Московский экономический журнал 1/2021

image_pdfimage_print

DOI 10.24411/2413-046Х-2021-10049

РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА КАК МЕТОД ИНТЕНСИФИКАЦИИ ТЕМПОВ РОСТА ЭКОНОМИКИ РОССИИ

DEVELOPMENT OF THE TRANSPORT COMPLEX AS A METHOD OF INTENSIFYING THE GROWTH RATE OF THE RUSSIAN ECONOMY

Силичев Сергей Алексеевич, Пермский национальный исследова­тельский политехнический университет

Silichev Sergei Alekseevich

Аннотация. В статье рассматривается взаимосвязь транспортного комплекса и экономики России. Анализируя инвестиционную политику государства в отношении транспортной отрасли, можно сказать, что это приводит к экономическому росту.

Summary. The article examines the relationship between the transport complex and the Russian economy. Analyzing the state’s investment policy in relation to the transport industry, we can say that this leads to economic growth.

Ключевые слова: транспортный комплекс, экономика, развитие, дорожная сеть, магистраль.

Keywords: transport complex, economy, development, road network, and highway.

В условиях нестабильной внешнеполитической и кризисной обстановки в стране, важнейшей задачей является создание условий для стабильного экономического роста. Одним из таких условий является эффективная связь между инфраструктурой предприятий. Создание условий для нормального функционирования инфраструктурных связей, приводит к экономическому росту и повышению уровня жизни населения. В качестве таких связей выступает транспортный комплекс.

В данной статье рассматривается  прямое и косвенное влияние развития транспортного комплекса на инвестиционную привлекательность и экономическую привлекательность регионов. Проанализируем отечественный и зарубежный опыт по влиянию транспортного фактора  на экономическую ситуацию регионов и страны.

Стабильное развитие регионов и страны в целом во многом зависит от развитости транспортной инфраструктуры. В литературе [2], отмечается, что транспортная отрасль  сильно влияет на экономику страны. Инвестиции в транспортный комплекс страны, оказывают положительный синергетический эффект на промышленность, производство, торговлю.

С точки зрения отраслевого подхода, под транспортным комплексом обычно понимают совокупность системы грузоотправителя и грузополучателя. Под межотраслевым подходом понимается расширенная система, в которую включены различные комплексы транспортных предприятий: логистических, погрузочных, транспортирующих, сервисных и обслуживающих организаций [9]. Так же нельзя ограничиваться отраслевыми и межотраслевыми понятиями. Транспорт является неотъемлемой частью производственно-социальной инфраструктуры регионов, обеспечивающей обширное разделения труда, тем самым можно получать положительный экономический эффект, воздействуя на разные отрасли экономики регионов. Экономическая система каждого региона состоит из множества производственных отраслей, которые тесно функционируют между собой благодаря транспортному комплексу. Согласованное развитие этих отраслей оказывает существенное влияние на развитие транспортного комплекса в регионе. На основе этих фактов, можно сказать, что развитие транспортного комплекса дает новые возможности для экономического роста регионов и страны в целом.

Для России с её обширными пространствами, главным условием сохранения и развития экономии является транспортная сеть, в которой есть достаточно проблем. А особое внимание хочется уделить проблеме развития  автомобильного транспорта по причинам:

  • Самая высокая мобильность и маневренность в отличие от остальных видов транспорта;
  • Быстрая доставка срочных и скоропортящихся грузов;
  • Возможность добираться до различных малонаселенных пунктов;
  • Строительство речных портов, железных дорог, аэродромов, предприятий и инфраструктуры начинается так же со строительства автомобильных дорог;
  • Автомобильный транспорт обеспечивает порядка 77% от общего объема грузоперевозок;
  • Автомобильный транспорт обеспечивает порядка 60% от общего перевозок пассажиров (без учета личного транспорта).

