The article presented to the readers discusses the current problems of forecasting technosphere hazards. The purpose of this work is to develop approaches to the organization of monitoring of technosphere hazards as the most important fundamental tool in the process of forecasting man-made emergencies at life support facilities, road transport infrastructure, and hazardous production facilities. The results of the study are of great practical importance in the formation of a set of preventive measures aimed at preventing technospheric, environmental hazards, protecting the population and territories from emergencies, accidents and incidents with adverse consequences for the environment and the life of citizens.
transport, accident, monitoring, forecasting, environmental safety, emergency, life support.
Введение
Актуальные проблемы предотвращения чрезвычайных ситуаций техногенного характера диктуют новые подходы как к прогнозированию, так и мониторингу аварий, опасных событий и происшествий на транспорте и объектах дорожно-транспортной инфраструктуры, в комплексе жизнеобеспечения населенных пунктов, других отраслях экономики.
Целью прогнозирования техногенных ЧС является заблаговременное получение качественной и количественной информации о возможном времени и месте техногенных чрезвычайных ситуаций, характере и степени связанных с ними опасностей для населения и территорий и оценка возможных масштабов и ущерба от чрезвычайных ситуаций.
При прогнозировании ЧС техногенного характера решаются следующие основные задачи:
выявление и идентификация потенциально опасных зон с возможными источниками чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
разработка возможных вариантов возникновения и развития ЧС, моделирование развития ЧС;
оценка вероятности возникновения ЧС по различным сценариям;
моделирование параметров полей поражающих факторов источников чрезвычайных и аварийных ситуаций;
прогнозирование обстановки (инженерной, пожарной, санитарной, экологической) в районе возможной ЧС с целью планирования контрмер и необходимых сил и средств для проведения защитных мероприятий и ликвидации ЧС, их негативных последствий;
прогнозирование и оценка возможных социально-экономических и экологических последствий (потери, ущерб);
оценка показателей риска и построение карт (полей) риска.
Мониторинг техногенных источников ЧС должен вестись систематически по всему спектру техногенных источников ЧС.
Материалы и методы исследования
Материалами для проведения представленного исследования явились опубликованные результаты научных работ ученых и специалистов в области мониторинга, прогнозирования, предупреждения чрезвычайных ситуаций техногенного характера, анализа рисков их возникновения [1-5], техносферной, экологической безопасности [6], мониторинга транспортных объектов [7-10].
Методы проводимого исследования опираются на применении системного анализа взаимосвязей различных явлений, факторов, событий, условий, причинно-следственных связей в области изучения предмета, объекта и контекста научного исследования.
Результаты исследований
В рамках проводимого исследования проработаны направления и объекты мониторинга технической, экологической опасности на объектах дорожно-транспортной инфраструктуры.
Объектами мониторинга железнодорожных коммуникаций (путь и путевое хозяйство, электрификации и энергоснабжения, станционного, локомотивного и вагонного хозяйства) определены:
техническое состояние железнодорожного пути;
техническое состояние контактной сети;
техническое состояние подвижного состава;
участки железнодорожного пути подверженные повышенной опасности воздействия природных процессов и явлений;
условия для возникновения опасных природных процессов и явлений в зонах железнодорожного движения;
параметры опасных природных процессов и явлений в зонах железнодорожного движения;
режим аварийности на железнодорожном транспорте.
Предметом (направлениями) мониторинга железнодорожных коммуникаций в формате опасности служат процессы:
уровень износа железнодорожного пути;
уровень износа контактной сети;
уровень износа подвижного пассажирского состава;
уровень износа подвижного товарного состава;
уровень износа подвижного состава, перевозящего опасные грузы;
повторяемость и причины аварий пассажирских поездов;
повторяемость и причины аварий товарных поездов;
повторяемость и причины аварий поездов, перевозивших опасные грузы;
параметры природных процессов и явлений, создающих угрозы аварий и перерывов в движении на опасных участках железнодорожного транспорта;
условия возникновения и развитие опасных природных процессов и явлений, создающих угрозу аварий и перерывов в движении на опасных участках железнодорожного транспорта;
параметры природных процессов и явлений, создающих угрозы аварий и перерывов в железнодорожном движении;
условия возникновения и развитие опасных природных процессов и явлений, создающих угрозу аварий и перерывов в железнодорожном движении.
Основным источником информации об уровне износа объектов железнодорожной инфраструктуры, причинах и последствиях аварий на железнодорожном транспорте служат: Минтранс России, ОАО «Российские железные дороги», Росстат и их территориальные подразделения.
В ходе исследования выявлены объекты мониторинга автомобильных коммуникаций, к которым отнесены:
техническое состояние автомобильных дорог;
опасные участки автодорог;
участки автомобильных дорог подверженные повышенной опасности воздействия природных процессов и явлений;
источники опасных природных процессов и явлений на автомобильных дорогах;
режим аварийности на автомобильных дорогах.
Определены направления мониторинга опасности при эксплуатации автомобильных коммуникаций в разрезе различных процессов:
уровень технического состояния автомобильных дорог;
уровень технического состояния опасных участков автодорог;
параметры источников опасных природных процессов и явлений, создающих угрозу аварий, затруднений и перерывов в движении на автодорогах;
параметры опасных природных процессов и явлений на технически опасных участках автомобильных дорогах;
параметры опасных природных процессов и явлений на участках автодорог, систематически подвергаемых их воздействию;
режим аварийности на автомобильных дорогах.
Источниками получения данных о техническом состоянии автомобильных дорог, дорожно-транспортной инфраструктуры, причинах и последствиях аварий на них являются: Минтранс России, ГИБДД МВД России и их территориальные подразделения.
