Московский экономический журнал 10/2022

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 332.135

doi: 10.55186/2413046X_2022_7_10_593

ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПАРК – ЧАСТЬ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ

INDUSTRIAL PARK — PART OF REGIONAL INDUSTRIAL POLICY

Кузнецова Светлана Николаевна, к.э.н., доцент кафедры экономики предприятия, ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, E-mail: dens@52.ru

Козлова Елена Павловна, к.э.н., доцент кафедры экономики предприятия, ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, E-mail: elka-a89@mail.ru

Некрасов Максим Николаевич, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород, E-mail: zatonirovan52@mail.ru

Гнездин Андрей Владимирович, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород, E-mail: gnezdingav@mail.ru

Скороходов Иван Сергеевич, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород, E-mail: skorohodovis@std.mininuniver.ru

Kuznetsova Svetlana Nikolaevna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Enterprise Economics, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, E-mail: dens@52.ru

Kozlova Elena Pavlovna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Enterprise Economics, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, E-mail: elka-a89@mail.ru

Nekrasov Maxim Nikolaevich, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, E-mail: zatonirovan52@mail.ru

Gnezdin Andrey Vladimirovich, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, E-mail: gnezdingav@mail.ru

Skorokhodov Ivan Sergeevich, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, E-mail: skorohodovis@std.mininuniver.ru

Аннотация. В статье авторы обращаются к рассмотрению вопроса об устойчивой тенденции создания промышленных парков. Авторы статьи указывают на необходимость промышленным паркам воссоздавать цепочки поставок, выступив интегратором сборки выпадающих производственных процессов. Авторы указывают, что промышленные парки позволяют уменьшать расходы на инфраструктуру и освобождают от непрофильной деятельности по организации и обслуживанию коммунальных сетей. Целью исследования является построение региональной промышленной политики, кооперации государственных и частных резидентов промышленных парков, которая обеспечивает инвестиционную привлекательность региона. В статье рассматриваются ключевые показатели эффективности реализации промышленного парка.

Авторами рассматриваются промышленные площадки на примере Нижегородской области. Определено, что промышленные парки освобождают от непрофильной деятельности, снижают риски инвестиционных проектов. Совокупный объем привлеченных инвестиций резидентов превосходит расходы на создание промышленных парков, например эффект от создания нового производства «Эколант» оценивается на уровне 5% роста валового регионального продукта и налоговые отчисления превысят 30 млрд руб., а в синергии с другими производствами санкционирует выплачивать в бюджет около 5 млрд рублей налогов в год.

Объемы инвестиций за счет бюджетов: 22 969,5 млн руб. из федерального бюджета; 30 615,3 млн руб. за счет бюджетов субъектов Российской Федерации; 207,7 млн руб. за счет муниципальных бюджетов.

Накопленный объем инвестиций в производство от компаний-резидентов промышленных парков на конец 2021 года превысил 1,5 трлн. руб.   Инвестиционная привлекательность регионов соединена с их устойчивым развитием за счет социально-экологических, управленческих инвестиций, что отражено в методике оценки инвестиционной привлекательности регионов.

Abstract. In the article, the authors turn to the issue of a sustainable trend in the creation of industrial parks. The authors of the article point out the need for industrial parks to recreate supply chains by acting as an integrator of the assembly of out-of-order production processes. The authors point out that industrial parks make it possible to reduce infrastructure costs and exempt from non-core activities in the organization and maintenance of utility networks. The purpose of the study is to build a regional industrial policy, cooperation between public and private residents of industrial parks, which ensures the investment attractiveness of the region. The article discusses the key performance indicators for the implementation of the industrial park.

The authors consider industrial sites on the example of the Nizhny Novgorod region. It has been determined that industrial parks exempt from non-core activities, reduce the risks of investment projects. The total volume of investments attracted by residents exceeds the costs of creating industrial parks, for example, the effect of creating a new production facility «Ekolant» is estimated at 5% growth in gross regional product and tax deductions will exceed 30 billion rubles, and in synergy with other industries, it authorizes to pay about 5 billion rubles to the budget billion rubles of taxes per year.

Volumes of investments at the expense of budgets: 22,969.5 million rub. from the federal budget; 30,615.3 million rub. at the expense of the budgets of the subjects of the Russian Federation; 207.7 million rub. from municipal budgets.

The accumulated volume of investments in production from resident companies of industrial parks at the end of 2021 exceeded 1.5 trillion rub. The investment attractiveness of the regions is connected with their sustainable development through social, environmental and managerial investments, which is reflected in the methodology for assessing the investment attractiveness of the regions.

Ключевые слова: кооперация, инвестиции, промышленные парки, технопарки, субсидии, региональная политика

Keywords: cooperation, investments, industrial parks, technology parks, subsidies, regional policy

Введение

Региональная промышленная политика характеризуется преимуществами управляющей компании и возможностью создания цепочек кооперации. Авторами статьи определяются характеристики эффективных управляющих компаний (УК):

  • УК с высокой степенью адаптивности, мобильности;
  • УК с высокой степенью лояльности к своим резидентам;
  • УК, участвующие в бизнесе своих резидентов (в широком понимании этого слова — не только долевое участие, но и разделение рисков убытков в тяжелых сложившихся обстоятельствах).

