Московский экономический журнал 4/2023

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 338.49

doi: 10.55186/2413046X_2023_8_4_177

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ САМОДОСТАТОЧНОСТИ ОБЪЕКТОВ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЗАСТРОЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ ЖИЛОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ

TERMINOLOGICAL ASPECTS OF ASSESSING SELF-SUFFICIENCY OF INFRASTRUCTURE FACILITIES IN BUILT-UP AREAS OF RESIDENTIAL URBAN ENVIRONMENT

Дмитриева Наталья Олеговна, старший преподаватель кафедры Проектирования зданий и экспертизы недвижимости; ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» (ФГАОУ ВО «СФУ), е-mail: natali_shi@mail.ru, SPIN: 7893-0051, ORCID: 0009-0001-0259-2746

Саенко Ирина Александровна, доктор экономических наук, профессор кафедры Проектирования зданий и экспертизы недвижимости; ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» (ФГАОУ ВО «СФУ), е-mail: saenko-irina@yandex.ru, SPIN: 4880-3383

Dmitrieva Natalia O., senior lecturer, Department of Building Design and Real Estate Expert Evaluation, Siberian Federal University, е-mail: natali_shi@mail.ru, SPIN: 7893-0051, ORCID: 0009-0001-0259-2746

Saenko Irina A., Dr.Sc. (Economics), professor, Department of Building Design and Real Estate Expert Evaluation, Siberian Federal University, е-mail: saenko-irina@yandex.ru, SPIN: 4880-3383

Аннотация. Проведенный анализ научной литературы показал, что устойчивое развитие территорий   следует рассматривать в контексте развития их самодостаточности и требует в свою очередь уточнения и определения понятий в этой области исследований, что и послужило основой постановки целей исследования.  В работе уточнены понятие инфраструктуры и объекта инфраструктуры, а также показана взаимосвязь между наличием и качеством объектов инфраструктуры и комфортностью жилой недвижимости с учетом ее потребительских характеристик. Как результат исследования было сформулировано понятие самодостаточности объектов инфраструктуры жилой городской среды и обозначены в целом некоторые базовые принципы комплексного подхода, которые должны соблюдаться при развитии самодостаточности объектов инфраструктуры.

Abstract. The analysis of the scientific literature showed that the sustainable development of territories should be considered in the context of the development of their self-sufficiency and, in turn, requires clarification and definition of concepts in this area of research, which served as the basis for setting the research objectives. The paper offers a clearer definition of infrastructure and infrastructure object, and also illustrates the relationship between the availability and quality of infrastructure and the comfort of residential real estate, taking to account its consumer characteristics.  The study resulted in shaping the definition of self-sufficiency of infrastructure facilities of residential urban environment and outlines some basic principles of an integrated approach, which should be observed in the development of self-sufficiency of infrastructure facilities.

Ключевые слова: устойчивое развитие, инфраструктура, самодостаточность, жилая городская среда

Keywords: sustainable development, infrastructure, self-sufficiency, urban environment

Устойчивое развитие территорий, в том числе городов, является на текущий момент жизненной необходимостью в связи со значительным ростом населения Земли в последние полтора века и проживания более половины из них в городах, в том числе и в Российской Федерации.

Создание устойчивых городов и населенных пунктов является одной из семнадцати целей (под номером одиннадцать), которые официально были приняты членами Организации Объединенных Наций (193 государства) в сентябре 2015 года в новой программе в области устойчивого развития, озаглавленной «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года», в ходе состоявшейся на высшем уровне встречи в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке.

Повестка дня формируют основу устойчивого развития на период до 2030 года, и представляют собой общий план обеспечения мира и процветания для людей и планеты в настоящее время и в будущем [1]. Одиннадцатая цель полностью сформулирована как: Обеспечение открытости, безопасности, жизнестойкости и экологической устойчивости городов и населенных пунктов.

Профильная программа по развитию населенных пунктов ООН-Хабитат определяет четыре основных направления преобразований: социальная, экономическая, экологическая и пространственная устойчивость. Последнее направление как концепция предполагает, что пространственные условия города, т.е. его физическая форма, являющаяся результатом преднамеренного планирования и развития, имеет базовое значение для социального, экономического и экологического благополучия города [2, 3]. Улучшение городской среды и повышение ее устойчивости в кризисных ситуациях также объявлено одной из целей Стратегического плана на 2020-2023 годы [4].

