Московский экономический журнал 12/2023

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 332.332

doi: 10.55186/2413046X_2023_8_12_666

РЕАЛИЗАЦИЯ МЕХАНИЗМА ВОВЛЕЧЕНИЯ В ОБОРОТ НЕИСПОЛЬЗУЕМЫХ ЗЕМЕЛЬ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

IMPLEMENTATION OF THE MECHANISM FOR INVOLVING UNUSED INDUSTRIAL LANDS IN CIRCULATION

Лапоух Евгения Александровна, аспирант кафедры управления земельными ресурсами и объектами недвижимости, ФГБОУ ВО Государственный Университет по землеустройству, E-mail: lapoykhevg@gmail.com

Столяров Виктор Михайлович, к.э.н, доцент кафедры управления земельными ресурсами и объектами недвижимости, доцент, ФГБОУ ВО Государственный Университет по землеустройству, E-mail: vms88@inbox.ru

Lapoukh Evgeniya Aleksandrovna, Postgraduate student of the Department of Real Estate Economics, State University of Land Management, E-mail: lapoykhevg@gmail.com

Stolyarov Viktor Mikhailovich, Ph.D. in Economics, Associate Professor of the Department of Land Resources and Real Estate Management, State University of Land Management, E-mail: vms88@inbox.ru

Аннотация. Рациональное использование земли и контроль за соблюдением соответствия этого использования ее категории и целевому назначению лежит в основе организации эффективного землепользования и хозяйствования.
К сожалению, на сегодняшний день сложилась не самая простая ситуация, когда имеются значительные площади земель, которые либо используются с нарушением законодательства, либо не используются вовсе – как результат хищнической эксплуатации и накопленной в ее результате деградации. Наличие неиспользуемых земельных участков на территории нашей страны оказывает резко негативное влияние на реализацию эффективной земельной политики. Указанное требует безотлагательной разработки эффективной системы мер, препятствующей развитию этих негативных явлений. В частности, одним из решением данной проблемы должна стать выработка единого механизма по вовлечению проблемной части земельных участков в нормальный хозяйственный оборот, что безусловно позитивно скажется на развитии экономики регионов и страны в целом.

Abstract. Rational use of land and control over compliance with this use with its category and intended purpose is the basis for the organization of effective land use and management. Unfortunately, today there is not the simplest situation when there are significant areas of land that are either used in violation of the law, or are not used at all – as a result of predatory exploitation and accumulated degradation as a result. The presence of unused land plots on the territory of our country has a sharply negative impact on the implementation of an effective land policy. This requires the urgent development of an effective system of measures to prevent the development of these negative phenomena. In particular, one of the solutions to this problem should be the development of a unified mechanism for involving the problematic part of land plots in normal economic turnover, which will certainly have a positive impact on the development of the economy of the regions and the country as a whole.

Ключевые слова: неиспользуемые земельные участки, земли промышленности, вовлечение в оборот, механизм вовлечения в оборот, инвестиционные площадки

Keywords: unused land plots, industrial lands, involvement in turnover, mechanism of involvement in turnover, investment sites

Введение

Проблемам, посвященным вопросам организации использования заброшенных, деградированных, используемых с нарушением законодательства и иных, нормальным образом не участвующих в экономической деятельности, земельных участков посвящено достаточно большое количество статей и трудов (Дуденков, 2023; Мурашева, 2019, 2023;  Хлыстун, 2020). Однако далеко не всем вопросам уделено достаточное внимание, ввиду как сложности самого явления, так и непростой динамики его развития. Авторами будут рассмотрены отдельные аспекты информационного обеспечения выявления неиспользуемых земель и предложены способы организации их использования [10,11,12].

Для эффективной реализации программы введения в оборот неиспользуемых земель требуется актуальная и достоверная информация о качественных и количественных характеристиках земельных участках и объектах капитального строительства. Информационные платформы содержащие сведения о рассматриваемых в статье объектах не позволяют в полной мере осуществить комплексное и рациональное управление земельными ресурсами, а также препятствует эффективному вовлечению неиспользуемых земельных участков в хозяйственный оборот.

Необходимость выработки методических положений введения в оборот неиспользуемых земель промышленности транспорта, связи, обороны и иного специального назначения обусловлена отсутствием единого механизма, закрепленного законодательством, по вовлечению заброшенных земельных участков в хозяйственный оборот. Названное определяет актуальность темы представленного исследования.

