Quality of City Living Ranking). Однако, если говорить про предпринимательство и результаты выпускников, то топ 10 составили в большинстве школы из США. Индекс результатов выпускников рассматривает школы, связанные с выпуском более, чем 50 000 генеральных директоров, руководителей и членов советов директоров крупнейших компаний в мире, а также предпринимателей.

Несмотря на различные источники сбора информации и факторы при оценке, представленные выше и другие рейтинги включают в себя некоторые повторяющиеся бизнес-школы, что говорит о них как о лидерах рынка услуг бизнес-образования по различным критериям. Бизнес-школы в Гарварде и Стэнфорде лидируют в двух рейтингах из трех. Однако примечательным является тот факт, что в таких всемирно известных учебных заведениях программы МВА представлены не во всех видах, а именно, в упомянутых учреждениях не представлены программы ЕМВА,  только программы executive education, которые не предполагают получение диплома по завершению, то есть курсы без получения степени («non-degree») [2].

К причинам подобного подхода  можно отнести следующие моменты. Во-первых, бизнес-школы, которые известны по всему миру качеством преподаваемых дисциплин, не готовы нести репутационные потери: если ЕМВА преподносить как немного сокращенную версию полной программы МВА, делая ставки на опыт и профессионализм обучающихся, то появляется риск обесценения курса. И, наоборот, если требовать от специалистов полной посещаемости и давать весь объем информации, то есть риск, что занятые работой студенты могут не справляться с программой, что может отразиться на рейтингах бизнес-школ Гарварда и Стэнфорда. Во-вторых, в данных учебных заведениях уже сложилась устойчивая система, состоящая из множества образовательных продуктов, начиная от бесплатных, или условно бесплатных курсов на обучающих платформах до комплексных программ на полный рабочий день, стоимость которых может быть на уровне 70–80 тысяч долларов за несколько месяцев. Введение новой программы, как ЕМВА, может способствовать каннибализации других образовательных продуктов. Конечно, конкуренция среди услуг бизнес-школы может иметь место, однако появление программы-заменителя может пошатнуть целые пакеты программ, которые привлекают значительные денежные притоки. Кроме того, становятся нестабильными вопросы взаимного позиционирования программ и их координации. Кроме того, школы Гарварда и Стэнфорда ценятся камерностью сообщества выпускников, чьи имена, в свою очередь, могут привлекать новых абитуриентов. Выпускники также являются отличным вариантом для дальнейшего трудоустройства нынешних студентов, и если вводить постоянно новые программы, то тесная связь и границы сообщества могут размываться, что может отразиться на культуре бизнес-учреждения [11].

Мы обратили особое внимание на указанный выше аспект в связи с перестройкой учебных программ в российских вузах. Программа модернизации высшего образования предусматривает деление на «базовое», включающее бакалавриат и специалитет с разными сроками обучения, и «специализированное» или магистратуру также с гибкими сроками. В отечественной практике МВА относится к категории переподготовки профессиональных управленческих кадров и с 2012 года не регулируется государством. На данный момент более 100 учебных заведений предлагают различные форматы бизнес-образования. На этапе переработки программ и стандартов (к 2024 году) желательно учесть опыт лучших учебных заведений в целях избегания повторов и каннибализма образовательных продуктов.

В завершении необходимо остановиться на передовых методиках обучения, которые используют современные школы MBA, чтобы оправдывать ожидания и потребности потребителя (см. рисунок 1).

Сначала проанализируем наиболее общие методы преподавания:

  • Кейс-метод

Кейс-метод — это обучение путем решения конкретных ситуаций. Данный подход достаточно давно и успешно используется в бизнес-образовании. Суть этого метода заключается в коллективном анализе ситуации, нахождении решения и публичной защите этого решения. В процессе разбора кейсов студенты приобретают навыки командной работы, самостоятельного моделирования решения, рассуждения и отстаивания своего мнения. Кейс, который рассматривают студенты, обычно берется из реальной профессиональной области и подкрепляется визуальными материалами, статистическими данными, диаграммами и графиками, описаниями того, как это воспринимается разными людьми, отчетами, данными из СМИ, интернет-ресурсами и т.д., т.е. информацией, которая позволяет понять то, что описано в кейсе. Таким образом, изучая и анализируя опыт работы на основе реальных ситуаций, студенты всесторонне обогащают знания и навыки, лежащие в основе профессиональной деятельности, демонстрируя продуктивное влияние на формирование своих профессиональных компетенций [12].

