Московский экономический журнал 4/2023

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 339.924

doi: 10.55186/2413046X_2023_8_4_154

ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОГО РЫНКА ТОВАРОВ В СИБИРСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ КАК ФАКТОР РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

FORMATION OF A SINGLE MARKET OF GOODS IN THE SIBERIAN FEDERAL DISTRICT AS A FACTOR OF REGIONAL DEVELOPMENT

Балабанов Владислав Константинович, аспирант, 2 курс, экономический факультет, Алтайский государственный университет, г. Барнаул, E-mail: konst-22@mail.ru

Balabanov Vladislav Konstantinovich, Postgraduate student, 2nd year, Faculty of Economics, Altai State University, Barnaul, E-mail: konst-22@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается актуальная проблема интеграции товарных рынков на примере Сибирского федерального округа. Единое экономическое пространство на территории Российской Федерации предполагает межрегиональную интеграцию административных округов. В Сибирском федеральном округе существует большой потенциал формирования единого товарного рынка, однако для его развития необходимо решение ряда проблем инфраструктурного, логистического и административно-управленческого характера.

Цель исследования заключается в обзоре потенциала Сибирского федерального округа в сфере формирования единого товарного рынка.

Методология исследования основана на системном подходе и включает в себя методы общенаучной группы (анализ, синтез, дедукция, индукция); а также ряд специальных методов: контент-анализ научной литературы по теме исследования, методы статистического и сопоставительного анализа.

По итогу проведенного исследования автор пришел к следующим выводам: для развития товарного рынка региона необходимо развивать инфраструктуру, применять согласованные меры по ценовой политике, а также устранить барьеры административно-управленческого характера.

Abstract. The article deals with the actual problem of integration of commodity markets on the example of the Siberian Federal District. The single economic space on the territory of the Russian Federation implies inter-regional integration of administrative districts. In the Siberian Federal District, there is a great potential for the formation of a single commodity market, but for its development it is necessary to solve a number of problems of an infrastructural, logistical, administrative and managerial nature.

The purpose of the study is to review the potential of the Siberian Federal District in the field of formation of a single commodity market.

The research methodology is based on a systematic approach and includes the methods of the general scientific group (analysis, synthesis, deduction, induction); as well as a number of special methods: content analysis of scientific literature on the research topic, methods of statistical and comparative analysis.

Based on the results of the study, the author came to the following conclusions: for the development of the commodity market in the region, it is necessary to develop infrastructure, apply coordinated measures on pricing policy, and also remove administrative and managerial barriers.

Ключевые слова: государственная экономическая политика, единое экономическое пространство, региональная интеграция, товарный рынок, Сибирский федеральный округ

Key words: state economic policy, common economic space, regional integration, commodity market, Siberian Federal District

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в современных условиях развития российской экономики возрастает необходимость внутрирегиональной интеграции, которая способствует формированию единого товарного рынка в каждом из субъектов Российской Федерации. Параметры такого развития обозначены в концептуальных документах – в «Стратегии пространственного развития Российской Федерации до 2025 года» и в «Стратегии экономической безопасности РФ на период до 2030». Единый товарный рынок предполагается формировать в рамках политики импортозамещения и стимулирования внутреннего производства.

Зарубежные исследования представлены в основном эмпирическими работами, ценность которых для изучения темы заключается в критическом анализе опыта развитых и развивающихся стран в сфере кластерной интеграции национальных товарных рынков. Для региональной специфики исследователи предлагают учитывать три основных фактора: сопоставимый уровень развития административных единиц региона, в том числе по уровню жизни населения и платежеспособного спроса; сопоставимый уровень развития транспортной инфраструктуры и основные логистические стратегии товаропроизводителей; а также уровень производственных связей между административными единицами региона. В частности, в своей работе британский экономист Дж. Шоу указывает также на необходимость формирования единой ценовой политики, согласованной между субъектами региона [17, c. 227].

Историография темы на сегодняшний день очень обширна. Общетеоретические и методологические аспекты исследования интеграции экономического пространства

Исследователи указывают на принципиальные различия географических условий, исторические и современные экономические, социальные и культурные особенности различных территорий, которые свидетельствуют о значительной неоднородности, неравномерности и нелинейности пространственно-временного развития административно-территориальных образований Сибири. По мнению, более глубокое понимание влияния локальных внутренних и глобальных внешних условий на формирование внутрирегионального рынка требует также учета факторов внешней среды в этих процессах. Исследование анализирует не только экономические и инвестиционные процессы, но и ресурсные циклы в административных единицах Сибирского федерального округа.