Содержание «неиспользования» земель и формальные признаки их неиспользования

Несмотря на тот факт, что проблема неиспользования или использования не по целевому назначению встречается практически в каждой категории земель, в законодательстве отсутствует четкое определение неиспользуемого земельного участка.

Так, для определения неиспользуемого земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения руководствуются Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020
N 1482 «О признаках неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации», согласно которому:

  • на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы, либо закустаренность земельного участка составляет свыше 15 процентов всей территории (на остальных видах угодий свыше 30 процентов);
  • на сенокосах не производится сенокошение, в случае культурных сенокосов на пастбищах выпас скота;
  • на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений, либо раскорчевка списанных насаждений [1].

К сожалению, для остальных случаев отсутствует законодательное определение признаков неиспользования земельных участков, и не дается каких-либо количественных оценок и шкал, позволяющих измерить степень неиспользования. Кроме того, стоит отметить, что прослеживаются общие проблемы, приводящие к увеличению площади неиспользованных или заброшенных земельных участков. На наш взгляд к основным можно отнести:

1) несоответствие целевого назначения земель населенных пунктов планам планировок территории, означающее что землепользователи не могут получить разрешительные документы и различные согласования в профильных комитатах по архитектуре и градостроительству. Суды по этим   основаниям   отказывают   в   изъятии   земель, а земля остается бесхозной долгое время.

2) наличие земельных участков с неуточненным статусом. К примеру, согласно генеральному плану земельный участок не предназначен для сельскохозяйственного производства, и для дальнейшего использования необходимо изменить его назначение на гражданско-промышленное. Решение данной проблемы может занимать до нескольких лет, а земельный участок так и остается неосвоенными.

3) низкая степень привлечения к ответственности за нарушения земельного законодательства;

4) механизм изъятия земель через суд является недостаточно эффективным. Так, после завершения процедуры изъятия, земельный участок поступает не в государственный фонд, а реализуется судом через проведение аукциона, а вырученные средства затем возмещаются собственнику земли. Бывают и такие случаи, когда не только сам землепользователь присутствует на торгах, но и аффилированные с ним лица. По итогу земельный участок возвращается в пользование своему первоначальному правовладельцу и продолжает оставаться заброшенным.

5) законодательные пробелы. В основе данной проблемы здесь можно выделить отсутствие в законодательстве четкого определения неиспользуемого земельного участка и механизма по вовлечению неиспользуемых земельных участков в хозяйственный оборот;

6) экономическая нецелесообразность. Ввиду отсутствия должной материально- технической базы, недостаточной государственной финансовой поддержки, срок окупаемости работ, связанных с земельными участками увеличивается, что для некоторых землепользователей является нецелесообразным, а потенциальному инвестору может принести множество рисков;

7) социальные причины. Отсутствие перспективного рынка труда, несоответствующая и нарушенная экология ведет к масштабным перекосам в расселении жителей и вызывает отток трудоспособного населения.

Все вышеуказанные причины ведут к простаиванию земельных участков, развитию негативных процессов и при возможном вовлечении в оборот потребуется немалый объем финансирования для возобновления деятельности на таких территориях. Более того, вызывают серьезные опасения и такие случаи, когда восстановить нарушенные земельные участки невозможно вовсе.

Отдельный пласт проблем связан с земельными долями. Напомним, что этот механизм приватизации земель сельскохозяйственного назначения задумывался авторами реформы как временный, чей срок использования не должен был превышать нескольких лет, но по прошествию уже более тридцати лет – продолжает существовать. По данным государственного доклада Росреестра на 01.01.2023 года площадь невостребованных земельных долей на территории Российской Федерации насчитывается 87 918,5 тыс. га, что составляет 5,1% от всей площади земельного фонда [2].

Законодательное стимулирование освоения неиспользуемых земельных участков

Говоря о вовлечении в оборот неиспользуемых земельных участков, необходимо иметь представление о самом понятии оборота земельных участков. К сожалению, до настоящего времени терминология оборота земель не раскрыта. Но в научной литературе встречаются такие выражения как «экономический оборот», «гражданский оборот», либо же просто «оборот». Стоит согласиться с Ю.В.Виниченко, что гражданский оборот является правовой формой экономического оборота. Так, под гражданским оборотом автор понимает переход прав от одного лица к другому, а вот уже непосредственный переход благ – экономический оборот [8].

