Московский экономический журнал 2/2023

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 338.12.017

doi: 10.55186/2413046X_2023_8_2_70

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ МЕР ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

FOREIGN EXPERIENCE OF STATE MEASURES TO SUPPORT SMALL BUSINESS IN THE SPHERE OF AGRICULTURE

Благодарности: работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 21-510-07003 «Формирование финансово-инвестиционного механизма поддержки субъектов малого предпринимательства в условиях становления молодого государства», 2022 год.

Чучкалова Ирина Юрьевна, ассистент кафедры конкурентного права и антимонопольного регулирования, ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет», 620144 Россия, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, д. 62, тел. 8(343) 283-12-50, irina.hanzhina.9@mail.ru

Паюсов Андрей Александрович, кандидат экономических наук, доцент кафедры конкурентного права и антимонопольного регулирования, ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет», 620144 Россия, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, д. 62, тел. 8(343) 283-12-50 ORCID: http://orcid.org/0000-0001-5639-2830, payusov.andrey@yandex.ru

Chuchkalova Irina Yuryevna, Assistant of the Department of Competition Law and Antimonopoly Regulation, Ural State Economic University, 620144 Russia, Yekaterinburg, st. March 8, d. 62, tel. 8(343) 283-12-50, irina.hanzhina.9@mail.ru

Payusov Andrey Alexandrovich, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Competition Law and Antimonopoly Regulation, Ural State Economic University, 620144 Russia, Yekaterinburg, st. March 8, d. 62, tel. 8(343) 283-12-50 ORCID: http://orcid.org/0000-0001-5639-2830, payusov.andrey@yandex.ru

Аннотация. Актуальность данного исследования заключается в определении важности социально-экономических функций, выполняемых малым аграрным бизнесом, а также необходимостью выбора приоритетных направлений развития этого сектора аграрной экономики в современных рыночных условиях. Цель исследования является определение необходимых мер государственной поддержки предприятий малого бизнеса. В результате исследования были дан анализ критериев отнесения субъектов  к малому бизнесу в странах ЕАЭС, выделены тенденции развития малого сельскохозяйственного бизнеса, выявлены проблемы его функционирования на современном этапе. Обобщен положительный опыт в реализации мер по поддержке развития малого бизнеса. Реализация предложенных направлений развития малого аграрного бизнеса позволит повысить эффективность агропромышленного комплекса, устойчивое развитие сельских территорий, формирование эколого- и социально ориентированного поведения у предпринимателей.

Abstract. The relevance of this study is to determine the importance of socio-economic functions performed by small agricultural businesses, as well as the need to choose priority areas for the development of this sector of the agricultural economy in modern market conditions. The purpose of the study is to determine the necessary measures of state support for small businesses. As a result of the study, the criteria for classifying subjects to small business in the EEC countries were analyzed, trends in the development of small agricultural business were highlighted, problems of its functioning at the present stage were identified. The positive experience in the implementation of measures to support the development of small businesses is summarized. The implementation of the proposed directions for the development of small agricultural business will increase the efficiency of the agro-industrial complex, sustainable development of rural areas, the formation of eco- and socially oriented behavior among entrepreneurs

Acknowledgments: the work was supported by the RFBR within the framework of the scientific project № 21-510-07003 «Formation of a financial and investment mechanism for supporting small businesses in the conditions of the formation of a young state», 2022.

Ключевые слова: малое предпринимательство, аграрный бизнес, сельское хозяйство, государственные меры поддержки, ЕАЭС, государственная политика

Keywords: small entrepreneurship, agricultural business, agriculture, state support measures, EAEU, state policy 

Введение. Малый и средний бизнес в современных условиях является приоритетным направлением разработки государственной политики на долгосрочную перспективу в странах Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС). При этом малый и средний бизнес играют важную роль в сельскохозяйственном секторе, обеспечивая продовольственную безопасность. Именно малые и средние предприятия способны наладить эффективное производство экологически чистой сельскохозяйственной продукции. Но, несмотря на усилия властей, увеличение  финансовых ресурсов в эту сферу экономики, заинтересованность правительства, значительный общественный резонанс, развитие малого бизнеса сопровождается большими трудностями.

Поддержка агропромышленного сектора может быть оказана посредством эффективных стимулов для сельскохозяйственных производителей, поддержки потребителей, регулирования агропродовольственного сектора и рынка. Каждая страна проводит независимую внутреннюю политику в отношении государственных стимулов для развития малого агробизнеса; это требует гармонизации систем государственной поддержки в сочетании с формированием эффективной системы поддержки агробизнеса, включая МСП [1].

