Московский экономический журнал 7/2023

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 338.43

doi: 10.55186/2413046X_2023_8_7_362

ОЦЕНКА ДИНАМИКИ ИНВЕСТИЦИЙ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ASSESSMENT OF THE DYNAMICS OF INVESTMENTS IN FIXED ASSETS IN AGRICULTURE OF THE RUSSIAN FEDERATION

Эссауленко Дмитрий Владимирович, кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального администрирования, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный аграрный университет», Новосибирск, Россия, essau@nsau.edu.ru

Essaulenko Dmitry V., Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of State and Municipal Administration, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Novosibirsk State Agrarian University», Novosibirsk, Russia, essau@nsau.edu.ru

Аннотация. В статье выполнен сравнительный анализ динамики инвестиций в основной капитал в Российской Федерации по всем видам экономической деятельности, а также сельскому, лесному хозяйству, охоте, рыболовству и рыбоводству за 2017-2021 гг. Произведено сравнение динамики инвестиций в основной капитал не только в фактических (текущих), но и сопоставимых ценах. Прослежена динамика удельного веса сельского, лесного хозяйства, охоты, рыболовства и рыбоводства в инвестициях в целом по экономике России. Обозначены противоречия в значениях целевых показателей инвестиций в основной капитал в сельском хозяйстве при использовании ряда нормативно-правовых актов.

Abstract. The article presents a comparative analysis of the dynamics of investments in fixed assets in the Russian Federation for all types of economic activity, as well as agriculture, forestry, hunting, fishing and fish farming for 2017-2021. The dynamics of investments in fixed assets is compared not only in actual (current), but also in comparable prices. The dynamics of the share of agriculture, forestry, hunting, fishing and fish farming in investments in the Russian economy as a whole is traced. Contradictions in the values of the target indicators of investments in fixed assets in agriculture are indicated when using a number of regulatory legal acts.

Ключевые слова: сельское хозяйство, инвестиции в основной капитал, физический объём инвестиций, Государственная программа развития сельского хозяйства, ведомственный проект «Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе»

Keywords: agriculture, investments in fixed assets, physical volume of investments, State Program for the development of agriculture, departmental project «Stimulation of investment activity in the agro-industrial complex»

Введение. Актуальность настоящего исследования определяется тем, что популистские высказывания ряда федеральных и региональных чиновников различного ранга о существенных успехах в экономике, динамичном, поступательном развитии сельского хозяйства, резком увеличении инвестиционной привлекательности ведения бизнеса, связанного с сельскохозяйственным производством, встречают существенный скепсис в среде непосредственных сельскохозяйственных производителей, вызывают недоумение и подозрения в истинности субъективных оценок.

Целью настоящего исследования является получение оценок динамики инвестиций в основной капитал в сельском хозяйстве, базирующихся не только и не столько на абсолютных (денежных) величинах, но и в сопоставлении с другими видами экономической деятельности, с использованием не только величин инвестиций в основной капитал не только в текущих (фактических), но и сопоставимых ценах (величинах), определение доли сельского хозяйства в инвестициях в основной капитал в целом по экономике России.

Материалы и методы исследования. Методологической основой исследования послужили научные публикации и информационные (статистические) издания по исследуемой проблеме; официальные материалы, нормативно-правовые акты Российской Федерации и субъектов РФ. В зависимости от решаемых задач были использованы следующие методы исследования: монографический, абстрактно-логический, экспертных оценок.

Результаты исследования и их обсуждение. Реальные инвестиции, инвестиции в основной капитал являются одним из факторов развития экономики любого государства. В Российской Федерации за анализируемый период 2017-2021 гг. наблюдался непрерывный рост инвестиций в основной капитал как по всем видам экономической деятельности, так и по виду экономической деятельности «Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство» (рисунок 1).

