Московский экономический журнал 7/2023

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 332.1

doi: 10.55186/2413046X_2023_8_7_327

ИНСТРУМЕНТЫ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРОБЛЕМНЫХ РЕГИОНОВ

TOOLS FOR INTENSIFYING THE ECONOMIC DEVELOPMENT OF PROBLEM REGIONS

Руденко Владимир Евгеньевич, аспирант, факультет «Высшая школа управления», ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Москва, Россия, E-mail: RudRGAU@yandex.ru

Rudenko Vladimir Evgenyevich, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia, E-mail: RudRGAU@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматриваются принятые меры по улучшению благосостояния проблемных регионов, потенциальные проблемы при реализации государственных программ по поддержке таких субъектов Российской Федерации, а также произведён анализ на тему работы с проблемными территориями в принципе, с учётом их географического расположения и различиями по социально-экономическим показателям. За прошедшие тридцать лет государственности Российской Федерации экономическая ситуация в отдалённых и малообеспеченных регионах улучшилась незначительно. Всё так же сохраняется существенная диспропорция в доходах населения, уровне жизни и социальных условиях по сравнению с центральными более обеспеченными регионами. Предпринимаемые меры по экономической поддержке подобных регионов за последнее десятилетие не смогли в полной мере переломить отрицательные социально-экономические тенденции. При этом всё же существует расчёт на положительную динамику развития, так как государственные программы по экономической поддержке регионов продолжают выполняться и совершенствоваться, а также предлагаются новые. Разумеется, государственная политика играет в этом вопросе первоочередную роль, но часто она бывает недостаточно эффективна, однако всё же нельзя не отметить, что уровень жизни в отдельных проблемных регионах постепенно улучшается и государственные программы по социально-экономическому развитию и поддержке играют в этом важную роль.

Abstract. The article discusses the measures taken to improve the welfare of problem regions, potential problems in the implementation of state programs to support such subjects of the Russian Federation, and also analyzes the topic of working with problem areas in principle, taking into account their geographical location and differences in socio-economic indicators. Over the past thirty years of statehood of the Russian Federation, the economic situation in remote and low-income regions has not improved significantly. There is still a significant disproportion in the incomes of the population, living standards and social conditions in comparison with the central, more prosperous regions. The measures taken to provide economic support to such regions over the past decade have not been able to fully reverse the negative socio-economic trends. At the same time, there is still a hope for a positive development dynamics, since state programs for economic support of the regions continue to be implemented and improved, and new ones are also proposed. Of course, state policy plays a primary role in this matter, but often it is not effective enough, however, it should be noted that the standard of living in certain problematic regions is gradually improving and state programs for socio-economic development and support play an important role in this.

Ключевые слова: экономическая диспропорция, проблемный регион, государственная политика, федеральная программа, социально-экономическое развитие, неравенство регионов, стратегическое планирование

Keywords: economic disproportion, problem region, state policy, federal program, social and economic development, regional inequality, strategic planning

Введение

Сложность региональной экономической политики для России продиктована в первую очередь тем, что Россия является самой большой страной мира по количеству территорий. Такой размер государства подразумевает, что в его составе находится множество разнообразных в природно-климатическом и этнокультурном плане регионов, расположенных на большом удалении друг от друга. Однако населяют такую огромную территорию всего 146 млн. человек, поэтому Российская Федерация имеет один из самых низких в мире показателей плотности населения на км². Поэтому при определении экономической политики для того или иного региона необходимо учитывать множество локальных особенностей.

Объект исследования — проблемные регионы Российской Федерации.

Под проблемными регионами в данной статье понимаются регионы с наиболее низким уровнем социально-экономического развития, а также регионы, включённые в целевые программы государственной программы «Сбалансированное региональное развитие».

Основной раздел

Список регионов с наиболее низким уровнем социально-экономического развития был сформирован Министерством экономического развития Российской Федерации в 2019 году. На данный момент в списке находятся 10 регионов. В 2020 году они получили индивидуальные программы развития, собственных кураторов от различных министерств и финансирование в размере 1 млрд. рублей в год на протяжении 5 лет с возможностью дальнейшего продления программ.

Данные регионы заняли худшие позиции в рейтинге Минэкономразвития, который базируется на следующих показателях: среднедушевые доходы жителей региона, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, безработица и инвестиции в основной капитал. Данные регионы расположены в различных частях страны и граничат с разными по уровню социально-экономического развития субъектами Российской Федерации. В связи с этим затруднительно выделить общие правила, определяющие причины экономических проблем для подобных регионов. Каждый проблемный регион необходимо рассматривать с учётом его специфики. [1]

Все регионы получили одинаковое количество денег из федерального бюджета, однако существует критика линейного распределения средств, так как разные регионы имеют различные проблемы, численность населения и размер экономики. Для одних региона 1 млрд. рублей в год будет хорошим подспорьем в решении проблем, а другим, напротив, такой суммы будет недостаточно.