Цель исследования заключается в определении необходимых мер государственной поддержки предприятий малого бизнеса.

Материалы и методы исследования. В исследовании были использованы общенаучные методы познания: диалектический, абстрактно-логический, системный. Также авторами были применены методы синтеза, обобщения, сравнения, аналогии, дедукции.

Результаты исследования и их обсуждение. Евразийский экономический союз обеспечивает свободу передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также реализацию согласованной единой политики в секторах экономики. Но с момента создания ЕАЭС до сих пор такая не выработана единая политика поддержки малого бизнеса. И нет общей позиции определения критериев отнесения к субъектам малого бизнеса.

Республика Армения выделяет сверхмалые и малые организации.

К сверхмалым принадлежат те коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, у которых численность работников не превышает 10 человек.

К малым организациям отновятся коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, у которых численность работников непревышает 50 человек, а полученная прибыль от предыдущей деятельности за год или балансовая стоимость активов на конец предыдущего года составляет менее 500 млн. драм [2].

Республика Беларусь. К микроорганизациям принадлежат те коммерческие организации, которые были зарегистрированы в Республике Беларусь с численностью работников за календарный год не более 15 человек.

К малым организациям принадлежат те коммерческие организации, которые были зарегистрированы в Республике Беларусь с численностью работников за календарный год не более 100 человек [3].

Республика Казахстан. Предпринимательские отношения регулируются Предпринимательским Кодексом, в котором выделяются следующие категории предпринимательских структур: крупный, средний, малый и микропредпринимательство.

К микропредприятиям относятся субъекты малого предпринимательства, которые осуществляют деятельность, со среднегодовой численностью работников менее 15 человек или среднегодовым доходом менее 30 000-кратного месячного расчетного показателя, действующего на 1 января соответствующего финансового года.

К малому предпринимательству относятся индивидуальные предприниматели без образования юридического лица и юридические лица, осуществляющие деятельность, со среднегодовой численностью работников менее 100 человек и среднегодовым доходом менее 300 000-кратного месячного расчетного показателя, действующего на 1 января соответствующего финансового года [4].

Кыргызская Республика. К субъектами малого предпринимательства относятся физические лица, осуществляющие предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, а также коммерческие организации и предприятия, осуществляющие экономическую деятельность с объемом выручки, не превышающей в год регистрационного порога по налогу на добавленную стоимость, и у которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия), указанных в таблице 1.

Российская Федерация. К микропредприятиям относятся организации ежегодный доход, которых  не превышает 120 млн рублей, а среднесписочная  численность работников – не более 15 человек;

К малым относятся организации, годовой доход которых составляет 800 млн рублей, а среднесписочная численность работников – не более 100 человек [6].

В Таблице 2 представлено количество малых предприятий, включая микропредприятия за 2016-2020 г. Согласно Таблице 2 можно говорить об экономическом лидерстве Российской Федерации и значительном отставании Кыргызстана.

В 2020 году по отношению к 2016 году количество малых предприятий сократилось в значительной степени за счет Российской Федерации.

Сокращение числа субъектов малого бизнеса в большинстве своем связана с нехваткой финансовых ресурсов, сложностью сбыта продукции, низким кадровым потенциалом; технической отсталостью производственной базы, административными барьерами и т.д.

Доля малого и среднего предпринимательства в валовом внутреннем продукте стран-членов ЕАЭС составляет от 20-40%, при этом в развитых странах этот показатель доходит до 60% [8].

Субъекты малого предпринимательства играют большую роль в экономике стран. Увеличение количества субъектов малого бизнеса приводит к возрастанию рабочих мест, повышению доходов населения благодаря этому укрепляется общее благосостояние населения страны.

Определение единых критериев для субъектов малого предпринимательства, оказание государственной поддержки этим предприятиям приведут к общему росту благосостояния населения стран — членов ЕАЭС и ускорению научно-технического прогресса.

Поддержка малого агробизнеса в ЕАЭС. Успешное устойчивое развитие малого бизнеса в сельскохозяйственном секторе возможно при вхождении в глобальную цепочку создания стоимости, повышения качества продукции, успешном брендинге и концепции современной доставки.

