Московский экономический журнал 11/2023

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 330.34

doi: 10.55186/2413046X_2023_8_11_555

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ МЕХАНИЗМОВ АДАПТАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ ПРИГРАНИЧНЫХ ТЕРРИТОРИЙ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К ДИНАМИЧНОМУ РАЗВИТИЮ

DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF INSTITUTIONAL MECHANISMS FOR ADAPTATION OF THE POPULATION OF BORDER TERRITORIES IN CONDITIONS OF TRANSITION TO DYNAMIC DEVELOPMENT

Источник финансирования: исследование проведено в рамках плана НИР Института экономики УрО РАН на 2022–2023 гг.

Financial Support: The study was carried out as part of the research plan of the Institute of Economics of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences for 2022–2023.

Орлов Сергей Николаевич, доктор экономических наук, профессор, директор, Курганский филиал Института экономики УрО РАН (Курган, Россия), E-mail: orlovsn@list.ru

Луговой Илья Николаевич, младший научный сотрудник, Курганский филиал Института экономики УрО РАН (Курган, Россия), Е-mail: ilyalugovoy1996@yandex.ru

Orlov S.N., Dr. Sci. (Economics), professor, director, Kurgan Branch, Institute of Economics of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences (Kurgan, Russian Federation), E-mail: orlovsn@list.ru

Lugovoy I.N., junior researcher, Kurgan Branch, Institute of Economics of the Ural Branch of     the     Russian     Academy     of     Sciences     (Kurgan,     Russian     Federation), E-mail: ilyalugovoy1996@yandex.ru

Аннотация. Проблематика развития институциональных механизмов адаптации населения в условиях динамичных изменений приобретает особую остроту. Целью статьи является анализ актуальных проблем развития институциональных механизмов адаптации населения приграничных регионов. Достоверность и обоснованность полученных результатов строится на основе анализа мнений ученых и сравнительном анализе. Установлено, что неэффективные формальны механизмы адаптации населения приграничных территорий замещаются неформальными. Делается вывод о том, что основную институциональную проблему для адаптации населения приграничных территорий представляет низкое качество взаимодействия существующих институциональных механизмов.

Abstract. The problem of developing institutional mechanisms for the adaptation of the population of border areas in the context of dynamic changes is becoming especially acute. The purpose of the article is to determine the directions for the development of institutional mechanisms for the adaptation of the population of border regions. The reliability and validity of the results obtained is based on a theoretical analysis of the scientific literature and a comparative analysis. It has been established that inefficient formal mechanisms of adaptation of the population of border areas are replaced by informal ones. It is concluded that the main institutional problem for the adaptation of the population of border areas is the low quality of interaction between existing institutional mechanisms.

Ключевые слова: пространственная экономика, приграничная территория, институциональный механизм адаптации, неформальные практики

Keywords: spatial economy, adaptation, border area, institutional adaptation mechanism, informal practices

Актуальность. Ключевой проблемой региональной власти выступает равномерное развитие территорий. В большинстве территориальных единиц можно наблюдать пространственную дифференциацию и структурные диспропорции, детерминирующие конкуренцию и неравномерное развитие. В таких условиях устойчивое функционирование регионов проблематично. Эффективное управление пространственной экономикой и ее развитием требует использования соответствующих инструментов влияния.

Если ничего не делать, на территории регионов будут наблюдаться стихийные процессы пространственного развития, влекущие немало проблем для развития территорий. Появление в пространственной структуре региона точек роста будет влиять на перетягивание и переманивание ресурсов из соседних прилегающих территорий, в том числе и трудовых. При неравномерной концентрации ресурсов закономерно будет повышаться социально-экономическая нагрузка на отдельные участники регионального пространства, справиться с которой можно лишь через регулирующее воздействие со стороны властей региона и муниципалитетов. При такой конъюнктуре, как местное население, так и приезжее, не всегда может успешно адаптироваться к новым реалиям. Поэтому данная проблема ложится бременем на региональные органы власти и муниципалитеты, в экономическую компетенцию которых входят вопросы адаптации граждан, в том числе и приграничных регионов.

