Московский экономический журнал 12/2023

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 332.3:332.54

doi: 10.55186/2413046X_2023_8_12_624

ЗЕМЕЛЬНЫЙ ФОНД КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ: КЛЮЧЕВЫЕ ВОПРОСЫ И АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ  

LAND FUND OF THE KALININGRAD REGION: KEY ISSUES AND ASPECTS OF IMPROVING LAND RESOURCES MANAGEMENT

Цекоева Фатима Касполовна, к.с.-х., доцент,  Директор НОЦ «Землеустройство, кадастры и мониторинг земель», руководитель образовательных программ направления «Землеустройство и кадастры, ФГАОУ ВО Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, E-mail: tseckoeva@yandex.ru

Марисенкова Наталья Юрьевна, аспирант кафедры землеустройства, ФГБОУ ВО Государственный университет по землеустройству, E-mail: Ryb4insckaja-natali@yandex.ru

Tsekoeva Fatima Kaspolovna,  Candidate of agricultural sciences, Director of the scientific and educational center «Land management, cadastre and land monitoring», the head of educational programs of the direction «Land management and cadastres», Immanuel Kant Baltic Federal University, E-mail: tseckoeva@yandex.ru

Marisenkova Natalia Yurievna, postgraduate student of the Department of Land Management, State University of Land Management, E-mail: Ryb4insckaja-natali@yandex.ru

Аннотация. В статье приведены результаты исследований  аспиранта Марисенковой Н.Ю. и доцента Цекоевой Ф.К. о состоянии земельного фонда Калининградской области по категориям земель, угодьям, формам собственности в динамике за период с 2006 по 2020 гг.

Приводятся данные о динамике качественных показателей земель, их  мелиоративного состояния и земель особо охраняемых территорий и объектов.

Отражены изменения в состоянии земель за указанный период, необходимости организации их рационального использования и охране; о современном состоянии управления земельными ресурсами в Калининградской области и необходимости его совершенствования в природоохранных целях.

В статье приведена структура посевных площадей Калининградской области, использование земель сельскохозяйственного назначения и изменения по их площадям в рассматриваемый период.

Приведенные данные позволили сделать анализ использования земель, их востребованность в сельскохозяйственном обороте. Урожайные данные по основным возделываемым культурам свидетельствуют о культуре осушаемого земледелия в регионе и динамике роста земель сельскохозяйственного назначения.

В статье нашли отражение количественные и качественные показатели мелиоративного состояния земель, площадь осушаемых и орошаемых земель, приводятся данные по глубине залегания грунтовых вод и изменение её показателей при проведении осушительных мелиораций.

Об эффективности использования земельного фонда Калининградской области свидетельствуют приведенные данные урожайности сельскохозяйственных культур, распределение их по формам собственности, механизмы управления земельные ресурсами.

В статье также нашли отражение вопросы планирования и прогнозирования использования земельных ресурсов в регионе, их рационального использования и охраны.

Abstract. The article presents the results of research by graduate student Marisenkova N.Yu. and docent Tsekoeva F.K. about the state of the land fund of the Kaliningrad region by land categories, lands, forms of ownership in dynamics for the period from 2006 to 2020.

Data on the dynamics of qualitative indicators of lands, their reclamation status and lands of specially protected territories and objects are presented.

It reflects changes in the state of lands over the specified period, the need to organize their rational use and protection; about the current state of land management in the Kaliningrad region and the need to improve it for environmental purposes.

The article presents the structure of the acreage of the Kaliningrad region, the use of agricultural land and changes in their areas during the period under review.

The data provided made it possible to analyze the use of land, their relevance in agricultural turnover. Yield data on the main cultivated crops indicate the culture of drained agriculture in the region and the dynamics of agricultural land growth.

The article reflects quantitative and qualitative indicators of the land reclamation status, the area of drained and irrigated lands, provides data on the depth of groundwater and changes in its indicators during drainage reclamation.

The effectiveness of the use of the Kaliningrad Region’s land fund is evidenced by the data on crop yields, their distribution by form of ownership, and land management mechanisms.

The article also reflects the issues of planning and forecasting the use of land resources in the region, their rational use and protection.

