Московский экономический журнал 7/2022

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 332.122

doi: 10.55186/2413046X_2022_7_7_431

ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РАЗВИТИИ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН ТЕХНИКО-ВНЕДРЕНЧЕСКОГО ТИПА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СОВРЕМЕННЫЙ АСПЕКТ

ASSESSMENT OF THE ACTIVITIES OF PUBLIC ADMINISTRATION BODIES IN THE DEVELOPMENT OF SPECIAL ECONOMIC ZONES OF TECHNICAL AND INTRODUCTION TYPE IN THE RUSSIAN FEDERATION: MODERN ASPECT

Вергейчик Мария Александровна, менеджер проектов, АО «Росбизнесконсалтинг»

Vergeichik Mariia Aleksandrovna

Аннотация. В представленной статье проведены анализ и оценка особенностей влияния разработанного современного комплекса государственных программ и законопроектов в области развития особых экономических зон технико-внедренческого типа в Российской Федерации. Указанные особые экономические зоны созданы для развития инновационной составляющей российской экономики, причем, в их рамках происходит как зарождение инновационного товара или услуги, так и их дальнейшая реализация. Произведен анализ развития особых экономических зон с момента начала их действия, где выявлены закономерности, как факторов их роста, так и ограничений. В рамках исследования предложена авторская модель в виде логической схемы, которая включает совокупность механизмов деятельности органов государственного управления, принимающих непосредственное участие в развитии технико-внедренческих зон в Российской Федерации. Используя аналитический метод, выделены укрупненные группы факторов, позволяющие оценить конструктивное воздействие государственного сектора и соответственно – деструктивное на развитие особых экономических технико-внедренческого типа. Сформулирован вывод по определению конкретных направлений деятельности органов государственного управления в виде структурно-логической схемы.

Abstract. In the presented article, an analysis and assessment of the peculiarities of the influence of the developed modern complex of state programs and bills in the field of development of special economic zones of a technical and innovative type in the Russian Federation was carried out. These special economic zones are created for the development of the innovative component of the Russian economy, and within their framework there is both the emergence of an innovative product or service and their further implementation. In the presented article, an analysis and assessment of the peculiarities of the influence of the developed modern complex of state programs and bills in the field of development of special economic zones of a technical and innovative type in the Russian Federation was carried out. These special economic zones are created for the development of the innovative component of the Russian economy, and within their framework there is both the emergence of an innovative product or service and their further implementation. An analysis of the development of special economic zones since the beginning of their action was carried out, which revealed patterns of both factors of their growth and restrictions. Within the framework of the study, an author’s model was proposed in the form of a logical scheme, which includes a set of mechanisms for the activities of public administration bodies that are directly involved in the development of technical and introduction zones in the Russian Federation. Using the analytical method, enlarged groups of factors are identified that allow assessing the constructive impact of the public sector and, accordingly, destructive on the development of special economic technical and implementation type. A conclusion was formulated to determine specific areas of activity of public administration bodies in the form of a structural and logical scheme.

Ключевые слова: государственное управление, инновация, инновационная система, особая экономическая зона, преференциальный режим, технико-внедренческая зона

Keywods: public administration, innovation, innovation system, special economic zone, preferential treatment, technical and implementation zone

Российская Федерация (далее – РФ) является сложной структурой, состоящей и достаточно большого количества регионов, которые в свою очередь имеют отличительные особенности. В целом регионы РФ обладают сильным совокупным ресурсным потенциалом, который необходимо эффективно задействовать и развивать. Важно грамотно оценить региональные потенциалы с учетом указанных моментов и вовлечь их конструктивную составляющую в перспективные процессы. Данные процедуры помогут привести экономические действия к желаемым стратегическим целям РФ в целом. Современная инновационная направленность политики РФ создает возможности для стимулирования инновационной деятельности через развитие территорий. Такой единицей являются особые зоны экономического развития (далее – ОЭЗ).

Именно ОЭЗ технико-внедренческого типа (далее ОЭЗ ТВТ) созданы для развития инновационной составляющей российской экономики, причем, в их рамках происходит как зарождение инновационного товара или услуги, так и их дальнейшая реализация [1]. Считаем, что ОЭЗ ТВТ в большей степени созданы для стимулирования и задействования научно-технического потенциала регионов РФ.

Настоящие сложившиеся условия и факторы характеризуются высокой степенью неопределенности и высокой степенью риска, а так же недостаточностью финансовой составляющей. Одним из ведущих условий успешного формирования инновационной системы в целом в РФ играет инновационная инфраструктура. В современных условиях в РФ структурно сформированы основные компоненты инновационной инфраструктуры. Однако существует ряд факторов, препятствующих эффективному функционированию структурных элементов системы. Следовательно, современная инновационная система РФ не является целостной и находится на стадии становления и развития.

