Московский экономический журнал 10/2022

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 332.14

doi: 10.55186/2413046X_2022_7_10_582

ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ

ASSESSMENT OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE TERRITORY

Андреева Оксана Сергеевна, кандидат социологических наук, доцент центра проектного обучения, ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет», E-mail: andreevaos@tyuiu.ru

Andreeva Oksana Sergeevna, Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor of the Center for Project Training, Tyumen Industrial University, E-mail: andreevaos@tyuiu.ru

Аннотация. В статье приведены результаты исследования Тобольского муниципального района, его развитие за счет реализации нового инвестиционного проекта. Автор, приводит аргументы и экономические расчеты, которые позволят улучшить социально-экономический климат района.

Abstract. The article presents the results of a study of the Tobolsk municipal district, its development through the implementation of a new investment project. The author gives arguments and economic calculations that will improve the socio-economic climate of the district.

Ключевые слова: инвестиционная площадка, Тобольский муниципальный район, лечебно-профилактический детский лагерь, эффективность проекта, социально-экономическое развитие

Keywords: investment site, Tobolsk municipal district, therapeutic and preventive children’s camp, project effectiveness, socio-economic development.

Тобольский район — муниципальное образование на северо-западе Тюменской области.Он граничит со Свердловской областью и Ханты-Мансийским автономным округом. Через него проходят главные транспортные артерии региона: железная и автомобильная дороги Тюмень – Сургут. В районе насчитывается более сотни населённых пунктов. Район привлекателен для туризма [1].

Размещение объектов туристического назначения в Тобольском районе обосновано и необходимо, так как район обладает ценнейшими природными ресурсами, оптимальными климатическими условиями. Все эти факторы пойдут на благо жизни и здоровья людей, а также помогут при дальнейшем развитии района и области, улучшении ее финансово-экономических показателей [2]. На сегодняшний день наличие туристических и курортно-рекреационных ресурсов имеет большое значение, поэтому так важно использовать данную возможность для повышения престижа района и региона в целом [3].

Проект будет направлен на создание лечебно-профилактического детского лагеря для активного всесезонного отдыха с получением медицинской лицензии и оказанием услуг лечебно-профилактического характера.

Для повышения инвестиционной привлекательности и сохранения здоровья подрастающего поколения целесообразно разместить детский лечебно-профилактический лагерь.

Также необходимо создание сетей инженерно-технического обеспечения (тепловая и электрическая энергия, холодная и горячая вода). Скважина, КТП 250 кВт, котельная.

Идея размещения проекта на территории Тобольского района Тюменской области возникла при просмотре инвестиционного портала области, где говорилось о том, что регион находится в поисках инвесторов для создания и реализации проекта, нацеленного на развитие и оказание современного комплекса новых детских лагерей [4].

Реализация планируется на территории земельного участка с кадастровым номером 72:16:1709002:16, земли которого относятся к особо охраняемым территориям. Площадь данного участка составляет2 га и расположен он в 500 метрах от п. Сибиряк. На рисунке 1 представлено расположение земельного участка для размещения детского лагеря на публичной кадастровой карте.

Также необходимо рассмотреть транспортную доступность территории размещения детского лагеря. В настоящее время в Тюменской области, в частности в Тобольском районе хорошо развита транспортная и логистическая инфраструктуры (рисунок 2). Чтобы добраться к предлагаемому объекту можно будет воспользоваться следующими путями:

  1. 1. На прямую сразу к месту назначения можно будет добраться по федеральной автодороге:
  • трасса Тюмень-Тобольск-Ханты-Мансийск;
  1. Также можно воспользоваться вспомогательными маршрутами, по которым сначала будет необходимо добраться до г. Тобольска, а затем уже автотранспортом доехать до объекта исследования:
  •  железнодорожной магистралью (Тюмень-Тобольск-Сургут-Нижневартовск, Новый Уренгой);
  • воздушным сообщением (международный аэропорт«Рощино» Тюмень им. Д.И. Менделеева — 247км, международный аэропорт г. Екатеринбурга «Кольцово» -600 км, аэропорт Тобольск имени Семёна Ремезова — 21 км);
  • водными магистралями по р. Иртыш и р. Тобол.

Проект лечебно-профилактического детского лагеря предполагает вместимость 260 человек. Разработка генерального плана земельного участка была выполнена с применением СНиПов и Сводов правил, а также основных градостроительных регламентов [5].

