Московский экономический журнал 1/2022

image_pdfimage_print

Научная статья

Original article

УДК 631.115:631.15 (470.13)

doi: 10.55186/2413046X_2022_7_1_11

ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК

STAGES OF STATE AND MUNICIPAL PROCUREMENT

Статья подготовлена в рамках государственного задания № 0412-2019-0051 по разделу Х 10.1., подразделу 139 Программы ФНИ государственных академий на 2020 год, регистрационный номер ЕГИСУ АААА-А20-120022790009-4

The article was prepared within the framework of the state task No. 0412-2019-0051 under section X 10.1., subsection 139 of the Program of the FNI of State Academies for 2020, the registration number of the USISU AAAAAA-A20-120022790009-4 

Юдин Андрей Алексеевич, кандидат экономических наук, научный сотрудник Института агробиотехнологий им. А.В. Журавского – обособленное подразделение ФГБУН ФИЦ Коми НЦ УрО РАН, г. Сыктывкар

Тарабукина Татьяна Васильевна, научный сотрудник Института агробиотехнологий им.А.В. Журавского – обособленное подразделение ФГБУН ФИЦ Коми НЦ УрО РАН, г. Сыктывкар

Yudin Andrey Alekseyevich, Candidate of Economic Sciences, Researcher at the A.V. Zhuravsky Institute of Agrobiotechnologies — a separate division of the Federal State Budgetary Institution of the Komi National Research Center of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, Syktyvkar

Tarabukina Tatyana Vasilyevna, Researcher at the Institute of Agrobiotechnologies named after A.V. Zhuravsky — a separate division of the Federal State Budgetary Institution of the Komi National Research Center of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, Syktyvkar 

Аннотация. Для понимания функционирования контрактной системы, необходимо рассмотреть этапы организации государственных и муниципальных закупок. Осуществляя закупки, заказчики применяют конкурентные способы определения поставщиков или осуществляют закупки у единственного поставщика. В соответствии со ст. 59 Закона № 44-ФЗ, электронный аукцион представляет аукцион, при котором заказчик размещает сведения о закупке, доступные неограниченному кругу лиц  в  единой  информационной  системе (ЕИС) извещения и документацию о нем. Аукцион организуется на электронной площадке. В Распоряжении Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р отражается перечень товаров, работ, услуг, закупаемых с помощью электронного аукциона. В случае разногласий по проекту контракта, победитель размещает в ЕИС протокол разногласий, указывая в нем, какие исправления требуется внести Заказчику. После чего в течение 3 рабочих дней Заказчик рассматривает протокол разногласий и размещает в ЕИС и на электронной площадке доработанный проект контракта, либо повторно размещает в ЕИС  проект контракта, указывая в отдельном документе причины отказа о полном или частичном учете замечаний. Если выявлено нарушение, то контролирующим органом организуется внеплановая проверка, о которой заказчик уведомляется в обязательном порядке. Таким образом, чтобы избежать излишнего внимания со стороны ФАС при закупке у единственного поставщика, следует в строгом порядке соблюдать положения законодательства. Таким образом,  при  выборе  способа  определения  поставщика, заказчику следует придерживаться норм Закона № 44-ФЗ и учитывать все нюансы организации закупок.

Abstract. To understand the functioning of the contract system, it is necessary to consider the stages of the organization of state and municipal procurement. When making purchases, customers use competitive methods to identify suppliers or make purchases from a single supplier. In accordance with Article 59 of Law No. 44-FZ, an electronic auction is an auction in which the customer places information about the purchase available to an unlimited number of persons in the unified information system (UIS) notices and documentation about it. The auction is organized on an electronic platform. The Decree of the Government of the Russian Federation No. 471-r dated 21.03.2016 reflects the list of goods, works, services purchased through an electronic auction. In case of disagreement on the draft contract, the winner places a protocol of disagreement in the EIS, indicating in it what corrections the Customer needs to make. After that, within 3 working days, the Customer reviews the protocol of disagreements and places the finalized draft contract in the EIS and on the electronic platform, or re-places the draft contract in the EIS, indicating in a separate document the reasons for the refusal to fully or partially take into account the comments. If a violation is detected, an unscheduled inspection is organized by the supervisory authority, about which the customer is notified without fail. Thus, in order to avoid excessive attention from the FAS when purchasing from a single supplier, the provisions of the legislation should be strictly observed. Thus, when choosing the method of determining the supplier, the customer should adhere to the norms of Law No. 44-FZ and take into account all the nuances of the procurement organization.

