Московский экономический журнал 9/2022

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК. 339.924

doi: 10.55186/2413046X_2022_7_9_557

МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС: ОЦЕНКА И ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ   КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ

SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES: ASSESSMENT AND IMPROVEMENT OF THE DEVELOPMENT EFFICIENCY OF THE KARACHAY-CHERKESS REPUBLIC

Узденова Фатима Магамедовна, заведующая кафедрой «Бухгалтерский учет», кандидат экономических наук, ФГБОУ ВО Северо-Кавказской государственной академии, E-mail: fatima_uzdenova@mail.ru

Хатуева Динара Нюрчюковна, аспирантка 3 обучения, ФГБОУ ВО Северо-Кавказской государственной академии, E-mail: Dinara_hatueva@mail.ru

Uzdenova Fatima Magamedovna, Head of the Accounting Department, Candidate of Economic Sciences, North Caucasus State Academy, E-mail: fatima_uzdenova@mail.ru

Khatueva Dinara Nyurchyukovna, 3rd year postgraduate student, North Caucasus State Academy, E-mail: Dinara_hatueva@mail.ru

Аннотация. В статье приведены результаты исследований по состоянию малого и среднего бизнеса в Карачаево-Черкесском регионе. Проанализированы статистические данные этого направления, а также дана оценка развития, приведены меры для повышения эффективности развития малого и среднего бизнеса в Карачаево-Черкесском регионе.

Abstract. The article presents the results of research on the state of small and medium-sized businesses in the Karachay-Cherkess region. Statistical data of this direction are analyzed, as well as an assessment of development is given, measures are given to improve the efficiency of the development of small and medium-sized businesses in the Karachay-Cherkess region.

Ключевые слова: устойчивое развитие, малый бизнес, средний бизнес, Карачаево-Черкесский регион, экономика

Keywords: sustainable development, small business, medium business, Karachay-Cherkess region, economy

Карачаево-Черкесская Республика – многонациональный регион, один из самых южных субъектов Российской Федерации, который располагается в предгорьях Северо-Западного Кавказа и обеспечивает выход России к государствам Закавказья. Деятельность Правительства Карачаево-Черкесской Республики в 2020-2021 годах была сконцентрирована на преодолении экономических и социальных последствий, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции, а также стабилизацию экономики, достижение целей и задач, направленных на формирование условий экономического роста, улучшению инвестиционного климата, на поддержку и развитие приоритетных отраслей экономики, малого и среднего бизнеса, повышение качества жизни населения Республики [8].

По данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, администрируемого Федеральной налоговой службой, общее число субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных на территории Карачаево-Черкесской Республики в 2020 и 2021 годах, составило 10,9 и 10,4 тысяч единиц соответственно [8].

Для создания благоприятных условий развития малого и среднего предпринимательства в Карачаево-Черкесской Республике Правительством Карачаево-Черкесской Республики в 2020 году реализовывались мероприятия в рамках подпрограммы «Развитие экономического потенциала и повышения конкурентоспособности экономики Карачаево-Черкесской Республики» государственной программы «Стимулирование экономического развития Карачаево-Черкесской Республики» [3].

Общий объем средств, направленный на предоставление государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в 2020 году, составил 231,4 млн. рублей [9].

Востребованный и активно работающий инструмент поддержки предпринимательства в республике – деятельность автономного учреждения «Гарантийный фонд поддержки предпринимательства Карачаево-Черкесской Республики» и автономного учреждения Карачаево-Черкесской Республики «Микрокредитная компания поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Карачаево-Черкесской Республики» [8].

В соответствии с Постановлением правительства Карачаево-Черкесской Республики №142 от 25.06.2020г., о реорганизации в форме преобразования все права и обязанности Карачаево-Черкесского республиканского государственного унитарного предприятия «Гарантийный фонд поддержки предпринимательства Карачаево-Черкесской Республики» переходят к вновь созданному Автономному учреждению «Гарантийный фонд поддержки предпринимательства Карачаево-Черкесской Республики» [7].

Целями деятельности Гарантийного фонда поддержки предпринимательства Карачаево-Черкесской Республики являются:

  • обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к кредитным и иным финансовым ресурсам;
  • развитие в Карачаево-Черкесской Республике системы кредитования малого и среднего предпринимательства, основанных на кредитных договорах, договорах займа и лизинга;
  • развитие инфраструктуры финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства на возвратной основе в форме кредитов, займов, лизинга машин и оборудования;
  • стимулирование банковского обслуживания малого и среднего бизнеса благодаря системе контроля за выполнением задач, стоящих перед каждым Банком-партнёром;
  • пропаганда идей малого предпринимательства (информатизация малого предпринимательства), максимальное удовлетворение потребностей малого бизнеса в кредитных ресурсах и оказание поддержки малого предпринимательства;
  • получение прибыли.

