Московский экономический журнал 7/2023

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 339.923

doi: 10.55186/2413046X_2023_8_7_322

НОВЫЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЕАЭС В РЕГИОНЕ БОЛЬШОГО СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ

NEW INTERCONNECTIONS OF THE EAEU IN THE GREATER MEDITERRANEAN REGION

Аблаев Ремзи Рустемович, к.э.н., доцент кафедры «Экономика предприятия», ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет», Ablaev.expert@mail.ru

Двухшорстнова Елизавета Юрьевна, кафедра «Экономика предприятия», ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет», lberegulina@list.ru

Ablaev Remzi Rustemovich, Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Enterprise Economics, Sevastopol State University, Ablaev.expert@mail.ru

Dvukhshorstnova Elizaveta Urievna, of the Department of Enterprise Economics, Sevastopol State University, lberegulina@list.ru

Аннотация. В статье исследованы вопросы расширения Евразийского экономического союза. Целью исследования является на основе анализа современного состояния Евразийского экономического союза выявить потенциал его расширения, в частности со странами Большого Средиземноморья. В связи с чем, особое внимание в статье уделено вопросам расширения этого союза со странами Большого Средиземноморья. Также исследованы теоретические и практические аспекты обеспечения международного взаимодействия в рамках исследуемого союза. Выявлена специфика и проблематика деятельности Евразийского экономического союза в современных условиях. Исследовав связи Евразийского экономического союза в регионе Большого Средиземноморья, а также предпосылки к новым интеграциям, следует отметить, что данная интеграция существует. Несмотря на это, существует больший потенциал эффективного сотрудничества и интеграции стран Большого Средиземноморья в Евразийский экономический союз. Предложены рекомендации по будущим направлениям совершенствования взаимодействия стран исследуемого экономического союза и перспективы его расширения.

Abstract. He article examines the issues of expansion of the Eurasian Economic Union. The purpose of the study is to identify the potential of its expansion, in particular with the countries of the Greater Mediterranean, based on the analysis of the current state of the Eurasian Economic Union. In this connection, special attention is paid in the article to the expansion of this union with the countries of the Greater Mediterranean. The theoretical and practical aspects of ensuring international cooperation within the framework of the union under study are also studied. The specifics and problems of the activity of the Eurasian Economic Union in modern conditions are revealed. Having studied the ties of the Eurasian Economic Union in the Greater Mediterranean region, as well as the prerequisites for new integrations, it should be noted that this integration exists. Despite this, there is a greater potential for effective cooperation and integration of the countries of the Greater Mediterranean into the Eurasian Economic Union. Recommendations on the future directions of improving the interaction of the countries of the studied economic union and the prospects for its expansion are proposed.

Ключевые слова: ЕАЭС, международные отношения, международная экономика, сотрудничество, регион.

Keywords: EAEU, international relations, international economy, cooperation, region

Введение

Евразийский экономический союз (ЕАЭС) — международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учрежденная Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года [8].

Евразийский экономический союз (ЕАЭС) представляет собой крупномасштабную инициативу экономического сотрудничества между несколькими бывшими советскими государствами. Он стремится создать общий рынок, аналогичный Европейскому союзу, и намерен достичь этого путем координации экономических программ, устранения нетарифных торговых барьеров и согласования законов и правил пяти его членов — России, Казахстана, Беларуси, Армении и Кыргызстана.

Целью создания ЕАЭС было обеспечение свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики [2].

Новые взаимосвязи ЕАЭС, включая интеграцию со странами Большого Средиземноморья, на данном этапе развития союза очень важны. Это связано в первую очередь со сложившейся геополитической и экономической ситуацией в мире и, в частности, в России. Союзу необходимы новые рынки для товарных отношений, а также для развития собственных экономик [7].

Вышеуказанное обусловило цель настоящего исследования, которая заключается в том, чтобы на основе анализа современного состояния Евразийского экономического союза выявить потенциал его расширения, в частности со странами Большого Средиземноморья.

Методологическую базу исследования составляет описательный метод, включающий приемы наблюдения, интерпретации, сопоставления и обобщения. Методологической основой для работы послужили результаты прикладных исследований в области мировой экономики. В качестве информационных ресурсов исследования были использованы статистические данные Росстата и официальный сайт Евразийской экономической комиссии.