Земельный участок площадью 2 га позволяет разместить весь этот комплекс на территории с учетом озеленения территории, созданием дорожно-тропиночнойсети. Участки учреждений отдыха, находящиеся в рекреационной зоне, должны удовлетворять санитарно-гигиеническим требованиям и быть по возможности расположены вблизи водоемов, зеленых массивов. Земельный участок, используемый для размещения детского лечебно-профилактического лагеря в данной работе, соответствует всем вышеперечисленным требованиям [6].

На участке учреждений лагеря обязательно должны быть выделены следующие зоны:

  • открытых площадок для культурно-массового обслуживания и спортивных сооружений;
  • зданий и сооружений со спальными помещениями, столовой и культурно-массового обслуживания;
  • хозяйственная (склады и навесы, овощехранилища, гараж и другие хозяйственные помещения, а также биотермическая камера).

Между зонами следует предусматривать защитные полосы зеленых насаждений шириной не менее 10 м. Далее будут перечислены критерии для расчета других зон, которые также будут показаны на проекте:

  • площадки для игр и физической культуры принимаются из расчета 8-10 кв.м. на 1 место в учреждении отдыха;
  • на участок учреждения отдыха должно быть два въезда, в том числе один в хозяйственную зону. Размер хозяйственной зоны не должен превышать 5-10% общей площади земельного участка;
  • дорожно-тропиночную сеть зон рекреации (дороги, аллеи, тропы) следует трассировать по возможности с максимальным сохранением зеленых насаждений, минимальными уклонами в соответствии с направлениями основных путей движения пешеходов и с учетом определения кратчайших расстояний к остановочным пунктам, игровым и спортивным площадкам. Ширина дорожки должна быть кратной 0,75 м (ширина полосы движения одного человека). В данном проекте ширина дорожек для проезда машин равна 5 метров, а для прогулок людей — 1,5 метра. Покрытия площадок дорожно-тропиночной сети в пределах территориальной зоны рекреации следует применять из плиток, щебня и других прочных минеральных материалов, допуская применение асфальтового покрытия в исключительных случаях.

В результате данной работы можно сделать вывод, что реализация детского лечебно-профилактического лагеря на территории Тобольского района Тюменской области позволит:

  1. Обеспечить экономическое и социальное развитие Тобольского района и Тюменской области, то есть позволит создать дополнительный источник дохода бюджетов всех уровней.
  2. Расширить рынок качественных предложений относительно детского лечебно-профилактического отдыха.
  3. Обеспечить профилактические и лечебные услуги для населения, что позволит снизить рост показателей общей заболеваемости в Тюменской области;
  4. Обеспечить привлекательность Тобольского района.
  5. Обеспечить развитие инфраструктуры (инженерно-технической и транспортной).
  6. Создать новые рабочие места с хорошим уровнем дохода (планируется 80 рабочих мест).

Для реализации какого-либо проекта на начальных стадиях необходимо рассчитать все экономические показатели, чтобы рассмотреть является ли проект инвестиционно-привлекательным.

Эффективность проекта представляет собой соотношение затрат на проект и его конечного результата при максимальном отражении интересов. Оценка эффективности проекта позволяет понять, насколько рентабелен проект, как быстро окупятся вложения, а также каковы вероятные риски по сравнению с потенциальной прибылью. Если проект эффективен, то он востребован участниками и инвесторами, понят населением, а также даёт нужные результаты [7]. Показатели эффективности проекта представлены в таблице 1.

Исходя из данной таблицы, можно сделать вывод о том, что стоимость проекта составит 39,7 млн. руб.

Детский лагерь будет направлен на посещение детей Тобольского района, Тюменской области, а также детей из соседних регионов. Для реализации проекта необходимо привлечение государственно-частного партнерства, муниципально-частного партнерства, то есть привлечение частных инвестиций в создание и эксплуатацию объектов общественной инфраструктуры, будет предоставлено субсидирование расходов на приобретение оборудования и строительство и целевые займы/гарантии. Также предлагается частичное финансирование проекта в рамках национальных проектов«Здравоохранение» и «Демография».