Большинство частных промышленных парков в России создавались как девелоперские проекты. В настоящее время необходимо осуществлять проектирование и строительство готовых производственных корпусов, так как они востребованы инвесторами, что позволяет значительно экономить капитальные вложения региональных промышленных парков, направленных на импортозамещение [1].

Основные результаты

Авторами статьи предлагается пересмотреть модель «продажа земельных участков с коммуникациями» на модель «аренда земельного участка с коммуникациями» и «аренда помещений с коммуникациями»; рассмотреть вложения в девелоперский бизнес по строительству недорогих вариантов арендо-пригодных помещений и сдачи в аренду помещения; пересмотреть стратегию и тактику привлечения, и портрет резидентов:

  • не делать ставку только на производственников;
  • сделать ставку на оптово-распределительный центр (ОРЦ) федерального или регионального масштаба.
  • провести переговоры с федеральными игроками на предмет размещения перевалочно-логистического центра [2].

Объем инвестиций из федерального бюджета по годам: 2015 г. (7%), 2016 г. (16%), 2017 г. (20%), 2018 г. (17%), 2019 г. (40%).

В последние годы определяется   тенденция уменьшения доли иностранного капитала во вложениях промышленных парков: в 2019 году доля составила — 57%, в 2020 году — 55%, а в 2021 году — 53%. Реализация региональной промышленной политики обеспечит достижение целевых показателей эффективности [3].

В Нижегородской области представлена следующая инвестиционная инфраструктура: 1 особая экономическая зона (ОЭЗ), 3 территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), 6 промышленных парков, 600 инвестиционных площадок, 2 технопарка, 10 бизнес–инкубаторов, 8 кластеров. Рассмотрим ключевые стоимостные параметры промышленных парков Нижегородской области [5].

Методология

В Нижегородской области значение индекса по управленческой составляющей имеет значение – 0,387, общий уровень инвестиционной привлекательности – IC3 (высокая инвестиционная привлекательность – третий уровень).

Региональные меры поддержки промышленных парков и промышленных технопарков:

В Нижегородской области реализуется Программа «Комплектующие изделия».

Авторами рассматривается осуществление программы на примере ООО «Литейный завод «РосАЛит», который входит в автомобильный холдинг SOLLERS. Стоимость проекта: 408,4 млн руб. Сумма займа: 323 млн руб. С привлечением займа предприятие запустит целиком автоматизированное производство алюминиевых деталей для двигателей к автомобилям марок Hyundai, Kia, Ford, Citroёn и Peugeot. «РосАЛит» ежегодно будет выпускать порядка 180 тыс. деталей для этих двигателей. Увеличение технического уровня промышленной площадки дает возможность выпускать сложные комплектующие внутри страны, увеличив локализацию двигателей.

Предприятием инвестировано в экономику помимо займа: 62,6 млн руб. Объем выручки составит: 4,3 млрд руб. Объем будущих налоговых поступлений составит: 390,8 млн руб. [6].

В том числе реализуется Программа «Конверсия».

Научно-производственное предприятие «Салют» владеет уникальным сочетанием электровакуумной, гибридной и полупроводниковой технологий. Стоимость проекта: 239,7 млн руб. Сумма займа: 185 млн руб.

Инвестировано в экономику помимо займа: 54,7 млн руб. Объем выручки: 2,4 млрд руб. Объем будущих налоговых поступлений: 545 млн руб.

На предприятии разработано более 200 изделий электронной техники, освоено в серийном производстве 128 изделий. Реализация проекта позволит к 2025 году снизить дефицит до 0,1% [7].

Программа «Комплектующие изделия с региональными фондами развития промышленности».

АО «Дзержинский завод химического оборудования «Заря» – предприятие машиностроительного профиля. Стоимость проекта:134,6 млн руб. Сумма займа от ФРП: 70 млн руб. Сумма займа от РФРП: 30 млн руб.

Будет инвестировано в экономику помимо займа: 122 млн руб. Объем выручки: 406,9 млн руб. Объем будущих налоговых поступлений: 42 млн руб.

Привлеченные средства на покупку производственно-технологического оборудования сократят сроки производства комплектующих. Модернизация увеличит ежеквартальный выпуск комплектующих изделий в среднем на 12 шт. в год. Уровень локализации конечной продукции составит 100% (таблица 1) [8].

Заключение

Авторами предлагается осуществлять запуск механизма единой региональной субсидии.

На фоне появления и динамичного развития новых промышленных парков (более 20% ежегодно) повышается процент их заполняемости резидентами. В России с 2022 года действует новая мера поддержки частных промышленных парков — компенсация до 50% затрат на создание или модернизацию инфраструктуры, закупку оборудования, присоединение к инженерным сетям и погашение кредитов — 15 млн рублей на 1 га общей площади парка и 60 тыс. руб. на 1 кв. м общей площади зданий парков, что улучшает региональную промышленную политику [10].