Основная часть

Евразийские лидеры, включая президента России — Владимира Путина, регламентировали ЕАЭС как аналог глубокой интеграции в стиле Европейского Союза. Делегирование полномочий общим институтам влечет за собой существенный отказ государств-членов от суверенитета, по причине того, что союз устанавливает структуру власти, которая номинально обязана заменить национальные структуры. Усилия по обеспечению вступления государств-членов с помощью специальных жестов щедрости, таких как — снижение цен на энергоресурсы, однако, представляют собой препятствие для подлинного, основанного на правилах союза [1]. Помимо того, поскольку отдельные члены не проявляли должного энтузиазма по поводу членства в ЕАЭС, реакция России в виде институциональной гибкости и слабых формальных обязательств способствовала членству, но тем не менее поставила под сомнение долгосрочную устойчивость союза.

В виде союза, ЕАЭС состоит из нескольких органов управления с равным представительством членов. Это Высший совет, который состоит из глав государств, Межправительственный совет, состоящий из глав правительств, и двухуровневая Евразийская экономическая комиссия. В состав верхнего органа, Совета Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), входят заместители глав правительств, а в нижний орган, Коллегию ЕЭК, входят министры, выдвинутые государствами-членами [2]. Органы принимают решения консенсусом, кроме Коллегии ЕЭК, которая принимает акты большинством в две трети голосов.

Рассмотрим динамику внешней торговли ЕАЭС в 2021 году. На рисунке 1 представлена динамика внешней торговли ЕАЭС в 2021 году с основными партнерами.

В общем объеме внешней торговли ЕАЭС в 2021 году страны Большого Средиземноморья, в совокупности 12% от общего экспорта и импорта ЕАЭС (Украина – 2,4%; Турция- 4,6%; Италия- 5%).       Экспорт в Украину составил 14,2 млрд. долл. США, в Турцию 29,9 млрд. долл. США и Италию 28,4 млрд. долл. США, так совокупный экспорт в страны Большого Средиземноморья составил 72,5 млрд. долл. США. В свою очередь сумма импортируемых товаров из стран Большого Средиземноморья в ЕАЭС составила 28,9 млрд. долл. США [4].

Наглядно видно, что сальдо торгового баланса ЕАЭС по странам Большого Средиземноморья будет активным, так как экспорт превышает импорт. То есть, торговый баланс активен, ЕАЭС больше продает странам Средиземноморья, чем покупает.

Отобразим в динамике удельный вес государств-членов ЕАЭС во внешней торговле в процентном отношении в 2021 году в рисунке 2.

Удельный вес Россий наибольший во всех аспектах, импорт 85,3%, экспорт 85,1% и оборот 85,2%, наименьший удельный вес во внешней торговле стран ЕАЭС имеет Киргизстан, где импорт составляет 0,9% от общего веса, экспорт 0,2% и совокупный оборот страны составляет 0,5%. Казахстан занимает второе место по показателям в союзе, когда доля импорта составляет 7,2%, экспорта в 10% и общего оборота в 8,9%, Белоруссия на третьем месте по всем показателям, с импортом в 5,6% от совокупного, экспорта 4,3% и оборот 4,8%, Армения чуть результативнее Киргизстана, доля ее импорта 1%, экспорта 0,4% и общего оборота 0,6% [3].

Партнеры России, кроме Белоруссии, которая тоже находится под жесткими западными санкциями, в этих условиях рассматривают два альтернативных варианта развития. Первым вариантом является усиление кооперации и взаимной торговли с учетом возможностей, которые открывают процессы импортозамещения в России, укреплять финансовый суверенитет. Вторым вариантом является ослабление связей (в том числе из-за рисков вторичных санкций) и переориентироваться на другие, несанкционные рынки.

Несмотря на это, статистика показывает постоянный рост ВВП союза (см. рисунок 3). Снижение наблюдается только в 2019 и 2020 году, что было вызвано прежде всего влиянием COVID-19 и борьбой с его последствиями [11]. Уже в 2021 году совокупный ВВП стран-участниц превосходит показатели 2019 года и составляют 2,1 млн. долл. США.