Ключевые слова: земельный фонд, категории земель, формы собственности, качественное состояние земель, мелиорация, организация рационального использования земель, охрана земель, управление земельными ресурсами

Keywords: the land fund, land categories, forms of property, the qualitative state of land, reclamation, organization of rational use of lands, land conservation, land resources management

Площадь территории Калининградской области составляет 15,1 тысяч километров квадратных. Численность населения на 1 января 2022 года составила 1027,7 тысяч человек, из которых 228,6 тысяч человек приходится на долю сельского населения [2].

В 2021 году земельный фонд Калининградской области составил 1512,5 тысяч гектаров.

Общая площадь земель, занимаемая лесами, на 2021 год составила 326,5 тысяч гектаров.

Так же на территории области  расположены зоны особо охраняемых природных территорий федерального, регионального и местного значения. На 2021 год площадь особо охраняемых природных территорий федерального значения составила 6,6 тысяч гектаров. А регионального и местного значения – 61,6 тысяч гектаров.

Затраты на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов на 2021 год составили 429619 тысяч рублей [2].

Общая характеристика земельного фонда Калининградской области по категориям земель, угодьям, формам собственности в динамике за 2006-2010, 2011-2015, 2016-2020 гг.

Земли, находящиеся в административных границах Калининградской области, составляют земельный фонд региона, площадь которых согласно данным федеральной статистической отчетности составляет 1512,5 тысяч гектаров.

В составе земельного фонда Калининградской области присутствуют все 7 категорий земель, из которых земли сельскохозяйственного назначения занимают большую площадь – 799,5 тысяч гектаров на 2020 год [3].

Распределение земель региона по категориям в динамике за 2006-2020 года представлено на рисунке №1.

Как видно из диаграммы, за отчетный период количество земель в административных границах Калининградской области осталось неизменно. Так же не претерпевали изменения земли лесного и водного фондов.

Однако наблюдается увеличение земель населенных пунктов, земель  промышленности и иного специального назначения и земель ООПТ, при этом сокращается доля сельскохозяйственных земель к 2020 г., которая составила 799,9 тыс. га. В период 2006-2010 гг. площадь сельскохозяйственных земель достигает максимального показателя – 819,9 тыс. га.

Площадь сельскохозяйственных угодий на 2020 год составила 809,0 тысяч гектаров. Площадь несельскохозяйственных угодий – 703,5 тыс. га. Такими несельскохозяйственными угодьями являются лесные земли,  лесные насаждения, земли под водой, земли застройки, земли под дорогами, болота, нарушенные земли и прочие. Распределение земель Калининградской области по угодьям представлено на рисунке 2 [3].

Как видно из таблицы 1, за исследуемый период количество угодий, занятых многолетними насаждениями, лесными землями, лесными насаждениями, не входящими в лесной фонд, землями под водой, болотами, а так же нарушенными землями, практически осталось неизменно, за исключением 2006 года, где показатели угодий были выше в части  лесных земель (298 тыс. га) и болот (32,5 тыс. га).

Однако в этот период наблюдается увеличение земель застройки, и к 2020 году они достигают максимального показателя 41 тыс. га. Также менялся показатель прочих земель за указанные периоды.

В период 2006 — 2010 гг. площадь прочих земель имела неустойчивый характер и изменялась с 68,6 тыс. га  в 2006 году на 71,1 тыс. га в 2007 и в 2010 годах. Затем она увеличилась в период 2011-2015 гг. и на 2015 достигла максимального показателя – 72,1 тыс. га, который практически не изменился за период 2016-2020 гг.

Согласно среднему показателю за периоды 2006-2010, 2011-2015, 2016-2020 гг. площадь сельскохозяйственных угодий сократилась с 812, 7 тыс. га (максимальный показатель в 2006 году – 812,8 тыс. га) по 809, 3 тыс. га (минимальный показатель в 2020 году – 809 тыс. га).

На 1 января 2022 года по данным федерального статистического наблюдения 609,4 тыс. га земель находилось в частной собственности, что составило 40,3% земельного фонда Калининградской области. Из них площадь земель, находящихся в собственности граждан, составила 439,8 тыс. га, или 29,1% в собственности юридических лиц находилось 169,6 тыс. га, или 11,2% земельного фонда региона. В государственной и муниципальной собственности находится 903,1 тыс. га земли, что составляет 59,7% от площади земельного фонда области [3].

