Московский экономический журнал 10/2022

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 336.61:351/354

doi: 10.55186/2413046X_2022_7_10_603

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ ПО ОСНОВНЫМ  НОВОВВЕДЕНИЯМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О СЕМЕНОВОДСТВЕ»  № 454-ФЗ  ОТ 30 ДЕКАБРЯ 2021 Г.

FINANCIAL AND ECONOMIC SUBSTANTIATION OF THE MAIN INNOVATIONS OF THE FEDERAL LAW «ON SEEDING» No. 454-FZ OF DECEMBER 30, 2021.

Работа выполнена в рамках ГЗ ГБС РАН (№ 122042500074-5)

Клименков Фёдор Иванович, к.с.-х.н, старший научный сотрудник отдела отдаленной гибридизации, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Главный ботанический сад им. Н.В. Цицина Российской академии наук (ГБС РАН) 127276 г. Москва, ул. Ботаническая, д.4, email: fedorklim@inbox.ru, https://orcid.org/0000-0002-2556-7287

Градсков Сергей Матвеевич, к.с.-х.н., старший научный сотрудник отдела отдаленной гибридизации, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Главный ботанический сад им. Н.В. Цицина Российской академии наук (ГБС РАН) 127276 г. Москва, ул. Ботаническая, д.4, email: gradskovs@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-1199-1626

Кузьмина Нина Петровна,  научный сотрудник отдела отдаленной гибридизации, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Главный ботанический сад им. Н.В. Цицина Российской академии наук (ГБС РАН) 127276 г. Москва, ул. Ботаническая, д.4, email: ppg-gbsran@yandex.ru, https://orcid.org/ 0000-0002-2266-4348

Иванова Любовь Петровна,  научный сотрудник отдела отдаленной гибридизации,  Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Главный ботанический сад им. Н.В. Цицина Российской академии наук (ГБС РАН) 127276 г. Москва, ул. Ботаническая, д.4, email: gbsran@yandex.ru, https://orcid.org/ 0000-0002-3466-7263

Клименкова Ирина Николаевна, научный сотрудник отдела отдаленной гибридизации, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Главный ботанический сад им. Н.В. Цицина Российской академии наук (ГБС РАН) 127276 г. Москва, ул. Ботаническая, д.4, email: irinaklimleon@inbox.ru, https://orcid.org/0000-0001-9370-4442

Klimenkov Fedor Ivanovich, Candidate of Agricultural Sciences, Senior Researcher of the Department of Remote Hybridization, Tsitsin Main Botanical Garden of the Russian Academy of Sciences, 127276, Moscow, st. Botanicheskaya, 4, email: fedorklim@inbox.ru, https://orcid.org/0000-0002-2556-7287

Gradskov Sergey Matveyevich, Candidate of Agricultural Sciences, Senior Researcher, Department of Remote Hybridization, Tsitsin Main Botanical Garden of the Russian Academy of Sciences, 127276, Moscow, Botanicheskaya str. 4, email: gradskovs@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-1199-1626

Kuzmina Nina Petrovna, Researcher, Department of Remote Hybridization, Tsitsin Main Botanical Garden of the Russian Academy of Sciences, 127276 Moscow, Botanicheskaya str. 4, email: ppg-gbsran@yandex.ru, https://orcid.org/ 0000-0002-2266-4348

Ivanova Lyubov Petrovna, Researcher, Department of Remote Hybridization, Tsitsin Main Botanical Garden of the Russian Academy of Sciences, 127276 Moscow, Botanicheskaya str. 4, email: gbsran@yandex.ru, https://orcid.org/ 0000-0002-3466-7263

Klimenkova Irina Nikolaevna, Researcher, Department of Remote Hybridization, Tsitsin Main Botanical Garden of the Russian Academy of Sciences,  127276, Moscow, st. Botanicheskaya, 4, email: irinaklimleon@inbox.ru, https://orcid.org/0000-0001-9370-4442