Страны блока ЕАЭС в период с марта по июнь 2022 года, согласно расчётам РБК по внешнеторговой статистике и базы ООН UN Comtrade, отгрузили в Российскую Федерацию товаров на 9,4 млрд долларов, что на 15 % больше, чем за тот же период 2021 года [5]. Основная доля пришлась на Белоруссию. Армения в свою очередь увеличила поставки в России более чем в полтора раза, Киргизия более чем вдвое.

Данный рост экспорта (см. рисунок 4), в основном обусловлен параллельным импортом. То есть, страны ЕАЭС помогают России, ввозя необходимые импортные компоненты. Однако, пристраивание логистических цепочек влечет за собой увеличение издержек для российских импортеров.

Таким образом, ЕАЭС, как проекту, мешает отсутствие приверженности со стороны его государств-членов. Хотя государства-члены обладают значительным уровнем переговорной силой и гибкостью, будучи проектом, возглавляемым Россией, их полномочия можно легко ограничить, когда на карту поставлены более широкие цели России [2, с. 89].

Реальные экономические выгоды от ЕАЭС заключаются, в первую очередь, в устранении нетарифных барьеров, что в свою очередь зависит от модернизации внутренних институтов государств-членов [12]. Россия, похоже, более заинтересована в формировании данного союза, чем в развитии сильных наднациональных институтов. Динамика интеграции пока не соответствует заявленным целям союза: это не российский проект усиления регионального влияния, а скорее законный проект региональной экономической интеграции. Не учитывая многочисленные недостатки, ЕАЭС не следует недооценивать. Для России Союз является важным инструментом демонстрации своей власти на региональном и глобальном уровнях. В то время как государства-члены могут получить лишь скромные экономические выгоды, выход, хотя теоретически и возможен, но был бы большим риском, учитывая опыт Украины. Таким образом, евразийский проект, по всей видимости, будет двигаться вперед со взлетами и падениями и продолжит продвигаться как евразийская альтернатива ЕС [10].

На данном этапе сложно говорить о глобальной интеграции ЕАЭС со странами Большого Средиземноморья, по причине того, что большинство этих стран находятся в другом союзе – Европейском, с которым на данный момент конфликт у Российской Федерации и Белоруссии. Однако, на данном этапе можно рассчитывать на арабские страны, расширять влияние ЕАЭС на африканские страны Большого Средиземноморья, которые находятся в дружественных отношениях с Российской Федерацией.

Так, можно говорить о расширении внешней торговли союза с Ираном. В октябре 2022 года Иран и Россия заявили о возможности снятия торговых барьеров [6, с. 317]. Это значит, что страны подпишут договор о свободной торговле союза ЕАЭС с Ираном. Такое же соглашение уже было подписано в 2018 году, однако срок действия истек в 2022 году и есть необходимость продлить данное соглашение.

Со слов А. Новака, можно судить о готовности России и Ирана создании совместных организаций в сфере машиностроения, авиастроения и автомобилестроения. Тема интеграции Сирии и ЕАЭС не является новой, так как не раз Сирия рассматривала возможность вступления в экономический союз, и даже подавала заявку, но одна из стран-частниц выступила против данной интеграции.

Сирия- не только надежный союзник для России, но и одна из географически выгодных стран для данной интеграции, она имеет довольно протяженное средиземноморское побережье.

Одну из стран можно выделить как страну-нейтралитета, так как преподносит себя не зависимой от чужого мнения – Турция. О Турции можно сказать то, что она более открыта для развития евразийских связей, нежели, европейских. Это может быть подкреплено появлением представителями Турции на заседании ШОС. Однако, публично пока не было никаких заявлений и притязаний на вступление в Евразийский экономический союз. В случае с Турцией, необходимо ждать заявлений от ее лидера, о каких-либо направлениях интеграции, и все происходящее, говорит о том, что вступление в союз, или сотрудничество с ним, вполне вероятно.

Тунис активно сотрудничает с союзом, он является важным торгово-экономическим партнером стран-членов союза. Катализатором для развития отношений между Тунисом и ЕАЭС стал саммит «Россия-Африка» осенью 2019 года, по итогам которого был подписан Меморандум о взаимопонимании между ЕЭК и Африканским союзом в рамках экономического сотрудничества.

