Московский экономический журнал 5/2023

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 332.38

doi: 10.55186/2413046X_2023_8_5_203

ФОРМИРОВАНИЕ ЗОН С ОСОБЫМИ УСЛОВИЯМИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ АЭРОДРОМА ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ Г. ИРКУТСК

FORMATION OF ZONES WITH SPECIAL CONDITIONS FOR THE USE OF THE TERRITORIES OF THE CIVIL AVIATION AIRPOINT OF IRKUTSK

Юндунов Хубита Иванович, к.г.н., доцент кафедры землеустройства, кадастров и сельскохозяйственной мелиорации, ФГБОУ ВО «Иркутский государственный аграрный университет им. А.А.Ежевского», г. Иркутск, khybita@yandex.ru

Елтошкина Наталья Валерьевна, к.г.н., доцент кафедры землеустройства, кадастров и сельскохозяйственной мелиорации, ФГБОУ ВО «Иркутский государственный аграрный университет им. А.А.Ежевского», г. Иркутск, n.eltoshkina@yandex.ru

Блинов Даниил Дмитриевич, магистр, ФГБОУ ВО «Иркутский государственный аграрный университет им. А.А.Ежевского», г. Иркутск, blinzz@mail.ru

Iundunov Khubita Ivanovich, candidate of geographical sciences, assistant professor Department of Land Management, Cadastre and Agricultural Melioration, FSBEE HE Irkutsk State Agricultural University of A.A. Ezhevsky, Irkutsk, khubita@yandex.ru

Eltoshkina Natalia Valerievna, candidate of geographical sciences, assistant professor Department of Land Management, Cadastre and Agricultural Melioration, FSBEE HE Irkutsk State Agricultural University of A.A. Ezhevsky, Irkutsk, n.eltoshkina@yandex.ru

Blinov Daniil Dmitrievich, master, FSBEE HE Irkutsk State Agricultural University of A.A. Ezhevsky, Irkutsk, blinzz@mail.ru

Аннотация. Зоны с особыми условиями использования территории (ЗОУИТ) приобрели правовой статус самостоятельных объектов учета в едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) относительно недавно. Появление нового объекта учета призвано объединить в себе разрозненные понятия ранее существовавших, таких как «специализированные зоны», а также требует разработки единой методики формирования и внесения границ ЗОУИТ в ЕГРН. Зона с особыми условиями использования территории, устанавливаемая в отношении аэродромов — приаэродромная территория, заслуживает отдельного внимания, так как процесс её формирования значительно отличается от прочих, законодательная база разработана сравнительно недавно, а исследований посвященной данной проблематике не достаточно. Зоны с особыми условиями использования территории формируются для обеспечения безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. На каждой из территории этих зон устанавливается определенный правовой режим их использования. Режим использования этих зон должен совпадать с целями их установления и перечнем разрешенных видов деятельности. Для государства важно, чтобы полная и достоверная информация об обременения была внесена в Единый государственный реестр недвижимости, это позволит своевременно принимать обоснованные управленческие решения при использовании объектов недвижимости. Результатом работы является комплексный анализ процедуры формирования зон с особыми условиями использования территории для внесения в Единый государственный реестр недвижимости подзон и секторов аэродрома гражданской авиации г. Иркутск. На основании выявленных особенностей необходимо отметить, что формирование зон с особыми условиями для приаэродромной территории имеет определенную специфику, с учетом которых не всегда на практике удается соблюсти все требования, установленные нормативно-правовыми документами и регламентами.

Abstract. Zones with special conditions for the use of the territory (ZSCUT) have acquired the legal status of independent accounting objects in the unified state register of real estate (USRRE) relatively recently. The emergence of a new accounting object is intended to combine the disparate concepts of previously existing ones, such as “specialized zones”, and also requires the development of a unified methodology for the formation and introduction of the boundaries of the zones with special conditions for the use of the territory in the unified state register of real estate. The zone with special conditions for the use of the territory, established in relation to aerodromes — the aerodrome territory, deserves special attention, since the process of its formation differs significantly from others, the legislative framework has been developed relatively recently, and research on this issue is not enough. Zones with special conditions for the use of the territory are formed to ensure safety and favorable conditions for human life, limit the negative impact of economic and other activities on the environment. On each of the territories of these zones, a certain legal regime for their use is established. The mode of use of these zones should coincide with the purposes of their establishment and the list of permitted activities. It is important for the state that complete and reliable information about encumbrances be entered in the Unified State Register of Real Estate, this will allow timely making informed management decisions when using real estate. The result of the work is a comprehensive analysis of the procedure for the formation of zones with special conditions for the use of the territory for inclusion in the Unified State Register of Real Estate of subzones and sectors of the civil aviation airfield in Irkutsk. Based on the identified features, it should be noted that the formation of zones with special conditions for the aerodrome territory has certain specifics, taking into account which it is not always possible in practice to comply with all the requirements established by legal documents and regulations.