В современных социально-экономических условиях в России сформировать спрос на инновации в большей степени возможно за счет активного участия государственного сектора. Именно государство имеет возможность использовать налоговые инструменты, вводя льготы и поощрения для инновационных организаций. Одновременно возможно использовать финансовую поддержку ОЭЗ, а так же проведение активной информационной политики, способной предоставлять адекватную и полную информацию о существующих инновационных технологиях, товаров и услуг [2].

Ведущей задачей министерства экономического развития РФ необходимо обозначить преимущество развития инвестиционного сектора в российской экономике.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» разработан и реализуется План действий по ускорению темпов роста инвестиций в основной капитал и повышению до 25% их доли в ВВП, а также по созданию условий для их привлечения [3].

Рассмотрим динамику появления ОЭЗ ТВТ в РФ за период 2005-2021 гг. (рис. 1).

Согласно представленным данным, заметна тенденция уменьшения регистрации количества новых ОЭЗ ТВТ за период 15 лет, что связано со сложностью и специфичностью функционирования данных организаций. Так же трудностью выступает отсутствие в регионах РФ должного количества высококвалифицированного персонала и не развитость научного потенциала.

Важно рассмотреть количество резидентов за период 2017-2021 гг. чтобы определить, на сколько, развивались указанные ОЭЗ ТВТ (рис. 2).

По данным Министерства экономического развития РФ на 22.03.2022 г. количество резидентов по всем действующим ОЭЗ ТВТ количество резидентов составило 514 организации.

Данные свидетельствуют явный рост в течение всего рассматриваемого периода наблюдался ОЭЗ ТВТ «Дубна», ОЭЗ ТВТ «Технополис «Москва», ОЭЗ ТВТ «Санкт-Петербург», ОЭЗ «Иннополис», что говорит о наиболее инвестиционно-привлекательных территориях. ОЭЗ ТВТ «Алмаз» является развивающейся организацией и показывает рост числа резидентов.

За 2017-2021 гг. наибольший прирост резидентов отмечен в  ОЭЗ «Иннополис» Республика Татарстан.

Для определения места по количеству резидентов ОЭЗ ТВТ среди всех видов зон представим сравнительную характеристику в процентном соотношении накопительным итогом за 2021 г. (рис. 3).

Можно сделать вывод, что наибольший удельный вес в общем объеме ОЭЗ занимает показатель количества резидентов ОЭЗ ТВТ, следовательно, данная ОЭЗ является наиболее привлекательной для ведения бизнеса в данной сфере.

ОЭЗ ориентированы для развития инновационной сферы, обрабатывающей промышленности, туристической сферы, высокотехнологичных отраслей экономики. Основным фактором для резидента или инвестора в ОЭЗ является предоставление налаженной инфраструктуры, сведению к минимуму влияние административных барьеров, а так же комплекс льгот.

ОЭЗ в РФ, призванные создавать рабочие места и ускорять экономику регионов, работают неэффективно. К таким выводам пришла Счетная палата. Расходы федерального бюджета только на организацию таких зон и других преференционных режимов за три года составили 240 млн. рублей, а отдача от них практически незаметна.

Автор отмечает, что Счетная палата РФ провела оценку соответствия ОЭЗ стратегическим приоритетам регионов, в которых они расположены, а так же на сколько ОЭЗ повышают общую эффективность социально-экономического развития России. В результате исследования было определено, что эффект от ОЭЗ можно измерить лишь десятыми долями процента, т.е. он составляет незначительную долю [5].

Заместитель министра экономического развития России Сергей Галкин на заседании Комитета Государственной думы по экономической политике 06 апреля 2022 г. представил законопроекты о внесении изменений в федеральный закон об особых экономических зонах (ОЭЗ) и о внесении изменений в налоговый кодекс РФ. Предложения были поддержаны комитетом Государственной думы РФ.

Сергей Галкин отмечает, что основными целевыми ориентирами корректировки закона выступают следующие:

  • возможности объединения несколько типов ОЭЗ в одну, для упрощения многих процедур и повышения общей эффективности;
  • уменьшить пакет документов для регистрации резидента ОЭЗ;
  • провести совершенствование системы управления ОЭЗ, а именно, создание единого документа между Министерством экономического развития, управляющей компанией, регионом и муниципалитетом, что приведет к экономии времени;
  • ввести разработку и оформление инвестиционного проекта, который заменит действующий бизнес-план, что даст возможность наиболее скорого принятия соответствующих решений;
  • введение ограничений по выкупу земельных участков в пределах ОЭЗ; предлагается выкуп только при условии строительства утвержденных объектов на участке;
  • введение нового комплекса налоговых льгот.