Среди основных принципов устойчивого развития городов особое значение приобретают такие направления как:

  • сокращение доли монофункциональных кварталов и переориентация на многофункциональность зданий и территорий;
  • повышение доли недвижимости в застройке городских кварталов, приносящей доход (объекты торговли, общественного питания, офисов);
  • разнообразие типов жилой недвижимости по уровню доступности для различных групп населения и предотвращения их сегрегации;
  • реализация концепции компактной городской среды, а также интенсивное использование земельных ресурсов.

Таким образом, основным трендом современного развития города является компактность и/или плотность застройки при ее многофункциональном разнообразии. При этом городская среда для жителей должна быть комфортной.

Создание комфортной городской среды направлено на повышение качества жизни населения. Этот процесс является неотъемлемой частью градостроительной и жилищной политики. Однако современные города в своем развитии сталкиваются с многими проблемами, одной из которых является высокий уровень маятниковой миграции жителей. Маятниковая миграция населения характерна для городов любых размеров, но наиболее высокий её уровень, и, соответственно, наиболее существенные проблемы, связанные с ней свойственны именно для крупных и крупнейших городов и их агломераций.

Отметим, что проблема маятниковой миграции связана не только с необходимостью перемещения людей из одного населенного пункта в другой или из пригорода в город, или из одного района города в другой на работу или учебу. Если город развивается по принципу моноцентричности, то образуется некий центр, как правило исторический, где сконцентрирована большая часть коммерческой, общественно-деловой, культурной, социальной и рекреационной инфраструктуры, а периферийным территориям остаются только жилые спальные районы с минимальным набором сервисов и услуг. Таким районам зачастую нечего предложить своим жителям для удовлетворения имеющихся запросов к качеству повседневной жизни.

Решению этой проблемы может поспособствовать развитие самодостаточности объектов инфраструктуры застроенных территорий жилой городской среды.

Однако, как показало исследование, в настоящее время существует неопределенность в толковании термина «самодостаточность» для объектов городской инфраструктуры и, как следствие, возникает необходимость уточнить и сформировать развернутое определение понятия самодостаточности объектов инфраструктуры застроенных территорий жилой городской среды. Также авторы считают важным сформулировать некоторые базовые принципы, которые должны соблюдаться при развитии самодостаточности объектов инфраструктуры на определенной жилой территории. Эти два постулата и предопределили цель проведенного исследования, методологической основой которого стал контент-анализ источников в соответствии с поставленной целью.

Объекты инфраструктуры города являются частью городской среды. Изучением городской среды, ее оценки и современными особенностями развития занимаются многие российские и зарубежные ученые. Исследование понятия городская среда проведено в работе Хиревича С.А. [5], даны ее определения в различных предметных областях, сформулированы основные требования к ней и обозначены основные элементы, одним из которых является инфраструктурное обеспечение жизнедеятельности территории.

В общем смысле понятие «инфраструктуры» дается во многих словарях и справочниках. Анализ имеющихся на сегодняшний момент понятий и определений «инфраструктуры» требует отдельного исследования с целью его формирования применительно к инфраструктуре застроенных территорий жилой городской среды, с раскрытием его сути и отличительных особенностей.

На основании информации, представленной в словарях, по мнению авторов, можно сформулировать в широком смысле следующее понятие инфраструктуры (от лат. infra – «ниже», «под» и structura – «строение», «расположение») – это совокупность отраслей, предприятий и организаций, входящих в эти отрасли, видов и сфер их деятельности, призванных обеспечивать и создавать условия для нормального функционирования производственных процессов и обращения товаров, а также условий жизнедеятельности людей и общества.

В работах [6, 7] авторы выделяют следующие виды базовых инфраструктурных блоков с подробным раскрытием по элементам при формировании урбанизированной территории:

  • социальная инфраструктура;
  • инженерная инфраструктура;
  • общественно-деловая инфраструктура;
  • инфраструктура экономической деятельности;
  • жилищная инфраструктура;
  • транспортная инфраструктура.

Следует отметить, что в работе [7] рассматривается урбанизированная территория и город в целом, без уточнения распределения структурных элементов инфраструктурных блоков по этой территории, а также не затрагиваются вопросы по учёту некоторых других структурных элементов, например, объектов благоустройства и рекреации в городской среде, более полного учета объектов туристической инфраструктуры и социальных объектов (дома-интернаты для престарелых, инвалидов и т.д.) и др. Остаются открытыми вопросы формирования и развития инфраструктуры на застроенных территориях жилой городской среды.