Ключевые слова: этапы закупок, поставщик, аукцион, электронная площадка, контрактная система

Keywords: procurement stages, supplier, auction, electronic platform, contract system

Выделяют несколько этапов закупочной деятельности.

Рассмотрим первый этап, включающий в себя следующие фазы: 

  1. Планирование закупок — начальный этап в проведении закупок.

Планирование, в соответствии с целями закупок, обеспечивается за счет формирования планов-графиков. Без ведения планов-графиков закупки, не могут быть реализованы.

В планы-графики согласно ст. 16 Закона № 44-ФЗ включаются реквизиты. План-график формируется при осуществлении планирования финансово-хозяйственной деятельности предприятий и учреждений, а утверждается при утверждении плана финансово-хозяйственной деятельности в течение десяти рабочих дней [1].

  1. Обоснование закупки представляет официальный документ, который является неотъемлемым приложением к плану и плану-графику закупок.

Обоснование закупки производится Заказчиком посредством установления соответствия планируемой закупки действительным целям закупок.

Оценка обоснованности закупок осуществляется в процессе аудита и контроля в области закупок.

  1. Нормирование. Это требования к закупаемым товарам и нормативным затратам, необходимым, чтобы обеспечить потребности заказчиков (ч. 1 ст. 19 Закона № 44-ФЗ). В качестве таких требований могут выступать потребительские, количественные, качественные свойства и предельная цена на товары (работы, услуги) (ч. 2 ст. 19 Закона № 44-ФЗ). Основной критерий, который должен выполняться при разработке таких правил – весь закупаемой товар должен соответствовать своему целевому назначению в обязательном порядке, то есть использоваться в полной мере, чтобы удовлетворить потребности и обеспечить государственные и муниципальные нужды.

Это позволяет провести целевой расчет нормативных затрат для последующего планирования закупок и документального подтверждения бюджетных обязательств, которые запрашиваются на данные цели; ограничить потребительские характеристики и ценовые критерии закупаемых товаров (работ, услуг) вследствие чего заказчиками не могут быть приобретены товары с излишними характеристиками и товары роскоши.

В первую очередь утверждаются общие правила, которые определяют нормирование, затем определяются нормативы и утверждаются конкретные требования к некоторым видам товаров (работ, услуг) и нормативным затратам [2].

Рассматривая второй этап осуществления закупок необходимо особое внимание уделить способам определения поставщика.

В соответствии со ст. 59 Закона № 44-ФЗ, электронный аукцион представляет аукцион, при котором заказчик размещает сведения о закупке, доступные неограниченному кругу лиц  в  единой  информационной  системе (ЕИС) извещения и документацию о нем. Аукцион организуется на электронной площадке.

В Распоряжении Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р отражается перечень товаров, работ, услуг, закупаемых с помощью электронного аукциона.

Рассмотрим основные моменты организации электронного аукциона.

После внесения закупки в план-график и размещения в ЕИС, заказчик или его представитель, направляет извещение о проведении электронного аукциона в ЕИС, которое размещается в течение сроков, определяемых в зависимости от величины НМЦК.

После истечения срока подачи предложений, в обязанности заказчика входит рассмотрение первых частей заявок, содержащих конкретные предложения по параметрам, приведенным в документации, если электронный аукцион организуется на поставку товара, а в случае аукциона на выполнение работ (услуг) – составление протокола о допуске к участию в торгах, осуществляемое на основе Согласия на выполнение условий контракта [3].

