Московский экономический журнал 9/2023

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 338434

doi: 10.55186/2413046X_2023_8_9_439

МЕРЫ ПРИОРИТЕТНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СЕЛЕКЦИИ И СЕМЕНОВОДСТВА

PRIORITY STATE MEASURES FINANCING OF THE BREEDING SYSTEM AND SEED PRODUCTION

Шелковников Сергей Александрович, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры учета и финансовых технологий ФГБОУ ВО  Новосибирский государственный аграрный университет, e-mail: shelkovnikov1@rambler.ru ORCID: http://orcid.org/0000-0003-1586-5025

Моисеев Аркадий Викторович, кандидат экономических наук, доцент кафедры управления и маркетинга ФГБОУ ВО Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина, e-mail: moiseew_a@rambler.ru

Shelkovnikov Sergey Aleksandrovich, doctor of Economics, Professor, Professor of the Department of Accounting and Financial Technologies, Novosibirsk State Agrarian University, e-mail: shelkovnikov1@rambler.ru ORCID: http://orcid.org/0000-0003-1586-5025

Moiseev Arkady Viktorovich, candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Management and Marketing of the Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin, e-mail: moiseew_a@rambler.ru

Аннотация. Статья является результатом исследования по приоритетному государственному финансированию системы селекции и семеноводства. Об актуальности таких исследований говорит то, что обеспеченность сельского хозяйства Российской Федерации и её регионов отечественными семенами по многим культурам колеблется от 5 до 95 %. И чем быстрее будут решены вопросы взаимозамещения импортных семян собственными семенами, тем быстрее сельское хозяйство перейдёт на устойчивое развитие.

В статье отмечается, что решение этой проблемы напрямую зависит от постоянного государственного финансирования системы селекции и семеноводства.

Второй источник – это формирование научно-обоснованной ставки роялти и введение на законодательном уровне обязанности уплаты лицензионных платежей за использование репродукционных семян.  Особое внимание в статье уделено созданию отраслевого кооператива селекционеров. Основной задачей которого должен быть контроль и обеспечение соблюдения лицензионных договоров и взимание (в т.ч. принудительное) лицензионных платежей.

Проанализирована система поддержки сельхозпроизводителей по различным направлениям развития сельского хозяйства,  т.ч. и господдержка системы селекции и семеноводства и даются предложения по изменению инвестирования  этой системы.

Abstract. The article is the result of a study on priority state financing of the breeding and seed production system. The relevance of such studies is indicated by the fact that the provision of agriculture of the Russian Federation and its regions with domestic seeds for many crops ranges from 5 to 95%. And the sooner the issues of substitution of imported seeds with their own seeds are resolved, the faster agriculture will move to sustainable development.

The article notes that the solution to this problem directly depends on the constant state funding of the breeding and seed production system.

The second source is the formation of a scientifically based royalty rate and the introduction at the legislative level of the obligation to pay royalties for the use of reproductive seeds. Special attention is paid in the article to the creation of an industry cooperative of breeders. The main task of which should be the control and enforcement of license agreements and the collection (including compulsory) of license fees.

The system of support for agricultural producers in various areas of agricultural development, including state support for the system of breeding and seed production, is analyzed and proposals are made to change the investment of this system.

Ключевые слова: государственное финансирование, селекция и семеноводство, отраслевой кооператив селекционеров, роялти

Keywords: state financing, breeding and seed production, branch cooperative of breeders, royalties

Согласно Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017-2025 гг. (ФНТП),  на  развитие мероприятий программы будут направляться средства из Федерального бюджета в размере 26 млрд руб.  в течение  9 лет и средств внебюджетных источников 25 млрд руб. также в течение 9 лет.

В 2018 г. ФНТП  дополнена  двумя подпрограммами: «Развитие селекции и семеноводства картофеля в Российской Федерации»  и «Развитие селекции и семеноводства сахарной свёклы в Российской Федерации»,  в которых предусматривалось создание новых отечественных конкурентоспособных сортов картофеля и новых гибридов сахарной свёклы.

