Московский экономический журнал 11/2022

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 342.52/351.82

doi: 10.55186/2413046X_2022_7_11_658

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ СЕМЕНОВОДСТВА ПО СТРАНАМ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В СРАВНЕНИИ С ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

STATE REGULATION OF SEED PRODUCTION IN THE EUROPEAN UNION COUNTRIES IN COMPARISON WITH THE LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION

Работа выполнена в рамках ГЗ ГБС РАН (№ 122042500074-5)

Клименков Фёдор Иванович, к.с.-х.н, старший научный сотрудник отдела отдаленной гибридизации, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Главный ботанический сад им. Н.В. Цицина Российской академии наук (ГБС РАН) 127276 г. Москва, ул. Ботаническая, д.4, email: fedorklim@inbox.ru, https://orcid.org/0000-0002-2556-7287

Градсков Сергей Матвеевич, к.с.-х.н., старший научный сотрудник отдела отдаленной гибридизации, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Главный ботанический сад им. Н.В. Цицина Российской академии наук (ГБС РАН) 127276 г. Москва, ул. Ботаническая, д.4, email: gradskovs@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-1199-1626

Кузьмина Нина Петровна,  научный сотрудник отдела отдаленной гибридизации, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Главный ботанический сад им. Н.В. Цицина Российской академии наук (ГБС РАН) 127276 г. Москва, ул. Ботаническая, д.4, email: ppg-gbsran@yandex.ru, https://orcid.org/ 0000-0002-2266-4348

Иванова Любовь Петровна, научный сотрудник отдела отдаленной гибридизации,  Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Главный ботанический сад им. Н.В. Цицина Российской академии наук (ГБС РАН) 127276 г. Москва, ул. Ботаническая, д.4, email: gbsran@yandex.ru, https://orcid.org/ 0000-0002-3466-7263

Клименкова Ирина Николаевна, научный сотрудник отдела отдаленной гибридизации, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Главный ботанический сад им. Н.В. Цицина Российской академии наук (ГБС РАН) 127276 г. Москва, ул. Ботаническая, д.4, email: irinaklimleon@inbox.ru, https://orcid.org/0000-0001-9370-4442

Klimenkov Fedor Ivanovich, Candidate of Agricultural Sciences, Senior Researcher of the Department of Remote Hybridization, Tsitsin Main Botanical Garden of the Russian Academy of Sciences, 127276, Moscow, st. Botanicheskaya, 4, email: fedorklim@inbox.ru, https://orcid.org/0000-0002-2556-7287

Gradskov Sergey Matveyevich, Candidate of Agricultural Sciences, Senior Researcher, Department of Remote Hybridization, Tsitsin Main Botanical Garden of the Russian Academy of Sciences, 127276, Moscow, Botanicheskaya str. 4, email: gradskovs@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-1199-1626

Kuzmina Nina Petrovna, Researcher, Department of Remote Hybridization, Tsitsin Main Botanical Garden of the Russian Academy of Sciences, 127276 Moscow, Botanicheskaya str. 4, email: ppg-gbsran@yandex.ru, https://orcid.org/ 0000-0002-2266-4348

Ivanova Lyubov Petrovna, Researcher, Department of Remote Hybridization, Tsitsin Main Botanical Garden of the Russian Academy of Sciences, 127276 Moscow, Botanicheskaya str. 4, email: gbsran@yandex.ru, https://orcid.org/ 0000-0002-3466-7263

Klimenkova Irina Nikolaevna, Researcher, Department of Remote Hybridization, Tsitsin Main Botanical Garden of the Russian Academy of Sciences,  127276, Moscow, st. Botanicheskaya, 4, email: irinaklimleon@inbox.ru, https://orcid.org/0000-0001-9370-4442