Следующий этап – торги, осуществляемые посредством снижения начальной максимальной цены контракта (НМЦК) в пределах 0,5-5%, по итогам которых определяется победитель. Для этого Заказчиком изучаются вторые части заявок, поступившие от оператора электронной площадки, и оформляется протокол подведения итогов.

Затем заключается контракт. Для этого заказчик заполняет проект контракта, который размещен на площадке, с добавлением:

  • реквизитов победителя;
  • данных организации и директора;
  • цены контракта, с учетом всех штрафов и пеней.

Заполненный проект контракта в течение 5 дней после публикации протокола подведения итогов направляется в ЕИС для подписания победителем. Согласно ч. 9 ст. 83.2 Закона № 44-ФЗ контракт может быть заключен не ранее чем через 10 дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов электронного аукциона.

В течение 5 дней с даты размещения Заказчиком в ЕИС проекта контракта победитель размещает проект контракта в ЕИС, подписанный усиленной электронной подписью, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта [5]. 

В случае разногласий по проекту контракта, победитель размещает в ЕИС протокол разногласий, указывая в нем, какие исправления требуется внести Заказчику. После чего в течение 3 рабочих дней Заказчик рассматривает протокол разногласий и размещает в ЕИС и на электронной площадке доработанный проект контракта, либо повторно размещает в ЕИС  проект контракта, указывая в отдельном документе причины отказа о полном или частичном учете замечаний [4].

Далее, в течение 3 рабочих дней после размещения доработанного проекта контракта, победитель подписывает контракт. 

Завершающим этапом становится размещение подписанного сторонами контракта в ЕИС.

Открытый конкурс представляет конкурс, при котором заказчик размещает информацию о закупке неограниченному кругу в единой информационной системе [7].

Конкурс представляет конкурентный способ закупки, процедура проведения которого схожа с электронным аукционом.

Открытый конкурс включает аналогичные этапы, что и электронный  аукцион, то есть, позиция заносится в план-график, затем происходит публикация извещения, в которое, кроме проекта контракта и технического задания прикрепляют файл с порядком оценки критериев.

Если по окончании срока подачи заявок подана только одна заявка или не подано ни одной, открытый конкурс признается несостоявшимся.

Таким образом, проведение открытого конкурса в среднем составляет 23 рабочих дня, а проведение электронного аукциона, в среднем, 13 рабочих дней [6].

Конкурс с ограниченным участием – вид конкурса, где принимают участие поставщики, прошедшие предквалификационный отбор.

Конкурс с ограниченным участием подразумевает применение тех же процедур, что и при открытом конкурсе; отличие лишь в том, что в конкурсе с ограниченным участием в течение не более чем 10 рабочих дней с даты вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе Заказчик проводит  предквалификационный отбор с целью выявления участников закупки, соответствующих единым и дополнительным требованиям, установленных Заказчиком [8].

Двухэтапный конкурс является разновидностью закупок, осуществляемой в две стадии: на первой стадии производится  обсуждения, а на втором – конкурс. В итоге заказчик заключает соглашение с участником, прошедшим оба этапа отбора и предложившим наиболее привлекательные условия.

Особенностью двухэтапного конкурса является то, что у заказчика есть возможность на изменение, сокращение и расширение технического задания и критериев оценки конкурсных заявок.

На первом этапе конкурса заказчиком проводится обсуждение поданных первоначальных заявок, содержащих предложения относительно объекта закупки без указания цены контракта. Результаты обсуждения конкурсная комиссия отражает в протоколе. На втором этапе участники конкурса, указывая цену контракта и учитывая утонения закупки на первом этапе, подают окончательные заявки [6].

Закрытые способы определения поставщиков подразумевают предоставление информация о закупках посредством приглашений на участие, документации о закупках ограниченному кругу лиц, соответствующие требованиям и способные осуществить поставки товаров (работ, услуг), являющихся объектами закупок, в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 84 Закона № 44-ФЗ.