У Российской Федерации значительная протяжённость границ. Каждый регион отличает значительная специфика пространственного развития. Это сильно усложняет применение институциональных механизмов адаптации. Во многом это объясняется действующей ныне санкционной политикой западных стран и сформировавшимся списком стран, дружественных России. Обостряет проблему адаптации жителей приграничных регионов вхождение новых четырех регионов в состав России, которые еще должным образом не интегрировались в единое административно-правовое пространство. Несмотря на признание административных границ в качестве российских, жизнедеятельность населения территорий, подконтрольных Украине, в условиях военного положения с точки зрения адаптации происходит очень стихийно и очень динамично.

Актуальность заявленной проблемы заключается в необходимости научного осмысления влияния институциональных механизмов адаптации на население приграничных российских регионов, функционирование которых отличается непростыми условиями жизнедеятельности и хозяйствования, что в свою очередь требует выработки специфических институциональных механизмов. Следует учитывать, что именно границы влияют на пространственные пределы государственного суверенитета. В то же время степень транспарентности взаимодействия приграничных регионов будет сильно влиять на степень хозяйственных связей, и, как следствие, на адаптацию населения приграничных регионов.

В рамках данной публикации целью статьи является определение направлений развития институциональных механизмов адаптации населения приграничных регионов.

Методика. В процессе исследования учитывались мнения российских и зарубежных исследователей, применялся метод сравнительного анализа.

В Российской Федерации получили нормативное закрепление программные мероприятия по реактивной и превентивной адаптации населения к сложным процессам жизнедеятельности населения, в том числе и приграничных территорий. Несмотря на рост внимания со стороны законодателя к институциональным механизмам обеспечения адаптации, протекание непосредственно адаптации происходит за рамками нормативных и правовых актов. По этой причине применение институциональных механизмов не позволяет получить запланированных результатов, связанных с адаптацией населения, в том числе и приграничных территорий.

Зарубежные исследователи также проявляют интерес к проблемам развития приграничных территорий [10; 11]. Подобные исследования организовываются в странах, имеющих трансграничные регионы. Сравнение разных мнений позволяет объяснить особенности адаптации населения приграничных территорий и неформальные ее процессы.

Исследование адаптации населения приграничных территорий должны быть комплексными, и охватывать такие направления, как качество жизни, демографию, уровень доходов, труд, институты и государственное управление, развитие и экономический рост, так как они характеризуют параметры адаптации населения. Комплексный учет этих направлений в контексте географии и истории дает возможность прогнозировать развитие приграничных регионов.

Результаты и обсуждение. Обращение к научной литературе показывает, что исследуемая проблематика в недостаточной степени исследована в российском научном пространстве с учётом современных реалий, в которых находится население приграничных российских территорий.

Трансграничность тесно связана функциями и характеристиками границ. Так, проницаемость границ дает возможность определять приграничную территорию как пространство взаимодействия, и обеспечивает установление социально-культурных связей. Отсюда вытекает положение о том, что трансграничность необходимо рассматривать как состояние пространства, при котором эта территория может являться зоной конфликта, кооперации либо образования территории нового государства. Две и более территорий образуют состав трансграничной территории, если они являются звеньями контактных структур.