Структура  и динамика площади земель за периоды 2006-2020 года по формам  собственности представлена на рисунке 3.

Согласно представленным данным в период 2016-2020 большая часть земель находилась в частной собственности и составила 608 тыс. га. При этом наблюдается сокращение земель в собственности граждан с 496,2 тыс. га в 2006 году и до 439,0 тыс. га в 2020 году. Параллельно происходит увеличение собственности юридических лиц (в среднем она увеличилась за период 2006-2020 на 43,4 тыс. га или на 2,8%). Площадь земель в государственной и муниципальной собственности уменьшилась (в среднем 19,7 тыс. га или на 1,3%).

Динамика качественного и мелиоративного состояния земель, земель особо охраняемых территорий и объектов

Распространение негативных процессов – водной и ветровой эрозии, засоления, переувлажнения, подтопления и заболачивания почв, развивающихся вследствие действия природных и антропогенных факторов, приводит к снижению плодородия почв. В результате деградированные почвы перестают выполнять природно-хозяйственные функции и могут изменять природно-климатические условия, что приводит к снижению эффективности земледелия и сельскохозяйственного производства в целом (в том числе к выбытию земельных участков из сельскохозяйственного оборота) [2].

На территории Калининградской области распространены такие негативные процессы как водная эрозия и переувлажнение почвы (таблица 1).

Анализ данных показывает, что в 2016 и в 2017 годах в общей обследованной площади (100, 98 тыс. га и 99,12 тыс. га соответственно) на территории Калининградской области наибольшая доля негативных процессов приходилась на водную (41,35 тыс. га, или 40,9%  и 69,69 тыс. га, или 70,3% к общей обследованной площади) эрозию. В другие годы водная эрозия также получила распространение, но на значительно меньших площадях. За отчетный период с 2017 по 2020 г. максимального (100%) показателя достиг процесс переувлажнения почв.

В целях повышения эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения и обеспечения устойчивости сельскохозяйственного производства на территории Калининградской области среди комплекса проводимых мероприятий важная роль отводится мелиорации земель.

Мелиорация обеспечивает гарантированный прирост урожайности сельскохозяйственных культур и способствует предотвращению потерь урожаев за счет их орошения и отвода избыточных вод осушительными системами. В Калининградской области на 1 января 2021 г. имелось 596,322 тыс. га мелиорированных сельскохозяйственных угодий, в том числе 1,822 тыс. га орошаемых и 594,500 тыс. га осушенных.

По мелиоративному состоянию с учетом уровня залегания грунтовых вод и степени засоления осушаемые и орошаемые земли распределяются следующим образом: в хорошем состоянии находятся только осушаемые земли и составляют 38,000 тыс. га, в удовлетворительном – 403,600 тыс. га осушаемых и  0,800 тыс. га орошаемых, в неудовлетворительном – 152,900 тыс. га осушаемых и 1,022 тыс. га орошаемых. Динамика мелиорированного состояния земель  Калининградской области за период 2014-2020 гг. представлена в таблицах 2,3 [4].

Как видно из таблиц 2 и 3, за отчетный период общая площадь орошаемых и осушенных земель не изменилась, площадь орошаемых земель в неудовлетворительном и удовлетворительном мелиоративном состояниях изменялась незначительно, при этом не переходя в хорошее мелиоративное состояние.

Следует отметить, что проведенные в 2019 и 2020 годах мероприятия позволили увеличить площади осушаемых земель удовлетворительного мелиоративного состояния и составили 606,4 тыс. га, тогда как площадь земель неудовлетворительного мелиоративного состояния сократилась и составила 352,5 тыс. га.

По данным Росстата в 2021 году площадь ООПТ регионального и местного значения составила 61,6 тыс. га, что на 0,2 тыс. га меньше, чем в 2020 г. По состоянию на 2021 г. площадь ООПТ федерального значения составила 6,6 тыс. га [2]. Динамика земель ООПТ представлена в таблице 4.

