Московский экономический журнал 12/2023

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 332.14

doi: 10.55186/2413046X_2023_8_12_654

МОДЕЛИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР СЕЛЬСКИХ АГЛОМЕРАЦИЙ

MODELING OF MODERN ORGANIZATIONAL STRUCTURES OF RURAL AGGLOMERATIONS

Касимов Алексей Александрович, старший преподаватель, ИПТД (Институт пищевых технологий и дизайна) ­­– филиал НГИЭУ, г. Нижний Новгород, E-mail: kasimovalexei@bk.ru

Лазутина Антонина Леонардовна, кандидат экономических наук, доцент, доцент ИПТД (Институт пищевых технологий и дизайна) ­­– филиал НГИЭУ, г. Нижний Новгород, E-mail: lal74@mail.ru

Лобанов Юрий Александрович, преподаватель, ИПТД (Институт пищевых технологий и дизайна) ­­– филиал НГИЭУ, г. Нижний Новгород, E-mail: lobanov_uprobr@mail.ru

Саляева Елена Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент ИПТД (Институт пищевых технологий и дизайна) ­­– филиал НГИЭУ, г. Нижний Новгород, E-mail: lena987993@yandex.ru

Бугрова Ирина Станиславовна, зам. директора по науке, ИПТД (Институт пищевых технологий и дизайна) ­­– филиал НГИЭУ, г. Нижний Новгород, E-mail: bugrova.1971@bk.ru

Kasimov Aleksey Aleksandrovich, Senior Lecturer, of IPTD (Institute of Food Technologies and Design) — Branch of NGIEU, Nizhny Novgorod, E-mail: kasimovalexei@bk.ru

Lazutina Antonina Leonardovna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of IPTD (Institute of Food Technology and Design) – branch of NGIEU, Nizhny Novgorod; E-mail: lal74@mail.ru

Lobanov Yuri Alexandrovich, of IPTD (Institute of Food Technologies and Design) – Branch of NGIEU, Nizhny Novgorod, E-mail: lobanov_uprobr@mail.ru

Salyaeva Elena Yurievna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, associate professor of IPTD (Institute of Food Technology and Design) – branch of NGIEU, Nizhny Novgorod; E-mail: lena987993@yandex.ru

Bugrova Irina Stanislavovna, Deputy Director for Science, IPTD (Institute of Food Technology and Design) – branch of NGIEU, Nizhny Novgorod, E-mail: bugrova.1971@bk.ru

Аннотация. В статье актуализируются вопросы / проблемы  в сфере управления сельскими агломерациями, представлено описание агломерационных процессов, а также методы управлениями ими. Назрела необходимость формирования эффективного механизма управления в сельских агломерациях, что  обусловлено и значимостью развития сельской экономики, и внедрением в нее современных технологических достижений. Что в свою очередь выдвигает повышенные требования к рынкам сбыта сельскохозяйственной продукции, и, как следствие, –  необходимость наличия в доступности рынков сбыта сельскохозяйственной продукции.

Abstract. The article updates the issues / problems in the field of management of rural agglomerations, provides a description of agglomeration processes, as well as methods of managing them. There is a need to form an effective management mechanism in rural agglomerations, which is due to the importance of the development of the rural economy and the introduction of modern technological achievements into it. This, in turn, puts forward increased demands on the markets for agricultural products, and, as a result, the need for availability of markets for agricultural products.

Ключевые слова: сельские территории, технологические достижения, агломерации, экономика, организационные структуры, модели управления, методы управления, инфраструктура, агломерационные процессы

Key words: rural areas, technological achievements, agglomerations, economy, organizational structures, management models, management methods, infrastructure, agglomeration processes

Сельские территории Российской Федерации являются её стратегическим ресурсом, однако отсутствие возможностей в удовлетворении насущных проблем на селе, сложные условия жизни сельского населения, оторванность сельских поселений от научно-технических достижений, слабое развитие транспортной инфраструктуры и связи не позволяют в полной мере реализовать потенциал сельских территорий, как следствие возникают отрицательные тенденции в агломерационных процессах.