В целом по экономике Российской Федерации за анализируемый период инвестиции в основной капитал выросли с 16027,3 млрд руб. до 22945,4 млрд руб., т.е. на 6918,1 млрд руб. или 43,16%. Интенсивность роста инвестиций в основной капитал в коммерческих организациях Российской Федерации всех видов деятельности была неоднородной. Так, по итогам 2018 г. инвестиции выросли с 16027,3 млрд руб. до 17782 млрд руб., т.е. на 1754,7 млрд руб. или 10,95%. Однако, по итогам 2019 и 2020 гг. величины и темпы прироста существенно замедлились: по итогам 2019 г. сумма инвестиций в основной капитал составила 19329 млрд руб., что 1547 млрд руб. или 8,70% больше прошлогоднего уровня; в 2020 г. сумма инвестиций превысила 20 трлн руб. и была равна 20302,9 млрд руб., что соответствует приросту в 973,9 млрд руб. или 5,04%. По итогам 2021 г. негативная тенденция сокращения темпов роста была преодолена – сумма инвестиций достигла 22945,4 млрд руб., что больше значения за 2020 г. на 2642,5 млрд руб. или 13,02% (наибольшие значения в анализируемом временном диапазоне).

Инвестиции в сельское, лесное хозяйство, охоту, рыболовство и рыбоводство России также непрерывно увеличивались, однако интенсивность этого роста была по каждому году и соответственно в целом за весь анализируемый период существенно ниже. Общая сумма инвестиций в сельское, лесное хозяйство, охоту, рыболовство и рыбоводство выросла с 705,5 млрд руб. по итогам 2017 г. до 964,2 млрд руб. по итогам 2021 г., т.е. на 258,7 млрд руб. или 36,67%. Разрыв в темпах роста инвестиций в основной капитал по всем коммерческим организациям и сельскохозяйственным организациям составил 6,5 процентных пунктов, т.е. имеет место отставание инвестиционной деятельности в сельскохозяйственном производстве.

По итогам 2018 г. инвестиции в сельское, лесное хозяйство, охоту, рыболовство и рыбоводство достигли 781,5 млрд руб., прирост составил 76 млрд руб. или 10,77%, что, однако, всё равно ниже отмечавшегося выше темпа роста инвестиций в основной капитал по всем видам экономической деятельности (10,95%) (разрыв 0,18 процентных пункта). Темп роста инвестиций в основной капитал в сельское, лесное хозяйство, охоту, рыболовство и рыбоводство в 2019 г. (108,02%, увеличение до 844,2 млрд руб., т.е. на 62,7 млрд руб.) отличался от темпа роста по всем видам экономической деятельности (108,70%) уже на 0,68 процентных пункта. Максимальный разрыв темпов роста инвестиций по всем видам экономической деятельности, а также в сельское, лесное хозяйство, охоту, рыболовство и рыбоводство зафиксирован по итогам 2020 г. – 105,04% против 102,04%, т.е. на 3 процентных пункта. Инвестиции в сельское, лесное хозяйство, охоту, рыболовство и рыбоводство за этот год составили 861,4 млрд руб. (прирост на 17,2 млрд руб.). По итогам 2021 г. инвестиции в сельское, лесное хозяйство, охоту, рыболовство и рыбоводство достигли максимальных 964,2 млрд руб., прирост в этих условиях составил 11,93% или 102,8 млрд руб. (максимальные значения).

В целом необходимо отметить, что инвестиции в основной капитал в сельском, лесном хозяйстве, охоте, рыболовстве и рыбоводстве (основа группы – именно сельское хозяйство, а именно «Растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях», на долю лесоводства и лесозаготовок, рыболовства и рыбоводства по итогам 2021 г. приходилось 14,63%, по итогам 2020 г. – 14,36%, по итогам 2019 г. – 11,11%) изменялись полностью сообразно инвестициям в целом по экономике, по всем видам экономической деятельности, что находит своё подтверждение и в получении значения коэффициента корреляции, равного 0,9966, коэффициента детерминации, равного 0,9933. Это позволяет сделать вывод о том, что сельское хозяйство Российской Федерации аккумулирует в себе все макроэкономические тенденции, спады и подъёмы, а также сама воздействует на экономические процессы, показатели.

