Московский экономический журнал 5/2022

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 338

doi: 10.55186/2413046X_2022_7_5_304

ИССЛЕДОВАНИЕ КОНКУРЕНЦИИ ОНЛАЙН-ШКОЛ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА И ИЗУЧЕНИЕ СПРОСА НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ

A STUDY OF THE COMPETITION OF ONLINE ENGLISH SCHOOLS AND A STUDY OF THE DEMAND FOR EDUCATIONAL SERVICES

Хайбулина Дина Равильевна, старший преподаватель факультета Высшей школы общей и прикладной физики, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского,  E-mail: dina_hi@mail.ru

Кoпица Вера Николаевна, старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин, «Институт пищевых технологий и дизайна» – филиал ГБОУ ВО НГИЭУ, E-mail: kopitsavera2013@yandex.ru

Булганина Светлана Викторовна, кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, E-mail: bulgsv@mail.ru

Тихонова Наталья Александровна, старший преподаватель кафедры Технологий сервиса и технологического образования, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, E-mail: Natalia359@rambler.ru

Кузовлева Анастасия Алексеевна, студент кафедры инновационных технологий менеджмента, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, E-mail: navi.an95@gmail.com

Khaibulina Dina Ravilievna, Senior teacher, Advanced School of General and Applied Physics, Lobachevsky University, E-mail: dina_hi@mail.ru

Kopitsa Vera Nikolaevna, Senior Lecturer, Department of Humanities, “Institute of Food Technologies and Design” – branch of State University of Engineering and Economics, E-mail: гий и дизайна» – филиал ГБОУ ВО НГИЭУ, E-mail: kopitsavera2013@yandex.ru

Bulganina Svetlana Viktorovna, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Department of Innovative Management Technologies, Minin Nizhny Novgorod Statе Pedagogical University, E-mail: bulgsv@mail.ru

Tikhonova Natalia Aleksandrovna, Senior Lecturer of the Department of Service Technologies and Technological Education, Minin Nizhny Novgorod Statе Pedagogical University, E-mail: Natalia359@rambler.ru

Kuzovleva Anastasia Alekseevna, student of the department of innovative management technologies, Minin Nizhny Novgorod Statе Pedagogical University, E-mail: navi.an95@gmail.com

Аннотация. В статье показаны результаты маркетингового исследования, проведенного в апреле 2022 года с целью изучения спроса на образовательные услуги конкурирующих онлайн-школ английского языка. Опрошены жители России, потребители образовательных услуг. В опросе приняли участие покупатели разного пола (60% женщин и 40% мужчин) в возрасте от 19 до 35 лет (95% от выборки), с разным уровнем доходов. Все изучали английский язык: опрошены целевые потребители услуг онлайн-школ английского языка. Результаты исследования показали, что в настоящее время изучение английского языка является неотъемлемой частью жизни людей. Начинается изучение иностранных языков в начальной школе, а дополнительно и в более раннем возрасте, продолжается в средней школе, и позже в старших классах, системе среднего и высшего образования. Знания языков необходимы людям при обучении в образовательных организациях, а также во время путешествия за рубеж, общения с друзьями, профессиональной карьеры и общего развития. Обучение английском языку проводится как в специализированных образовательных учреждениях (школах, колледжах, вузах), в частных онлайн-школах, так и самостоятельно.

Проведенный сравнительный конкурентный анализ показал, что стоимость занятий онлайн-школ (рассматривались Skyeng, Skillbox, Еnglishi, Фоксфорд, Инглекс) варьируется в диапазоне от 490 до 1200 рублей, продолжительность урока составляет от 30 минут до 1 часа, чаще 45 минут, а длительность курса от 3 до 6 месяцев, по окончанию курса выдается сертификат. Изучая спрос и критерии выбора услуг образовательных курсов онлайн-школ, можно отметить, что с позиции обучающихся продолжительность курса английского языка должна составлять от 6 до 12 месяцев – с занятиями два раза в неделю по 45-60 минут в малых группах. Программы курсов английского языка должны быть разно уровневые, с учетом потребностей целевой группы потребителей образовательных услуг. Приемлемой стоимостью обучения в онлайн-школе является сумма до 25.000 рублей за курс, по окончании обучения необходим сертификат.

Abstract. The article shows the results of a marketing research conducted in April 2022 to study the demand for educational services of competing online English schools. Interviewed residents of Russia, consumers of educational services. The survey involved buyers of different sexes (60% women and 40% men) aged 19 to 35 years (95% of the sample), with different income levels. Everyone studied English: the target consumers of the services of online English schools were surveyed. The results of the study showed that at present the study of English is an integral part of people’s lives. The study of foreign languages ​​begins in primary school, and additionally at an earlier age, continues in secondary school, and later in high school, the system of secondary and higher education. Knowledge of languages ​​is necessary for people when studying in educational institutions, as well as when traveling abroad, communicating with friends, professional career and general development. English is taught both in specialized educational institutions (schools, colleges, universities), in private online schools, and independently.

