Московский экономический журнал 1/2024

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 332.72

doi: 10.55186/2413046X_2023_9_1_62

ПЛАНИРОВАНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ДЛЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ САРАТОВСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ

PLANNING TRANSPORT INFRASTRUCTURE FOR SPATIAL DEVELOPMENT OF THE SARATOV AGGLOMERATION

Гагина Ирина Сергеевна, к.э.н., доцент кафедры землеустройства и кадастров, ФГБОУ ВО Саратовский государственный университет генетики, биотехнологии  и инженерии имени Н.И. Вавилова, E-mail: gaginairina2008@yandex.ru

Gagina Irina Sergeevna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Land Management and Cadastre, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education Saratov State University of Genetics, Biotechnology and Engineering named after N.I. Vavilova, E-mail: gaginairina2008@yandex.ru

Аннотация. В статье приведены результаты исследований по планированию транспортной инфраструктуры для пространственного развития Саратовской агломерации. Описана роль транспортного кластера в пространственном развитии региональных агломераций и даны ссылки на исследования современных учёных по данному направлению. Представлены данные развития Саратовской агломерации путем интеграции сельских территорий в городской округ. Показана структура городской агломерации и её типы. Проведён анализ планируемой транспортной инфраструктуры Саратовской агломерации в соответствии с программой комплексного развития транспортной инфраструктуры городской агломерации «Саратовская агломерация». Приводятся виды инфраструктурных проектов: строительство автомобильных дорог, железнодорожного транспорта, железнодорожных и автомобильных мостов через Волгу для связи Саратова и Энгельса, реконструкция автодорожной сети, участие в федеральном проекте по строительству автомобильной дороги «Юго-Западная хорда», развитие электротранспорта, улучшение работы аэропорта «Гагарин», организация маршрута водного транспорта по реке Волга. Обозначены основные градостроительные документы для реализации транспортных инфраструктурных проектов Саратовской агломерации: схемы территориального планирования Саратовской области, генерального плана муниципального образования «Город Саратов», проектов планировки и проектов межевания территории. Описаны проблемы, связанные с изъятиями земельных участков для государственных и муниципальных нужд при строительстве и реконструкции объектов транспортной инфраструктуры в Саратовской агломерации. Сделаны выводы о том, что в планирование транспортной инфраструктуры в рамках реализации Стратегии пространственного развития Саратовской агломерации безусловно улучшит ситуацию транспортной доступности, но достичь 30-минутной доступности от периферии города к центру и от сельских населенных пунктов к центру, как заявлено в проекте Стратегии пространственного развития, не получится без внедрения подземного транспорта (метрополитена) и воздушного транспорта (малой авиации).

Abstract.  The article presents the results of research on transport infrastructure planning for the spatial development of the Saratov agglomeration. The role of the transport cluster in the spatial development of regional agglomerations is described and references are given to the research of modern scientists in this area. Data on the development of the Saratov agglomeration through the integration of rural areas into the urban district are presented. The structure of the urban agglomeration and its types are shown. An analysis of the planned transport infrastructure of the Saratov agglomeration was carried out in accordance with the program for the integrated development of the transport infrastructure of the urban agglomeration “Saratov agglomeration”. The types of infrastructure projects are given: construction of roads, railway transport, railway and road bridges across the Volga to connect Saratov and Engels, reconstruction of the road network, participation in the federal project for the construction of the South-Western Expressway highway, development of electric transport, improvement of the airport » Gagarin», organization of a water transport route along the Volga River. The main urban planning documents for the implementation of transport infrastructure projects in the Saratov agglomeration are outlined: territorial planning schemes for the Saratov region, the master plan of the municipal formation «City of Saratov», planning projects and territory surveying projects. The problems associated with the seizure of land plots for state and municipal needs during the construction and reconstruction of transport infrastructure facilities in the Saratov agglomeration are described. It was concluded that planning transport infrastructure within the framework of the implementation of the Spatial Development Strategy of the Saratov agglomeration will certainly improve the situation of transport accessibility, but to achieve 30-minute accessibility from the periphery of the city to the center and from rural settlements to the center, as stated in the draft Spatial Development Strategy , it will not work without the introduction of underground transport (metro) and air transport (small aviation).

