Московский экономический журнал 7/2022

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 332.1

doi: 10.55186/2413046X_2022_7_7_449

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ВОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ЮГА РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

THE MAIN TRENDS IN WATER USE IN THE SOUTH OF RUSSIA

Таранова Ирина Викторовна, профессор, доктор экономических наук, ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет», ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству», E-mail: taranovairina@yandex.ru

Ревунов Роман Вадимович, доцент, кандидат экономических наук, ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», E-mail: rrevunov@sfedu.ru

Чернов Илья Владимирович, доцент, Новочеркасский инженерно-мелиоративный институт имени А. К. Кортунова – филиал ФГБОУ ВО «Донской государственный аграрный университет», E-mail: ichernov1966@mail.ru

Taranova Irina Viktorovna, Professor, Doctor of Economics, FSBEI HE «Russian state social university», FSBEI HE «The State University for Land Use Planning», E-mail: taranovairina@yandex.ru

Revunov Roman Vadimovich, Associate Professor, Candidate of Economic Sciences, FSAHO HE «Southern federal university», E-mail: rrevunov@sfedu.ru

Chernov Iliya Vladimirovich, Associate Professor, Novocherkassk Engineering and Reclamation Institute named after A. K. Kortunova –  branch of the Don State Agrarian University, E-mail: ichernov1966@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются показатели и основные направления использования водных ресурсов в регионах Южного федерального округа в 2020 году, уточняются региональные особенности водопользования, выявлены виды экономической активности, отличающиеся наибольшим потреблением водоресурсных благ. Обоснованы организационно-экономические и административно-правовые мероприятия, направленные на повышение эффективности использования водных ресурсов в регионах. Результаты исследования могут применяться органами государственной власти РФ, субъектов РФ при разработке стратегий и программ управления водоресурсным потенциалом, водохозяйственной деятельностью на микро- и мезоэкономическом уровнях.

Abstract. The article discusses the indicators and main directions of the use of water resources in the regions of the Southern Federal District in 2020, clarifies the regional features of water use, identifies the types of economic activity that are characterized by the highest consumption of water resources. Organizational-economic and administrative-legal measures aimed at improving the efficiency of water resources use in the regions are substantiated. The results of the study can be used by state authorities of the Russian Federation, subjects of the Russian Federation in the development of strategies and programs for managing the water resource potential, water management activities at the micro- and mesoeconomic levels.

Ключевые слова: экономика, регион, водопользование, водные ресурсы, Юг России, отрасль, структура, закон, кодекс

Key words: economy, region, water use, water resources, South of Russia, branch, structure, law, code

Введение

Вода является одним из наиболее ценных ресурсов, без которого невозможно представить как эффективную экономическую деятельность, так и социальное благополучие граждан. В связи с этим, являются актуальными и своевременными научные исследования, направленные на выявление основных тенденций эксплуатации водоресурсного потенциала РФ, идентификации специфики региональной водохозяйственной практики, разработку организационно-экономических, административных, технико-технологических предложений интенсификации водопользования на микро-, мезо- и макроэкономическом уровнях, что позволяет усилить конкурентные преимущества экономических систем (кластеров) различного масштаба.

Методы

При подготовке статьи нами использовались методы статистического анализа, аналитический и эконометрический инструментарий, что позволило обеспечить высокий уровень достоверности итоговых выводов и результатов исследования.

Результаты и обсуждение

На современном этапе, силу действия природно-климатических факторов Южный федеральный округ (в состав которого входят республики Адыгея, Калмыкия, Крым, Астраханская, Ростовская, Волгоградская области, Краснодарский край и город федерального значения Севастополь) представляет собой один из наименее обеспеченных водными ресурсами макрорегионов РФ. Указанные обстоятельства аргументируют необходимость интенсификации водопользования, за счёт формирования институциональных, нормативно-правовых предпосылок повышения эффективности эксплуатации водоресурсных благ.

Вопросы реализации ESG-принципов в контексте устойчивого социо-эколого-экономического развития регионов Юга России раскрыты в работе Таранова И. В., Янченко Д. В., Боева К. Ю. [9]. Отраслевые аспекты водопользования, в частности, сельскохозяйственного водоснабжения Ростовской области, исследуются в стать Ревунова Р. В., Ревунова С. В., Шереметьева П. Г., Чернышовой Т. Н. [8]. Ряд оригинальных организационно-экономических решений, направленных на экологизацию природохозяйственной деятельности, в целом, и водопользования, в частности, обоснован в труде Москаленко А. П., Москаленко С. А., Ревунова Р. В. [4].