Стоит отметить, выявление неиспользуемых земель является прямой обязанностью территориальных уполномоченных органов исполнительной власти, осуществляющих муниципальный земельный контроль и проводящих регулярную инвентаризацию. К примеру, на территории Рязанской области, при выявлении земельных участков, имеющих признаки неиспользуемого, должностное лицо выезжает на территорию земельного участка, для фиксации факта признаков неиспользования. По результатам проверки составляется акт инвентаризации с приложением фото- и видеоматериалов. Дополнительно направляются запросы в следующие ведомства:

  • территориальное Управление Росреестра для представления сведений о государственной регистрации прав на земельный участок и сделок с ним;
  • территориальное Управления Росимущества для получения сведения о видах собственности на интересуемый земельный участок;
  • Департамент градостроительства и архитектуры для получения сведений о функциональных зонах и видах функционального назначения земельного участка;
  • Федеральная налоговая служба для предоставления сведений о поступлении налогов с использования земельного участка;
  • Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования сведения о использовании и охране природных ресурсов и объектов животного мира, а также обращением с отходами [14].

После получения информации о собственнике земельного участка, муниципальный орган исполнительной власти направляет в адрес собственника уведомление с требованием устранения ненадлежащего использования земельного участка.  Если в срок не более чем четыре месяца со дня поступления уведомления, собственник не выполняет требования муниципальное образование принимает решения об изъятии земельного участка ввиду его ненадлежащего использования.

Ст.286 ГК РФ, определяется порядок изъятия земельного участка, находящегося в частной собственности, ввиду его ненадлежащего использования:

«1. Орган государственной власти или местного самоуправления, уполномоченный принимать решения об изъятии земельных участков по основаниям, предусмотренным статьями 284 и 285 настоящего Кодекса, а также порядок обязательного заблаговременного предупреждения собственников участков о допущенных нарушениях определяются земельным законодательством.

  1. Если собственник земельного участка письменно уведомит орган, принявший решение об изъятии земельного участка, о своем согласии исполнить это решение, участок подлежит продаже с публичных торгов.
  2. Если собственник земельного участка не согласен с решением об изъятии у него участка, орган, принявший решение об изъятии участка, может предъявить требование о продаже участка в суд» [3].

В случае если собственник не установлен, то уполномоченный орган размещает на официальном сайте муниципального образования объявление о необходимости явки собственника данного земельного участка. В случае неявки собственника в течении 30 дней, орган местного самоуправления обязан разместить на сайте администрации о возможности льготного приобретения в собственность земельных долей по цене не более 15% от кадастровой стоимости или взятия в аренду земельных долей по цене 0,3% его кадастровой стоимости. Дополнительно направляются запросы в бюро технической инвентаризации и местное управление Росреестра для установления границ с целью последующей постановки на кадастровый учет и регистрации земельного участка.

Таким образом, процесс вовлечения в оборот неиспользуемых земельных участков состоит из трех направлений (рисунок 1).

Рассмотрим некоторые из особенностей неиспользуемых земель промышленности более подробно.

Существуют и такие неиспользуемые земельные участки, которые имеют специфические функции предыдущего использования. К таким относятся неиспользуемые земли промышленности транспорта, связи, обороны и иного специального назначения. На таких землях могли располагаться:

  • вспомогательные здания и сооружения для размещения и эксплуатации административных, бытовых, промышленных, горнодобывающих, транспортных и других предприятий, строительства подъездных путей и инженерных коммуникаций, организации промышленного производства, строительства транспортных магистралей, прокладки линий связи и электропередачи;
  • территории военных полигонов и частей, где происходили боевые действия и занятия в учебных целях;
  • складские помещения, предназначенные для хранения боеприпасов и военной техники.
  • военно – бытовые сооружения. К примеру, это могут быть скважины для питьевого или хозяйственно-бытового обеспечения территории. Зачастую, такие скважины после обработки остаются заброшенными и открытыми, что влечет за собой риск серьезного загрязнения не только водной среды, но и почвенного покрова.

Такие территории являются непригодными для дальнейшего использования в сельскохозяйственных и лесохозяйственных нуждах [4].

Согласно Федеральному закону от 10.07.2001 N 92-ФЗ «О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории» охрана земель, подвергшихся химическому или ядерному загрязнению, осуществляется с учетом: «…включения в специальные экологические программы мер по социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации в результате радиационных аварий, в том числе мер по охране здоровья таких граждан и их переселению из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению…», а также «…направлений социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, на территориях которых находятся радиационно загрязненные участки…» [5].