Отметим, что предложено возможное объединение промышленно-производственных и технико-внедренческих типов ОЭЗ в промышленно-технологические и сократить количество типов с 4 до 3. В целом все нововведения должны привести к повышению всего комплекса показателей эффективности деятельности ОЭЗ в ближайшей перспективе [6]. Такая практика свидетельствует о желании Министерства экономического развития РФ привлечь большего внимания к ОЭЗ, а так же повысить их эффективность. В настоящий момент данный законопроект не утвержден.

Однако, председатель Правительства РФ Михаил Мишустин выбрал иное направление, ужесточив, как следует из постановления Правительства № 1211 от 15 июля 2021г., критерии создания ОЭЗ. Документ фиксирует, что соотношение между госинвестициями в инфраструктуру ОЭЗ и частными вложениями должно составлять 1 к 5. Важным фактом выступает определение минимального числа резидентов. Такая установка конкретных требований (критериев) станет основой формирования более качественного построения системы расходования государственных средств и повысить общую инвестиционную эффективность, а так же позволит создавать и крупные производства [7].

Практический опыт существования ОЭЗ показывает следующий вывод: более высокие показатели эффективности показывают ОЭЗ ТВТ, которые рассматривают максимально сложные технологические, производственные, финансовые и телекоммуникационные задачи.

Критика процессов создания и функционирования технико-внедренческих зон вполне обоснована, однако, имеются некоторые объективные причины, не позволяющие обеспечивать эффективную деятельность таких зон. В частности, в процессе практической деятельности, действует несколько условий, таких как: сроки создания технико-внедренческих зон (нет смысла оценивать эффективность ОЭЗ ТВТ за период ее действия менее трех), проявляемый интерес региональных структур управления в деятельности ОЭЗ.

В результате появляются ситуации, в которых заметен разный уровень результативности ОЭЗ ТВТ, как максимально прибыльные и эффективные, так и имеющие возможные промахи и не достижения поставленных ориентиров из-за ряда препятствий. Общая оценка предоставляется всему механизму технико-внедренческих зон в РФ и чаще всего, она не в его пользу.

Рассмотрим в виде логической схемы предлагаемую автором модель, включающую совокупность механизмов деятельности органов государственного управления, принимающих непосредственное участие в развитии технико-внедренческих зон в Российской Федерации (табл. 1). Механизмы воздействия органов государственного управления на ОЭЗ предлагаем рассмотреть как со стороны положительного влияния, так и со стороны отрицательного воздействия.

Представленные данные в таблице 1 позволяют сделать заключение, что оценка эффективности ОЭЗ в РФ в целом не предоставляет возможности определить реальное достижение поставленных целей, а, следовательно, конкретизировать эффекты от существования преференциальных режимов (далее — префрежимов). В результате автор отмечает, что в процессе определения итоговых результатов деятельности ОЭЗ происходит преимущественно сравнение комплекса плановых показателей с полученными по факту, что не демонстрирует более детальный отчет деятельности ОЭЗ.

При итоговой оценке эффективности ОЭЗ, а именно, их результативные показатели деятельности рассматривают на соответствие плановых заданий, вместо соотношения вложенных затрат и реальных полученных показателей. В перечень расчетных утвержденных показателей для определения итогового уровня эффективности ОЭЗ невозможно выявить конкретный перечень современный инновационных внедренных технологий и товаров и т.д. [9].

Следовательно, группа индикаторов, выбранная для оценки общей эффективности ОЭЗ ТВТ, не дает возможность выявить наиболее или наименее прибыльные технологии, отдельные продукты или услуги. Все показатели направлены на определение общих итогов деятельности ОЭЗ по укрупненным категориям.

В результате проведенного исследования ведущих направлений деятельности органов государственного управления, принимающих непосредственное участие в развитии ОЭЗ ТВТ в РФ автором, был сделан основной вывод о том, что большинство действий направлены на поддержание эффективности самих зон и незначительное внимание уделяется именно развитию региональной экономики. На основе полученных данных предлагается обобщенная модель оценки результативности ОЭЗ ТВТ в рамках конкретного региона (рис. 4).