Ключевые слова: пространственное развитие, региональная агломерация, Саратовская агломерация, транспортная система, градостроительный план, земельные участки

Keywords: spatial development, regional agglomeration, Saratov agglomeration, transport system, urban planning plan, land plots

В настоящее время задача пространственного развития крайне актуальна для современной России, её неоднократно ставил Президент РФ В.В. Путин в своих выступлениях, она отражена в нормативно-правовых актах федеральных, региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления [1,2].

Вопросам пространственного развития территорий агломераций посвящены работы ученых: М. Н. Гаврилюка, А. В. Севостьянова, Ю. А. Цыпкина, Т. В. Близнюковой, В. О. Петрова, Е. А. Дейнеги, Л. А. Плотицыной, В. В. Прохорова, В.С. Кегельбаха и других [4-9].

Одним из направлений решения задачи пространственного развития является формирование крупных региональных агломерации со слиянием города с пригородной зоной и окружающей сельской местностью, связанных с городом трудовыми миграциями. Городские агломерации выступают центрами экономической деятельности и экономического роста, научно-технического прогресса, образования, культурно-просветительской деятельности, досуга, оказания высокотехнологичной медицинской помощи и прочее.

Стратегией социально-экономического развития Саратовской области до 2030 года предусмотрено создание трех крупных агломераций: Саратовской, Балаковской и Балашовской. В данный момент реализуется проект Стратегии пространственного и социально-экономического развития Саратовской агломерации до 2030 года. Планируется, что в Саратовскую агломерацию войдет городской округ «Город Саратов», Энгельсский муниципальный район, Татищевский муниципальный район и Красноармейский муниципальный район, это будет так называемый мегаполис, сопоставимый с крупнейшими мегаполисами России. В 2022 г. началом создания Саратовской агломерации стала интеграция городского округа «Город Саратов» и сельских территорий, относящихся к Саратовскому муниципальному району, который теперь переименован в Гагаринский район. Особенностью Саратовской агломерации стало самое масштабное объединение сельских и городской территорий и в народе его называют «Большой Саратов» по территории ставший вторым городом после столицы России г. Москвы. На сегодня «Большой Саратов» существует уже как сложившейся агломерация, обладающая уникальной характеристикой и социально-экономическими связями. Пригородные субцентры называют системой городских деревень (urban villages) [9].

В муниципальное образование «Город Саратов» вошли 80 населенных пунктов: 1 город, 20 посёлков, 25 сёл, 2 рабочих посёлка, 22 деревни, 5 хуторов, 3 станции, 2 железнодорожных разъезда.

Однако, для функционирования Саратовской агломерации в первую очередь необходима эффективная система транспортной инфраструктуры. Транспортная инфраструктура является средством обеспечения миграционной подвижности населения, от нее зависит интенсивность процессов заселения территорий, районов нового освоения. Транспорт обеспечивает мобильность городского населения и связывает отдаленные территории с центром, а также выполняет функцию перевозки грузов.

Территориальная структура городской агломерации состоит из следующих элементов: город-центр (ядро), поселения-спутники, пояс спутников (или пригородная зона), а также связывающая эти все элементы транспортная инфраструктура. Можно выделять различные типы и категории спутников, либо дополнительные пояса и зоны.