На эти цели было определено финансирование по картофелю за счёт средств федерального бюджета в размере 11 млрд руб. и средств внебюджетных источников в размере 8 млрд руб.  на 8 лет.  Финансирование  подпрограммы по сахарной свекле определялось в размере 2,3 млрд руб. из Федерального бюджета и 2,3 млрд руб.  из средств внебюджетных источников.

Постановлением правительства Российской Федерации за № 479 от 25апреля  2019 г. была также утверждена Федеральная научно-техническая программа (ФНТП) развития генетических технологий на 2019-2027 гг.

Основная цель программы – ускорение развития генетических технологий,  в том числе технологии генетического редактирования,  и создание научно-технологических заделов  для различных отраслей экономики страны, в том числе сельского хозяйства. Программой определялось выделение из Федерального бюджета в 111 млрд руб.  и внебюджетных источников  – 16 млрд руб.

В практике развития селекции и семеноводства применяются различные виды государственной поддержки:

  • субсидии для компенсации части прямых понесенных затрат на строительство различных селекционно-семеноводческих центров оптово распределительных центров (20% сметной стоимости);
  • субсидии на поддержку элитного семеноводства на возмещение части затрат на приобретение оригинальных,  элитных семян сельскохозяйственных культур  у организаций, занимающихся производством семян;
  • субсидии на достижение целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса. Также субсидии оформляются соглашением между высшим исполнительным органом государственной власти края (области)  и Минсельхозом;
  • погектарная субсидия, которая направлена на возмещение части затрат на проведение посевных и уборочных работ.  Эту  субсидию могут получить только те организации, которые имеют землю и что-то на ней выращивают;
  • субсидии из Федерального бюджета на приобретение селекционной техники,  согласно постановлению  правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г.  № 1432 «Об утверждении правил предоставления субсидий производителям сельскохозяйственной продукции».

В последние годы развития сельского хозяйства получают распространение также различные гранты, которые осуществляются через государственные и частные гранты.

Гранты выделяются на проведение фундаментальных и прикладных научных исследований по приоритетным направлениям и для государственной поддержки научных исследований, проводимых молодыми российскими учёными – кандидатами наук (в возрасте до 35 лет) и докторами наук (в возрасте до 40 лет).

Также работа проводилась через различные фонды РФ: Российский фонд фундаментальных исследований РФ (РФФИ)  и Российский Научный фонд (РНФ).  К сожалению,  РНФ был переведён в другие фонды.

АПК Краснодарского края тоже получает федеральную и краевую поддержку. Только в 2021 г.  край получил 9,7, а в 2022 г. – 10,6 млрд руб. Однако большинство этих средств  были направлены на развитие  животноводства, виноградарства и садоводства.

На субсидирование мелиоративных мероприятий было направлено 254 млн рублей, на развитие сельских территорий – 650 млн рублей. К(Ф)Х, индивидуальные предприятия получили по прямым программам поддержки 574 млн рублей.

Кроме этих средств 2,2 тыс. сельхозпроизводителей взяли 81 млрд рублей заемных средств для своего развития в рамках льготного кредитования.

В крае хорошо работает система поддержки малых форм хозяйствования, что позволяет фермерам и личным подворьям развивать свое хозяйство. В краевом бюджете на эти цели в 2022 г. было выделено 446,5 млн руб. Осуществляется  работа в рамках национального проекта «Агростартап»

Государством оказывается поддержка особенно на проведение комплекса агротехнических работ на посевных площадях, где выращиваются оригинальные и элитные семена картофеля, кукурузы, подсолнечника, сахарной свеклы. Объем финансирования на эти цели в 2021 г. составил 39,3 млн рублей (в 2019 г. – 27,89 млн рублей, в 2020 г.  – 27,2 млн рублей).

В крае вводится новая мера господдержки: предоставление перерабатывающим предприятиям приобретать технику по лизингу. Предприятия экспортеры смогут приобрести оборудование для новых продуктовых линеек, соответствующих требованиям конкретных стран импортеров.