Партнером ЕАЭС по внешней торговле является и Марокко. К тому же, их сотрудничество является очень продуктивным, так как товарооборот в январе- феврале вырос почти на 50%. Экспорт из ЕАЭС увеличился на 53%, в основном из-за увеличения поставок из России мясной продукции, полуфабрикатов.

Заключение

Исследовав связи ЕАЭС и предпосылки к новым интеграциям в регионе Большого Средиземноморья, можно сделать вывод о том, что данная интеграция существует, однако, не в большом объеме, так 12% внешней торговли в 2021 году ЕАЭС составляют страны Большого Средиземноморья. На данном этапе, ряд стран также рассматривает возможность сотрудничества с ЕАЭС: создание свободных экономических зон или возможность вхождения в союз.

Об интеграции союза ЕАЭС со странами Большого Средиземноморья можно судить, как о эффективном сотрудничестве [9]. Так, большая часть стран поддерживает эффектичные торговые взаимоотношения с союзом, некоторые также имеют стремления присоединиться к ЕАЭС, что говорит о его экономической привлекательности данного союза для третьих стран.

Несмотря на эти позитивные тенденции, интеграционное объединение по-прежнему будет сталкиваться с внешнем давлением, что создаст определенные сложности в достижении поставленных целей. Тем не менее, готовность членов ЕАЭС к расширению сотрудничества позволяет ожидать дальнейшее увеличение товарооборота внутри интеграционного объединения и реализацию инфраструктурных проектов, которые позволят вывести взаимодействия на новый уровень.

Список источников

  1. Андреева, Л.В. Государственное регулирование экономической деятельности в условиях членства России во Всемирной торговой организации, Евразийском экономическом сообществе и Таможенном союзе: Монография / Л.В. Андреева. — М.: Норма, 2022. — 508 c.
  2. Вартанова М.Л. Исследование интеграционных процессов стран ЕАЭС: социально-экономические тенденции и перспективы развития / Вестник Академии знаний. – 2020. — №40(5) – с. 80-91.
  3. ЕАЭС против COVID-19. Вместе сильнее.–http://www.eurasiancommission.org/ru/Documents/ReportEEC2020r.pdf (дата обращения: 24.05.2023)
  4. Маханов Б. Сверка часов. ЕАЭС: курс на расширение интеграции. – https://qmonitor.kz/politics/2766 (дата обращения: 24.05.2023).
  5. Международные экономические организации: учебник для вузов / С. Н. Сильвестров [и др.]; под редакцией С. Н. Сильвестрова. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. —246 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-9314-1. Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/450267 (дата обращения: 28.05.2023).
  6. Международно-правовые основы создания и функционирования Евразийского экономического союза / Коллектив авторов. — М.: Проспект, 2004. — 317 c.
  7. Подкина К. Ю., Андреева Е. Л. Обзор методических подходов к оценке международной экономической интеграции // Журнал экономической теории. — 2019. — Т. 16. — No 3. — С. 598-605.
  8. Смыр Е. И. Евразийский экономический союз: Проблемы и перспективы // Вестник Московского финансово-юридического университета. – 2021. – с.54-67.
  9. Федотова, М.А. Гармонизация стоимостных стандартов стран евразийского экономического союза. Монография / М.А. Федотова. — М.: Русайнс,2022.-129 c.
  10. Шаныгин И. Евразийская интеграция за неделю: главные события. 2021.–1 ноября. – https://eurasia.expert/evraziyskayaintegratsiya-za-nedelyu-glavnye-sobytiya-011121/ (дата обращения: 24.05.2023).
  11. Аблаев, Р. Р. Состояние мировой экономики в условиях социальных ограничений, связанных с пандемией / Р. Р. Аблаев, В. П. Шемякина, А. В. Курило // Вектор экономики. – 2021. – № 1(55). – С. 7. – EDN QPHFSI.
  12. Аблаев, Р. Р. Импортозамещение и реструктуризация экспортных потоков в области высокотехнологического производств / Р. Р. Аблаев, Л. С. Абрамова, А. Р. Аблаев // Московский экономический журнал. – 2023. – Т. 8, № 3. – DOI 10.55186/2413046X_2023_8_3_130. – EDN BQXLQI.

