Московский экономический журнал 6/2023

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научнаястатья

Original article

УДК 338.43

doi: 10.55186/2413046X_2023_8_6_265

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ В СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

CONCEPTUAL FOUNDATIONS OF PUBLIC INVESTMENT IN AGRICULTURE

Эссауленко Дмитрий Владимирович, кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального администрирования, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный аграрный университет», Новосибирск, Россия, essau@nsau.edu.ru

Essaulenko Dmitry V., Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of State and Municipal Administration, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Novosibirsk State Agrarian University», Novosibirsk, Russia, essau@nsau.edu.ru

Аннотация. В статье автор рассматривает концептуальные основы построения теории и практики государственного инвестирования в сельское хозяйство на основе выделения внутреннего и внешнего контуров управления сельским хозяйством. Внутренний контур управления определяется как микроуровень, внешний контур представлен мезо- и макро- (мировым) уровнями. В рамках каждого контура и уровня управления соотносятся такие модели управления, как политико-конъюнктурная, экономикоцентричная, экологоцентричная и хомоцентричная модели. Взаимоувязка контуров, уровней и моделей управления в рамках общей системы государственного инвестирования позволяет преодолеть разрозненность целей инвестирования, сформировать единый вектор развития сельского хозяйства, удовлетворяющего интересам государства, населения, экологов, хозяйствующих субъектов.

Abstract. In the article, the author examines the conceptual foundations of the theory and practice of public investment in agriculture based on the allocation of internal and external contours of agricultural management. The internal control circuit is defined as a microlevel, the external circuit is represented by meso- and macro- (world) levels. Within each contour and management level, such management models as political-conjunctural, economic-centric, environmental-centric and homocentric models are correlated. The interconnection of contours, levels and management models within the framework of the general system of public investment makes it possible to overcome the disparity of investment goals, to form a single vector of agricultural development that meets the interests of the state, the population, environmentalists, economic entities.

Ключевые слова: государственное инвестирование, контур управления, модель управления, уровень управления

Keywords: state investment, management contour, management model, management level 

Введение. Всё более расширяющийся прирост инвестиций, посредством мультипликатора Кейнса (инвестиционного мультипликатора), создает опережающий, более выраженный прирост национального дохода, продукта, в т.ч. сельскохозяйственного. Инвестиционный мультипликатор имеет место и на уровне отдельного хозяйствующего субъекта. Государство, равно как и сами коммерческие организации, заинтересовано в расширении производства, наращивании объёмных показателей. Однако, в достижении этой цели имеются объективные препятствия, выражающиеся, помимо прочего, в недостаточности соответствующих источников финансирования – собственных средств недостаточно, рентабельность предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве по-прежнему сравнительно низка; упор на кредитное финансирование привёл к сильнейшей закредитованности, финансовой зависимости. Выходом может являться расширение государственного инвестирования, механизм которого можно считать неотработанным. Несмотря на достаточное пристальное внимание к обозначенному вопросу на микро-, мезо- и макроуровнях, системное видение теории и практики государственного инвестирования, с учётом порой совершенно разнонаправленных интересов государства, предприятий, их работников и/или экологов, на авторский взгляд, отсутствует, что предопределило высокую актуальность темы.

Целью исследования – системное, комплексное представление механизма государственного инвестирования на внутреннем и внешнем контурах управления с учётом целевых установок различных заинтересованных групп.

Материалы и методы исследования. Методологической основой исследования послужили научные публикации и информационные издания по исследуемой проблеме; официальные материалы, нормативно-правовые акты Российской Федерации и субъектов РФ [1, 2, 3, 4]. В зависимости от решаемых задач были использованы следующие методы исследования: монографический, абстрактно-логический, экспертных оценок.

Результаты исследования и их обсуждение. Отличительной особенностью авторской модели управления сельским хозяйством [5] на основе государственных инвестиций (экономический механизм см. в [6]) является то, что, во-первых, все уровни, контуры управления взаимосвязаны, во-вторых, внутри каждого из уровней управления учитываются, взаимосогласованы целевые установки различных заинтересованных групп.

Ситуация с обеспечением инвестиций соответствующими источниками финансирования крайне сложная – расчёт на собственные источники финансирования вполне оправдан [7], но сроки обновления основных фондов сельскохозяйственных организаций крайне затянуты, измеряются десятилетиями, ставка на кредитное финансирование также может иметь место [8, 9], но уже сейчас сельскохозяйственные товаропроизводители закредитованы и в среднем имеют долю собственного капитала менее 50%, что свидетельствует о высокой финансовой зависимости.

