Московский экономический журнал 7/2021

image_pdfimage_print

DOI 10.24412/2413-046Х-2021-10394

Вопросы экономической безопасности интеграционных процессов в ЕАЭС

Issues of economic security of integration processes in the EAEU

Искаджян Симон Оганнесович, кандидат экономических наук, доцент кафедра экономических наук, Ереванский филиал РЭУ имени Г.В. Плеханова

Минасян Арус Гамлетовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономические науки», Ереванский филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова

Манукян Раиса Асканазовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономические науки», Ереванский филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова

Мартиросова Татьяна Владимировна, преподаватель кафедры «Экономические науки», Ереванский филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова

Iskadzhian Simon Ogannesovich

Minasian Arus Gamletovna

Manukian Raisa Askanazovna

Martirosova Tatiana Vladimirovna 

Аннотация. В данной статье рассматриваются актуальные вопросы экономической безопасности интеграционных процессов в рамках ЕАЭС. В условиях глобализации и интеграции национальных экономик стран ЕАЭС возникают множество общих угроз экономической безопасности, которые могут эффективно решаться в рамках совместных целей и приоритетов. В работе анализируются основные угрозы экономической безопасности государств ЕАЭС в контексте интеграционных процессов и предлагаются решения в интересах всего стран союза.

Summary. This article examines topical issues of economic security of integration processes within the EAEU. In the context of globalization and integration of the national economies of the EAEU countries, many common threats to economic security arise that can be effectively addressed within the framework of joint goals and priorities. The paper analyzes the main threats to the economic security of the EAEU states in the context of integration processes and makes recommendations.

Ключевые слова: экономическая безопасность, экономика, ЕАЭС, экономические угрозы, экономическая интеграция.

Keywords: economic security, economy, EAEU, economic threats, economic integration.

В сегодняшнем мире глобализации и всеобщих проблем, вопросы экономической безопасности необходимо рассмотреть в контексте интеграции страны. Взаимозависимость и взаимовлияние национальных экономик является как возможной платформой угроз, так и базой формирования единых подходов противостояния разных угроз как эконмического, так и социального, культурного, и, конечно, геополитического характера. Совместная, сбалансированная и целенаправленная стратегическая экономическая политика в рыночных условиях позволяет всем странам эконмических союзов повысит уровень эконмической, а следовательно и национальной безопасности страны.

Страны ЕАЭС стремятся создать необходимые условия для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения; всесторонней модернизации экономик, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики. Начиная с 2015г. по настоящее время все пять стран союза ведут общую экономическую политику в некоторых аспектах, в частности: таможенная политика, трудовая миграция, установление торговых режимов в отношении третьих стран (в некоторых случаях), интеллектуальная собственность, информационно-коммуникационные технологии​, торговля, связь. Страны ЕАЭС по экспертным оценкам существенно повысили уровень экономической безопасности благодаря общим усилиям. Однако множество вопросов интеграционного процесса остаются неясными и в представляют угрозу для экономической безопасности. Эти вопросы сделает рассмотреть на концептуальном основе, исходя из целей формирования данного союза и стратегической деятельности в настоящее время [2].

Как известно, экономическая безопасность  — это состояние экономики, при котором обеспечивается достаточно высокий и устойчивый рост экономических показателей, а также возможность эффективное удовлетворение экономических потребностей населения. Следовательно эконмическая безопасность ЕАЭС необходимо рассмотреть в контексте экономической безопасности всех ее участников, про котором в каждой стране устойчивый рост разных секторов экономики дает возможность постоянного повышения социально-экономических показателей и улучшения качества жизни населения [1]. Вместе с этим, необходимо, подчеркнуть, что  экономическая безопасность ЕАЭС непосредственно коррелирован с уровень интеграции равных сегментов экономик и общими методами внутренней рыночной политики государств. Исходя из сказанного для обеспечения эконмической безопасности союза необходимо рассмотреть уровень интеграции экономик государств в следующих основных направлениях:

  1. Продовольственная;
  2. Энергетическая;
  3. Финансовая;
  4. Интеллектуальная и кадровая;
  5. Политико-правовая;
  6. Экологическая;
  7. Информационная.

Каждый из этих направлений экономической интеграции может содержать возможности и угрозы для экономической безопасности всего союза и , следовательно, необходимо их всестороннее изучение.

Продовольственную безопасность можно считать основой экономической безопасности. Каждое государство стремиться в первую очередь обеспечить физиологические потребности людей, среди которых потребности в продовольствия являются первоочередными. Следовательно для ЕАЭС также важно, чтобы все люди в каждый момент времени имеют физический и экономический доступ к достаточной в количественном отношении безопасной пище, необходимой для ведения активной и здоровой жизни. Население союза в совокупности 8-е в мире, а по паритету покупательной способности имеет средние показатели, поскольку в разных регионах союза(в каждой стране) покупательная способность и уровень эконмического развития в целом сильно отличаются [6].  

Продовольственная я безопасность союза, по экспертным оценкам находится в приделах 75%. Во всех странах уровень продовольственной безопасности представлена на таблице 1.

В условиях рыночной конкуенции возникает множество возможностей обеспечить энергетическую безопасность стран ЕАЭС. Армения, Беларусь и Киргизия не могут обеспечить себя энергоресурсами, и, как можно заметить и таблиц 2, уровень энергетической безопасности составляет лишь 20-30%. Однако, необходимо отметить, что эти государства на 95% импортируют энергоресурсы из России и Казахстана, следовательно на общий уровень безопасности союза внутренние рынка не влияют. В рамках формирования внутренних рынков союза, предполагается формирование также внутреннего рынка энергоресурсов. В  случае формирование внутреннего, общего рынка энергоресурсов по общим правилам функционирования, энергетическая безопасность всех стран существенно укрепиться. Ключевая база прочного экономическая союза составляет самостоятельность государств в энергетическом сфере [5].