В свою очередь процессы по созданию агломераций, пущены на самотек и в большей степени являются стихийными. [1] Очевидно, что причинами такого положения дел выступают такие факторы, как: неясность идентификации сельских агломераций и их единой классификации; недостаточная правовая база регулирования функционирования агломераций; отсутствие единого отлаженного механизма социально-экономического управления процессами сельской агломерацией. [2]

В настоящее время наблюдается ситуация, когда де-факто  – существует целый пласт экономических отношений, подходящий под определение агломерации, но – де-юре – они отсутствуют или функционируют ненадлежащим способом.

Для понимания текущего положения в сфере управления сельскими агломерациями  в дальнейшем будут описаны существующие примеры агломерационных процессов и методы управлениями ими.

Поскольку на сегодняшний день наиболее изученными / исследованными  остаются городские агломерации, в то время, как сельским агломерациям уделяется относительно небольшое внимание, основной для создания модели управления сельской агломерацией может выступать городская.

Модели управления городскими агломерациями подразделяют на две категории: одноуровневые и двухуровневые. [3]

Одноуровневая модель управления агломерацией представляет собой механизм с единым центром принятия решений в основе которого лежит единое муниципальное образование, имеющее всю полноту власти, при этом, входящие в состав агломерации иные муниципальные образования ликвидируются, но при этом не теряется возможность сохранения статуса административных единиц, при котором теряется самостоятельность во власти, собственность и бюджет. [5]

Среди основных преимуществ одноуровневой модели следует выделить такие, как: простота; единство воли управленцев; высокая координация; персонифицированная ответственность.  Основными недостатками одноуровневой модели выступают – снижение доли участия населения в управлении агломерацией и отсутствие возможности дифференциации.

Двухуровневая модель управления агломерацией подразумевает под собой создание «второго уровня» –  стоящего над муниципалитетами, входящими в состав агломерации. Часть полномочий при этом передается Единому центру управления агломерациями, а часть остается у муниципальных образований.

Особенности данной модели заключаются, во-первых, в наличии местных органов власти, ответственных на своих участках, во-вторых, в создании дополнительного органа власти; в-третьих, в предоставлении самостоятельности муниципальным образованиям, входящим в состав агломерации и в увеличении эффективности управления за счет взаимодействия.[4]

В свою очередь из одноуровневой модели управления агломерацией зачастую выделяют договорную модель (фрагментированная или смешанная), которая представляет собой систему управления агломерацией, созданную на основе договоренностей по направлению развития между муниципалитетами,

Договорная модель подразделяется на:

  • координирующую –  в которой единый орган власти выступает в роли управляющего;
  • административную – часть полномочий передается вышестоящему органу власти;
  • фискальную – объединение управления в сфере финансов.

Договорная модель имеет широкий спектр возможного сотрудничества и не ограничивается вышеназванными аспектами взаимодействия.

Из двухуровневой модели управления агломерацией также выделяют самостоятельную модель регионального управления, где большую часть полномочий получают региональные органы власти. В большинстве своем данную модель используют в регионах, где агломерация занимает значительную площадь земли.

С другой стороны, представленные четыре модели управления являются лишь основой и могут использовать как в городских, так и сельских агломерациях, а соответственно имеют возможность для дальнейшей классификации. В России сформировался ряд моделей управления агломерациями, это: [6]

  • создание межрегиональных органов управления;
  • формирование проектных офисов (рабочих групп);
  • договорная модель – подписание соглашения между муниципальными образованиями;
  • договорная модель – подписание соглашения между органами государственной власти субъекта РФ и муниципальными образованиями;
  • укрупнение муниципальных образований;
  • централизация необходимых для развития агломераций полномочий на уровне субъектов РФ.

Исследуя обозначенные проблемы, необходимо отметить наличие возможности дифференциации, представленных основных моделей управления с выделением определенных критериев, по которым возможно осуществить данный процесс, например, таких, как: по способу формирования органов управления, по способу распределения полномочий, по способу финансирования и другие. [7] Разумеется, выявление оптимальной модификации модели из десятков возможных вариантов является вторичной задачей и сначала требуется определиться с общим вектором. Так, обозначенные варианты методик выявления оптимальной модели управления для городской агломерации основываются на учёте состояния объекта управления и позволяют получить количественную оценку, но этого требуется пройти следующие этапы: [8]

  • отбор свойств объекта управления, среди которых можно выделить пространственную структуру, количество участников, численность населения;
  • предложение вариантов значений для свойств;
  • ранжирование моделей по каждому свойству в зависимости от приоритетности;
  • присвоение категорий свойствам объекта;
  • нахождение взвешенного суммарного ранга для каждой модели.