Институциональные аспекты адаптации населения стали предметом исследований ученых в начале 2000-х гг. Установлено, что на адаптацию сильное влияние оказывают формальные (международные организации, государство, организации) и неформальные институты (сети взаимодействий, добровольные объединения, обычаи и др.). Каждый из этих субъектов имеет собственные механизмы. Набор искусственно созданных формальных и неформальных ограничений в научной литературе определяется как институт. Набор поведенческих правил, регулирующих поведение в определённой сфере, принято называть институциональными механизмами. Закономерным является тот факт, что, если не работают институциональные механизмы адаптации, то на первый план выходят неформальные механизмы. Наиболее полно определяет термин «институциональный механизм адаптации населения» К.С. Гончарова, рассматривая ее как систему внутренних и внешних взаимодействий со стороны международных, правительственных организаций, направленных на реализацию соглашений и мер в социально-экономической сфере, необходимых для адаптации [3, с.116-117]. Следует признать, частью этих структур исследователь почему-то не признает структуры гражданского общества. Таким образом, на основе результатов других исследований можно предположить, что приграничный регион как институциональное пространство может быть эффективным с точки зрения адаптации, если сотрудничество двух и более приграничных территорий будет формировать институты, необходимые для приграничного сотрудничества [4, с.29-40]. На применение таких механизмов сильное влияние оказывает географический фактор. В исследовании C.K.W. Chow K. и Tsui представлена «гравитационная модель», объясняющая причины и мотивы поездок российских туристов в Китай. Исследователи установили наличие сильной корреляции доходов от приграничного туризма с ВВП, экспортом и транспортом на уровне приграничных регионов, что указывает на высокое качество регулирования со стороны государства. В России, по мнению исследователей, наблюдаются обратные тенденции, на которые влияет следующая закономерность: курс российской валюты, наблюдаемый до 2014 года влиял на повышение числа поездов российских туристов в Китай; однако, ее девальвация привела к снижению потока российских туристов и к увеличению китайского туристического потока, чем не смогли воспользоваться должным образом власти приграничных российских регионов. После снижения количества поездок в в приграничные китайские регионы местные предприниматели стали терпеть убытки [6]. Выходом из кризиса у китайских предпринимателей стала переориентация на внутренний туризм. На основе зарубежной литературы установлено, что существует две модели адаптации отраслей местной экономики, образующей индустрию гостеприимства: во-первых, если происходит девальвация местной валюты, целесообразно переориентироваться на внешних туристов; если наблюдается ревальвация, то приоритет должен отдаваться внутреннему туризму (для примера, внутренний туризм в Китае превышает зарубежный в более чем в 30 раз [6]. Уделяя внимание данной проблеме, швейцарский исследователь Е.В. Михайлова подчёркивает, что девальвация российского рубля сильно влияет на модели потребления российских туристов, и, как следствие, на модели организацию китайского туристического бизнеса. Как считают S. Dołzbłasz, A. Raczyk, F. Lara-Valencia, организация китайской розничной торговли в отношении российских туристов сильно зависит от уровня цен на аналогичные товары в приграничных территориях [7, с.347-361; 9, с.210-213].

Учет данных факторов в региональной политике приграничных регионов позволяет определить направления развития институционального регулирования туристического потока и предпринимательского климата.

Чешский исследователь N. Ryzhova в качестве предмета исследования выбрала организацию неформальных экономических практик в приграничных российско-китайских регионах. Основываясь на этнографических данных и наблюдениях, исследователь в качестве основной цели поездок россиян видит организацию неформальных экономических связей и неформальных рынков труда. По мнению исследователя, организация «серых схем» приграничного бизнеса сохраняет обороты (посредничество, подставные лица, контрабанда, челночная торговля и др.) [10, с.200-201]. Однако, подобные неформальные экономические практики, как результат стихийной адаптации, контролируются в недостаточной степени российскими властями, на что указывает отсутствие достоверной статистики [11, c.9-10].  Появление крупных китайских маркетплейсов породило услугу по обходу таможенных барьеров, что позволяет ускорить доставку необходимых товаров на российскую границу: непосредственно в Китае местным населением приобретается товар, и доставляется на границу для его получателя. Однако, подобные практики экономической адаптации существуют и в многих других приграничных регионах: вывоз товара мелкими партиями на рейсовых автобусах на формальных основаниях позволяет избежать уплаты таможенного платежа. По данным новостного агентства Biang.ru, приезжающие российские туристы, пользуясь бизнес-визами, студенческими, туристическими визами, пытаются нелегально трудоустроиться в Китае, где рынок неформального труда имеет большие масштабы [][1].

По мнению L. Yuxuan, Zh. Yuliang и W. Chaoran для адаптации населения приграничных регионов России и Китая и организации их трансграничной кооперации в сильной степени мешают институциональные барьеры, вызванные непоследовательной политикой федеральных властей в отношении экономик приграничных регионов и провалом программы сотрудничества приграничных регионов Дальнего Востока с китайскими приграничными регионами [8].