  • Поведенческое моделирование

Поведенческое моделирование — это метод обучения межличностным навыкам и профессиональному поведению. Метод осуществляется в следующей последовательности:

1) представление модели профессионального поведения, которую необходимо освоить;

2) максимально точное воспроизведение предложенной модели поведения;

3) обратная связь, указывающая на степень успешности освоения соответствующих моделей поведения.

Модели поведения, предлагаемые студентам с помощью этого метода, должны в достаточной степени соответствовать реальным профессиональным ситуациям в целях максимального погружения в профессиональную деятельность и быстрой адаптации к конкретным условиям. Например, студент может отрабатывать навыки собеседования при приеме на работу, реагирования на чрезвычайные ситуации, обсуждения перспектив карьерного роста, перевода или принятия на должность и т.д. Моделирование поведения эффективно при следующих условиях: во-первых, предлагаемый пример привлекателен для слушателей и вызывает у них уверенность и желание следовать предложенной модели; во-вторых, пример демонстрирует желаемую последовательность или правильную процедуру в стандартной ситуации; в-третьих, студенты видят, что соблюдение желаемой последовательности действий вознаграждается (экономия времени, страховка от ошибок, решение проблем и т.д.) [13]. Таким образом, представленный метод поведенческого моделирования может повысить качество обучения за счет поощрения соответствующего поведения в типичных ситуациях.

  • Метод обратной связи со слушателями

Метод обратной связи с коллегами заключается в том, что один студент предоставляет другому студенту постоянную обратную связь о его/ее действиях, поступках и решениях. Взгляд на свои действия и реакции со стороны позволяет лучше понять свои сильные и слабые стороны и развить адекватную самооценку. Метод обратной связи с коллегами основан на получении информации (объективной и честной обратной связи) при выполнении заданий, связанных с развитием новых навыков и выполнением текущих профессиональных обязанностей. Участники (тот, кто действует, и тот, кто анализирует и дает обратную связь) абсолютно равны. Обратная связь может быть предоставлена после дискуссий, выступлений, учебных заданий и т.д. Практические занятия, на которых студенты непосредственно решают профессиональные проблемы, имеют исключительную ценность и возможности для реализации этого метода. Метод обратной связи обеспечивает более эффективное развитие компетенций будущих специалистов за счет постоянного мониторинга деятельности и возможности оказания своевременной помощи и коррекции недостатков.

  • Игра с метафорами

Игра с метафорами — это метод обучения, направленный на развитие новых видов деятельности и изменение поведенческих установок. Основная цель метафорической игры — найти новый способ решения проблемы в рамках данной метафоры, сюжета сказки или выдуманной ситуации. Группа выбирает метафору и углубляется в контекст, чтобы найти способ решения проблемы и реализовать свое решение (определить стратегию действия) [14]. По окончании игры проблема обсуждается, чтобы найти эффективное решение и применить его в рабочей ситуации. Такая форма обучения помогает активизировать творческие способности студентов и взглянуть на профессиональную ситуацию по-новому, разрушая стереотипы. Метафорическая игра развивает творческие способности студентов, снижает тревожность при решении проблем, поощряет самостоятельность студентов и т.д. Подобный геймифицированный подход развивает примеры поведения в типичных ситуациях; заданный метафорический контекст творчески решать проблемы, что является продуктивным для развития всех компонентов профессиональной компетентности.

  • Сторителлинг

Данный метод учит будущих правилам работы с помощью мифов и историй из профессиональной жизни. Рассказывая о содержании профессиональной деятельности, ее специфике и возникающих ситуациях, преподаватель готовит студента к пониманию традиций, философии, культуры и профессиональной деятельности [15].