Для функционирования инфраструктуры как таковой необходима основа в виде объектов инфраструктуры. Под объектами инфраструктуры следует понимать здания, строения, сооружения, линейные объекты, объекты благоустройства, в том числе неотделимые улучшения земельного участка, а также некапитальные строения и сооружения созданные (воссозданные, обновленные, сохраненные) в результате градостроительной, в том числе архитектурной и строительной, деятельности и предназначенные для функционирования инфраструктуры  предприятий и организаций, видов и сфер их деятельности, призванных обеспечивать и создавать условия для нормального функционирования производственных процессов и обращения товаров, а также условий жизнедеятельности людей и общества.

Изучая само понятие «самодостаточности», можно отметить, что оно чаще всего применяется для характеристики наличия у территорий (муниципальных образований) каких-либо ресурсов для самостоятельного развития и обеспечения устойчивости выполняемых функций муниципального развития [8]. В работе [9] самодостаточность поселений раскрывается через понятие «самодостаточное развитие» с выделением пяти параметров самодостаточного города. Но в данных работах не раскрывается развернуто суть определения «самодостаточности».

Андрюхин А.Ю. наиболее полно исследует и раскрывает понятие финансово-экономической самодостаточности муниципальных образований [10, с.91], которую определяет как степень обеспеченности местных бюджетов собственными доходными источниками, необходимую для решения вопросов местного значения на уровне, адекватном современным требованиям к качеству жизни с учетом законодательной и социально-экономической ситуации.

Проанализировав имеющиеся наработки по данному вопросу, с целью дальнейшего выполнения исследования возникла необходимость в формулировке и раскрытии сути понятия «самодостаточности объектов инфраструктуры жилой городской среды»

Если обратиться к трактовке понятия «самодостаточности» в различных словарях, то смысл всего слова привязывается исходя из трактовки первой половины «само», как первой части сложных слов.  «Само…» обозначает: 1) направленность действия, указанного во второй части слова, на субъекта этого действия; себя, сам; 2) самостоятельное, без посторонней помощи совершающееся действие; самостоятельно; 3) совершения чего-нибудь автоматически, непроизвольно или само по себе. «Достаточный» обозначает удовлетворяющий потребностям, необходимым условиям, имеющийся в нужном количестве, которого хватает или которое требуется.

Определения слова «самодостаточность» встречаются следующие: 1) возникновение естественным образом и возможность дальнейшего существования без воздействия извне; 2) свойство стабильного и длительного (на исторически значимом отрезке времени) или нестабильного и кратковременного существования активной системы при неизменном состоянии внешнего пространства или иного, например, в человеческом сознании, окружения [11]; 3) способность существовать самому по себе [12].

Синонимами данного слова называются саморазвитие, самообеспеченность, самостоятельность и многими авторами используются как аналог слова самодостаточность или для раскрытия его значения, что показано в работе [10]. Антонимами называются слова зависимость, несамостоятельность.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что в слове «самодостаточность» отражается по сути следующее: соответствующий необходимым условиям и/или наличие чего-то (обладающий чем-то) в нужном количестве для удовлетворения каких-либо потребностей за счет себя самого, своих ресурсов.

Для разработки определения самодостаточности объектов инфраструктуры застроенных территорий жилой городской среды необходимо определить для удовлетворения каких и/или чьих потребностей, т.е. для кого и чего необходимо наличие объектов инфраструктуры.

Ответственными за формирование городской среды с распределением видов ответственности в работе [6] называются следующие основные участники: государственные органы власти (федеральные, региональные, муниципальные), бизнес сообщества (малый, средний, крупный бизнес), ресурсоснабжающие организации и жители города (в том числе в лице общественных объединений и управляющих компаний).

В работе [13] авторы выделяют следующих основных участников комплексного развития территории: государственные органы власти, девелопер, инвестор, собственники земельных участков, потребитель.

По нашему мнению, рассматриваемых участников также необходимо разделять в зависимости от их участия на различных стадиях жизненного цикла объектов инфраструктуры. В конечном счете основными заинтересованными сторонами в развитии и использовании инфраструктуры конкретной застроенной территории жилой городской среды на этапе эксплуатации являются ее жители (в том числе временно проживающие), собственники земельных участков и объектов недвижимости, участники бизнес-сообщества, осуществляющих свою деятельность на данной территории, ресурсоснабжающие предприятия и организации и государственные органы власти. Основные участники могут привлекать других участников, в том числе для создания (воссоздания, обновления, сохранения) объектов инфраструктуры, например, девелоперов, заказчиков, новых инвесторов, подрядчиков, страховщиков и другие предприятия и организации, которые могут повлиять на развитие объекта. В отдельную категорию пользователей можно отнести гостей, находящихся на территории временно с проживанием или без проживания, в том числе посещающих её в туристических целях.

