Московский экономический журнал 1/2022

image_pdfimage_print

Научная статья

Original article

УДК 334.012.6, 338.24

doi: 10.55186/2413046X_2022_7_1_14

КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕГИОНАХ 

CLUSTER APPROACH IN STATE SUPPORT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN THE REGIONS 

Руденко Людмила Геннадьевна, доктор экономических наук, доцент, декан факультета экономики и финансов, Московский университет им. С.Ю. Витте, г. Москва, , E-mail: mila.k07@mail.ru

Lyudmila Rudenko, doctor of Economics, associate professor, dean of the faculty of economics and finance, Moscow Witte University, Moscow, E-mail: mila.k07@mail.ru

Аннотация. В условиях кризиса совершенствовать существующие или найти новые формы поддержки малого и среднего бизнеса является актуальной задачей. Цель исследования заключается в доказательстве целесообразности применения кластерного подхода в государственной поддержке малого и среднего предпринимательства, а также в определении преимущества кластеризации для развития малых и средних форм хозяйствования. Методология исследования опирается на кластерный поход, на применении методов статистического анализа, экономического моделирования, обобщения, аналогий. Анализ экономических и социальных отраслей Кировской области позволил определить наиболее приоритетные в целях их кластеризации и государственной поддержки для устойчивого развития региона.  Анализ инвестиционной привлекательности по ВЭД (видам экономической деятельности) на основе параметрической модели масштаб-эффективность-риск позволил определить наиболее привлекательный ВЭД – обрабатывающая промышленность. Дополнительной анализ экономической и социальной сфер Кировской области, территориальной расселенности населения региона, транспортно-географического положения показал целесообразность формирования кластеров в таких сферах как: обрабатывающая промышленность, инновационная деятельность, деревянное домостроение, туристско-рекреационная, транспортно-логистическая и социальная деятельности. Выделенные в статье преимущества для малого и среднего бизнеса в кластеризации определяют ее как наиболее эффективную форму поддержки бизнеса на современном этапе. Кластерный подход в осуществлении поддержки МСП позволяет получать преференции субъектам, связанные в первую очередь с налогообложением, доступностью к новейшим средствам производства и объектам интеллектуальной собственности, к финансовым средствам и кадрам. Результаты исследования могут быть использованы при разработке кластерной политик в регионе.

Abstract. In a crisis, improving existing or finding new forms of support for small and medium-sized businesses is an urgent task. The purpose of the study is to prove the feasibility of applying the cluster approach in the state support of small and medium-sized businesses, as well as to determine the advantages of clustering for the development of small and medium-sized forms of management. The research methodology is based on the cluster approach, on the application of methods of statistical analysis, economic modeling, generalization, analogies. Analysis of the economic and social sectors of the Kirov region made it possible to identify the most priority ones for the purpose of their clustering and state support for the sustainable development of the region.  The analysis of investment attractiveness by foreign economic activity (types of economic activity) on the basis of a parametric model scale-efficiency-risk made it possible to determine the most attractive foreign economic activity — the manufacturing industry. An additional analysis of the economic and social spheres of the Kirov region, the territorial settlement of the population of the region, the transport and geographical location showed the expediency of forming clusters in such areas as: manufacturing industry, innovative activities, wooden housing construction, tourist and recreational, transport, logistics and social activities. The advantages for small and medium-sized businesses in clustering highlighted in the article define it as the most effective form of business support at the present stage. The cluster approach in the implementation of SME support allows to obtain preferences for entities related primarily to taxation, accessibility to the latest means of production and intellectual property, to financial resources and personnel. The results of the study can be used in the development of cluster policies in the region.

Ключевые слова: кластерный подход, кластеры, малое и среднее предпринимательство, инфраструктура поддержки, государственная поддержка, кластерная политика, межрегиональные кластеры, совместные проекты

Keywords: cluster approach, clusters, small and medium-sized businesses, support infrastructure, state support, cluster policy, interregional clusters, joint projects

