Московский экономический журнал 6/2023

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 332.1:330.341

doi: 10.55186/2413046X_2023_8_6_255

ФИНАНСЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В УСЛОВИЯХ СНИЖЕНИЯ ИМПОРТОЗАВИСИМОСТИ

FINANCES FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF RURAL INFRASTRUCTURE IN THE CONTEXT OF DECREASING IMPORT DEPENDENCE

Черникова Светлана Александровна, к.э.н., доцент,  заведующий кафедрой менеджмента, ФГБОУ ВО Пермский государственный аграрно-технологический университет, г. Пермь, Россия; старший научный сотрудник, Институт экономики УрО РАН, г. Екатеринбург, Россия; доцент кафедры финансов, кредита и биржевого дела, ФГАОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет», г. Пермь, Россия, E-mail: schernikova2014@yandex.ru

Сидельцева Любовь Владимировна, аспирант (соискатель) кафедры менеджмента, ФГБОУ ВО Пермский государственный аграрно-технологический университет, г. Пермь, Россия, E-mail: Lubammb@yandex.ru

Chernikova Svetlana Aleksandrovna, Candidate of Economics, Associate Professor, Head of the Department of Management, Perm State Technical University, Perm, Russia, Senior Researcher, Institute of Economics, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, Yekaterinburg, Russia, Associate Professor of the Department of Finance, Credit and Exchange Affairs, Associate Professor of the Department of Finance, Credit and Exchange Affairs, Perm State National Research University, Perm, Russia, E-mail: schernikova2014@yandex.ru

Sideltseva Lyubov Vladimirovna, postgraduate student (applicant) of the Department Management, Perm State Technical University, Perm, Russia, E-mail: Lubammb@yandex.ru

Аннотация. Научная статья посвящена определению ключевых элементов финансов устойчивого развития сельской инфраструктуры в условиях снижения импортозависимости и повышения уровня экспорта сельскохозяйственной продукции, за счет повышения эффективности молочного производства в Пермском крае. Актуальность исследования обусловлена необходимостью удовлетворения потребностей населения в питьевом пастеризованном молоке и молочной продукции, а также полноценного развития рынка «молока и молочной продукции». Гипотеза исследования состоит в том, что организационно-финансовый механизм позволяет оказывать существенное влияние на привлечение, распределение и использование финансовых ресурсов для эффективной производственно-хозяйственной деятельности и увеличения финансового потенциала сельскохозяйственных товаропроизводителей, перерабатывающих предприятий по производству «молока и молочной продукции» с целью стратегического развития сельской инфраструктуры, в условиях снижения импортозависимости. Авторами определена и систематизирована совокупность элементов финансов устойчивого развития сельской инфраструктуры, сельскохозяйственных товаропроизводителей, перерабатывающих предприятий с акцентом на функциональную компоненту управления финансами, в процессе генерирования  денежных потоков. Исходя, из этого в научной статье предложен концептуальный подход к разработке организационно-финансового механизма в соответствии с обоснованными авторами принципами функционирования механизма: комплексность, непрерывность, экономичность, научность, оптимальность, целенаправленность и преемственность. Проведенное исследование позволило разработать организационно-финансовый механизм с учетом особенностей производства «молока и молочной продукции» сельскохозяйственными товаропроизводителями, перерабатывающими предприятиями, в рамках комплексного развития сельской инфраструктуры Пермского края. Представлены  основные бизнес-процессы организационно-финансового механизма сельскохозяйственного перерабатывающих предприятия по производству «молока и молочной продукции», в разрезе пяти организационно-экономических моделей: организационно-структурная, функционально-финансовая, финансово-технологическая, информационно-цифровая и сетевого взаимодействия. Выполненное исследование базируется на системном научном подходе и материалах Правительства Пермского края и данных Федеральной службы государственной статистики. Основные положения статьи, могут быть,  использованы в качестве теоретико-методологической и практической базы для повышения финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей, перерабатывающих предприятий молочной отрасли и других элементов  сельской инфраструктуры субъектов Российской Федерации