Список источников

  1. Федеральный закон от 31.12.2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской федерации».
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 г. № 1863 «О промышленных технопарках и управляющих компаниях промышленных технопарков».
  3. Приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 23 июня 2020 г. № 3221 «Об утверждении Перечная требований к объектам технологической инфраструктуры промышленных технопарков».
  4. Приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 22 июля 2020 г. № 2363 «Об утверждении Порядка ведения реестра промышленных технопарков и управляющих компаний промышленных технопарков».
  5. Постановление правительства РФ от 30 октября 2014 г. № 1119 «Об отборе субъектов Российской Федерации, имеющих право на получение государственной поддержки в форме субсидий на возмещение затрат на создание, модернизацию и (или) реконструкцию объектов инфраструктуры индустриальных парков, промышленных технопарков и технопарков в сфере высоких технологий».
  6. Гнездин А.В., Кузнецова С.Н. Оценка эффективности применения технологической инфраструктуры промышленных парков и технопарков. В сборнике: Структурные преобразования экономики территорий: в поиске социального и экономического равновесия. Сборник научных статей 5-й Всероссийской научно-практической конференции. Курск, 2022. С. 103-106.
  7. Кузнецова С.Н., Гнездин А.В., Голыничева Е.М., Рыжакова К.А. Нормативно-правовое регулирование деятельности промышленных технопарков. Московский экономический журнал. 2022. Т. 7. № 3.
  8. Kuznetsova S.N., Romanovskaya E.V., Andryashina N.S., Garina E.P., Kuznetsov V.P. A new paradigm of government support for industrial clusters. В сборнике: Business 4.0 as a Subject of the Digital Economy. Cham, 2022. С. 935-937.
  9. Potasnik Y.S., Artemyeva M.V., Kuznetsova S.N., Garin A.P., Letyagina E.N. The status and trends in innovative activity of industrial enterprises of Nizhny Novgorod region. Lecture Notes in Networks and Systems. 2020. № 73. С. 525.
  10. Potashnik Y.S., Garina E.P., Kozlova E.P., Kuznetsova S.N., Garin A.P. Impact on risk factors of industrial enterprises. Advances in Research on Russian Business and Management. 2021. Т. 2021. С. 617-623.

References

  1. Federal Law № 488-FZ of December 31, 2014 «On Industrial Policy in the Russian Federation».
  2. Decree of the Government of the Russian Federation of December 27, 2019 № 1863 «On industrial technology parks and management companies of industrial technology parks».
  3. Order of the Ministry of Industry and Trade of the Russian Federation dated June 23, 2020 № 3221 «On Approval of the List of Requirements for Technological Infrastructure Facilities of Industrial Technoparks».
  4. Order of the Ministry of Industry and Trade of the Russian Federation dated July 22, 2020 № 2363 «On Approval of the Procedure for Maintaining the Register of Industrial Technoparks and Management Companies of Industrial Technoparks».
  5. Decree of the Government of the Russian Federation of October 30, 2014 № 1119 «On the selection of constituent entities of the Russian Federation eligible for state support in the form of subsidies for reimbursement of costs for the creation, modernization and (or) reconstruction of infrastructure facilities of industrial parks, industrial technoparks and technoparks in the field of high technologies».
  6. Gnezdin A.V., Kuznetsova S.N. Evaluation of the effectiveness of the use of the technological infrastructure of industrial parks and technology parks. In the collection: Structural transformations of the economy of territories: in search of social and economic balance. Collection of scientific articles of the 5th All-Russian Scientific and Practical Conference. Kursk, 2022, p. 103-106.
  7. Kuznetsova S.N., Gnezdin A.V., Golynicheva E.M., Ryzhakova K.A. Normative-legal regulation of the activity of industrial technoparks. Moscow Economic Journal. 2022. Vol. 7. № 3.
  8. Kuznetsova S.N., Romanovskaya E.V., Andryashina N.S., Garina E.P., Kuznetsov V.P. A new paradigm of government support for industrial clusters. In the collection: Business 4.0 as a Subject of the Digital Economy. Cham, 2022, p. 935-937.
  9. Potasnik Y.S., Artemyeva M.V., Kuznetsova S.N., Garin A.P., Letyagina E.N. The status and trends in innovative activity of industrial enterprises of Nizhny Novgorod region. Lecture Notes in Networks and Systems. 2020. № 73. p. 525.
  10. Potashnik Y.S., Garina E.P., Kozlova E.P., Kuznetsova S.N., Garin A.P. Impact on risk factors of industrial enterprises. Advances in Research on Russian Business and Management. 2021. T. 2021. p. 617-623.

Для цитирования: Кузнецова С.Н., Козлова Е.П., Некрасов М.Н., Гнездин А.В., Скороходов И.С. Промышленный парк – часть региональной промышленной политики // Московский экономический журнал. 2022. № 10. URL: https://qje.su/otraslevaya-i-regionalnaya-ekonomika/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-10-2022-29/

© Кузнецова С.Н., Козлова Е.П., Некрасов М.Н., Гнездин А.В., Скороходов И.С. 2022. Московский экономический журнал, 2022, № 10.