References

  1. Andreeva, L.V. Gosudarstvennoe regulirovanie ekonomicheskoj deyatel’nosti v usloviyah chlenstva Rossii vo Vsemirnoj torgovoj organizacii, Evrazijskom ekonomicheskom soobshchestve i Tamozhennom soyuze: Monografiya / L.V. Andreeva. — M.: Norma, 2022. — 508 c.
  2. Vartanova M.L. Issledovanie integracionnyh processov stran EAES: social’no-ekonomicheskie tendencii i perspektivy razvitiya / Vestnik Akademii znanij. – 2020. — №40(5) – s. 80-91.
  3. EAES protiv COVID-19. Vmeste sil’nee.–http://www.eurasiancommission.org/ru/Documents/ReportEEC2020r.pdf (data obrashcheniya: 24.05.2023)
  4. Mahanov B. Sverka chasov. EAES: kurs na rasshirenie integracii. – https://qmonitor.kz/politics/2766 (data obrashcheniya: 24.05.2023).
  5. Mezhdunarodnye ekonomicheskie organizacii: uchebnik dlya vuzov / S. N. Sil’vestrov [i dr.]; pod redakciej S. N. Sil’vestrova. — Moskva: Izdatel’stvo YUrajt, 2020. —246 s. — (Vysshee obrazovanie). — ISBN 978-5-9916-9314-1. Tekst: elektronnyj // EBS YUrajt [sajt]. — URL: https://urait.ru/bcode/450267 (data obrashcheniya: 28.05.2023).
  6. Mezhdunarodno-pravovye osnovy sozdaniya i funkcionirovaniya Evrazijskogo ekonomicheskogo soyuza / Kollektiv avtorov. — M.: Prospekt, 2004. — 317 c.
  7. Podkina K. YU., Andreeva E. L. Obzor metodicheskih podhodov k ocenke mezhdunarodnoj ekonomicheskoj integracii // ZHurnal ekonomicheskoj teorii. — 2019. — T. 16. — No 3. — S. 598-605.
  8. Smyr E. I. Evrazijskij ekonomicheskij soyuz: Problemy i perspektivy // Vestnik Moskovskogo finansovo-yuridicheskogo universiteta. – 2021. – s.54-67.
  9. Fedotova, M.A. Garmonizaciya stoimostnyh standartov stran evrazijskogo ekonomicheskogo soyuza. Monografiya / M.A. Fedotova. — M.: Rusajns,2022.-129 c.
  10. SHanygin I. Evrazijskaya integraciya za nedelyu: glavnye sobytiya. 2021.–1 noyabrya. – https://eurasia.expert/evraziyskayaintegratsiya-za-nedelyu-glavnye-sobytiya-011121/ (data obrashcheniya: 24.05.2023).
  11. Ablaev, R. R. Sostoyanie mirovoj ekonomiki v usloviyah social’nyh ogranichenij, svyazannyh s pandemiej / R. R. Ablaev, V. P. SHemyakina, A. V. Kurilo // Vektor ekonomiki. – 2021. – № 1(55). – S. 7. – EDN QPHFSI.
  12. Ablaev, R. R. Importozameshchenie i restrukturizaciya eksportnyh potokov v oblasti vysokotekhnologicheskogo proizvodstv / R. R. Ablaev, L. S. Abramova, A. R. Ablaev // Moskovskij ekonomicheskij zhurnal. – 2023. – T. 8, № 3. – DOI 10.55186/2413046X_2023_8_3_130. – EDN BQXLQI.

Для цитирования: Аблаев Р.Р., Двухшорстнова Е.Ю. Новые взаимосвязи ЕАЭС в регионе Большого Средиземноморья // Московский экономический журнал. 2023. № 7. URL: https://qje.su/otraslevaya-i-regionalnaya-ekonomika/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-7-2023-10/

© Аблаев Р.Р., Двухшорстнова Е.Ю., 2023. Московский экономический журнал, 2023, № 7.