Заказчик может осуществлять закупки с помощью запроса котировок, если цена контракта не превышает 3 млн. руб., а годовой объем закупок с помощью запроса котировок, должен составлять менее 10% совокупного годового объема закупок заказчика [7].

Рассмотрим порядок закупок с помощью запроса котировок.

Заказчик размещает извещение о проведении запроса котировок в ЕИС, которое должно быть в бесплатном доступе на протяжении всего срока подачи заявок.

Срок подачи заявок должен составлять не менее 4 рабочих дней со дня, следующего за днем размещения извещения.

В течение 1 часа после получения заявки на участие в запросе котировок, ей присваивается идентификационный номер, а поставщику направляется уведомление-подтверждение принятия заявки.

После окончания срока подачи заявок оператор в течение одного часа направляет заказчику все поданные заявки и документы, предусмотренные ч. 11 ст. 24.1 Закона № 44-ФЗ.

На следующий день начинается рассмотрение заявок, которое занимает 1 рабочий день. По итогам определяются соответствующие и несоответствующие котировки, с фиксацией результатов в протоколе рассмотрения заявок [10].

Далее, заказчик не позднее окончания срока рассмотрения заявок направляет протокол проведения запроса котировок оператору электронной площадки, который всем допущенным заявкам присваивает порядковый номер – по мере увеличения предложенной в них цены контракта.

После того как подписан итоговый протокол заказчик в течение 3 часов направляет победителю проект контракта, который должен быть подписан им на следующий рабочий день. После чего у заказчика имеется 1 рабочий день для его подписания со своей стороны [11].

Запрос предложений проводится заказчиком в случаях, приведенных в ч. 2 ст. 83 Закона № 44-ФЗ. Кроме того, заказчик может проводить запросы предложений и в иных случаях, если предмет закупки не подпадает под конкурс или аукцион (ст.30 Закона № 44-ФЗ).

Рассмотрим порядок закупок с помощью запроса предложений.

Не менее чем за 5 рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок на участие Заказчик размещает извещение в ЕИС.

Заявки участников рассматриваются на соответствие требованиям документации. По итогам рассмотрения формируется выписка из протокола проведения запроса предложений, размещаемая в ЕИС в день вскрытия конвертов, где содержатся причины отстранения участников от дальнейшего участия.

Далее комиссией подготавливается протокол проведения запроса предложений, с оглашением условий контракта, которые содержатся в заявке, признанной лучшей. Затем участникам предлагается не позднее рабочего дня, следующего за датой проведения запроса предложений направить окончательное предложение.

После чего комиссией оцениваются окончательные предложения и подготавливается итоговый протокол, который размещается в ЕИС в день его подписания.

Заключение контракта происходит не раньше 7 дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола и не позже 20 дней с даты подписания протокола на условиях, содержащихся в извещении и окончательном предложении победителя [11].

Отличие запроса предложений от открытого конкурса в возможности поставщика улучшить свое предложение, направляя заказчику окончательные предложения, что позволяет увеличить свои шансы на победу. В остальном этот вид закупки аналогичен конкурсу.

От электронного аукциона отличается формой и порядком организации закупки; от запроса котировок – порядком определения победителей. 

Закупка у единственного поставщика производится в случаях, приведенных в ч. 1 ст. 93 Закона 44-ФЗ. Данный перечень включать свыше  50 различных оснований, рассмотрим некоторые из них [12].

а) Закупки малого объема.

При закупках у единственного поставщика для заказчика действуют различные ограничения в зависимости от суммы совершения разового приобретения товаров, работ, услуг.

Ограничения на закупки у единственного поставщика на сумму не более 300 тыс. руб. не касаются закупок для муниципальных нужд сельских поселений.

Простота закупок малого объема у единственного поставщика относительно конкурентных процедур делает их востребованными [13].

б) Закупки, осуществляемые по итогу несостоявшихся конкурентных процедур. Если закупка посредством конкурентной процедуры признана несостоявшейся в связи с подачей всего одной заявки или соответствия только одной заявки установленным требованиям, обязанностью заказчика является закупка у единственного поставщика (п. 24-25.3 ч. 1 ст. 93 Закона 44-ФЗ).

