УДК 331.1 DOI 10.24411/2413-046Х-2018-13013 Краев Юрий Валериевич Кандидат психологических наук, Заведующий кафедрой Физического воспитания, Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), г. Москва Krayev Yury V. Candidate of Psychological Sciences, Head of the Department of Physical Training, Moscow Aviation Institute (National Research University), Moscow Особенности отношения к своей деятельности у преподавателей физической культуры с низким и высоким […]
УДК 336.719 Михайлов Алексей Витальевич, соискатель кафедры Банки и банковский бизнес МГИМО МИД России, г. Москва Michailov A.V. ИНОСТРАННЫЙ КАПИТАЛ В БАНКОВСКОМ СЕКТОРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ПРИЧИНЫ, СТАНОВЛЕНИЕ И ПОСЛЕДСТВИЯ FOREIGN CAPITAL IN THE BANKING SECTOR OF THE RUSSIAN FEDERATION. CAUSES, FORMATION AND CONSEQUENCES Аннотация Россия на данный момент обладает довольно гибкой политикой по поводу допуска […]
УДК 336.71 Михайлов Алексей Витальевич, соискатель кафедры Банки и банковский бизнес МГИМО МИД России, г. Москва Michailov A.V. ВЛИЯНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННЫХ БАНКОВ НА ЭКОНОМИКУ И БАНКОВСКИЙ СЕКТОР РФ (НА ПРИМЕРЕ RAIFFEISEN BANK INTERNATIONAL) INFLUENCE OF THE ACTIVITIES OF FOREIGN BANKS ON THE ECONOMY AND THE BANKING SECTOR OF THE RUSSIAN FEDERATION (CASE-STUDY: RAIFFEISEN BANK INTERNATIONAL) […]
DOI 10.24411/2413-046Х-2018-13012 Петриков А.В., академик РАН, руководитель Всероссийского института аграрных проблем и информатики имени А.А.Никонова Всероссийская сельскохозяйственная перепись 2016 года как источник предложений по совершенствованию аграрной и сельской политики и стимулированию развития различных категорий хозяйств Аннотация: В статье рассматривается значение Всероссийских сельскохозяйственных переписей 2006 и 2016 годов для совершенствования аграрной политики страны. Отмечается роль Всероссийской сельскохозяйственной […]
УДК 339.137 (1) Казаков Михаил Юрьевич, кандидат экономических наук, докторант Mikhail Kazakov, candidate of economic Sciences, doctoral candidate ФЕНОМЕН ИММУНИТЕТА ПЕРИФЕРИЙНЫХ ТЕРРИТОРИЙ PHENOMENON OF IMMUNITY OF PERIPHERAL TERRITORIES Аннотация. Исследование проблем выживания отдельных элементов региональных пространственно-экономических систем предполагает расширение существующих теоретико-концептуальных подходов, а также разработку новых научных категорий и инструментов познания и объяснения отдельных явлений […]
УДК 311:63 DOI 10.24411/2413-046Х-2018-13011 Гатаулина Екатерина Александровна, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник, Федеральный научный центр аграрной экономики и социального развития сельских территорий – Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства» филиал «Всероссийский институт аграрных проблем и информатики имени А.А. Никонова Gataulina E.A. ТЕМАТИКА ВСЕРОССИЙСКОЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПЕРЕПИСИ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПРОГРАММЫ ВСЕМИРНОЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПЕРЕПИСИ ФАО ООН РАУНДА 2020 г. COMPLIANCE OF […]
DOI 10.24411/2413-046Х-2018-13010 ВЛИЯНИЕ ГЛОБАЛЬНОГО ПОТЕПЛЕНИЯ НА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ТОВАРНЫЕ ПОТОКИ ЕВРОПЕЙСКОЙ РОССИИ INFLUENCE OF THE GLOBAL WARMING ON AGRICULTURAL COMMODITY FLOWS IN EUROPEAN RUSSIA Светлов Н.М., д.э.н., ВИАПИ имени А.А. Никонова – филиал ФНЦ ВНИИЭСХ, ведущий научный сотрудник Svetlov N.M., Prof. Dr., All-Russian Institute for Agrarian Problems and Informatics, leading researcher Аннотация. В статье представлен анализ влияния предстоящих […]
DOI 10.24411/2413-046Х-2018-13009 ВЛИЯНИЕ ГЛОБАЛЬНОГО ПОТЕПЛЕНИЯ НА НЕОПРЕДЕЛЁННОСТЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА INFLUENCE OF GLOBAL WARMING ON UNCERTAINTY OF AGRICULTURAL PRODUCTION Светлов Н.М., д.э.н., ВИАПИ имени А.А. Никонова – филиал ФНЦ ВНИИЭСХ, ведущий научный сотрудник Svetlov N.M., Prof. Dr., All-Russian Institute for Agrarian Problems and Informatics, leading researcher Аннотация. Анализируется влияние предстоящих изменений климата на неопределённость сельскохозяйственного производства в России […]
УДК 338.433 + 339.5 DOI 10.24411/2413-046Х-2018-13008 Гончаров Владимир Дмитриевич, доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Всероссийский институт аграрных проблем и информатики имени А.А. Никонова – филиал ФГБНУ ФНЦ ВНИИЭСХ Рау Владимир Васильевич, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Всероссийский институт аграрных проблем и информатики имени А.А. Никонова – филиал ФГБНУ ФНЦ ВНИИЭСХ Фролова Елена Юрьевна, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Всероссийский институт аграрных […]