Аннотация. Вступление в силу нового закона «О семеноводстве»  № 454-ФЗ с 1 сентября 2023 года в основной его части, как предполагается, должно будет способствовать выполнению заявленных показателей по производству продукции различных утвержденных государственных программ по развитию сельского хозяйства и регулирования рынков продукции, сырья и продовольствия, в том числе и рынка семеноводства. Ожидается увеличение валового производства к 2023 году по зерну до 150 млн. тонн, по сахарной свекле до 45 млн. тонн, картофеля до 8 млн. тонн, и в первую очередь за счет обеспечения российских сельскохозяйственных товаропроизводителей  высококачественными сортовыми семенами, своевременного информирования участников рынка семян о новых и перспективных сортах или гибридах, о присутствии на рынке партий семян сельскохозяйственных и лесных растений различного направления по использованию. Новый закон должен позволить более жестко и своевременно пресекать для ввоза в РФ и дальнейшего использования семян сортов и гибридов, полученных с использованием методов генной инженерии, за счет средств федерального бюджета, совершенно новое построение государственного реестра селекционных достижений по сельскохозяйственным культурам, имеющим первостепенное стратегическое значение, что поспособствует развитию системы семеноводства, а соответственно и обеспечения продовольственной безопасности страны в целом. Новый закон имеет, как юридические аспекты, так и финансово-экономические основы для урегулирования отношений между участниками рынка семян, в том числе и государственного регулирования.

Abstract. The entry into force of the new law «On seed production» No. 454-FZ on September 1 2023 in its main part is expected to contribute to meeting the declared indicators of production of various approved state programmes for development of agriculture and regulation of markets of products, raw materials and foodstuffs, including seed production market. It is expected to increase the gross production of grains up to 150 million tons by 2023, of sugar beet — up to 45 million tons, of potatoes — up to 8 million tons, in the first place due to provision of Russian agricultural producers with high-quality varietal seeds, timely informing of seed market participants about new and perspective varieties or hybrids, about availability of seed lots of agricultural and forest plants of various directions of use on the market. The new law shall allow more strict and timely suppression for importation into the Russian Federation and further use of seeds of varieties and hybrids, obtained by means of genetic engineering methods, at the expense of the federal budget, absolutely new construction of the state register of selection achievements for agricultural crops of primary strategic importance, which will promote development of seed production system, and accordingly ensure food safety of the country as a whole. The new law has both legal aspects and financial and economic basis for regulation of relations between the participants of seed market, including state regulation.

Ключевые слова: федеральный закон, государственное регулирование, система семеноводство, сорт, гибрид,  генно-модифицированные организмы, государственный реестр

Key words: federal law, state regulation, seed system, variety, hybrid, genetically modified organisms, state register

Целью научной работы являлось изучение экономических направлений и финансовых составляющих при вступлении в силу нового закона «О семеноводстве».

Новый Федеральный закон «О семеноводстве» от 30 декабря 2021 г. N 454-ФЗ вступает в силу с 1 сентября 2023 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен более поздний срок введения в действие, а именно части 6, 7 и 8 статьи 20 «Испытания и оценка сортов и гибридов сельскохозяйственных растений» вступят в силу с 1 сентября 2024 года.

Вступление в законную силу основной части ФЗ «О семеноводстве» подразумевает нововведения и финансово-экономические аспекты по направлениям Государственного реестра селекционных достижений (далее – Госреестр), допущенных к использованию, изменения его структуры в связи с утверждением перечня и распределения сельскохозяйственных культур, а соответственно сортов и гибридов, имеющих стратегическое значение, внедрение автоматизированной информационной системы на рынке семеноводства, проведение исследований в части определения генно-модифированных источников в семенах сортов и гибридов, которые будут включаться в Госреестр, оплату государственных пошлин за проведения испытаний по результатам работы ФГБУ «Госсортокомисии».

Государственный реестр селекционных достижений. Заявки и пошлины

На сегодняшний день пошлина за внесение сведений о сортах или гибридах в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию, не взимается.