The conducted comparative competitive analysis showed that the cost of classes in online schools (Skyeng, Skillbox, Englishi, Foxford, Inglex were considered) ranges from 490 to 1200 rubles, the lesson duration is from 30 minutes to 1 hour, more often 45 minutes, and the duration of the course from 3 to 6 months, at the end of the course a certificate is issued. Studying the demand and criteria for choosing the services of educational courses of online schools, it can be noted that from the perspective of students, the duration of the English language course should be from 6 to 12 months – with classes twice a week for 45-60 minutes in small groups. English language course programs should be of different levels, taking into account the needs of the target group of consumers of educational services. The acceptable cost of studying in an online school is up to 25,000 rubles per course, a certificate is required upon completion of training.

Ключевые слова: маркетинговое исследование, спрос, критерии выбора, образовательные услуги, английский язык, опрос

Keywords: marketing research, demand, selection criteria, educational services, English, survey

В настоящее время изучение английского языка является неотъемлемой частью для путешествия за рубеж, профессиональной карьеры и в целом для мировоззрения. Изучение английского языка не зря вводятся со времен начальной школы, чтобы дети с легкостью изучали транскрипции, произношение, стили разговора. Начальная школа позволяет ребенку изучать английский с помощью традиционных и развлекательных методики. Сейчас, у школьников и студентов есть больше возможность для изучения английского языка — это ТВ-каналы, блоггеры, онлайн-школы и другие варианты.

Цель маркетингового исследования – выявление конкурирующих онлайн-школ английского языка и изучение спроса на образовательные услуги. В России самые популярные онлайн школы английского языка это:

  • Skyeng
  • Skillbox
  • Еnglishi
  • Фоксфорд
  • Инглекс

Проводя сравнительный конкурентный анализ (таблица 1), можно отметить, что стоимость занятий варьируется в диапазоне от 490 до 1200 рублей, продолжительность урока составляет от 30 минут до 1 часа, чаще 45 минут, а длительность курса от 3 до 6 месяцев, по окончанию курса выдается сертификат.

Изучая спрос на услуги онлайн-школ английского языка в апреле 2022 года было проведено маркетинговое исследование потенциальных потребителей образовательных услуг. Выборка 25 респондентов, жителей России (15 женщин – 60% и 10 мужчин – 40%), что показано на рисунке 1. Половина (52%) опрошенных – люди в возрасте от 19 до 25 лет, 40% составили респонденты от 26 до 35 лет. Подростковая категория от 14 до 18 лет – 4%, также 4% составляют люди от 36 лет до 45 лет (рисунок 2).

Большая часть опрошенных имею доход от 20.000 до 35.000 рублей в месяц (56%), 28% имеют доход от 35.000 до 45.000 рублей, по 8% имеют свыше 45.000 рублей и от 10.000 до 20.000 рублей в месяц. Дополнительным открытым вопросом был задан группе лиц, получавших доход до 20.000 рублей, самыми распространёнными ответами были, что такой доход получают студенты, которые имеют частичную занятость, выплаты стипендий или гос. помощь от государства. Также респонденты указали, что получают помощь от родителей (рисунок 3).

Местонахождение респондентов разделились на города как: Нижний Новгород, Москва, Санкт-Петербург, Калуга, Волгоград и Самара. Во время обучения местонахождение школьника или студента не имеет значение, так все онлайн-курсы не привязаны к определенной точке (рисунок 4).

В онлайн-школе можно приступить к обучению английского языка уже имея как базовые школьные знания, так и без знаний иностранного языка. В ходе опроса выявлено, что чаще люди, приходящие на обучение, уже имеют навыки английского языка благодаря таким источником как: чтение книг, просмотр фильма на английском языке с субтитрами, знания, получаемые благодаря путешествиям за рубеж и самостоятельного обучения. Некоторые респонденты изучали язык в школе и в онлайн-школах, но по определенным последствиям «бросали» дальнейшее обучение и решили восстановить знания через некоторое время, что видно из рисунка 5.

Отмечено, что респонденты, которые занимаются изучением английского языка всерьез уже занимаются 60% – меньше 6 месяцев и 40 % – от 6 месяцев до 1 года.

Изучения английского языка позволяет людям самостоятельно понимать разговор с собеседником, читать книги, путешествовать, при этом в последнее время знания английского языка нужны для работы в таких сферах как продажи, IT-направление, туризм, перевозки и других. Благодаря обучению, 44% опрошенных уже могут самостоятельно вести диалог с собеседником, 36% могут составлять предложения и умеют их писать без ошибок, 8% отметили, что произношение слов уже без сильного акцента, и понимают речь собеседника без словаря (рисунок 7).