Другим направлением развития институциональных механизмов адаптации населения является регулирование на приграничных территориях миграционных потоков, создающих феномен сверхконцентрации. Чрезмерная посещаемость приграничных регионов определяет высокую нагрузку на социальную, коммунальную, дорожную инфраструктуру, и влияет на конкуренцию приезжих с местным населением. Адаптация мигрантов в большей степени зависит не от институциональных механизмов адаптации, а от системы семейных, земляческих, клановых связей, от которых мигранты получают посреднические услуги. Жесткие рамки федерального законодательства привели к тому, что региональные управления федеральной миграционной службы не подотчётные региональным властям, поэтому в регионах преобладает ограничительный подход. Разделение компетенций между региональными и органами власти привело к тому, что существующие проблемы миграционной политики вынуждает местные власти решать их самостоятельно. Однако, без полномочий миграционной службы муниципалитеты не могут выстраивать действенную систему мер, что усложняет проблему адаптации мигрантов. Вопросы устройства и социально-бытовой адаптации мигрантов фактически перекладываются на плечи муниципалитетов, для которых мигранты не являются особой категорией населения [5, с.16-26]. Частично эти проблемы решает бизнес, нарабатывая совместно с региональными властями неформальные институциональные практики адаптации мигрантов (получение квот на приезжих, посредничество).

Выводы. Подведение итогов статьи позволяет прийти к выводу о том, что накопилось немало проблем, связанных с адаптацией населения приграничных территорий, преодоление которых через механизмы институтов государства будет определять направления их развития. Приграничный регион как институциональное пространство может быть эффективным с точки зрения адаптации местного населения, если сотрудничество двух и более приграничных территорий будет формировать институты и механизмы, необходимые для приграничного сотрудничества. Установлено, что в специфических условиях (режим особой экономической зоны, военное положение) эффективность институциональных механизмов адаптации населения может отличаться в силу того, что отсутствуют возможности для реализации норм законодательства.

Анализ мнений российских и зарубежных исследователей показывает, что институциональные условия могут оказывать сильное влияние на существующие модели адаптации (социальной, бытовой, экономической). Там, где институциональные механизмы адаптации не работают, они замещаются стихийными механизмами адаптации на основе «серых схем»: отсутствие легальных возможностей для трудовой адаптации населения приграничных территорий приводит к деформациям социально-экономического развития, либо реализация местных интересов населения приграничных регионов происходит в форме уникальных практик, которые сложно соотносятся с жесткими требованиями федерального законодательства РФ.

На основе теоретического анализа литературы установлено, что основная проблема существующих институциональных механизмов адаптации населения приграничных территорий заключается в низком качестве их взаимодействия: такие механизмы (УФМС, власти региона, муниципалитеты) функционируют разрозненно, решая проблемы адаптации жителей приграничных территорий самостоятельно, либо неформально, что не всегда соответствует нормам закона.

Сказанное не исчерпывает всего многообразия направлений, определяющих развитие институциональных механизмов адаптации приграничных территорий в условиях динамичного развития. Перспективы дальнейших исследований заключаются в сравнительном анализе проблем развития институциональных механизмов адаптации населения приграничных территорий.

Список источников

  1. В Госдуму внесли законопроект о поддержке малого и среднего бизнеса в новых регионах // ТАСС. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/17415345 (дата обращения: 29.07.2023).
  2. В ДНР подсчитали активных предпринимателей / Регнум. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://regnum.ru/article/3789126 (дата обращения: 29.07.2023).
  3. Гончарова К.С. Институциональные механизмы адаптации населения в контексте интеграции современных подходов / К.С. Гончарова // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. – 2022. – №5. – С.98-125.
  4. Зыков А.А., Шинковский М.Ю. Трансграничность с точки зрения политической науки // Трансграничный регион. Понятие, сущность, форма / под ред. П.Я. Бакланова, М.Ю. Шинковского. Владивосток: Дальнаука, 2010. C. 29-44.
  5. Трансграничные миграции и принимающее общество: механизмы и практики взаимной адаптации [ред. проф. В.И. Дятлов] / Монография. — Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2009. – 396 с.
  6. 2019 China Tourism Facts & Figures / TravelChinaGuide. – [Electronical resource]. – URL: https://www.travelchinaguide.com (date of access: 29.07.2023).
  7. Lara-Valencia F., Dołzbłasz Border-city pairs in Europe and North America: spatial dimensions of integration and separation. In book Twin-cities: urban communities, borders and relationships over time [ed. John Gerrard, E. Mikhaylova], Routledge, London, 1st ed., 2020. 358p.
  8. Lin Yuxuan, Zhou Yuliang, Wang Chaoran. (2018). Research on the path of strengthening cultural exchanges to promote the transformation and upgrading of foreign trade at ports [王超然.加强文化交流以促进满洲里口岸外贸 转型升级 的路径研究], Foreign trade and economic cooperation (对外经贸), no. 3.
  9. Sylwia Dołzbłasz & Andrzej Raczyk, (2012). Transborder Openness Of Companies In A Divided City: Zgorzelec/Görlitz Case Study«Tijdschrift voor Economische en Sociale Geografie, Royal Dutch Geographical Society KNAG, vol. 103(3), pages 347-361.
  10. Ryzhova, Koreshkova I. (2022) WeChat as migration infrastructure. WeChat and the Chinese Diaspora. Digital Transnationalism in the Era of China’s Rise [Edited By Wanning Sun Haiqing Yu] 1st Ed. London, Published April 1, 2022 by Routledge, 288p.
  11.   Ryzhova N. (2018) Invisible trade. Sovereign decisions on the Sino-Russian border. London. Routledge. 1st ed. 11p.