Выбирая закупку у единственного поставщика, следует учесть преимущества и недостатки данного способа.

Осуществляя закупку у единственного поставщика (п. 6, 9, 34, 50 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) в обязанности заказчика входит уведомление контрольного органа в срок не позднее 1 рабочего дня с даты заключения контракта [14-15].

Если выявлено нарушение, то контролирующим органом организуется внеплановая проверка, о которой заказчик уведомляется в обязательном порядке.

Таким образом, чтобы избежать излишнего внимания со стороны ФАС при закупке у единственного поставщика, следует в строгом порядке соблюдать положения законодательства.

Таким образом, при  выборе  способа  определения  поставщика, заказчику следует придерживаться норм Закона № 44-ФЗ и учитывать все нюансы организации закупок.

Список источников

  1. О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц: Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ (ред. от 01.07.2021) // Собр. законодательства РФ. – 2011. – № 30 (ч. 1). – Ст.4571.
  2. Об утверждении Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд: постановление Правительства РФ от 10.02.2014 № 89 (ред. от 27.07.2019) // Собр. законодательства РФ. – 2014. – № 7. – Ст.683.
  3. Белова, С.Н. Взаимосвязь финансового мониторинга и финансового контроля в сфере государственных закупок / С.Н. Белова // Научный альманах: сборник научных трудов. – Москва, 2020. – С. 15–19.
  4. Бобров, А.В. Государственные и муниципальные закупки как инструмент повышения эффективности национальной экономики / А.В. Бобров // Студенческий вестник. – 2021. – № 23-2 (168). – С.39–41.
  5. Григорян, Т.Р. Некоторые вопросы применения принципов контрактной системы в сфере закупок / Т.Р. Григорян // Черные дыры в Российском законодательстве. – 2015. – № 3. – С. 37–39.
  6. Зацепина, М.К. Сущность и принципы контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд / М.К. Зацепина // Человек и современный мир. – 2020. – № 12 (49). – С. 35–46.
  7. Катвалян, А.Э. Развитие системы правового регулирования государственных закупок в России / А.Э. Катвалян // Финансовое право. – 2019. – № 1. – С.39–43.
  8. Косарев, К.В. Некоторые проблемы Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» / К.В. Косарев // Право и экономика. – 2013. – № 7. – С.21–26.
  9. Косыбаев, М.Т. Анализ контрактной системы в сфере закупок / М.Т. Косыбаев // Студенческий. – 2020. – № 34–1 (120). – С.25–28.
  10. Ларцева, С.А. Государственно-частное партнерство как инвестиционный ресурс социально-экономического развития сельских территорий / С.А. Ларцева // Экономика и управление: научно-практический журнал. – 2014. – № 5 (121). – С.27–31.
  11. Магомадова, Э.И. Формирование государственных и муниципальных закупок / Э.И. Магомадова // ФГУ Science. – 2021. – № 1 (21). – С. 92–96.
  12. Маршанская, А.В. Принципы контрактной системы в сфере закупок / А.В. Маршанская // Теория и практика современной науки. – 2017. – № 8 (26). – С. 157–159.
  13. Митьковская, И.В. Понятие и сущность контрактной системы в сфере закупок / И.В. Митьковская // Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 10–2 (42). – С.76–80.
  14. Смотрицкая, И.И. Экономика государственных закупок / И.И. Смотрицкая. — М.: Либроком, 2009. – 232 с.
  15. Степанова, Е.Н. Государственные и муниципальные закупки: обзор изменений / Е.Н. Степанова // Экономика и социум. – 2021. – № 5–2 (84). – С.340–343.

