В представленной читателям статье рассматриваются актуальные проблемы прогнозирования техносферной опасности. Целью настоящей работы является выработка подходов к организации мониторинга техносферной опасности как важнейшего основополагающего инструмента процесса прогнозирования чрезвычайных ситуаций техногенного характера на объектах жизнеобеспечения, дорожно-транспортной инфраструктуры по различным видам транспорта. Результаты исследования имеют большое практическое значение при формировании комплекса предупредительных мероприятий, направленных на предупреждение техносферной, экологической опасности, защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, аварий и происшествий с неблагоприятными последствиями для окружающей среды и жизнедеятельности граждан.
транспорт, авария, мониторинг, прогнозирование, экологическая безопасность, чрезвычайная ситуация, жизнеобеспечение.
Введение
Актуальные проблемы предотвращения чрезвычайных ситуаций техногенного характера диктуют новые подходы как к прогнозированию, так и мониторингу аварий, опасных событий и происшествий на транспорте и объектах дорожно-транспортной инфраструктуры, в комплексе жизнеобеспечения населенных пунктов, других отраслях экономики.
Целью прогнозирования техногенных ЧС является заблаговременное получение качественной и количественной информации о возможном времени и месте техногенных чрезвычайных ситуаций, характере и степени связанных с ними опасностей для населения и территорий и оценка возможных масштабов и ущерба от чрезвычайных ситуаций.
При прогнозировании ЧС техногенного характера решаются следующие основные задачи:
выявление и идентификация потенциально опасных зон с возможными источниками чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
разработка возможных вариантов возникновения и развития ЧС, моделирование развития ЧС;
оценка вероятности возникновения ЧС по различным сценариям;
моделирование параметров полей поражающих факторов источников чрезвычайных и аварийных ситуаций;
прогнозирование обстановки (инженерной, пожарной, санитарной, экологической) в районе возможной ЧС с целью планирования контрмер и необходимых сил и средств для проведения защитных мероприятий и ликвидации ЧС, их негативных последствий;
прогнозирование и оценка возможных социально-экономических и экологических последствий (потери, ущерб);
оценка показателей риска и построение карт (полей) риска.
Мониторинг техногенных источников ЧС должен вестись систематически по всему спектру техногенных источников ЧС.
Материалы и методы исследования
Материалами для проведения представленного исследования явились опубликованные результаты научных работ ученых и специалистов в области мониторинга, прогнозирования, предупреждения чрезвычайных ситуаций техногенного характера, анализа рисков их возникновения [1-5], техносферной, экологической безопасности [6], мониторинга транспортных объектов [7-10].
Методы проводимого исследования опираются на применении системного анализа взаимосвязей различных явлений, факторов, событий, условий, причинно-следственных связей в области изучения предмета, объекта и контекста научного исследования.
Результаты исследований
В рамках проводимого исследования проработаны направления и объекты мониторинга технической, экологической опасности на объектах дорожно-транспортной инфраструктуры.
Объектами мониторинга железнодорожных коммуникаций (путь и путевое хозяйство, электрификации и энергоснабжения, станционного, локомотивного и вагонного хозяйства) определены:
техническое состояние железнодорожного пути;
техническое состояние контактной сети;
техническое состояние подвижного состава;
участки железнодорожного пути подверженные повышенной опасности воздействия природных процессов и явлений;
условия для возникновения опасных природных процессов и явлений в зонах железнодорожного движения;
параметры опасных природных процессов и явлений в зонах железнодорожного движения;
режим аварийности на железнодорожном транспорте.
Предметом (направлениями) мониторинга железнодорожных коммуникаций в формате опасности служат процессы:
уровень износа железнодорожного пути;
уровень износа контактной сети;
уровень износа подвижного пассажирского состава;
уровень износа подвижного товарного состава;
уровень износа подвижного состава, перевозящего опасные грузы;
повторяемость и причины аварий пассажирских поездов;
повторяемость и причины аварий товарных поездов;
повторяемость и причины аварий поездов, перевозивших опасные грузы;
параметры природных процессов и явлений, создающих угрозы аварий и перерывов в движении на опасных участках железнодорожного транспорта;
условия возникновения и развитие опасных природных процессов и явлений, создающих угрозу аварий и перерывов в движении на опасных участках железнодорожного транспорта;
параметры природных процессов и явлений, создающих угрозы аварий и перерывов в железнодорожном движении;
условия возникновения и развитие опасных природных процессов и явлений, создающих угрозу аварий и перерывов в железнодорожном движении.
Основным источником информации об уровне износа объектов железнодорожной инфраструктуры, причинах и последствиях аварий на железнодорожном транспорте служат: Минтранс России, ОАО «Российские железные дороги», Росстат и их территориальные подразделения.
В ходе исследования выявлены объекты мониторинга автомобильных коммуникаций, к которым отнесены:
техническое состояние автомобильных дорог;
опасные участки автодорог;
участки автомобильных дорог подверженные повышенной опасности воздействия природных процессов и явлений;
источники опасных природных процессов и явлений на автомобильных дорогах;
режим аварийности на автомобильных дорогах.