Автор отмечает, что, анализируя законопроекты, все виды полномочий со стороны уровней управления ОЭЗ ТВТ (федеральный, региональный, АО «ОЭЗ» и наблюдательного совета ОЭЗ) направлены на разработку и поддержание максимально эффективной среды для успешного функционирования зон, следовательно, необходимо включить ряд индикаторов, направленных на повышение эффективности экономики самого региона. В результате благоприятная среда в регионе будет способствовать более высоким и продуктивным результатам для самих ОЭЗ.

Отметим, что особого внимания заслуживают особенности процесса стратегического планирования в ОЭЗ ТВТ. Проведенный анализ дает право заключить, что стратегические (перспективные) результаты деятельности ОЭЗ документально не конкретизированы.

Направления деятельности органов государственного управления в развитии ОЭЗ ТВТ в Российской Федерации представлены в виде структурно-логической схемы (рис. 3).

Деятельность органов государственного управления в развитии ОЭЗ ТВТ в Российской Федерации в общем виде имеет цель упростить нормативно-правовое регулирование, усовершенствовать комплекс льготных условий. Важным недостатком выступает несогласованность стратегий развития РФ на федеральном уровне и стратегий на региональных уровнях. Выявлено, что комплексный подход к оценке общей эффективности ОЭЗ ТВТ так же не доведен до совершенства. Показатели не позволяет определить детальные результаты деятельности ОЭЗ: конкретные инновационные технологии и продукты и на сколько они востребованы как в регионах, так и в РФ в целом. Детализация системы показателей и повышение информативности данных, привлекаемых для оценки деятельности органов государственного управления в развитии технико-внедренческих зон в Российской Федерации, будет способствовать достижению положительного эффекта для создания новых и развития уже существующих ОЭЗ ТВТ в России.

Следовательно, наличие указанных недостатков и ограничений действующей методики оценки эффективности деятельности ОЭЗ, а также ее неприспособленность к особенностям развития технико-внедренческих зон, а также отсутствие в системе критериев показателей, характеризующих результативность управления деятельностью ТВТ, являются основанием для разработки методического подхода, который бы в полной мере давал представление об оценке деятельности органов государственного управления в развитии технико-внедренческих зон в Российской Федерации, а также отражал ее результативность с точки зрения достигнутого процесса в сфере развития механизмов ТВТ и показателей эффективности их функционирования. Детализация системы показателей и повышение информативности данных, привлекаемых для оценки деятельности органов государственного управления в развитии технико-внедренческих зон в Российской Федерации, будет способствовать достижению положительного эффекта для создания новых и развития уже существующих ОЭЗ ТВТ в России.

Список источников

  1. Официальный сайт компании «Консультант Плюс». Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ (последняя редакция) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Статья 4. Типы особых экономических зон. – Текст : электронный. – URL: http:// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54599/?ysclid=l5ba04a061112801036/. (дата обращения: 06.07.2022).
  2. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. О текущей ситуации в российской экономике. Апрель – май 2022 года. – Текст : электронный. – URL: https:// https://www.economy.gov.ru/material/file/e4af45e117a1ae704a2b53257d8cd40c/20220629.pdf/. (дата обращения: 22.07.2022).
  3. Официальный сайт Правительства России. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». (В редакции указов Президента Российской Федерации от 19.07.2018 № 444, от 21.07.2020 № 474). – Текст : электронный. – URL:http://government.ru/docs/all/116490/. (дата обращения: 23.07.2022).
  4. Бизнес-навигатор по особым экономическим зонам России – 2021. Выпуск 5 /М.М. Бухарова, А.Н. Андреев, Р.Ф. Бододько, Д.А. Гуляева, В.И. Зверков, Е.И. Кравченко, М.А. Лабудин, М.К. Мальбахов, А.Р. Новикова, М.С. Серегин, В.А. Суров, А.В. Шпиленко; редакционная коллегия: А.В. Шпиленко (ответственный редактор), В.И.  Зверков, А.Н.  Козловский; Ассоциация кластеров, технопарков и ОЭЗ России.  – Москва: АКИТ РФ, 2021. – С. 21.
  5. Официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации. Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации, 2022, № 2 (291). Преференциальные режимы. – Текст : электронный. – URL: //https://ach.gov.ru/upload/iblock/. (дата обращения: 08.07.2022).
  6. Официальный сайт «Открытый журнал» — медиа об инвестициях и финансах. Насколько эффективны особые экономические зоны. – Текст : электронный. – URL: // https://journal.open-broker.ru/research/naskolko-effektivny-oez/?ysclid=l5idciy8iw264491719/. (дата обращения: 11.07.2022).
  7. Официальный сайт Правительства России. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июля 2021 г. № 1211 «О внесении изменений в критерии создания особой экономической зоны» – Текст : электронный. – URL: // http://government.ru/docs/42792/. (дата обращения: 11.07.2022).
  8. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года. – Текст : электронный. – URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/regionalnoe_razvitie/strategicheskoe_planirovanie_prostranstvennogo_razvitiya/strategiya_prostranstvennogo_razvitiya_rossiyskoy_federacii_na_period_do_2025_goda/?ysclid=l5il0suldh154455291/. (дата обращения: 10.07.2022).
  9. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. Государственная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика» на период до 2030 года. – Текст : электронный. – URL: https://www.economy.gov.ru/material/departments/d19/gosudarstvennaya_programmaekonomicheskoe_razvitie_i_innovacionnaya_ekonomika/?ysclid=l5il5n4ljd184340850/. (дата обращения: 11.07.2022).

