Московский экономический журнал 1/2024

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 339.543

doi: 10.55186/2413046X_2023_9_1_48

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ И ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТИ КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА

ENVIRONMENTAL AND INFORMATION SECURITY AS STRATEGIC COMPONENTS OF ENSURING THE NATIONAL SECURITY OF THE STATE

Качанова Людмила Сергеевна, доктор экономических наук, кандидат технических наук, доцент, профессор кафедры «Финансовый менеджмент», ГКОУ ВО «Российская таможенная академия», г. Люберцы, Россия, Email: l.kachanova@customs-academy.ru

Kachanova Lyudmila Sergeevna, Doctor of Economics, PhD in Technical Sciences, associate professor, professor of the chair «Financial Management», Russian Customs Academy, Lyubertsy, Russia, Email: l.kachanova@customs-academy.ru

Аннотация. Национальная безопасность представляет многокомпонентную систему, обеспечение которой суверенному развитию государства. Рассмотрены составляющие национальной безопасности – экологическая и информационная. Инструментом обеспечения экологической безопасности представлен национальный проект стратегического характера «Экология», выявлена структура проекта, объемы финансирования, результаты реализации. Информационная безопасность рассматривается с позиции реализации национального проекта «Цифровая экономика». Рассмотрены цель проекта, объемы и источники финансирования, состояние проекта на 2023 год. Указаны положительные моменты, недостатки в реализации национальных проектов. Сделан вывод о достижении национальных целей развития Российской Федерации через встраивание национальных проектов в государственные проекты и программы, об обеспечении экономической безопасности государства через реализацию национальных проектов.

Abstract. National security is a multicomponent system, ensuring the sovereign development of the state. The components of national security – environmental and information — are considered. The national project of a strategic nature «Ecology» is presented as an instrument for ensuring environmental safety, the structure of the project, the amount of funding, and the results of implementation are revealed. Information security is considered from the perspective of the implementation of the national project «Digital Economy». The purpose of the project, the volume and sources of financing, and the status of the project for 2023 are considered. The positive aspects and shortcomings in the implementation of national projects are indicated. The conclusion is made about the achievement of the national development goals of the Russian Federation through the integration of national projects into state projects and programs, about ensuring the economic security of the state through the implementation of national projects.

Ключевые слова: национальная безопасность, экономическая безопасность, экологическая безопасность, информационная безопасность, национальные проекты, государственные программы, финансовые ресурсы

Keywords: national security, economic security, environmental safety, information security, national projects, government programs, financial resources

Введение. На сегодняшний день особенно актуальны проблемы устойчивости в природной и социально-экологической системах, поскольку рост населения и экономическое развитие сопровождается такими последствиями как: неблагоприятные воздействия на окружающею среду, нарушение устойчивости экосистем, изменение структуры природного комплекса и климата в целом, сокращение биологического разнообразия растений и животных, низкий уровень национальной безопасности, снижение качества жизни граждан страны, сокращение продолжительности жизни населения.

На территории Российской Федерации введен в практику новый механизм реализации ключевых национальных целей с использованием национальных проектов. Национальные проекты являются инструментом обеспечения экономической безопасности государства, имеют приоритетное значение на конкретном этапе развития государства и предполагают значительные ресурсы для реализации с ориентацией на четко заданную цель и определенный конечный результат. Национальные проекты стратегического характера выступают эффективным механизмом достижения социально-экономических целей развития общества, концентрируя материальные, управленческие, финансовые, технические, трудовые, информационные и иные ресурсы в стратегически важных сферах экономики.

Для их реализации привлекаются как бюджетные средства, так и внебюджетные источники за счет использования механизма государственно-частного партнерства.

Безопасность в экологическом секторе выступает одной из ключевых составляющих экономической безопасности государства. Связь рассматриваемых видов безопасности носит двунаправленный характер. С одной стороны, взаимодействие обусловлено экономическими ущербами и убытками при нанесении вреда экологии, выступая важнейшим сдерживающим фактором развития экономики. С другой стороны, деятельность, направленная на обеспечение экологической безопасности, на защиту окружающей среды основывается на экономических принципах и методах, с применением экономического инструментария, с обоснованием экономической целесообразности.