Гарантийный фонд поддержки предпринимательства Карачаево-Черкесской Республики осуществляет следующие виды деятельности:

  • предоставление прочих финансовых услуг, кроме услуг по страхованию и пенсионному обеспечению, не включённых в другие группировки, включающие в себя:
  • предоставление поручительств по обязательствам (кредитам, займам, договорам лизинга и т.д.) малых и средних предприятий и организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;
  • проведение отбора банков – партнёров для участия в программе предоставления поручительств Предприятием [4].

В 2020 году Гарантийным фондом предоставлено 77 поручительств субъектам малого и среднего предпринимательства в объеме 132,5 млн. рублей, сумма привлеченных в экономику республики кредитных средств составила 870,4 млн. рублей. В рамках оказания финансовой поддержки предпринимателям республики Микро-кредитной компанией выдано 125 микро-займов по льготной ставке 3% в объеме 243,76 млн. рублей [5].

Кроме того, с целью содействия успешной работе бизнеса в регионе и в рамках реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» осуществляет свою деятельность Центр «Мой бизнес», функционирующий на базе автономного учреждения Карачаево-Черкесской Республики «Центр поддержки предпринимательства Карачаево-Черкесской Республики», наделенного функциями единого органа управления организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Карачаево-Черкесской Республики.

Целью создания и функционирования данного центра является реализация государственной политики в сфере развития и поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Карачаево-Черкесской Республике, в том числе:

  • обеспечение благоприятных условий для развития предпринимательства Карачаево-Черкесской Республике;
  • содействие увеличению количества субъектов малого и среднего предпринимательства и доли производимых региональными субъектов малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме внутреннего регионального продукта;
  • участие в обеспечении занятости населения и развитие самозанятости.

Центром проводится огромная работа с потенциальными предпринимателями и молодежью с целью вовлечения к началу ведения предпринимательской деятельности, а также работа по оказанию субъектам МСП информационно-консультационных услуг, проведению образовательных программ для субъектов МСП и физических лиц, а также мероприятия массового характера, направленных на стимулирование развития предпринимательства в Карачаево-Черкесии [10] .

За первые пять месяцев 2022 года крупнейшие заказчики – компании с государственным участием заключили договоры закупки по 223-ФЗ с малыми и средними компаниями Карачаево-Черкесской Республики на общую сумму более 1,4 млрд рублей. Прирост относительно аналогичного периода прошлого года составил 84,42%. Контроль за соблюдением квоты закупок крупнейших заказчиков осуществляет Корпорация МСП. Сегодня их количество превышает 20 000 [9].

Основные показатели средних предприятий представлены в таблице 1.

По данным таблице можно сделать вывод о том, что оборот организаций в миллионах рублях вырос на 110,8%, увеличение отгруженных товаров собственного производства в миллионах рубля составило 116,5% и общий сальдированный финансовый результат показал прирост в 272,9%.

Предпринимателям также доступны три антикризисные программы кредитования. В настоящее время Корпорация МСП и Центральный банк России реализуют «ПСК «Инвестиционная», отдельно Центробанк занимается реализацией «ПСК «Оборотная», а Минэкономразвития – программой субсидирования кредитования в рамках постановления 1764 [9].

При недостаточности залогового обеспечения по кредитам предприниматели могут воспользоваться «зонтичными» поручительствами Корпорации МСП. Покрытие по кредитным обязательствам составит 50%, а при совмещении «зонтичного» механизма и поручительства Гарантийного фонда поддержки предпринимательства Карачаево-Черкесской Республики – для начинающих и молодых предпринимателей до 90%, а для всех остальных до 70% [8].

В Карачаево-Черкесии под «зонтичные» поручительства Корпорации МСП малый и средний бизнес с момента запуска механизма в сентябре 2021 года привлек кредитных средств на сумму 115 млн рублей. Всего за первые пять месяцев этого года малый и средний бизнес Карачаево-Черкесской Республики получили финансирование в размере 279 млн рублей благодаря гарантиям и поручительствам Корпорации МСП, Гарантийного фонда поддержки предпринимательства КЧР и МСП Банка, входящих в Национальную гарантийную систему [1].

Как стало известно ранее, Минэкономразвития РФ увеличило капитал МСП Банка, дочерней организации Корпорации МСП, на 1,1 млрд рублей. Полученные средства будут направлены на кредитование малого и среднего предпринимательства в Северо-Кавказском федеральном округе. Средствами МСП Банка с 2022 по 2025 годы смогут воспользоваться не менее 750 заемщиков из СКФО. Всего в этот период на территории региона субъектам МСП предоставят поддержку в размере 13,9 млрд рублей. Из них 2,25 млрд рублей – в 2022 году [10].