Аннотация.  Каждое государство призвано защищать интересы своих производителей и потребителей семян путем законодательного регулирования рынка семян. Национальные интересы, каждого из них, отличаются, однако существуют общие принципы и правила государственного регулирования. Такие организационные формы, как сортовой и семенной контроль, в обязательном порядке присутствуют в любой системе семеноводства развитых стран и являются ее важнейшей составной частью, которая делает возможным товарное производство высококачественных и конкурентоспособных семян. Существует ряд разработанных на мировом уровне ряд правил, схем и методов международных организаций в отношении семян сельскохозяйственных растений. Анализ законодательства различных государств, в частности, стран членов Европейского союза, стран-участников Содружества Независимых Государств показывает, что основополагающей  частью государственного семенного контроля, является контроль их сортовых и посевных качеств, в том числе с использованием системы сертификации. Сертификация семян при этом осуществляется национальными организациями, уполномоченными на это на уровне государственных институтов. Аналогичная система по нормам правового законодательства в области семеноводства принята и в Российской Федерации, но уже разработанная по специфике правовой защиты и осуществления деятельности, в области семеноводства исходя из особенностей внутригосударственного устройства.

Abstract. Each state is called to protect the interests of its seed producers and consumers through legislative regulation of the seed market. The national interests of each of them differ, but there are general principles and rules of state regulation. Such organizational forms as variety and seed control are obligatory in any system of seed production in developed countries and are its most important component, which makes the commercial production of high-quality and competitive seeds possible. There are a number of rules, schemes and methods of international organizations developed at the world level in relation to the seeds of agricultural plants. Analysis of the legislation of various states, in particular, the member countries of the European Union, the member countries of the Commonwealth of Independent States shows that the fundamental part of state seed control, is the control of their varietal and sowing qualities, including the use of certification system. Certification of seeds in this case is carried out by national organizations authorized at the level of state institutions. A similar system according to the norms of legal legislation in the field of seed production is adopted in the Russian Federation, but already developed on the specifics of legal protection and implementation of activities, in the field of seed production based on the peculiarities of the internal state structure.

Ключевые слова: селекция, сорт, семеноводство, закон, ассоциация, рынок, государство

Key words: breeding, variety, seed production, law, association, market, state

Целью научной работы являлось изучение законодательной системы в области семеноводства стран Европейского Союза и стран СНГ, в сравнении с законодательством в РФ.

Правилами торговли семенами Международной Федерации по торговле семенами (FIS) установлено, что отгружаемые семена должны сопровождаться, наряду с другими сопроводительными документами, сертификатом сортовой идентификации и сертификатом на посевные качества семян. В целях международной торговли семенами с гарантированной сортовой чистотой и идентичностью сорта Международной организацией экономического сотрудничества и развития (ОЕСD) разработаны правила и схемы, устанавливающие требования к возделыванию, проведению полевой инспекции, сертификации и маркировке семян по семи группам сельскохозяйственных растений. Семена, прошедшие процедуру сертификации по схемам ОЕСD, получают статус семян гарантированного сортового качества. Для обеспечения международной торговли семенами с гарантированными посевными качествами Международной ассоциацией по контролю за качеством семян (ISTA) разработаны международные правила и методы тестирования семян.

В настоящее время отрасль семеноводства в странах Европейского Союза (ЕС) регулируется 12 основными документами, большинство из которых уже действует на протяжении около 15 лет, а сами основы существующей нормативно-правовой базы не пересматривались с 1970-х годов.

Компетентным органом ЕС, защищающим права селекционеров, является Бюро сообщества по сортам растений – Community Plant Variety Office (CPVO), которое представляет сеть аккредитованных учреждений из числа компетентных органов стран-членов ЕС со штаб-квартирой во Франции. CPVO регистрирует сорта, как объекты права селекционеров и охраняет это право на всей территории ЕС на основании испытаний на отличимость, однородность и стабильность (ООС) при соблюдении требований к новизне и наименованию сорта.

В своей деятельности CPVO сотрудничает с несколькими неевропейскими учреждениями, обмениваясь результатами испытаний на ООС по определенным видам растений или запрашивая результаты проведения испытаний тех культур, для которых нет аккредитованных органов по проведению испытаний в ЕС. Это компетентные органы Южной Африки, Японии, Новой Зеландии, Мексики, Австралии и Тайваня.

Система позволяет предоставлять права интеллектуальной собственности на сорта растений, действующие на всей территории ЕС в соответствии с соглашениями ТРИПС/ВТО и конвенцией UPOV (Международный союз по защите новых сортов растений).

CPVO самостоятельно в финансовом отношении. Бюро Сообщества по сортам растений не получает денежных средств от ЕС.