В 2021 г. на поддержку экспорта продукции АПК в Краснодарском крае было направлено 43,3 млн руб.,  из которых 29,1 млн руб. – средства федерального бюджета, 1,2 млн руб. – регионального  и 13 млн руб. – внебюджетные источники. За счет мер господдержки были введены 1 561,55 га мелиорируемых земель, что составляет 104% от планового объема.

Некоторые исследования по селекции и семеноводству поддерживаются фондом «Сколково» в основном по  «форсайту  «Растениеводство:  «…методы создания новых сортов и селекции,  подготовки и улучшения почв,  технологии точного земледелия и эффективного землепользования, сбор урожая и хранение продуктов». Гранты выделяются, в основном, на фундаментальные исследования,  гранты на поддержку селекции как прикладной  науки практически отсутствуют [1].

Краснодарский край высокоинвестиционно  привлекательный регион, один из лидеров по объёму привлекаемых инвестиций, с очень низким инвестиционным риском.

Однако, имея высокий уровень доходов консолидированного бюджета,  Краснодарский край имеет значительный государственный долг.  Край не располагает, в достаточной мере, собственной финансовой базой,  необходимой  для обеспечения устойчивого социально-экономического развития. Несмотря на положительные изменения структуры государственного долга края за последние годы, для неё ещё характерна высокая доля банковских кредитов.

Край находится в сильной зависимости от инвестиций, поступающих от федеральных учреждений и крупнейших российских компаний государственного и частного секторов экономики. Так как край обеспечивает своей продукцией не только собственные население,  но и выполняет ряд международных,  федеральных функций ему нужна серьёзная поддержка со стороны государства. Приоритетным  направлением для привлечения инвестиций в край должен оставаться агропромышленный комплекс и собственно отрасли селекции и семеноводства.

Первоочередная задача государства должна состоять в создании инвестиционно привлекательной среды, которая позволила бы  селекционеру  получать экономическую отдачу от полученных селекционных результатов.

Нельзя согласиться с мнением некоторых исследователей, которые хотят перевести селекцию и семеноводство в Российской Федерации полностью на рыночные отношения. Выведение новых сортов, новых пород животных – это фундаментальные исследования, которые сопряжены с большими рисками и  чтобы работы не прекращались, нужно постоянное государственное финансирование.

Министерство сельского хозяйства Краснодарского края оказывает товаропроизводителям в области семеноводства определенную поддержку. Поддержка осуществляется на проведение  комплекса агротехнологических работ в области развития семеноводства сельскохозяйственных культур на посевных площадях, занятых оригинальным и элитным семенным картофелем, семенными посевами кукурузы для производства семян родительских форм гибридов, семенными посевами сахарной свеклы. Семенными посевами овощных культур открытого грунта. Поддержка предусмотрена также на возмещение части затрат на приобретение элитных семян сельскохозяйственных культур.

В 2020 г. система работы отечественной селекции и семеноводства была кардинально обновлена. Сейчас руководители территорий отвечают за то, чтобы обеспечивать рост  доли отечественных семян минимум по 5% в год на протяжении пяти ближайших лет. С ними ответственность разделили  и руководители НИИ, в контрактах с которыми, помимо привычных создания сорта или гибрида  и его регистрации, прописана обязанность продвижения на рынок этих сортов  и гибридов.

Также поддержка распространяется на возмещение части затрат на приобретение гибридных семян сахарной свеклы отечественной селекции, объем финансирования за счет средств  краевого бюджета в 2021 г. составили 15,3 млн руб. (в 2019 г. выделено 6,8 млн руб., из них освоено 3,98 млн руб., в 2020 г. выделено 6,9 млн руб., из них освоено  6,3 млн руб.).

Государственными законами и постановлениями определено, что научное обеспечение селекции семеноводства осуществляют научные организации, а также образовательные организации высшего образования, которые проводят научные исследования в области селекции и семеноводства сельскохозяйственных растений.