Ключевые слова: единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), зоны с особыми условиями использования территории (ЗОУИТ), приаэродромная территория, подзоны приародромной территории, секторы подзон аэродрома гражданской авиации г. Иркутск

Keywords: unified State Register of Real Estate (ESRRE), zones with special conditions for the use of the territory (ZSCUT), aerodrome territory, subzones of the aerodrome territory, sectors of the subzones of the civil aviation airfield of Irkutsk 

Введение. После принятия Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Земельном кодексе Российской Федерации появилась целая глава, посвященная зонам с особыми условиями использования территории. Зоны с особыми условиями использования территории устанавливается в отношении объектов недвижимости с целью обеспечения их охраны и безопасной эксплуатации. Для обеспечения заявленных целей в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий [3].

Зона с особыми условиями использования территории, устанавливаемая в отношении аэродромов — приаэродромная территория, заслуживает отдельного внимания, так как процесс её формирования значительно отличается от прочих, законодательная база разработана сравнительно недавно, а исследований посвященной данной проблематике не много.

Новшества законодательства в отношении зон с особыми условиями использования территории направлены на обеспечение общедоступности информации о таких зонах и вводимых ими ограничениях в отношении объектов недвижимости, попадающих в такие зоны. Ранее существовавшая практика предполагала получение такой информации в многочисленных профильных ведомствах. Реестры «специализированных зон» велись такими ведомствами самостоятельно, требования к материалам регулировались ведомственными регламентами и не всегда отражали всю полноту сведений о таких зонах. Большой перечень закрытых сведений об ограничениях использования земельных участков и объектов недвижимости приводил к неопределенности субъектов правоотношений, сложностям в получении материалов, спорным ситуациям при предоставлении земельных участков, бюрократической волоките и затягиванию сроков принятия решений. Для решения этих проблем законодательно установлена необходимость внесения сведений о зонах с особыми условиями использования территории в ЕГРН, определены сроки и единые требования внесения таких сведений. Полномочия по разработке методик формирования ЗОУИТ переданы, от профильных ведомств, Правительству Российской Федерации.

Материалы и методы. Виды зон с особыми условиями использования территории, в том числе приаэродромной территории определены ст. 105 Земельного кодекса Российской Федерации. Приаэродромная территория — не типичный вид зоны с особыми условиями использования территории и установлена Федеральным законом № 135-ФЗ от 01.07.2017 г. Данный Федеральный закон дополнил Воздушный кодекс Российской Федерации статьей 47, полностью посвященной приаэродромной территории, а также внес изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации, в части внесения в правила землепользования и застройки ограничений использования земельных участков, объектов капитального строительства и видов деятельности, накладываемых данной ЗОУИТ [2].

Ограничения использования земельных участков, объектов капитального строительства и видов деятельности, предусмотренные приаэродромной территорией и её подзонами устанавливаются с момента внесения соответствующих сведений в ЕГРН и действуют бессрочно или до момента исключения аэродрома, в отношении которого установлена ПАТ, из Государственного реестра аэродромов или вертолетодромов гражданской, государственной или экспериментальной авиации.

Объектом недвижимости, в отношении которого устанавливается приаэродромная территория является аэродром, который представляет из себя целый комплекс зданий, технических сооружений различного назначения и источников шумового воздействия, порой находящихся друг от друга на большом расстоянии. Сложность конфигурации и состава аэродрома, а также необходимость введения различных ограничений для составных частей аэродрома привели к необходимости разработки нестандартного подхода к установлению в его отношении зоны с особыми условиями использования территории – приаэродромной территории [1]. Отличительной особенностью приаэродромной территории является выделение в её составе семи подзон, каждая из которых накладывает собственные ограничения на земельные участки, объекты капитального строительства и виды деятельности. Перечень таких ограничений содержится в п. 3 ст. 47 Воздушного кодекса РФ:

  • первая подзона, в которой запрещается размещать объекты, не предназначенные для организации и обслуживания воздушного движения и воздушных перевозок, обеспечения взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов;
  • вторая подзона, в которой запрещается размещать объекты, не предназначенные для обслуживания пассажиров и обработки багажа, грузов и почты, обслуживания воздушных судов, хранения авиационного топлива и заправки воздушных судов, обеспечения энергоснабжения, а также объекты, не относящиеся к инфраструктуре аэропорта;
  • третья подзона, в которой запрещается размещать объекты, высота которых превышает ограничения, установленные уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти при установлении соответствующей приаэродромной территории;
  • четвертая подзона, в которой запрещается размещать объекты, создающие помехи в работе наземных объектов средств и систем обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи, предназначенных для организации воздушного движения и расположенных вне первой подзоны;
  • пятая подзона, в которой запрещается размещать опасные производственные объекты, функционирование которых может повлиять на безопасность полетов воздушных судов;
  • шестая подзона, в которой запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц;
  • седьмая подзона, в которой в целях предотвращения негативного физического воздействия устанавливается перечень ограничений использования земельных участков, определенный в соответствии с земельным законодательством с учетом положений настоящей статьи. При этом под указанным негативным физическим воздействием понимается несоответствие эквивалентного уровня звука, возникающего в связи с полетами воздушных судов, санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Большая часть территории г. Иркутск находится в зонах с ограничениями в использовании земельных участков, объектов капитального строительства и видов деятельности, предусмотренные приаэродромной территорией и её подзонами аэродрома гражданской авиации г. Иркутск.

Формирование зоны с особыми условиями использования территории осуществлялась путем определения координат границы её контура на определенном расстоянии от контура объекта недвижимости, в отношении которого устанавливается такая зона, в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации положением [9].

В каждой подзоне могут быть выделены секторы и граница контура приаэрадромной территории в таком случае определяется как совокупность границ контуров семи подзон и расположенных в них секторов. При этом каждая подзона с точки зрения государственного кадастрового учета (ведения ЕГРН) рассматривается как отдельный объект, то есть самостоятельная ЗОУИТ и требует подготовки отдельного комплекта документов. В отношении секторов подзон складывается противоречивая ситуация, при которой законодательство с одной стороны допускает внесение секторов в ЕГРН, с другой не предоставляет возможностей для фактического учета секторов в качестве частей ЗОУИТ, а не самостоятельных объектов. Позиция Росреестра по вопросу о внесений сведений в ЕГРН секторов обозначена в письме Минстрою России 11-8999-АБ/22 от 14.10.2022 г. Сектора могут быть внесены в ЕГРН при их графическом описании как отдельные ЗОУИТ (то есть в подзоне отдельная зона в полном соответствии с Положением № 1460 от 02.12.2017).

Седьмая подзона приаэродромной территории представляет из себя санитарно-защитную зону аэродрома, в которой, согласно п. 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200–03 запрещается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также других территорий с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования [5]. В условиях, когда аэродром гражданской авиации г. Иркутск находится в черте города, ограничения накладываемые седьмой подзоной приаэродромной территории, становятся серьезной проблемой для жизни людей и дальнейшего развития города Иркутска и прилегающих населенных пунктов Иркутского района.

Нововведением в правилах выделения седьмой подзоны ПАТ является п. 3.2 ст. 47 Воздушного кодекса Российской Федерации, которой предусматривается возможность применения при строительстве, реконструкции, эксплуатации объектов недвижимости мер по предупреждению и (или) устранению негативного физического воздействия и по результатам расчета и оценки рисков для здоровья человека, проведенных в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями. Фактически, в Воздушном кодексе закреплена возможность отступления от жестких требований СанПиН, которая на практике может быть реализована в выделении в седьмой подзоне нескольких секторов. Один из секторов может быть расположен непосредственно на аэродроме и близлежащей территории. В таком секторе, за счет значительного шумового воздействия, требования СанПиН будут соблюдаться полностью. Второй сектор, шумовое воздействие в котором может быть предупреждено путем разработки при проектировании объектов недвижимости дополнительных мер или устранено путем применения аналогичных мер для уже построенных объектов недвижимости.

Результаты и их обсуждение. На основании проведенных исследований данной проблематики с учетом правил выделения подзон, предложен вариант секторов седьмой подзоны приаэродромной территории (рисунок 2), такой подход впервые реализован на аэродроме гражданской авиации г. Иркутск.

