«Цель и методика исследований». Обоснование поэтапной реализации основных направлений реструктуризации системы финансового обеспечения воспроизводственного процесса в аграрном секторе в условиях глубоких кризисных явлений в экономике страны, обусловленных введением экономических санкций против России. В работе использованы монографический, абстрактно-логический, экономическо-статистический и эмпирический методы научного исследования и соответствующие им научные приемы. «Результаты исследований». Автором статьи уточнено, что в кризисные периоды экономики любой страны, когда речь идет о крупных вложениях в аграрный сектор с отдаленной отдачей во времени, повышается значимость государственной инвестиционной политики, направленной на технологическую модернизацию и повышение конкурентоспособности АПК. Поэтому в условиях экономических санкций, введенных западными странами против России, без повышения объема целевых государственных инвестиций, средств, выделяемых из бюджета на реструктуризацию отраслей АПК, выполнение этой задачи в современных условиях крайне затруднительно. Переломить существующую тенденцию призвана единая государственная инвестиционная политика в комплексе с другими мерами. Такая политика включает управление процессами консолидации крупных финансовых средств, постоянной подпитки их источников, перелива финансов между секторами, отраслями и регионами, эффективного их приложения для целенаправленного проведения структурных сдвигов. В проведении единой инвестиционной политики только государство располагает мощным арсеналом средств экономического воздействия. Налоговой, ценовой, таможенной политикой оно полностью формирует экономическую среду и предопределяет возможности и ориентиры структурно-инвестиционных перемен. Для дотационных регионов, которые в настоящее время практически не имеют финансовых ресурсов на проведение реструктуризации, бюджетные средства являются одним из самых реальных источников остановки процесса деиндустриализации территории. На уровне регионов потребуются дополнительные ассигнования, в которой произошли самые серьезные разрушения за годы современных аграрных реформ, особенно для отрасли животноводства. «Выводы. Рекомендации». Автор полагает, что государственное вмешательство целесообразно выражать через программно-целевой подход путем корректировки и реализации государственной программы развития сельского хозяйства и целевых комплексных программ (с применением механизма софинансирования), реализуемых в регионе. В Уральском федеральном округе предстоит внести соответствующие коррективы в региональные программы, пересмотреть размеры бюджетных ассигнований, выделяемых на развитие сельского хозяйства, провести работу по совершенствованию экономического механизма хозяйствования, настроить хозяйствующие субъекты на поиск внутренних резервов повышения эффективности и конкурентоспособности аграрного производства. Аграрные союзы должны проводить работу, направленную на стабилизацию цен, вести активные переговоры с торговыми сетями и производителями аграрной продукции, лоббировать интересы сельскохозяйственных товаропроизводителей в органах государственного управления АПК и других властных структурах. Они призваны выполнять двоякую роль, - с одной стороны, действовать в интересах своих членов, а с другой стороны - координировать рынок в интересах потребителей и налогоплательщиков.
воспроизводственный процесс, государственная кредитно-денежная политика, реструктуризация производственных систем, инвестиционный процесс
1. Аварский Н.Д., Веселовский М.Я., Измайлова М.А. Теоретико-методологические подходы к развитию регионального государственно-частного партнерства // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2016. № 11. С. 11-16.
2. Амосов А. Разработка и согласование механизмов реализации долгосрочных стратегий и целевых программ в агропромышленной сфере // Экономика сельского хозяйства России. 2016. № 7. С. 11-21.
3. Беляков А.А., Туруев И.Б. Государство и инвестиции // Экономический анализ: теория и практика. № 7 (406). 2015. С. 2-8.
4. Гончаров В. Импортозамещение в продовольственном комплексе // Экономист. 2015. № 3. С. 24-31.
5. Горбач Л.А. Формирование новых отраслевых структур как ключевая характеристика инновационной экономики // Вестник Казанского технологического университета. Т. 15. № 13. Казань: КНИТУ, 2012. С. 248-254.
6. Губанова Е.В., Полищук А.П. Эффективность аграрных инвестиционных проектов в современных условиях кредитования и государственной поддержки, возможности ее повышения // Экономический анализ: теория и практика. № 47 (446). 2015. С. 10-19.
7. Зорков В.С. Особенности модернизации российского сельскохозяйственного производства в условиях международных экономических санкций // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2016. № 9. С. 34-37.
8. Мастеров А.И. Программно-целевое планирование как инструмент повышения эффективности бюджетных расходов // Финансы и кредит. 2015. № 48 (672). С. 22-34.
9. Хоружий Л.И., Телегина Ж.А. Инновационный проект как инструмент обеспечения эффективного частно-государственного партнерства в АПК // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2015. № 10. С. 51-55.
10. Федорова Е.А., Барихина Ю.А. Влияние санкций на экономику Российской Федерации // Экономический анализ: теория и практика. № 37 (436). 2015. С. 2-12.