Также определено, что финансирование научных исследований в области селекции и семеноводства осуществляется за счёт средств федерального бюджета, средств бюджетов краев и областей, средств местных бюджетов и средств организации. То есть до сих пор не определен основной инвестор.

Основными задачами обеспечения продовольственной безопасности независимо от изменения внешних и внутренних условий является развитие фундаментальных и прикладных научных исследований в области сельского хозяйства. Для разработки новых видов сортов и гибридов сельскохозяйственных культур, пород, типов и кроссов животных и птиц необходимо  сохранение  в государственной собственности Российской Федерации сельскохозяйственных организаций, осуществляющих эту деятельность [2].

Установлено,  что семенами отечественного производства должно засеваться не менее 75% площадей.  А как отмечают авторы,  в области селекции и семеноводства РФ остаются нерешенными очень многие  проблемы.  К сожалению, принимаемые после утверждения «Доктрины продовольственной безопасности РФ» отдельные законы и постановления Правительства Российской Федерации коренным образом не решают проблему первостепенности развития селекции и семеноводства сельскохозяйственных культур и особенно её финансовой стороны.

Так в законе РФ «О семеноводстве», который принят 30 декабря 2021 г. за № 454-ФЗ в статье 5 п. 2 только отмечено, что финансирование научных исследований в области семеноводства осуществляется за счёт средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов, средств организаций, а также за счёт других источников финансирования [3].

Казалось, после этого пункта закона должна быть статья, где адресно в форме механизма были бы прописаны основы обеспечения такого финансирования.

Исследования автора показали, что решать проблему обеспечения собственными семенами сельское хозяйство Российской Федерации и  регионов возможно только при наличии комплексной государственной программы развитие селекции и семеноводства в Российской Федерации на ближайшие годы (2030-2035 гг.).

В целях обеспечения продовольственной безопасности страны необходимо установить:

  • пороговые значения обеспечения собственными семенами в 2030 г. на уровне 90–95%;
  • разработать дополнительные нормативно–правовые документы, необходимые  для обеспечения порогового значения посевов собственными семенами;
  • осуществлять систематический мониторинг,  прогнозирование и контроль о наличии семян собственного производства;
  • разработать механизм поддержки регионов, не имеющих достаточной научной базы, материально-технических ресурсов для развития собственной базы селекции и семеноводства, обеспечения их финансовой поддержкой и гарантированной поставкой семян высших репродукций;
  • занесение в годовой бюджет страны объектов финансирования селекции и семеноводства в разрезе регионов;
  • инвестирование  значительных средств в научно-технические разработки и материальную базу является главным условием достижения высоких результатов в селекционной деятельности.

И чем быстрее в Российской Федерации будет отработана методика определение роялти, тем успешней будет строиться работа селекционеров и семеноводов.

Как показали исследования,  повысить собираемость  роялти можно и нужно за счет введения на законодательном уровне обязанности уплаты лицензионных платежей за использование репродукционных семян, как это происходит во всех развитых странах мира.  Ставка роялти за них,  как правило,  в два раза ниже.  Но с учётом наших посевных площадей прибавка к лицензионному вознаграждению будет весьма ощутимой.  И, что самое главное,  появится гарантированный источник финансирования прикладных разработок.

Однако в российском законодательстве появляются статьи, которые  ущемляют интересы селекционеров. Достаточно привести содержание статьи 1422 части IV ГК РФ, где записано:

« 4. Использование растительного материала, полученного в хозяйстве, в течение двух лет в качестве семян для выращивания на территории этого хозяйства сорта растений из числа растений, перечень родов и видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации. Положение, предусмотренное настоящим подпунктом, распространяется на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, отнесённых в соответствии с законом к субъектам малого и среднего предпринимательства, а также граждан…» [4].

Российское законодательство позволяет использовать растительный материал (семена новых сортов), полученный в хозяйстве в течение двух лет в качестве семян для выращивания на территории фермерского хозяйства без какого-либо вознаграждения селекционера. Это нарушает баланс интересов сторон, а главное подрывает стимулы у селекционеров по выведению новых сортов.