Таким образом наличие и качество объектов инфраструктуры является одним из факторов, влияющих на удовлетворение потребности в качественной и комфортной среде города, в том числе среде жизнедеятельности людей и общества.

Комфортность жилья как среды проживания для удовлетворения жилищной потребности людей отражена в исследованиях [14, 15]. Развитость инфраструктуры района, его транспортная доступность определяются в работах как факторы, влияющие на комфортность жилой недвижимости с учетом потребительских характеристик. Тем не менее в работах не раскрывается суть понятия «развитая инфраструктура». Соответственно возникает объективная необходимость в оценке «развитости» инфраструктуры района.

Одним из инструментов такой оценки может выступать количественная и/или качественная оценка уровня самодостаточности объектов инфраструктуры жилой городской среды, в том числе застроенных территорий. Исходя из всего вышесказанного можно предложить определение понятия «самодостаточности объектов инфраструктуры жилой городской среды».

Самодостаточность объектов инфраструктуры жилой городской средыэто наличие такого количества и качества объектов инфраструктуры, которые соответствуют предъявляемым к ним требованиям, и способны за счет собственных ресурсов обеспечить достаточное удовлетворение возникающих потребностей в качественной и комфортной жилой городской среде, в том числе среде жизнедеятельности людей и общества, проживающего и/или находящихся в ее границах с другой целью.

Уровень самодостаточности объектов инфраструктуры жилой городской среды является фактором, который определяет степень удовлетворения жилищной потребности населения и уровень доходов бизнеса, проживающего и функционирующего на рассматриваемой территории. Можно предположить, что данная зависимость будет прямо пропорциональной, т.е. чем выше уровень самодостаточности объектов инфраструктуры, тем выше степень удовлетворения жилищной потребности населения и уровень доходов бизнеса.

Стоит отметить, что наличие и качество инфраструктуры оказывает большое влияние на развитие любой территории в целом [16], в том числе и на застроенных территориях жилой городской среды. Развитая и отвечающая современным требованиям и потребностям инфраструктура таких территорий становится важным конкурентным преимуществом и фактором привлечения инвестиций, создавая основу для дальнейшего экономического развития субъектов рынка, а также повышает качество и уровень жизни людей и общества в целом, в том числе улучшает городскую среду и комфортность среды проживания и жизнедеятельности людей и общества.

Самодостаточность объектов инфраструктуры является основой для развития коммерческих, образовательных, социальных, культурных и других институтов и сфер деятельности, удовлетворяющих потребности населения.

К оценке самодостаточности объектов инфраструктуры необходимо подходить комплексно и поэтому возникает необходимость сформулировать базовые принципы, которые должны соблюдаться при развитии самодостаточности объектов инфраструктуры на определенной территории. К ним следует отнести:

  1. Оценка самодостаточности объектов инфраструктуры должна определяться существующими на текущий момент потребностями пользователей, в том числе населения, проживающего к границах рассматриваемой территории. В зависимости от изменений текущей ситуации и прогноза будущего уровня потребительских предпочтений должен трансформироваться и порядок оценки уровня самодостаточности объектов инфраструктуры в части учета изменений сущности, состава и структуры критериев его определяющих. Если сформулировать кратко, то механизм оценки уровня самодостаточности, при необходимости, должен гибко реагировать на изменение потребностей.
  2. Самодостаточность как таковая оправдана лишь в том случае, когда она обеспечивает выполнение предъявляемых требований к объектам инфраструктуры и не допускает создания благополучия отдельного района (зоны, территории) за счёт интересов остальных.
  3. При развитии самодостаточности объектов инфраструктуры должна обеспечиваться соизмеримость в удовлетворении возникающих потребностей населения с ресурсами и возможностями как района (зоны, территории) в отдельности, так и города в целом, т.е. необходимо учитывать существующие реальные возможности и ограничения.
  4. При развитии самодостаточности объектов инфраструктуры должен соблюдаться баланс интересов всех заинтересованных лиц и непосредственных участников. Причем, следует помнить, что зачастую эти интересы могут быть прямо противоположными.