Согласно представленным данным в Калининградской области площадь ООПТ федерального значения остается неизменной и составляет 6,6 тыс. га. Площадь ООПТ местного значения занимает наименьшую часть территории, но, тем не менее, прослеживается небольшая динамика ее увеличения с 0, 04 тыс. га в 2014 году до 0, 3 тыс. га в 2020 году. Площадь ООПТ регионального значения имела неустойчивый характер: с 2014 года она уменьшилась на 0,8 тыс. га и составила в 2015 году 57, 6 тыс. га, затем она начала увеличиваться и в 2017 году достигла своего максимального показателя, который составил  65,7 тыс. га и к 2020 г. снова сократилась на 4,3 тыс. га и составила 61,4 тыс. га.

Положительные и отрицательные изменения в состоянии земель. Современное состояние управления земельными ресурсами и необходимость организации их рационального использования и охрана

В целях мониторинга земель, земельных отношений и совершенствования управления земельными ресурсами, с учетом данных Росреестра необходимо осуществлять анализ постановки на государственный кадастровый учет земель.

Количество земельных участков, сведения о которых содержаться в ЕГРН на 01.01.2022, составляет 418200 единиц (1464,678 тыс. га) или 96,8 % от общей площади земельного фонда Калининградской области [1]. Из них земель сельскохозяйственного назначения насчитывается 95578 земельных участков, площадь которых составляет 892,677 тыс. га [1].

Планирование использования земель и их охраны является важнейшей функцией в системе управления земельными ресурсами, определяющей перспективы рационального землепользования земель. Проведенный анализ из докладов о состоянии и использовании земель за 2021 г. по их экологическому и качественному состоянию показывает деградацию земель на территории Калининградской области. По результатам наблюдений водная эрозия и переувлажнение все также остаются  одними из основных негативных факторов, сдерживающих повышение урожайности сельскохозяйственных культур. В 2021 году на обследованной территории площадью 111,21 тыс. га установлено 33,27 тыс. га или почти 30% территории, подверженной водной эрозии, а также установлено 100% переувлажнение почв данной территории [4].

Так же одной из основных причин снижения уровня плодородия почв является нарушение земель.

По состоянию на 01.01.2021 площадь неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения в Калининградской области составила 319,610 тыс. га, или 39,96% общей площади земель сельскохозяйственного назначения (799,869). Площадь неиспользуемых сельскохозяйственных угодий составила 239,307 тыс. га (33,26% общей площади сельскохозяйственных угодий и 74,6% площади неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения). Неиспользуемая пашня заняла 91,250 тыс. га, или 25,13% общей площади пашни [4].

Причинами неиспользования таких земель является естественный процесс выбытия из сельскохозяйственного оборота малопродуктивных земель с их последующим переводом в иные категории, различные экономические и природные, социальные факторы.

Данные причины требует проведения комплекса мероприятий по улучшению земель и их охране, то есть проведения землеустройства данной территории.

Земельное законодательство зиждиться на основных положениях:

  • Конституции РФ;
  • Земельного кодекса;
  • Федеральных законов: 78-ФЗ, 218-ФЗ, 101-ФЗ, 237-ФЗ, 33-ФЗ, 221-ФЗ и др.;
  • указов Президента РФ;
  • постановлений Правительства РФ;
  • ведомственных нормативно-правовых актов, законов;
  • иные нормативно-правовые акты субъектов РФ: Закон Калининградской области от 21.12.2006 г. № 105 «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Калининградской области»; Закон Калининградской области от 20.01.1998 г. № 47 «О мелиорации земель Калининградской области»[5].

В период 2021-2022 гг. велась работа по совершенствованию нормативно-правового регулирования в сфере земельных отношений, в результате которой были приняты:

  • федеральные законы о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, такие как 430-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации»: в Гражданском кодексе РФ конкретизированы критерии недвижимости, а также дано новое определение понятия «земельный участок»;
  • нормативно-правовые акты Правительства Калининградской области: постановления (№ 609, № 100 «О внесении изменений в порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Калининградской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов» и др.), законы (№ 185 «О внесении изменения в статью 6 Закона Калининградской области № 105 «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Калининградской области»; № 181 «О внесении изменений в отдельные законы Калининградской области в области лесных отношений» и др.)[5].

Главная роль в управлении земельными ресурсами принадлежит государственным органам власти, которые организуют и осуществляют землеустройство, градостроительное зонирование и территориальное планирование, ведение единого государственного кадастра недвижимости, мониторинг земель, контроль за охраной и использованием земель (рисунок 4).