Нашим селекционерам необходима хорошая мотивация – иначе трудно будет создать устойчивую систему селекции и семеноводства в крае, которая работала бы на  импортозамещение.

При переводе системы селекции и семеноводства края на государственное  финансирование можно было начать с мероприятий, которые могут уже сейчас частично поддержать организации  АПК.

Можно освободить сельхозтоваропроизводителей от НДС на реализацию семян отечественной селекции, ввести субсидии на возмещение части затрат на приобретение элитных семян сельскохозяйственных культур, включая гибридные семена сахарной свеклы отечественной селекции.

Авторами предлагается создать в регионе отраслевой кооператив селекционеров основой основной задачей, которого было бы контроль и обеспечение соблюдения лицензионных договоров, и взимание (в том числе принудительное) лицензионных платежей. Кооператив должен содержаться за счёт возврата неуплаченных сумм роялти.

Основными целями кооператива могут быть:

  • оказание содействия селекционерам и семеноводам во внедрении новых сортов сельскохозяйственных культур;
  • поиск, отбор и доведение до селекционеров  и семеноводов востребованной  ими информации;
  • организация учёбы работников сельхозорганизаций по внедрению новых сортов и гибридов сельскохозяйственных культур;
  • определение сумм роялти по выращиваемым в Краснодарском крае сельскохозяйственным культурам и обеспечение соблюдения лицензионных договоров;
  • разработка и реализация организационно–экономических мероприятий по устойчивому развитию селекции и семеноводства в Краснодарском крае.

Большое внимание должно уделяется работе по обучению сельхозтоваропроизводителей, регулярно организовывать и проводить семинары на демонстрационных площадях.

Кооператив должен систематически запрашивать у хозяйства документы об обороте семян и движении денежных средств. И если хозяйства не платили роялти, хотя есть средства, кооператив обращается в суд и суд выносит постановление о взыскании недоимки.

Это поможет селекционером полнее компенсировать свои затраты по выводу новых высокоурожайных сортов сельскохозяйственных культур.

К тому же, нужна широкая просветительская работа о необходимости роялти, о сложностях, с которыми сталкиваются селекционеры в своей работе.

Авторы также считают, что пора определить для развития АПК несколько приоритетов, которые способны обеспечить его лидерство и рост. Одним из приоритетов должно быть обеспечение сельского хозяйства отечественными семенами и перевод научно-исследовательских работ по селекции на необходимое государственное финансирование.

Список источников

  1. Исследовательский проект Селекция 2.0 Научный доклад НИУ ВШЭ и ФАС России. Институт права и развития. 2020 г. [Электронный ресурс].
  2. Указ Президента России от 21января 2020 № 20 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс].
  3. Закон «О семеноводстве» от 30 декабря 2021 г. № 454 – ФЗ. – М. – 2021.
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая, третья, четвертая): По состоянию на 1 февраля 2021 г. – Новосибирск. 2021. – 608 с.
  5. Ушачев И. Развитие инноваций – важнейшая составляющая аграрной политики России / И. Ушачев, А. Колесников, В. Чекалин // АПК: экономика, управление. – 2019. – № 5. – С. 22-31.
  6. Моисеев А.В. Аспекты государственной поддержки  сельского хозяйства в РФ / А.В. Моисеев, М.И. Захарова //  научное обеспечение агропромышленного комплекса. Сборник статей  IX Всероссийской конференции молодых ученых. Краснодар,  КубГАУ.  – 2016. –  С. 1157 –1158.
  7. Аксютина С. Актуальные вопросы государственного регулирования отрасли сельского хозяйства / С. Аксютина, Н. Мироненко // Экономические отношения. – 2020. – Том 10. – № 4. – С. 1469-1490.
  8. Овсянко Л. Эффективность государственной поддержки субъектов АПК в регионе / Л.А. Овсянко, А.В. Овсянко // Экономика и предпринимательство. – – № 11(124). – С. 418-420.
  9. Ермоленко О.Д. Эффективность государственной поддержки в сельскохозяйственном производстве // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского ГАУ. – 2017. – № 125 (01). – С. 8-17.
  10. Моисеев А.В. Развитие и государственная поддержка инновационной деятельности в аграрном секторе // Вестник университета. – 2007. – № 7. – С. 288.
  11. Колесник В. Государственная финансовая поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей / В. Колесник, А. Логинова, А. Федяшкин, Е. Шкварский // Экономика и предпринимательство. – – № 3 (104). – С 124-127.
  12. Кузнецова Н. Проблемы эффективности импортозамещения на российском агрорынке семян сельскохозяйственных культур / Н. Кузнецова, А. Королькова, О. Заводило, А. Ильина // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. – 2020. – № 2 (81). – С. 49-55.
  13. Королькова А. О мерах государственной поддержки селекции и семеноводства кукурузы / А. Королькова, Т. Маринченко, А. Горячева // Техника и оборудование для села. – – № 10. – С. 43-48.