Показатели использования водных ресурсов в регионах Южного федерального округа в 2020 г. отражены в таблице 1 [6, 7, 10].

Анализ представленных в таблице 1 показателей использования водных ресурсов в субъектах Южного федерального округа, показывает, что крупнейшими по масштабам эксплуатации водоресурсного потенциала являются такие субъекты, как Краснодарский край (1-е ранговое место), Ростовская область (2-е ранговое место), Волгоградская область (3-е ранговое место), доли которых в суммарном изъятии водных ресурсов из поверхностных и подземных водных объектов ЮФО составляют 40,4 %, 36,1, 10,9 % соответственно. По показателям использования пресной воды Ростовская область занимает 1-е ранговое место (6585,9 млн м3, 62,8 %), Краснодарский край занимает 2-е ранговое место (1677,1 млн м3, 16,0 %), Волгоградская область занимает 3-е ранговое место (1334,2 млн м3, 12,7 %).

Основные направления использования водных ресурсов в Южном федеральном округе РФ в 2020 г. представлены в таблице 2 [6, 7, 10].

Представленная в таблице 2 информация об основных направлениях водопользования Южного федерального округа позволяет выявить следующие тенденции. В связи с тем, что Ростовская область располагает наиболее развитым промышленно-индустриальным комплексом среди других регионов ЮФО, её удельный вес структуре водопотребления по направлению промышленное производство является наибольшим, и составляет 63,9 % (932,1 млн м3). По направлениям сельскохозяйственное водоснабжение, орошение сельскохозяйственных земель и питьевое водоснабжение основным потребителем водоресурсных благ является Краснодарский край доли которого составляют, соответственно, 57,4 % (16,7 млн м3), 56,5 % (1794,1 млн м3), 33,6 % (274,9 млн м3) от общего объёма использованных по указанным направлениям водных ресурсов.

Анализ показателей эксплуатации водоресурсного потенциала Южного федерального округа в разрезе направлений экономической деятельности показывает, что основными потребителями водоресурсных благ являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие экономическую деятельность, связанную с промышленным производством и сельским хозяйством. Данные направления экономической активности являются наиболее водоёмкими. При этом, использование водных ресурсов осуществляется неравномерно. Наиболее активными водопользователями являются такие регионы, как Краснодарский край, Ростовская и Волгоградская области.

Заключение

В завершение необходимо сформулировать следующие основные выводы:

  1. Природно-климатические условиях Южного федерального округа, в частности жаркий климат, недостаточная обеспеченность водными ресурсами, детерминируют повышенные требования к качеству водоресурсных благ. Сельскохозяйственные товаропроизводители макрорегиона, специализирующиеся на растениеводстве, являются крупными потребителями водных ресурсов, используя их в целях сельхозводоснабжения и орошения. При этом, качественные характеристики водоресурсных благ являются одним из факторов, влияющих на показатели урожайности возделываемых культур и, вследствие этого, экономические результаты деятельности хозяйствующих субъектов АПК ЮФО. В связи со сказанным, снижение антропогенного воздействия на водные объекты, позволяющее улучшить качественные характеристики водных ресурсов, является одной из приоритетных задач современного этапа развития водного хозяйства макрорегиона.
  2. С учётом существенной природно-экономической, социальной дифференциации регионов (макрорегионов) РФ, представляется целесообразным внесение в водное законодательство РФ положений, наделяющих субъекты правами по учёту региональных особенностей водопользования, частности формирования режимов водохозяйственной деятельности, системы организационно-экономических преференций, стимулирующих водопользователей к рациональному использованию водоресурсных благ. По нашему мнению, Российской Федерации в лице уполномоченных органов государственной власти в сфере управления водными ресурсами необходимо взять на себя функцию координации региональной водохозяйственной политики в рамках крупных макрорегионов (ареалов) водопользования.
  3. Дополнительным инструментом формирования стабильного и эколого-экономически сбалансированного режима водопользования как в Южно-Российском, так и в других макрорегионах РФ, может стать корректировка федерального налогового и бюджетного законодательства. Статья 72 Конституции РФ [3] относит «вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами» к предмету совместного ведения Российской Федерации и с субъекта РФ. Однако в области отношений водопользования указанная конституционная норма пока не находит эффективной реализации. В частности, согласно положений действующих законодательных актов [1, 2, 5], водный налог является федеральным и зачисляется в доход федерального бюджета по нормативу 100 %. Изменение норматива зачисления 50 % в доход федерального бюджета, 50 % в доход бюджета субъекта РФ позволит сформировать на региональном уровне экономическую основу реализации водоохранных проектов, мероприятий по технической модернизации объектов гидротехнической инфраструктуры, экономического стимулирования эффективных водопользователей.
  4. Практическая реализация обоснованных выше предложений не требует каких-либо значительных затрат бюджетных денежных средств. Прогнозируемый эффект заключается в формировании более гибкой, позволяющий учесть региональные особенности использования водных ресурсов системы управления водным хозяйством; создать экономические условия для модернизации водохозяйственной инфраструктуры; улучшить обеспеченность потребителей водными ресурсами надлежащего качества.