При этом необходимо отметить, что использование индексов физического объёма инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах (таблица 1) существенно снижает позитивные оценки динамики инвестиций в основной капитал как по всем видам экономической деятельности, так и в части инвестиций в сельское, лесное хозяйство, охоту, рыболовство и рыбоводство, а по итогам 2020 г. и вовсе приходится констатировать сокращение инвестиций в основной капитал – на 0,5% по всем видам экономической деятельности и на 4,4% – в сельском, лесном хозяйстве, охоте, рыболовстве и рыбоводстве.

По итогам 2017 и 2018 гг. индексы физического объёма инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах в сельское, лесное хозяйство, охоту, рыболовство и рыбоводство опережали индексы физического объёма инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах по всем видам экономической деятельности – на 4,9 процентных пункта (109,7% против 104,8%) по итогам 2017 г. и на 0,7 процентных пункта (106,1% против 105,4%) по итогам 2018 г.

В дальнейшем, однако, имели место уже обратные соотношения – исключая ценовой фактор, используя индексы физического объёма инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах, наличествует менее интенсивный рост (2019, 2021 гг.) и более интенсивное сокращение (2020 г.) инвестиций именно в сельское, лесное хозяйство, охоту, рыболовство и рыбоводство (по сравнению с другими видами экономической деятельности). Особенно показательным здесь видится разрыв в темпах изменений: с 1,7 процентных пункта в 2019 г. (102,1% против 100,4%) возрастает до 3,9 процентных пункта в 2020 г. (99,5% против 95,6%) и 3,6 процентных пункта в 2021 г. (107,7% против 104,1%). Это символизирует, что в условиях макроэкономических проблем инвестиции в сельское, лесное хозяйство, охоту, рыболовство и рыбоводство сокращаются более интенсивно.

Удельный вес сельского, лесного хозяйства, охоты, рыболовства и рыбоводства в инвестициях в основной капитал в экономике России непрерывно сокращался (рисунок 2). За анализируемый период 2017-2021 гг. удельный вес сельского, лесного хозяйства, охоты, рыболовства и рыбоводства в инвестициях в основной капитал сократился на 0,20 процентных пункта, причём наибольший вклад в обозначенное сокращение внесли 2020 и 2021 гг. (0,13 и 0,04 процентных пункта соответственно, 85% общего изменения).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2021 г. № 415 [6] наименование и значение целевого показателя «Индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства (без субъектов малого и среднего предпринимательства) в 2025 году в размере 121,8 процента по отношению к уровню 2017 года» изменено на «Индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства (без субъектов малого предпринимательства) в 2025 году в размере 118,2 процента по отношению к уровню 2017 года», что свидетельствует о сокращении ожиданий инвестиций в основной капитал в сельском, лесном хозяйствах, охоте, рыболовстве и рыбоводстве.

При этом приходится констатировать некоторые нестыковки нормативно закреплённых целей. Установленный «Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» [7] показатель (индикатор) «Индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства (без субъектов малого и среднего предпринимательства) по отношению к уровню 2017 года» не соответствует показателю, установленному Стратегией № 993-р («Стратегия развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года») [8] – «Индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства к уровню 2019 года», значение которого к 2030 году составляет 131%. Вместе с тем Указом № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [9] в рамках национальной цели «Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство» установлен целевой показатель по обеспечению к 2030 году реального роста инвестиций в основной капитал не менее 70 процентов по сравнению с показателем 2020 года, что в 1,3 раза выше значения данного показателя [8], предусмотренного Стратегией № 993-р.