  • Метод корзины

Метод корзины — это метод обучения, основанный на имитации наиболее распространенной ситуации работы специалистов, когда приходится добросовестно выполнять незапланированные действия [12]. Содержание этого метода следующее: студенту представляется ситуация или роль, которую он должен сыграть, и материалы, которые он должен использовать в упражнении; студент выполняет предложенные действия; проводится заключительное собеседование, в ходе которого студент обосновывает свои действия, описывает возможные последствия действия и оценивает личную удовлетворенность результатом. Преподаватель анализирует информацию, полученную от студентов, предлагает альтернативное решение, подчеркивает упущенные возможности, прогнозирует результаты решений и дает рекомендации на будущее [16]. Этот метод, в отличие от других, требует разработки сценариев и ролевых игр. Данный метод позволяет не только сформировать практический способ профессиональной компетентности, но и развить стрессоустойчивость в процессе проигрывания возможных вмешательств в процесс решения текущей проблемы.

  • Метод обучения действием

Метод обучения действием в последнее время стал одним из перспективных направлений современного образования, поскольку он позволяет организовать среду самообучения, решать проблемы практико-ориентированного обучения. Данный метод реализуется в групповой работе студентов. В ходе совместной работы над проблемой (практико-ориентированной) студенты разрабатывают собственный способ комплексного решения, обосновывают его и проводят презентацию своих предложений. Группа преподавателей обсуждает результаты публичной защиты и называет победителя, что делает оценку более объективной. Если данный метод используется слушателями в период производственной практики, то решаемые проблемы могут быть взяты из конкретной практики, что повышает обучающий потенциал метода и результаты, полученные в ходе его применения. Таким образом, обучение через деятельность оказывает положительное влияние на компоненты профессиональной компетентности через практические навыки, развивающие организацию совместной деятельности и ответственность за свою работу.

  • Перевернутое обучение

Перевернутое обучение сочетает в себе лучшее из двух сред обучения — традиционного очного аудиторного обучения и высокотехнологичного электронного обучения.

Перевернутый класс (flipped classroom) — ключевая модель смешанного обучения, в которой изменена традиционная очередность учебных активностей: подачи теоретического материала в форме лекций и организации практических домашних заданий:

► слушатели самостоятельно изучают теорию и понятийный аппарат, прежде чем приступить к аудиторным занятиям по предмету;

► во время занятия в классе преподаватель создает возможности для применения знаний, выработки умений и навыков обучающимися [17].

Цифровизация подталкивает бизнес-школы к использованию новых технологических инструментов, позволяющих студентам больше вовлекаться в процесс обучения. Наиболее распространенными инструментами являются [18].

  • Видеоурок

Обучающие видео лучше всего снимать в форматах, которые уже зарекомендовали себя с лучшей стороны. К ним относятся:

  • Тематические видео.
  • Технологические видео с иллюстративным материалом (картинки и скриншоты).
  • Непосредственная съемка урока.
  • Подкастинг

Обучающие подкасты — один из самых популярных инструментов в современном образовании. Как и видео, подкасты позволяют студенту учиться тогда и там, где он хочет. В отличие от обычных лекций, подкасты можно слушать, даже не прерывая рутинных дел.

  • Онлайн-экзамены

Они позволяют упростить не только процесс оценивания, но и саму процедуру проверки знаний. Онлайн-экзамены могут включать как письменные тесты, так и устную проверку теоретических знаний (например, по веб-камере). С помощью искусственного интеллекта компьютер может обрабатывать и анализировать их, сравнивая с заложенным типовым шаблоном ответов [19]. Это значительно упрощает обработку оцифрованных оценок и баллов за онлайн-экзамены. ИИ позволяет проводить целостный анализ успеваемости учащихся. В результате преподаватели смогут обращать внимание на темы, которые трудны для усвоения учениками, и уделять им больше времени, чтобы повысить успеваемость учащихся.