Бюджет CPVO складывается в основном из доходов от регистрации прав селекционеров, имеет апелляционную комиссию, участвующую в разрешении юридических споров, и ведет базу данных соответствующих прецедентов, регулярно публикуя результаты разбирательств в открытом доступе.

Регистрируя права селекционера, CPVO не может дать производителю окончательный «пропуск» на рынок семенного и посадочного материала ЕС. Данное бюро по сортам растений не проводит испытаний на хозяйственную полезность и не включает сорта в список допущенных к использованию селекционных достижений. Это является прерогативой национальных органов в области селекции и семеноводства, которые также в большинстве своем сохранили за собой право проведения испытаний на ООС.

Наличие охраны права у оригинаторов сортов большинства основных сельскохозяйственных культур еще не позволяет распространять их посевной или посадочный материал на территории ЕС.

Для выхода на рынок сорт должен быть включен в Общий реестр сортов ЕС, который формируется простым объединением национальных реестров. Условием включения в Общий реестр и допуска на рынок сортов основных культур является успешное прохождение испытаний на хозяйственную полезность, которые проводятся национальными органами в обязательном порядке для установленного каждым государством перечня культур и включают в себя оценку по критериям урожайности, устойчивости к биотическим и абиотическим факторам и качеству продукции. По результатам испытания сорта включаются в национальный реестр и далее автоматически – в Общий реестр ЕС. Ответственность за предоставленную информацию в Общеевропейский реестр, включающий в себя более 23 тыс. сортов сельскохозяйственных и более 21 тыс. сортов овощных культур, лежит на компетентных органах стран-членов ЕС.

Реализуемые на территории стран – членов ЕС сорта сельскохозяйственных растений должны быть включены в национальный список допущенных к использованию сортов растений страны, на территории которой реализуются семена, или в каталог таких сортов растений ЕС. Директивами ЕС установлены также требования к качеству реализуемых семян, в частности, к элитным и репродукционным семенам, максимальному весу партии семян, её маркировке.

Существующее законодательство ЕС по селекции и семеноводству долгое время эффективно выполняло и выполняет задачу гарантирования свободной торговли и обеспечения качества посевного и посадочного материала, однако в Евросоюзе считают этот комплекс нормативно-правовых актов устаревающим и не отвечающим современным требованиям. Его недостатки стоит отметить — сложность и фрагментированность законодательства, отсутствие согласованности с новыми приоритетами политики, стратегии и правил ЕС, а также расхождения в правоприменительной практике на национальном уровне.

Сегодня продолжается обсуждение дальнейших направлений развития единой сельскохозяйственной политики, взаимодействия по борьбе с мошенничеством в области семеноводства, проблемы сохранения биоразнообразия, новейшие достижения и вопросы интеллектуальной собственности, в том числе перспективы сортоиспытания, а также недавние постановления Европейского суда. Еврокомиссия выступает с призывами к странам – членам ЕС разработать и предложить собственное законодательное решение по инновационным технологиям в селекции и семеноводстве, которое было бы приемлемым для широкой аудитории селекционеров и производителей семян [1].

В развитых странах наиболее наукоемкие и финансово затратные фундаментальные проблемы и отдельные прикладные вопросы для частных компаний осуществляются на основе грантов, также предоставляются информационная, кадровая, методическая и другие виды поддержки на уровне государства.

Так, к примеру, в Федеративной Республики Германии  в соответствии с Законом «О торговом обороте семенного материала» от 20 августа 1985 года, семенной материал может быть введен в торговый оборот, если он признан как оригинальный, элитный или стандартный, соответствующий требованиям стандартов, что должно быть подтверждено документально. Таким документом на партию семян является сертификат, а на тарную единицу семенного материала – этикетка. Ввоз в Германию семенного материала из стран – членов ЕС допускается в случае, если он был апробирован в одной из стран – членов ЕС, и нормативные акты страны – экспортера отвечают законодательству ЕС в отношении полевой инспекции, размножения и введения сорта в производство. В Германии качество ввозимого семенного материала контролируется Федеральным ведомством по продовольствию и сельскому хозяйству.

В целях проведения контроля указанное ведомство уполномочено задерживать партии семенного материала при ввозе на территорию ФРГ в случае несоответствия её сортовым и посевным показателям качества.