Данный перечень базовых принципов не является исчерпывающим и может быть дополнен.

Самодостаточность объектов инфраструктуры застроенных территорий жилой городской среды, которая может быть выражена в виде некоего количественного показателя, по сути будет наглядно демонстрировать степень (уровень) обеспеченности территории собственными объектами инфраструктуры для удовлетворения возникающих потребностей людей и общества, проживающего и осуществляющего свою деятельность в ее границах на текущий момент времени, а также степень соответствия объектов инфраструктуры общественно-необходимым условиям существования и развития населения в жилой городской среде. Такой показатель самодостаточности инфраструктуры может быть использован как один из показателей, характеризующих качество городской среды на отдельной территории.

Распределение количественного значения показателя самодостаточности между различными уровнями требует дополнительного исследования и обосновывающих расчетов.

Основными отличительными особенностями при оценке уровня самодостаточности объектов инфраструктуры на застроенных территориях жилой городской среды от территорий свободных от застройки являются:

— необходимость учитывать наличие и текущее состояние таких объектов;

— большее количество заинтересованных лиц и непосредственных участников при развитии объектов инфраструктуры, баланс интересов которых необходимо соблюдать.

В заключении отметим, что существующая на сегодняшний момент объективная реальность, когда спальные районы городов перестают быть спальными, наполняются новыми функциями и, соответственно, новыми объектами для реализации этих функций, возникает необходимость в создании научно-обоснованного инструментария для принятия решений о дальнейшем развитии различных территорий городов, одним из элементов которого  может выступать оценка уровня самодостаточности объектов инфраструктуры застроенных территорий жилой городской среды.

Список источников

  1. Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N15/291/92/PDF/N1529192.pdf?OpenElement (дата обращения: 03.04.2023)
  2. Новая программа развития городов [Электронный ресурс]. – Режим доступа:URL:https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N16/466/59/PDF/N1646659.pdf?OpenElement (дата обращения: 03.04.2023)
  3. Программа ООН по населенным пунктам в Российской Федерации (ООН-Хабитат) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://unhabitat.ru/ (дата обращения: 03.04.2023)
  4. The Strategic Plan 2020-2023 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:https://unhabitat.org/about-us/our-strategy (дата обращения: 03.04.2023)
  5. Хиревич, С. А. Качество городской среды как фактор роста капитализации недвижимости : специальность 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности, в т.ч.: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда; экономика народонаселения и демография; экономика природопользования; экономика предпринимательства; маркетинг; менеджмент; ценообразование; экономическая безопасность; стандартизация и управление качеством продукции; землеустройство; рекреация и туризм)» : диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Хиревич Сергей Анатольевич. – Иркутск, 2017. – 246 с. – EDN XOFTPF.
  6. Яськова, Н. Ю. Комплексный подход к формированию качественной городской среды / Н. Ю. Яськова, В. И. Сарченко, С. А. Хиревич // Недвижимость: экономика, управление. – 2020. – № 2. – С. 12-21. – DOI 10.22227/2073-8412.2020.2.12-21. – EDN HDYWVW.
  7. Sarchenko, V. I. The cost modeling of urbanized areas / V. I. Sarchenko, S. A. Khirevich, M. V. Sarchenko // Real Estate: Economics, Management. – 2021. – No. 4. – P. 42-48. – EDN UDFYPD.
  8. Дмитриева, Т. Е. Концепция самодостаточного города в Арктике(пример г. Воркута) / Т. Е. Дмитриева, О. В. Бурый // Региональные исследования. – 2017. – № 2(56). – С. 33-43. – EDN ZDRFAT.
  9. Бурый, О. В. Теоретические и практические вопросы создания самодостаточных арктических поселений / О. В. Бурый, Т. Е. Дмитриева // Известия Коми научного центра УрО РАН. – 2015. – № 3(23). – С. 141-148. – EDN UMEHPV.
  10. Андрюхин, А. Ю. Терминологические и классификационные аспекты проблемы саморазвития и самодостаточности муниципальных образований / А. Ю. Андрюхин // . – 2013. – № 62. – С. 89-93. – EDN RVFTTX.
  11. Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идеоматических выражений [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://ecological_problems.academic.ru/457/%D0%A1%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C (дата обращения: 03.04.2023)
  12. Философский словарь Спонвиля [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://philosophy.niv.ru/doc/dictionary/sponville/fc/slovar-209-1.htm#zag-2090 (дата обращения: 03.04.2023)
  13. Филиппов, А. Г. Анализ интересов основных участников при комплексном развитии городских территорий / А. Г. Филиппов, С. А. Хиревич // Актуальные вопросы строительства: взгляд в будущее: Сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 40-летию создания Инженерно-строительного института, Красноярск, 19–21 октября 2022 года. – Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2022. – С. 193-196. – EDN EVCGUL.
  14. Саенко, И. А. Развитие теории и методологии управления качеством жилищного строительства и повышения степени комфортности проектов комплексной застройки территорий : специальность 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности, в т.ч.: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда; экономика народонаселения и демография; экономика природопользования; экономика предпринимательства; маркетинг; менеджмент; ценообразование; экономическая безопасность; стандартизация и управление качеством продукции; землеустройство; рекреация и туризм)» : диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук / И. А. Саенко. – Иркутск, 2019. – 275 с. – EDN IVGHHG.
  15. Саенко, И. А. Управление сферой жилищного строительства для повышения комфортности проживания населения при формировании проектов комплексного развития территорий / И. А. Саенко, С. А. Астафьев ; Сибирский федеральный университет, Инженерно-строительный институт. – Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2020. – 160 с. – ISBN 978-5-7638-4253-1. – EDN SWFFBW.
  16. Шеховцов, Р. В. Роль инфраструктуры в социально-экономическом развитии региона / Р. В. Шеховцов, О. С. Авакян // Финансовые исследования. – 2017. – № 2(55). – С. 168-173. – EDN ZFALVH.