В виду специфичности вопросов функционирования и развития сельских агломераций, недостаточности опыта в развитии и формировании таковых, непроработанности некоторых аспектов в законодательной базе, первостепенным выступает решение в части не определения какой-то подходящей модели, а в части создания принципиально новой системы управления агломерацией.

Таким образом, основываясь на исследованиях эффективности функционирования систем управления городскими агломерациями, определены мероприятия по формированию эффективного механизма управления и развития сельскими агломерациями. К таковым мероприятиям можно отнести следующие:[9]

  • подписание соглашения между органами местного самоуправления муниципального района (муниципального округа) и поселений, входящих в агломерацию, о создании и совместном развитии сельской агломерации;
  • формирование Координационного совета по развитию агломерации, с включением представителей органов местного самоуправления муниципального района (муниципального округа), поселений агломерации, представителей местного бизнеса, общественности (члены общественных советов района, округа, руководители ТОСов, старосты населенных пунктов и иные активные граждане), при этом, данный центр создается как некоммерческое партнерство с целью решения вопросов развития сельской агломерации, с  наделением необходимыми полномочиями, закрепленными Уставом;
  • разработка стратегии (концепции) развития агломераций, стратегий развития соответствующих поселений агломерации;
  • разработка плана мероприятий (на долгосрочный период, с разбивкой по годам, и детального плана на текущий год;
  • проработка конкретных направлений, механизмов и мероприятий межмуниципального сотрудничества в рамках развития агломераций;
  • разработка и реализация проектов (в том числе межмуниципальных) по развитию агломераций.

Также, необходимо отметить важность внесения изменений в действующее законодательство, таких, как:

  • принятие федерального закона об агломерациях, с последующим внесением определения сельской агломерации и порядком ее включения в реестр; конкретизация и определение прав вступления и выхода муниципального образования из состава агломераций;
  • субъект Федерации по согласованию с участниками агломерации разрабатывает и принимает нормативно-правовые документы, в которых определяются границы агломерации, которые могут не совпадать с границами муниципальных образований и порядок разработки с последующим  утверждением схемы территориального планирования агломерации.

Эффективность данного подхода очевидна, так как создание в рамках потенциальной сельской агломерации, единого органа управления – совета агломерации, который возьмет на себя функции направляющего органа власти, (состав потенциальной сельской агломерации состоит из нескольких муниципальных образований), то соответственно без единого центра управления невозможно эффективное функционирование.

На сегодняшний день, создание совета агломерации возможно лишь через подписание договора о межмуниципальном сотрудничестве между главами местных администрацией согласно ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в дальнейшем требуется совершенствование действующего законодательства и принятие Федерального закона, регламентирующего деятельность сельских агломераций.

Совет агломерации должен задавать общий вектор направления стратегического развития сельской агломерации, путем составления долгосрочных планов, создавать предпосылки для социально-экономического развития сельской агломерации, путем предложения участия в государственных программах поддержки и создания экономически эффективных межмуниципальных проектов. Предложенные планы и проекты развития должны приниматься на территории всей агломерации по итогам голосования представителей муниципальных образований.[10]

В состав совета агломерации должны входить, как минимум, четыре представителя от муниципального образования, которые должны назначаться, согласовываться и утверждаться главой района:

  • представитель администрации, – призван выступать в роли связующего звена между советом агломерации и главой муниципального образования, подчиняется напрямую главе местного самоуправления и согласовывает с ним общие направления развития, при этом совместно с представителями иных администраций, входящих в состав сельской агломерации, самостоятельно разрабатывает проекты развития;
  • представитель сельскохозяйственных предприятий принимает участие в голосовании по принятию планов и проектов развития сельской агломерации, так как сельские агломерации в большей степени являются аграрными;
  • представитель перерабатывающей промышленности должен учитывать интересы не только сельскохозяйственных предпринимателей муниципальных образований, но и представителей иных сфер бизнеса, что позволит повысить эффективность принятия решений, оказывающих непосредственное влияние на экономическую конъектуру сельской агломерации в целом и муниципального образование в частности, учитывая интересы населения, как следствие принимает участие в голосовании по принятию планов и проектов развития сельской агломерации;
  • представитель социальной сферы в целях не допущения однобокого, сугубо экономического развития сельской агломерации (включение в состав совета агломерации с правом голоса представителя сферы здравоохранения, образования или науки).

Количество представителей муниципального образования в совете сельской агломерации может быть увеличено для большей специализации в той или иной сфере, но все также должно отражать интересы всего населения, а не конкретной группы индивидов. [12]

На первоначальных этапах представленная структура в полной мере должна иметь возможность осуществления управления сельской агломерацией, что не  требует широкого финансирования, но в дальнейшем, возможно совершенствование и повышение эффективности модели управления, путем создания специальных отделов в составе совета агломерации, например таких, как:

  • отдел статистики, – осуществляет сбор и обработку информации на территории всей сельской агломерации, обрабатывая полученные данные в контексте агломерации, а не отдельных муниципальных образований;
  • отдел экономической эффективности, – проводит оценку эффективности работы агломерации, получаемый эффект от вхождения в состав агломерации для отдельных муниципальных образований, оценку потенциала и эффективности реализуемых и предлагаемых проектов;
  • отдел социальной эффективности, – проводит оценку работы сельской агломерации, реализуемых и предлагаемых проектов с точки зрения социального эффекта.

В перспективе возможно расширение и создание специализированных отделов (транспортный, жилищно-коммунального хозяйства, экологический и другие).

Финансирование функционирования совета агломерации должно осуществляться, как за счет средств муниципальных образований (оплата труда представителей администрации), так и за счет иных участников совета агломерации (в частности, от сельскохозяйственных предприятий, от предприятий перерабатывающей промышленности и т.д.), которые будут выполнять свои функции с позиции гражданской инициативы, проявляя социальную ответственность за разработку проектов развития агломерации, а также ряда мероприятий по дальнейшему совершенствованию его функционирования и развития.

Представленная на рисунке 2 модель управления сельской агломерации позволяет в оперативные сроки создать сельскую агломерацию путем заключения договора о межмуниципальном сотрудничестве между администрациями муниципальных образований, при этом с минимальным финансированием за счет средств бюджета, что в свою очередь позволит эффективно функционировать и управлять данными процессами.[11] При этом, данная модель имеет широкие перспективы к дальнейшему улучшению за счет включения в состав совета агломерации представителей интересов иных групп населения и создания дополнительных консультационных отделов.

Представленная модель управления сельской агломерацией не лишает власти глав муниципальных образований и не создает дополнительных усложненных бюрократических институтов, за счет прямой подчиненности представителя администрации, в свою очередь, также, она не дает дополнительных рычагов воздействия для глав муниципальных образований, так как решения принимаются коллегиально путем голосования иных представителей администраций муниципальных образований.