Принятый закон, после вступления в законодательную силу и дальнейшего изменения Налогового кодекса РФ обеспечит взимание данной пошлины. Ее размер складывается из четырех составляющих: затраты на экспертизу заявки, государственные испытания сортов или гибридов растений на отличимость, однородность, стабильность (далее — испытания на ООС), государственные испытания сортов и гибридов растений на выявление хозяйственно полезных признаков и/или свойств (далее — испытания на хозяйственную полезность) и обобщение оценки результатов всех испытаний.

Государственные пошлины на вышеупомянутые составляющие уже установлены в составе юридически значимых действий, связанных с выдачей патентов на селекционные достижения (постановление Правительства РФ от 14 сентября 2009 г. № 735 «Об утверждении Положения о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на селекционное достижение, с государственной регистрацией перехода исключительного права на селекционное достижение к другим лицам и договоров о распоряжении этим правом») [1]. Максимальный размер данных пошлин составляет: за экспертизу документов заявки — 3 300 рублей; за испытания на ООС — 26 400 рублей;  за оценку результатов испытаний — 13 200 рублей. (Суммы приведены в сопоставимых ценах на 2021 год).

В расчете использованы размеры пошлин для нерезидентов (юридические, физические лица, действующие в одном государстве, но постоянно зарегистрированные и проживающие в другом), так как вступление Российской Федерации во Всемирную торговую организацию в 2012 году подразумевает отмену разделения на резидентов и нерезидентов в целях уплаты обязательных платежей, в связи, с чем планируется установление единых размеров пошлин за выдачу патентов на селекционные достижения в указанном выше размере для всех категорий заявителей.

Для компенсации увеличенного размера пошлин для отечественных селекционеров сумму пошлины, согласно новому закону, за проведение испытаний на хозяйственную полезность предлагается установить в размере 20% от реальных затрат на такие испытания.

По данным ФГБУ «Госсорткомиссия», средняя себестоимость одного сортоопыта на хозяйственную полезность для всех культур по всем регионам России составила в 2019 году 36 665,00 рубля [2].

Для получения статистически достоверных результатов, государственные испытания проводятся не менее 2 лет в соответствии с методиками государственного сортоиспытания, разработанными ФГБУ «Госсорткомиссия» и Международным союзом по охране новых сортов растений (UPOV) [3].

Для расчета использовано среднее значение количества мест испытания в одном регионе одного сорта или гибрида, составившее в 2019 году — 15 точек испытаний. Таким образом, размер пошлины (20% от затрат) за испытания на хозяйственную полезность одного селекционного достижения составят 231 722,8 рублей. Данная сумма складывается из следующих составляющих: затраты на один сортоопыт 20% (36665,00 х 20%) х количество годов по проведению испытаний х количество мест испытаний:

размер данной пошлины 7333 х 2 х 15 = 219 990 рублей.

В итоге общий размер пошлины за внесение сведений о сорте или гибриде в Госреестр по одному региону допуска составляет – 262 890 рублей: пошлина за экспертизу документов заявки + пошлина за испытания на ООС + пошлина за оценку результатов испытаний + размер пошлины (20% от затрат) за испытания на хозяйственную полезность одного селекционного достижения:

3 300 + 26 400 + 13 200 + 219 990 = 262 890 рублей.

За внесение сведений о сорте или гибриде по второму и последующим регионам размер пошлины устанавливается в размере стоимости только испытаний на хозяйственную полезность, то есть 219 990 рублей, так как экспертиза заявки и испытания на ООС в этом случае не проводятся, а затраты на оценку результатов испытаний значительно меньше, чем при первичном тестировании сорта или гибрида.

В период с 2011 по 2019 год среднее количество заявок на внесение сведений о новых сортах или гибридах в Госреестр составило 930 штук, а аналогичных заявок на расширение регионов допуска уже внесенных сортов в Госреестр — 450 штук.

Исходя из этого, общий размер доходов федерального бюджета от уплаты, предлагаемых к введению пошлин будет достигать суммы свыше 39 млн. рублей ежегодно.