Сертификация семян в Германии решает ряд задач: контроль за соответствием сортовой чистоты, соответствием посевных качеств семян. В Германии разрешается вводить в оборот только сертифицированные партии семян, а сертификация допускается только сортов семян, допущенных  к использованию на территории Германии.

Аналогичным образом в ФРГ работает и компетентный орган сортоиспытания – Государственная служба по сортам (Bundessortenamt).

Национальное регулирование сбыта семян сельскохозяйственных и овощных культур (The German Seed Act) служит законодательной базой Национального списка, включение в который возможно лишь на основании успешного прохождения сортом испытаний на ООС и соответствия требованиям к наименованию.

Сорта сельскохозяйственных культур проходят дополнительное испытание на хозяйственную полезность – Value for Cultivation and Use (VCU). В законодательстве это прописано следующим образом: «Сорт соответствует требованиям VCU, если по сравнению с уже включенными в перечень сортами он существенно превосходит их по каким-либо аспектам технологии выращивания, дальнейшего использования урожая (переработки) или любого конечного продукта, получаемого из такой культуры». При проведении полевых испытаний на VCU учитываются устойчивость, урожайность, качество продукции и технологичность сорта. Срок действия регистрации в Национальном перечне – 10 лет (20 лет для винограда), возможно продление. Процесс испытания на хозяйственную полезность сортов, заявленных для включения в Национальный перечень, занимает 2 года для большинства видов и 3 года – для зерновых, кормовых культур и озимого рапса. В зависимости от вида растений сортоиспытания проводятся на 10-30 участках, принадлежащих Bundessortenamt, землях федерального значения, а также в некоторых случаях в сотрудничестве с селекционерами.

В Швеции имеется несколько обществ, занимающихся размножением и продажей семян сельскохозяйственных культур. Наиболее крупные из них – АО «Шведские посевные материалы», работающее в контакте с Свалёфской селекционной станцией, и АО «В. Вейбуль», в ведении которого находятся институт селекции и крупное семеноводческое хозяйство.

В Италии семеноводство сосредоточено в основном в двух кооперативных организациях — Федеральное агрономическое объединение, семенной отдел и Общество семеноводов, работающих в тесном контакте. Эти организации по договорам с фермерами производят и продают сортовые семена, предварительно доводя их до кондиций на своих семяочистительных заводах [2].

В Нидерландах, согласно законодательству, все семеноводческие компании должны быть зарегистрированы и находиться под наблюдением и контролем инспекционной службы Naktuinbouw, которая уполномочена Министерством сельского хозяйства, природы и качества продовольствия контролировать качество, идентичность и состояние семян и посадочного материала. Семена, поставляемые на рынок нидерландскими семеноводческими компаниями, должны отвечать требованием директивы ЕС 2002/55. В Нидерландах действует система контроля в отношении сохранения сортовых качеств семян, производства, обработки, упаковки и маркетинга. Прежде чем производство и маркетинг семян станут возможными, сорт должен быть зарегистрирован, внесен в перечень зарегистрированных сортов и разрешен к использованию на территории Нидерландов.

Законодательство Литовской Республики о семенах — законы «О семеноводстве», «О сортовой защите растений» — предусматривает обязательные требования к качеству семян зерновых, кормовых, масличных, волокнистых, овощных культур, свеклы, гречихи, семенного картофеля, посадочному материалу плодовых и плодово-ягодных культур, овощных и декоративных культур. Система сертификации семян в Литовской Республике имеет обязательный характер и включает апробацию посевов сельскохозяйственных культур, отбор проб от партий семян, определение посевных качеств, проведение грунтового контроля (постконтроля) и выдачу сертификатов на партии семян. Государственная служба семян и зерна Литовской Республики осуществляет обязательную регистрацию юридических и физических лиц, осуществляющих производство и реализацию семян, и, соответственно, имеет полную информацию о производителях и поставщиках семян, месторасположении семенных посевов, объемах производства и реализации семян. Деятельность юридических и физических лиц в области семеноводства находится под контролем указанной службы.