УДК 339.9 DOI 10.24411/2413-046Х-2018-13007 Михеева Анна Семеновна, доктор экономических наук, доцент, заведующий лабораторией экономики природопользования, Байкальский институт природопользования СО РАН, г.Улан-Удэ Лубсанова Наталья Борисовна, ведущий инженер лабораторией экономики природопользования, Байкальский институт природопользования СО РАН, г.Улан-Удэ Mikheeva A.S. Lubsanova N.B. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ, КИТАЯ И МОНГОЛИИ В УСЛОВИЯХ ЕВРАЗИЙСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF COOPERATION OF […]
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), г. Москва
Krayev Yury V.
Candidate of Psychological Sciences,
Head of the Department of Physical Training,
Moscow Aviation Institute (National Research University), Moscow
Особенности отношения к своей деятельности у преподавателей физической культуры с низким и высоким уровнем удовлетворенностиею
Features of the relation to the activity at teachers of physical culture with low and high level satisfactions with her
Аннотация.
Результаты исследования удовлетворенности своей деятельностью у преподавателей физической культуры показали, что в целом для них характерен средний уровень удовлетворенности и он обуславливается оценками содержания деятельности, достигнутых результатов, а также отношений с руководством. Однако для преподавателей, удовлетворенных и не удовлетворенных своей деятельностью, характерна специфичная структура удовлетворенности. Первые ориентированы на высокую общественную значимость своей деятельности, а вторые – на низкую удовлетворенность достигнутыми профессиональными результатами. Также удовлетворенные преподаватели отличаются более целостным, интегрированным отношением к своей деятельности.
Ключевые слова: отношение, удовлетворенность, деятельность, преподаватели физической культуры
Введение.
Проблема отношения специалиста к своей деятельности – одна из наиболее актуальных в психологии труда и психологии управления. В сфере образования ее разработка может дать научно-обоснованные механизмы управления качеством образования.
Одним из важных критериев отношения специалиста к своей деятельности является удовлетворенность ею по различным критериям.
Существуют основания предполагать, что структура удовлетворенности профессионала своей деятельностью может быть опосредована множеством факторов, в том числе – и уровнем этой удовлетворенности. Однако данная гипотеза требует эмпирической проверки.
МЕТОДИКА.
В исследовании профессиональной мотивации принимали участие 50 преподавателей физической культуры разного пола, возраста и стажа работы (работающих в различных вузах Москвы и Санкт-Петербурга). Применялась «Методика изучения мотивации и удовлетворенности профессиональной деятельностью» Г.В. Лозовой [1]. Полученные данные обрабатывались методами вариационной (определение средних арифметических и стандартных отклонений) и математической (корреляционный анализ) статистики.
С целью выявления различий корреляционной структуры в выборках преподавателей, удовлетворенных и не удовлетворенных своей деятельностью, для интегрального показателя удовлетворенности деятельностью в целом были рассчитаны средние значения по формуле Х ± 0,5s, которые составили от 3,3 до 3,9 баллов. Те испытуемые, у которых интегральный показатель удовлетворенности оказался меньше 3,3, были отнесены с не удовлетворенным (n = 13), а те, у кого этот показатель оказался выше 3,9 — к удовлетворенным (n = 14) своей деятельностью.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ.
Как свидетельствуют результаты исследования, общая удовлетворенность преподавателей своей деятельностью находится в границах среднего диапазона выраженности (Таблица 1). При этом они наиболее удовлетворены отношениями со студентами и коллегами по работе, а также санитарно-гигиеническими условиями ее осуществления, а наименее – общественной значимостью своей деятельности, организацией труда и месторасположением работы.
Результаты корреляционного анализа свидетельствуют, что показатели удовлетворенности преподавателей своей деятельностью тесно взаимосвязаны (получено 35 связей на достоверном уровне значимости).