С методологической точки зрения, в современном научном дискурсе отражены возможности теоретико-математических подходов, моделей и качественных сравнительно-географических методов для изучения неоднородности и нелинейности развития административных образований Сибирского федерального округа. Исследователи выявляют застойные и активные состояния социально-экономических систем, их стереотипные и инновационные модели поведения, различные циклические и флуктуационные процессы и дают им географическое и историческое определение. Фундаментальным фактором формирования неоднородности и нелинейного развития является деятельность, которая демонстрируется на примере различных природно-хозяйственных комплексов и дифференциации режимов территориального управления в Сибири.

В контексте исследуемой темы особое значение имеет работа К.С. Глущенко , в которой автор предлагает оригинальную методику матричного анализа уровня интеграции регионов Сибирского федерального округа.

Тем не менее, несмотря на обширную историографию темы, необходимо больше исследований, посвященных потенциалу создания единого товарного рынка между административно-территориальными образованиями, в том числе и Сибирского федерального округа.

Потенциал и проблемы формирования единого рынка товаров в Сибирском федеральном округе

Сибирский федеральный округ важен для страны как обширная территориальная база, глобальный экологический ресурс, природно-ресурсный потенциал со значительными запасами нефти и газа, пространство для геополитических маневров, а также как экономико-транспортный коридор [11, c. 3].

Сравнение доли Сибирского федерального округа в объеме населения и валовом региональном продукте (далее – ВРП) показывает, что регион, в котором проживает 19,9 % населения России, производит 24,9 % ВРП России. Однако такая ситуация обусловлена сверхвысокой (9,1 % от ВРП страны) долей Красноярского края  по ценам на нефть и газ по сравнению с другими видами экономической деятельности.

Очевидно, что темпы и характер экономического развития страны во многом зависят от темпов и развития Сибирского федерального округа. На протяжении почти всего ХХ столетия это утверждение было справедливым, поскольку регион развивался ускоренными темпами, а это, в свою очередь, во многом определило темпы национального социально-экономического развития. В начале XXI века Сибирский федеральный округ начал терять темпы развития, приблизившись к позициям экономических аутсайдеров страны.

Более того, в 2020 году Сибирские регионы заняли одно из ведущих мест по убыли населения, а Омская область, Алтайский край, Кузбасс (Кемеровская область) лидировали в этом процессе.

На фоне санкционной политики регион также столкнулся с проблемой отсутствия единого товарного рынка, ростом цен по разным товарным группам в разных административных субъектах [3, c. 90]. Дисбаланс по товарным группам в сибирских административных единицах свидетельствует об отсутствии применения принципа единой цены.

Согласно отчету Росстата за 2022 год, цены на одну и ту же товарную группу, например, на промышленные товары составляют от 2 до 5 % между рядом различным административным единицам.  Данный факт позволяет заключить, что между областями и краями Сибирского федерального округа нет согласованной политики в сфере ценообразования.

В рамках политики интеграции товарных рынков необходимо также понимать общую динамику производства по отраслевым группам товаров. Согласно отчету Росстата за 2022 году, по показателю ВРП отмечалась позитивная динамика (рисунок 1).

Результаты, представленные на рисунке 1, доказывают, что разные территории находятся на разных стадиях экономического развития по своим типам, таким как ресурсная экономика, инвестиционная экономика и инновационная экономика. Определены несколько тенденций экономического поведения региональной экономики по типам. В основном это сырьевые (ресурсные) экономические модели, связанные с определенным стереотипным способом ведения экономической деятельности. Однако для создания единого товарного рынка в Сибирском федеральном округе достаточно технических, технологических, инфраструктурных и других условий для успешного внедрения инноваций.

Таким образом, можно говорить о том, что в регионе существует большой потенциал для создания интегрированного экономического пространства на основе принципов единого товарного рынка.

В научной литературе региональный товарный рынок рассматривается как «система, элементами которой являются ее пространственные сегменты, рынки административных единиц, входящих в регион» [7, c. 342]. При этом рынки административных единиц считаются интегрированными, если нет препятствий для торговли между ними [13, c. 4].