Законодательство стран – участников СНГ, также направлено на осуществление государственного контроля при производстве, заготовке, обработке, хранении, транспортировке, реализации и использовании семян сельскохозяйственных растений. В этих странах законодательно запрещена реализация семян на внутреннем рынке, экспортно-импортные поставки и использование для посева семян без документов, удостоверяющих их сортовые и посевные качества.

Для координации вопросов сотрудничества государств-участников СНГ в вопросах селекции, сортоиспытания и семеноводства решением Совета глав правительств СНГ от 18 октября 1996 г. Создан Межправительственный совет по вопросам семеноводства СНГ и утверждено Положение о совете. Исполнительным органом совета, действующим на постоянной основе, является дирекция ассоциации «Семена». При совете созданы 22 комиссии по направлениям деятельности. Основные функции и задачи комиссий: создание общего рынка семян и посадочного материала; совершенствование технологических процессов селекции, семеноводства с использованием новейших достижений биоинженерии; определение перспективных направлений в селекционно-семеноводческой работе; координация деятельности по созданию, выявлению новых сортов растений, методов селекции, межгосударственному сортоиспытанию, ускоренному размножению семян; оказание помощи в сборе, оценке, хранении и использовании генетических ресурсов культурных растений; оказание помощи в оформлении прав и патентов на конечные достижения в селекционной деятельности [3].

В Республике Беларусь действует Государственная программа развития селекции и семеноводства, целью которой является обеспечение производителей сельхозпродукции семенами высокопродуктивных сортов с высокими сортовыми и посевными качествами для удовлетворения потребности перерабатывающей отрасли республики в растительном сырье [4]. Законодательным органом со стороны государства является Государственная семенная инспекция, которая осуществляет мероприятия по сортовой и семенному контролю.

Финансирование мероприятий данной программы осуществляется в пределах общих расходов республиканского бюджета, предусматриваемых на развитие сельскохозяйственного производства, рыбоводства и переработки сельскохозяйственной продукции, согласно Закону о республиканском бюджете на очередной финансовый год, за исключением научного обеспечения данной программы, финансирование которого осуществляется за счет средств республиканского бюджета, предусматриваемых на прикладные исследования в области национальной экономики [5].

Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь не позднее 31 января каждого года формируется государственный страховой фонд семян сельскохозяйственных растений. Для его формирования ежегодно осуществляется закупка семян зерновых и зернобобовых сельскохозяйственных растений в объеме не менее 15 тыс. т с привлечением средств республиканского и местных бюджетов.

В Украине государственный надзор (контроль) в сфере семеноводства в соответствии с Законом Украины «О семенах и посадочном материале» осуществляет центральный орган исполнительной власти, который обеспечивает реализацию государственной политики в сфере надзора (контроля) в агропромышленном комплексе, и его территориальные органы. Таким органом является Государственная инспекция сельского хозяйства Украины, созданная Указом Президента Украины в 2010 г.

Госсельхозинспекция Украины наделена полномочиями по осуществлению государственного контроля за соблюдением требований законодательства в сфере семеноводства, ведению Реестра производителей семян, осуществлению аттестации субъектов семеноводства для предоставления им права на производство и реализацию семян и посадочного материала.

В соответствии с Законом Украины «О семенах и посадочном материале» семена и посадочный материал вводят в оборот только после их сертификации. Сертифицированными считаются семена, если они отвечают требованиям нормативных правовых актов по сортовой чистоте и посевным качествам, и если сорт включен в Реестр сортов Украины или Реестр сортов Организации экономического сотрудничества и развития (OECD).

Таким образом, законодательная база в Украине позволяет осуществлять государственное регулирование — государственный контроль в сфере семеноводства сельскохозяйственных растений, а также обязательную сертификацию семян сельскохозяйственных растений.

В Республике Узбекистан основным документом в области семеноводства является Закон Республики Узбекистан от 29.08.1996 № 267-1 «О семеноводстве». Согласно этому Закону государственным органом по сертификации и контролю качества семян сельскохозяйственных растений является Государственный центр сертификации и контроля качества семян сельскохозяйственных культур при Министерстве сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан («Узгосконтрольсемцентр»). Задачами, которые решает «Узгосконтрольсемцентр», являются контроль за исполнением государственной политики в области генетической чистоты сортов, соответствия посевных качеств семян сельскохозяйственных растений требованиям нормативных актов, проведение работ по сертификации, определение и контроль качества семян.