Введение

Кластеризация рассматривается как форма устойчивого развития территориального и отраслевого партнёрства нескольких предприятий объединенных вертикальными или горизонтальными связями [1].  Организации, входящие в кластер, получают преференции, связанные в первую очередь с налогообложением, доступностью к новейшим средствам производства и объектам интеллектуальной собственности, к финансовым ресурсам [2]. Предприятия, входящие в промышленные кластеры, получают государственную поддержку на свое развитие в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.07.2015 № 779 (ред. от 16.11.2021) «О промышленных кластерах и специализированных организациях промышленных кластеров» (далее – Постановление № 779). Существуют отдельные программы в регионах по поддержке кластеров, по которым оказывается поддержка в компенсации части производственных затрат, а также расходов на консультационные, маркетинговые и иные услуги. В данном контексте кластерный подход в организации бизнеса для малых и средних предприятий (МСП) является необходимым условием получения ресурсов на льготных условиях для устойчивого развития. Государственная поддержка становится особо актуальной для МСП в период кризисов, пандемии, а также на этапе становления бизнеса [3]. В то же время необходимо отметить, что не все предприятия могут войти в кластеры, поскольку преференции государства направлены в первую очередь на поддержку приоритетных отраслей, определение которых является первостепенной задачей региональных властей.

Методология исследования

Методология исследования основывается на применении кластерного подхода, в рамках которого используются методы статистического анализа, экономического моделирования, обобщения, аналогий.

Считается, что основоположником кластерного подхода является Майкл Портер, который полагал, что кластеры ­­– «это сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в родственных отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (университетов, агентств по стандартизации, торговых объединений и др.), ведущих совместную работу при сохранении конкуренции в ряде областей» [4; 5].  Дальнейшее развитие данного подхода получило называние концепция промышленных кластеров по М. Портеру.

Кластерный подход активно используется последние 20 лет для повышения конкурентоспособности стран, в частности применение данного подхода в инновационных сферах позволяет развитым странам занять лидирующие позиции в этой отрасли [6]. В целом кластерный подход хорошо зарекомендовал себя в период кризисов как эффективный инструмент развития территорий [7]. Он дает новые возможности в структурировании экономических систем, способствуя повышению производительности труда и экономическому росту за счет мультипликативного эффекта [8].

Данный поход многие авторы считают эффективной формой поддержки способствующей развитию малых и средних предприятий. Кластеры позволяют повышать эффективность работы субъектам МСП за счет использования имеющейся материально-технической базы, кадрового обеспечения, сокращения трансакционных издержек посредством совместного выполнения крупномасштабных проектов [9].

Результаты исследования

В рамках региональной политики кластеры рассматриваются как реальные инструменты способные сформировать конкурентоспособные отрасли в регионах [10; 11], за счет разделения и кооперации труда. Благодаря взаимодействию всех участников рынка (предпринимателей, вузов, научно-исследовательских центров и государства) возможно создание и продвижение инновационного продукта.

Для государства формирование кластеров также выгодно с точки зрения социально-экономического развития территорий, снятия социальной напряженности за счет повышения заработной платы работников, реализации социальной политики благодаря возрастающему поступлению налоговых платежей в бюджет регионов и местные бюджеты.

В соответствии с Global Innovation Index (GII — 2020), по уровню инновационного развития в рамках кластеризации Российская Федерация заняла 47 место из 131 возможного, улучшив свой результат на 2 пункта по сравнению с 2015 г. По кластерному развитию Россия заняла 95 позицию во всемирном рейтинге, уровень кластерной концентрации составил 0,3 пункта, а интегральный индекс по GII имеет 3,4 пункта из 7 возможных [12].

В Российской Федерации государственную поддержку получают кластеры по программам Министерства экономического развития и по программам Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.

Министерство экономического развития поддерживает инновационные кластеры на определённой территории. В реестр, утверждённый поручением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2012 года № ДМ-П8-506, включено 27 пилотных кластера, ведущих свою деятельность в сфере ИТ-технологий, в ядерной промышленности, фармацевтической, биотехнологической и медицинской, в производстве новых материалов в радиоэлектронике, в судостроении, при производстве летательных аппаратов, в нефтяной и химической промышленности, в электронике. Среди условий включения кластеров в реестр является объединение их в определённой отрасли или в нескольких отраслях в соответствии с классификатором видов экономической деятельности, существование механизма координации и кооперации предприятий в кластере, наличие синергетического эффекта, проявляющего в повышении эффективности деятельности всех организаций кластера (https://old.economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/politic/doc20120907_02).

Промышленные кластеры поддерживаются Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2014 года № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 488-ФЗ). Которым отводится весомая роль по привлечению инвестиций в регионы, развитию высотехнологичных производств, реализации инновационных проектов.