В настоящее время ни одна из сфер экономики не может существовать в доцифровом формате. Элементы цифровой экономики, а именно, технологии, которые она влечёт за собой, не только активно используются как вспомогательные в финансово-экономической деятельности, но и сами определяют направления развития финансового сектора, формируя цифровую и технологическую основу новых финансовых инструментов и услуг.

Развитие основ цифровой экономики, влечёт за собой не только существенные изменения в структуре экономики, но и появление новых рисков и угроз, влияющих на уровень национальной безопасности государства. При этом с другой стороны, от уровня национальной безопасности и ее составляющих зависит стабильность и динамичность развития экономики в условиях глобализации и цифровизации.

Экономическая безопасность страны с развитием информационной экономики попадает под влияние внешних и внутренних рисков нового вида, обусловленных незащищенностью информационной и цифровой инфраструктуры. Важное значение имеет своевременная и правильная оценка рисков, степени ущерба и масштаба их влияния для разработки оптимальных соответствующих мер, препятствующих появлению негативных последствий. Национальные проекты – это современный, достойный детального анализа инструмент, который способствует развитию базовых элементов обеспечения финансово-экономической безопасности государства. Для того чтобы их реализовать, потребуются существенные, значительные ресурсы. Во многих ситуациях именно национальные проекты достаточно часто развивают разные инвесторы, вкладывая свои средства, ресурсы.

В связи с этим возрастает необходимость реализации национальных проектов стратегического характера «Экология» и «Цифровая экономика» [1, 2].

Материалы и методы исследования. Цель реализации национального проекта «Экология» заключается в кардинальном улучшении экологической обстановки и обеспечении положительного влияния на здоровье населения. Национальный проект содержит 10 федеральных проектов по пяти направлениям (рисунок 1).

Для полно масштабного финансирования проекта используется механизм государственно-частного партнерства, позволяющий привлекать внебюджетные источники финансирования. В структуре финансирования национального проекта «Экология» 15,2% составляю внебюджетные источники, 10,8% средства бюджетов субъектов РФ, наибольшую часть – 74% финансирует национальный бюджет.

В период с 2020 г. по 2022 г. исполнение бюджета по проекту «Экология» выросло на 2,1 процентных пункта. Данный факт указывает, что на реализацию национального проекта выделены дополнительные средства финансирования, а также приняты меры по более эффективному использованию выделенных средств.

Динамика по исполнению бюджета национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» в период с 2020 года по 2022 год снижается. Низкий уровень исполнения расходов связан с санкционными ограничениями, затруднившими поставки необходимого оборудования и программного обеспечения [4].

«Цифровая экономика» реализуется по 9 направлениям: нормативное регулирование цифровой среды, кадры для цифровой экономики, информационная инфраструктура, информационная безопасность, цифровые технологии, цифровое государственное управление, искусственный интеллект, развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли, обеспечение доступа в Интернет за счет развития спутниковой связи.

Финансирование национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации» рассчитано до 2024 года включительно (рисунок 2).

Общий объем финансирования по национальному проекту «Цифровая экономика Российской Федерации составит 1627,1 млрд руб. При этом основным источником финансирования проекта выступают средства федерального бюджета  — 78,4% от общего объема, на втором месте средства субъектов РФ – 21,5% и только 0,1% составляют внебюджетные источники.

Результаты исследования и их обсуждение. По итогам реализации нацпроекта «Экология» к 2022 году: рекультивировано 58 свалок, ликвидировано 74 наиболее опасных объекта, построены или реконструированы на берегах Волги 93 очистных сооружения, приобретено 153,9 тысяч контейнеров для раздельного сбора отходов, расчищено 352,57 км русел рек, 542 единицы экологичного транспорта поступило в города (тем самым на 11% снизились вредные выбросы в 12 промышленных городах), отведено в регионы 45,8 тысяч единиц лесопожарной техники и оборудования, особо охраняемые природные территории России посетили 14 млн. чел., создано 17 особо охраняемых природных территорий, восстановлено лесов площадью 4,9 млн. га.