В.С. Кельбах делит транспортную инфраструктуру агломерации на три типа: внутренняя, внешняя и агломерационная (пригородная). Внутренняя транспортная инфраструктура составляет улично-дорожную сеть города. Внешняя транспортная инфраструктура состоит из федеральных автомобильных трасс, международных аэропортов, морских и речных портов, железнодорожных линий, а также автовокзалов и автобусных станций. Агломерационная (пригородная) транспортная инфраструктура состоит из пригородных путей сообщений. Она не является автономным образованием в территориальной структуре, а вплетается во внутреннюю и внешнюю инфраструктуру и выполняет свои особые функции, а именно: связывает разобщенные элементы территориальной структуры крупной городской агломерации; создает предпосылки для развития пространственно-расселенческой структуры агломерации; обеспечивает ежедневную маятниковую миграцию населения между ядром и пригородной зоной агломерации и т.п.

Агломерационную транспортную инфраструктуру довольно трудно отделить от внутренней и внешней. Условно в территориальной структуре агломерационную транспортную инфраструктуру можно отделить границами, проходящими между административной границей центрального города и внешней делимитируемой границей агломерации [5].

В Стратегии пространственного и социально-экономического развития Саратовской агломерации до 2030 года содержится Концепция «30-минутная доступность для каждого» (рис.1).

Данная концепция состоит из следующих инфраструктурных проектов: строительство новых автомобильных переходов через Волгу; строительство нового железнодорожного моста через Волгу; организация маршрута трамвая и городской электрички между Саратовом и Энгельсом; реконструкция автодорожной сети агломерации и приведение улично-дорожной сети в соответствие с нормативными требованиями к транспортно-эксплуатационному состоянию дорог и с социально- экономическими потребностями; строительство дополнительных путепроводов на территории агломерации; участие в федеральном проекте по строительству скоростной автомобильной дороги «Юго-Западная хорда»; развитие электротранспорта, в т. ч. обновление подвижного состава городского электротранспорта; увеличение транспортной связности аэропорта «Гагарин»; привлечение в аэропорт базовой авиакомпании; организация маршрута водного транспорта в парк Покорителей космоса и Аэропорт, стоянки круизных судов.

Целевым результатом при реализации данной концепции будут являться мероприятия: запуск маршрутов внеуличного рельсового транспорта между городами Саратов и Энгельс; вывод транзитных автомобильных потоков за пределы селитебных зон, в результате чего улично-дорожная сеть городов освободится от излишней нагрузки; ликвидация «узких мест» на автодорожной сети агломерации, и как следствие повышение доступности территории; включение Саратовской агломерации в систему Российских и международных транспортных коридоров; одно из ключевых мероприятий по развитию транспорта в Саратовской агломерации – открытие новых и усиление действующих маршрутов троллейбусного транспорта; реализация потенциала аэропорта, который на данный момент недозагружен; решение проблемы труднодоступности аэропорта; активизация рекреационного комплекса и развитие туристического потенциала.

Целевым показателем при реализации концепции служат: строительство нового железнодорожного моста через Волгу; реконструкция части железнодорожных линий для использования в режиме городской электрички; участие в реализации проекта скоростной автомобильной дороги «Юго- Западная хорда»; достройка южного участка СКАД, строительство нового автодорожного перехода через Волгу, ликвидация проблемы ж/д переездов [2].

Строительство новых транспортных объектов и реконструкция существующих на территории Саратовской агломерации проводится на основании утвержденных градостроительных документов. Решением Саратовской городской Думы от 27 декабря 2022 года № 30-319 был утвержден генеральный план муниципального образования «Город Саратов». Расчетный срок проектных решений генерального плана до 2042 года, первоочередных – до 2032 года. Генеральным планом предусмотрен широкий спектр мероприятий по развитию территории, в том числе создание транспортной инфраструктуры, внедрение новых видов транспорта (например, скоростного трамвая) [3].

Помимо генерального плана муниципального образования «Город Саратов» к градостроительному обеспечению развития транспортной инфраструктуры относятся схемы территориального планирования, правила землепользования и застройки, проекты планировки и проекты межевания территории, которые утверждаются на публичных слушаниях и размещаются в открытом доступе на сайте администрации.