Таким образом, при вовлечении в оборот неиспользуемых земельных участков из категории земель промышленности, транспорта, связи, обороны и иного специального назначения важную роль играют данные экологического состояния исследуемой территории.

Также, в случае формировании земельного участка для организации дальнейшего промышленного производства необходимо предусмотреть наличие санитарно-защитной зоны в соответствии с их классификацией. Так п. 3.7 Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года о введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» регулируются размеры санитарно-защитных зон:

«Для промышленных объектов и производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств устанавливаются следующие ориентировочные размеры санитарно-защитных зон:..»

  • «…промышленные объекты и производства первого класса — 1000 м;
  • промышленные объекты и производства второго класса — 500 м;
  • промышленные объекты и производства третьего класса — 300 м;
  • промышленные объекты и производства четвертого класса — 100 м;
  • промышленные объекты и производства пятого класса — 50 м…».

Минимальная площадь озеленения санитарно-защитных зон принимается в зависимости от их ширины. При ширине зоны 300 м озелененные территории должны составлять не менее 60%; при ширине зоны более 300 м и до 1000 м — 50%; при ширине зоны более 1000 м и до 3000 м — 40% [7].

Дополнительно стоить отметить, что не во всех случаях имеются актуальные и достоверные сведения в ЕГРН.  Как правило, документы, удостоверяющие право на эту землю, либо отсутствуют, либо оформлены не полностью. И, если обратиться к публичной кадастровой карте, то точное местоположение таких земельных участков затруднительно обнаружить. Такая проблема идентификации земельных участков связана с тем, что межевые данные либо устарели, либо на таких землях и вовсе не проводились землеустроительные работы.

Для внесения данных в ЕГРН о фактических границах неиспользуемых земельных участков необходимы данные космических снимков для уточнения исторических границах при проведении кадастровых работ для последующей постановки на кадастровый учет [11].

Все вышеперечисленные проблемы значительно тормозят процесс вовлечения неиспользуемых земельных участков в оборот и для их решения требуется вмешательство со стороны государства (таблица 1).

Таким образом, промежуточным этапом механизма вовлечения в оборот является формирование информационной базы данных о наличии неиспользуемых земель промышленности, с указанием их экологического состоянии, границами, площадью, видами предыдущего использования, а также рекомендациям по последующему введению в оборот таких земельных участков на локальном и региональных уровнях [13].

Моделирование механизма введения в оборот неиспользуемых земель промышленности

Одним из потенциально эффективных способов введения в оборот неиспользуемых земель промышленности, находящихся в муниципальной собственности и пригодных для последующего введения в оборот, на наш взгляд, является формирование инвестиционных площадок.

Главной целью и заинтересованностью муниципальных образований является привлечение инвестиций и, как следствие, увеличение бюджета. Это, в свою очередь, позитивно скажется на реализации земельной политики в отношении представителей бизнеса и населения (рисунок 2).

Бывают случаи, когда для предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без торгов имеется необходимость в предварительном согласовании земельного участка с потенциальным инвестором. К примеру, когда земельный участок подлежит образованию или, когда его границы подлежат уточнению. Данное «промежуточное одобрение» подразумевает проведение кадастровых работ и постановку на кадастровый учет в отношении интересуемого земельного участка.

Существует несколько факторов, влияющих на выбор земельного участка (таблица 2).

Таким образом, прежде чем предоставить потенциальному инвестору информацию о будущей инвестиционной площадке муниципальному органу власти необходимо провести ряд последовательных работ, а именно:

  • направить запросы в бюро технической инвентаризации и местное управление Росреестра для установления границ с целью последующей постановки на кадастровый учет и регистрации земельного участка;
  • на основе архивных данных собрать исторические сведения о прошлом практическом назначении исследуемого земельного участка;
  • на основе Правил землепользования и застройки установить вид территориальной зоны и вид разрешенного использования земельного участка;
  • направить запросы в местное управление Росприроднадзора для оценки текущего экологического состояния земельного участка.

На основе полученных данных муниципальный орган власти принимает решение о возможном виде последующего действия на исследуемом земельном участке, а также предоставляет потенциальному инвестору информацию о будущей инвестиционной площадке.