Эффективное развитие малого агробизнеса возможно при наличии эффективного механизма государственного регулирования, который должен включать в себя следующие блоки:

  • Стимулирующие, в том числе экономические инструменты, активизирующие организацию собственного бизнеса. Следует отметить, что основным мотивирующим фактором активизации предпринимательской деятельности в сельской местности является обеспечение занятости членов семьи и выживания в сельской местности, а затем реализация собственных возможностей и получение сверхприбылей.
  • Институциональные, которые направлены на создание конкурентной среды, регулирование уровня транзакционных издержек и безопасности ведения бизнеса, включая защиту от административного давления и недобросовестной конкуренции со стороны крупных бизнес-организаций;
  • Инфраструктура, которая предполагает создание развитой рыночной инфраструктуры и инфраструктуры поддержки малого сельскохозяйственного бизнеса [9].

Объем производства продукции сельского хозяйства во всех странах-членах ЕАЭС ежегодно возрастает.

Согласно Таблице 3 объем увеличился на 21 356 млн долларов.

Основные правила поддержки малых предприятий сельского хозяйства государств – членов ЕАЭС закреплены в Приложении № 29 к Договору о ЕАЭС от 29 мая 2014 г. [11]. Согласно данному договора осуществляется согласованная (скоординированная) агропромышленная политика. Решение задач этой политики по обеспечению справедливой конкуренции между всеми субъектами государств.

Рассмотрим основные меры государственной поддержки в сфере малого сельского хозяйства, указанные в таблице 4, стран-членов ЕАЭС [12].

Проанализировав основные механизмы государственной поддержки сельского хозяйства и АПК можно говорить о том, что на данный момент необходимо выработать единую модель регулирования мер поддержки в этой сфере. Важно определить общее понимание ключевых правовых категорий по данному вопросу, в частности государственной поддержки сельского хозяйства и АПК, так как ни в одном из законодательных актов стран-членов ЕАЭС не дается определение этого понятия или схожих по содержанию.

В контексте государственного регулирования агропромышленного комплекса стран ЕАЭС необходимо унифицировать формы и методы государственного регулирования и поддержки аграрного сектора экономики, создать системы моделирования и прогнозирования развития агропродовольственного сектора в рамках мировой экономики.

В рамках ЕАЭС необходимо разработать единую аграрную стратегию, направленную на обеспечение устойчивого и сбалансированного развития агропродовольственного рынка на основе эффективного государственного регулирования агропромышленного комплекса и расширения интеграционных процессов.

Важным стратегическим механизмом может стать совершенствование механизма кредитования малых сельскохозяйственных предприятий. Эту проблему можно было бы решить путем создания, к примеру,  специализированного банка или кредитной организации в рамках ЕАЭС.

Здесь же необходимо гармонизировать налоговую систему в отношении сельхозтоваропроизводителей, ввести единый сельскохозяйственный налог для крестьян и фермерских хозяйств, предусматривающий освобождение от всех видов налогов, заменив их единым земельным налогом, база расчета которого включает площадь земельного участка, умноженную на расчетную стоимость с ставка, не превышающая 5%.

Также немаловажным шагом будет развитие единой логистической системы для реализации продукции на внутреннем и внешнем рынках создаст эффективный механизм доставки продукции конечному потребителю и позволит снизить затраты, связанные с транспортировкой.

Несмотря на усиление государственной поддержки малого агробизнеса, несоблюдение принципа прозрачности при распределении грантов и дотаций конкретному получателю снижает заинтересованность малых предпринимателей в получении бюджетных средств на развитие своей экономики [13].

Все вышесказанное подчеркивает необходимость обоснования приоритетных направлений развития малого аграрного бизнеса, включая инструменты и меры регулирования, позволяющие вывести малый аграрный бизнес на качественно новый уровень развития. Социальные функции, реализуемые малым аграрным бизнесом, заключающиеся в увеличении занятости на селе, формировании класса сельских предпринимателей, сохранении и приумножении природно-ресурсного потенциала сельских территорий, развитии социальной инфраструктуры, должны лечь в основу разработанных методов и мер воздействия со стороны государства [14].

Предлагаемые направления развития малого аграрного бизнеса помогут создать благоприятную деловую среду для эффективного функционирования малого аграрного бизнеса, активизировать инновации, повысить социальную ответственность сельских предпринимателей, а также повысить эффективность и действенность реализуемых стратегий и программ по развитию аграрного сектора и региона.