На рисунке 2 зеленым цветом выделен сектор 7.2, для которого приняты ограничения застройки и видов деятельности, предусмотренные СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200–03. Красным цветом выделен сектор 7.1, в котором строительство или реконструкция объектов жилого или социального назначения допускается при условии выполнения следующих условий:

  • строительство или реконструкция, эксплуатация объектов лечебно-оздоровительных организаций (в том числе — поликлиник, амбулаторий, диспансеров, больниц, санаториев, пансионатов и иных);
  • объектов образовательных организаций (в том числе — общеобразовательные и специальные школы, общеобразовательные организации со специальными наименованиями «президентское кадетское училище», «суворовское военное училище», «нахимовское военно-морское училище», «кадетский военный корпус», «кадетская школа», «кадетский корпус», «казачий кадетский корпус» и профессиональные образовательные организации со специальным наименованием «военно-музыкальное училище», дошкольные образовательные организации, организации среднего и высшего профессионального образования, организации дополнительного образования, школы- интернаты);
  • объектов социального, культурного и оздоровительного назначения (в том числе — интернатов, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, домов отдыха, пансионатов, библиотек, концертных и выставочных залов, многоцелевых залов, театров, спортивных залов, физкультурно-оздоровительных комплексов);
  • объектов бытового обслуживания (в том числе — гостиниц, предприятий бытового обслуживания, кафе, ресторанов, столовых);
  • объектов жилого назначения (в том числе — многоквартирные и индивидуальные жилые дома, общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов). При условии применении мероприятий по защите указанных помещений от проникающего авиационного шума летящих воздушных судов или мероприятий по защите территорий от наземных источников шума.

Следует отметить, что в соответствии с частью 13 статьи 4 Федерального закона от 1 июля 2017 г. №135-ФЗ вышеуказанные ограничения не применяются в отношении земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости, права на которые возникли у граждан или юридических лиц до дня установления седьмой подзоны приаэродромной территории, а также в отношении объектов недвижимости, разрешение на строительство которых получено до установления этой подзоны, или в случаях, если для строительства, реконструкции указанных объектов недвижимости не требуется выдача разрешения на строительство в отношении объектов недвижимости, строительство которых начато до установления этой подзоны. В этом случае, возмещение убытков указанным лицам в связи с установлением седьмой подзоны приаэродромной территории не осуществляется.

Выводы. Таким образом на основании вышеизложенного можно отметить, что существующая законодательная база Российской Федерации не в полной мере отражает порядок формирования и внесения в единый государственный реестр недвижимости сведений о секторах приаэродромных территорий и требуется её совершенствование. Особенность формирования приаэродромной территории гражданской авиации города Иркутская обусловлена тем, что аэродром расположен практически в центре города Иркутск, напрямую влияя на качество жизни большинства жителей близлежащих микрорайонов и населенных пунктов Иркутского района. Для выявления, систематизации и недопущения новых проблем с землепользованием и реализации различных прав на землю, приаэродромные территории и их сектора должны быть установлены для всех аэродромов, особенно таких как Иркутский аэродром гражданской авиации.

Список источников

  1. Блинов Д.Д. Определение координат характерных точек границы контура приаэродромной территории для внесения в ЕГРН / Д.Д. Блинов, Д.А. Кузнецова, Х.И. Юндунов // Аграрная наука в инновационном развитии агропромышленного комплекса Иркутской области. – п. Молодежный: ИрГАУ, 2023. – С. 189-191.
  2. Воздушный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: от 19.03.1997 № 60-ФЗ (ред. от 29.12.2022) (с изм. и доп. 01.03.2023 // КонсультантПлюс: справ. правовая система.
  3. Земельный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: от 25 окт. 2001 № 136-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // КонсультантПлюс: справ. правовая система.
  4. Клименко Д. И. Установление территорий с особыми условиями использования на примере зон затопления и подтопления в населенных пунктах Томской области /Д. И. Клименко, Х. И. Юндунов //Научные исследования и разработки к внедрению в АПК. – п. Молодежный: ИрГАУ, 2021. — С. 91-97.
  5. О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»: Постановление Главного государственного санитарного врача РФ № 74 от 25.09.2007 (ред. от 25.04.2014) // КонсультантПлюс: справ. правовая система.
  6. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны: Федеральный закон № 135 от 01.07.2017 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справ. правовая система.
  7. О внесении изменения в приложение к приказу Федерального агентства воздушного транспорта от 25.05.2019 г. № 421-П «Об установлении приаэродромной территории аэродрома гражданской авиации Иркутск»: Приказ Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) от 30.12.2021 № 1023-П.
  8. О методических рекомендациях по разработке проекта решения об установлении приаэродромных территорий аэродромов гражданской авиации Российской Федерации: Письмо Федерального агентства воздушного транспорта Исх-47904/04 от 27.10. 2020.
  9. Об установлении приаэродромной территории аэродрома гражданской авиации Иркутск: Приказ Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) № 421-П от 29.05.2019.
  10. Положение о приаэродромной территории: Постановление Правительства Российской Федерации № 1460 от 02.12.2017 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справ. правовая система.