References

  1. Research project Selection 2.0 Scientific report of the Higher School of Economics and the Federal Antimonopoly Service of Russia. Institute of Law and Development. 2020 [Electronic resource].
  2. Decree of the President of Russia dated January 21, 2020 № 20 «On the approval of the Food Security Doctrine of the Russian Federation» [Electronic resource].
  3. The Law «On Seed Production» dated December 30, 2021 № 454 – FZ. – M. – 2021.
  4. The Civil Code of the Russian Federation (Parts one, two, Three, Four): As of February 1, 2021 – Novosibirsk. 2021. – 608 p.
  5. Ushachev I. The development of innovations is the most important component of the agrarian policy of Russia / I. Ushachev, A. Kolesnikov, V. Chekalin // Agro–industrial complex: economics, management. – 2019. – № 5. – pp. 22-31.
  6. Moiseev A.V. Aspects of state support of agriculture in the Russian Federation / A.V. Moiseev, M.I. Zakharova // scientific support of the agro-industrial complex. Collection of articles of the IX All-Russian Conference of Young Scientists. Krasnodar, KubGAU. – 2016. – p. 1157-1158.
  7. Aksyutina S. Actual issues of state regulation of the agricultural sector / S. Aksyutina, N. Mironenko // Economic relations. – 2020. – Volume 10. – № 4. – pp. 1469-1490.
  8. Ovsyanko L. Efficiency of state support of agricultural entities in the region / L.A. Ovsyanko, A.V. Ovsyanko // Economics and entrepreneurship. – 2020. – № 11(124). – Pp. 418-420.
  9. Ermolenko O.D. Efficiency of state support in agricultural production // Polythematic network electronic scientific journal of the Kuban State Agrarian University. – 2017. – № 125 (01). – P.8-17.
  10. Moiseev A.V. Development and state support of innovative activity in the agricultural sector // Bulletin of the University. – 2007. – № 7. – p. 288.
  11. Kolesnik V. State financial support of agricultural producers / V. Kolesnik, A. Loginova, A. Fedyashkin, E. Shkvarsky // Economics and entrepreneurship. – 2019. – №3 (104). – From 124-127.
  12. Kuznetsova N. Problems of import substitution efficiency in the Russian agricultural market of agricultural seeds / N. Kuznetsova, A. Korolkova, O. Zavodilo, A. Ilyina // Bulletin of the Saratov State Socio–Ecological University. –2020. – № 2 (81). – Pp. 49-55.
  13. Korolkova A. On measures of state support for corn breeding and seed production / A. Korolkova, T. Marinchenko, A. Goryacheva // Equipment and equipment. for the village. – 2019. – № 10. – pp. 43-48.

Для цитирования: Шелковников С.А., Моисеев А.В. Меры приоритетного государственного финансирования системы селекции и  семеноводства // Московский экономический журнал. 2023. № 9. URL: https://qje.su/selskohozyajstvennye-nauki/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-9-2023-20/

© Шелковников С.А., Моисеев А.В., 2023. Московский экономический журнал, 2023, № 9.