Следующим аспектом экономической безопасности является финансовая система. Финансовая система стран ЕАЭС является наиболее независимой друг от друга и одновременно увязимой частью экономической безопасности. Не смотря на попытки формирования общих финансовых рынков и направлений монетарной политики, финансовые структуры государств союза функционируют в соответствие собственным, национальным целям, которые частично противоречат интересам других государств ЕАЭС. Для оценки финансовой безопасности страны, можно пользоваться формулой 1.

FS = F (f1,f2,f3,f4)   (1)

F1 —  запасы золота,

F2 — долг/ВВП,

F3 — процент рефинансирования,

F4 — оборачиваемость валюты 

Каждый из фактор оценивается экспертами по шкале от 0 до 1 баллов. Каждый параметр оценивает состояние финансовой зависимости по определенным направлениям, а в совокупности можно получить общую картину финансовой безопасности. Финансовая безопасность стран ЕАЭС можно рассмотреть на таблице 3.

Главной проблемой кадровой безопасности стран ЕАЭС является  ,,миграция мозгов,, , что в сою очередь является причиной не конкурентной оплаты труда высококвалифицированных сотрудников. Для решения проблем кадровой политики в рамках стран ЕАЭС следует [1]:

  1. Исключить внутренние барьеры перемещения кадров внутри союза,
  2. Формировать единую кадровую базу развития ЕАЭС

Политико-правовая безопасность имеет косвенное, но довольно весомое влияние на эконмическую безопасность любого экономического союза. Политические приоритеты и правовое регулирование экономических взаимоотношений являются основой функционирования союза. В этом контексте политические приоритеты государств ЕАЭС не согласованы, а иногда не соответствуют единым целям союза, создавая серьезные риски экономической безопасности интеграционных процессов. Оценивая политико-правовую безопасность государств в процессе интеграции ЕАЭС можно отметить довольно серьезные угрозы. Так, по экспертным оценкам политико-правовая безопасность России имеет показатель 0.56 или 56%, Армении 0.51 или 51%, Казахстан 0.59 или 59%, Беларусь 042 или 42%, Киргизии 0.48 или 48%. Главной угрозой политико-правовой безопасности всех государств является международная экономическая политика и приоритеты развития. Необходимо разработать ряд мероприятий для повышения уровня политико-правовой безопасности:

  • Международная согласованная экономическая политика,
  • Единые правовые нормы регулирования эконмической политики,
  • Защита общих экономических интересов,
  • Единая правовая база для бизнеса.

Следующим аспектом эконмической безопасности союза считается экологическая  безопасность. Рустующие международные проблемы, связанные с загрязнением воздуха, мирового океана, сокращением водных ресурсов и т,д, создают угрозу для стабильной развитии союза. Экологическая безопасность следует оценить по шкале от 0 до 1 экспертным методом. Экологическая безопасность государств ЕАЭС по нашим оценкам имеет следующие показатели: Россия – 0.83 или 83%, Армения – 0.73 или 73%, Казахстан – 0.75 или 75%, Беларусь – 0.9 или 90%, Киргизия – 0.71 или 71%. Этнологическая безопасность союза находится на довольно высоком уровне, однако отсутствуют общие нормативы экономической безопасности союза, что может создать определенные угрозы.

Последним направлением экономической безопасности интеграционных процессов ЕАЭС можно считать информационная или цифровую безопасность. Информационное пространство создает новые возможности для госсредств, однако существуют ряд угроз, которые необходимо оценить и контролировать. Информационная безопасность также оценивать по шале от 0 до 1 баллов. Средний показатель по всем государствам союза составляет 0.6 баллов, что довольно низкая оценка. Главной проблемой информационной безопасности ЕАЭС является киберпреступность и контроль за ней. Для информационной безопасности ЕАЭС необходимо:

  • Кадровое обеспечения информационной безопасности,
  • Собственная внутренняя сеть интернета,
  • Едина правовая база регулирования цифрового пространства.

Таким образом, интеграционные процессы в эконмическом союзе ЕАЭС имеет множества проблем, которые необходимо оценить, исходя из направлений их формирования. По некоторым направлениям обеспечения экономической безопасности ЕАЭС имеет довольно стабильные показатели, а в некоторых направлениях, особенно в направлении финансового и политико-правового, должны вести более согласованны политику и проявить политическую волю решения проблем исходя из общих интересов во благо всего союза.

Список использованных источников

  1. Арбатов, А.А. Экономическая безопасность России: Общий курс: учебник / В.К. Сенчагов, А.А. Арбатов, А.А. Ведев; Под ред. В.К. Сенчагова. — М.: БИНОМ. ЛЗ, 2018. — 815 c.
  2. Киселева И.А., Искаджян С.О. Сущность и структура экономической безопасности региона. Аудит и финансовый анализ. 2020. № 1. С. 192-196.
  3. Искаджян С.О., Минасян А.Г., Манукян Р.А. Экономическая безопасность региона в условиях глобализации. Московский экономический журнал. 2020. № 4. С. 16.
  4. Kiseleva I.A., Gasparian M.S., Korneev D.G., Iskadzhyan S.O., Zharikova O.A. Managing entrepreneurial risks. International Journal of Recent Technology and Engineering. 2019. Т. 8. № 4. С. 9054-9064.
  5. Kiseleva I.A., Nevrov I.I., Pikalov A.V., Iskajyan S.O., Tramova A.M. Economic safety of the regions:technology, trends, and risks, International Journal of Recent Technology and Engineering. Т. 8. № 3.С., 2019․ PP. 5572-5579
  6. http://www.eurasiancommission.org/ru/Pages/ses.aspx