  • Дополненная реальность (VR)

Использование технологий дополненной реальности становится все более доступным и повышает эффективность обучения. Разработка и появление новых инструментов обучения в 3D — лишь вопрос времени.

Методики преподавания высокорейтинговых программ являются одними из наиболее передовых. Это связано с тем, что в бизнес-образовании особенно важны практические навыки, поэтому метод корзины, обучение действием, поведенческое моделирование  идеально интегрируются в процесс преподавания. Технологические инструменты, такие как VR, подкастинг и видеоуроки позволяют быстрее вовлечься в обучение, а также подстроить формат под свой режим.

Резюмируя краткий обзор зарубежного опыта бизнес-образования, можно выделить некоторые тенденции, которые являются актуальными и для отечественных бизнес-школ. Наиболее стабильными по поступлениям являются гибридные программы, так как онлайн-формат не оправдал ожидания, причем студентам важна коммуникация с другими студентами и выпускникам несмотря на то, что основными целями поступления на MBA являются приобретение новых навыков, знаний в сфере бизнеса, смена карьеры и увеличение заработка в долгосрочной перспективе. Цифровизация и изменение потребностей слушателей стимулировали новые тренды в образовании: виртуальные мероприятия, мастер-классы и пробные занятия, сокращение длительности программ, наличие гибких программ, потребность в нетворкинге, продвинутые методики обучения. В условиях трансформации российской системы образования значимость МВА не только не снижается, а возрастает, так как отечественные компании нуждаются в высококвалифицированных кадрах для удержания позиций, поиска нестандартных решений и развития в сложных условиях.

Список источников

  1. Types of Masters Degree. — FindAUniversity Ltd., 2021. URL: https://www.findamasters.com/advice/finding/types-of-..
  2. What’s the difference between an MBA vs. MSc? — Stafford Global, 2020. URL: https://www.staffordglobal.org/articles-and-blogs/mba..
  3. What’s the difference between an MBA and other Master’s degrees? — IESE Business School University of Navarra, 11/12/2020 URL: https://www.iese.edu/standout/mba-master-difference/
  4. Degree Programs. — GBSB Global Business School, 2022. URL: https://www.global-business-school.org/
  5. Varga D. How to use Value Proposition Canvas: The Definitive Guide — Digital Natives Ltd., 2020. URL: https://www.digitalnatives.hu/blog/value-proposition-..
  6. Garner B. What is the history of the MBA? — Graduate Management Admission Council, 2021. URL: https://www.mba.com/explore-programs/mba-programs/wha..
  7. Niiler E. How the Second Industrial Revolution Changed Americans‘ Lives — History Channel A&E Television Networks, LLC., 2019. URL: https://www.history.com/news/second-industrial-revolu..
  8. The History of the MBA — MBA Central, 2022. URL: https://www.mbacentral.org/history-of-the-mba/
  9. Full-time MBA Ranking Methodology 2021 — The Economist Newspaper Limited, 2021. URL: https://whichmba.economist.com/ranking/full-time-mba/..
  10. World Universities Rankings: Full-time MBA Global — TOPMBA Quacquarelli Symons Limited, 2021. URL: https://www.topuniversities.com/university-rankings/m..
  11. Долинский А. Почему в Гарварде и Стэнфорде нет EMBA? — Forbes Russia, 2021. URL: https://education.forbes.ru/authors/pochemu-v-garvard..?
  12. Yakovleva N., Yakovlev E. Interactive Teaching Methods in Contemporary Higher Education — Pacific Science Review, 1-6, 2015. URL: https://www.researchgate.net/publication/273180656_In..
  13. Morin A. How to Use Behavior Modeling to Teach your Teen New Skills — VeryWellMind, 2020. URL: https://www.verywellmind.com/what-is-behavior-modelin..
  14. What are the different types of metaphor games? — Language Humanities Ltd., 2019. URL: https://www.languagehumanities.org/what-are-the-diffe..
  15. Storytelling in Teaching and Learning — NYU, 2020. URL: https://www.nyu.edu/faculty/teaching-and-learning-res..
  16. Ubong B., Okpor M. Student Assessment of Teachers: Towards a Basket of Approaches — Kenule Saro Wiwa Polytechnic, Nigeria, 2019. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1238656.pdf
  17. Перевёрнутое обучение — Сбер Университет Глоссарий, 2022. URL: https://sberuniversity.ru/edutech-club/glossary/909/
  18. Modern Teaching Methods That Will Change Education in 2021 — Lectera, 2021. URL: https://magazine.lectera.com/articles/modern-teaching..
  19. Stephens N. Tips for Choosing Right Assessment Tool — ASC Education, 2021. URL: https://assess.com/online-assessment-tool/