References

  1. The official website of Consultant Plus. Federal Law of 22.07.2005 № 116-FZ (latest edition) «On Special Economic Zones in the Russian Federation». Article 4. Types of special economic zones. — Text: electronic. — URL: http :// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54599/?ysclid=l5ba04a061112801036/. (accessed date: 06.07.2022).
  2. Official website of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation. On the current situation in the Russian economy. April — May 2022. — Text: electronic. – URL: https:// https://www.economy.gov.ru/material/file/e4af45e117a1ae704a2b53257d8cd40c/20220629.pdf/. (date of appeal: 22.07.2022).
  3. Official website of the Government of Russia. Decree of the President of the Russian Federation of May 7, 2018 No. 204 «On National Goals and Strategic Objectives of the Development of the Russian Federation for the Period until 2024». (As amended by decrees of the President of the Russian Federation dated 19.07.2018 444, dated 21.07.2020  No. 474). — Text: electronic. – URL:http://government.ru/docs/all/116490/. (date of appeal: 23.07.2022).
  4. Business navigator for special economic zones of Russia — 2021. Issue 5/M.M. Bukharova, A.N. Andreev, R.F. Bododko, D.A. Gulyaeva, V.I. Zverkov, E.I. Kravchenko, M.A. Labudin, M.K. Malbakhov, A.R. Novikova, M.S. Seregin, V.A. Surov, A.V. Shpilenko; editorial board: A.V. Shpilenko (executive editor), V.I. Zverkov, A.N. Kozlovsky; Association of Clusters, Technoparks and SEZs of Russia. — Moscow: AKIT RF, 2021. — 21.
  5. Official website of the Accounts Chamber of the Russian Federation. Bulletin of the Accounts Chamber of the Russian Federation, 2022, No. 2 (291). Preferential regimes. — Text: electronic. – URL: //https://ach.gov.ru/upload/iblock/. (date of appeal: 08.07.2022).
  6. The official website of the Open Journal — media about investments and finance. How effective are special economic zones. — Text: electronic. — URL :// https://journal.open-broker.ru/research/naskolko-effektivny-oez/?ysclid=l5idciy8iw264491719/. (accessed date: 11.07.2022).
  7. Official website of the Government of Russia. Decree of the Government of the Russian Federation of July 15, 2021 No. 1211 «On Amendments to the Criteria for Creating a Special Economic Zone» — Text: electronic. – URL: // http://government.ru/docs/42792/. (date of appeal: 11.07.2022).
  8. Official website of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation. Strategy for Spatial Development of the Russian Federation for the Period until 2025. — Text: electronic. – URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/regionalnoe_razvitie/strategicheskoe_planirovanie_prostranstvennogo_razvitiya/strategiya_prostranstvennogo_razvitiya_rossiyskoy_federacii_na_period_do_2025_goda/?ysclid=l5il0suldh154455291/. (date of appeal: 10.07.2022).
  9. Official website of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation. State program «Economic development and innovative economy» for the period up to 2030. — Text: electronic. – URL: https://www.economy.gov.ru/material/departments/d19/gosudarstvennaya_programmaekonomicheskoe_razvitie_i_innovacionnaya_ekonomika/?ysclid=l5il5n4ljd184340850/. (date of appeal: 07.2022).

Для цитирования: Вергейчик М.А. Оценка деятельности органов государственного управления в развитии особых экономических зон технико-внедренческого типа в Российской Федерации: современный аспект // Московский экономический журнал. 2022. № 7. URL: https://qje.su/otraslevaya-i-regionalnaya-ekonomika/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-7-2022-41/

© Вергейчик М.А, 2022. Московский экономический журнал, 2022, № 7.