МОНИТОРИНГ КАК ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ТЕХНОСФЕРНОЙ ОПАСНОСТИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В представленной читателям статье рассматриваются актуальные проблемы прогнозирования техносферной опасности. Целью настоящей работы является выработка подходов к организации мониторинга техносферной опасности как важнейшего основополагающего инструмента процесса прогнозирования чрезвычайных ситуаций техногенного характера на объектах жизнеобеспечения, дорожно-транспортной инфраструктуры по различным видам транспорта. Результаты исследования имеют большое практическое значение при формировании комплекса предупредительных мероприятий, направленных на предупреждение техносферной, экологической опасности, защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, аварий и происшествий с неблагоприятными последствиями для окружающей среды и жизнедеятельности граждан.

Ключевые слова:
транспорт, авария, мониторинг, прогнозирование, экологическая безопасность, чрезвычайная ситуация, жизнеобеспечение.
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Введение

Актуальные проблемы предотвращения чрезвычайных ситуаций техногенного характера  диктуют новые подходы как к прогнозированию, так и мониторингу аварий, опасных событий и происшествий на транспорте и объектах дорожно-транспортной инфраструктуры, в комплексе жизнеобеспечения населенных пунктов, других отраслях экономики.

         Целью прогнозирования техногенных ЧС является заблаговременное получение качественной и количественной информации о возможном времени и месте техногенных чрезвычайных ситуаций, характере и степени связанных с ними опасностей для населения и территорий и оценка возможных масштабов и ущерба от чрезвычайных ситуаций.

          При прогнозировании ЧС техногенного характера решаются следующие основные задачи:

          выявление и идентификация потенциально опасных зон с возможными источниками чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

          разработка возможных вариантов возникновения и развития ЧС, моделирование развития ЧС;

          оценка вероятности возникновения ЧС по различным сценариям;

          моделирование параметров полей поражающих факторов источников чрезвычайных и аварийных ситуаций;

          прогнозирование обстановки (инженерной, пожарной, санитарной, экологической) в районе возможной ЧС с целью планирования контрмер и необходимых сил и средств для проведения защитных мероприятий и ликвидации ЧС, их негативных последствий;

          прогнозирование и оценка возможных социально-экономических и экологических последствий (потери, ущерб);

          оценка показателей риска и построение карт (полей) риска.

          Мониторинг техногенных источников ЧС должен вестись систематически по всему спектру техногенных источников ЧС.

Материалы и методы исследования

Материалами для проведения представленного исследования явились опубликованные результаты научных работ ученых и специалистов в области мониторинга, прогнозирования, предупреждения чрезвычайных ситуаций техногенного характера, анализа рисков их возникновения [1-5], техносферной, экологической безопасности [6], мониторинга транспортных объектов [7-10].

Методы проводимого исследования опираются на применении системного анализа взаимосвязей различных явлений, факторов, событий, условий, причинно-следственных связей в области изучения предмета, объекта и контекста научного исследования.

Результаты исследований

         В рамках проводимого исследования проработаны направления и объекты мониторинга технической, экологической опасности на объектах дорожно-транспортной инфраструктуры.

         Объектами мониторинга железнодорожных коммуникаций (путь и путевое хозяйство, электрификации и энергоснабжения, станционного, локомотивного и вагонного хозяйства) определены:

техническое состояние железнодорожного пути;

техническое состояние контактной сети;

техническое состояние подвижного состава;

участки железнодорожного пути подверженные повышенной опасности воздействия природных процессов и явлений;

условия для возникновения опасных природных процессов и явлений в зонах железнодорожного движения;

параметры опасных природных процессов и явлений в зонах железнодорожного движения;

режим аварийности на железнодорожном транспорте.

          Предметом (направлениями) мониторинга железнодорожных коммуникаций в формате опасности служат процессы:

уровень износа железнодорожного пути;

уровень износа контактной сети;

уровень износа подвижного пассажирского состава;

уровень износа подвижного товарного состава;

уровень износа подвижного состава, перевозящего опасные грузы;

повторяемость и причины аварий пассажирских поездов;

повторяемость и причины аварий товарных поездов;

повторяемость и причины аварий поездов, перевозивших опасные грузы;

параметры природных процессов и явлений, создающих угрозы аварий и перерывов в движении на опасных участках железнодорожного транспорта;

условия возникновения и развитие опасных природных процессов и явлений, создающих угрозу аварий и перерывов в движении на опасных участках железнодорожного транспорта;

параметры природных процессов и явлений, создающих угрозы аварий и перерывов в железнодорожном движении;

условия возникновения и развитие опасных природных процессов и явлений, создающих угрозу аварий и перерывов в железнодорожном движении.

          Основным источником информации об уровне износа объектов железнодорожной инфраструктуры, причинах и последствиях аварий на железнодорожном транспорте служат: Минтранс России, ОАО «Российские железные дороги», Росстат и их территориальные подразделения.

           В ходе исследования выявлены объекты мониторинга автомобильных коммуникаций, к которым отнесены:

техническое состояние автомобильных дорог;

опасные участки автодорог;

участки автомобильных дорог подверженные повышенной опасности воздействия природных процессов и явлений;

источники опасных природных процессов и явлений на автомобильных дорогах;

режим аварийности на автомобильных дорогах.