References

  1. A draft law on supporting small and medium-sized businesses in new regions was submitted to the State Duma // TASS. — [Electronic resource]. – Access mode: https://tass.ru/ekonomika/17415345 (date of access: 07/29/2023).
  2. Active entrepreneurs counted in the DPR / Regnum. — [Electronic resource]. – Access mode: https://regnum.ru/article/3789126 (date of access: 07/29/2023).
  3. Goncharova K.S. Institutional mechanisms of adaptation of the population in the context of the integration of modern approaches / K.S. Goncharova // STAGE: economic theory, analysis, practice. — 2022. — No. 5. — P.98-125.
  4. Zykov A.A., Shinkovsky M.Yu. Cross-border from the point of view of political science // Cross-border region. Concept, essence, form / ed. P.Ya. Baklanova, M.Yu. Shinkovsky. Vladivostok: Dalnauka, 2010, pp. 29-44.
  5. Cross-border migrations and the host society: mechanisms and practices of mutual adaptation [ed. prof. IN AND. Dyatlov] / Monograph. — Ekaterinburg: Publishing House Ural, un-ta, 2009. — 396 p.
  6. 2019 China Tourism Facts & Figures / Travel China Guide. – [Electronic resource]. – URL: https://www.travelchinaguide.com (date of access: 07/29/2023).
  7. Lara-Valencia F., Dołzbłasz S. Border-city pairs in Europe and North America: spatial dimensions of integration and separation. In book Twin-cities: urban communities, borders and relationships over time [ed. John Gerrard, E. Mikhaylova], Routledge, London, 1st ed., 2020. 358p.
  8. Lin Yuxuan, Zhou Yuliang, Wang Chaoran. (2018). Research on the path of strengthening cultural exchanges to promote the transformation and upgrading of foreign trade at ports, Foreign trade and economic cooperation (对外经贸), no. 3.
  9. Sylwia Dołzbłasz & Andrzej Raczyk, (2012). Transborder Openness Of Companies In A Divided City: Zgorzelec/Görlitz Case Study»Tijdschrift voor Economische en Sociale Geografie, Royal Dutch Geographical Society KNAG, vol. 103(3), pages 347-361.
  10. Ryzhova N., Koreshkova I. (2022) WeChat as migration infrastructure. WeChat and the Chinese Diaspora. Digital Transnationalism in the Era of China’s Rise [Edited By Wanning Sun Haiqing Yu] 1st Ed. London, Published April 1, 2022 by Routledge, 288p.
  11. Ryzhova N. (2018) Invisible trade. Sovereign decisions on the Sino-Russian border. London. Routledge. 1st ed. 11p.

Для цитирования: Орлов С.Н., Луговой И.Н. Направления развития институциональных механизмов адаптации населения приграничных территорий в условиях перехода к динамичному развитию // Московский экономический журнал. 2023. № 11. URL: https://qje.su/otraslevaya-i-regionalnaya-ekonomika/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-11-2023-22/

© Орлов С.Н., Луговой И.Н., 2023. Московский экономический журнал, 2023, № 11.

[1]      Россияне едут в Китай работать нелегально, рискуя попасть в тюрьму / Biang. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://biang.ru/ru/society/rossiyane-v-kitae-rabotayut-nelegalno,-riskuya-popast-v-tyurmu.html (дата обращения: 22.08.2023).