Среднеегодовое количество заявок  по внесению сведений в Госреестр в период с 2011 по 2019 годы составляет 103 заявки по одному региону допуска х общий размер пошлины за внесение сведений о сорте или гибриде в Госреестр по одному региону:

103 х 262 890 = 27 077 670 рублей.

Аналогичное среднегодовое количество заявок на расширение регионов допуска составляет 50 штук х размер пошлины в размере стоимости только испытаний на хозяйственную полезность:

50 х 219 990 = 10 999 500 рублей.

Итоговая среднегодовая от уплаты сумма доходов от введения такой пошлины по новому закону составляет – 38 077 170 рублей.

Введение пошлин за внесение сведений о сортах или гибридах в Государственный реестр будет способствовать взвешенному подходу заявителей к подаче заявок и резкому сокращению обращений по заведомо не перспективным селекционным достижениям (сортам или гибридам).

Утверждение перечня видов и родов сельскохозяйственных растений

В целях оптимизации расходов бюджетной системы при проведении испытаний сортов или гибридов сельскохозяйственных культур Правительством РФ будет утвержден обязательный перечень родов и видов сельскохозяйственных растений, по которым с целью выявления хозяйственно-полезных признаков и свойств новых сортов или гибридов будут проводиться государственные испытания сортов или гибридов за счет бюджетных средств, которые предусмотрены по Госпрограмме на выполнение государственного задания: на 2019 год — 905 806 500 руб., на 2020 год — 933 010 800 руб., на 2021 год — 936 303 600 руб.

В свою очередь данный перечень разрабатывается с учетом критериев Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 21 января 2020 г. №20 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» и рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающих современным требованиям здорового питания, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 августа 2016 г. № 614 «Об утверждении рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающих современным требованиям здорового питания» [4,5].

На основании установленных норм в перечень родов и видов сельскохозяйственных растений будут включены соответствующие роды и виды культур, в том числе кормовые растения, необходимые для обеспечения кормовой базы животноводства и рыбного хозяйства.

Сведения о сортах или гибридах, прошедших испытания, показавших преимущество по сравнению с лучшим, возделываемым в соответствующем регионе сортом или гибридом, принимаемым за стандарт, будут вноситься в Государственный реестр.

Сорта или гибриды сельскохозяйственных растений, которые не войдут в перечень родов и видов сельскохозяйственных растений, включаются в Государственный реестр на добровольной основе за счет собственных средств заявителя.

Действием нового закона на территории РФ не допускается оборот семян сортов или гибридов, не прошедших испытания в различных почвенно-климатических зонах и сведения о которых не внесены в Госреестр, за исключением сортов и гибридов сельскохозяйственных растений, которые не вошли в перечень родов и видов сельскохозяйственных растений.

Дополнительных бюджетных средств по этому направлению не потребуется, за исключением индексации на ежегодный уровень инфляции итоговых сумм выделяемых в рамках Госпрограммы на выполнение государственного задания.

Функционирование рынка семян в государственной автоматизированной информационной системе

В целях исключения поступления на рынок фальсифицированных семян, семян с низкими сортовыми и посевными качествами, новым законом предусмотрено осуществление в РФ федерального государственного контроля (надзора) в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений (глава 2), а также создание федеральной государственной информационной системы в области семеноводства сельскохозяйственных растений (статья 16) (далее — ФГИС «Семеноводство») [6].

ФГИС «Семеноводство» (не путать с ФГИС «Зерно») создается в рамках развития федеральной государственной информационной системы Минсельхоза России без увеличения численности работников и выделения дополнительных бюджетных ассигнований.

Создание, развитие, сопровождение и содержание ФГИС «Семеноводство» осуществлялось за счет средств федерального бюджета, предусмотренных Федеральным законом от 29 ноября 2018 г. № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» на реализацию основного мероприятия по формированию государственных информационных ресурсов в сфере обеспечения продовольственной безопасности и управления агропромышленным комплексом Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717 [7,8].