References

  1. Types of Masters Degree. — FindAUniversity Ltd., 2021. URL: https://www.findamasters.com/advice/finding/types-of-..
  2. What’s the difference between an MBA vs. MSc? — Stafford Global, 2020. URL: https://www.staffordglobal.org/articles-and-blogs/mba..
  3. What’s the difference between an MBA and other Master’s degrees? — IESE Business School University of Navarra, 11/12/2020 URL: https://www.iese.edu/standout/mba-master-difference/
  4. Degree Programs. — GBSB Global Business School, 2022. URL: https://www.global-business-school.org/
  5. Varga D. How to use Value Proposition Canvas: The Definitive Guide — Digital Natives Ltd., 2020. URL: https://www.digitalnatives.hu/blog/value-proposition-..
  6. Garner B. What is the history of the MBA? — Graduate Management Admission Council, 2021. URL: https://www.mba.com/explore-programs/mba-programs/wha..
  7. Niiler E. How the Second Industrial Revolution Changed Americans‘ Lives — History Channel A&E Television Networks, LLC., 2019. URL: https://www.history.com/news/second-industrial-revolu..
  8. The History of the MBA — MBA Central, 2022. URL: https://www.mbacentral.org/history-of-the-mba/
  9. Full-time MBA Ranking Methodology 2021 — The Economist Newspaper Limited, 2021. URL: https://whichmba.economist.com/ranking/full-time-mba/..
  10. World Universities Rankings: Full-time MBA Global — TOPMBA Quacquarelli Symons Limited, 2021. URL: https://www.topuniversities.com/university-rankings/m..
  11. Dolinskij A. Pochemu v Garvarde i Ste`nforde net EMBA? — Forbes Russia, 2021. URL: https://education.forbes.ru/authors/pochemu-v-garvard..?
  12. Yakovleva N., Yakovlev E. Interactive Teaching Methods in Contemporary Higher Education — Pacific Science Review, 1-6, 2015. URL: https://www.researchgate.net/publication/273180656_In..
  13. Morin A. How to Use Behavior Modeling to Teach your Teen New Skills — VeryWellMind, 2020. URL: https://www.verywellmind.com/what-is-behavior-modelin..
  14. What are the different types of metaphor games? — Language Humanities Ltd., 2019. URL: https://www.languagehumanities.org/what-are-the-diffe..
  15. Storytelling in Teaching and Learning — NYU, 2020. URL: https://www.nyu.edu/faculty/teaching-and-learning-res..
  16. Ubong B., Okpor M. Student Assessment of Teachers: Towards a Basket of Approaches — Kenule Saro Wiwa Polytechnic, Nigeria, 2019. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1238656.pdf
  17. Perevyornutoe obuchenie — Sber Universitet Glossarij, 2022. URL: https://sberuniversity.ru/edutech-club/glossary/909/
  18. Modern Teaching Methods That Will Change Education in 2021 — Lectera, 2021. URL: https://magazine.lectera.com/articles/modern-teaching..
  19. Stephens N. Tips for Choosing Right Assessment Tool — ASC Education, 2021. URL: https://assess.com/online-assessment-tool/

Для цитирования: Олькова А.Е., Тихонова А.Е. Анализ опыта реализации программ лидеров рынка MBA // Московский экономический журнал. 2023. № 10. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-10-2023-53/

© Олькова А.Е., Тихонова А.Е., 2023. Московский экономический журнал, 2023, № 10.