 Список источников

  1. Дворядкина, Е. Б. Социально-экономическое развитие региона / Е. Б. Дворядкина, А. М. Ермакова // Государственное регулирование общественных отношений в регионе: социально-экономические, правовые и историко-культурные аспекты : сборник научных статей, Чебоксары, 24 марта 2022 года. – Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, 2022. – С. 131-135. – EDN BTFWJY.
  2. Dvoryadkina, E. B. The impact of agriculture on the sustainable development of the municipal area / E. B. Dvoryadkina, A. M. Ermakova, A. O. Motorina // Improving Energy Efficiency, Environmental Safety and Sustainable Development in Agriculture : International Scientific and Practical Conference, Saratov, 20–24 октября 2021 года. – Saratov: Саратовскийгосударственныйаграрныйуниверситетим. Н.И. Вавилова, 2022. – P. 98. – DOI 10.1088/1755-1315/979/1/012098. – EDN XRXXHG.
  3. Ermakova, A. Development of road transport infrastructure through the construction of a runway in the city of Tobolsk / A. Ermakova // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering : 8, Novosibirsk, 22–27 мая 2020 года. – Novosibirsk, 2020. – P. 012030. – DOI 10.1088/1757-899X/918/1/012030. – EDN UFJJRM.
  4. Ермакова, A. M. Государственное регулирование рынка труда в Тюменской области / A. M. Ермакова, О. В. Кирилова // Сибирский вестник сельскохозяйственной науки. – 2007. – № 2(170). – С. 96-99. – EDN HZKPJX.
  5. Ермакова, А. М. Тенденции развития муниципального района в экономическом пространстве региона / А. М. Ермакова // Московский экономический журнал. – 2021. – № 3. – DOI 10.24411/2413-046X-2021-10165. – EDN MKNEGJ.
  6. Ермакова, А. М. Пространственное развитие городской территории в региональном аспекте / А. М. Ермакова // Московский экономический журнал. – 2022. – Т. 7. – № 1. – DOI 10.55186/2413046X_2022_7_1_40. – EDN QMCDBE.
  7. Ермакова, А. М. Инвестиционный проект как элемент развития муниципального района / А. М. Ермакова // InternationalAgriculturalJournal. – 2022. – Т. 65. – № 4. – DOI 10.55186/25876740_2022_6_4_5. – EDN FWEMWH.

References

  1. Dvoryadkina, E. B. Socio-economic development of the region / E. B. Dvoryadkina, A.M. Ermakova // State regulation of public relations in the region: socio-economic, legal and historical and cultural aspects : collection of scientific articles, Cheboksary, March 24, 2022. Cheboksary: I.Ya. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, 2022. – pp. 131-135. – EDN BTFWJY.
  2. Dvoryadkina, E. B. The impact of agriculture on the sustainable development of the municipal area / E. B. Dvoryadkina, A. M. Ermakova, A. O. Motorina // Improving Energy Efficiency, Environmental Safety and Sustainable Development in Agriculture : International Scientific and Practical Conference, Saratov, 20–24 октября 2021 года. – Saratov: Saratov State Agrarian University named after N.I. Vavilov, 2022. – P. 98. – DOI 10.1088/1755-1315/979/1/012098. – EDN XRXXHG.
  3. Ermakova, A. Development of road transport infrastructure through the construction of a runway in the city of Tobolsk / A. Ermakova // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering : 8, Novosibirsk, May 22-27, 2020. – Novosibirsk, 2020. – P. 012030. – DOI 10.1088/1757-899X/918/1/012030. – EDN UFJJRM.
  4. Ermakova, A.M. State regulation of the labor market in the Tyumen region / A.M. Ermakova, O. V. Kirilova // Siberian Bulletin of Agricultural Science. – 2007. – № 2(170). – Pp. 96-99. – EDN HZKPJX.
  5. Ermakova, A.M. Trends in the development of the municipal district in the economic space of the region / A.M. Ermakova // Moscow Economic Journal. – 2021. – No. 3. – DOI 10.24411/2413-046X-2021-10165. – EDN MKNEGJ.
  6. Ermakova, A.M. Spatial development of urban territory in the regional aspect / A.M. Ermakova // Moscow Economic Journal. – 2022. – Vol. 7. – No. 1. – DOI 10.55186/2413046X_2022_7_1_40. – EDN QMCDBE.
  7. Ermakova, A.M. An investment project as an element of the development of a municipal district / A.M. Ermakova // International Agricultural Journal. – 2022. – Vol. 65. – No. 4. – DOI 10.55186/25876740_2022_6_4_5. – EDN FWEMWH.

Для цитирования: Андреева О.С. Оценка социально-экономического развития территории // Московский экономический журнал. 2022. № 10. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-10-2022-18/

© Андреева О.С., 2022.Московскийэкономическийжурнал, 2022, № 10.