Функции по организации единой системы государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, земельный надзор осуществляет Федеральная служба государственно регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

Функцию ведения Единой цифровой платформы «Национальная система пространственных данных» осуществляет ППК Роскадастр.

Правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество).

Функции нормативно-правовому регулированию, мониторингу сельскохозяйственных земель, а также контроль и надзор в сфере земельных отношений осуществляет Министерство сельского хозяйства РФ.

Функции государственного управления в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения осуществляет Министерство природных ресурсов и экологии РФ.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет государственный земельный контроль и надзор за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения.

Так же существуют специальные управления федеральные службы, являющиеся органом исполнительной власти, который осуществляет функции по контролю и надзору в соответствующих сферах:

  • Росприроднадзор (Федеральная служба по надзору в сфере природопользования) — контроль и надзор в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды;
  • Россельхознадзор (Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору) — земельный надзор на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;
  • Рослесхоз (Федеральное агентство лесного хозяйства) — государственное управление, государственный лесной контроль (надзор) и лесная охрана.

Функции регулирования земельных отношений в Калининградской области осуществляют:

  • Калининградская областная Дума (установление порядка управления, распоряжения земельными ресурсами и др.);
  • Правительство Калининградской области (законодательная инициатива; разработка, организация государственных программ по рациональному использованию и охране земель; правовое регулирование в сфере управления и распоряжения земельными ресурсами; организация и управление ООПТ регионального значения; утверждение схем территориального планирования; установление порядка осуществления муниципального земельного контроля и др.);
  • уполномоченные органы исполнительной власти региона (реализация решений органов государственной власти; обеспечение разработки и организации государственных программ; управление земельными ресурсами, находящимися в собственности региона; осуществление необходимых действий для государственной регистрации; участие в организации государственного мониторинга земель; информируют всех заинтересованных лиц о состоянии земель на территории региона, прогнозировании и планировании их рационального использования и др.);
  • органы местного самоуправления муниципальных образований области (осуществление полномочий в сфере земельных отношений согласно законодательству нашей страны и региона).

Информационное обеспечение осуществляется посредством географических информационных систем (ГИС), являющихся информационными комплексами программных средств. Основное назначение ГИС-платформ заключается в создании цифровых карт и планов местности, являющихся плановой основой современного землеустройства.

Географические информационные системы обеспечивают регулярной актуализацией сведений о земельном фонде региона, его мониторинге, создание трёхмерных моделей местности.

Увеличение объемов землеустроительных работ в результате земельных преобразований обосновывает целесообразность и необходимость применения автоматизированных систем проектирования. Это связано с реорганизацией землевладений и землепользований сельскохозяйственных предприятий, переводом и перераспределением земель, их изъятием, отводам и с оборотом земель, а также с решением природоохранных задач [10].

В землеустроительной и кадастровой деятельности применяются ГИС программы:  MаpInfo, Панорама, Панорама мини, АРМ Кадастровый инженер, QGIS [8].

Основными пользователями данных систем являются кадастровые инженеры, Росреестр, Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области, кадастровые службы, органы местного самоуправления [10].

Планирование и организация рационального использования земель и их охраны включают в себя разработку предложений о рациональном использовании земель и об их охране, а также природно-сельскохозяйственное районирование земель, реализации государственных программ по охране и использованию земель.

На сегодняшний день на территории Калининградской области  действует государственная программа «Комплексное развитие сельских территорий», утвержденная Постановлением правительства Калининградской области от 23 декабря 2022 года № 689 [7].

Целью данной программы является обеспечение комплексного развития сельских территорий на основе разработанных и утвержденных планов: повышение заселенности сельских территорий, сохранение многообразия типов сельских населенных пунктов и улучшение их жизнеобеспечения для повышения уровня и эффективности использования земельных ресурсов региона.

Для осуществления  программы предусмотрены мероприятия по благоустройству сельских территорий и реализации проектов комплексного развития сельских территорий (сельских агломераций), на осуществление которых предоставляются субсидии из областного бюджета бюджетам муниципальных образований региона на софинансирование расходных обязательств [7].

