Московский экономический журнал 7/2021

image_pdfimage_print

УДК 338.432 

DOI 10.24412/2413-046Х-2021-10411 

МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АГРАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА

METHODS OF STATE REGULATION OF AGRICULTURAL PRODUCTION

Свечникова Татьяна Михайловна, старший преподаватель кафедры организации аграрного производства, Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова, г. Пермь 

Svechnikova T.M.,  dobroe5@yandex.ru

Аннотация. В статье рассмотрены нормативно-правовые, экономические и социальные методы государственного регулирование сферы аграрного производства. Проанализирован рейтинг регионов по ресурсному обеспечению и объемам производства аграрной продукции. Проведена оценка эффективности государственной поддержки производства молока в Приволжском федеральном округе и в Пермском крае. Определены направления эффективности производства молока в сельскохозяйственных организациях Пермского края.

Summary. The article considers the regulatory, economic and social methods of state regulation of the sphere of agricultural production. The rating of regions in terms of resource provision and agricultural production volumes is analyzed. An assessment of the effectiveness of state support for milk production in the Volga Federal District and in the Perm Region was carried out. The directions of milk production efficiency in agricultural organizations of the Perm Region are determined.

Ключевые слова: государственное регулирование, методы государственного регулирования, аграрное производство, эффективность производства, Пермский край

Keywords: state regulation, methods of state regulation, agricultural production, production efficiency, Perm region.

В условиях рыночной экономики вопросам государственного регулирования сферы аграрного производства уделяется особое внимание. Это связано с большой зависимостью перерабатывающего производства от объёмов и качества сельскохозяйственного сырья (молока, мяса, зерна, картофеля), а также для обеспечения продовольственной безопасности страны.

Государственное регулирование – это воздействие органов государственной власти на производство, хранение, переработку и рынок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также на производственно-техническое и материально-техническое обеспечение аграрного комплекса. Выделяют нормативно-правовые, экономические и социальные методов государственного регулирования экономики аграрного сектора экономики [1].

Нормативно-правовые методы государственного регулирования заключаются в разработке программ развития как сельскохозяйственного производства в целом, так и отдельных его отраслей. На уровне субъектов РФ утверждаются региональные программы государственной поддержки и развития приоритетный направлений сельского хозяйства (рис. 1).

К экономическим методам государственного регулирования сельскохозяйственного производства относится политика федеральных и региональных органов власти: налоговая, ценовая, инвестиционная, кредитная, амортизационная, страховая (рис 2) [1].

Так, для сельскохозяйственных производителей налоговая политика предполагает установление налогового режима Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН), если в структуре товарной продукции доля от реализации сельскохозяйственной продукции составляет не менее 70%. В этом случае ЕСХН заменяет налог на прибыль (20%) и на имущество (2,2%). Также при реализации сельскохозяйственного сырья ставка налога по НДС составляет 10%. Реализация инвестиционной политики сводится к вложению средств в развитие отдельных отраслей предприятия путем модернизации производственного оборудования. При этом важно выбрать способ приобретения имущества: в лизинг или в кредит.

Социальные методы государственного регулирования на селе заключаются в развитии сельских территорий, в поддержке молодых семей, предоставлении молодым специалистам жилья, «подъемные» молодым специалистам и поощрение лучших работников отрасли.

Важно отметить, что приоритетной отраслью для Пермского края является молочное животноводство. В Приволжском Федеральном округе в Экономические методы государственного регулирования сельскохозяйственного производства Налоговая политика Ценовая политика Кредитная политика Инвестиционная политика Амортизационная политика Страховая политика Устанавливаются пониженная ставка НДС (10%) на реализацию сельскохозяйственного сырья (молоко сырое, зерно, картофель и т.д.). Применяется налоговый режим ЕСХН Регулирование закупочных цен на сырое молоко, зерно, картофель, мясо Сельхозтоваропроизводителям кредиты предоставляются по сниженным процентным ставкам на льготных условиях Модернизация производственного оборудования, обновления молочного стада коров, приобретение урожайных сортов зерновых культур Приобретение производственного оборудования в лизинг. Применение коэффициентов ускоренной амортизации Страхование имущества сельхозпредприятий на случай пожара, страхование животных на случай падежа, страхование будущего урожая на случай засухи и наводнения

структуре объемов производства молока Пермский край составляет всего 7,25% и занимает седьмое место [4]. Лидерами по объему производства молока являются: Республика Татарстан, Удмуртская Республика и Кировская область. На их долю приходится почти половина от всего произведенного молока, а именно 43,06% (табл. 1).