Для информирования заинтересованных лиц федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области семеноводства сельскохозяйственных растений, представляет результаты определения показателей сортовых и посевных (посадочных) качеств семян в ФГИС «Семеноводство».

Целью данной программы является установление четких принципов по прослеживаемости «от поля до прилавка» всего рынка семян внутри страны, как импортных, так и отечественных, которая предполагает маркирование QR-кодами всех партий семян и контроль всей семеноводческой продукции на всех этапах производства, обеспечивающих защиту и контроль достоверности данных, что позволит минимизировать риски использования «серых схем» в отрасли. Любой участник рынка по области семеноводства, после процедуры регистрации в данной программе сможет в режиме реального времени получать всю необходимую информацию о любой партии семян, в том числе используя мобильную телефонную связь.

Генно-модифицированные источники в области семеноводства

Для предотвращения использования сельскохозяйственными товаропроизводителями на посев (посадку) семян и посадочного материала, полученных с применением методов генной инженерии во исполнение положений статьи 2 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 358-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования в области генно-инженерной деятельности» законом предусматривается полномочие Россельхознадзора на проведение оценки посевов (посадок), семян и посадочного материала сельскохозяйственных растений на наличие в них растений, семян и посадочного материала, полученных с применением методов генной инженерии [9,10].

Согласно поручение Президента Российской Федерации от 22 июня 2016 г. №Пр-1178 для предотвращения распространения на территории Российской Федерации сортов и гибридов сельскохозяйственных растений, полученных с применением методов генной инженерии, правилами проведения испытаний по хозяйственно полезным признакам и (или) свойствам сорта или гибрида и оценки результатов испытаний по хозяйственно полезным признакам и (или) свойствам сорта или гибрида, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере семеноводства сельскохозяйственных растений, будет предусмотрена проверка на наличие или отсутствие ГМО в образцах семян сортов или гибридов сельскохозяйственных растений, представленных заявителем на испытания.

Оценка посевов (посадок), семян и посадочного материала сельскохозяйственных растений на наличие в них ГМО будет проводиться при помощи тест-наборов для определения присутствия ГМО конструкций в сельскохозяйственных растениях.

Стоимость одного набора для тестирования образцов растений в 2020 году, составляла в размере 10 тыс. рублей (по данным производителей тест-наборов — НПК «Синтол», ООО «Агродиагностика», ООО «ГенБит»).

Наибольшая вероятность присутствия ГМО в посевах кукурузы, сои, рапса, картофеля, сахарной свеклы, хлопчатника и томатов, семена которых в больших объемах ввозятся транснациональными компаниями, активно занимающимися созданием сортов и гибридов указанных растений с применением современных технологий на основе ГМО и продвижением на мировой рынок, включая российский.

Для минимизации затрат на проведение оценки посевов (посадок), семян и посадочного материала сельскохозяйственных растений на наличие в них генно-модифицированных источников работы по отбору и анализу проб сегодня уже успешно осуществляется одновременно с функциями выполняемыми Россельхознадзором, в рамках осуществления своих полномочий.

Дополнительная потребность в ассигнованиях федерального бюджета на закупку тест-систем в сумме 347 млн. рублей на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов представлена в таблице 2.

Ежегодно по вышеуказанным культурам поступает в среднем около 700 заявок на внесение о них сведений в Государственный реестр.

Исходя из продолжительности испытаний не менее 2 лет и ежегодной поставки образцов семян для проведения испытаний, общее количество анализируемых образцов составит:

691 заявка х 2 года = 1382 испытания.

Стоимость одного тест-набора для тестирования образцов семян в 2020 году по информации разработчиков данных систем оценки наличия ГМО составила около 10 000 рублей.

Общие затраты на закупку составили:

1382 образца х 10 000 рублей = 13 820 000 рублей.

Общая сумма расходов на проведение оценки на наличие ГМО в образцах, заявляемых на испытания сортов и гибридов, составит в 2020 году 13 820 000 руб., а за период 2020 — 2022 годов с учетом ежегодной индексации инфляции – 44 146 608 рублей (таблица 4).