Также была разработана цифровая платформа МСП – государственная платформа поддержки предпринимателей и тех, кто планирует начать свой бизнес. Платформа разработана Корпорацией МСП совместно с Минэкономразвития России в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Ее цель — предоставить доступ ко всем необходимым для бизнеса сервисам и мерам поддержки в одном месте. На платформе вы найдете региональные меры поддержки, кредиты, программы обучения и статистику по малому и среднему предпринимательству России — все онлайн с универсальным доступом [9].

Был сформирован в начале 2022 года первый «пакет» мер поддержки предпринимателей в Карачаево-Черкесии, который предусматривает:

  • приостановление проверок бизнеса в 2022 году, в отношении которых применяются положения Федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
  • предоставление каникул, отсрочки по уплате арендных платежей для МСП — арендаторов государственного или муниципального имущества;
  • снижение размера платежей до 50% на коммунальные платежи, налоги, иные обязательные платежи для МСП — арендаторов государственного или муниципального имущества в 2022 году;
  • продление на новый срок срочных лицензии и разрешений, срок действия которых истекает в период с марта по декабрь 2022 года без дополнительного обращения;
  • приостановление введения ресурсо-снабжающими организациями режима ограничения потребления коммунальных услуг в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства на 2022 год;
  • введение моратория на прекращение государственной поддержки из-за неисполнения инвесторами условий соглашений, получившими земельные участки без торгов, в случае нарушения сроков реализации инвестиционных проектов в 2022 году;
  • введение моратория на прекращение господдержки из-за неисполнения инвесторами условий соглашений, получившими статус приоритетных, в случае нарушения сроков реализации проектов в 2022 году [8].

Исходя из выше изложенного, сегмент малых предприятий сможет заработать в полную силу и стать неким подобием локомотива, способного поднять уровень экономики региона в целом на качественно новый уровень. Развитие малого предпринимательства – важная экономическая и политическая проблема. Необходима целостная системная методология развития малого предпринимательства, которая начала формироваться в начале 2021 года.

Список источников

  1. Rasel, M. Small and medium-sized enterprise: problems and development prospects: a reflective analysis / M. Rasel, S. V. Panikarova // Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий: Материалы VI Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 27–28 апреля 2020 года / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации; Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина. – Екатеринбург: Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2020. – P. 242-249. – EDN GUIIUY.
  2. Бородовская, М. А. Предпринимательство как фактор экономической политики проблемного региона (на материалах Карачаево-Черкесской Республики): специальность 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством»: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Бородовская Мария Александровна. – Ростов-на-Дону, 2005. – 188 с. – EDN NNEDAB.
  3. Видеркер, Н. В. Бюджет субъекта Федерации как инструмент социально-экономического развития региона на примере Карачаево-Черкесской Республики / Н. В. Видеркер, Д. А. Дармилова, З. В. Батырова // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. – 2021. – № 4(85). – С. 35-42. – DOI 10.37493/2307-907X.2021.4.4. – EDN SFWWUS.
  4. Салпагарова, Ш. Х. Цифровизация как основа развития региона (на примере Карачаево-Черкесской Республики) / Ш. Х. Салпагарова // Актуальные проблемы информатизации образования: опыт, проблемы, перспективы развития : Сборник материалов международной научно-практической конференции, Черкесск, 24–25 января 2020 года. – Черкесск: Библиотечно-издательский центр Северо-Кавказской государственной академии, 2020. – С. 199-202. – EDN MFZZSD.
  5. Хубиева, Ж. К. Эффективное управление социально-экономическим потенциалом региона (на материалах Карачаево-Черкесской Республики): специальность 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством»: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Хубиева Жанна Кемаловна. – Владикавказ, 2012. – 168 с. – EDN QFVOXP.
  6. Шардан, С. К. Организационно-экономический механизм продовольственной обеспеченности региона (на материалах Карачаево-Черкесской республики): специальность 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством»: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Шардан Саида Кемаловна. – Нальчик, 2001. – 190 с. – EDN NLXGKV.
  7. Господдержка бизнеса/ [Электронный ресурс]: Официальный сайт Министерство экономического развития/ 2022/ Режим доступа: URL: https://economykchr.ru (дата обращения: 08.10.2022).
  8. Карачаево-Черкесская Республика/ [Электронный ресурс]: Официальный сайт Министерство экономического развития/ 2022/ Режим доступа: URL: https://economykchr.ru (дата обращения: 08.10.2022).
  9. Малое и среднее предпринимательство/ [Электронный ресурс]: Официальный сайт Министерство экономического развития/ 2022/ Режим доступа: URL: https://economykchr.ru (дата обращения: 08.10.2022).
  10. Центр поддержки предпринимательства/ [Электронный ресурс]: Официальный сайт Министерство экономического развития/ 2022/ Режим доступа: URL: https://economykchr.ru (дата обращения: 08.10.2022).

