Московский экономический журнал 1/2021

image_pdfimage_print

DOI 10.24411/2413-046Х-2021-10048

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ: СПЕЦИФИКА И ПРОБЛЕМЫ

METHODOLOGICAL AND ECONOMIC ASPECTS OF INFORMATION EDUCATION IN A TECHNICAL UNIVERSITY: SPECIFICS AND PROBLEMS                   

Горчакова  Галина  Евгеньевна, кандидат философских наук, доцент  кафедры «517Философия», «Московский авиационный институт (национальный  исслеpsдовательский университет)»

Gorchakova, Galina Evgen’evna, сandidate of Philosophical Sciences, Associate Professor of the Department»517philosophy», Moscow Aviation Institute (national Research University)», gorchakovagalina@yandex.ru

Квон Даниил Андреевич, кандидат политических наук, заведующий кафедрой «517 Философия», Московский авиационный институт (Национальный исследовательский университет)

Kvon Daniil Andreevich, candidate of political science, Head of Department «517 Philosophy», Moscow Aviation Institute (National Research University), docentkvon@yandex.ru 

Аннотация.   В  статье  рассматриваются  основные  особенности информатизации   в целом и специфика информационного  образования  в  техническом  вузе.  Определяются задачи,  направления , проблемы и  реализация   процесса информатизации   в  техническом  вузе.

Summary. The article discusses the main features of informatization in general and the specifics of information education in a technical university. The tasks, directions , problems and implementation of the informatization process in a technical university are determined                                                                                              

Ключевые  слова: информатизация, информационные  технологии, коммерческая  эффективность,  электронный  учебник, конференции в  вузе.

Keywords: informatization, information technologies, commercial efficiency, electronic textbook, conferences at the university.

  Суть обсуждаемой проблемы. Рассмотрение  вопросов роли  информатизации  в системе образования в России. Показать специфику ее реализации  в техническом вузе. 

Основные  предпосылки  развития  информационного  образования  (ИО) связаны  со  стремительным   процессом  информатизации  общества  в  целом. Так, на сегодняшний  день  все  больше  и  больше  людей,  в  том  числе  школьников  и  студентов, имеют   персональные  компьютеры,  подключаются  к  всемирной  сети, Интернету.  Рост  технических  возможностей  средств  информатики  и  снижение  стоимости, делает  их  все  более   доступными.

ИО —   часть  процесса   информатизации  (от лат. informatio — разъяснение, изложение) общества  в  целом,  которую    принято   связывать, по  выражению  С. Лема  с  «информационным  взрывом».  Сущность  его  состоит  в  экспоненциальном  нарастании  количества  социально  значимой  информации  (научной,  технологической,  культурной  и  др.).  Это  явление  наметилось  в конце  XVIII века, когда  переработка  всей  информации  стала  практически  непосильной  для  одного  человека.    

Наиболее   широкий  масштаб  этот  процесс  принял  в  XX веке.  Потребность  в   развитии  производства  информационных  средств  для  создания,  передачи,  хранения,  обработки,  тиражирования  информации  и  автоматизации  информационных  процессов  обусловила  возникновение  наряду  с  традиционными  информационными  технологиями,  базирующимися,  в  основном,  на  «бумажном»  (книги,  газеты  и  т.п.)  и «плёночном» (фото,  кино)  представлении  информации,  новых  информационных  технологий  (НИТ),  основа   которых  —  электронные  средства  информации.   Особую  роль среди НИТ сыграли  ЭВМ  (компьютеры)  и  аудиовизуальные   средства  и др. Информационные  технологии  прочно  и  уверенно  проникают  во все сферы  жизни, становятся  своего рода «продолжениями» человека (Х.М. Мак Люэн).

Информационные  технологии — мощный  преобразователь  в  экономической,  социальной  и  других  видах  деятельности,  требующий  осмысления   и  практической  реализации  в  философском, геополитическом,  экономическом,  правовом  и  производственном  плане.

Человеку   ХХI века, предстоит  участвовать в решении долгосрочных экономических, политических  международных проектах, намеченных обществом,  особо значимых  в   кризисные    и переломные   моменты   исторического  развития.

Современный профессионал —  полноценный   конкурентно- способный   специалист, обладающий специальными  знаниями  и навыками,   патриотическим самосознанием, ценностным отношением   к Отечеству, критическим   мышлением,  имеющий   чувство собственного   достоинства,  долга,   восприимчивостью  к  инновациям, предвидящий   последствия  своей  деятельности   и  несущий   за  них  личную   и   корпоративную  ответственность.  