Так при строительстве новых дорог и объектов социальной инфраструктуры возникает необходимость изъятия земельных участков у граждан и юридических лиц для государственных и муниципальных нужд на территории муниципального образования «Город Саратов», нередко сопровождающиеся судебными тяжбами в связи с несогласием по поводу компенсационной стоимости при изъятии.

Таким образом, благие намерения власти создать Саратовскую агломерацию доступной в транспортном отношении мы видим в утвержденных документах, но на практике все достаточно сложно и долго реализуется. Безусловно, данные инфраструктурные проекты улучшат транспортную ситуацию. Однако, достичь 30-минутной доступности от периферии Саратовской агломерации к центру вряд ли получится, так как в населенных пунктах развитие общественного наземного транспорта ограничивается отсутствием свободного пространства с постоянным ростом количества автомобилей, а железнодорожные пути не охватывают все территории агломерации. Поэтому без внедрения подземного транспорта (метрополитена) и воздушного транспорта (малой авиации) решить задачу по быстрой транспортной доступности от периферии Саратовской агломерации к центру вряд ли получится, тем более в ближайшее время.

Список источников

  1. Распоряжение Правительства РФ от 13.02.2019 N 207-р (ред. от 30.09.2022) «Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс] URL: http://xn—-7sbbhnbqial1ebd4mma.xn--p1ai/uploadedFiles/files/Kontseptsiya_SPR.pdf (дата обращения: 25.01.2024).
  2. Стратегия пространственного и социально-экономического развития Саратовской агломерации до 2030 года [Электронный ресурс]: https://xn—-7sbabamcq2a1alxhweou9d2j.xn--p1ai/news/sobytiya/prinyata-strategiya-prostranstvennogo-i-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-saratovskoy-aglomeratsii/(дата обращения: 25.01.2024).
  3. Генеральный план МО «Город Саратов» URL: https://saratovmer.ru/genplan/(дата обращения: 25.01.2024).
  4. Дейнега, Е. А. Транспортная инфраструктура городской агломерации: проблемы формирования и возможные пути развития (на примере московской агломерации) / Е. А. Дейнега, Л. А. Плотицына // Финансовая экономика. – 2018. – № 7. – С. 2187-2191. – EDN YUTGNV.
  5. Кегельбах, В. С. Транспортная инфраструктура как элемент городской агломерации / В. С. Кегельбах // Вестник СПбГУ. – 2013. – Серия 7 Вып.2. – С. 135-144.
  6. Прохоров, В. В. Формирование транспортной инфраструктуры в городских агломерациях / В. В. Прохоров // Управленческий учет. – 2023. – № 1. – С. 130-136. – DOI 10.25806/uu12023130-136. – EDN JNOVEA
  7. Пространственное развитие сельских территорий / М. Н. Гаврилюк, К. С. Ильичев, С. А. Орлов [и др.] // Международный сельскохозяйственный журнал. – 2023. – № 5(395). – С. 449-453. – DOI 10.55186/25876740_2023_66_5_449. – EDN ZBHKFU.
  8. Пространственное развитие Российской Федерации: основа геостратегии и геополитики страны / Ю. А. Цыпкин, М. Н. Гаврилюк, В. О. Петров [и др.] // Московский экономический журнал. – 2023. – Т. 8, № 4. – DOI 10.55186/2413046X_2023_8_4_223. – EDN AQXJHU.
  9. Рындина, А. О. Финансовые аспекты развития Саратовской агломерации / А. О. Рындина, В. А. Свищева // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. – 2023. – Т. 23, № 1. – С. 42-47. – DOI 10.18500/1994-2540-2023-23-1-42-47. – EDN DBSYCU.
  10. Управление проектами комплексного развития территорий поселений / А. В. Севостьянов, Ю. А. Цыпкин, Т. В. Близнюкова [и др.]. – Москва : Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Государственный университет по землеустройству, 2022. – 56 с. – EDN UHLZFM.