Abstract. The scientific article is devoted to the identification of key elements of finance for the sustainable development of rural infrastructure in the context of reducing import dependence and increasing the level of exports of agricultural products, by increasing the efficiency of dairy production in the Perm region. The relevance of the study is due to the need to meet the needs of the population in drinking pasteurized milk and dairy products, as well as the full development of the market for «milk and dairy products». The hypothesis of the study is that the organizational and financial mechanism makes it possible to have a significant impact on the attraction, distribution and use of financial resources for effective production and economic activities and increasing the financial potential of agricultural producers, processing enterprises for the production of «milk and dairy products» for the purpose of strategic development of rural infrastructure, in the context of reducing import dependence.  The authors have identified and systematized a set of elements of finance for the sustainable development of rural infrastructure, agricultural producers, processing enterprises with an emphasis on the functional component of financial management, in the process of generating cash flows. Proceeding from this, the scientific article proposes a conceptual approach to the development of an organizational and financial mechanism in accordance with the principles of the functioning of the mechanism substantiated by the authors: complexity, continuity, economy, scientificity, optimality, purposefulness and continuity. The study made it possible to develop an organizational and financial mechanism, taking into account the peculiarities of the production of «milk and dairy products» by agricultural producers, processing enterprises, within the framework of the integrated development of the rural infrastructure of the Perm Territory. The main business processes of the organizational and financial mechanism of the agricultural processing enterprise for the production of «milk and dairy products» are presented in the context of five organizational and economic models: organizational and structural, functional and financial, financial and technological, information and digital and network interaction. The study is based on a systematic scientific approach and materials of the Government of the Perm Territory and data from the Federal State Statistics Service. The main provisions of the article can be used as a theoretical, methodological and practical basis for increasing the financial stability of agricultural commodity production.

Ключевые слова: финансовые ресурсы, денежные потоки, финансы устойчивого развития, регион, сельская инфраструктура, сельскохозяйственное предприятие, организационно-финансовый механизм, цифровые устройства и технологии

Keywords: financial resources, cash flows, sustainable development finance, region, rural infrastructure, agricultural enterprise, organizational and financial mechanism, digital devices and technologies

В настоящие время, сельская инфраструктура в условиях снижения импортозависимости представляет собой совокупность социальных и экономических условий, обеспечивающих развитие всего производственного процесса сельскохозяйственного производства. С другой стороны, ее можно представить в аспекте функционирования на уровне определенного территориально-экономического обособления. Функции сельской инфраструктуры в условиях снижения импортозависимости, формирование рыночных отношений существенно изменились. На основание, проведенного исследования выявлено, что самостоятельные отрасли, такие как, сельское хозяйство, превратились в звенья многоотраслевой агропромышленной системы, характеризующейся взаимопроникновением общих интересов, средств и методов и приемов финансирования и хозяйствования, ориентированных на конечные цели в рамках адаптации «воспроизводственного процесса»  системы агропромышленного комплекса.

При этом, результаты каждой стадии «воспроизводственного процесса» принимают характер промежуточных товаров и товарных услуг, выступая факторами последующих стадий сельскохозяйственного производства, организация экспорта сельскохозяйственной продукции в Пермском крае.

Роль сельской инфраструктуры заключается в связывании, в единое целое, все стадии сельскохозяйственного общественного производства, сокращая время производства и обращения и тем самым, ускоряя оборот капитала сельскохозяйственных предприятий.

Таким образом, своевременное формирование сельской инфраструктуры, одно из важных и необходимых условий прибыльного функционирования всего сельскохозяйственного общественного  производства воспроизводства, не только отраслей сельского хозяйства, но и всего агропромышленного комплекса.

В настоящее время уровень обеспеченности сельского хозяйства объектами социальной, производственной и рыночной инфраструктуры остается крайне низким, что приводит к деградации российского села, и, как следствие, к нарушению и спаду «воспроизводственных» сельскохозяйственных процессов агропромышленного комплекса.

Поэтому, формирование и развитие сельской инфраструктуры видится обязательным условием эффективного взаимодействия субъектов основного и вспомогательного производства, способствующим созданию общих предпосылок роста и развития сельскохозяйственного производства.

Таким образом, необходимость поиска путей и способов решения проблем инфраструктурного обеспечения сельских территорий является актуальным, что предопределило выбор темы исследования.