Законодательство Российской Федерации в области семеноводства имеют свою специфику, как и в любой развитой стране. Вертикаль правовой основы выстроена по главному принципу — соблюдение сортового и семенного контроля на всех этапах селекции и семеноводства.

Основополагающим юридическим документом РФ в семеноводстве является Закон от 17 декабря 1997 г. № 149-ФЗ «О семеноводстве» действующая редакция.

Соблюдение законодательства по сортовому контролю в области селекции возложено на ФГБУ «Госсортокомиссия», которая является подведомственным учреждением Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ. Учреждение непосредственно работает с селекционными достижениями – новыми сортами и гибридами, проводя оценку по главным составляющим сортового контроля в селекции – испытания по признакам отличимости, однородности и стабильности, через свою сеть государственных сортовых участков по каждому региону допуска. Второй основной функцией является ведение Государственного реестра селекционных достижений и своевременное внесение сведений по новым сортам и гибридам семян.  В свою очередь ФГБУ «Госсортокомиссия» взаимодействует с Международным союзом по защите новых сортов растений конвенцией (UPOV).

В области законодательства сортового и семенного контроля непосредственно семеноводства контрольно-надзорным органом является Управление по ветеринарному и фитосанитарному контролю (Россельхознадзор).  В его функции входит осуществление контроля по всем операциям при перемещении семенных партий семян внутри страны, при ввозе и вывозе за пределы РФ, документальный контроль сопроводительных документов.

Непосредственно определением сортовых и посевных качеств семян занимаются Референтные центры Россельхознадзора и ФГБУ «Россельхозцентр». Главными документами на партии семян являются сертификат сортовой идентификации (акт апробации) и сертификат соответствия (протокол испытаний), которые выдаются уполномоченными органами в соответствующем порядке. В РФ действует добровольная сертификация в отношении партий семян, которую проводят две основные государственные структуры — ФГБУ «Центр оценки качества зерна – «СемСтандарт» и ФГБУ «Россельхозцентр».

Одним из факторов, сдерживающих развитие семеноводства в стране, эксперты считают законодательство. Нормативно правовая база регулирования семеноводства представлена устаревшим Законом о семеноводстве, а также постановлениями Правительства Российской Федерации, актами Минсельхоза России и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, дополняющими и развивающими федеральный закон. [6].

Важным для совершенствования организационно-экономического механизма является правовое регулирование в сфере селекции сельскохозяйственных культур. В IV части Гражданского кодекса России (далее – ГК РФ), гл. 73 «Право на селекционное достижение» определены права на селекционные достижения. Исключительное право принадлежит патентообладателю, который может по договору передать его в полном объеме другой стороне (приобретателю патента). Правила государственной регистрации договоров о распоряжении исключительным правом на селекционное достижение и перехода такого права без договора утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. № 384 [7].

Причиной появления на рынке семян, не отвечающих сортовым требованиям, также стало несовершенство законодательства. Закон «О семеноводстве» допускает к производству репродукционных семян всех заинтересованных лиц, и если в редакции 1997 г. на производство элитных, а также репродукционных семян было установлено лицензирование на этот вид деятельности, то в настоящее время этого уже не требуется. Функции Госсортокомиссии по регулярному проведению сортового грунтового контроля оригинальных и элитных семян всех селекционных достижений, включенных в Госреестр, и тем более тех, за которыми стоит от двух до шести оригинаторов, не выполняется. Добровольная сертификация на практике наиболее востребована та, у которой наименьшие требования к качеству семян [8].

Также необходимо ускорить подготовку и принятие Федерального закона «О генетических ресурсах растений для селекции сортов и гибридов сельскохозяйственных растений».

Все основные недостатки и пробелы призван исправить новый Федеральный Закон от 30 декабря 2021 г. №454-ФЗ «О семеноводстве, который вступает в законную силу с 1 сентября 2023 года в основной своей части.

Новый закон призван урегулировать отношения в области производства, хранения, транспортировки, реализации семян сельскохозяйственных растений, их использования, ввоз и вывоз семян, включая оказание услуг в данной области, урегулировать ряд правовых пробелов и противоречий, накопившихся в отрасли, создать системы прослеживаемости семян на всех этапах и контроля качества.