В ходе опроса отмечено, что студенты, которые оплатили обучение в онлайн-школе уже добились разных результатов (рисунок 8): за короткое время начали понимать собеседника во время разговора (44%), чисто писать без ошибок (32%), изучать IT-сферы для работы (20%), устанавливать новые связи с международными студентами по обмену (вариант «другое»).

Изучение английского языка должно проходить в удобной, спокойной и комфортной социальной обстановке. Так для лучшего изучение языка онлайн-школами предлагаются различные варианты занятий: групповая большая команда до 10 человек, групповая команда до 5 человек и индивидуально. Индивидуальный график составляется заранее на несколько месяцев либо на весь курс обучения. Респонденты разделили свои пожелания так: 48% выбрали группу до 5 человек, 32% выбрали больше группу до 10 человек и 20% выбрали индивидуальный курс (рисунок 9).

Качество и количество материала должно быть нормированным, чтобы вся информация усваивалась в легкой форме. В обычной среднеобразовательной школе проходит по 2 урока в неделю. В онлайн школах обычно соблюдается такой же ритм, но при этом, можно выбрать до трех раз в неделю. Обучающиеся онлайн-школ, отметили, что удобнее заниматься 2 раза в неделю (80%), а 12% выбрали 1 раз в неделю и 8% выбрали 3 раза в неделю (рисунок 10).

Длительность урока также важно при изучении материала: 52% выбрали длительность урока в 45 минут, 44% выбрали 1 час, 4% выбрали 2 часа длительность урока, что видно из рисунка 11.

Для наилучшего изучения английского языка предлагается 2 системы обучения (рисунок 12): 1 система – ведение урока только на английском языке и 2 система – это русско-английская система, где можно задать вопросы, если они появляются. В ходе опроса, респонденты выбрали обучение с учетом русско-английской системы – 56% и 44% выбрали чистую английскую методику.

Максимальное время на обучение которое готовы потратить респонденты это 12 месяцев (52%), также 48% выбрали 6 месяцев обучения, что показано на рисунке 13.

Стоимость образовательных курсов является критерием выбора образовательных программ онлайн-школ. Выявлено, что большая часть респондентов готовы заплатить за обучение от 15.000 до 25.000 рублей за весь курс (68%). Минимальную цену, которую готовы заплатить от 10.000 до 15.000 рублей (32%), что видно из рисунка 14.

Подтверждающим документом обучения в онлайн-школах является сертификат, однако вузы, проводящие обучение в смешанном формате могут выдавать дипломы или удостоверения о курсах повышения квалификации или переквалификации. Нужно отметить, работодателям необходимы подтверждающие документы знаний работников о владении английским языком при приеме на работу или для продолжения трудовой деятельности. Респондентам чаще необходим сертификат (72%) после окончания курсов английского языка (рисунок 15).

Выводы. Проведя маркетинговое, можно сделать вывод, что английский язык является вытребованным образовательным продуктом онлайн-школ. Продолжительность курса должна составлять от 6 до 12 месяцев – с занятиями два раза в неделю по 45-60 минут в малых группах. Программы курсов английского языка должны быть разно уровневые, с учетом потребностей целевой группы потребителей образовательных услуг. Пользуются спросом, как системы обучения только на английском языке, так и русско-английский вариант. Приемлемой стоимостью обучения большинство потребителей онлайн-школ указали сумму до 25.000 рублей за курс. По окончании обучения необходим сертификат.

Список источников

  1. Акопян С.К., Григорян К.М., Лебедева Т.Е., Булганина С.В. Критерии выбора курсов немецкого языка в Нижнем Новгороде//Московский экономический журнал. 2021. № 10.
  2. Волкова А.Ю., Путилина Е.А. Перспективы дистанционного обучения иностранному языку. В сборнике: Lingua Academica: Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики. Материалы V Всероссийской научно-практической конференции. Под ред. Н.А. Крашенинниковой. 2020. С. 150-154.
  3. Ломакина Т.Ю., Васильченко Н.В. Современн ая технология обучения иностранному языку: проектирование и опыт – Москва, 2021.
  4. Милюкова А.Г., Лазарева А.А. Продвижение языковых школ на региональном рынке // PR и реклама в изменяющемся мире: региональный аспект. 2020. № 23. С. 28-36.
  5. Никонов Р.В. Организационно-педагогическое обеспечение межкультурного образовательного пространства языковой школы//Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2021. Т. 16. № 1. С. 43-49.
  6. Смирнова Ж.В., Кочнова К.А. Обучение сотрудников сервисных предприятий с использованием информационных технологий //Вестник Мининского университета. 2019. Т.7. № 1 (26). С. 5.
  7. Дружков А.С., Лазутина А.Л. Актуализация внедрения информационных технологий в сфере сервиса в условиях цифровизации // В сборнике: Инновационные технологии управления. Сборник статей по материалам VII Всероссийской научно-практической конференции. Мининский университет. 2020. С. 126-128.
  8. Романовская Е.В., Пермовский А.А., Бакулина Н.А., Гнездин А.В. Развитие экономики на основе использования современных цифровых технологий // Russian Economic Bulletin. 2019. Т. 2. № 5. С. 15-19.
  9. Шобонова Л.Ю. Сущность и структура мета профессиональной компетенции преподавателя иностранного языка в неязыковом вузе // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2010. Т. 16. № 3. С. 69-73.
  10. Шобонова Л.Ю., Голубева О.В., Григорян К.М., Мухина Е.С., Голубев А.А. Значимость роли изучения английского языка в жизни и профессии современной молодежи // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 7 (41). С. 169-174.
  11. Sundeeva L.A., Lukina E.V., Shobonova L.Y., Kutepova L.I., Smirnova Z.V. Forms and teaching methods in the system of continuing professional education  // Propositos y representaciones. 2021. Т. 9. № S1. С. e806.