Единый внутрирегиональный рынок, как считают некоторые исследователи, может быть сформирован на основе «закона единой цены» [13, c.5]. Закон (принцип) единой цены — это экономическая концепция, которая гласит, что цена идентичного актива или товара будет иметь одинаковую цену во всем экономическом пространстве, независимо от местоположения, когда учитываются определенные факторы [17, c. 228]. Принцип «единой цены» предполагает создание товарного рынка «без трения», когда нет транзакционных и транспортных издержек или юридических ограничений, а также нет манипуляций с ценами со стороны покупателей или продавцов [13, c. 16]. В теории, принцип «единой цены» может быть осуществлен потому, что различия между ценами активов в разных местах в конечном итоге будут устранены из-за возможности арбитража: продавец будет покупать актив на рынке, на котором он доступен по более низкой цене, а затем продавать его на рынке, где он доступен по более высокой цене. Со временем силы рыночного равновесия должны выровнять цены актива [13, c. 17]. При этом оценка потребительской корзины также должны быть унифицирована для каждого административного образования в регионе.

На практике паритет покупательной способности трудно достичь из-за различных издержек в торговле и невозможности доступа к рынкам для некоторых лиц. Формула паритета покупательной способности полезна тем, что ее можно применять для сравнения цен на различных товарных рынках. Однако, в реальности мире наблюдаются постоянные различия в ценах на многие виды товаров и активов.

Например, при работе с любым физическим товаром должны быть включены затраты на транспортировку, что приводит к различным ценам, когда исследуются товары из двух разных мест. Это относится к любому товару, который должен быть физически перевезен из одного географического местоположения в другое, а не просто передан на праве собственности от одного владельца к другому. Различия также наблюдаются применительно к заработной плате для любой работы, где работник должен физически присутствовать на рабочем месте для выполнения своих обязанностей. Также существуют и транзакционные издержки, которые могут варьироваться на разных рынках и географических регионах, цены на один и тот же товар также могут варьироваться между рынками. В тех случаях, когда трансакционные издержки, такие как затраты на поиск подходящего торгового контрагента или затраты на ведение переговоров и обеспечение исполнения контракта, выше, цена на товар будет, как правило, выше, чем на других рынках с более низкими трансакционными издержками.

Также необходимо учитывать структуру рынков административных субъектов. Поскольку количество покупателей и продавцов может варьироваться между рынками, концентрация рынка и способность покупателей и продавцов устанавливать цены также могут варьироваться.

Продавец, который пользуется высокой степенью рыночной власти из-за естественной экономии за счет масштаба на данном рынке, может действовать как монопольный ценообразователь и выставлять более высокую цену. Это может привести к различным ценам на один и тот же товар на разных рынках, в том числе на легко транспортируемые товары.

Таким образом, реализации принципа «единой цены» на практике можно достичь только путем скоординированной ценовой политики, проводимой административными единицами региона. Таким образом, принцип единой цены может применяться как критерий уровня интеграции товарного рынка.

Однако, как отмечают исследователи, между значительно удаленными областями Сибирского федерального округа существует «естественная неустранимая преграда, а именно само расстояние между ними» [2, c. 779]. В этом случае принцип одной цены выполняется в пролонгированной форме: товарные рынки считаются интегрированными, если разница в ценах не превышает транспортных расходов [8, c. 943]. Следует также отметить, что интеграция между рынками административных единиц одного региона не обязательно предполагает прямую торговлю между ними. Даже если они не торгуют друг с другом, цены в одном административном субъекте могут влиять на цены в другом через сеть «промежуточных» административных единиц [3, с. 92]. В самом общем виде состояние товарного рынка в Сибирском федеральном округе в период 2019 – 2022 гг. представлено в показателях собственного производства (рисунок 1).

Тем не менее, очень высоко оценивает интеграционный потенциал Сибирского федерального округа К. Глущенко, эксперт Новосибирского государственного университета, предложивший в своей исследовании результаты матричного анализа товарных рынков. В частности, в своей статье автор отмечает, что «интеграция между регионами Западной и Восточной Сибири очень сильная, коэффициент интеграции составляет 83,3%. Наиболее сильная интеграция присуща Забайкальскому краю и Иркутской области: они интегрированы со всеми сибирскими регионами. Суммарно коэффициент интеграции всех сибирских регионов равен 79,6%» [13, с. 10].

Несмотря на ряд успехов в сфере формирования единого товарного рынка, в Сибирском федеральном округе сохраняется и ряд нерешенных проблем.

Первой проблемой является снижение позиций Сибирского федерального округа в национальной экономике: отсутствие прогресса в решении проблемы отставания уровня и качества жизни населения. Этот момент является одним из ключевых для создания единого товарного рынка по критерию единой цены: при отсутствии платежеспособного спроса в одном административном субъекте на определенный товарный ряд интеграция всего производственного кластера становится невозможной. При этом, при сохранении тенденций к деиндустриализации производства, при отсутствии достаточных инвестиций в основной капитал резкого ускоренного роста не произошло и в обрабатывающих отраслях.