Лидирующее положение по производству молока занимает Республика Татарстан. Это связано с тем, что при реализации молока сельхозтоваропроизводителями по цене 25 рублей за литр региональные власти дополнительно дотируют по 8 руб. на каждый литр. Это стимулирует производителей к более высоким показателям деятельности и объемы производства растут [3].

Первое место по надою молока на одну корову в Приволжском федеральном округе занимает Пензенская область со средней продуктивность 8514 килограмм молока в год. Пермский края находится на девятом месте.

В Пермском крае в производстве молока большую роль играют сельскохозяйственные предприятия, которых насчитывается около 230 единиц. За 2019-2020 годы объем производства молока в регионе увеличился на 18,7 тысяч тонн, что связано как с ростом объема производства молока в сельскохозяйственных организациях на 20,3 тысяч тонн (4,69%) при одновременном снижении поголовья дойного стада (табл.2) [1].

Исследование показало, что в Пермском крае потребляется около 586,4 тысяч тонн молока в год. При этом производится 527,5 тысяч тонн молока, из которых 166,5 тысяч тонн вывозят из пределы региона. Завозится на территорию Пермского края около 265,8 тысяч тонн молока. Собственное производство молока в регионе удовлетворяет потребность населения лишь на 89% [1].

В Пермском крае наибольший объем производства молока приходится на сельскохозяйственные предприятия – 83% [4]. На долю производства крупных сельскохозяйственных организаций и молочных комбинатов приходится около 50 % от всего производства молока в Пермском крае. Наиболее крупные и рентабельные по производству молока предприятия: ООО «Колхоз им. Ленина», ООО «Заря Путино», ООО «Агрофирма Труд». Коэффициент рентабельности производства у сельскохозяйственных организаций, имеющих перерабатывающие модули, составляет более 10% (табл.3).

Эффективность производственно-экономической деятельности этих предприятий связана с высоким уровнем автоматизации процессов доения, кормления животных, а также государственной поддержкой развития приоритетных отраслей.

Для повышения экономической эффективности производства молока в Пермском крае его производители должны уделять особое внимание увеличению продуктивности дойных коров и условиям их содержания. Для этого необходимо:

  1. Применять сбалансированный кормовой рацион. При оптимальном питании коров удой в среднем увеличивается на 20-30%, а также улучшается качество молока [5].
  2. Проводить реконструкцию старых коровников и инвестировать проекты по строительству новых молочных комплексов.
  3. Уделять внимание снижению себестоимости молока повышению качества продукции.
  4. Применять ресурсосберегающие технологии производства продукции и использовать цифровые технологии.
  5. Использовать средства государственной поддержки для развития производств и компенсации затрат.

Таким образом, государственная поддержка и внутренние резервы сельскохозяйственных предприятий напрямую оказывают влияние на эффективность развития производства, рентабельность и конкурентоспособность хозяйствующих субъектов в агроном секторе экономики.

Литература

  1. Коробкова М.А. Государственное регулирование экономики как основной фактор развития экономики // Экономика и менеджмент: от теории к практике: сб. науч. тр. по итогам междунар. науч.-практ. конф. – 2016. – С. 54-59.
  2. Пермский край в цифрах. 2021: Краткий статистический сборник/ Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю. – Пермь, 2021. – 195 c.
  3. Пути повышения экономической эффективности производства молока [Электронный ресурс]. — https://cyberleninka.ru/article/n/puti-povysheniya-ekonomicheskoy-effektivnosti-proizvodstva-moloka/viewer (дата обращения 30.07.2021)
  4. Федеральная служба государственной статистики (Росстат) [Электронный ресурс]. — https://rosstat.gov.ru/folder/509
  5. Экономическая эффективность производства молока [Электронный ресурс]. — https://www.agroprodmash-expo.ru/ru/articles/vidy-i-pokazateli-ehkonomicheskoj-ehffektivnosti-proizvodstva-moloka/ (дата обращения 30.07.2021)