На определённые противоречия по результатам проверки выполнения государственных программ указывает и Счетная Палата Российской Федерации: «Объем кредитных ресурсов, привлеченных в АПК в 2021 году составил 1203,3 млрд руб., что в 3 раза больше, установленного в рамках ведомственного проекта «Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе» [10] планового значения показателя (400,0 млрд руб.), и на 18,7% больше, чем в 2020 году (1014,1 млрд руб.). В качестве причины существенного перевыполнения показателя по привлечению кредитных ресурсов в 2021 году … указана волатильность ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации. При этом плановое значение показателя «Объем кредитных ресурсов, привлеченных в агропромышленный комплекс (не менее установленного на очередной год значения)», установленное паспортом ведомственного проекта «Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе» на 2021 год, составляет 400,0 млрд. рублей, что в 2,5 раза ниже фактического значения данного показателя, достигнутого в 2020 году (1014,1 млрд руб.). Изложенные факты свидетельствуют о рисках занижения планового значения показателя … «Объем кредитных ресурсов, привлеченных в агропромышленный комплекс (не менее установленного на очередной год значения)», установленного на 2021 год» [11].

При использовании различных источников информации можно сформировать противоречивые выводы. Ежегодно выполняемый Счётной палатой Российской Федерации анализ исполнения государственных программ наглядно об этом свидетельствует: «в соответствии с данными уточненного годового отчета по ГП-25 [«Государственная программа развития сельского хозяйства» — прим. автора] за 2020 год значение показателя «Индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства (без субъектов малого и среднего предпринимательства) к 2017 году» составило 100,6 % при установленном в ГП-25 плановом значении данного показателя – 98,2 %, что свидетельствует о его выполнении. При этом в соответствии с данными уточненного годового отчета за 2021 год значение данного показателя в 2020 году было уточнено и составило 97,6 %, что на 3,0 процентных пункта ниже соответствующего значения, указанного в отчете за предыдущий год, и свидетельствует о невыполнении плана по данному показателю. Кроме того, по названному показателю установлено несоответствие фактических данных, содержащихся в сводном годовом докладе за 2021 год, данным, опубликованным на сайте Росстата. Так, по данным сводного годового доклада, значение индекса физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства (без учета малого и среднего предпринимательства) в 2021 году по отношению к уровню 2017 года составило 100%, тогда как по данным Росстата – 96 %, или на 4 процентных пункта ниже» [11].

Таким образом, можно сделать вывод, что рост инвестиций в основной капитал в сельском хозяйстве России формально действительно имеет место. Однако, сложившиеся темпы роста, особенно принимая во внимание темпы роста в сопоставимых ценах, не позволяют рассчитывать на интенсификацию обновления материально-технической базы сельского хозяйства, ускоренное обновление, прирост основных средств сельскохозяйственных производителей. Ситуацию усугубляет сохраняющаяся сравнительно низкая рентабельность сельскохозяйственного производства, высокая закредитованность сельскохозяйственных производителей, вынуждая государство корректировать аграрную политику [12], искать новые пути, источники расширения инвестиционной деятельности, в т.ч. с использованием бюджетных средств, что составляют объект дальнейших научных исследований автора.

Список источников

  1. Российский статистический ежегодник. 2018: Стат. сб. / Росстат. – М., 2018. – 694 с.
  2. Российский статистический ежегодник. 2019: Стат. сб. / Росстат. – М., 2019. – 708 с.
  3. Российский статистический ежегодник. 2020: Стат. сб. / Росстат. – М., 2020. – 700 с.
  4. Российский статистический ежегодник. 2021: Стат. сб. / Росстат. – М., 2021. – 692 с.
  5. Российский статистический ежегодник. 2022: Стат. сб. / Росстат. – М., 2022. – 691 с.
  6. Постановление Правительства РФ от 18.03.2021 N 415 «О внесении изменений в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru. (Дата обращения 27.06.2023).
  7. Постановление Правительства РФ от 14.07.2012 N 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru. (Дата обращения 27.06.2023).
  8. Распоряжение Правительства РФ от 08.09.2022 N 2567-р «Об утверждении Стратегии развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru. (Дата обращения 27.06.2023).
  9. Указ Президента РФ от 21.07.2020 N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru. (Дата обращения 27.06.2023).
  10. Паспорт государственной программы (комплексной программы) Российской Федерации «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» (утв. Правительством РФ 15.07.2022 N ВА-П11-11933). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru. (Дата обращения 27.06.2023).
  11. Счётная Палата Российской Федерации. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ach.gov.ru. (Дата обращения 27.06.2023).
  12. Матвиенко С.Н. Необходимость коррекции целей государственной аграрной политики / С.Н. Матвиенко // В сборнике: Комплексное развитие сельских территорий и инновационные технологии в агропромышленном комплексе. Сборник III международной научно-методической и практической конференции. 2018. С. 122-123.