В 2021 г.  согласно результатам земельно-надзорных мероприятий установлены нарушения требований земельного законодательства на 1328 земельных участков площадью 129,6 га [3]. Основные нарушения обязательных требований земельного законодательства, выявленные в  2021 г., выражены в бездействии правообладателей земельных участков, связанном с неиспользованием земель для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности и повлекшим зарастание участков сорной, древесной и кустарниковой растительностью [2]. В сельскохозяйственный оборот вовлечено около 13,5 тыс. га ранее  неиспользуемых земель [9].

Общий размер инвестиций, направленных на охрану и рациональное использование природных ресурсов в 2021 году, по Калининградской области составил 429619 тыс. рублей, из которых на защиту и реабилитацию земель было выделено 291855 тыс. рублей [2].

Государственный земельный надзор ориентирует собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земли на рациональное использование земельных участков в соответствии с их целевым назначением и условиями предоставления, на соблюдение установленных законодательством требований.

Привлечение правонарушителей к административной ответственности и обеспечение устранения допущенных нарушений земельного законодательства позволяют восстановить нарушенные права законных владельцев земельных участков, своевременно вернуть земли в хозяйственный оборот [2].

Список источников

  1. Государственное бюджетное учреждение Калининградской области «Центр кадастровой оценки и мониторинга недвижимости»: официальный сайт. – Калининград. – Обновляется в течение суток. — URL: https://cko.gov39.ru/reports/rezultaty (дата обращения: 29.04.2023). – Текст : электронный.
  2. Государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации / Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации. — Москва: Минприроды России; МГУ имени М.В. Ломоносова — Текст: непосредственный… 2014 год. — 2021. — 864 с .: УДК 304.064.2.
  3. Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в Российской Федерации / Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии. — Москва: Росреестр — Текст: непосредственный…2006 год. — 2020. — 192 с.
  4. Доклад о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения Российской Федерации / Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. — Москва: Минсельхоз России; ФГБНУ «Росинформагротех» — Текст: непосредственный… 2014 год. — 2021. — 284 с .: УДК 332.334.4(470). – ББК 65.32-5.
  5. Официальный интернет-портал правовой информации: официальный сайт. – Москва. – Обновляется в течение суток. — URL: https:// publication.pravo.gov.ru/Search?code=region39&category (дата обращения: 29.04.2023). – Текст : электронный.
  6. Поплавская Л.Г. Развитие системы ООПТ регионального значения на территории Калининградской области [презентация : материалы доклада, 4 октября 2017 г.] / Л.Г. Поплавская. – Текст : электронный // UBA : [сайт]. — URL: https://www.umweltbundesamt.de.
  7. Российская Федерация. Законы. Об утверждении государственной программы Калининградской области «Комплексное развитие сельских территорий» : Постановление Правительства Калининградской области № 689 : [утверждена Правительством Калининградской области от 23 декабря 2022 года]. – Калининград : Официальный интернет-портал правовой информации, 2022. – 45 с. – номер опубликования: 3900202212270021. – Текст : непосредственный.
  8. Территория ГИС : МСК-39 Калининградской области : [сайт]. – Москва, 2015 — . – Обновляется в течение суток. — URL: https://terraingis.ru/msk-39.html (дата обращения: 29.04.2023). – Текст : электронный.
  9. Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центр цифровой трансформации в сфере АПК» : официальный сайт. – Москва. – Обновляется в течение суток. — URL: https://cctmcx.ru/sostoyanie-zsn/kaliningrad (дата обращения: 28.04.2023). – Текст : электронный.
  10. Naumova K.A., Tsekoeva F.K.. Modern information technologies and land construction and cadastre activities (on the example of the Kaliningrad region). – Текст : электронный // International Journal Of Professional Science: international scientific journal, Nizhny Novgorod, Russia: Scientific public organization “Professional science”, ”, №5-2021. — 2021. — ISSN 2542-1085. — SURVEYING AND LAND ECONOMY. – С. 62-67. — URL: http://scipro.ru/article/PS_5_2021.pdf (дата обращения: 26.04.2023).