References

  1. Preobrazovanie nashego mira: Povestka dnya v oblasti ustojchivogo razvitiya na period do 2030 goda [E`lektronny`j resurs]. – Rezhim dostupa: URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N15/291/92/PDF/N1529192.pdf?OpenElement (data obrashheniya: 03.04.2023)
  2. Novaya programma razvitiya gorodov [E`lektronny`j resurs]. – Rezhim dostupa: URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N16/466/59/PDF/N1646659.pdf?OpenElement (data obrashheniya: 03.04.2023)
  3. Programma OON po naselenny`m punktam v Rossijskoj Federacii (OON-Xabitat) [E`lektronny`j resurs]. – Rezhim dostupa: URL: http://unhabitat.ru/ (data obrashheniya: 03.04.2023)
  4. The Strategic Plan 2020-2023 [E`lektronny`j resurs]. – Rezhim dostupa: URL: https://unhabitat.org/about-us/our-strategy (data obrashheniya: 03.04.2023)
  5. Xirevich, S. A. Kachestvo gorodskoj sredy` kak faktor rosta kapitalizacii nedvizhimosti : special`nost` 08.00.05 «E`konomika i upravlenie narodny`m xozyajstvom (po otraslyam i sferam deyatel`nosti, v t.ch.: e`konomika, organizaciya i upravlenie predpriyatiyami, otraslyami, kompleksami; upravlenie innovaciyami; regional`naya e`konomika; logistika; e`konomika truda; e`konomika narodonaseleniya i demografiya; e`konomika prirodopol`zovaniya; e`konomika predprinimatel`stva; marketing; menedzhment; cenoobrazovanie; e`konomicheskaya bezopasnost`; standartizaciya i upravlenie kachestvom produkcii; zemleustrojstvo; rekreaciya i turizm)» : dissertaciya na soiskanie uchenoj stepeni kandidata e`konomicheskix nauk / Xirevich Sergej Anatol`evich. – Irkutsk, 2017. – 246 s. – EDN XOFTPF.
  6. Yas`kova, N. Yu. Kompleksny`j podxod k formirovaniyu kachestvennoj gorodskoj sredy` / N. Yu. Yas`kova, V. I. Sarchenko, S. A. Xirevich // Nedvizhimost`: e`konomika, upravlenie. – 2020. – № 2. – S. 12-21. – DOI 10.22227/2073-8412.2020.2.12-21. – EDN HDYWVW.
  7. Sarchenko, V. I. The cost modeling of urbanized areas / V. I. Sarchenko, S. A. Khirevich, M. V. Sarchenko // Real Estate: Economics, Management. – 2021. – No. 4. – P. 42-48. – EDN UDFYPD.
  8. Dmitrieva, T. E. Koncepciya samodostatochnogo goroda v Arktike(primer g. Vorkuta) / T. E. Dmitrieva, O. V. Bury`j // Regional`ny`e issledovaniya. – 2017. – № 2(56). – S. 33-43. – EDN ZDRFAT.
  9. Bury`j, O. V. Teoreticheskie i prakticheskie voprosy` sozdaniya samodostatochny`x arkticheskix poselenij / O. V. Bury`j, T. E. Dmitrieva // Izvestiya Komi nauchnogo centra UrO RAN. – 2015. – № 3(23). – S. 141-148. – EDN UMEHPV.
  10. Andryuxin, A. Yu. Terminologicheskie i klassifikacionny`e aspekty` problemy` samorazvitiya i samodostatochnosti municipal`ny`x obrazovanij / A. Yu. Andryuxin // . – 2013. – № 62. – S. 89-93. – EDN RVFTTX.