В процессе обучения  будущий специалист формирует  исследовательскую, общекультурную и  профессиональные  компетенции.

В  современном  мире  огромное  значение  приобретает  международное  экономическое, научное и политическое  сотрудничество,  в  процессе  которого возникают  глобальные  научно — инновационные  системы.  Формируется  всемирный  банк  идей и технологий, своего  рода  планетарный  интеллект.

В стабильно  развивающихся  отношениях  между странами  предпринимаются решительные  шаги в области  инноваций  и  развития.  расширения открытости и кооперации,  конструктивному политическому  и экономическому  диалогу сотрудничеству  с остальным  миром, внося  вклад  в развитие  человечества в целом.

Новая парадигма культуры,  создаваемая  высшей  школой, требует знание  традиций,  особенностей  развития,  философских взглядов  партнеров  взаимодействующих  сторон, ориентируясь,  в том числе  , и на  коммерческую эффективность. 

Формула  Конфуция: «управлять — значит  поступать  правильно»,  имеющая сегодня  конкурентное  преимущество,  вошла  в  повседневную  лексику предпринимателя. Коммерческая  эффективность  специфично проявляется  в становлении  различных  отраслей материального  производства.

Так,  в настоящее  время  появились новые  сведения  о  планах  ракетно-космической  отрасли и  ее  новых  разработках разного рода. Коммерческий  Космос. На рынке коммерческих запусков космических аппаратов наблюдаются весьма интересные явления. Одна из сравнительно молодых частных коммерческих организаций не просто довела свою ракетно-космическую технику до эксплуатации, но и показывает самые серьезные результаты. Ее доля в сфере коммерческих запусков постоянно увеличивается.  В  течение  нескольких  последних лет  на  международном  рынке коммерческих  запусков космических  аппаратов Российские  коммерсанты  не  только  сумели  вывести на  рынок  новые  образцы  техники,  но  и  пользуясь   содействием  третьих  организаций, сумела  отвоевать  заметную  часть  рынка. Не следует  забывать  и  тот факт, что  коммерческие  запуски  ,  в  отличие  от  «государственных»,  позволяют компаниям   и  странам  зарабатывать  серьезные  деньги  на  передовых  технологиях.

Каждое исторически значимое общественное   явление порождает адекватное ему философское  обоснование, методологическую основу  оптимальной  деятельности  человека,   новую  парадигму  культуры.

В сфере  образования  подготавливаются  люди, формирующие  новую  информационную  среду, в которой им  самим предстоит  жить  и  работать.  

Важная роль информатизации образования состоит в повышении  качества подготовки современных специалистов,  соответствующих требованиям   информационного общества.        Совершенствование  методологии  обучения и формирования мировоззрения  учащихся  ориентировано  на  развитие  интеллектуального духовного потенциала  личности.   Контроль и  оценка  уровня  знаний   обучаемых  также  использует  новейшие  компьютерные  тестирующие,  диагностирующие  методики. 

Система  образования  в России  сегодня основана  на информатизации учебного  процесса.

Принят Закон об образовании в РФ, введены новые ФГОСы,  разрабатывается  федеральная  целевая   программа  развития    электронного   обучения. 

Аналогичные  мероприятия  в  сфере  образования  проводятся  и  в других странах мира.

Так, в США принята стратегия перехода от обучения в классных  комнатах  и  библиотеках  к  обучению  через Интернет.

Во  Франции  заявлено  главной  задачей  образования  внедрение  ИКТ  на  все уровни  обучения  от  детских  садов  до  университетов.

В  Великобритании  реализуется стратегия «овладения  новой  электронной педагогикой ».  

Сегодня  проблемами  внедрения информатизации  образования ( ИО)  занимается  не  только министерство. Создаются специализированные  центры  информатизации и оценки качества образования. Из них,  Институт информатизации образования РАО,  Центр  информатизации образования  в  Иваново.  Они отмечают, что внедрение ИКТ в образовательный процесс позволит    создать новую высокоэффективную  открытую  систему  управления образованием,  обеспечивающую  возможность  получения  качественного самообразования,   системного мышления учащихся.

Информатизация образования  (ИО)– это довольно сложная современная тенденция.  Она связана с  внедрением  в образовательный  процесс  и  новых педагогических  технологий, которые базируются на  использовании  информационных  и  коммуникационных   технологий  (ИКТ) .