Определены направления мониторинга опасности при эксплуатации автомобильных коммуникаций в разрезе различных процессов:
уровень технического состояния автомобильных дорог;
уровень технического состояния опасных участков автодорог;
параметры источников опасных природных процессов и явлений, создающих угрозу аварий, затруднений и перерывов в движении на автодорогах;
параметры опасных природных процессов и явлений на технически опасных участках автомобильных дорогах;
параметры опасных природных процессов и явлений на участках автодорог, систематически подвергаемых их воздействию;
режим аварийности на автомобильных дорогах.
Источниками получения данных о техническом состоянии автомобильных дорог, дорожно-транспортной инфраструктуры, причинах и последствиях аварий на них являются: Минтранс России, ГИБДД МВД России и их территориальные подразделения.
В качестве объектов мониторинга состояний и источников опасности на водных транспортных коммуникациях определены:
состояние речных водных путей;
состояние водных путей озер и водохранилищ;
состояние морских водных путей;
техническое состояние судов;
техническое состояние портового оборудования и инфраструктуры;
источники и виды опасных природных процессов и явлений, создающих угрозу речному судоходству и портовым сооружениям;
источники и виды опасных природных процессов и явлений, создающих угрозу судоходству и портовым сооружениям на озерах;
источники и виды опасных природных процессов и явлений, создающих угрозу морскому судоходству и портовым сооружениям;
источники и виды опасных природных процессов и явлений, создающих угрозу судоходству и портовым сооружениям Северного морского пути;
режим аварийности на речных водных транспортных коммуникациях;
режим аварийности на водных транспортных коммуникациях озер;
режим аварийности на морских водных транспортных коммуникациях.
Направлениями мониторинга опасных гидрологических процессов, влияющих на нормальную работу водного транспорта являются процессы:
уровни воды на речных водных путях;
уровни волнения на речных водных путях;
ледовая обстановка на речных водных путях;
уровни волнения на водных путях озер и водохранилищ;
ледовая обстановка на водных путях озер и водохранилищ;
уровни волнения на морских водных путях;
ледовая обстановка на морских водных путях;
метеорологические условия на водных путях;
уровень износа речных судов;
уровень износа морских судов;
уровень износа портового оборудования и инфраструктуры портов;
повторяемость и причины аварий на речных водных транспортных коммуникациях;
повторяемость и причины аварий на водных транспортных коммуникациях озер и водохранилищ;
повторяемость и причин аварий на морских водных транспортных коммуникациях;
повторяемость и причины аварий на Северном морском пути.
Основным источником информации о состоянии водных транспортных коммуникаций, уровне износа судов и портового оборудования, причинах и последствиях аварий судов являются Минтранс России, Росморречфлот, Росгидромет, Росводресурсы, Росстат, их территориальных подразделения.
Заключение
В исследовательской работе проведен анализ факторов, которые подлежат мониторингу на объектах железнодорожного, автомобильного, водного транспорта в целях предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций, а также их неблагоприятных социально-экономических, экологических и иных последствий.
Результаты настоящей работы могут быть использованы при планировании мероприятий и принятии решений по организации комплексной системы мониторинга, моделирования, прогнозирования чрезвычайных ситуаций. Разработки превентивных мероприятий по их предотвращению, а также смягчению опасных последствий.
1. Фалеев М.И., Олтян И.Ю., Арефьева Е.В., Болгов М.В. Методология и технология дистанционной оценки риска // Проблемы анализа риска. 2018. Т. 15. № 4. С. 6-19.
2. Сосунов И.В., Олтян И.Ю., Верескун А.В., Крапухин В.В. Управление риском чрезвычайных ситуаций как составная часть обеспечения безопасности жизнедеятельности // Технологии гражданской безопасности. 2015. Т. 12. № 1 (43). С. 4-9.
3. Акимов В.А., Бедило М.В., Сущев С.П. Исследование чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера современными научными методами. Москва: Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России, 2021. 131 с.
4. Горбунов С.В., Макиев Ю.Д., Малышев В.П. Анализ технологий прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера // Стратегия гражданской защиты: проблемы и исследования. 2011. Том 1. № 1(1). С. 43-53.
5. Спиридонов Э.С., Суслов А.П., Столярчук А.А., Шахбазян О.Г. Анализ обеспечения безопасности ширины колеи рельсов // В сборнике: Наука и инновации - современные концепции. Сборник научных статей по итогам работы Международного научного форума. Отв. редактор Д.Р. Хисматуллин. Москва, 2023. С. 92-96.
6. Tskhovrebov E., Velichko E., Niyazgulov U. Planning measures for environmentally safe handling with extremely and highly hazardous wastes in industrial, building and transport complex // Materials Science Forum. 2019. Т. 945. Рр. 988-994.
7. Ниязгулов У.Д., Ниязгулов Ф.Х., Козлова Н.С. К вопросу создания трехмерного кадастра недвижимости // Славянский форум. 2020. № 1 (27). С. 337-342.
8. Неретин А.А., Позняк И.И. Особенности мониторинга линейных транспортных сооружений // Качество. Инновации. Образование. 2021. № 3 (173). С. 82-87.
9. Ниязгулов У.Д., Цховребов Э.С. Полигоны-накопители железнодорожных предприятий и информационные методы их наблюдения // Кантовский сборник: Межвузовский тематический сборник научных трудов. 1995. № 887. С. 45.
10. Неретин А.А., Позняк И.И. Мониторинг линейных транспортных сооружений современными геодезическими приборами // Транспортное строительство. 2021. № 2. С. 22-25.