В качестве объектов мониторинга состояний и источников опасности на водных транспортных коммуникациях определены:
состояние речных водных путей;
состояние водных путей озер и водохранилищ;
состояние морских водных путей;
техническое состояние судов;
техническое состояние портового оборудования и инфраструктуры;
источники и виды опасных природных процессов и явлений, создающих угрозу речному судоходству и портовым сооружениям;
источники и виды опасных природных процессов и явлений, создающих угрозу судоходству и портовым сооружениям на озерах;
источники и виды опасных природных процессов и явлений, создающих угрозу морскому судоходству и портовым сооружениям;
источники и виды опасных природных процессов и явлений, создающих угрозу судоходству и портовым сооружениям Северного морского пути;
режим аварийности на речных водных транспортных коммуникациях;
режим аварийности на водных транспортных коммуникациях озер;
режим аварийности на морских водных транспортных коммуникациях.
Направлениями мониторинга опасных гидрологических процессов, влияющих на нормальную работу водного транспорта являются процессы:
уровни воды на речных водных путях;
уровни волнения на речных водных путях;
ледовая обстановка на речных водных путях;
уровни волнения на водных путях озер и водохранилищ;
ледовая обстановка на водных путях озер и водохранилищ;
уровни волнения на морских водных путях;
ледовая обстановка на морских водных путях;
метеорологические условия на водных путях;
уровень износа речных судов;
уровень износа морских судов;
уровень износа портового оборудования и инфраструктуры портов;
повторяемость и причины аварий на речных водных транспортных коммуникациях;
повторяемость и причины аварий на водных транспортных коммуникациях озер и водохранилищ;
повторяемость и причин аварий на морских водных транспортных коммуникациях;
повторяемость и причины аварий на Северном морском пути.
Основным источником информации о состоянии водных транспортных коммуникаций, уровне износа судов и портового оборудования, причинах и последствиях аварий судов являются Минтранс России, Росморречфлот, Росгидромет, Росводресурсы, Росстат, их территориальных подразделения.
Заключение
В исследовательской работе проведен анализ факторов, которые подлежат мониторингу на объектах железнодорожного, автомобильного, водного транспорта в целях предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций, а также их неблагоприятных социально-экономических, экологических и иных последствий.
Результаты настоящей работы могут быть использованы при планировании мероприятий и принятии решений по организации комплексной системы мониторинга, моделирования, прогнозирования чрезвычайных ситуаций. Разработки превентивных мероприятий по их предотвращению, а также смягчению опасных последствий.
1. Faleev M.I., Oltyan I.Yu., Aref'eva E.V., Bolgov M.V. Metodologiya i tehnologiya distancionnoy ocenki riska // Problemy analiza riska. 2018. T. 15. № 4. S. 6-19.
2. Sosunov I.V., Oltyan I.Yu., Vereskun A.V., Krapuhin V.V. Upravlenie riskom chrezvychaynyh situaciy kak sostavnaya chast' obespecheniya bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti // Tehnologii grazhdanskoy bezopasnosti. 2015. T. 12. № 1 (43). S. 4-9.
3. Akimov V.A., Bedilo M.V., Suschev S.P. Issledovanie chrezvychaynyh situaciy prirodnogo, tehnogennogo i biologo-social'nogo haraktera sovremennymi nauchnymi metodami. Moskva: Vserossiyskiy nauchno-issledovatel'skiy institut po problemam grazhdanskoy oborony i chrezvychaynyh situaciy MChS Rossii, 2021. 131 s.
4. Gorbunov S.V., Makiev Yu.D., Malyshev V.P. Analiz tehnologiy prognozirovaniya chrezvychaynyh situaciy prirodnogo i tehnogennogo haraktera // Strategiya grazhdanskoy zaschity: problemy i issledovaniya. 2011. Tom 1. № 1(1). S. 43-53.
5. Spiridonov E.S., Suslov A.P., Stolyarchuk A.A., Shahbazyan O.G. Analiz obespecheniya bezopasnosti shiriny kolei rel'sov // V sbornike: Nauka i innovacii - sovremennye koncepcii. Sbornik nauchnyh statey po itogam raboty Mezhdunarodnogo nauchnogo foruma. Otv. redaktor D.R. Hismatullin. Moskva, 2023. S. 92-96.
6. Tskhovrebov E., Velichko E., Niyazgulov U. Planning measures for environmentally safe handling with extremely and highly hazardous wastes in industrial, building and transport complex // Materials Science Forum. 2019. T. 945. Rr. 988-994.
7. Niyazgulov U.D., Niyazgulov F.H., Kozlova N.S. K voprosu sozdaniya trehmernogo kadastra nedvizhimosti // Slavyanskiy forum. 2020. № 1 (27). S. 337-342.
8. Neretin A.A., Poznyak I.I. Osobennosti monitoringa lineynyh transportnyh sooruzheniy // Kachestvo. Innovacii. Obrazovanie. 2021. № 3 (173). S. 82-87.
9. Niyazgulov U.D., Chovrebov E.S. Poligony-nakopiteli zheleznodorozhnyh predpriyatiy i informacionnye metody ih nablyudeniya // Kantovskiy sbornik: Mezhvuzovskiy tematicheskiy sbornik nauchnyh trudov. 1995. № 887. S. 45.
10. Neretin A.A., Poznyak I.I. Monitoring lineynyh transportnyh sooruzheniy sovremennymi geodezicheskimi priborami // Transportnoe stroitel'stvo. 2021. № 2. S. 22-25.