За период с 2000-х по 2020-е гг. неравенство регионов по основным показателям несколько сократилось, однако разрыв остаётся значительным, в некоторых случаях в десятки раз.

Государство прикладывает усилия для того, чтобы уменьшить разрыв в социально-экономическом развитии регионов при помощи перераспределения средств от более обеспеченных регионов к менее богатым. Однако существует и малоизученная сторона данной практики — степень замедления экономического роста регионов, у которых изымаются деньги. Необходимо тщательно исследовать то, как с этим соотносится ускоренное развитие отстающих территорий за счёт перераспределённых средств.[2]

Для ускоренного развития отдельных субъектов и макрорегионов существуют целевые государственные программы. Государственные программы являются документами стратегического планирования.

Исходя из данных, приведённых в таблице, видно, что большинство государственных программ будут действовать вплоть до 2030 года.[3] Бюджеты обычно определяются на 2 года с последующей корректировкой. Это сделано для защиты от непредвиденных обстоятельств. Наибольший бюджет предусмотрен для Дальневосточного федерального округа – 1 067 904 146,5 руб. Это связано с его огромной площадью практически в 7 млн. квадратных километров (40,6% площади России), население которой составляет приблизительно 8 млн. человек. В округе находится 69 городов с центром во Владивостоке. Учитывая общую неравномерность развития региона, это представляется оправданным вложением бюджетных средств. Второе место занимает Республика Крым и город Севастополь с показателем бюджетного финансирования в 392 273 508,1 руб. Являясь относительно новыми территориями для страны, они имеют большой приоритет в социально-экономическом развитии. На Крымском полуострове постоянно создаётся новая инфраструктура, строятся предприятия и облагораживаются города. На третьем месте находится Калининградская область с бюджетным финансированием в 212 311 079,7 руб. Имея несравнимо меньшую по сравнению с другими субъектами РФ территорию в 15 125 квадратных километров, область имеет стратегически важное расположение для страны, так как является анклавом, граничащим с Литвой и Польшей.

Данные государственные программы созданы для определённых регионов и различаются между собой задачами, целями, сроками и бюджетами. Однако все они ставят перед собой цель улучшить социально-экономическую ситуацию в данных регионах. Это достигается при помощи общего повышения качества жизни населения и его численности, в частности, создания благоприятных условий для жизни, инвестиций и бизнеса. Это подразумевает улучшение качества медицины и образования, увеличение запланированной продолжительности жизни и доходов населения. Производится строительство новых предприятий, развивается инфраструктура. Данный комплекс мер призван добиться различных целевых показателей, индивидуально запланированных для каждой государственной программы. [4]

Одним из ключевых документов, определяющих цели и приоритеты социально-экономического развития для регионов России является «Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года», базирующаяся на Указе Президента Российской Федерации от 16 января 2017 г. № 13 «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года».[5, 6] В нём говорится о влиянии различных факторов на проводимую социально-экономическую политику, таких как: демографический, природно-климатический, социокультурный, географический. Берётся в расчёт дифференциация регионов России по уровню социально-экономического развития, а также её неравномерная населённость и территориальная дифференциация в аграрно-промышленном плане.

Основными показателями государственных программ являются:

  • численность населения;
  • среднедушевые денежные доходы населения;
  • численность официально зарегистрированных безработных;
  • количество созданных рабочих мест;
  • доля дорожной сети городских агломераций, находящаяся в нормативном состоянии;
  • накопленный и планируемый объём внебюджетных инвестиций;
  • объём инвестиций в основной капитал на душу населения;
  • количество прибывающих туристов;
  • количество семей, улучшивших жилищные условия;
  • и др.

Государственное регулирование экономики, осуществляемое на законодательном уровне, нуждается в строгом контроле за исполнением принятых мер. В каждом проблемном регионе необходимо разработать программы экономического и социального развития. Для наилучшего претворения в жизнь подобных программ необходимо заниматься поиском наиболее действенных способов осуществления эффективного контроля.