Молочное сельскохозяйственное производство представляет собой сложный комплекс трудоемких и специфических технологических процессов, которые направлены на выработку молочных продуктов, содержащих либо все компоненты молока, либо их часть. При производстве пастеризованного «молока», а также кисломолочных напитков используются все компоненты состава молока. Выработка питьевых сливок, сметаны, творога, масла, сыра и других молочных продуктов основана на раздельной переработке компонентов молока. Производство молочных консервов связано с сохранением всех сухих веществ в молоке после удаления из него влаги [2].

В современных условиях, в исследованиях экономики аграрной сферы, предлагаются авторские концепции стратегического развития сельскохозяйственного молочного производства, суть которых заключается в концентрации и специализации производства «молока — сырья», стремиться  в сторону, укрупнения, необходимо, концентрация на более крупных специализированных сельскохозяйственных товаропроизводителях  и перерабатывающих предприятиях, что способствует снижению  затрат производство  единицы выпускаемой продукции, а также развитию сельской инфраструктуры [1, 7, 9].

При этом, любая концепция стратегического развития сельскохозяйственного молочного производства Пермского края, зависит как от положительного, так и отрицательного влияния изменений факторов внешней и внутренней среды, с учетом снижения импортозависомости [6].

На основании проведенного анализа продуктивности отрасли растениеводства и животноводства Пермского края, выявлено, что объемы производства продукции животноводства во многом зависят от количества имеющегося скота и его продуктивности. Объемы производства скота и птицы на убой (в живом весе) за прошедший  2021 год снизились на 7% и составили 88 тыс. тонн. (рисунок 2) [8].

Сельскохозяйственные организации остаются основными производителями продукции животноводства. На их долю приходится 94% яиц, 83% молока, 79% мяса скота и птицы (рисунок 3).

Вместе с тем,  ключевым аспектом стратегического развития сельскохозяйственного молочного производства агропромышленного комплекса Пермского края является эффективное взаимодействие многих элементов финансов устойчивого развития, финансового обеспечения производственно-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей  и перерабатывающих предприятий, специализирующихся на переработке коровьего сырого «молока – сырья» и производстве питьевого пастеризованного молока и широкого ассортимента молочной продукции[11] .

Следовательно, возникает настоятельная необходимость определения не только всех элементов финансового обеспечения, влияющих на развитие сельскохозяйственного молочного производства, но и их системная классификация по назначению, сущностной характеристике, взаимодействию и взаимосвязи, месту и роли в достижении оперативных, тактических и стратегических целей развития сельскохозяйственных предприятий по производству молочной продукции, в рамках реализации согласованной «Стратегии развития агропромышленного комплекса пермского края на период до 2035 года», утверждена распоряжением Правительства Пермского края от 17.11.2022 N 411-рп [6], разработан организационно-финансовый механизм  и меры финансовой государственной поддержки  отрасли молочного скотоводства Пермского края.

В связи с этим представляет научный интерес возможности реализации этой важной задачи с помощью формирования и эффективного функционирования организационно-финансового механизма управления финансовыми потоками предприятия. Такая задача является актуальной и для текущего этапа развития отечественного специализированного рынка молока и молочной продукции, что повышает уровень удовлетворения потребностей населения в данной продукции, снижает уровень импортозависимости, обеспечивает устойчивое развитие сельской инфраструктуры.

В этой ситуации авторы выдвигают гипотезу исследования, согласно которой организационно-финансовый механизм оказывает существенное влияние на привлечение, распределение и использование финансовых ресурсов для эффективной производственно-хозяйственной деятельности и увеличения финансового потенциала сельскохозяйственных товаропроизводителей и перерабатывающих предприятия по производству молочной продукции и стратегического развития в конкурентной среде, в условиях снижения импортозависимости.

Поэтому, цель данной научной статьи состоит в развитии теоретико-методических положений к исследованию элементов финансов устойчивого развития, финансового обеспечения сельскохозяйственного молочного производства Пермского края и разработке организационно-финансового механизма для обеспечения успешного привлечения из разных источников финансовых ресурсов, распределения и их использования для достижения оперативных и тактических целей производственно-хозяйственной деятельности и стратегического развития сельскохозяйственных товаропроизводителей и перерабатывающих предприятий по производству и реализации «молока  и молочной продукции» в условиях снижения импортозависимости.