References

  1. Rossijskij statisticheskij ezhegodnik. 2018: Stat. sb. / Rosstat. – M., 2018. – 694 s.
  2. Rossijskij statisticheskij ezhegodnik. 2019: Stat. sb. / Rosstat. – M., 2019. – 708 s.
  3. Rossijskij statisticheskij ezhegodnik. 2020: Stat. sb. / Rosstat. – M., 2020. – 700 s.
  4. Rossijskij statisticheskij ezhegodnik. 2021: Stat. sb. / Rosstat. – M., 2021. – 692 s.
  5. Rossijskij statisticheskij ezhegodnik. 2022: Stat. sb. / Rosstat. – M., 2022. – 691 s.
  6. Postanovlenie Pravitel’stva RF ot 18.03.2021 N 415 «O vnesenii izmenenij v Gosudarstvennuyu programmu razvitiya sel’skogo hozyajstva i regulirovaniya rynkov sel’skohozyajstvennoj produkcii, syr’ya i prodovol’stviya». – [Elektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru. (Data obrashcheniya 27.06.2023).
  7. Postanovlenie Pravitel’stva RF ot 14.07.2012 N 717 «O Gosudarstvennoj programme razvitiya sel’skogo hozyajstva i regulirovaniya rynkov sel’skohozyajstvennoj produkcii, syr’ya i prodovol’stviya». – [Elektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru. (Data obrashcheniya 27.06.2023).
  8. Rasporyazhenie Pravitel’stva RF ot 08.09.2022 N 2567-r «Ob utverzhdenii Strategii razvitiya agropromyshlennogo i rybohozyajstvennogo kompleksov Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda». – [Elektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru. (Data obrashcheniya 27.06.2023).
  9. Ukaz Prezidenta RF ot 21.07.2020 N 474 «O nacional’nyh celyah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda». – [Elektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru. (Data obrashcheniya 27.06.2023).
  10. Pasport gosudarstvennoj programmy (kompleksnoj programmy) Rossijskoj Federacii «Gosudarstvennaya programma razvitiya sel’skogo hozyajstva i regulirovaniya rynkov sel’skohozyajstvennoj produkcii, syr’ya i prodovol’stviya» (utv. Pravitel’stvom RF 15.07.2022 N VA-P11-11933). – [Elektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru. (Data obrashcheniya 27.06.2023).
  11. Schyotnaya Palata Rossijskoj Federacii. – [Elektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa: https://ach.gov.ru. (Data obrashcheniya 27.06.2023).
  12. Matvienko S.N. Neobhodimost’ korrekcii celej gosudarstvennoj agrarnoj politiki / S.N. Matvienko // V sbornike: Kompleksnoe razvitie sel’skih territorij i innovacionnye tekhnologii v agropromyshlennom komplekse. Sbornik III mezhdunarodnoj nauchno-metodicheskoj i prakticheskoj konferencii. 2018. S. 122-123.

Для цитирования: Эссауленко Д.В. Оценка динамики инвестиций в основной капитал в сельском хозяйстве Российской Федерации // Московский экономический журнал. 2023. № 7. URL: https://qje.su/selskohozyajstvennye-nauki/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-7-2023-50/

© Эссауленко Д.В., 2023. Московский экономический журнал, 2023, № 7.