          Определены направления мониторинга опасности при эксплуатации автомобильных коммуникаций в разрезе различных процессов:

уровень технического состояния автомобильных дорог;

уровень технического состояния опасных участков автодорог;

параметры источников опасных природных процессов и явлений, создающих угрозу аварий, затруднений и перерывов в движении на автодорогах;

параметры опасных природных процессов и явлений на технически опасных участках автомобильных дорогах;

параметры опасных природных процессов и явлений на участках автодорог, систематически подвергаемых их воздействию;

режим аварийности на автомобильных дорогах.

          Источниками получения данных о техническом состоянии автомобильных дорог, дорожно-транспортной инфраструктуры, причинах и последствиях аварий на них являются: Минтранс России, ГИБДД МВД России и их территориальные подразделения.

          В качестве объектов мониторинга состояний и источников опасности на водных транспортных коммуникациях определены:

состояние речных водных путей;

состояние водных путей озер и водохранилищ;

состояние морских водных путей;

техническое состояние судов;

техническое состояние портового оборудования и инфраструктуры;

источники и виды опасных природных процессов и явлений, создающих угрозу речному судоходству и портовым сооружениям;

источники и виды опасных природных процессов и явлений, создающих угрозу судоходству и портовым сооружениям на озерах;

источники и виды опасных природных процессов и явлений, создающих угрозу морскому судоходству и портовым сооружениям;

источники и виды опасных природных процессов и явлений, создающих угрозу судоходству и портовым сооружениям Северного морского пути;

режим аварийности на речных водных транспортных коммуникациях;

режим аварийности на водных транспортных коммуникациях озер;

режим аварийности на морских водных транспортных коммуникациях.

           Направлениями мониторинга опасных гидрологических процессов, влияющих на нормальную работу водного транспорта являются процессы:

уровни воды на речных водных путях;

уровни волнения на речных водных путях;

ледовая обстановка на речных водных путях;

уровни волнения на водных путях озер и водохранилищ;

ледовая обстановка на водных путях озер и водохранилищ;

уровни волнения на морских водных путях;

ледовая обстановка на морских водных путях;

метеорологические условия на водных путях;

уровень износа речных судов;

уровень износа морских судов;

уровень износа портового оборудования и инфраструктуры портов;

повторяемость и причины аварий на речных водных транспортных коммуникациях;

повторяемость и причины аварий на водных транспортных коммуникациях озер и водохранилищ;

повторяемость и причин аварий на морских водных транспортных коммуникациях;

повторяемость и причины аварий на Северном морском пути.

           Основным источником информации о состоянии водных транспортных коммуникаций, уровне износа судов и портового оборудования, причинах и последствиях аварий судов являются Минтранс России, Росморречфлот, Росгидромет, Росводресурсы, Росстат,  их территориальных подразделения.

Заключение

          В исследовательской работе проведен анализ факторов, которые подлежат мониторингу на объектах железнодорожного, автомобильного, водного транспорта в целях предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций, а также их неблагоприятных социально-экономических, экологических и иных последствий.

          Результаты настоящей работы могут быть использованы при планировании мероприятий и принятии решений по организации комплексной системы мониторинга, моделирования, прогнозирования чрезвычайных ситуаций. Разработки превентивных мероприятий по их предотвращению, а также смягчению опасных последствий.

Список литературы

1. Фалеев М.И., Олтян И.Ю., Арефьева Е.В., Болгов М.В. Методология и технология дистанционной оценки риска // Проблемы анализа риска. 2018. Т. 15. № 4. С. 6-19.

2. Сосунов И.В., Олтян И.Ю., Верескун А.В., Крапухин В.В. Управление риском чрезвычайных ситуаций как составная часть обеспечения безопасности жизнедеятельности // Технологии гражданской безопасности. 2015. Т. 12. № 1 (43). С. 4-9.

3. Акимов В.А., Бедило М.В., Сущев С.П. Исследование чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера современными научными методами. Москва: Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России, 2021. 131 с.

4. Горбунов С.В., Макиев Ю.Д., Малышев В.П. Анализ технологий прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера // Стратегия гражданской защиты: проблемы и исследования. 2011. Том 1. № 1(1). С. 43-53.

5. Спиридонов Э.С., Суслов А.П., Столярчук А.А., Шахбазян О.Г. Анализ обеспечения безопасности ширины колеи рельсов // В сборнике: Наука и инновации - современные концепции. Сборник научных статей по итогам работы Международного научного форума. Отв. редактор Д.Р. Хисматуллин. Москва, 2023. С. 92-96.

6. Tskhovrebov E., Velichko E., Niyazgulov U. Planning measures for environmentally safe handling with extremely and highly hazardous wastes in industrial, building and transport complex // Materials Science Forum. 2019. Т. 945. Рр. 988-994.

7. Ниязгулов У.Д., Ниязгулов Ф.Х., Козлова Н.С. К вопросу создания трехмерного кадастра недвижимости // Славянский форум. 2020. № 1 (27). С. 337-342.

8. Неретин А.А., Позняк И.И. Особенности мониторинга линейных транспортных сооружений // Качество. Инновации. Образование. 2021. № 3 (173). С. 82-87.

9. Ниязгулов У.Д., Цховребов Э.С. Полигоны-накопители железнодорожных предприятий и информационные методы их наблюдения // Кантовский сборник: Межвузовский тематический сборник научных трудов. 1995. № 887. С. 45.

10. Неретин А.А., Позняк И.И. Мониторинг линейных транспортных сооружений современными геодезическими приборами // Транспортное строительство. 2021. № 2. С. 22-25.

Войти или Создать
* Забыли пароль?