Ключевые показатели по национальному проекту «Экология» достигнуты, однако экологическая ситуация в России остается сложной. В некоторых регионах наблюдается высокий уровень загрязнения окружающей среды, а также проблемы с переработкой отходов и охраной природных ресурсов. Поэтому важно продолжать работу по осуществлению национального проекта «Экология» в России, параллельно привлекая внимание общественности к решению экологических проблем.

При исполнении национального проекта «Цифровая экономика» разработаны и осуществлены мероприятия, нацеленные на развитие экономики и социальной сферы в цифровой среде. Например, созданы цифровые площадки для предоставления государственных услуг, развивается электронная коммерция, проводится модернизация телекоммуникационной инфраструктуры и т.д.

Для укрепления суверенитета страны, роста национального благосостояния, а также защиты населения необходима четкая стратегия развития, в которой определяющим фактором является качество человеческого потенциала.

Нейтрализация угроз финансово-экономической безопасности Российской Федерации реализуется с использованием национальных проектов, которые охватывают наиболее проблемные и жизненно важные сферы.

Процесс реализации национальных проектов включает разделение задач и функций между федеральным центром и регионами, поэтому, со стратегической точки зрения, реализация нацпроектов является главным критерием развития федеративного государства и обеспечение экономической безопасности. Обосновать данное обстоятельство следует, что с одной стороны, дополнительное финансирование регионов осуществляется федеральным центром, а с другой – регионы также участвуют в системе финансирования, за счёт внутренних резервов.

Национальный проект «Экология» направлен на достижение национальных целей развития в пяти ключевых сферах, а именно, в развитии экологических технологий, решении проблем с утилизацией отходов, в обеспечении чистоты воздуха, воды, в сохранении биологического разнообразия.

С 2022 года вступил в силу новый федеральный проект «Комплексная система мониторинга окружающей среды», целью которого является создание единого информационного ресурса, объединяющий все данные о состоянии окружающей среды по всей стране к 2030 году. Объем инвестиций на данную федеральную программу оценивается в 3,13 млрд рублей.

По паспорту национального проекта «Экология» необходимо было ликвидировать все выявленные на 1 января 2018 г. несанкционированные свалки в границах городов около 191 шт. к 2024 году, а также объекты, представляющие наибольшую опасность экологического вреда около 75 шт. к 2024 году.

Согласно данным, которые предоставляет Правительство РФ, план по рекультивации и ликвидации по состоянию на 2022 год выполнен наполовину, а восстановление площади земельных участков на тот же год составляет около 4,9 млн. гектар.

В рамках федерального проекта на конец 2022 года ликвидировано 55 объектов накопленного вреда. Лидером по ликвидации свалок стал Центральный федеральный округ ‒29 полигонов [5].

Степень готовности производственно-технического оборудования по обращению с отходами в 2022 году составила 34,10 %. Национальные проекты «Комплексная система обращения с ТКО» и «Инфраструктура обращения с отходами I и II классов опасности» в 2022 году дополнила стратегическая инициатива «Экономика замкнутого цикла», цель которой – увеличение доли использования вторсырья в России.

Благодаря федеральному проекту «Оздоровление Волги» в 2022 году завершено строительство и реконструкция 77 очистных сооружений в 14 регионах страны, в результате чего объемы сброса сточных вод в Волгу сократились на 23%. Самые крупные расположены в Московской, Вологодской и Ивановской областях, а также в Москве. Мероприятия прошли и в Волго-Ахтубинской пойме: здесь восстановлено 20,96 тыс. га рек и озер водных объектов Нижней Волги [6].