Список источников

  1. Иваницкая А. Долгие дискуссии – о проекте реформы законодательства ЕС в сфере селекции и семеноводства // Агробезопасность. – 2018. – № 6. – С. 41-49.
  2. Агропромышленный портал России [Электронный ресурс]. URL: https://agro-portal24.ru/selekciya/2475-organizaciya-semenovodstva-v-drugih-stranah-chast-1.html (дата обращения: 03.10.2021).
  3. Чекмарев П., Кузьмин И. Семеноводство в СНГ: время перемен // Селекция, семеноводство и генетика. – № 5 (17). – 2017. – С. 9-12.
  4. Государственная программа развития селекции и семеноводства растений на 2014-2020 годы (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 585 от 16.06.2014) [Электронный ресурс]. URL: http://www.government.by/upload/docs/file48bf331bd7c888c5 (дата обращения: 10.10.2021).
  5. Республиканское объединение «Белсмена» [Электронный ресурс]. URL: http://robelsemena.by/prilozhenie-13 (дата обращения: 05.10.2021).
  6. Совещание по вопросам правового регулирования селекции и семеноводства. Минсельхоз РФ [Электронный ресурс]. URL: https://napksk.ru/soveshanie-minselhoz (дата обращения: 10.10.2021).
  7. Постановление Правительства России от 30 апреля 2009 г. № 384 «Об утверждении правил государственной регистрации договоров о распоряжении исключительным правом на селекционное достижение и перехода такого права без договора» [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/hotlaw/federal/195435/ (дата обращения: 07.10.2021).
  8. Алтухов А., Нечаев В. Организационно-экономические проблемы улучшения семеноводства зерновых культур // Экономика сел. хоз-ва России. – 2010 . – № 7.– С. 33-46.

References

  1. Ivanitskaya A. Long discussions — on the draft reform of the EU legislation in the field of breeding and seed production // Agrobezopasnost. — 2018. — № 6. — С. 41-49.
  2. Аgroindustrial portal of Russia [Electronic resource]. URL: https://agro-portal24.ru/selekciya/2475-organizaciya-semenovodstva-v-drugih-stranah-chast-1.html (access date: 03.10.2021).
  3. Chekmarev P., Kuzmin I. Seed production in CIS: time for changes // Selection, seed production and genetics. — № 5 (17). — 2017. — С. 9-12.
  4. State program of development of plant breeding and seed production for 2014-2020 (approved by the Resolution of the Council of Ministers of the Republic of Belarus № 585 of 16.06.2014) [Electronic resource]. URL: http://www.government.by/upload/docs/file48bf331bd7c888c5 (date of reference: 10.10.2021).
  5. Republican Association «Belsmena». [Electronic resource]. URL: http://robelsemena.by/prilozhenie-13 (date of reference: 05.10.2021).
  6. Meeting on legal regulation of breeding and seed production. Ministry of Agriculture of the Russian Federation [Electronic resource]. URL: https://napksk.ru/soveshanie-minselhoz (date of reference: 10.10.2021).
  7. Decree of the Government of the Russian Federation of April 30, 2009 № 384 «On approval of the rules of state registration of agreements on the disposal of the exclusive right to a breeding achievement and the transfer of such a right without an agreement». [Electronic resource]. URL: https://www.garant.ru/hotlaw/federal/195435/ (date of reference: 07.10.2021).
  8. Altukhov A., Nechaev V. Organizational and economic problems of improving seed production of grain crops // Russian Economy of Agriculture. — 2010 . — № 7.- С. 33-46.

Для цитирования: Клименков Ф.И., Градсков С.М., Кузьмина Н.П., Иванова Л.П., Клименкова И.Н. Государственное регулирование в области семеноводства по странам Европейского Союза в сравнении с законодательством  Российской Федерации // Московский экономический журнал. 2022. № 11. URL: https://qje.su/selskohozyajstvennye-nauki/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-11-2022-28/

© Клименков Ф.И., Градсков С.М., Кузьмина Н.П., Иванова Л.П., Клименкова И.Н., 2022. Московский экономический журнал, 2022, № 11 .