Список источников

  1. Працко Г., Скворцова Т., Епифанова Т., Куринова Я. Национальная политика малого агробизнеса в странах ЕАЭС / E3S Web of Conferences. – 273. – 2021. DOI:10.1051/e3sconf/202127308042
  2. Малое и среднее предпринимательство// Министерство экономики Республики Армения. – UPL: https://www.mineconomy.am/ru/page/86
  3. Закон Республики Беларусь О поддержке малого и среднего предпринимательства от 1 июля 2010 г. № 148-З, ст.3
  4. Кодекс Республики Казахстан от 29 октября 2015 года № 375-V «Предпринимательский кодекс Республики Казахстан, ст. 24
  5. Закон Кыргызской республики от 25 мая 2007 года № 73 «О государственной поддержке малого предпринимательства», ст.3
  6. Федеральный Закон РФ № 209-ФЗ от 24.07.2007 г (ред. от 02.07.2021г.) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», ст. 4
  7. Официальный сайт Евразийского экономического союза. – URL: http://www.eaeunion.org/
  8. Оценка интеграционных процессов ЕАЭС в сфере торговли: 2022 // Междунар. докл. к XXIII Ясинской (Апрельской) междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 2022 г. – 64 с. – ISBN 978-5-7598- 2650-7
  9. Отинова М., Савченко Т. Развитие малого аграрного бизнеса: тенденции и приоритеты // Международная научно-практическая конференция «Аграрная экономика в эпоху глобализации и интеграции» (АГЭГИ 2018) 24–25 октября 2018 г., Москва, Россия Федерация: Серия конференций: Науки о Земле и окружающей среде, электронный ресурс. – 2019. – Том 274.
  10. Официальный сайт Евразийского экономического союза. – URL: http://www.eaeunion.org/
  11. Договор о Евразийском экономическом союзе» (Подписан в г. Астане 29.05.2014). – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/
  12. Саскевич В.В. Государственная поддержка сельского хозяйства: направления совершенствования правового механизма. Журнал Белорусского государственного университета. Право. 2019;1:119–128.
  13. Боговиз А.В., Воробьев С.П., Воробьева В.В. Статистическая оценка трансформации отраслевой структуры сельского хозяйства Экономика сельского хозяйства России, 2016. С. 54-60.

References

  1. Pratsko G., Skvortsova T., Epifanova T., Kurinova Ya. National policy of small agribusiness in the EAEU countries / E3S Web of Conferences. – 273. – 2021. DOI:10.1051/e3sconf/202127308042
  2. Small and medium-sized enterprises// Ministry of Economy of the Republic of Armenia. – UPL: https://www.mineconomy.am/ru/page/86
  3. The Law of the Republic of Belarus on the support of Small and Medium-sized businesses dated July 1, 2010 No. 148-Z, Article 3
  4. The Code of the Republic of Kazakhstan dated October 29, 2015 No. 375-V «The Entrepreneurial Code of the Republic of Kazakhstan, Article 24
  5. Law of the Kyrgyz Republic No. 73 dated May 25, 2007 «On State Support of Small Entrepreneurship», Article 3
  6. Federal Law of the Russian Federation No. 209-FZ dated 07/24/2007 (ed. dated 07/22/2021) «On the Development of small and medium-sized entrepreneurship in the Russian Federation», Article 4
  7. Official website of the Eurasian Economic Union union. – URL: http://www.eaeunion.org/
  8. Assessment of the integration processes of the EAEU in the field of trade: 2022 // International. dokl. to the XXIII Yasinskaya (April) International Scientific Conference on problems of economic and Social development, Moscow, 2022 – 64 p. – ISBN 978-5-7598- 2650-7
  9. Otinova M., Savchenko T. Development of small agricultural business: trends and priorities // International Scientific and Practical Conference «Agrarian Economy in the Era of Globalization and Integration» (AGEGI 2018) October 24-25, 2018, Moscow, Russian Federation: Conference Series: Earth and Environmental Sciences, electronic resource. – 2019. – Volume 274.
  10. Official website of the Eurasian Economic Union. – URL: http://www.eaeunion.org /
  11. The Treaty on the Eurasian Economic Union» (Signed in Astana on 29.05.2014). – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/
  12. Saskevich V.V. State support of agriculture: directions of improvement of the legal mechanism. Journal of the Belarusian State University. Right. 2019;1:119-128.
  13. Bogoviz A.V., Vorobyov S.P., Vorobyova V.V. Statistical assessment of the transformation of the sectoral structure of agriculture The Economics of agriculture of Russia, 2016. 8. pp. 54-60.

Для цитирования: Чучкалова И.Ю., Паюсов А.А. Зарубежный опыт государственных мер поддержки малого предпринимательства в сфере сельского хозяйства // Московский экономический журнал. 2023. № 2. URL: https://qje.su/selskohozyajstvennye-nauki/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-2-2023-23/

© Чучкалова И.Ю., Паюсов А.А., 2023. Московский экономический журнал, 2023, № 2.

[1] Составлено авторами на основании Закона Кыргызской республики от 25 мая 2007 года № 73 «О государственной поддержке малого предпринимательства», ст.3