В современных условиях реализация разработанных программ возможна при обеспечении взаимодействия предприятий различных отраслей. Рациональное использование ресурсов региона возможно при качественно новом уровне научно-технической оснащённости производства и совершенствовании системы управления товарными потоками. Для осуществления преобразований в проблемных регионах страны требуется разработка инвестиционной политики с обязательным учётом местных особенностей и возможностей. Одна из главных целей подобной поддержки регионов с недостаточным уровнем развития производственной и социально-экономической сферы – исключение их из числа дотационных.

Местные органы законодательной и исполнительной власти обязаны разработать программы распределения инвестиций, задействуя все резервы, добиваясь увеличения валового продукта в регионе.

Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 N 172-ФЗ определяет стратегию, задачи, участников стратегического планирования.[7] Выдержка из данного закона:

«Государственная программа Российской Федерации — документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам, и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации».

В Законе отмечено: «Стратегическое планирование в Российской Федерации осуществляется на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации и уровне муниципальных образований».

В Законе определены действия субъектов Российской Федерации: «В случае, если на федеральном уровне утверждена и реализуется государственная программа Российской Федерации, направленная на достижение целей, относящихся к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, может быть разработана аналогичная государственная программа субъекта Российской Федерации».

При стратегическом планировании экономического и социального развития проблемных регионов Российской Федерации критически важно всесторонне оценить специфику каждой отдельной территории, так как такие регионы практически не имеют ничего общего друг с другом и к каждому нужен свой подход.[8]

Минимально необходимый перечень данных, которые необходимо собрать и проанализировать в рамках подготовки стратегического планирования:

  • исследовать географические и территориальные преимущества и недостатки проблемного субъекта РФ;
  • собрать данные по имеющемуся ресурсному потенциалу территории и его развитию;
  • провести анализ текущего экономического состояния области или региона для выделения необходимых бюджетных средств;
  • учитывать потребности разных народностей и национальностей на исследуемых территориях;
  • всесторонне подготовить, скомпилировать и изучить полученные данные и перейти к следующему этапу стратегического планирования.

Подводя итоги вышеперечисленной подготовки и последующей реализации стратегического планирования развития регионов, важно дополнить, что подготовленный план должен быть в первую очередь экономически целесообразен и эффективен, а также превышать по показателям предыдущую программу, если таковая была. Недостаточно просто взять деньги из государственного бюджета и вложить их в развитие инфраструктуры и предприятий на отдалённых территориях, необходимо максимально точно подсчитать будущий экономический эффект от данных действий и ещё раз подумать над целесообразностью таких вложений. [9]

Горизонт планирования устанавливается для каждого проблемного региона индивидуально – для территорий с хорошим социально-экономическим развитием приоритетна будет стратегия долгосрочной поддержки, так как там уже есть стабильная экономическая база. А для слабо развитых и экономически нестабильных областей предпочтительна будет стратегия сроком до пяти лет с усиленным наблюдением и быстрым реагированием на отклонения.

В качестве грамотного примера развития регионов с социально-экономическими проблемами можно привести «проектное управление» — практику территориального развития, которая заключается в управлении сферами деятельности в рамках заданных переменных, таких как качество исполнения и проектные риски. В то же время главное отличие данной стратегии в рациональном использовании имеющихся у государства ресурсов (земля, труд и бюджет). Несомненное преимущество «проектного управления» в быстрой реакции на возникающие проблемы и их последующее решение. [10]

В России данный метод развития территорий является новым, первые попытки его внедрения начались во второй половине 2010-х годов, на данный момент, широкого распространения он всё ещё не получил ввиду повышенной бюрократизации государственного аппарата и высокого уровня региональной коррупции. Если в будущем удастся частично решить эти проблемы, то развитие регионов по принципу проектного управления получит колоссальный потенциал. [11]

Выводы

Обобщая всё вышеперечисленное, приходим к следующему выводу: грамотная политика государства по экономическому развитию проблемных регионов может создать положительные условия для инвестиционной активности на этих территориях, которая в будущем послужит хорошим подспорьем для проблемной экономики России. Однако для этого необходимо сначала всесторонне изучить данные регионы, понять и проанализировать их проблемы и создать под каждый такой субъект собственную программу развития. Хотя они есть и сейчас, они не дают необходимого экономического эффекта, а одной из проблем неэффективности и является недостаточное кратко- и среднесрочное планирование.