References

  1. Rasel, M. Small and medium-sized enterprise: problems and development prospects: a reflective analysis / M. Rasel, S. V. Panikarova // Strategii razvitiya social`ny`x obshhnostej, institutov i territorij: Materialy` VI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Ekaterinburg, 27–28 aprelya 2020 goda / Ministerstvo nauki i vy`sshego obrazovaniya Rossijskoj Federacii; Ural`skij federal`ny`j universitet imeni pervogo Prezidenta Rossii B. N. El`cina. – Ekaterinburg: Ural`skij federal`ny`j universitet imeni pervogo Prezidenta Rossii B.N. El`cina, 2020. – P. 242-249. – EDN GUIIUY.
  2. Borodovskaya, M. A. Predprinimatel`stvo kak faktor e`konomicheskoj politiki problemnogo regiona (na materialax Karachaevo-Cherkesskoj Respubliki): special`nost` 08.00.05 «E`konomika i upravlenie narodny`m xozyajstvom»: dissertaciya na soiskanie uchenoj stepeni kandidata e`konomicheskix nauk / Borodovskaya Mariya Aleksandrovna. – Rostov-na-Donu, 2005. – 188 s. – EDN NNEDAB.
  3. Viderker, N. V. Byudzhet sub«ekta Federacii kak instrument social`no-e`konomicheskogo razvitiya regiona na primere Karachaevo-Cherkesskoj Respubliki / N. V. Viderker, D. A. Darmilova, Z. V. Baty`rova // Vestnik Severo-Kavkazskogo federal`nogo universiteta. – 2021. – № 4(85). – S. 35-42. – DOI 10.37493/2307-907X.2021.4.4. – EDN SFWWUS.
  4. Salpagarova, Sh. X. Cifrovizaciya kak osnova razvitiya regiona (na primere Karachaevo-Cherkesskoj Respubliki) / Sh. X. Salpagarova // Aktual`ny`e problemy` informatizacii obrazovaniya: opy`t, problemy`, perspektivy` razvitiya : Sbornik materialov mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Cherkessk, 24–25 yanvarya 2020 goda. – Cherkessk: Bibliotechno-izdatel`skij centr Severo-Kavkazskoj gosudarstvennoj akademii, 2020. – S. 199-202. – EDN MFZZSD.
  5. Xubieva, Zh. K. E`ffektivnoe upravlenie social`no-e`konomicheskim potencialom regiona (na materialax Karachaevo-Cherkesskoj Respubliki): special`nost` 08.00.05 «E`konomika i upravlenie narodny`m xozyajstvom»: dissertaciya na soiskanie uchenoj stepeni kandidata e`konomicheskix nauk / Xubieva Zhanna Kemalovna. – Vladikavkaz, 2012. – 168 s. – EDN QFVOXP.
  6. Shardan, S. K. Organizacionno-e`konomicheskij mexanizm prodovol`stvennoj obespechennosti regiona (na materialax Karachaevo-Cherkesskoj respubliki): special`nost` 08.00.05 «E`konomika i upravlenie narodny`m xozyajstvom»: dissertaciya na soiskanie uchenoj stepeni kandidata e`konomicheskix nauk / Shardan Saida Kemalovna. – Nal`chik, 2001. – 190 s. – EDN NLXGKV.
  7. Gospodderzhka biznesa/ [E`lektronny`j resurs]: Oficial`ny`j sajt Ministerstvo e`konomicheskogo razvitiya/ 2022/ Rezhim dostupa: URL: https://economykchr.ru (data obrashheniya: 08.10.2022).
  8. Karachaevo-Cherkesskaya Respublika/ [E`lektronny`j resurs]: Oficial`ny`j sajt Ministerstvo e`konomicheskogo razvitiya/ 2022/ Rezhim dostupa: URL: https://economykchr.ru (data obrashheniya: 08.10.2022).
  9. Maloe i srednee predprinimatel`stvo/ [E`lektronny`j resurs]: Oficial`ny`j sajt Ministerstvo e`konomicheskogo razvitiya/ 2022/ Rezhim dostupa: URL: https://economykchr.ru (data obrashheniya: 08.10.2022).
  10. Centr podderzhki predprinimatel`stva/ [E`lektronny`j resurs]: Oficial`ny`j sajt Ministerstvo e`konomicheskogo razvitiya/ 2022/ Rezhim dostupa: URL: https://economykchr.ru (data obrashheniya: 08.10.2022).

Для цитирования: Узденова Ф.М., Хатуева Д.Н. Малый и средний бизнес: оценка и повышение эффективности развития   Карачаево-Черкесской Республики  // Московский экономический журнал. 2022. № 9. URL: https://qje.su/otraslevaya-i-regionalnaya-ekonomika/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-9-2022-61/

© Узденова Ф.М., Хатуева Д.Н., 2022. Московский экономический журнал, 2022, № 9.