По данным Росстата, именно такая ситуация сложилась в 2022 году в Омской и Томской областях. Несмотря на определенную позитивную динамику за последние три года, эксперты отмечают отсутствие нового оборудования и достаточных инвестиций в основные фонда таких отраслей, как, например, обрабатывающая промышленность. Так, доля обрабатывающей промышленности в ВПР снизилась с 78,6% в 2020 году до 61, 1% в 2022 году. При этом, большинство экспертов полагает, что формирование единого товарного рынка может быть обеспечено «только за счет реализации межрегиональных проектов, ориентированных на взаимодействие государства и частных инвесторов в рамках цепочек добавленной стоимости» [12, c. 168].

Таким образом, в настоящее время наблюдаются две тенденции: рост проблем, связанных с капитальными инвестициями, обновлением основных фондов производств пищевой и обрабатывающей промышленности, дисбаланс цен на товары одной и той же группы в разных административных единицах Сибирского федерального округа, а также проблемы с реализацией принципа «единой цены» в сфере политики ценообразования.

По итогу проведенного обзорного исследования можно сделать следующий вывод.

Создание единого товарного рынка в Сибирском федеральном округе должно основываться на решении проблемы ценового дисбаланса, развитии частно-государственного партнерства по созданию согласованной политике ценообразовании между административными единицами Сибирского федерального округа.

Список источников

  1. Бородин, В.А., Ерохин, А.В. Региональная интеграция как фактор повышения потенциала саморазвития территории / В.А. Бородин, А.В. Ерохин // Региональная экономика: теория и практика. – 2015. – № 7. – С. 2-12.
  2. Грачев, С.А., Гундорова, М.А., Доничев, О.А. Роль стратегического планирования в обеспечении межрегионального экономического сотрудничества / С.А. Грачев, М.А. Гундорова, О.А. Доничев // Россия: тенденции и перспективы развития. – 2019. – С. 778-783.
  3. Котов, А.В. Сибирский федеральный округ в перспективных территориальных пропорциях национальной экономики / А.В. Котов // Вестник Томского государственного университета. Экономика. – 2021. – С. 88-99.
  4. Особая экономическая зона «Красноярская технологическая долина» войдет в проект «Енисейская Сибирь». URL: https://gnkk.ru/news/osobaya-yekonomicheskaya-zona-krasnoyar/ (дата обращения: 25.01.2023).
  5. Распоряжение Правительства РФ от 13 февраля 2019 г. № 207-р «Об утверждении Стратегии пространственного развития РФ на период до 2025 г.» // Собрание законодательства РФ. – 2019. – № 7. – Ст. 702.
  6. Рудакова, Т.А., Рудакова, О.Ю., Санникова, И.Н. Инновационная инфраструктура интеграции ресурсного потенциала регионов Сибирского федерального округа / Т.А. Рудакова, О.Ю. Рудакова, И.Н. Санникова // Региональная экономика: теория и практика. – 2018. – № 12. – С. 2200-2016.
  7. Сайбонова, Л.Н. Интеллектуальный потенциал региона в условиях информационной интеграции / Л.Н. Сайбонова // Статистика и экономика. – 2017. – С. 340-348.
  8. Суворова, А.П. Интеграция информационно-аналитических процедур оценки эффективности стратегии инновационного развития регионов России / А.П. Суворова // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. – 2020. – С. 941-951.
  9. Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // Собрание законодательства РФ. – 2017. – № 20. – Ст. 2902.
  10. Федеральная служба государственной статистики. социально-экономическое положение Сибирского федерального округа в I квартале 2022 года. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Sibirskij-fo_2k-2022.pdf (дата обращения: 25. 01. 2023).
  11. Швалов, П.Г. Анализ развития транспортно-логистической инфраструктуры в Сибирском федеральном округе / П.Г. Швалов // Инфраструктурные отрасли экономики: проблемы и перспективы развития. – 2016. – С. 2-9.
  12. Dowson, G. Structural features of regional economic potential. Cambridge, 2019. – 348 p.
  13. Gluschenko, K. Spatial Integration of Siberian Regional Markets. Conference «Economy of Siberia under Global Challenges of the XXI Century». Novosibirsk, Russia. June 18–20. 2018. – P. 2-24.
  14. Lind, O., Nteegah, A., Kalu, E. Inter-regional integration and the creation of an integrated market for goods. Routledge. 2022. – 348 p.
  15. Pak, Yu. Conceptual foundations of the economic security of a regional integration association. RUDN Journal of Economics. 2022. Vol. 30(4). – P. 484-498.
  16. Rewlend, S. Principles of interregional integration. China experience. 2022. – 404 p.
  17. Shaw, J. Economic Integration and the Law: an Introduction. In book: European Community Law. 2018. – P.227-237.
  18. Myadzelets, A., Lubenets, L. Economic Development of Siberia: From Nonlinear Presence to an Indefinite Future. In book: Humans in the Siberian Landscapes. 2022. – P.357-375.