Государственные инвестиции создают первоначальный импульс, дополняют имеющиеся источники финансирования (рисунок 1).

Любые проекты инвестиций, в т.ч. государственных, реализуемых, в частности, посредством капитализации сельскохозяйственных организаций, должны проходить «фильтр» природоохранных мероприятий. Положительное заключение экологических органов даёт возможность дальнейшей реализации проекта.

Инвестиционные проекты, инициированные (поддержанные) государством, должны создавать прирост производства, увеличение финансового результата (прибыли) [10]. Тем самым достигается учёт требования экономикоцентричной модели управления.

Хомоцентричная модель управления требуется, в свою очередь, расширения расходов на оплату труда, роста средней заработной платы работников сельского хозяйства.

Обозначенное взаимодействие характерно для микроуровня управления, но не замыкается на нём, а переходит с внутреннего контура управления на внешний, представленный изначально мезоуровнем. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, инициировав расширение инвестиционных процессов, достигает свои цели, обеспечив рост сельскохозяйственного производства, удовлетворив при этом ограничения экологического характера, создав основу для наращивания финансовых результатов сельскохозяйственных товаропроизводителей и улучшив социальную составляющую посредством расширения занятости в сельской местности, увеличением расходов на оплату труда.

Для реализации представленного взаимодействия нужен переход на мезоуровень, в рамках политической системы которого нужна политическая, нормативно-правовая поддержка разработанного автором Проекта Закона «О государственных инвестициях в сельское хозяйство» (в дополнение к [1, 2]).

В рамках мезоуровня экологический аспект сводится к учёту последствий более высокого порядка. В частности, рассчитывается так называемый «горизонт истощения» — период времени (календарный год), когда имеющий место в том или ином регионе (федеральном округе) профицит внутреннего производства и потребления может (при отсутствии мер адаптации) смениться дефицитом.

Таким образом, исходное «движение» по изменению системы управления создается в рамках внутреннего контура управления Министерством сельского хозяйства Российской Федерации. Однако это неизбежно требует продолжения реализации и в рамках внешнего контура управления, создавая при этом, что немаловажно и даже определяюще, баланс интересов всех субъектов управления: государства (политической системы), экологического блока, сельскохозяйственных товаропроизводителей (и в целом экономических отношений), а также хомоцентричной составляющей – работников сельскохозяйственных организаций в более узком понимании (внутренний контур) и потребителей сельскохозяйственной продукции в целом (внешний контур).

«Маховик» («спираль») преобразований запускается государством, поскольку рассчитывать на существенные улучшения, достигаемые исключительно силами сельскохозяйственных товаропроизводителей, в краткосрочной перспективе не приходится.

Проекты государственных инвестиций (вхождения в уставный капитал, паевой фонд) сельскохозяйственных коммерческих организаций будут проходить «фильтр» экологического контроля, направленный на сохранение природного потенциала. В рамках обозначенного «фильтра» осуществляется, помимо прочего, учёт и прогнозирование (разработанного автором) интегрального показателя интенсивности сельскохозяйственной нагрузки.

Прошедшие экологический «фильтр» проекты участия государства в уставном капитале (паевом фонде) сельскохозяйственных организаций, стимулируя рост производства, финансовых результатов, будут способствовать увеличению трудовых затрат, расходов на оплату труда, увеличению средней заработной платы сельскохозяйственных работников.

Внутренний контур управления сельским хозяйством замыкается не только в виде существенного прироста объёма производства сельскохозяйственной продукции [11], что составляет одну из ключевых целей государства [12], но и удовлетворяет интересы работников сельскохозяйственных организаций и потребителей, непосредственно сельскохозяйственных товаропроизводителей, учитывает экологические, природоохранные аспекты. Таким образом, достигается баланс интересов всех заинтересованных групп.

Реализация обозначенных целей и задач не представляется возможной без продолжения действия «маховика» («спирали») преобразований в рамках внешнего контура управления (мезоуровень). Переход от внутреннего контура управления к внешнему достигается посредством разработки Министерством сельского хозяйства проекта Закона «О государственных инвестициях в сельское хозяйство» и дальнейшего его продвижения (нормативно-правового регулирования) в рамках политической системы государства.

Реализация концепции государственных инвестиций позволит качественно трансформировать цели Доктрины продовольственной безопасности [3], расширив как их перечень (за счёт детализации позиций по видам мясных и молочных продуктов), так и целевые значения (по овощам и бахчевым культурам, а также фруктам и ягодам).