Согласно представленным выше расчетам дополнительная потребность в средствах федерального бюджета на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов составляет более 44 млн. рублей.

Резюмируя вышеизложенное следует отметить положительный  и отрицательный эффект от нововведений по ФЗ «О семеноводстве».

К положительным составляющим, несомненно, стоит отнести то, что «львиная» доля капиталовложений при осуществлении мероприятий связанных с работой нового ФЗ «О семеноводстве» по финансовой обеспеченности ложиться на государственный уровень, а именно: разработка, внедрение и дальнейшее сопровождение в работе автоматизированной информационной системы; разработка и утверждение перечня родов и видов сельскохозяйственных культур на уровне Правительства РФ, которые имеют стратегическое значение, соответственно введение новой формы Госреестра; проведение исследований по культурам, сорта и гибриды которых будут заявляться на включение в Госреестр, созданным с применением генной инженерии, будут осуществляться Россельхознадзором за счет средств дополнительно выделяемых в рамках государственных заданий.

Отрицательной стороной является тот факт, при котором уплата госпошлины за рассмотрение заявок, осуществление работ по проведению государственных сортоиспытаний и дальнейшего внесения сорта или гибрида в Госреестр, ложиться целиком и полностью на селекционера или селекционный центр, который его заявляет. Предлагается пятикратное увеличение суммы таких пошлин, что не может не вызывать недоумения, причем этот размер устанавливается для всех нерезидентов – отечественных и западных, осуществляющих свою деятельность на территории РФ. С целью компенсации таких затрат для отечественного селекционера предлагается установить размер от реальных затрат испытаний на хозяйственную полезность на уровне 20%, что все равно является очень большим с точки зрения капиталовложений.

Идеальным вариантом является полное освобождение отечественного селекционера от таких затрат, а иностранным нерезидентам установить еще больший потолок цены за проведение данных испытаний. В таком положении, отечественный селекционер будет иметь должные преференции со стороны государства, что в свою очередь будет стимулировать развитие отечественной отрасли в селекции растений.

Список источников

  1. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2009 г. № 735 «Об утверждении Положения о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на селекционное достижение, с государственной регистрацией перехода исключительного права на селекционное достижение к другим лицам и договоров о распоряжении этим правом». С пояснениями и дополнениями от 2 февраля 2010 г. [Электронный ресурс]. Доступ https://base.garant.ru/12169673/ (дата обращения: 08.09.2022).
  2. Официальный сайт ФГБУ “Госсорткомиссия” [Электронный ресурс]. Доступ https://gossortrf.ru/ (дата обращения: 20.05.2022).
  3. Официальный сайт Международный союз по охране новых сортов растений UPOV [Электронный ресурс]. Доступ https://www.upov.int/portal/index.html.en (дата обращения: 25.09.2022).
  4. Указ Президента РФ от 21 января 2020 г. N 20 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Доступ https://base.garant.ru/73438425/ (дата обращения: 20.09.2022).
  5. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 августа 2016 г. № 614 «Об утверждении рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающих современным требованиям здорового питания» (в ред. Приказов Минздрава РФ от 25.10.2019 N 887от 01.12.2020 N 1276). [Электронный ресурс]. Доступ https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=381786 (дата обращения: 10.09.2022).
  6. Федеральный закон «О семеноводстве» от 30.12.2021 N 454-ФЗ (последняя редакция). [Электронный ресурс]. Доступ http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_405425/ (дата обращения: 14.09.2022).
  7. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» от 29.11.2018 N 459-ФЗ (последняя редакция). [Электронный ресурс]. Доступ http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_312362/ (дата обращения: 07.09.2022).
  8. Постановление Правительства РФ от 14 июля 2012 г. N 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс]. Доступ https://base.garant.ru/70210644/ (дата обращения: 05.09.2022).
  9. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования в области генно-инженерной деятельности» от 03.07.2016 N 358-ФЗ (последняя редакция). [Электронный ресурс]. Доступ http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_200732/ (дата обращения: 05.09.2022).
  10. Клименков Ф.И., Градсков С.М., Мишанова Е.В., Клименкова И.Н., Федеральный закон «О семеноводстве» № 454-ФЗ от 30 декабря 2021 г. Новые административные барьеры в области семеноводства // Московский экономический журнал. 2022. № 6. URL: https://qje.su/selskohozyajstvennye-nauki/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-6-2022-47/
  11. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. Доступ  https://rosstat.gov.ru/statistics/  (дата обращения: 03.09.2022).