Список источников

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации, от 31 июля 1998 года №145-ФЗ
  2. Водный кодекс Российской Федерации, от 03 июня 2006 года №74-ФЗ
  3. Конституция РФ, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года
  4. Москаленко А. П. Управление природопользованием. Механизмы и методы / Москаленко А. П., Москаленко С.А., Ревунов Р.В. // Санкт-Петербург, 2019.
  5. Налоговый кодекс Российской Федерации, часть вторая, от 5 августа 2000 года №117-ФЗ
  6. Официальный сайт Росстата https://rosstat.gov.ru/statistic дата обращения 10 июля 2022 г.
  7. О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2020 году. Государственный доклад. — М.: Минприроды России; МГУ имени М. В. Ломоносова, 2021. — 864 с.
  8. Ревунов Р. В. Направления повышения эффективности сельского хозяйства Ростовской области / Ревунов Р. В., Ревунов С. В., Шереметьев П. Г., Чернышова Т. Н. // Московский экономический журнал. 2021. №6.
  9. Таранова И. В. Основные направления реализации ESG-принципов в контексте устойчивого социо-эколого-экономического развития региона (на материалах Ростовской области) / Таранова И. В., Янченко Д. В., Боева К. Ю. // Московский экономический журнал. 2022. Т. 7. №4.
  10. Экологический вестник Дона «О состоянии окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области в 2019 году», Ростов-на-Дону 2020

References

  1. Byudzhetnyj kodeks Rossijskoj Federacii, ot 31 iyulya 1998 goda №145-FZ
  2. Vodnyj kodeks Rossijskoj Federacii, ot 03 iyunya 2006 goda №74-FZ
  3. Konstituciya RF, prinyata vsenarodnym golosovaniem 12 dekabrya 1993 goda
  4. Moskalenko A. P. Upravlenie prirodopol’zovaniem. Mekhanizmy i metody / Moskalenko A. P., Moskalenko S.A., Revunov R.V. // Sankt-Peterburg, 2019.
  5. Nalogovyj kodeks Rossijskoj Federacii, chast’ vtoraya, ot 5 avgusta 2000 goda №117-FZ
  6. Oficial’nyj sajt Rosstata https://rosstat.gov.ru/statistic data obrashcheniya 10 iyulya 2022 g.
  7. O sostoyanii i ob ohrane okruzhayushchej sredy Rossijskoj Federacii v 2020 godu. Gosudarstvennyj doklad. — M.: Minprirody Rossii; MGU imeni M. V. Lomonosova, 2021. — 864 s.
  8. Revunov R. V. Napravleniya povysheniya effektivnosti selskogo hozyajstva Rostov-skoj oblasti / Revunov R. V., Revunov S. V., Sheremetev P. G., Chernyshova T. N. // Moskovskij ekonomicheskij zhurnal. 2021. №6.
  9. Taranova I. V. Osnovnye napravleniya realizacii ESG-principov v kontekste ustojchivogo socio-ekologo-ekonomicheskogo razvitiya regiona (na materialah Rostovskoj oblasti) / Taranova I. V., Yanchenko D. V., Boeva K. Yu. // Moskovskij ekonomicheskij zhur-nal. 2022. T. 7. №4.
  10. Ekologicheskij vestnik Dona «O sostoyanii okruzhayushchej sredy i prirodnyh resursov Rostovskoj oblasti v 2019 godu», Rostov-na-Donu 2020

Для цитирования: Таранова И.В., Ревунов Р.В., Чернов И.В. Основные тенденции водопользования Юга России на современном этапе // Московский экономический журнал. 2022. № 7. URL: https://qje.su/rekreacia-i-turizm/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-7-2022-59/

© Таранова И.В., Ревунов Р.В., Чернов И.В., 2022. Московский экономический журнал, 2022, № 7.