В процессе достижения поставленной цели авторы обобщили научную новизну проведенного исследования в следующих положениях: обоснован концептуальный подход к разработке организационно-финансового механизма для своевременного обеспечения финансовыми ресурсами производственно-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных предприятий по производству «молока и молочной продукции»,  с акцентом развития модели эффективного управления финансовыми потоками, как фундаментальной основы достижения оперативных, тактических и стратегических целей производства молочной продукции и других видов деятельности сельскохозяйственных предприятий; определена совокупность наиболее востребованных элементов финансов устойчивого развития, финансового обеспечения, имеющих непосредственное влияние на формирование и/или совершенствование и функционирование организационно-финансового механизма; в качестве определяющего условия эффективного функционирования организационно-финансового механизма сформулированы принципы: комплексность, непрерывность, научность, экономичность, оптимальность, целенаправленность и преемственность; разработан организационно-финансовый механизм сельскохозяйственного предприятия по производству молочной продукции в составе пяти ключевых организационно-экономических моделей: организационно-структурная, функционально-финансовая, финансово-технологическая, информационно-цифровая и сетевого взаимодействия, каждая из которых имеет оригинальное назначение и бизнес — процессы с целенаправленным управлением движения денежных потоков с применением цифровых устройств и цифровых технологий и механизма, современных информационно-коммуникационных технологий, что в целом обеспечивает повышение эффективности финансовой системы предприятия [11].

В качестве определяющего условия формирования и функционирования организационно-финансового механизма должны стать предлагаемые следующие принципы:

  • комплексность – максимальный охват организационно-финансовым механизмом всех финансовых ресурсов, которые могут быть задействованы для достижения оперативных, тактических и стратегических целей развития предприятия;
  • непрерывность – постоянство в реализации бизнес-процессов по привлечению финансовых ресурсов их распределению и использованию в соответствии с потребностями функциональных стратегий и видов деятельности предприятия;
  • научность – означает, что расчет необходимого объема финансовых ресурсов должен осуществляться с учетом изменений факторов внешней и внутренней среды с использованием методов математического моделирования социально-экономических процессов развития предприятия;
  • экономичность – предусматривает наиболее эффективную и экономичную организацию функционирования организационно-финансового механизма предприятия на новейших достижениях финансового менеджмента;
  • оптимальность – предполагает выбор и обоснование наиболее рационального варианта финансовых управленческих решений для конкретных условий предприятия;
  • целенаправленность – наличие ключевых показателей  обеспечения эффективности управления денежными потоками в соответствии с генеральной и функциональными стратегиями развития предприятия;
  • преемственность – обеспечивает для всех структурных подразделений общую методическую основу функционирования организационно-финансового механизма предприятия.

Кроме того, организационно-финансовый механизм, на основе анализа рентабельности, платежеспособности, ликвидности, финансовой устойчивости и эффективности управления производственно-хозяйственной деятельностью позволяет всесторонне оценить финансовое состояние предприятия.

Несомненно, для стратегического развития сельскохозяйственного молочного производства Пермского края, в сложившихся кризисных условиях российской экономики необходимы меры государственной финансовой поддержки развития молочной отрасли и агропромышленного комплекса, в целом.

По мнению авторов, к наиболее эффективным мерам государственной финансовой поддержки отрасли молочного скотоводства Пермского края относятся субсидии на возмещение части затрат по направлению отрасли животноводства, а именно:

  • субсидия на возмещение части затрат на обеспечение прироста объема молока сырого крупного рогатого скота, козьего и овечьего, переработанного на пищевую продукцию, утверждена постановлением Правительства Пермского края от 05.05.2022 № 364-п «Об утверждении Порядка предоставления субсидий на возмещение части затрат на обеспечение прироста объема молока сырого крупного рогатого скота, козьего и овечьего, переработанного на пищевую продукцию»[3], заключается в обеспечении сохранности поголовья коров в отчетном финансовом году по отношению к уровню года, предшествующего отчетному финансовому году.
  • субсидия на возмещение части затрат на поддержку собственного производства молока, утвержденная постановлением Правительства Пермского края от 12.04.2022 № 290-п «Об утверждении Порядка предоставления субсидий на возмещение части затрат на поддержку собственного производства молока»[4].