Следовательно, чем больше протяженность и разветвленность сети автодорог, тем больше возможностей для экономического роста страны. От состояния транспортного комплекса зависит себестоимость товаров и услуг, конкурентоспособность и эффективность работы всех отраслей экономики регионов и страны. Развитие транспортного комплекса предопределяет скорость обмена товарами и услугами, позволяет добираться в различные отдаленные места, развивает и улучшает жизнь в регионах. Если учитывать только прямое макроэкономическое влияние транспортного комплекса на формирование экономики страны, то оно составляет около 16,7% от ВВП страны. Этот факт еще раз подтверждает необходимость стимулирования транспортного комплекса.

Модернизацию транспортного комплекса следует начать с развития дорожной инфраструктуры. В настоящее время экономика и население страны несут большие потери из-за отставания развитости дорожной сети (Рисунок 1). Отставание дорожной инфраструктуры от экономики приводит к потерям в размере 6% от ВВП [1]. Эти потери происходят по причинам слабой развитости дорожной сети и  плохого технического состояния дорожной инфраструктуры. Из-за высокой степени износа автомобильных дорог и не соответствия нормативным требованиям, стоимость перевозок дополнительно возрастает на 30 – 50%. Иметься большой разрыв в развитии дорожной инфраструктуры между регионами, что усложняет экономический рост слаборазвитых регионов. Если развитие дорожной инфраструктуры продолжит отставать от темпов роста экономики и роста автомобилизации, то в скором времени это приведет к таким последствиям:

  • Снижение конкурентоспособности Российской экономики из-за возрастания транспортных издержек;
  • Увеличение затрат на топливо из-за ненормативного состояния автомобильных дорог;
  • Потеря времени и снижение доступности услуг  медицинской, социальной, культурной, образовательной инфраструктуры;

Затруднение межотраслевого обмена товарами, услугами и деловыми связями.

Сохранение недостаточного нормативного обеспечения экономики страны и населения автомобильными перевозками, приведет к росту экономических потерь перевозок и станет сдерживающим фактором дальнейшего развития экономики. Рисунок 2 наглядно показывает, как влияет улучшение дорожной инфраструктуры на ВВП страны.

Что бы подтвердить важность влияния транспортного комплекса на экономическое развитие регионов и страны в целом обратимся к зарубежному опыту реализации программ развития дорожной инфраструктуры и транспортного комплекса в целом. В странах первого эшелона, развитие дорожной сети, которая будет соответствовать потребностям населения и экономики, относиться к приоритетным задачам. В таких странах как США, Китай, Япония, Германия такие задачи решались при помощи долгосрочных государственных программ развития. При реализации таких программ удавалось решить не только задачу расширения и улучшения дорожной сети, но и улучшить ситуацию в экономической и социальной сфере.

Подробно остановимся на развитии дорожной сети в США. Увеличение объемов дорожного строительства в 1930 году, привело к созданию условий выхода из кризиса. Существующая в те годы транспортная сеть наносила огромный урон экономике из-за автомобильных пробок, потерь времени в пути, транспортных происшествий. Но наибольшее влияние на экономику страны и образ жизни американцев оказала влияние создание в 1973 году скоростной магистрали (Interstate Highway System). В настоящее время скоростная магистраль Interstate Highway System, протяженность которой составляет 1% от общей протяженности дорог США, обеспечивает 25% пассажироперевозок и 45% грузоперевозок автомобильным транспортом и связывает 49 штатов, исключая Аляску. Строительство скоростных магистралей привело к развитию деловой активности между штатами, увеличению инвестиций и появлению новых рабочих мест. Население, в близлежащих районах к магистрали, выросло в пять раз, тем самым увеличивая спрос на стройматериалы и услуги.  Благодаря магистрали появилось десятки тысяч новых предприятий, на которых нашли работу сотни тысяч человек. Товары и услуги, вблизи автострады, стали дешевле на 20-25%.

С появлением скоростной магистрали (Interstate Highway System), затраты на перевозки товаропроизводителей существенно сократились, связно это с повышением скорости потока и доступности, а также удобства магистрали. По оценкам министерства транспорта США, стоимость перевозок грузов по скоростной магистрали на 17% меньше, чем по другим дорогам. Снижение затрат на производство и транспортировку на внутреннем рынке, повысило конкурентоспособность на внешнем рынке.