В целях защиты озера Байкал в рамках национального проекта «Экология» начались работы по реконструкции очистных сооружений в Улан-Удэ — крупнейшего населенного пункта, имеющего непосредственное влияние на реку Селенгу и Байкал. Работы планируется завершить к концу 2024 года и ввести в эксплуатацию в 2025 году. Мощность модернизированных очистных сооружений составит 130 тысяч кубических метров в сутки.

В 12 городах-участниках проекта «Чистый воздух» удалось реализовать меры, позволившие снизить выбросы загрязняющих веществ более чем на 223 тыс. тонн, или на 9% от базового уровня выбросов. Для этого были закрыты или модернизированы семь котельных, к тысяче домов проложено более 30 километров газопроводов. Города получили новый экологически чистый городской транспорт – на маршрутах уже начали курсировать 507 трамваев, троллейбусов и автобусов. Кроме того, в течение года был составлен список городов, которые присоединятся к федеральному проекту в 2023 году. Всего в федеральном проекте примет участие 41 город. В основном это города Сибири и Дальнего Востока.

Однако есть и отрицательные моменты при реализации национального проекта. Например, на реализацию федерального проекта «Сохранение озера Байкал» были выделены дополнительные средства в 2022 году. В регионе используются коммунальные сооружения со времен советского периода, поэтому выделенного бюджета ранее оказалось недостаточно на их реконструкцию.

Приоритетной задачей национального проекта «Цифровая экономика» является обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий и платформ в экономику и социальную сферу, преимущественно на основе отечественных решений. Для этого в регионах страны предоставление госуслуг переводится в электронную форму, проводится обучение кадров, перестраивается система государственного управления и создаются штабы кибербезопасности [7].

Большое внимание в работе нацпроекта уделяется повышению цифровой грамотности населения. Осенью 2022 года стартовала Всероссийская программа «Кибергигиена». Благодаря ей люди всех возрастов знакомятся с безопасным поведением в Интернете, учатся распознавать интернет-мошенников и защищать свои личные данные от хакерских атак. Помимо образовательных блоков, программа предусматривает проведение исследований, результаты которых помогут понять, с какими цифровыми угрозами жители страны сталкиваются чаще всего, и кто им подвержен.

Также ведется работа по обучению будущих ИТ-специалистов. Проект «Код будущего», стартовавший в прошлом году, дает возможность талантливым ученикам 8–11 классов пройти дополнительный двухгодичный курс современных языков программирования. За это время они осваивают JavaScript, Python, готовятся к ЕГЭ и ОГЭ по информатике и различным олимпиадам. И все это совершенно бесплатно: чтобы стать участником проекта, необходимо пройти тест. В течение года в высшие учебные заведения поступило более 39000 студентов.

Бесплатный доступ к курсам ведущих коммерческих образовательных сервисов получили 1,7 миллиона школьников и студентов, а также более 252 тысяч преподавателей из 85 субъектов Российской Федерации. Более тысячи таких курсов доступны на базе онлайн-каталога «Цифровой образовательный контент».

В рамках проекта «Цифровые профессии» к ноябрю 2022 года дополнительную ИТ-квалификацию получили более 23 тысяч человек.

Весной 2022 года на поддержку ИТ-отрасли направлено 21,5 млрд руб. Две трети этой суммы пошли на увеличение размера и количества грантов нацпроекта. Они предоставляются разработчикам для реализации проектов, а также компаниям для цифровой трансформации и внедрения цифровых решений. Также увеличен объем грантового финансирования проектов в сфере отечественного развития – с 50% до 80%.

Выводы. Реализация нацпроектов проектов требует значительных финансовых ресурсов, поэтому обеспечение финансово-экономической безопасности является важным условием их успешной реализации. Достижение национальных целей развития Российской Федерации осуществляется через встраивание национальных проектов в государственные проекты и программы. Следовательно, обеспечение экономической безопасности Российской Федерации осуществляется, в том числе, через реализацию национальных проектов.

Несмотря на то, что национальные проекты запущены с целью решения социально-экономических проблем в России, существуют определенные проблемы при их реализации.