Разумеется, реализация государственной политики поддержки проблемных субъектов РФ является нелёгкой комплексной задачей с множеством переменных, но нельзя всё время использовать только один сценарий, ничего не меняя с учётом потребностей выбранного региона. Необходимо разрабатывать действительно эффективные программы экономического развития страны, наподобие «проектного управления», широко применяемого в Европе и не раз показавшего свою эффективность. [12]

Список источников

  1. https://www.economy.gov.ru — Министерство экономического развития Российской Федерации // Дата обращения – 23.04.2023
  2. Буянова Е.А. Управление бюджетными рисками субъектов Российской Федерации // Актуальные проблемы развития финансового сектора. — 2019. — С. 65–71.
  3. https://programs.gov.ru — Портал госпрограмм РФ // Дата обращения – 23.04.2023
  4. Волошина А.Ю. Реализация мегапроектов как фактор ускорения регионального развития // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 3. Экономика. Экология. 2018. № 2. С. 16–19.
  5. https://www.economy.gov.ru/material/file/31593409eddf606620f49806c6ece205/130219_207-p.pdf — «Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года» // Дата обращения – 23.04.2023
  6. http://static.kremlin.ru/media/acts/files/0001201701160039.pdf — «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года» // Дата обращения – 23.04.2023
  7. http://static.kremlin.ru/media/acts/files/0001201406300016.pdf — «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 N 172-ФЗ // Дата обращения – 23.04.2023
  8. Акиндинова Н.В. и др. Инфляционные вызовы периода пандемии и санкций. Уроки для будущего // Вопросы экономики. — 2022. — № 5. — С. 6–13.
  9. Минакир П.А. Российская экономика: между кризисами // Пространственная экономика. — 2020. — Т. 16. — № 1. — С. 9–17.
  10. Гринберг, Р.С. Российская социально-экономическая система: реалии и векторы развития: монография / Р.С. Гринберг, П.В. Савченко. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2021. — 597 с.
  11. Алтухов, А.И. Пространственное развитие сельского хозяйства геостратегических регионов страны: состояние, проблемы и возможные пути их решения / А.И. Алтухов // Экономика сельского хозяйства России. — 2021. — № 12. — С. 8–10.
  12. Калинина О.Н. Повышение достоверности оценки инвестиционных проектов в условиях риска и неопределенности // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. — 2020. — Т. 17. — № 1(109). — С. 189–195.

References

  1. https://www.economy.gov.ru — Ministry of Economic Development of the Russian Federation // Date of access — 23.04.2023
  2. Buyanova E.A. Management of budgetary risks of subjects of the Russian Federation // Actual problems of the development of the financial sector. — 2019. — S. 65–71.
  3. https://programs.gov.ru — Portal of state programs of the Russian Federation // Date of access — 23.04.2023
  4. Voloshina A.Yu. Implementation of megaprojects as a factor in accelerating regional development // Bulletin of the Volgograd State University. Ser. 3. Economy. Ecology. 2018. No. 2. P. 16–19.
  5. https://www.economy.gov.ru/material/file/31593409eddf606620f49806c6ece205/130219_207-p.pdf — «Strategy for the spatial development of the Russian Federation for the period up to 2025» // Date of access — 23.04.2023
  6. http://static.kremlin.ru/media/acts/files/0001201701160039.pdf — «On Approval of the Fundamentals of the State Policy of Regional Development of the Russian Federation for the period up to 2025» // Date of access — 23.04.2023
  7. http://static.kremlin.ru/media/acts/files/0001201406300016.pdf — «On strategic planning in the Russian Federation» dated 06/28/2014 N 172-FZ // Date of access — 04/23/2023
  8. Akindinova N.V. Inflationary Challenges of the Pandemic Period and Sanctions. Lessons for the Future // Questions of Economics. — 2022. — No. 5. — P. 6–13.
  9. Minakir P.A. Russian economy: between crises // Spatial Economics. — 2020. — T. 16. — No. 1. — P. 9–17.
  10. Grinberg, R.S. Russian socio-economic system: realities and vectors of development: monograph / R.S. Grinberg, P.V. Savchenko. — 4th ed., revised. and additional — M.: INFRA-M, 2021. — 597 p.
  11. Altukhov, A.I. Spatial development of agriculture in geostrategic regions of the country: state, problems and possible solutions / A.I. Altukhov // Economics of agriculture in Russia. — 2021. — No. 12. — P. 8–10.
  12. Kalinina O.N. Improving the reliability of evaluation of investment projects under risk and uncertainty // Bulletin of the Russian University of Economics. G.V. Plekhanov. — 2020. — V. 17. — No. 1 (109). — S. 189–195.

Для цитирования: Руденко В.Е. Инструменты интенсификации экономического развития проблемных регионов // Московский экономический журнал. 2023. № 7. URL: https://qje.su/otraslevaya-i-regionalnaya-ekonomika/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-7-2023-15/

© Руденко В.Е., 2023. Московский экономический журнал, 2023, № 7.