Информатизация  образования   — целенаправленно организованный процесс  обеспечения  всей  сферы  образования  методологией, технологией  и  практикой  создания  и  оптимального  использования  научно-педагогических, учебно-методических, программно-технологических разработок.  Они  ориентированы  на  реализацию  дидактических возможностей  ИКТ, применяемых  в  комфортных  и,  что не мало важно,  сберегающих  здоровье условиях.  

По  словам  директора  Института  информатизации  образования  РАО  И.В. Роберта,  ИО – это  процесс  обеспечения  сферы образования  теорией  и  практикой  разработки  и  использования современных  новых  информационных  технологий,  ориентированных  на  реализацию   педагогических  целей  обучения  и  воспитания.     

Первая    концепция  ИО,  разработанная  группой  учёных  под  руководством  А.П. Ершова , появилась  в  СССР  в  1988 г.  Ее  содержание, в   узком  смысле, сводилось  к  формированию  компьютерной  грамотности  как элемента  общеобразовательной  подготовки  человека.  В 90  гг. стала  преобладать  концепция, отражавшая  более  общее  понимание  ИО,  её  связь  с    информатизацией  общества  в  целом.

В  широком  смысле  ИО – комплекс  социально  —  педагогических преобразований,  связанных  с  насыщением  образовательных  систем информационной  продукцией, средствами  и  технологией.

Целью  ИО  является  создание   благоприятных  условий  для  доступа  к учебной,  научной  и   культурной  информации,  тесное  взаимодействие  участников  педагогического  процесса. Повышение  качества  образования    за счет использования    ИКТ на  всех уровнях таким  образом,  изменяет управление  образованием  в  целом.

К  преимуществам   информатизации  образования  можно отнести введение новых  специализированных  дисциплин,  связанных  с изучением  информатики  и  информационных  технологий   в университетах и  в  школах.

Совершенствование   методики   преподавания  традиционных  дисциплин,  путем  моделирования  их  с  помощью специальных  программ. Повышение  эффективности обучения уход  от  стереотипов, дополнительная  мотивация учащихся.  Создание  новых  форм  взаимодействия : учащийся – компьютер. Развивается   альтернативное  и  логическое  мышление.

Формируются  с  помощью  ИКТ  стратегии  поиска решения учебных и практических задач  с  четом  профиля  вуза и  специальности.

Введение  компьютерного  тестирования   позволит  добиться  более  точной  оценки  знаний. Задавая в  произвольном    вопросы  из заложенной  в  компьютер  базы  данных, предлагаются  варианты  ответов. По  количеству  правильных  ответов  выставляется  итоговая  оценка.

Одно  из  основных  средств  информатизации  образования —  электронный  учебник.  Содержащиеся  в  нем  информационные  ресурсы ,  дополнительный  мультимедийный   материал:  текстовая  информация, графика,  иллюстрации , фото,  таблицы, схемы, аудио  и  видеоматериалы, тесты  и  задания,  блок  справочной  информации,  онлайн  – библиотеки и проч. помогут обучаемым намного  лучше  усвоить  материал.

Особенно  удачно  использование  видеоматериалов , фильмов, видеороликов  проходит  при  проведении  КОНФЕРЕНЦИЙ .  Презентация  докладов  может   содержать  не  только  плакаты   и  таблицы, иллюстрировать  основные  моменты  темы,  но  и   видео, аудиоматериалы. Конференции – это инструмент связи  преподавания  философии с учетом  профиля  технического вуза. Их  тематика  приближена к  специфике специальностей  студентов  разных  факультетов, разных   стран, обучающихся  в  Университете.

Сегодня  выделяют  пять основных  направлений процесса  информатизации образования:1) компьютеризация, 2) создание   ресурсных  центров,3)создание информационной  образовательной  среды,  4) повышение  квалификации ППС, 5)разработка   программных  продуктов.

Реализация  поставленных  задач  связана  с   использованием  автоматизированных  банков  данных  научно-педагогической  информации,  информационно — методических  материалов, а  также  коммуникативных  сетей.

Несмотря  на массу преимуществ, информатизация современного образования сталкивается  с  рядом  проблем  и  существенных недостатков:

Это,  прежде  всего, ограничение  живого  общения  между  преподавателем  и учащимися. Преподаватель, по  большей  части, занимается отбором необходимого  материала  и  последующей  его  презентацией, основная  роль  в  процессе  преподавания   постепенно отводится  техническим средствам.