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации устанавливает требования к промышленным кластерам и механизмы его поддержки (Постановление № 779). Реестр промышленных кластеров состоит из 51 кластера, включающего более 600 промышленных организаций, представляющих 37 регионов России. Помимо региональных кластеров организации объединяются в межрегиональные кластеры, расширяя тем самым рынки сбыта, создавая новые кооперационные взаимосвязи, способствуя созданию импортозамещающей высокотехнологичной продукции во многих отраслях с учетом межрегиональных связей.  В соответствии с Федеральным законом № 488-ФЗ регионы имеют право на формирование дополнительных мер стимулирования и поддержки кластеров и установление дополнительных требований к ним. «Объем выпускаемой продукции данных предприятий превышает 1,3 трлн. руб., что составляет 1,4% от ВРП России» [13].

В соответствии c постановлением Правительства РФ от 28.01.2016 № 41 (ред. от 08.04.2021) «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий участникам промышленных кластеров на возмещение части затрат при реализации совместных проектов по производству промышленной продукции кластера в целях импортозамещения» государственная поддержка промышленным кластерам предоставляется в форме субсидий из федерального бюджета на частичное покрытие расходов по реализации совместных проектов по импортозамещению.  По программам Министерства промышленности и торговли Российской Федерации по конкурсному отбору подержано в 2016-2018 годах 24 совместных проекта по импортозамещению общей капитализацией 21,8 млрд руб. [14].

Реализация совместных проектов по импортозамещению высокотехнологичной продукции осуществляется в нескольких отраслях: химической, фармацевтической, автомобильной, машиностроительной, электротехнической и др.  В результате внедрения совместных проектов сформировано свыше 4895 высокопроизводительных рабочих мест, фиксируется превышение размеров производства в организациях-инициаторах проектов на 72,5 млрд руб., экспорт продукции в высокотехнологичных отраслях увеличился на 13,7 млрд руб. Ожидается поступление в Федеральный бюджет от налогов по совместным проектам до 2023 г. 10,3 млрд руб. [13]. Привлечение внебюджетных средств для таких проектов к 2030 г. ожидается до 26 млрд руб. согласно Постановлению Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 328 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности».

Можно сделать вывод, что сформированный механизм поддержки промышленных кластеров соответствует задачам Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (далее – Указ), и включает эффективные инструменты государственной поддержки и стимулирования, необходимые для внедрения новых технологий производства инновационной промышленной продукции. Механизмы и инструменты поддержки постоянно обсуждаются как на уровне промышленных предприятий, так и на уровне государства, в результате чего, формируются изменения как в самом порядке государственной поддержки совместных проектов, так и в порядке участия в конкурсе таких проектов [13].

Одной из главных задач, определенных Указом является развитие МСП, которые могут стать активными участниками как совместных проектов, так и кластеров. Исследование состояния развития МСП в субъектах Российской Федерации показало, что оно значительно отличается в разных регионах, как и уровень инфраструктурной поддержки МСП. Как правило регионы с более высоким уровнем социально-экономического развития имеют более высокий уровень развития МСП, что обуславливает друг друга (таблица 1). Ранее проведенное нами исследование позволило выделить десять лидеров по развитию инфраструктурной поддержки МСП: Калининградская, Псковская, Новосибирская, Амурская, Кировская, Пензенская, Ульяновская, Воронежская области, а также Камчатский край и город Санкт-Петербург. Из десяти регионов были выделены методом кластерного анализа регионы с повышенным уровнем эффективности деятельности МСП, представленные в таблице 1 [15].

Дальнейший анализ опыта инфраструктурной поддержки МСП в регионах лидерах позволил сделать вывод, что наиболее востребованной формой поддержки стало вовлечение субъектов хозяйствования в кластеры (таблица 2).

На момент исследования в Кировской области существовало два кластера: «Биотехнологический кластер Кировской области», созданный в 2008 г. и внесенный в реестр Минпромторга, а также «Биофармацевтический кластер «Вятка-Биополис»», созданный в 2014 г. Дальнейшее исследование экономики Кировской области позволило сделать вывод, что в регионе есть потенциал для формирования кластеров в различных сферах деятельности и вовлечение в их деятельность субъектов МСП.