Субсидия предоставляется на 1(один) кг реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку коровьего/козьего молока, при этом утверждены базовые ставки (таблица 1).

Дифференцированные ставки на собственную переработку коровьего молока на 2022 год представлены в таблицы 2.

Предлагаемые меры  государственной финансовой поддержки отрасли животноводства, позволят, в первую очередь достигнуть основных целевых показателей эффективности реализации стратегии развития агропромышленного комплекса Пермского края к 2030 году, например, таких как: индекс производства продукции сельского хозяйства, в хозяйствах всех категорий — 106,6%; рентабельность сельскохозяйственных организаций (без учета субсидий) — 19,7%; индекс производства пищевых продуктов, включая напитки — 105,0%.

К основным стратегическим направления развития АПК Пермского края относятся:

  • Развитие инвестиционной привлекательности АПК Пермского края.
  • Развитие технологий АПК, обслуживание и перевооружение предприятий АПК Пермского края.
  • Развитие производства продуктов АПК, в т. ч. в сфере переработки сельскохозяйственной продукции.
  • Комплексное развитие сельскохозяйственных территорий и реализация кадрового потенциала Пермского края.
  • Обеспечение агропромышленного комплекса Пермского края качественными и доступными мерами государственной поддержки.
  • Цифровизация во взаимодействии с сельхозтоваропроизводителями.

Таким образом, логично предложить, что привлечение в конкурентной среде финансовых ресурсов из разных источников, их распределение и использование для достижения оперативных, тактических и стратегических целей развития сельскохозяйственных товаропроизводителей, перерабатывающих предприятий по переработке коровьего сырого «молока- сырья» и производства питьевого пастеризованного молока и широкого ассортимента молочной продукции относится к организации и функционированию финансового механизма, как системе управления финансами предприятия, в условиях снижения импортозависимости,  развития сельской инфраструктуры.

В свою очередь, эффективность функционирования финансового механизма в этих условиях зависит от совокупности применяемых элементов финансов устойчивого развития, финансового обеспечения производственно-хозяйственной деятельности сельскохозяйственного предприятия их согласованного взаимодействия и взаимосвязи, а также организационных и профессиональных способностей персонала финансового подразделения.

Сегодня, целенаправленное и эффективное управление финансовыми потоками становится ключевым фактором повышения конкурентных преимуществ сельскохозяйственных предприятий агропромышленного комплекса, в условиях снижения импортозависимости,  развития сельской инфраструктуры.

Проведенные исследования, предложенный в статье организационно-финансовый механизм финансового обеспечения сельскохозяйственного предприятия по переработке коровьего сырого «молока – сырья» и производству питьевого пастеризованного молока и широкого ассортимента молочной продукции агропромышленного комплекса Пермского края могут быть использованы применительно к совершенствованию финансового обеспечения оперативных, тактических и стратегических целей финансов устойчивого развития сельскохозяйственного молочного производства  субъектов Российской Федерации, в условиях снижения импортозависомости.

Список источников 

  1. Аграрная экономика: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / Под. ред. М.Н. Малыша. – СПб.: Издательство «Лань», 2002. – 688 с.
  2. Бредихин С.А. Технология и техника переработки молока. – 2-е изд., доп. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 443 с.
  3. Постановление Правительства Пермского края от 05.05.2022 № 364-п «Об утверждении Порядка предоставления субсидий на возмещение части затрат на обеспечение прироста объема молока сырого крупного рогатого скота, козьего и овечьего, переработанного на пищевую продукцию» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/5900202205050002 (дата обращения: 30.03.2023г.).
  4. Постановление Правительства Пермского края от 12.04.2022 № 290-п «Об утверждении Порядка предоставления субсидий на возмещение части затрат на поддержку собственного производства молока» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/5900202204140001 (дата обращения: 30.03.2023г.).
  5. Продовольственный рынок регионов России: новый вектор развития / Под общей редакцией д.э.н. Ю.Г. Лавриковой, д.э.н. В.П. Негановой. – Екатеринбург: УрО РАН, 2018. – 776 с.
  6. Распоряжение Правительства Пермского края от 17.11.2022 N 411-рп «Об утверждении стратегии развития агропромышленного комплекса пермского края на период до 2035 года», [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/406320587 (дата обращения: 29.03.2023г.).
  7. Трясцин М.М. Стратегия развития АПК в системе устойчивого продовольственного самообеспечения: региональный аспект. – М.: ГУП «Агропресс», 2008. – 414 с.
  8. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 25.04.2020).
  9. Хазанов Е.Е., Гордеев В.В., Хазанов В.Е. Технология и механизация молочного животноводства: Учебное пособие / Под общ. ред. Е.Е. Хазанова. – 2-е изд. – СПб.: Издательство «Лань», 2016. – 352 с.
  10. Черникова С.А. Cовременные вопросы финансовой поддержки предприятий перерабатывающей промышленности молочной отрасли / Черникова С.А.  // В сборнике: Цифровая экономика и управление знаниями: проблемы и перспективы развития. сборник научных трудов III Международной научно-практической конференции. 2022. С. 46-54.
  11. Черникова С.А. Cовременные особенности управления развитием молочного производства пространственно-отраслевой структуры региона в условиях цифровизации экономики / Главацкий В.Б., С.А. Черникова. //  Продовольственная политика и безопасность. 2021. Т. 8. № 3. С. 273-286.