References

  1. Rasporyazhenie Pravitel`stva RF ot 13.02.2019 N 207-r (red. ot 30.09.2022) «Ob utverzhdenii Strategii prostranstvennogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda» [E`lektronny`j resurs] URL: http://xn—-7sbbhnbqial1ebd4mma.xn--p1ai/uploadedFiles/files/Kontseptsiya_SPR.pdf (data obrashheniya: 25.01.2024).
  2. Strategiya prostranstvennogo i social`no-e`konomicheskogo razvitiya Saratovskoj aglomeracii do 2030 goda [E`lektronny`j resurs]: https://xn—-7sbabamcq2a1alxhweou9d2j.xn--p1ai/news/sobytiya/prinyata-strategiya-prostranstvennogo-i-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-saratovskoy-aglomeratsii/(data obrashheniya: 25.01.2024).
  3. General`ny`j plan MO «Gorod Saratov» URL: https://saratovmer.ru/genplan/(data obrashheniya: 25.01.2024).
  4. Dejnega, E. A. Transportnaya infrastruktura gorodskoj aglomeracii: problemy` formirovaniya i vozmozhny`e puti razvitiya (na primere moskovskoj aglomeracii) / E. A. Dejnega, L. A. Ploticyna // Finansovaya e`konomika. – 2018. – № 7. – S. 2187-2191. – EDN YUTGNV.
  5. Kegel`bax, V. S. Transportnaya infrastruktura kak e`lement gorodskoj aglomeracii / V. S. Kegel`bax // Vestnik SPbGU. – 2013. – Seriya 7 Vy`p.2. – S. 135-144.
  6. Proxorov, V. V. Formirovanie transportnoj infrastruktury` v gorodskix aglomeraciyax / V. V. Proxorov // Upravlencheskij uchet. – 2023. – № 1. – S. 130-136. – DOI 10.25806/uu12023130-136. – EDN JNOVEA
  7. Prostranstvennoe razvitie sel`skix territorij / M. N. Gavrilyuk, K. S. Il`ichev, S. A. Orlov [i dr.] // Mezhdunarodny`j sel`skoxozyajstvenny`j zhurnal. – 2023. – № 5(395). – S. 449-453. – DOI 10.55186/25876740_2023_66_5_449. – EDN ZBHKFU.
  8. Prostranstvennoe razvitie Rossijskoj Federacii: osnova geostrategii i geopolitiki strany` / Yu. A. Cypkin, M. N. Gavrilyuk, V. O. Petrov [i dr.] // Moskovskij e`konomicheskij zhurnal. – 2023. – T. 8, № 4. – DOI 10.55186/2413046X_2023_8_4_223. – EDN AQXJHU.
  9. Ry`ndina, A. O. Finansovy`e aspekty` razvitiya Saratovskoj aglomeracii / A. O. Ry`ndina, V. A. Svishheva // Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: E`konomika. Upravlenie. Pravo. – 2023. – T. 23, № 1. – S. 42-47. – DOI 10.18500/1994-2540-2023-23-1-42-47. – EDN DBSYCU.
  10. Upravlenie proektami kompleksnogo razvitiya territorij poselenij / A. V. Sevost`yanov, Yu. A. Cypkin, T. V. Bliznyukova [i dr.]. – Moskva : Federal`noe gosudarstvennoe byudzhetnoe obrazovatel`noe uchrezhdenie vy`sshego professional`nogo obrazovaniya Gosudarstvenny`j universitet po zemleustrojstvu, 2022. – 56 s. – EDN UHLZFM.

Для цитирования: Гагина И.С. Планирование транспортной инфраструктуры для реализации пространственного развития Саратовской агломерации // Московский экономический журнал. 2024. № 1. URL: https://qje.su/nauki-o-zemle/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-1-2024-62/

© Гагина И.С., 2024. Московский экономический журнал, 2024, № 1.