Referents

  1. Akopyan S.K., Grigoryan K.M., Lebedeva T.E., Bulganina S.V. Kriterii vybora kursov nemeckogo yazyka v Nizhnem Novgorode//Moskovskij ekonomicheskij zhurnal. № 10.
  2. Volkova A.YU., Putilina E.A. Perspektivy distancionnogo obucheniya inostrannomu yazyku. V sbornike: Lingua Academica: Aktual’nye problemy lingvistiki i lingvodidaktiki. Materialy V Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod red. N.A. Krasheninnikovoj. 2020. S. 150-154.
  3. Lomakina T.YU., Vasil’chenko N.V. Sovremennaya tekhnologiya obucheniya inostrannomu yazyku: proektirovanie i opyt – Moskva, 2021.
  4. Milyukova A.G., Lazareva A.A. Prodvizhenie yazykovyh shkol na regional’nom rynke//PR i reklama v izmenyayushchemsya mire: regional’nyj aspekt. 2020. № 23. S. 28-36.
  5. Nikonov R.V. Organizacionno-pedagogicheskoe obespechenie mezhkul’turnogo obrazovatel’nogo prostranstva yazykovoj shkoly//Uchenye zapiski Zabajkal’skogo gosudarstvennogo universiteta. 2021. T. 16. № 1. S. 43-49.
  6. Smirnova ZH.V., Kochnova K.A. Obuchenie sotrudnikov servisnyh predpriyatij s ispol’zovaniem informacionnyh tekhnologij //Vestnik Mininskogo universiteta. 2019. T.7. № 1 (26). S. 5.
  7. Druzhkov A.S., Lazutina A.L. Aktualizaciya vnedreniya informacionny`x texnologij v sfere servisa v usloviyax cifrovizacii // V sbornike: Innovacionny`e texnologii upravleniya. Sbornik statej po materialam VII Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Mininskij universitet. 2020. S. 126-128.
  8. Romanovskaya E.V., Permovskij A.A., Bakulina N.A., Gnezdin A.V. Razvitie e`konomiki na osnove ispol`zovaniya sovremenny`x cifrovy`x texnologij // Russian Economic Bulletin. 2019. T. 2. № 5. S. 15-19.
  9. Shobonova L.YU. Sushchnost’ i struktura meta professional’noy kompetentsii prepodavatelya inostrannogo yazyka v neyazykovom vuze // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsial’naya rabota. Yuvenologiya. Sotsiokinetika. 2010. T. 16. № 3. S. 69-73.
  10. Shobonova L.YU., Golubeva O.V., Grigoryan K.M., Mukhina Ye.S., Golubev A.A. Znachimost’ roli izucheniya angliyskogo yazyka v zhizni i professii sovremennoy molodezhi // Innovatsionnaya ekonomika: perspektivy razvitiya i sovershenstvovaniya. 2019. № 7 (41). S. 169-174.
  11. Sundeeva L.A., Lukina E.V., Shobonova L.Y., Kutepova L.I., Smirnova Z.V. Forms and teaching methods in the system of continuing professional education // Propositos y representaciones. 2021. T. 9. № S1. S. e806.

Для цитирования: Хайбулина Д.Р., Кoпица В.Н., Булганина С.В., Тихонова Н.А., Кузовлева А.А. Исследование конкуренции онлайн-школ английского языка и изучение спроса на образовательные услуги // Московский экономический журнал. 2022. № 5. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-5-2022-40/

© Хайбулина Д.Р., Кoпица В.Н., Булганина С.В., Тихонова Н.А., Кузовлева А.А., 2022. Московский экономический журнал, 2022, № 5.