Среди ожидаемых эффектов реализации нового подхода к государственной поддержке сельскохозяйственного производства имеются и социальные, в частности, более высокое соответствие фактического уровня рациональным нормам потребления [4].

Макроуровень внешнего контура управления требует от Российской Федерации принятия в рамках членства в Продовольственной и сельскохозяйственной организации (FAO) ряда политических обязательств, мониторинга мировых ресурсов, содействия повышению продуктивности и устойчивости сельского хозяйства, предотвращению голода, обеспечению здорового питания человека.

Таким образом, политико-конъюнктурная модель, преобладающая в существующей системе управления сельским хозяйством страны, отнюдь не искореняется, более того, политическая воля руководства страны во многом становится определяющим условием нахождения компромисса, запуска механизма государственных инвестиций. Вместе с тем, собственники сами становятся заинтересованными не только в получении государственной поддержки (инвестиций), но и максимально эффективном их использовании [13]. Детализация системы условий баланса интересов государства, сельскохозяйственных организаций, работников и экологов составляет предмет дальнейших научных исследований автора.

Список источников

  1. Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru. (Дата обращения 12.04.2023).
  2. Федеральный закон от 01.04.2020 N 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru. (Дата обращения 12.04.2023).
  3. Указ Президента РФ от 21.01.2020 N 20 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru. (Дата обращения 12.04.2023).
  4. Приказ Минздрава России от 19.08.2016 N 614 «Об утверждении рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающих современным требованиям здорового питания». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru. (Дата обращения 12.04.2023).
  5. Эссауленко Д.В. Модели управления сельским хозяйством / Д.В. Эссауленко, С.А. Шелковников // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2023. № 3. С. 16-19.
  6. Эссауленко Д.В. Экономический механизм государственных инвестиций в сельскохозяйственные организации / Д.В. Эссауленко, С.А. Шелковников // Экономика и предпринимательство. 2022. № 9 (146). С. 76-79.
  7. Матвиенко С.Н. Оценка инвестиционной привлекательности сельского хозяйства Новосибирской области по показателю рентабельности собственного капитала и факторов, её определяющих / С.Н. Матвиенко // В сборнике: Теория и практика современной аграрной науки. Сборник VI национальной (всероссийской) научной конференции с международным участием. Новосибирск, 2023. С. 1502-1505.
  8. Матвиенко С.Н. Оценка способности предприятий к погашению кредитных обязательств / С.Н. Матвиенко // Управление современной организацией: опыт, проблемы и перспективы. 2017. № 2 (8). С. 140-144.
  9. Матвиенко С.Н. Эффективность и риски использования сельскохозяйственными организациями Новосибирской области внешнего финансирования / С.Н. Матвиенко, С.А. Шелковников // В сборнике: Современные финансовые отношения: проблемы и перспективы развития. Материалы III Международной научно-практической конференции преподавателей, аспирантов и магистрантов. Ответственные редакторы Т.А. Владимирова, В.Г. Соколов. 2016. С. 183-188.
  10. Шелковников С.А. Влияние государственной поддержки на эффективность деятельности сельскохозяйственных организаций / С.А. Шелковников, С.Н. Матвиенко, А.А. Самохвалова, Н.Г. Филимонова, В.Н. Папело // Экономика и предпринимательство. 2016. № 2-1 (67). С. 93-97.
  11. Шинделова О.С. Анализ показателей развития инвестиционной деятельности в Новосибирской области / О.С. Шинделова, Л.Р. Гиблер, С.Н. Матвиенко // Экономика и предпринимательство. 2019. № 11 (112). С. 531-540.
  12. Матвиенко С.Н. Необходимость коррекции целей государственной аграрной политики / С.Н. Матвиенко // В сборнике: Комплексное развитие сельских территорий и инновационные технологии в агропромышленном комплексе. Сборник III международной научно-методической и практической конференции. 2018. С. 122-123.
  13. Шелковников С.А. Методика определения потребности в бюджетном финансировании сельхозпроизводства на основе стимулирования участия собственников / С.А. Шелковников, С.Н. Матвиенко, И.В. Афанасьева // Экономика и предпринимательство. 2015. № 4-1 (57). С. 588-591.