Диалог   между  учащимся  и  компьютером  ведет  к снижению коммуникативных  навыков,  негативно  влияя  на социализацию,  снижая уровень  социальной  активности  не  только  на занятиях, но  и  в  жизни  в  целом.

Использование  готовой  информации  из  Интернета (готовые доклады и рефераты ) мешает  самостоятельному  поиску  и  анализу  информации,   написанию курсовых  и дипломных  работ  с  высоким  уровнем   уникальности.

Возникает  проблема  психических  и физиологических  отклонений, общему снижению  здоровья, постоянная  работа  за  компьютером  может  стать причиной  зависимости,

Феномен «хакерства». Ведет к  появлению  категории  людей,  стремящихся  погрузиться  в  виртуальную  реальность  на  экране  компьютера,  активно  взаимодействовать  с  ним,  но  оторванных  от  реального  мира.

Целый  ряд  проблем  связан  с  правовыми  основами  распространения  информации.  Права  учащихся  на  получение  информации,  защита  от  использования  информации  об  учащихся  другими  лицами,  порой    во  вред  ему,   от  несанкционированного  доступа  к  базам  данных,  авторское  право  и, в  частности,  использование  в  образовательных  целях  информации  на  которую  наложен  запрет  на  бесплатное  распространение  и т.д. Все это  ведет  к необходимости    создания  нормативно – правовой  базы  по  внедрению  в учебный  процесс  ИКТ. Законодательная  база  не   только зафиксирует права  и  обязанности, порядок  внедрения  ИКТ, но  и   затронет   вопрос  авторских  прав  на  электронные  пособия.

Существуют   проблемы,  социально психологического  плана, существенно влияющие  на  скорость  внедрения  ИКТ  в  учебный   процесс.   Сегодня  далеко  не  все  преподаватели  понимают  значимость  перехода  на  новую  систему постоянного  и  непрерывного  применения  ИКТ.   Проводятся  занятия  по  старым  стандартам, без  использования  новых  технологий, методов, программ, приемов  работы. Необходимо  непрерывное повышение  информационной   квалификации  самого преподавателя.  Далеко  не  всех  устраивает  такое положение  дел, и, к  сожалению, далеко  не  все преподаватели   умеют в  полной  мере пользоваться   компьютером.

Таким образом, курс  на  формирование  новой  информационной  среды  общества, информационной  культуры  личности, ведет  к  необходимости  научить  будущих  специалистов  умению  правильно  и  с  пользой  использовать  информационно  — коммуникационные  технологии  как в процессе  обучения,  так и в дальнейшей  научной  и творческой  деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Горчакова Г.Е.  Методологические  аспекты  преподавания  философии  Востока  в техническом вузе в современных  условиях  взаимодействия  стран Евразийского  региона. И-665 INNOVATION  SCIENCE. Сб.научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции (г. Смоленск, 22 июля 2019 года )/МНИЦ « Наукосфера ». Смоленск, 2019.105 с.  ISBN 978-5-906978-45-5
  2. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 109-      110,   Ч312.31
  3. Сайт:    FB.ru: https://fb.ru/article/256501/informatizatsiya-obrazovaniya—eto-tehn)
  4. Бирюкова Н.Б..Новиков А.В.. учебное пособие.  Информатизация процесса профессиональной подготовки специалистов в сфере экономической безопасности Российской Федерацииразовательным процессом.
  5. Горчакова Г.Е  Практическое использование  ИКТ в  процессе преподавания философии в техническом вузе.Сб.научных трудов по материалам VIIIМеждународной научно-практической конференции.«Наука ХХ1 века:открытия,инновации,технологии». (г.Смоленск,13янв 2020.)
  6. Интернет-это интересная педагогика/ В диалоге с семьей. СПБ.,2004.с.13-19.
  7. Матронина Л.Ф. Информационные и коммуникационные технологии в процессе изучения курса философия: Сборник трудов  Ч.3.-М.: МИФИ,2001. С.74-77.
  8. Мотаевская А.П. Использование интернет-коммуникаций в преподавании дисциплины « Основы философии». Наукоград. V Всероссийский фестиваль передового педагогического опыта. « Современные  методы и приемы обучения» , апрель-май 2017г.
  9. Образование и информационная культура. Социологические аспекты. Том 5. Выпуск 7/ Под ред. В.С. Собкина.-М.: Центр социологии и образовния РАО, 2000.- с.404-407.