References

  1. Agrarian Economics: Textbook. 2nd ed., rev. and add. / Pod. Ed. by M.N. Malysh. — St. Petersburg: Lan Publishing House, 2002. — 688 p.
  2. Bredikhin S.A. Technology and technique of milk processing. – 2nd ed., add. – M.: INFRA-M, 2017. — 443 p.
  3. Decree of the Government of the Perm Territory dated 05.05.2022 No. 364-p «On approval of the Procedure for providing subsidies for reimbursement of part of the costs of ensuring the increase in the volume of milk of raw cattle, goat and sheep, processed for food products» [Electronic resource]. Access mode: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/5900202205050002 (date accessed: 30.03.2023).
  4. Decree of the Government of the Perm Territory dated 12.04.2022 No. 290-p «On approval of the Procedure for providing subsidies for reimbursement of part of the costs to support its own milk production» [Electronic resource]. Access mode: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/5900202204140001 (date accessed: 30.03.2023).
  5. Food market of Russian regions: a new vector of development / Under the general editorship of Doctor of Economics Yu.G. Lavrikova, Doctor of Economics V.P. Neganova. – Ekaterinburg: Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, 2018. — 776 p.
  6. Order of the Government of the Perm Territory dated 17.11.2022 N 411-rp «On approval of the strategy for the development of the agro-industrial complex of the Perm Territory for the period up to 2035», [Electronic resource]. – Access mode: https://docs.cntd.ru/document/406320587 (date accessed: 03/29/2023).
  7. Tryastsin M.M. Strategy for the development of the agro-industrial complex in the system of sustainable food self-sufficiency: regional aspect. – M.: GUP «Agropress», 2008. – 414 p.
  8. Federal’naya sluzhba gosudarstvennoi statistiki [Elektronnyi resurs]. – Access mode: http://www.gks.ru/ (date accessed: 25.04.2020).
  9. Khazanov E.E., Gordeev V.V., Khazanov V.E. Technology and mechanization of dairy farming: Textbook / Under the general editorship of E.E. Khazanov. – 2nd ed. — St. Petersburg: Lan Publishing House, 2016. – 352 p.
  10. Chernikova S.A. Modern issues of financial support for enterprises of the processing industry of the dairy industry / Chernikova S.A. In the collection: Digital Economy and Knowledge Management: Problems and Development Prospects. collection of scientific papers of the III International Scientific and Practical Conference. 2022. S. 46-54.
  11. Chernikova S.A. Modern features of managing the development of dairy production of the spatial and sectoral structure of the region in the context of digitalization of the economy / Glavatsky V.B., S.A. Chernikova. Food Policy and Security. 2021. T. 8. № 3. S. 273-286.

Для цитирования: Черникова С.А., Сидельцева Л.В. Финансы устойчивого развития сельской инфраструктуры в условиях снижения импортозависимости // Московский экономический журнал. 2023. № 6. URL: https://qje.su/selskohozyajstvennye-nauki/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-6-2023-3/

© Черникова С.А., Сидельцева Л.В., 2023. Московский экономический журнал, 2023, № 6.