References

  1. Federal`ny`j zakon ot 25.02.1999 N 39-FZ «Ob investicionnoj deyatel`nosti v Rossijskoj Federacii, osushhestvlyaemoj v forme kapital`ny`x vlozhenij». – [E`lektronny`j resurs]. – Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru. (Data obrashheniya 12.04.2023).
  2. Federal`ny`j zakon ot 01.04.2020 N 69-FZ «O zashhite i pooshhrenii kapitalovlozhenij v Rossijskoj Federacii». – [E`lektronny`j resurs]. – Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru. (Data obrashheniya 12.04.2023).
  3. Ukaz Prezidenta RF ot 21.01.2020 N 20 «Ob utverzhdenii Doktriny` prodovol`stvennoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii». – [E`lektronny`j resurs]. – Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru. (Data obrashheniya 12.04.2023).
  4. Prikaz Minzdrava Rossii ot 19.08.2016 N 614 «Ob utverzhdenii rekomendacij po racional`ny`m normam potrebleniya pishhevy`x produktov, otvechayushhix sovremenny`m trebovaniyam zdorovogo pitaniya». – [E`lektronny`j resurs]. – Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru. (Data obrashheniya 12.04.2023).
  5. E`ssaulenko D.V. Modeli upravleniya sel`skim xozyajstvom / D.V. E`ssaulenko, S.A. Shelkovnikov // E`konomika sel`skoxozyajstvenny`x i pererabaty`vayushhix predpriyatij. 2023. № 3. S. 16-19.
  6. E`ssaulenko D.V. E`konomicheskij mexanizm gosudarstvenny`x investicij v sel`skoxozyajstvenny`e organizacii / D.V. E`ssaulenko, S.A. Shelkovnikov // E`konomika i predprinimatel`stvo. 2022. № 9 (146). S. 76-79.
  7. Matvienko S.N. Ocenka investicionnoj privlekatel`nosti sel`skogo xozyajstva Novosibirskoj oblasti po pokazatelyu rentabel`nosti sobstvennogo kapitala i faktorov, eyo opredelyayushhix / S.N. Matvienko // V sbornike: Teoriya i praktika sovremennoj agrarnoj nauki. Sbornik VI nacional`noj (vserossijskoj) nauchnoj konferencii s mezhdunarodny`m uchastiem. Novosibirsk, 2023. S. 1502-1505.
  8. Matvienko S.N. Ocenka sposobnosti predpriyatij k pogasheniyu kreditny`x obyazatel`stv / S.N. Matvienko // Upravlenie sovremennoj organizaciej: opy`t, problemy` i perspektivy`. 2017. № 2 (8). S. 140-144.
  9. Matvienko S.N. E`ffektivnost` i riski ispol`zovaniya sel`skoxozyajstvenny`mi organizaciyami Novosibirskoj oblasti vneshnego finansirovaniya / S.N. Matvienko, S.A. Shelkovnikov // V sbornike: Sovremenny`e finansovy`e otnosheniya: problemy` i perspektivy` razvitiya. Materialy` III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii prepodavatelej, aspirantov i magistrantov. Otvetstvenny`e redaktory` T.A. Vladimirova, V.G. Sokolov. 2016. S. 183-188.
  10. Shelkovnikov S.A. Vliyanie gosudarstvennoj podderzhki na e`ffektivnost` deyatel`nosti sel`skoxozyajstvenny`x organizacij / S.A. Shelkovnikov, S.N. Matvienko, A.A. Samoxvalova, N.G. Filimonova, V.N. Papelo // E`konomika i predprinimatel`stvo. 2016. № 2-1 (67). S. 93-97.
  11. Shindelova O.S. Analiz pokazatelej razvitiya investicionnoj deyatel`nosti v Novosibirskoj oblasti / O.S. Shindelova, L.R. Gibler, S.N. Matvienko // E`konomika i predprinimatel`stvo. 2019. № 11 (112). S. 531-540.
  12. Matvienko S.N. Neobxodimost` korrekcii celej gosudarstvennoj agrarnoj politiki / S.N. Matvienko // V sbornike: Kompleksnoe razvitie sel`skix territorij i innovacionny`e texnologii v agropromy`shlennom komplekse. Sbornik III mezhdunarodnoj nauchno-metodicheskoj i prakticheskoj konferencii. 2018. S. 122-123.
  13. Shelkovnikov S.A. Metodika opredeleniya potrebnosti v byudzhetnom finansirovanii sel`xozproizvodstva na osnove stimulirovaniya uchastiya sobstvennikov / S.A. Shelkovnikov, S.N. Matvienko, I.V. Afanas`eva // E`konomika i predprinimatel`stvo. 2015. № 4-1 (57). S. 588-591.

Для цитирования: Эссауленко Д.В. Концептуальные основы государственного инвестирования в сельское хозяйство // Московский экономический журнал. 2023. № 6. URL: https://qje.su/selskohozyajstvennye-nauki/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-6-2023-13/

© Эссауленко Д.В., 2023. Московский экономический журнал, 2023, № 6.