Список источников

  1. Аношкина Е. Л., Лещев И. Е.  Внешние эффекты стихийного агломерационного процесса в условиях депопуляции населения // Проблемы современной экономики. 2009. № 4. С. 330-335.
  2. Волчкова И. В. Управление городскими агломерациями: модели и современный опыт // Экономика и управление: анализ тенденцией и перспектив развития. 2012. № 1-1. С. 12–17.
  3. Волостнов Н.С., Лазутина А.Л., Лебедева Т.Е., Климина Е.В., Бутченко В.Н., Задорожный Ю.В. Аграрно-промышленный комплекс национальной экономики: специфика общественной оценки его эффективности в условиях рынка. Московский экономический журнал. 2020. № 2. С. 37.
  4. Ворошилов Н. В. Критерии выделения сельских агломераций и механизм управления их развитием // Развитие территорий. 2022. № 1. С. 51-58.
  5. Иванова Д. Г. Ростовская городская агломерация: модели управления и направления развития // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2017 № 12 (91). С. 20–23.
  6. Павлов Ю. В. Классификация моделей управления городской агломерацией // Ученые записка Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Экономика и управление. 2019. Том 5 (71). № 1. С. 106–122.
  7. Павлов Ю. В. Методический подход к выбору оптимальной модели управления городской агломерацией на основании свойств субъекта управления // Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление. 2017. № 4 (84). С. 52–72.
  8. Нечаева М.Л., Матвеева Д.А., Демидова Е.Е., Проваленова Н.В.
    Факторы конкурентоспособности сельского хозяйства региона. Вестник НГИЭИ. 2022. № 5 (132). С. 89-103.
  9. Сансызбаева Г. Н. О модели управления городскими агломерация в Республике Казахстан // Central Asian economic rewiew. 2019. № 2 (125). С. 45–55.
  10. Харитонов А. В., Бондарев Н. С., Бондарева Г. С. Разработка системы управления сельской агломерацией // International agricultural journal. 2021. Том 64. № 3. С. 83-97.
  11. Шугрина Е.С. Модели управления российскими агломерациями // Государственная власть и местное самоуправление. 2018. N 2. С. 39 — 43.
  12. Ямилов Р.М. Сельскохозяйственные агломерационные процессы: идентификация явления // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2018. № 7.

References

  1. Anoshkina E. L., Leshchev I. E. External effects of the spontaneous agglomeration process in conditions of depopulation of the population // Problems of the modern economy. 2009. No. 4. pp. 330-335.
  2. Volchkova I. V. Management of urban agglomerations: models and modern experience // Economics and management: analysis of trends and development prospects. 2012. No. 1-1. pp. 12-17.
  3. Volostnov N.S., Lazutina A.L., Lebedeva T.E., Klimina E.V., Butchenko V.N., Zadorozhny Yu.V. The agrarian-industrial complex of the national economy: the specifics of public assessment of its effectiveness in market conditions. Moscow Economic Journal. 2020. No. 2. p. 37.
  4. Voroshilov N. V. Criteria for the allocation of rural agglomerations and the mechanism for managing their development // Development of territories. 2022. No. 1. pp. 51-58.
  5. Ivanova D. G. Rostov urban agglomeration: management models and development directions // Science and education: economy and economics; entrepreneurship; law and management. 2017 No. 12 (91). pp. 20-23.
  6. Pavlov Yu. V. Classification of urban agglomeration management models // Scientific notes of the V. I. Vernadsky Crimean Federal University. Economics and management. 2019. Volume 5 (71). No. 1. pp. 106-122.
  7. Pavlov Yu. V. Methodological approach to choosing the optimal model of urban agglomeration management based on the properties of the subject of management // Proceedings of the Far Eastern Federal University. Economics and management. 2017. No. 4 (84). pp. 52-72.
  8. Nechaeva M.L., Matveeva D.A., Demidova E.E., Provalenova N.V. Factors of competitiveness of agriculture in the region. Bulletin of the NGIEI. 2022. No. 5 (132). pp. 89-103.
  9. Sansyzbayeva G. N. On the model of urban agglomeration management in the Republic of Kazakhstan // Central Asian economic review. 2019. No. 2 (125). pp. 45-55.
  10. Kharitonov A.V., Bondarev N. S., Bondareva G. S. Development of a rural agglomeration management system // International agricultural journal. 2021. Volume 64. No. 3. pp. 83-97.
  11. Shugrina E.S. Models of management of Russian agglomerations // State power and local self-government. 2018. N 2. pp. 39-43.
  12. Yamilov R.M. Agricultural agglomeration processes: identification of the phenomenon // Economics and management of innovative technologies. 2018. № 7.

Для цитирования: Касимов А.А., Лазутина А.Л., Лобанов А.Ю., Саляева Е.Ю., Бугрова И.С. Моделирование современных организационных структур сельских агломераций // Московский экономический журнал. 2023. № 12. URL: https://qje.su/selskohozyajstvennye-nauki/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-12-2023-52/

© Касимов А.А., Лазутина А.Л., Лобанов Ю.А., Саляева Е.Ю., Бугрова И.С. 2023. Московский экономический журнал, 2023, № 12.