Интегральный (общий) показатель удовлетворенности деятельностью наиболее сильно зависит от удовлетворенности преподавателей содержанием деятельности, достигнутыми результатами, отношениями с руководством (p<0,01), общественной значимостью деятельности и отношениями со студентами (p<0,05).
Однако в выборках преподавателей с крайними (высокими или низкими) значениями интегрального показателя удовлетворенности деятельностью были получены другие связи, которые позволяют говорить об особой структуре их отношения к деятельности.
Условные обозначения показателей удовлетворенности деятельностью: 1 — содержанием деятельности; 2 — процессом осуществления деятельности; 3 — результатами деятельности; 4 — общественной значимостью деятельности; 5 — организацией деятельности; 6 — месторасположением работы; 7 — материальной базой деятельности; 8 — санитарно-гигиеническими условиями; 9 — отношениями с коллегами; 10 — отношениями с учениками и их родителями; 11 — отношениями с руководством; 12 — деятельностью в целом; 13 — интегральный показатель.
Как показывает Таблица 2, у преподавателей, удовлетворенных своей деятельностью, обнаружено 14 связей на значимом уровне, из них 5 при p < 0,01 и 8 — при p < 0,05. Анализ полученных взаимосвязей показывает, что с интегральным показателем взаимосвязаны показатели удовлетворенности:
— общественной значимостью деятельности (p<0,01);
— организацией труда (p<0,05);
— результатами своей деятельности (p<0,05).
Показатель удовлетворенности деятельностью «в целом» также оказался взаимосвязанным с удовлетворенностью содержанием и результатами деятельности (p<0,05).
Кроме того, показатель удовлетворенности общественной значимостью оказался взаимосвязанным (p<0,01) с удовлетворенностью содержанием и ее результатами, также взаимосвязанными между собой (p<0,05). Следовательно, удовлетворенность общественной значимостью является системообразующим аспектом для преподавателей, удовлетворенных своей деятельностью. Он, в свою очередь, тесно связан с удовлетворенностью преподавателей содержанием и процессом осуществления деятельности (p<0,01). Этот комплекс показателей можно назвать «любовью к своей работе».
Теперь обратимся к анализу особенностей корреляционной структуры удовлетворенности деятельностью во второй выборке (Таблица 3).
Получено 9 взаимосвязей на достоверном уровне значимости (6 — при p < 0,05 и 3 — при p < 0,01). Поскольку в данную группу вошли преподаватели, не удовлетворенные своей деятельностью (с низкими значениями удовлетворенности), то в данном случае следует говорить о неудовлетворенности деятельностью.
Анализ полученных взаимосвязей показывает, что с интегральным показателем на достоверном уровне связана удовлетворенность:
— достигаемыми в ней результатами (p<0,01);
— общественной значимостью деятельности (p<0,05).
Таким образом, системообразующим аспектом неудовлетворенности преподавателей своей деятельностью является именно низкая оценка достигнутых результатов.
Интересно, что с показателем удовлетворенности деятельностью «в целом» оказались связанными показатели удовлетворенности межличностными отношениями со студентами, а также с руководством (p<0,01). Таким образом, можно утверждать, что преподаватели, не удовлетворенные своей деятельностью, имеют определенные коммуникативные затруднения с другими участниками образовательного процесса.
ВЫВОДЫ.
Результаты проведенного исследования свидетельствуют, что преподаватели физической культуры вузов, характеризующиеся средней удовлетворенностью своей деятельностью, в наибольшей степени ориентированы на содержание деятельности (обучение). Удовлетворенные своей деятельностью акцентированы на ее общественной значимости, не удовлетворенные – на достигнутых результатах. Кроме того, как бы это ни банально звучало, они не любят своей работы (связь интегрального показателя с педагогическим содержанием деятельности). Это необходимо учитывать как при профессиональном отборе, так и при создании программ психологического сопровождения преподавателей, переживающих кризис профессионального становления.
ЛИТЕРАТУРА
Лозовая Г.В. Методика изучения мотивации и удовлетворенности профессиональной деятельностью // «Психологические основы педагогической деятельности»: Материалы межвузовской научной конференции. – СПб.: ГАФК, 2001. – С. 115-118.
Ильин Е.П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень. – СПб., 2011. – 224 с.
Краев Ю.В., Семина А.П. Обзор видов агрессии в управлении персоналом // Московский экономический журнал. 2017. №4. С.70.
Краев Ю.В., Солдатова Г.В. Удовлетворенность преподавателей физической культуры своей профессиональной деятельностью // Современный ученый. 2017. №7. С.59-61.
Краев Ю.В., Солдатова Г.В. Мотивация профессиональной деятельности преподавателей // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017. №12 ч.1. С.60-61.