На основе анализа инвестиционной привлекательности по ВЭД (видам экономической деятельности) была сформирована параметрическая модель масштаб–эффективность–риск и определен наиболее привлекательный ВЭД ­– обрабатывающая промышленной. Итоговый результат оценки представлен в таблице 3, где коэффициент эффективности обрабатывающей промышленности самый высокий и составил 21,6 %. Для анализа было выбрано четыре вида экономической деятельности по наибольшему вкладу в ВРП Кировской области [16].

Кроме того, был проведен анализ территориальной расселенности населения региона, и его транспортно-географического положения. В результате выявлено, что Кировская область обладает богатейшими охотничьими угодьями, рекреационными и лечебно-сырьевыми ресурсами. Наличие в области 9 высших учебных заведений и 56 учреждений среднего специального образования дает возможность подготовить высококвалифицированные кадры в том числе для инновационной и ИТ-сферы. В целом анализ экономической и социальной сфер Кировской области, проведенный в 2019 г., позволил сделать вывод о том, что наиболее целесообразно формировать кластеры в таких сферах как: обрабатывающая промышленность, инновационная деятельность, деревянное домостроение, туристско-рекреационная, транспортно-логистическая и социальная деятельности [16]. Позже в регионе было сформировано дополнительно еще 4 кластера (таблица 2): кластер информационных технологий Кировской области (30.12.2020 г.), туристско-рекреационный кластер Кировской области (30.12.2020 г.), кластер легкой промышленности Кировской области (создан в 2020 г.), кластер пищевой промышленности Кировской области (создан в 2021 г.).

Заключение

Сформированные кластеры могут стать существенной поддержкой для развития малых и средних предприятий региона, в целях территориального развития и реализации кластерных проектов.

Преимущества кластерного подхода для поддержки малых и средних предприятий заключается в следующем:

  • вхождение МСП в кластеры способствует их устойчивому росту, увеличению жизненного цикла организаций и их эффективности;
  • позволяет эффективно использовать средства хозяйствующих субъектов и государственной поддержки за счет увеличения жизненного цикла организаций;
  • МСП получают доступ к оборудованию, кадрам, управленческим решениям, маркетинговой информации, к новым технологиям к иным факторам производства по более приемлемым ценам и могут активно выполнять определенные функции в производственной цепочке по созданию инновационных продуктов и услуг [2];
  • кластер в целом минимизирует проблемы с получением финансовых средств для МСП.
  • кластерный подход дает организациям, входящим в него конкурентные, экспортные и иные преимущества [8];
  • увеличивает способность МСП к инновациям [8];
  • стимулирует формирование новых бизнесов за счет диверсификации старых;
  • способствует масштабируемости бизнеса за счет увеличения базы потребителей продуктов и услуг;
  • позволяет более качественно удовлетворять потребителей за счет взаимодополняемости продукта сопутствующими услугами по упаковке, послепродажному обслуживанию.

Дальнейшая кластеризация в Кировской области создает предпосылки для устойчивого пространственного развития, повышения конкурентоспособности региона, и в конечном итоге может повлиять на повышение качества жизни населения за счет вовлечения малых форм хозяйствования в кластеры.