Изложенное в статье не является исчерпывающим перечнем работ и задач, стоящих перед специалистами, органами власти и ответственными землепользователями в части вовлечения в хозяйственное освоение брошенных и неиспользуемых земель. Показанный круг проблем очерчивает горизонты для проведения новых исследований и разработки эффективных механизмов стимулирования ответственного, цивилизованного землепользования.

Список источников

  1. О признаках неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 N 1482 // Консультант Плюс: справочно-правовая система. Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  2. Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2022 году Электронный ресурс] / Портал Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. – Режим доступа: https://rosreestr. ru/wps/portal/.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // Российская газета. – 08.12.1994. – №238-239. // Консультант Плюс: справочно-правовая система. Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  4. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 №136-ФЗ // Российская газета. — 30.10.2001. — №211-212. // Консультант Плюс: справочно-правовая система. Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  5. О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 10.07.2001 № 92-ФЗ// Консультант Плюс: справочно-правовая система. Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  6. О государственном экологическом мониторинге (государственном мониторинге окружающей среды) и государственном фонде данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 09.08.2013 № 681 // Собрание законодательства Российской Федерации – 2013. – № 33. – С. 4383. Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  7. Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов [Электронный ресурс]: Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года. – Режим доступа: https://base.garant.ru/.
  8. Виниченко. Ю.В. О соотношении гражданского и экономического оборота // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2015. — №25.
  9. Волков С.Н., Липски С.А. Проблемы действующего правового механизма выявления неиспользуемых земель, принудительного прекращения прав на них и их последующего вовлечения в хозяйственный оборот // Аналитический вестник «О совершенствовании законодательного регулирования оборота земель сельскохозяйственного назначения». — 2016. -№ 24 (623). — С. 14-18.
  10. Дуденков Е.Д., Латыев А.А., Столяров В.М., Ломакин Г.В. Пути вовлечения невостребованных сельскохозяйственных земель владимирской области в экономический оборот // Московский экономический журнал — . 2023. — Т. 8. — № 3.
  11. Мурашева А.А., Лепехин П.П., Столяров В.М., Вдовенко А.В., Мельникова А.А. Концептуальные подходы введения в оборот неиспользуемых земель обороны и безопасности // Journal of Agriculture and Environment — . 2023. — № 10 (38).
  12. Торсунова. О.Ф. Исследование возможности применения космических снимков для определения границ зон с особыми условиями использования территорий // Вестник СГУГиТ (Сибирского государственного университета геосистем и технологий) – 2017. — №3.
  13. Хлыстун В.Н., Мурашева А.А., Столяров В.М. Концептуальные подходы к разработке и реализации программы вовлечения в оборот неиспользуемых сельскохозяйственных земель // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2020. № 5. С. 2-11.
  14. Экология землепользования: Учебное пособие. / Вершинин В.В., Мурашева А.А., Шуравилин А.В., Широкова В.А., Хуторова А.О. – М.: Т8 Издательские технологии, 2015. – 334 с.
  15. Официальный сайт Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://minim.ryazan.gov.ru/ — (дата обращения 20.12.2023)