Система скоростных магистралей позволила сократить время на междугородних маршрутах на 20-45%. На городских участках системы Interstate, экономия времени, по сравнению с другими дорожными сетями, может составлять до 60%. Ранее все богатства концентрировались в крупных городах США, то после появления системы скоростных магистралей привело созданию новых экономических центров. При подключении к системе отстающие сельские районы и затухающие промышленные города — получи новый стимул для развития.

По заключению экономической комиссии США, выгода от системы скоростных магистралей составила 2,1-2,5 трлн. долларов, что в 16-19 раз превышает сумму инвестиций в проект. Как итог, строительство скоростных магистралей принесло результаты:

  • улучшилось качество жизни населения;
  • сокращение времени доставки грузов;
  • снижение издержек  на транспортировку товаров;
  • снижение аварийности на дорогах;
  • рост конкурентоспособности США на мировых рынках;
  • укрепление уровня национальной безопасности.

Основываясь на зарубежном опыте, предлагаю необходимые меры для решения основных общесистемных проблем в автомобильной дорожной сети России:

  • создание системы высокоскоростных автомагистралей, в первую очередь по направлению международных транспортных коридоров (Санкт-Петербург — Вологда — Казань — Оренбург и далее через Республику Казахстан на Западный Китай);
  • создание интеграции разобщенной транспортной сети регионов в единую транспортную сеть страны;
  • увеличение пропускной способности дорожной сети, за счет строительства новых и реконструкции старых дорожных систем;
  • для развития экспортного ориентировкой экономики, следует развивать автомобильные дороги на подходах к пунктам пропуска на государственной границе, к морским и речным портам, аэропортов, крупным транспортным узлам;
  • строительство разноуровневых развязок на федеральных трассах с целью увеличению пропускной способности и ликвидации «узких мест»;
  • создание дорожной сети для обеспечения развития потенциальных точек экономического роста, такие регионов как Сибирь и Дальний Восток.
  • на международных транспортных коридорах, обеспечить свободный проезд транспортных средств  с нагрузкой на ведущую ось 11,5 тонны и общей массой до 44 тонн.   

Так же в рамках развития дорожной сети, следует осуществить развитие инфраструктуры для пассажирских перевозок, которая будет включать в себя высокоскоростное сообщение.

Таким образом, обозначены основные проблемы развития транспортного комплекса в Российской Федерации, определены пути влияния данных проблем на экономику страны. Был приведен зарубежный опыт, который наглядно показывает какое сильное влияние оказывает развитие транспортного комплекса на динамику развития экономики и на конкурентоспособность в мире. Предложены пути развития транспортного комплекса, которые помогут стране выйти на стабильный путь экономического развития.

Список литературы

  1. Транспортная система в России, проблемы и стратегия развития [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://clck.ru/MsVSQ (дата обращения: 15.01.2021)
  2. Автодорожное хозяйство России: перспективы развития и рыночная конъектура [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://thewallstreet.pro/archives/16958 (дата обращения: 20.10.2020)
  3. Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://clck.ru/SqyXB (дата обращения: 22.10.2020)
  4. Министерство транспорта Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://clck.ru/RSboW (дата обращения: 22.10.2020)
  5. Автомагистрали в США [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://clck.ru/RUPVk (дата обращения: 20.10.2020)
  6. История американских скоростных магистралей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://clck.ru/SqyUL (дата обращения: 19.10.2020)
  7. Об утверждении Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://clck.ru/SqyUL (дата обращения: 19.10.2020)
  8. Транспортная стратегия РФ на период до 2030 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://clck.ru/SqyXB (дата обращения: 28.10.2020)
  9. Транспортный комплекс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://clck.ru/SqycL (дата обращения: 20.10.2020)
  10. Модели и элементы транспортных сетей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://clck.ru/SqyeW (дата обращения: 20.10.2020)