References

  1. O zakupkax tovarov, rabot, uslug otdel`ny`mi vidami yuridicheskix licz: Federal`ny`j zakon ot 18.07.2011 № 223-FZ (red. ot 01.07.2021) // Sobr. zakonodatel`stva RF. – 2011. – № 30 (ch. 1). – St.4571.
  2. Ob utverzhdenii Pravil osushhestvleniya vedomstvennogo kontrolya v sfere zakupok dlya obespecheniya federal`ny`x nuzhd: postanovlenie Pravitel`stva RF ot 10.02.2014 № 89 (red. ot 27.07.2019) // Sobr. zakonodatel`stva RF. – 2014. – № 7. – St.683.
  3. Belova, S.N. Vzaimosvyaz` finansovogo monitoringa i finansovogo kontrolya v sfere gosudarstvenny`x zakupok / S.N. Belova // Nauchny`j al`manax: sbornik nauchny`x trudov. – Moskva, 2020. – S. 15–19.
  4. Bobrov, A.V. Gosudarstvenny`e i municipal`ny`e zakupki kak instrument povy`sheniya e`ffektivnosti nacional`noj e`konomiki / A.V. Bobrov // Studencheskij vestnik. – 2021. – № 23-2 (168). – S.39–41.
  5. Grigoryan, T.R. Nekotory`e voprosy` primeneniya principov kontraktnoj sistemy` v sfere zakupok / T.R. Grigoryan // Cherny`e dy`ry` v Rossijskom zakonodatel`stve. – 2015. – № 3. – S. 37–39.
  6. Zacepina, M.K. Sushhnost` i principy` kontraktnoj sistemy` v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlya gosudarstvenny`x i municipal`ny`x nuzhd / M.K. Zacepina // Chelovek i sovremenny`j mir. – 2020. – № 12 (49). – S. 35–46.
  7. Katvalyan, A.E`. Razvitie sistemy` pravovogo regulirovaniya gosudarstvenny`x zakupok v Rossii / A.E`. Katvalyan // Finansovoe pravo. – 2019. – № 1. – S.39–43.
  8. Kosarev, K.V. Nekotory`e problemy` Federal`nogo zakona «O kontraktnoj sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya gosudarstvenny`x i municipal`ny`x nuzhd» / K.V. Kosarev // Pravo i e`konomika. – 2013. – № 7. – S.21–26.
  9. Kosy`baev, M.T. Analiz kontraktnoj sistemy` v sfere zakupok / M.T. Kosy`baev // Studencheskij. – 2020. – № 34–1 (120). – S.25–28.
  10. Larceva, S.A. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo kak investicionny`j resurs social`no-e`konomicheskogo razvitiya sel`skix territorij / S.A. Larceva // E`konomika i upravlenie: nauchno-prakticheskij zhurnal. – 2014. – № 5 (121). – S.27–31.
  11. Magomadova, E`.I. Formirovanie gosudarstvenny`x i municipal`ny`x zakupok / E`.I. Magomadova // FGU Science. – 2021. – № 1 (21). – S. 92–96.
  12. Marshanskaya, A.V. Principy` kontraktnoj sistemy` v sfere zakupok / A.V. Marshanskaya // Teoriya i praktika sovremennoj nauki. – 2017. – № 8 (26). – S. 157–159.
  13. Mit`kovskaya, I.V. Ponyatie i sushhnost` kontraktnoj sistemy` v sfere zakupok / I.V. Mit`kovskaya // Sovremenny`e nauchny`e issledovaniya i innovacii. – 2014. – № 10–2 (42). – S.76–80.
  14. Smotriczkaya, I.I. E`konomika gosudarstvenny`x zakupok / I.I. Smotriczkaya. — M.: Librokom, 2009. – 232 s.
  15. Stepanova, E.N. Gosudarstvenny`e i municipal`ny`e zakupki: obzor izmenenij / E.N. Stepanova // E`konomika i socium. – 2021. – № 5–2 (84). – S.340–343.

Для цитирования: Юдин А.А., Тарабукина Т.В. Этапы проведения государственных и муниципальных закупок // Московский экономический журнал. 2022. № 1. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-1-2022-11/

© Юдин А.А., Тарабукина Т.В., 2022. Московский экономический журнал, 2022, № 1.