References

  1. Borodin, V.A., Erokhin, A.V. Regional integration as a factor in increasing the potential for self-development of the territory / V.A. Borodin, A.V. Erokhin // Regional Economics: Theory and Practice. — 2015. — No. 7. — S. 2-12.
  2. Grachev, S.A., Gundorova, M.A., Donichev, O.A. The role of strategic planning in ensuring interregional economic cooperation / S.A. Grachev, M.A. Gundorova, O.A. Donichev // Russia: trends and development prospects. — 2019. — S. 778-783.
  3. Kotov, A.V. Siberian Federal District in Perspective Territorial Proportions of the National Economy / A.V. Kotov // Bulletin of the Tomsk State University. Economy. — 2021. — S. 88-99.
  4. The Krasnoyarsk Technological Valley Special Economic Zone will be included in the Yenisei Siberia project. URL: https://gnkk.ru/news/osobaya-yekonomicheskaya-zona-krasnoyar/ (date of access: 01/25/2023).
  5. Decree of the Government of the Russian Federation of February 13, 2019 No. 207-r “On Approval of the Strategy for Spatial Development of the Russian Federation for the period up to 2025” // Collection of legislation of the Russian Federation. — 2019. — No. 7. — Art. 702.
  6. Rudakova, T.A., Rudakova, O.Yu., Sannikova, I.N. Innovative infrastructure for the integration of the resource potential of the regions of the Siberian Federal District / T.A. Rudakova, O.Yu. Rudakova, I.N. Sannikova // Regional Economics: Theory and Practice. — 2018. — No. 12. — S. 2200-2016.
  7. Saibonova, L.N. Intellectual potential of the region in terms of information integration / L.N. Saibonova // Statistics and Economics. — 2017. — S. 340-348.
  8. Suvorova, A.P. Integration of information-analytical procedures for evaluating the effectiveness of the strategy of innovative development of Russian regions / A.P. Suvorov // Greater Eurasia: development, security, cooperation. — 2020. — S. 941-951.
  9. Decree of the President of the Russian Federation of May 13, 2017 No. 208 “On the Strategy for the Economic Security of the Russian Federation for the period up to 2030” // Collected Legislation of the Russian Federation. — 2017. — No. 20. — Art. 2902.
  10. Federal State Statistics Service. socio-economic situation of the Siberian Federal District in the first quarter of 2022. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Sibirskij-fo_2k-2022.pdf (date of access: 01/25/2023).
  11. Shvalov, P.G. Analysis of the development of transport and logistics infrastructure in the Siberian Federal District / P.G. Shvalov // Infrastructure sectors of the economy: problems and development prospects. — 2016. — S. 2-9.
  12. Dowson, G. Structural features of regional economic potential. Cambridge, 2019. — 348 p.
  13. Gluschenko, K. Spatial Integration of Siberian Regional Markets. Conference «Economy of Siberia under Global Challenges of the XXI Century». Novosibirsk, Russia. June 18–20. 2018. — P. 2-24.
  14. Lind, O., Nteegah, A., Kalu, E. Inter-regional integration and the creation of an integrated market for goods. Routledge. 2022. — 348 p.
  15. Pak, Yu. Conceptual foundations of the economic security of a regional integration association. RUDN Journal of Economics. 2022 Vol. 30(4). — P. 484-498.
  16. Rewlend, S. Principles of interregional integration. China experience. 2022. — 404 p.
  17. Shaw, J. Economic Integration and the Law: an Introduction. In book: European Community Law. 2018. — P.227-237.
  18. Myadzelets, A., Lubenets, L. Economic Development of Siberia: From Nonlinear Presence to an Indefinite Future. In book: Humans in the Siberian Landscapes. 2022. — P.357-375.

Для цитирования: Балабанов В. К. Формирование единого рынка товаров в Сибирском федеральном округе как фактор регионального развития // Московский экономический журнал. 2023. № 4. URL: https://qje.su/otraslevaya-i-regionalnaya-ekonomika/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-4-2023-13/

© Балабанов В. К., 2023. Московский экономический журнал, 2023, № 4.