Список источников

  1. Кузнецова, Н. В., Воробьева, Н. А. Кластеризация экономики: зарубежный опыт развития и перспективы России // Экономика науки. 2016. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klasterizatsiya-ekonomiki-zarubezhnyy-opyt-razvitiya-i-perspektivy-rossii (дата обращения: 09.12.2021).
  2. Суптело, Н.П., Харинюк, А.В. Перспективы создания агропромышленного кластера в Санкт-Петербурге // Актуальные проблемы современного общества и пути их решения в условиях перехода к цифровой экономике. Материалы XIV международной научной конференции; в 2 ч. / под ред. А.В. Семенова, Н.Г. Малышева, Ю.С Руденко. М.: изд-во ЧОУВО «МУ им. С.Ю. Витте», 2018. –  Ч. 2. – С.431-443
  3. Соболь, Т.С., Баланова, А.Д. Малые фирмы в системе государственного регулирования экономическими процессами // Наука и общество — 2020. материалы международной научной конференции. Москва, 2020. – С. 363-368.
  4. Портер М. Конкуренция. / пер. с англ. – М.: Изд-ий дом «Вильямс», 2003. – 496 c.
  5. Старых, А.И. Кластерный подход к управлению развитием муниципальных образований // Управленческие науки в современном мире. Сборник докладов научно-практической конференции. – 2019. – С. 412-416.
  6. Морковкин, Д.Е., Никогосян, В.А., Донцова О.И. Кластерный подход в управлении инновационно-технологическим развитием национальной экономики (на примере Великобритании) // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – Том 10. – № 4. – С. 1911-1928. doi: 10.18334/vinec.10.4.111138
  7. Оборин, М. С., Цёхла, С. Ю. Форсайт-технология развития конкурентных преимуществ курортно-рекреационных кластеров // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3, Экономика. Экология. – 2019. – Т. 21, № 1. – С. 28–39. – DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu3.2019.1.3
  8. Коновалова, M.Е. Кластерный подход и его роль в структурной сбалансированности общественного воспроизводства // Успехи современного естествознания. – 2011. – № 12. – С. 93-96;
    URL: http://www.natural-sciences.ru/ru/article/view?id=29034 (дата обращения: 19.05.2021).
  9. Антипин, И.А. Кластерный подход в развитии малого и среднего предпринимательства региона // Universum: экономика и юриспруденция. – 2017. – №2 (35). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klasternyy-podhod-v-razvitii-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-regiona (дата обращения: 10.11.2019).
  10. Буньковский, В.И., Зеленков, Г.В. Методические подходы к процессу кластерообразования малого и среднего бизнеса // Вестник ЗабГУ. – 2018. – №2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-podhody-k-protsessu-klasteroobrazovaniya-malogo-i-srednego-biznesa (дата обращения: 10.11.2021).
  11. Рязанов, А.А. Кластерный подход к комплексному развитию и управлению конкурентоспособностью социально-экономических систем и территорий // Коплексное развитие территориальных систем и повышение эффективности регионального управления в условиях цифровизации экономики: Материалы II Национальной (всероссийской) научно-практической конференции. –  2020. – С.159-173
  12. Развитие инновационных кластеров в России. АО АК «Деловой профиль». – URL: https://delprof.ru/press-center/open-analytics/innovatsionnye-klastery-rossii/ (дата обращения: 08.04.2021).
  13. О кластерах. Ассоциация кластеров, технопарков и ОЭЗ России. – URL: https://akitrf.ru/clusters/about/
  14. Черникина Е.В. Кластеры в экономическом пространстве региона // Экономика России: новые реалии и стратегии развития. XX Чаяновские чтения. сборник статей. Российский государственный гуманитарный университет. – 2020. – С. 326-334.
  15. Rudenko, L.G. Methodology development for rating the infrastructure support of small business in the regions [Electronic resource]/L.G. Rudenko, V.M. Karaulov, N.A. Zaitseva, A.A. Larionova, A.S. Chizhik // Man in India. — 2017. — Vol. 97. — № 14. — P. 11-20. — URL: https://serialsjournals.com/index.php?route=product/product/volumearticle&issue_id=411&product_id=366 (date of access: 20.07.2018).
  16. Руденко, Л.Г. Государственное управление инфраструктурной поддержкой малого предпринимательства : дис. … док. экон. наук : 08.00.05 / Руденко Людмила Геннадьевна. — М.: 2020. — 397 с.