References

  1. Blinov D.D. Opredelenie koordinat harakternyh tochek granicy kontura priaerodromnoj territorii dlya vneseniya v EGRN / D.D. Blinov, D.A. Kuznecova, H.I. Iundunov // Agrarnaya nauka v innovacionnom razvitii agropromyshlennogo kompleksa Irkutskoj oblasti. – p. Molodezhnyj: IrGAU, 2023. – S. 189-191.
  2. Vozdushnyj kodeks Rossijskoj Federacii [Elektronnyj resurs]: ot 19.03.1997 № 60-FZ (red. ot 29.12.2022) (s izm. i dop. 01.03.2023 // Konsul’tantPlyus: sprav. pravovaya sistema.
  3. Zemel’nyj kodeks Rossijskoj Federacii [Elektronnyj resurs]: ot 25 okt. 2001 № 136-FZ (red. ot 03.07.2016) (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.01.2017) // Konsul’tantPlyus: sprav. pravovaya sistema.
  4. Klimenko D. I. Ustanovlenie territorij s osobymi usloviyami ispol’zovaniya na primere zon zatopleniya i podtopleniya v naselennyh punktah Tomskoj oblasti /D. I. Klimenko, H. I. Iundunov //Nauchnye issledovaniya i razrabotki k vnedreniyu v APK. – p. Molodezhnyj: IrGAU, 2021. — S. 91-97.
  5. O vvedenii v dejstvie novoj redakcii sanitarno-epidemiologicheskih pravil i normativov SanPiN 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Sanitarno-zashchitnye zony i sanitarnaya klassifikaciya predpriyatij, sooruzhenij i inyh ob»ektov»: Postanovlenie Glavnogo gosudarstvennogo sanitarnogo vracha RF № 74 ot 25.09.2007 (red. ot 25.04.2014) // Konsul’tantPlyus: sprav. pravovaya sistema.
  6. O vnesenii izmenenij v otdel’nye zakonodatel’nye akty Rossijskoj Federacii v chasti sovershenstvovaniya poryadka ustanovleniya i ispol’zovaniya priaerodromnoj territorii i sanitarno-zashchitnoj zony: Federal’nyj zakon № 135 ot 01.07.2017 [Elektronnyj resurs] // Konsul’tantPlyus: sprav. pravovaya sistema.
  7. O vnesenii izmeneniya v prilozhenie k prikazu Federal’nogo agentstva vozdushnogo transporta ot 25.05.2019 g. № 421-P «Ob ustanovlenii priaerodromnoj territorii aerodroma grazhdanskoj aviacii Irkutsk»: Prikaz Federal’nogo agentstva vozdushnogo transporta (Rosaviaciya) ot 30.12.2021 № 1023-P.
  8. O metodicheskih rekomendaciyah po razrabotke proekta resheniya ob ustanovlenii priaerodromnyh territorij aerodromov grazhdanskoj aviacii Rossijskoj Federacii: Pis’mo Federal’nogo agentstva vozdushnogo transporta Iskh-47904/04 ot 27.10. 2020.
  9. Ob ustanovlenii priaerodromnoj territorii aerodroma grazhdanskoj aviacii Irkutsk: Prikaz Federal’nogo agentstva vozdushnogo transporta (Rosaviaciya) № 421-P ot 29.05.2019.
  10. Polozhenie o priaerodromnoj territorii: Postanovlenie Pravitel’stva Rossijskoj Federacii № 1460 ot 02.12.2017 [Elektronnyj resurs] // Konsul’tantPlyus: sprav. pravovaya sistema.

Для цитирования: Юндунов Х.И., Елтошкина Н.В., Блинов Д.Д. Формирование зон с особыми условиями использования территорий аэродрома гражданской обороны г. Иркутск // Московский экономический журнал. 2023. № 5. URL: https://qje.su/nauki-o-zemle/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-5-2023-11/

© Юндунов Х.И., Елтошкина Н.В., Блинов Д.Д. 2023. Московский экономический журнал, 2023, № 5.