Таким образом, можно сделать вывод, что национальные проекты имеют важное значение стратегического характера для России. Рассматривая стратегию национальной безопасности Российской Федерации, утвержденную Президентом РФ, где указано, что национальная безопасность возможна при обеспечении социальной стабильности, росте экономики страны и при формировании компетенций взаимодействия государственных органов с гражданами страны, а также задачи национальных проектов, видно, что их реализация ориентируется: с одной стороны – на высокий уровень благосостояния граждан РФ, с другой стороны – на финансово-экономическую безопасность, в частности, конкурентоспособность и высокую эффективность экономики страны, её инновационного, технологического и цифрового развития.

Список источников

  1. Национальные проекты России [Электронный ресурс]. URL: https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/?ysclid=lp5kssw92o874892014 (дата обращения 12.12.2023).
  2. Обеспечение национальной экономической безопасности: новые вызовы и приоритеты. М.: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова», 2020. 164 с.
  3. Паспорт национального проекта «Экология» [Электронный ресурс]. URL: https://www.mnr.gov.ru/docs/np_ecology/passport_ecology.pdf?ysclid=lp5f6fagwc901126375 (дата обращения 10.09.2023).
  4. Паспорт национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: https://turov.pro/wp-content/uploads/2022/02/pasport_naczionalnogo_proekta_naczionalnaya_programma_czifro.pdf?ysclid=lp5kwa9axu722551014 (дата обращения 10.09.2023).
  5. Реализация нацпроектов: первые результаты [Электронный ресурс]. URL: https://ach.gov.ru/audit-national/9508 (дата обращения 26.10.2023).
  6. Реализация приоритетных национальных проектов как фактор повышения экономической безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://economy-lib.com/realizatsiya-prioritetnyh-natsionalnyh-proektov-kak-faktor-povysheniya-ekonomicheskoy-bezopasnosti-rossiyskoy-federatsii (дата обращения 14.11.2023).
  7. Садовская Т.Д. Национальные проекты как инструмент достижения стратегии национальной безопасности России // Государство и право России в современном мире. Сборник докладов XII Московской юридической недели. XXII Международная научно-практическая конференция. 2023. С. 217-221.

References

  1. National projects of Russia [Electronic resource]. URL: https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/?ysclid=lp5kssw92o874892014 (accessed 12.12.2023).
  2. Ensuring national economic security: new challenges and priorities. Moscow: Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Lomonosov Moscow State University», 2020. 164 p.
  3. Passport of the national project «Ecology» [Electronic resource]. URL: https://www.mnr.gov.ru/docs/np_ecology/passport_ecology.pdf?ysclid=lp5f6fagwc901126375 (accessed 09/10/2023).
  4. Passport of the national project «National program «Digital Economy of the Russian Federation» [Electronic resource]. URL: https://turov.pro/wp-content/uploads/2022/02/pasport_naczionalnogo_proekta_naczionalnaya_programma_czifro.pdf?ysclid=lp5kwa9axu722551014 (accessed 09/10/2023).
  5. Implementation of national projects: the first results [Electronic resource]. URL: https://ach.gov.ru/audit-national/9508 (accessed 10/26/2023).
  6. Implementation of priority national projects as a factor in improving the economic security of the Russian Federation [Electronic resource]. URL: https://economy-lib.com/realizatsiya-prioritetnyh-natsionalnyh-proektov-kak-faktor-povysheniya-ekonomicheskoy-bezopasnosti-rossiyskoy-federatsii (accessed 11/14/2023).
  7. Sadovskaya T.D. National projects as a tool for achieving the national security strategy of Russia // The state and law of Russia in the modern world. Collection of reports of the XII Moscow Legal Week. XXII International Scientific and Practical Conference. 2023. pp. 217-221.

Для цитирования: Качанова Л.С. Экологическая и информационная безопасности как стратегические составляющие обеспечения национальной безопасности государства // Московский экономический журнал. 2024. № 1. URL: https://qje.su/rekreacia-i-turizm/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-1-2024-48/

© Качанова Л.С., 2024. Московский экономический журнал, 2024, № 1.