References

  1. Gosudarstvennoe byudzhetnoe uchrezhdenie Kaliningradskoj oblasti «Centr kadastrovoj ocenki i monitoringa nedvizhimosti»: oficial`ny`j sajt. – Kaliningrad. – Obnovlyaetsya v techenie sutok. — URL: https://cko.gov39.ru/reports/rezultaty (data obrashheniya: 29.04.2023). – Tekst : e`lektronny`j.
  2. Gosudarstvenny`j doklad o sostoyanii i ob oxrane okruzhayushhej sredy` Rossijskoj Federacii / Ministerstvo prirodny`x resursov i e`kologii Rossijskoj Federacii. — Moskva: Minprirody` Rossii; MGU imeni M.V. Lomonosova — Tekst: neposredstvenny`j… 2014 god. — 2021. — 864 s .: UDK 304.064.2.
  3. Gosudarstvenny`j (nacional`ny`j) doklad o sostoyanii i ispol`zovanii zemel` v Rossijskoj Federacii / Federal`naya sluzhba gosudarstvennoj registracii, kadastra i kartografii. — Moskva: Rosreestr — Tekst: neposredstvenny`j…2006 god. — 2020. — 192 s.
  4. Doklad o sostoyanii i ispol`zovanii zemel` sel`skoxozyajstvennogo naznacheniya Rossijskoj Federacii / Ministerstvo sel`skogo xozyajstva Rossijskoj Federacii. — Moskva: Minsel`xoz Rossii; FGBNU «Rosinformagrotex» — Tekst: neposredstvenny`j… 2014 god. — 2021. — 284 s .: UDK 332.334.4(470). – BBK 65.32-5.
  5. Oficial`ny`j internet-portal pravovoj informacii: oficial`ny`j sajt. – Moskva. – Obnovlyaetsya v techenie sutok. — URL: https:// publication.pravo.gov.ru/Search?code=region39&category (data obrashheniya: 29.04.2023). – Tekst : e`lektronny`j.
  6. Poplavskaya L.G. Razvitie sistemy` OOPT regional`nogo znacheniya na territorii Kaliningradskoj oblasti [prezentaciya : materialy` doklada, 4 oktyabrya 2017 g.] / L.G. Poplavskaya. – Tekst : e`lektronny`j // UBA : [sajt]. — URL: https://www.umweltbundesamt.de.
  7. Rossijskaya Federaciya. Zakony`. Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy` Kaliningradskoj oblasti «Kompleksnoe razvitie sel`skix territorij» : Postanovlenie Pravitel`stva Kaliningradskoj oblasti № 689 : [utverzhdena Pravitel`stvom Kaliningradskoj oblasti ot 23 dekabrya 2022 goda]. – Kaliningrad : Oficial`ny`j internet-portal pravovoj informacii, 2022. – 45 s. – nomer opublikovaniya: 3900202212270021. – Tekst : neposredstvenny`j.
  8. Territoriya GIS : MSK-39 Kaliningradskoj oblasti : [sajt]. – Moskva, 2015 — . – Obnovlyaetsya v techenie sutok. — URL: https://terraingis.ru/msk-39.html (data obrashheniya: 29.04.2023). – Tekst : e`lektronny`j.
  9. Federal`noe gosudarstvennoe byudzhetnoe uchrezhdenie «Centr cifrovoj transformacii v sfere APK» : oficial`ny`j sajt. – Moskva. – Obnovlyaetsya v techenie sutok. — URL: https://cctmcx.ru/sostoyanie-zsn/kaliningrad (data obrashheniya: 28.04.2023). – Tekst : e`lektronny`j.
  10. Naumova K.A., Tsekoeva F.K.. Modern information technologies and land construction and cadastre activities (on the example of the Kaliningrad region). – Tekst : e`lektronny`j // International Journal Of Professional Science: international scientific journal, Nizhny Novgorod, Russia: Scientific public organization “Professional science”, ”, №5-2021. — 2021. — ISSN 2542-1085. — SURVEYING AND LAND ECONOMY. – S. 62-67. — URL: http://scipro.ru/article/PS_5_2021.pdf (data obrashheniya: 26.04.2023).

Для цитирования: Цекоева Ф.К., Марисенкова Н.Ю. Земельный фонд Калининградской области: ключевые вопросы и аспекты совершенствования управления земельными ресурсами // Московский экономический журнал. 2023. № 12. URL: https://qje.su/nauki-o-zemle/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-12-2023-22/

© Цекоева Ф.К., Марисенкова Н.Ю., 2023. Московский экономический журнал, 2023, № 12.