References

  1. O priznakax neispol`zovaniya zemel`ny`x uchastkov iz zemel` sel`skoxozyajstvennogo naznacheniya po celevomu naznacheniyu ili ispol`zovaniya s narusheniem zakonodatel`stva Rossijskoj Federacii [E`lektronny`j resurs]: Postanovlenie Pravitel`stva RF ot 18.09.2020 N 1482 // Konsul`tant Plyus: spravochno-pravovaya sistema. Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru.
  2. Gosudarstvenny`j (nacional`ny`j) doklad o sostoyanii i ispol`zovanii zemel` v Rossijskoj Federacii v 2022 godu E`lektronny`j resurs] / Portal Federal`noj sluzhby` gosudarstvennoj registracii, kadastra i kartografii. – Rezhim dostupa: https://rosreestr. ru/wps/portal/.
  3. Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (chast` pervaya) ot 30.11.1994 №51-FZ (red. ot 29.12.2017) // Rossijskaya gazeta. – 08.12.1994. – №238-239. // Konsul`tant Plyus: spravochno-pravovaya sistema. Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru.
  4. Zemel`ny`j kodeks Rossijskoj Federacii ot 25.10.2001 №136-FZ // Rossijskaya gazeta.  30.10.2001.  №211-212. // Konsul`tant Plyus: spravochno-pravovaya sistema. Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru.
  5. O special`ny`x e`kologicheskix programmax reabilitacii radiacionno zagryaznenny`x uchastkov territorii [E`lektronny`j resurs]: Federal`ny`j zakon ot 10.07.2001 № 92-FZ// Konsul`tant Plyus: spravochno-pravovaya sistema. Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru.
  6. O gosudarstvennom e`kologicheskom monitoringe (gosudarstvennom monitoringe okruzhayushhej sredy`) i gosudarstvennom fonde danny`x gosudarstvennogo e`kologicheskogo monitoringa (gosudarstvennogo monitoringa okruzhayushhej sredy`) [E`lektronny`j resurs]: Postanovlenie Pravitel`stva RF ot 09.08.2013 № 681 // Sobranie zakonodatel`stva Rossijskoj Federacii – 2013. – № 33. – S. 4383. Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru.
  7. Sanitarno-zashhitny`e zony` i sanitarnaya klassifikaciya predpriyatij, sooruzhenij i iny`x ob«ektov [E`lektronny`j resurs]: Postanovleniem Glavnogo gosudarstvennogo sanitarnogo vracha Rossijskoj Federacii ot 25 sentyabrya 2007 goda. – Rezhim dostupa: https://base.garant.ru/.
  8. Vinichenko. Yu.V. O sootnoshenii grazhdanskogo i e`konomicheskogo oborota // Izvestiya Irkutskoj gosudarstvennoj e`konomicheskoj akademii. — 2015. — №25.
  9. Volkov S.N., Lipski S.A. Problemy` dejstvuyushhego pravovogo mexanizma vy`yavleniya neispol`zuemy`x zemel`, prinuditel`nogo prekrashheniya prav na nix i ix posleduyushhego vovlecheniya v xozyajstvenny`j oborot // Analiticheskij vestnik «O sovershenstvovanii zakonodatel`nogo regulirovaniya oborota zemel` sel`skoxozyajstvennogo naznacheniya». — 2016. -№ 24 (623). — S. 14-18.
  10. Dudenkov E.D., Laty`ev A.A., Stolyarov V.M., Lomakin G.V. Puti vovlecheniya nevostrebovanny`x sel`skoxozyajstvenny`x zemel` vladimirskoj oblasti v e`konomicheskij oborot // Moskovskij e`konomicheskij zhurnal — . 2023. — T. 8. — № 3.
  11. Murasheva A.A., Lepexin P.P., Stolyarov V.M., Vdovenko A.V., Mel`nikova A.A. Konceptual`ny`e podxody` vvedeniya v oborot neispol`zuemy`x zemel` oborony` i bezopasnosti // Journal of Agriculture and Environment — . 2023. — № 10 (38).
  12. Torsunova. O.F. Issledovanie vozmozhnosti primeneniya kosmicheskix snimkov dlya opredeleniya granicz zon s osoby`mi usloviyami ispol`zovaniya territorij // Vestnik SGUGiT (Sibirskogo gosudarstvennogo universiteta geosistem i texnologij) – 2017. — №3.
  13. Xly`stun V.N., Murasheva A.A., Stolyarov V.M. Konceptual`ny`e podxody` k razrabotke i realizacii programmy` vovlecheniya v oborot neispol`zuemy`x sel`skoxozyajstvenny`x zemel` // E`konomika sel`skoxozyajstvenny`x i pererabaty`vayushhix predpriyatij. 2020. № 5. S. 2-11.
  14. E`kologiya zemlepol`zovaniya: Uchebnoe posobie. / Vershinin V.V., Murasheva A.A., Shuravilin A.V., Shirokova V.A., Xutorova A.O. – M.: T8 Izdatel`skie texnologii, 2015. – 334 s.
  15. Oficial`ny`j sajt Ministerstva imushhestvenny`x i zemel`ny`x otnoshenij Ryazanskoj oblasti [E`lektronny`j resurs].  Rezhim dostupa: https://minim.ryazan.gov.ru/ — (data obrashheniya 20.12.2023)

Для цитирования: Лапоух Е.А, Столяров В.М. Реализация механизма вовлечения в оборот неиспользуемых земель промышленности // Московский экономический журнал. 2023. № 12. URL: https://qje.su/nauki-o-zemle/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-12-2023-64/

© Лапоух Е.А, Столяров В.М., 2023. Московский экономический журнал, 2023, № 12.