References

  1. Decree of the Government of the Russian Federation No 735 dated September 14, 2009 «On Approval of Regulations on Patent and Other Fees for Legal Actions Related to a Patent for a Breeding Achievement, State Registration of Transfer of Exclusive Rights for a Breeding Achievement to Other Persons and Contracts for Disposal of Such Rights». With explanations and amendments of February 2, 2010. [Electronic resource]. Access https://base.garant.ru/12169673/ (date of reference: 08.09.2022).
  2. Official site of FSBI «Gossortkomissiya» [Electronic resource]. Access: https://gossortrf.ru/ (date of access: 20.05.2022).
  3. Official site of UPOV International Union for Protection of New Varieties of Plants. Access https://www.upov.int/portal/index.html.en (date of access: 25.09.2022).
  4. Decree of the President of the Russian Federation dated January 21, 2020 N 20 «On the approval of the Doctrine of Food Security of the Russian Federation». [Electronic resource]. Access https://base.garant.ru/73438425/ (date of reference: 20.09.2022).
  5. Order of the Ministry of Health of the Russian Federation of August 19, 2016 N 614 «On approval of recommendations for rational norms of consumption of food products that meet modern requirements of a healthy diet» (ed. Orders of the Ministry of Health of the Russian Federation of 25.10.2019 N 887, from 01.12.2020 N 1276). [Electronic resource]. Access https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=381786 (date of access: 10.09.2022).
  6. Federal law «About seed production» from 30.12.2021 N 454-FZ (last edition). [Electronic resource]. Access http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_405425/ (date of reference: 14.09.2022).
  7. Federal law «On the federal budget for 2019 and for the planning period of 2020 and 2021» from 29.11.2018 N 459-FZ (last revision). [Electronic resource]. Access http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_312362/ (date of reference: 07.09.2022).
  8. Resolution of the Government of the Russian Federation from July 14, 2012 N 717 «On the State program of development of agriculture and regulation of markets of agricult ural products, raw materials and food» (with amendments and additions). [Electronic resource]. Access https://base.garant.ru/70210644/ (date of access: 05.09.2022).
  9. Federal law «On amendments to certain legislative acts of the Russian Federation in terms of improving state regulation in the field of genetic engineering activities» from 03.07.2016 N 358-FZ (latest revision). [Electronic resource]. Access http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_200732/ (date of access: 05.09.2022).
  10. Klimenkov F.I., Gradskov S.M., Mishanova E.V., Klimenkova I.N., Federal law «On seed production» № 454-FZ of December 30, 2021 New administrative barriers in seed production // Moscow Economic Journal. 2022. № 6. URL: https://qje.su/selskohozyajstvennye-nauki/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-6-2022-47/
  11. Official website of the Federal State Statistics Service [Electronic resource]. Access https://rosstat.gov.ru/statistics/ (date of access: 03.09.2022).

Для цитирования: Клименков Ф.И., Градсков С.М., Кузьмина Н.П., Иванова Л.П., Клименкова И.Н. Финансово-экономические обоснования по основным нововведениям Федерального закона «О семеноводстве» № 454-ФЗ от 30 декабря 2021 г. // Московский экономический журнал. 2022. № 10. URL: https://qje.su/selskohozyajstvennye-nauki/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-10-2022-39/

© Клименков Ф.И., Градсков С.М., Мишанова Е.В., Клименкова И.Н., 2022. Московский экономический журнал, 2022, № 10 .