В статье на основе оценки современного состояния и использования земель сельскохозяйственного назначения и их территориальной организации обосновывается необходимость проведения работ по планированию использования и охраны земель на основе схем землеустройства на уровне страны, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и организации их рационального использования в порядке разработки проектов внутрихозяйственного землеустройства сельскохозяйственных организаций. В сельском хозяйстве страны не используется свыше 50 млн га сельскохозяйственных угодий, посевные площади сократились более чем на 40 млн га, свыше 70% сельскохозяйственных угодий подвержены различным негативным воздействиям; отсутствует научно обоснованная организация территории сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств. Нет достоверной информации о количественном и качественном состоянии земель, их использовании, правовом статусе и местоположении неиспользуемых сельскохозяйственных угодий, неоформленной и невостребованной долевой земельной собственности и др. Для решения задач рационального использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения необходимо разобраться с этими проблемами и затем определиться как, где и какими методами их решать, то есть необходимо использовать механизм землеустройства, включающий, в соответствии с Федеральным законом «О землеустройстве», изучение состояния земель, планирование использования и охраны земельных ресурсов на уровне страны, субъекта Российской Федерации и муниципальных образований. Основой проведения этих мероприятий должна стать полная инвентаризация земель сельскохозяйственного назначения, что обеспечит получение достоверной информации о фактическом количественном и качественном состоянии земель и их правовом статусе, характере процессов и факторов негативного воздействия на землю, влиянии состояния земель на эффективность производственной деятельности, соответствии уровня эксплуатации земель их природному потенциалу, о состоянии организации территории сельскохозяйственных организаций, необходимости оптимизации состава угодий, возможных и целесообразных направлениях устойчивого ведения сельскохозяйственного производства.
земельные ресурсы, земельная реформа, импортозамещение, планирование использования и охрана земель, схема землеустройства, проект внутрихозяйственного землеустройства, инвентаризация земель, земельная долевая собственность, специализация
1. Федеральный закон «О землеустройстве» от 18.06.2001 г. № 78-ФЗ.
2. Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ.
3. Концепция целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года». Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2012 г. № 2071-Р.
4. Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2012 г. и 2013 г. / Росреестр. М., 2013; 2014.
5. Газета «Завтра». 2014. № 42.
6. Газета «Советская Россия». 2014. № 96.
7. Новиков Д.В. Методология и экономические механизмы управления проектами развития территорий на эколого-ландшафтной основе: автореф. дис. … д-ра экон. наук. М., 2012.