References

  1. Kuzneczova, N. V., Vorob`eva, N. A. Klasterizaciya e`konomiki: zarubezhny`j opy`t razvitiya i perspektivy` Rossii // E`konomika nauki. 2016. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klasterizatsiya-ekonomiki-zarubezhnyy-opyt-razvitiya-i-perspektivy-rossii (data obrashheniya: 09.12.2021).
  2. Suptelo, N.P., Xarinyuk, A.V. Perspektivy` sozdaniya agropromy`shlennogo klastera v Sankt-Peterburge // Aktual`ny`e problemy` sovremennogo obshhestva i puti ix resheniya v usloviyax perexoda k cifrovoj e`konomike. Materialy` XIV mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii; v 2 ch. / pod red. A.V. Semenova, N.G. Maly`sheva, Yu.S Rudenko. M.: izd-vo ChOUVO «MU im. S.Yu. Vitte», 2018. –  Ch. 2. – S.431-443
  3. Sobol`, T.S., Balanova, A.D. Maly`e firmy` v sisteme gosudarstvennogo regulirovaniya e`konomicheskimi processami // Nauka i obshhestvo — 2020. materialy` mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Moskva, 2020. – S. 363-368.
  4. Porter M. Konkurenciya. / per. s angl. – M.: Izd-ij dom «Vil`yams», 2003. – 496 c.
  5. Stary`x, A.I. Klasterny`j podxod k upravleniyu razvitiem municipal`ny`x obrazovanij // Upravlencheskie nauki v sovremennom mire. Sbornik dokladov nauchno-prakticheskoj konferencii. – 2019. – S. 412-416.
  6. Morkovkin, D.E., Nikogosyan, V.A., Donczova O.I. Klasterny`j podxod v upravlenii innovacionno-texnologicheskim razvitiem nacional`noj e`konomiki (na primere Velikobritanii) // Voprosy` innovacionnoj e`konomiki. – 2020. – Tom 10. – № 4. – S. 1911-1928. doi: 10.18334/vinec.10.4.111138
  7. Oborin, M. S., Cexla, S. Yu. Forsajt-texnologiya razvitiya konkurentny`x preimushhestv kurortno-rekreacionny`x klasterov // Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3, E`konomika. E`kologiya. – 2019. – T. 21, № 1. – S. 28–39. – DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu3.2019.1.3
  8. Konovalova, M.E. Klasterny`j podxod i ego rol` v strukturnoj sbalansirovannosti obshhestvennogo vosproizvodstva // Uspexi sovremennogo estestvoznaniya. – 2011. – № 12. – S. 93-96; URL: http://www.natural-sciences.ru/ru/article/view?id=29034 (data obrashheniya: 19.05.2021).
  9. Antipin, I.A. Klasterny`j podxod v razvitii malogo i srednego predprinimatel`stva regiona // Universum: e`konomika i yurisprudenciya. – 2017. – №2 (35). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klasternyy-podhod-v-razvitii-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-regiona (data obrashheniya: 10.11.2019).
  10. Bun`kovskij, V.I., Zelenkov, G.V. Metodicheskie podxody` k processu klasteroobrazovaniya malogo i srednego biznesa // Vestnik ZabGU. – 2018. – №2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-podhody-k-protsessu-klasteroobrazovaniya-malogo-i-srednego-biznesa (data obrashheniya: 10.11.2021).
  11. Ryazanov, A.A. Klasterny`j podxod k kompleksnomu razvitiyu i upravleniyu konkurentosposobnost`yu social`no-e`konomicheskix sistem i territorij // Kopleksnoe razvitie territorial`ny`x sistem i povy`shenie e`ffektivnosti regional`nogo upravleniya v usloviyax cifrovizacii e`konomiki: Materialy` II Nacional`noj (vserossijskoj) nauchno-prakticheskoj konferencii. –  2020. – S.159-173.
  12. Razvitie innovacionny`x klasterov v Rossii. AO AK «Delovoj profil`». – URL: https://delprof.ru/press-center/open-analytics/innovatsionnye-klastery-rossii/ (data obrashheniya: 08.04.2021).
  13. O klasterax. Associaciya klasterov, texnoparkov i OE`Z Rossii. – URL: https://akitrf.ru/clusters/about/
  14. Chernikina E.V. Klastery` v e`konomicheskom prostranstve regiona // E`konomika Rossii: novy`e realii i strategii razvitiya. XX Chayanovskie chteniya. sbornik statej. Rossijskij gosudarstvenny`j gumanitarny`j universitet. – 2020. – S. 326-334.
  15. Rudenko, L.G. Methodology development for rating the infrastructure support of small business in the regions [Electronic resource]/L.G. Rudenko, V.M. Karaulov, N.A. Zaitseva, A.A. Larionova, A.S. Chizhik // Man in India. — 2017. — Vol. 97. — № 14. — P. 11-20. — URL: https://serialsjournals.com/index.php?route=product/product/volumearticle&issue_id=411&product_id=366 (date of access: 20.07.2018).=
  16. Rudenko, L.G. Gosudarstvennoe upravlenie infrastrukturnoj podderzhkoj malogo predprinimatel`stva : dis. … dok. e`kon. nauk : 08.00.05 / Rudenko Lyudmila Gennad`evna. — M.: 2020. — 397 s.

Для цитирования: Руденко Л.Г. Кластерный подход в оказании государственной поддержки малому и среднему предпринимательству в регионах // Московский экономический журнал. 2022. № 1. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-1-2022-14/

© Руденко Л..Г., 2022. Московский экономический журнал, 2022, № 1.