  11. Teoreticheskie aspekty` i osnovy` e`kologicheskoj problemy`: tolkovatel` slov i ideomaticheskix vy`razhenij [E`lektronny`j resurs]. – Rezhim dostupa: URL: https://ecological_problems.academic.ru/457/%D0%A1%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C (data obrashheniya: 03.04.2023)
  12. Filosofskij slovar` Sponvilya [E`lektronny`j resurs]. – Rezhim dostupa: URL: http://philosophy.niv.ru/doc/dictionary/sponville/fc/slovar-209-1.htm#zag-2090 (data obrashheniya: 03.04.2023)
  13. Filippov, A. G. Analiz interesov osnovny`x uchastnikov pri kompleksnom razvitii gorodskix territorij / A. G. Filippov, S. A. Xirevich // Aktual`ny`e voprosy` stroitel`stva: vzglyad v budushhee: Sbornik nauchny`x statej po materialam Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyashhennoj 40-letiyu sozdaniya Inzhenerno-stroitel`nogo instituta, Krasnoyarsk, 19–21 oktyabrya 2022 goda. – Krasnoyarsk: Sibirskij federal`ny`j universitet, 2022. – S. 193-196. – EDN EVCGUL.
  14. Saenko, I. A. Razvitie teorii i metodologii upravleniya kachestvom zhilishhnogo stroitel`stva i povy`sheniya stepeni komfortnosti proektov kompleksnoj zastrojki territorij : special`nost` 08.00.05 «E`konomika i upravlenie narodny`m xozyajstvom (po otraslyam i sferam deyatel`nosti, v t.ch.: e`konomika, organizaciya i upravlenie predpriyatiyami, otraslyami, kompleksami; upravlenie innovaciyami; regional`naya e`konomika; logistika; e`konomika truda; e`konomika narodonaseleniya i demografiya; e`konomika prirodopol`zovaniya; e`konomika predprinimatel`stva; marketing; menedzhment; cenoobrazovanie; e`konomicheskaya bezopasnost`; standartizaciya i upravlenie kachestvom produkcii; zemleustrojstvo; rekreaciya i turizm)» : dissertaciya na soiskanie uchenoj stepeni doktora e`konomicheskix nauk / I. A. Saenko. – Irkutsk, 2019. – 275 s. – EDN IVGHHG.
  15. Saenko, I. A. Upravlenie sferoj zhilishhnogo stroitel`stva dlya povy`sheniya komfortnosti prozhivaniya naseleniya pri formirovanii proektov kompleksnogo razvitiya territorij / I. A. Saenko, S. A. Astaf`ev ; Sibirskij federal`ny`j universitet, Inzhenerno-stroitel`ny`j institut. – Krasnoyarsk : Sibirskij federal`ny`j universitet, 2020. – 160 s. – ISBN 978-5-7638-4253-1. – EDN SWFFBW.
  16. Shexovczov, R. V. Rol` infrastruktury` v social`no-e`konomicheskom razvitii regiona / R. V. Shexovczov, O. S. Avakyan // Finansovy`e issledovaniya. – 2017. – № 2(55). – S. 168-173. – EDN ZFALVH.

Для цитирования: Дмитриева Н.О., Саенко И.А. Терминологические аспекты оценки самодостаточности объектов инфраструктуры застроенных территорий жилой городской среды // Московский экономический журнал. 2023. № 4. URL: https://qje.su/otraslevaya-i-regionalnaya-ekonomika/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-4-2023-35/

© Дмитриева Н.О., Саенко И.А., 2023. Московский экономический журнал, 2023, № 4.